СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Содержание обучения.
Тематический план.
Материально – техническое обеспечение.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение», для детей с умеренной умственной
отсталостью третьего года обучения составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022 г. № 1026.
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из
важнейших средств в этом процессе является музыка. Задача педагога состоит в том, чтобы
музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира,
развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых
произведений.
Музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как
средство социализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
На уроках музыки дети имеют возможность упражняться на разных инструментах:
ударных, струнных, духовых и различных шумовых. Они учатся открывать звуки в различных
предметах, понимать их различие по тембру и характеру.
Цель:
развития музыкальных возможностей учащихся с проблемами в развитии в процессе
освоения различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
✓ пробуждение речевой активности учащихся;
✓ пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
✓ формирование музыкально-ритмические движений;
✓ формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе
восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки;
✓ обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
Согласно учебному плану на уроки музыки и движение в 3 классе отводится 2 часа в
неделю, 68 часов в год.
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью свойственна недостаточность
сформированности познавательных процессов. Мышление школьников тугоподвижное,
неспособное к образованию отвлеченных понятий. Общая осведомленность и социально- бытовая
ориентация ниже нормы. У обучающихся класса отмечается низкая учебная мотивация, активности
в обучении не проявляют.
2
Понимание речи ограничено, у большинства учащихся речь практически отсутствует,
можно предположить, что это связано с поражением речевых зон коры головного мозга, некоторые
обучающиеся используют в речи отдельные слова. У школьников двигательное недоразвитие
проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. Для
других
школьников
характерна
повышенная
подвижность,
которая
сочетается
с
нецеленаправленностью, беспорядочностью.
У всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью
и отвлекаемостью. У школьников наблюдается отставание в развитии зрительного, слухового,
тактильного и других анализаторов. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В
процессе восприятия не проявляют активность, нет умения выделять, детали или особенности
воспринимаемого и сравнивать их с такими же у другого предмета. Учащиеся не могут
анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса. Школьники не могут расположить
по порядку картинки, объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего.
Для учащихся класса характерны наиболее типичные особенности личности умеренно
умственно отсталых - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к
подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности.
Имеющиеся
нарушения
сказываются
в
отсутствии
эмоционального
многообразия,
недифференцированности чувств, а также в их косности и тугоподвижности.
Коррекционная
направленность
реализации
программы
обеспечивается
через
использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных
условий, распределения содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей
класса. В связи с психофизическими особенностями детей с умеренной умственной отсталостью,
учащиеся не могут понять и усвоить объем материала в рамках одного урока, поэтому в рамках
реализации программы необходимо неоднократное повторение и закрепление пройденного
материала. Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным УМК. При
обучении детей с умеренной умственной отсталостью используется безотметочная система
обучения.
Содержание учебного предмета. Раздел «Слушание музыки».
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца
звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание
(различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии,
исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового
исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание)
оркестра (народных инструментов, симфонических), в исполнении которого звучит музыкальное
произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Раздел «Пение».
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание
отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций
припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с
соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к
песне.
Раздел «Движение под музыку».
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую.
3
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее
окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера.
Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание
или поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом.
Выполнение движений разными частями тела под музыку: "фонарики", "пружинка", наклоны
головы. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация
движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни.
Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и
быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку
(ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при
чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных
движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация
(исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Раздел «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по
звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии
игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном
инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Предполагаемые результаты освоения программы.
➢
Усвоил
➢
Частично усвоил
➢
Не усвоил.
Обучающийся должен уметь:
• слушать и понимать мелодии разных музыкальных жанров (марш, песня, вальс);
• узнавать и напевать мелодии знакомых песен;
• слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя;
• передавать простейшие ритмические движения: ходить, двигаться по кругу, парами;
• выполнять элементарные движения с предметами;
• выполнять простейшие танцевальные движения под музыку;
• узнавать и показывать музыкальные инструменты и выбирать их по звучанию;
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
1.
2.
3.
4.
Слушание музыки
Пение
Игра на музыкальных инструментах
Движения под музыку
Материально-техническое
оснащение
учебного
4
Количество
часов
22
15
10
21
предмета
«Музыка»
включает:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных
инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом,
составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с
обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения
высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для
определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также
игрушки-куклы, игрушки-животные. Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара,
барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок-флейты, палочки, ударные
установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты Карла Орфа.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для
наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов, ковролиновая и магнитная доски, ширма,
затемнение на окна. Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных
инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов;
фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст
песен.
5
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Основные вопросы
Обратная связь
I четверть
1
Здравствуй, школа!
2
«Начинаем перепляс» м.Соснина
3
«Осенняя песенка» - м. Д.
Васильева – Буглая, сл. А.
Плещеева.
«Лягушата с комаром» м.Филиппенко
4
Прослушивание музыкальных
произведений о школе.
Музыкально-ритмические движения
Повторение за
учителем
Выполнение
танцевальных
движений
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Прослушивание музыкальных
Пение
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
5
«Барабан» м.Кабалевского
Игры на музыкальных инструментах Игра на музыкальных
инструментах
6
Музыкально-ритмические движения
7
Ритмические хлопки
(прохлопывание счета,
фразы, имени).
Хлопки под музыку
8
«Полька» - м.Филиппенко
9
Игры на определение
характера музыки.
Выполнение
движений под
музыку
Музыкально-ритмические движения Повторение за
учителем
Повторение танцевальных движений Выполнение
танцевальных
движений
Слушание и узнавание музыкальных Различение на слух
звуков, мелодий и песен
10
Музыкальная игра
«Солнышко за тучкой»
Выполнение движений под музыку,
вместе с педагогом
11
Танец «Листики»
Выполнение движений под музыку,
вместе с педагогом
12
«Собираем урожай»
Хоровод-игра.
м.Насауленко.
Игра на колольчиках
Повторение хороводных движений
13
14
Игра на колокольчиках и
маракасах
Выполнение простейших
ритмических рисунков в
соответствии с музыкой
Выполнение простейших
ритмических рисунков в
соответствии с музыкой
6
Выполнение
танцевальных
движений
Выполнение
танцевальных
движений
Выполнение
танцевальных
движений
Игра на музыкальных
инструментах
Игра на музыкальных
инструментах
115
Осенний хоровод
116
Повторение изученного
материала
117
«Веселые колокольчики»
-м.Моцарта
118
119
Повторение хороводных движений
Выполнение
танцевальных
движений
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
II четверть
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
«Сказка о глупом мышонке» Слушание и узнавание музыкальных Слушание
- м.
звуков, мелодий и песен
музыкального
Максимовой
произведения
«Голубые санки» Игры на музыкальных инструментах Игра на музыкальных
м.Иорданского
инструментах
Образные движения под
музыку: идет медведь,
комарик летит, листочки
падают
Выполнение образных
движений (кукла хочет
спать, марш солдатиков,
девочка плачет).
Марш с остановками.
Музыкально-ритмические движения
Выполнение
танцевальных
движений
Музыкально-ритмические движения
Выполнение
танцевальных
движений
Музыкально-ритмические движения
223
«Маленькой елочке
холодно зимой» - м.М.
Карасева
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
Выполнение
танцевальных
движений
Пение
224
Музыкальная игра «Мы в
снежки играем»
Музыкально-ритмические движения
220
221
222
225
226
227
Выполнение
танцевальных
движений
«Как на тоненький ледок»
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
- р. н. п.
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Танец «Снежинки»
Выполнение движений под музыку, Выполнение
вместе с педагогом
танцевальных
движений
«Будет горка во дворе» - Прослушивание музыкальных
Слушание
муз. Т. Попатенко, сл. Е. произведений, подбор картинок,
музыкального
Авдиенко и др.
пропевание отдельных слогов, слов произведения
7
228
«К нам приходит Новый
год» - муз. В. Герчик, сл. З.
Петровой.
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
229
«То снежинки, как
пушинки» - м.
Филиппенко
Новогодний хоровод.
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Повторение хороводных движений
Слушание
музыкального
произведения
Прослушивание музыкальных
Пение
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
330
Пение
331
Повторение песен и
хороводов новогодней
тематики.
32
Повторение изученного
материала.
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
III четверть
33
«Васька-кот» - р.н.п.
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
Пение
34
«Как поет кукушка»
Попевка.
Пение
35
«Мы запели песенку» - м.
Рустамова
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание
отдельных слогов, слов
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
36
«Солнечный круг» м.Островского
37
Узнай песню по картинке.
38
«Футбольный марш» м.Блантера и др. марши
Игры на музыкальных инструментах Игра на музыкальных
инструментах
39
«Три подружки» м.Кабалевского
40
Игры на определение
характера музыки.
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Музыкально-ритмические движения Слушание
музыкального
произведения
Пение
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Прослушивание музыкальных
Различение на слух
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
8
41
Упражнения на
определение характера
музыки.
Игры на шумовых
инструментах
Слушание и узнавание музыкальных Различение на слух
звуков, мелодий и песен
43
"Солнышко" - муз. М.
Парцхаладзе, сл. Ю.
Семендера
Выполнение простейших
ритмических рисунков в
соответствии с музыкой
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
44
«Бравые солдаты» - муз. А.
Филиппенко, сл. Т.
Волгиной и др
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
Слушание
музыкального
произведения
45
Повторение танцевальных
движений (марш)
Выполнение движений под музыку,
вместе с педагогом
46
Игра на ударных
инструментах
47
«Пришла весна» - м.
Прописновой
Выполнение простейших
ритмических рисунков в
соответствии с музыкой
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
Слушание
музыкального
произведения
Игра на музыкальных
инструментах
48
Играем в оркестр.
42
49
Выполнение простейших
ритмических рисунков в
соответствии с музыкой
«Весною» - м. С. Майкапара Слушание и узнавание музыкальных
звуков, мелодий и песен
Игра на музыкальных
инструментах
Слушание
музыкального
произведения
Слушание
музыкального
произведения
Игра на музыкальных
инструментах
Слушание
музыкального
произведения
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Повторение хороводных движений
Слушание
музыкального
произведения
Прослушивание музыкальных
Слушание
произведений, подбор картинок,
музыкального
пропевание отдельных слогов, слов произведения
50
Слушание детских песен о
весне
51
Весенний хоровод.
52
«Веснянка» - укр.н.п.
53
«Кукушечка» - чешская н.п.
Игры на музыкальных инструментах Игра на музыкальных
инструментах
54
Повторение изученного
материала
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
IV четверть
9
55
56
57
58
«Уж как шла лиса по травке» Прослушивание музыкальных
Пение
- р.н.п.
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
«Ежик и барабан» - игра на Игры на музыкальных инструментах Игра на музыкальных
развитие ритма.
инструментах
Упражнения на
определение характера
музыки.
«Клоуны» м.Кабалевского
59
«Новая кукла» - м.
П.И.Чайковский
60
«Болезнь куклы» - м.
П.И.Чайковский
61
«Ромашки» - муз. Г.
Ребровой, сл. З.
Александровой.
"Солнечный зайчик" - муз.
В. Мурадели, сл. М.
Садовского
«Летний дождь» - муз. и сл.
Г. Вихаревой и др.
62
63
64
65
66
67
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Музыкально-ритмические движения Слушание
музыкального
произведения
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Слушание и узнавание музыкальных Слушание
звуков, мелодий и песен
музыкального
произведения
Прослушивание музыкальных
Пение
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
Слушание и узнавание музыкальных Пение
звуков, мелодий и песен
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
«Венок» - муз. Г. Фрида, сл. Прослушивание музыкальных
Н. Френкель.
произведений, подбор картинок,
пропевание
отдельных слогов, слов
Летний хоровод.
Повторение хороводных движений
Повторение. Игра на
Выполнение простейших
музыкальных инструментах. ритмических рисунков в
соответствии с музыкой
Повторение изученных
Прослушивание музыкальных
танцев и песен
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов,
повторение танцевальных движений
10
Слушание
музыкального
произведения
Пение
Слушание
музыкального
произведения
Игра на музыкальных
инструментах
Слушание
музыкального
произведения
68
Повторение изученного
материала.
Прослушивание музыкальных
произведений, подбор картинок,
пропевание отдельных слогов, слов
11
Пение