СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Содержание обучения.
Тематический план.
Материально – техническое обеспечение.
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы человека», для детей с
умеренной умственной отсталостью третьего года обучения составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026.
Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Изучение предмета призвано решать следующие задачи:
―формирование естествоведческих знаний;
―формирование умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром;
―накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации;
―закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизация знаний и накопление опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально
волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
— полисенсорности восприятия объектов;
— практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
— накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
2
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения
проблемных ситуаций и т.п.;
— закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания
в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
— постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоя- тельной
организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное
поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий
для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми
объектами и явлениями.
Место курса «Мир природы и человека» в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» является частью предметной области
«Естествознание», относится к обязательной части учебного плана. Предмет
изучается с 1 по 4 класс.
В 3 классах из учебного плана выделяется 34ч. (1 час в неделю).
2.
Планируемые результаты освоения
содержания рабочей
программы.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих предметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Мир природы и
человека» относятся:
1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
3) умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик
– ученик, ученик – класс, учитель класс);
4) использование принятых ритуалов социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
5) умение обращаться за помощью и принимать помощь;
6) понимание инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности;
7) сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
3
9) активное участие в деятельности по предложенному плану в общем темпе;
10) адекватное использование ритуалов школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из за парты и т. д.)
11) умение работать с учебными принадлежностями
12) соблюдение порядка на рабочем месте;
13) представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;
14) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
15) ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым
организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
16) ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
17) элементарные представления об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
17) любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России;
18) элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о
ближайшем окружении и о себе;
19) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
20) уважение к защитникам Родины;
21) положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
22) элементарные представления о национальных героях и важнейших
событиях истории России и её народов;
23) интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в
жизни России, Красноярского края, города Красноярска
24) представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»,
касающиеся жизни в семье и в обществе;
25) представления о правилах поведения в общеобразовательной
организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на
природе;
26) уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
27) умение видеть красоту природы и человека;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях;
- название сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
- знание требований к режиму дня школьника;
- отнесение изученных объектов к определённым группам (видо-родовые понятия);
- составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об
изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
- представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
4
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учётом
возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного;
- выполнение задания без текущего контроля учителя(при наличии предваряющего
и итогового контроля), адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
3.
Содержание обучения.
Сезонные изменения
Временные изменения. -2ч
День. Ночь. Вечер. Утро. Дни недели рабочие и выходные, порядок следования.
Неделя и месяц. Время суток на циферблате часов. Определение времени по часам с
точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Времена года. 6ч
Осень, зима, весна, лето раннее и позднее, середина сезона. Основные признаки
каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Календарь. Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году начиная с января. Значение солнечного тепла и света. Смена времён
года. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том
числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе.
Температура воздуха (тепло-холодно, жара, мороз,.. замеры температуры),
осадки (снег, дождь, иней, град), ветер (холодный тёплый, сила и направление ветра),
солнце (яркое - тусклое, греет, светит), облака, тучи, гроза, состояние водоёмов (лужи
покрылись льдом, тёплая - холодная), почва (сухая, влажная, заморозки). Солнце.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь животных в разное время года (звери, птицы, рыбы, насекомые). Сбор
листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Весенний сбор веток для гнездования.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (гололёд, жара).
Неживая природа.2ч
Земля: песок, глина, камни. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов: внешний вид, наиболее существенные и заметные
свойства, место и значение в природе и жизни человека. Элементарные сведения о
Земле, как планете.
Живая природа.16ч
Растения.
Растения культурные.
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня
5
картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу.
Хранение их зимой. Первичные представления о способах размножения (на примере
гороха, фасоли).
Арбуз, дыня, тыква. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор
семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Тополь, рябина. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол,
ветви, листья.
Семена тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние.
Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Растения комнатные. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за
комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная
расстановка растений в классе).
Растения дикорастущие.
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан
или другие.
Наблюдения за появлением первых цветов. Беседа о раннецветущих растениях нашего
края.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза,
приносимая людям. Забота и уход за животными. Скотный двор, ферма.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Место и значение в жизни человека. Роль в природе.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем
покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Помощь птицам
зимой и весной в период гнездования (сбор веток для гнёзд).
Птицы перелетные и зимующие на примере наблюдения за птицами.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и
утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид.
Где живут.
Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему
виду.
Охрана природы.
Наблюдение за жизнью животных в природе. Ознакомление с видами
помощи диким животным и птицам. Ознакомление с правилами ухода за домашними
животными.
Человек.-4ч
Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы
(назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши.
Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи.
Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык.
Назначение зубов, уход за зубами.
Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание:
овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества. Улица, на которой расположена школа. Дома,
тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов.
Школьный и домашний адрес.
6
Магазины (промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.).
Краеведческий музей. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей,
работающих в учреждении. Правила поведения в учреждениях.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (маршрутные
такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.
Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие национальности. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей
страны (День Победы, Масленица, День космонавтики, день Учителя). Великие люди
страны или края. Деньги нашей страны.
Безопасное поведение.4 ч
Предупреждение заболеваний и травм. Одевание по погоде. Предупреждение
вирусных заболеваний (предупреждение контактов с больными людьми). Поведение
во время простуды (постельный режим, соблюдение назначений врача, изоляция
больного, проветривание, отдельная посуда).
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния
(что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе. Правила поведения в зоопарке, в лесу.
Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице. Поведение в
общественном транспорте. Правила безопасного использования учебных
принадлежностей. Практическая работа с инвентарём для уборки класса. Правила
обращения с горячей водой в чайнике. Телефоны первой помощи.
7
№
1
Раздел. Тема
урока.
4. Тематический план
Основные виды деятельности обучающихся на уроке и
электронные учебно-методические материалы
Лето. Признаки
лета. Месяцы
лета.
Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением.
Вступать в контакт и работать в коллективе. Работать с
учебными принадлежностями.
Называть признаки лета, знать и называть летние месяцы по
порядку.
Мин. уровень: узнавание и называние на иллюстрациях,
фотографиях летних месяцев.
Дост. уровень: узнавание и называние признаков лета, знать
названия летних месяцев, называние летних месяцев по порядку.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
2 Растения и
Положительное отношение к окружающей действительности.
животные летом. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Работать с информацией.
М.: иметь представления о жизни растений и животных в летний
период.
Д.: составление рассказа по иллюстрациям о летнем лесе, о
жизни растений и животных в летнем лесу. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
3 Осень. Признаки Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
осени. Месяцы
Формировать интерес к учению.
осени.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Экскурсия в
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
природу.
Знать названия осенних месяцев, порядок их следования,
основные признаки осени.
М.: Отгадывание загадок об осени. Узнавание и называние на
иллюстрациях , фотографиях осенних месяцев.
Д.: Умение видеть осенние изменения в природе,
самостоятельно называть их. Знание названия осенних месяцев,
называние месяцев по порядку. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
4 Растения и
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
животные осенью. единстве его природной и социальной частей.
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия.
Работать с информацией в учебнике и дополнительной
литературе (сказки, героями которых были животные) М.:
Составление повествовательного или описательного рассказа из
3-5 предложений о растениях осенью по предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о растениях и
животных осенью по иллюстрации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
8
Дата
5 Растения сада и
огорода.
Растения леса.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Уметь называть, распознавать, определять по признакам,
различать растения сада, огорода и леса, находить их на
картинках.
М.: Отнесение изученных растений к определённым группам:
растения сада, растения огорода, растения леса. Уметь различать
фрукты и овощи, выделять их признаки, находить их на
картинках.
Д.: Описание формы и цвета растений сада и огорода.
Отнесение изученных растений к определённым группам:
растения сада, растения огорода, растения леса. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
9
6
Занятия людей
осенью.
7
Дикие животные.
8
Домашние
животные.
9
Способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Умение вступать в контакт и работать в коллективе. Активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
Узнавать и называть занятия людей осенью.
М.: Составление предложений о занятиях людей осенью.
Д.: Составление описательного рассказа по картинке о занятиях
людей осенью. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Формировать основы экологической культуры.
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия.
Работать с информацией учебника: рассматривание
иллюстраций, нахождение и называние диких животных. М.:
Составление повествовательного или описательного рассказа из
3-5 предложений о диких животных по предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о диких животных.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
Формировать основы экологической культуры. Сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с информацией учебника: рассматривание
иллюстраций, нахождение и называние домашних животных.
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о домашних животных по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о домашних
животных. Нахождение и называние диких и домашних
животных на иллюстрациях. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Неживая природа. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
Солнце в разные единстве её природной и социальной частей.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
времена года.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Узнавать и называть солнце, как объект неживой природы.
М.: Нахождение иллюстраций с изображением солнца в разные
времена года.
10
Д.: Составление мини-рассказов по картинкам «Солнце в разные времена
года». Работа с презентациями в формате PowerPoint
10 Воздух.
Значение
воздуха.
Термоме
тр.
Формировать интерес к учению.
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия.
Работать с информацией в учебнике, рассматривание иллюстраций,
работать с натуральным объектом: термометр, знать значение воздуха,
название прибора: термометр.
М.: Представления о назначении термометра.
Д.: Рассказ по вопросам учителя о значении воздуха и назначении
термометра. Работа с презентациями в формате PowerPoint
11 Ветер.
Направле
ние
ветра.
Экскурси
я.
Формировать основы экологической культуры. Готовность к безопасному
и бережному поведению в природе и обществе. Формировать интерес к
учению. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Слушать и
принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану, контролировать и оценивать свои
действия.
Работать с информацией в учебнике. Наблюдение за изучаемым в
природе. Определение направления ветра . М.: Наблюдение наличия
ветра в естественных условиях. Д.: Наблюдение наличия ветра в
естественных условиях. Определение направления ветра. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и
принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Работать с
информацией учебника. Называть части растения. Описывать растения по
графическому плану. Различать растения (натуральные объекты и
рисунки).М.: Иметь представления о назначении растений. Называние
частей растений.
Д.: Описание растений по предложенному плану. Знание названий
изучаемых растений. Умение различать растения. Работа с презентациями
в формате PowerPoint
Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и
принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Узнавать и
называть плоды и семена.
М.: Иметь представления о назначении плодов и семян. Д.: Нахождение и
показ плодов и семян на картинке и в натуральном виде. Составление
предложений о значении плодов и семян. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Положительное отношение к окружающей действительности,
12 Растения
. Части
растений.
Сравнен
ие
растений.
13 Плоды и
семена.
14
Птицы.
Строение
11
птиц.
15 Виды птиц.
16 Зима. Признаки
зимы. Месяцы
зимы.
Экскурсия в
природу.
готовность к организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану.
Работать с информацией. Составлять описания птиц по
вопросам учителя и графическому плану.
М.: Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам «Что
делают птицы?», «Чем можно угостить птиц». Работать
с загадками о птицах.
Д.: Составлять предложения по сюжетным картинкам
самостоятельно . Составлять описания птиц по
вопросам учителя и графическому плану. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Формировать основы экологической культуры.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану.
Работать с информацией. Понимать учебную задачу
урока и стремиться её выполнить; рассматривать
иллюстрации учебника, извлекать из них информацию
о видах птиц.
М.: Иметь представления о разных видах птиц.
Д.: Сравнивать части тела различных видов птиц;
узнавать птиц на рисунке, определять виды птиц.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
Формировать основы экологической
культуры.
Готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе. Формировать интерес к учению.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность. Знать названия зимних месяцев, порядок
их следования, основные признаки зимы.
М.: Отгадывание загадок о зиме. Узнавание и
называние на иллюстрациях , фотографиях зимних
месяцев.
Д.: Умение видеть зимние изменения в природе,
самостоятельно называть их. Знание названия зимних
месяцев, называние месяцев по порядку. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
12
17 Растения и
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
животные зимой. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с информацией в учебнике и дополнительной
литературе (сказки, героями которых были животные зимой)
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о растениях зимой по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по
содержанию изученного, проявление желания рассказать о
растениях и животных зимой по иллюстрации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
18 Зимующие птицы. Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
Обращаться за помощью и принимать помощь. Активно
участвовать в деятельности.
Работать с информацией.
М.: Узнавание и называние зимующих птиц на
иллюстрациях. Кормление зимующих птиц.
Д.: Узнавание и называние зимующих птиц на
иллюстрациях и в натуральном виде в естественных
условиях. Кормление зимующих птиц. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
19 Занятия людей
зимой.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Обращаться за помощью и принимать помощь. Активно
участвовать в деятельности.
Узнавать и называть занятия людей зимой на иллюстрациях..
М.: Составление предложений о занятиях людей зимой.
Д.: Составление описательного рассказа по картинке о
занятиях людей зимой.. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
20 Человек.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ
Дыхание
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
человека Болезни результат, бережному отношению к материальным и
органов дыхания. духовным ценностям.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с информацией из учебника. Знать название
органов дыхания, болезни органов дыхания.
М.: Называние на иллюстрациях органов дыхания.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по
содержанию изученного, нахождение на картинках органов
дыхания. Знание названий болезней органов дыхания.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
13
21 Правила
профилактики
болезней органов
дыхания.
Формировать интерес к учению.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знание основных правил профилактики болезней органов
дыхания.
М.: Представления об элементарных правилах
профилактики болезней органов дыхания.
Д.: Знание некоторых правил профилактики болезней
органов дыхания, называние их. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
22 Профилактика
Формировать основы экологической культуры. Готовность к
простудных
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
заболеваний. Экс Формировать интерес к учению.
курсия в
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
мед.блок.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знание основных правил профилактики простудных
заболеваний.
М.: Представления об элементарных правилах
профилактики простудных заболеваний.
Д.: Знание некоторых правил профилактики простудных
заболеваний, называние их.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
23 Окружающая
среда и здоровье
человека.
24 Кровь. Сердце.
Пульс.
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану.
Работать с информацией. Делать простейшие выводы о
влиянии окружающей среды на здоровье человека.
М.: Иметь представления о влиянии окружающей среды на
здоровье человека.
Д.: Иметь представления о взаимосвязях между окружающей
средой и здоровьем человека. Составление рассказа по
вопросам учителя об окружающей среде. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знакомство с понятиями: кровь, сердце, пульс. Знание
значения крови. Нахождение на иллюстрациях и таблицах
кровеносных сосудов, сердца. Определение пульса.
М.: Иметь элементарные представления о значении крови,
сердца.
Д.: Знание значения крови. Нахождение на иллюстрациях и
таблицах кровеносных сосудов, сердца. Определение пульса.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
14
25 Питание
человека.
Молочные,
мясные и
сухие
продукты.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знание правил питания человека, необходимости питания,
полезных продуктов питания.
М.: Узнавание и называние на иллюстрациях и в натуральном
виде продуктов питания.
Д.: Знание правил питания человека, необходимости питания,
полезных продуктов питания. Умение различать молочные,
мясные и сухие продукты питания. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
26 Весна.
Признаки
весны.
Положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому
её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Называть признаки весны. Определять по признакам время года.
М.: Узнавание на иллюстрациях весеннее время года.
Д.: Название признаков весны. Составление рассказа «Весна
пришла». Определять по признакам время года.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
27 Сезонные
изменения в
природе.
Экскурсия.
Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Формировать интерес к учению.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Наблюдение и называние сезонных изменений в природе в
естественных условиях.
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений по предложенному плану об
изменениях в природе.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о сезонных
изменениях. Работа с презентациями в формате PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знать названия весенних месяцев, порядок их следования,
основные признаки весны.
М.: Отгадывание загадок о весне.. Узнавание и называние на
иллюстрациях , фотографиях весенних месяцев.
Д.: Умение видеть весенние изменения в природе,
самостоятельно называть их. Знание названия весенних месяцев,
называние месяцев по порядку. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
28 Месяцы
весны.
15
25
29 Растения
весной.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве её природной и социальной частей.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Работать с информацией в учебнике, рассматривание
иллюстраций и называние растений в весенний период.
М.: Составление повествовательного или описательного рассказа
из 3-5 предложений о растениях весной по предложенному
плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о растениях весной
по иллюстрации. Работа с презентациями в формате PowerPoint
30 Животные
весной.
Положительное отношение к окружающей действительности.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Работать с информацией в учебнике и дополнительной
литературе (сказки, героями которых были животные весной)
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о животных весной по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о животных весной
по иллюстрации. Работа с презентациями в формате PowerPoint
31 Птицы
весной.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности.
Работать с информацией.
М.: Узнавание и называние перелётных птиц на иллюстрациях.
Кормление птиц ранней весной..
Д.: Узнавание и называние перелётных птиц на иллюстрациях и
в натуральном виде в естественных условиях. Кормление птиц.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
16
32 Занятия людей
весной.
33 Веселый май.
- 34 Экскурсия.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану, контролировать и
оценивать свои действия.
Узнавать и называть занятия людей весной на
иллюстрациях.. М.: Составление предложений о занятиях
людей весной.
Д.: Составление описательного рассказа по картинке о
занятиях людей весной. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Формировать
основы
экологической
культуры.
Готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе. Формировать интерес к учению.
Формировать умение слушать и вступать в диалог. Уметь
соблюдать правила поведения на экскурсии,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Отгадывать загадки о весне. Видеть и называть признаки
весны. Отвечать на вопросы учителя. Называть весенние
месяцы по порядку. Анализировать объекты природы с
целью выделения признаков.
М.: Уметь соблюдать правила поведения на
экскурсии, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками.
Д.: Анализировать объекты природы с целью выделения
признаков. Уметь соблюдать правила поведения на
экскурсии, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками.
17
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы , «Мир природы
и человека» в 2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации Москва Просвещение, 2018.
2. Рабочая тетрадь. 3 класс. (VIII вид). (выпуск 2014 г.). Матвеева Н.Б., Попова М.А.
3. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева
Н. Б., Попова М. А.
18