РП труд(технология)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Труд (технология)», для детей с умеренной
умственной отсталостью третьего года обучения составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся с умеренной,
умственной отсталостью, с к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
✓
формирование навыков работы с различными инструментами и
оборудованием;
✓
обучать практическим навыкам и приёмам ручного ткачества;
✓
знакомить с основами рисунка и построения композиции;
✓
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных
изделий.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся
в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и
нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно
формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к
разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к
результатам своего труда.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового
процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит
формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного
изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и
материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
В программу по предмету " Труд (технология) " 3 класса включены разделы "
Декоративные орнаменты", "Плетение из бумажных полос" "Ручное ткачество». В
ходе работы с текстильными материалами детей с умеренной умственной отсталостью и
направленна на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия,
пространственной ориентировки. Ручное ткачество – это процесс создания ткани
на ручном станке или с помощью других приспособлений методом перекрестного
переплетения двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно.
В 3-4 классе осваивается самое простое ткачество на рамках.
Ручное ткачество очень доступно для восприятия ребенком: простота исполнения,
яркость, красота и естественность. Для детей ткачество — это еще и разновидность игры,
ведь именно играя, они познают окружающий мир и многому учатся. Обучение учащихся
с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не
требующую от обучающихся усвоения и применения даже самых элементарных
правил.
Виды деятельности на уроках: дидактическая игра, слушание объяснений
учителя; просмотр учебных фильмов; опрос, практические упражнения; работа с
раздаточным материалом; выполнение практических заданий
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Труд (технология)» входит в обязательную часть учебного
плана – предметная область «Технология». Реализация рабочей программы учебного
предмета рассчитана на 68 часа, 2 часа входят в часть, формируемую участниками
образовательных отношений в 3 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34
2

недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Труд (технология)» (ручное ткачество) 3 класс Предметные результаты:
✓
Овладения приемами построения орнамента
✓
Овладение техникой плетения из бумажных полос
✓
Овладение доступными трудовыми навыками: завязывание узелков,
наматывание ниток на шаблон, переплетение шнурков
✓
Овладение элементарными навыками работы с ножницами: разрезание листа
бумаги на полосы
✓
Умение выполнять несложных видов работ на ручном станке (раме)
Личностные результаты:
✓
Умение принимать физическую помощь со стороны учителя в процессе
выполнения какого-либо практического действия.
✓
Практическое понимание выполняемых действий.
Показатели уровня успешности по предмету:
➢
Усвоил
➢
Частично усвоил
➢
Не усвоил
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методические средства обучения. Список литературы (основной)
Федеральная адаптированная
основная
общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральный государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Список литературы (дополнительный)
➢
Бобби Ирвин, Коврики своими руками, М., «Контэнт», 2006
➢
Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009
➢
Хромова С.А. Гобелены. – М.: Профиздат, 2008
Дидактический материал
➢
комплекты демонстрационных и раздаточного материалов;
➢
пиктограммы
с
изображениями
действий,
операций,
алгоритмов работы
с
использованием
инструментов и оборудования;
➢
примеры (образцы) народных орнаментов, презентации;
➢
ручные ткацкие станки (рамки);
➢
карандаши (простые, цветные), цветная бумага, картон, маркеры;
➢
разные виды ниток и шнурков;
➢
ножницы.
Содержание учебного предмета.
Раздел "Декоративные орнаменты"
Ознакомление с особенностями построения композиции различных видов
орнамента в полосе, круге, квадрате. Построение композиции различных видов орнамента
в полосе, круге, квадрате.
Раздел " Плетение из бумажных полос"
Отрывание полос бумаги. Плетение из бумажных полос. Отрезание полос из
бумаги по намеченным линиям. Соблюдение чередования полос по цвету с опорой на
схему. Соблюдение правил работы с ножницами.
Раздел "Ручное ткачество".
Различение нитей. Завязывание шнурка узлами. Переплетение двух шнурков.
Украшение изделия декоративным материалом. Соблюдение последовательности
3

действий при изготовлении изделия.

4

Выполнение плетения на ручном ткацком станке (рама). Плетение по
схеме.
Снятие полотна со станка. Украшение изделия декоративным материалом.

Учебно-тематический план программы " Труд
(технология)" (3 класс)
№

Наименование разделов программы

Кол-во часов

1.

Декоративные орнаменты

4

2.

Плетение из бумажных полос

39

3.

Ручное ткачество

19

4.

Повторение

6

Тематическое планирование по предмету " Труд (технология)"
3 класс на 2024-2025 учебный год
№ урока
1

Тема урока

Содержание урока

Узоры и орнаменты

Рассматривание

образцов

узора.

Выкладывание узоров из геометрических
фигур

по

образцу,

упражнение

"

Раскрась орнамент"
2

Орнамент на полосе

Составление орнамента из разноцветных
фетровых цветов на полосе

3

Орнамент в квадрате

Выполнение

практической

работы-

чередовать элементы с опорой на образец
раскрашивание узора.
4

Орнамент в круге

Выполнение

практической

работы-

чередовать элементы с опорой на образец
5

Отрывание полосок бумаги – Выполнение технологических приемов осенняя туча

отрывание

полосок

бумаги.

Приклеивание полос бумаги к готовому
5

шаблону
6

Отрывание

полосок

бумаги

- Выполнение

лучи для солнышка

отрывание

практической
вертикальных

работы-

полосок

и

приклеивание их к готовому шаблону
7

Отрывание

полосок

бумаги

- Сортировать

яркие цветы

бумагу

по

цветам.

Выполнение практических действий отрывание

бумажных

полос

и

приклеивание к кругам из картона.
8

Отрывание

полосок

бумаги

- Выполнение
отрывание

хвостик для рыбки

практической
вертикальных

работы-

полосок

и

приклеивание их к готовому шаблону
9

Разрезание бумаги на полоски

Правила

работы

с

ножницами,

упражнения в использовании ножниц,
практические

действия

в

разрезании

бумаги на полоски
10

Упражнения

в

разрезании Показ на картинках этапах работы с

бумаги по опорным линиям на ножницами,
полоски

правила

пользования

с

ножницами, практические действия с
ножницами

11

Техника плетения из полосок Выполнение практических действий по
бумаг

показу, рассматривание готовых изделий.
Группировка бумажных полосок по цвету

12

Разноцветная

салфетка Рассматривание

(бумажное плетение)

готового

образца,

дифференциация цветных полосок по
цвету, выполнение практической работы

13

Дорожка из полосок бумаги

Рассматривание

готового

образца,

сортировка цветных полосок по цвету,
выполнение практической работы
14

Коврик из бумажных полос

Подбор полосок из бумаги по цвету с
опорой

6

на

образец,

выполнение

практической работы
15

Плетение из полос бумаги - Выполнение практической работы в
листики

технике плетения из бумажных полос,
рассматривание образцы переплетений
(полотняное, саржевое, сатиновое,
атласное)

16

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание готового образца, подбор

цветок

цветной

бумаги,

рассматривание

алгоритма действий при изготовлении
работы, беседа с показом основных
правил

работы

с

ножницами,

рассматривание картин, иллюстраций с
изображением цветка, разрезание листа
бумаги

на

полоски,

практической

работы

выполнение
-

соединение

деталей изделия плетением
17

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание готового образца, подбор

яблоко

цветной

бумаги,

рассматривание

алгоритма действий при изготовлении
работы, беседа с показом основных
правил

работы

с

ножницами,

рассматривание картинок, иллюстраций с
изображением яблони, рассматривание и
обследования муляжа яблока, разрезание
листа бумаги на полоски, выполнение
практической

работы

-

соединение

деталей изделия плетением
18

Плетение из полос бумаги - Рассматривание готового образца, подбор
огурец

цветной

бумаги,

рассматривание

алгоритма действий при изготовлении
работы, беседа с показом основных
правил

работы

рассматривание
7

с

ножницами,
картинок,

рассматривание и обследования муляжа
огурец,

разрезание листа бумаги на

полоски,

выполнение

практической

работы - соединение деталей изделия
плетением
19

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание готового образца, подбор

гриб

цветной

бумаги,

рассматривание

алгоритма действий при изготовлении
работы, беседа с показом основных
правил

работы

с

ножницами,

рассматривание картинок с изображением
мухомора.

Просмотр

обучающего

видеоролика о грибах, разрезание листа
бумаги

на

полоски,

практической

работы

выполнение
-

соединение

деталей изделия плетением
20

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

лукошко

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание

лукошка.

Просмотр

обучающего

видеоролика

об

изготовлении и назначении лукошка,
разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
21

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

дерево

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание
деревьев,
разные
8

изображений

просмотр
породы

разных

слайд-шоу

деревьев,

про

разрезание

листа бумаги на полоски, выполнение
практической

работы

соединение

-

деталей изделия плетением
22

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

рыбка

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание

изображений

рыб,

просмотр слайд-шоу про аквариумных
рыбок,

разрезание

полоски,
работы

листа

выполнение
-соединение

бумаги

на

практической

деталей

изделия

плетением
23

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

медуза

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание

изображений

медузы,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
24

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

ваза

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание

изображений

ваз,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
25

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

тарелка

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
9

рассматривание

тарелок,

разрезание

листа бумаги на полоски, выполнение
практической

работы

соединение

-

деталей изделия плетением
26

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

кекс

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
бумаги

на

полоски,

практической

работы

выполнение
соединение

-

деталей изделия плетением
27

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание готового образца, подбор

панамка

цветной бумаги,

рассматривание

алгоритма действий при изготовлении
работы, беседа с показом основных
правил

работы

рассматривание

с

ножницами,

изображений

панам,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
28

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

чемодан

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание
чемоданов,

изображений

подбор

цветной

бумаги,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
29

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

лампа

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
10

подбор цветной бумаги, разрезание листа
бумаги

на

полоски,

практической

работы

выполнение
-

соединение

деталей изделия плетением
30

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

зайчик

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание

изображений

зайца,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
31

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

щенок

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание

изображений

щенка,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
32

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

поросенок

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание изображений

поросят,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
33

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

корова

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание изображений
11

коровы,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
34

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

тигр

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание
просмотр

изображений

презентации

тигра,

про

тигра,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
35

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

обезьяна

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание изображений обезьяны,
просмотр презентации про

обезьяну,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
36

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

жук

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
рассматривание
просмотр

изображений

презентации

про

жука,
жука,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
37

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

бабочка

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
12

основных правил работы с ножницами,
рассматривание

изображений

бабочек.

Просмотр слайд-шоу про разных бабочек,
подбор цветной бумаги, разрезание листа
бумаги

на

полоски,

практической

работы

выполнение
соединение

-

деталей изделия плетением
38

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

шмеля

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
просмотр

изображений

шмеля,

разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
39

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

машина

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
просмотр

презентации

"Наземный

транспорт", разрезание листа бумаги на
полоски,

выполнение

практической

работы - соединение деталей изделия
плетением
40

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

пароход

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
просмотр

изображений

кораблей,

просмотр

презентации

"Водный

транспорт" разрезание листа бумаги на
полоски,

выполнение

практической

работы - соединение деталей изделия
13

плетением
41

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

воздушный шар

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
просмотр

презентации

"Воздушный

транспорт", просмотр готового образца,
разрезание листа бумаги на полоски,
выполнение

практической

работы

-

соединение деталей изделия плетением
42

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

ракета

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
просмотр

презентации

транспорт",
образца,
полоски,

"Космический

рассматривание

готового

разрезание листа бумаги на
выполнение

практической

работы - соединение деталей изделия
плетением
43

Плетение из бумажных полосок -

Рассматривание

готового

образца,

гнездышко

рассматривание алгоритма действий при
изготовлении работы, беседа с показом
основных правил работы с ножницами,
просмотр

презентации

"Птицы

и

птенцы",

рассматривание готового

образца,

разрезание листа бумаги на

полоски,

выполнение

практической

работы - соединение деталей изделия
плетением
44

Нитки. Назначение ниток

Познакомить со свойствами и
качествами ниток.
14

Рисование

"Цветные клубочки"
45

Какие бывают нитки

Сортировка ниток по цвету, качеству.
Аппликация из ниток

46

Наматывание ниток на катушку

Выполнение практической

работы по

подражанию
47

Наматывание ниток на шаблоны

Выполнение практической работы по
подражанию

48

Сматывание клубков

Сортировка клубков по цвету и величине,
практическая работа

49

Завязывание узелков

Выполнение практической работы по
подражанию - завязывание узелков на
шнурках

50

Тренировочные упражнения по

Выполнение практической работы по

завязыванию узелков

подражанию

завязывание

узелков

на

шнурках
51

Связывание двух шнурков узлом

Отработка навыка связывание шнурков
узлом

52

Плетение из двух шнурков

Простейшие способы плетения, методом
свивания (модуль «свив»). Выполнение
практической работы

53

Свивание из двух шнурков

Рассматривание

игрушек

из

ниток,

сортировка ниток по цвету. Выполнение
практической работы из шнурков
54

Разноцветные косички из трех

Выполнение

практической

работы

шнурков

плетение трех разных цветов шнурков,

-

подбор цвета шнурков с опорой на
образец.
55

Переплетение нитками бумажной

Знакомство

коробочки

нитями надрезов на бумажной коробочке

15

с техникой

переплетения

56

Плетение нитками - корзиночка

Выполнение

практической

переплетение

нитями

работы

надрезов

на

бумажной основе
57

Что такое ручное ткачество

Просмотр презентации о ткачестве, видов
ткацких станков и изделий

58

Ткацкая рама

Рассматривание ручного ткацкого станка
и

готовых

изделий.

Формировать

представление о технике и технологии
ткачества;

знакомить

с

техникой

плетения
59

Дорожки из ниток

Ознакомление с техникой плетения на
раме.

Учить

плести,

начиная

с

натягивания нитей на деревянный каркас
(рамку) в виде сетки, которая служит
основой.
60

Разноцветные дорожки.

Натягивание разноцветных ниток на раму

61

Плетение на раме. Узор из нитей

Переплетение натянутых нитей основы

и бумажных полос

бумажными полосками

Плетение на раме. Узор из нитей

Переплетение натянутых нитей основы

и лент

текстильными лентами

Ткачество на раме

Ознакомление

62

63

с

элементарными

навыками ткачества из ниток, способом
продевания нити «над» и «под» основой
64

Ткачество на раме - коврик

Ознакомление

с

элементарными

навыками ткачества коврика из ниток,
способом продевания нити «над» и «под»
основой
65

Украшение

коврика Построение узора, чередуя или повторяя

декоративными деталями

элементы.

Подбор

декоративных украшений

16

различных

66

Повторение.

Составление

орнаментов

Практические действия по обобщению и
закреплению

изученных

разделов

программы.

Выполнение

игровых

заданий.
67

Повторение.

Плетение

из Практические действия по обобщению и

бумажных полос

закреплению

изученных

разделов

программы.

Выполнение

игровых

заданий.
68

Повторение. Плетение на раме

Практические действия по обобщению и
закреплению

изученных

разделов

программы.

Выполнение

игровых

заданий

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».