СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Содержание обучения.
Тематический план.
Материально – техническое обеспечение.
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность», для детей с
умеренной умственной отсталостью третьего года обучения составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
В соответствии с учебным планом ОУ на 2024-2025 учебный год программа
рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю/34 учебные недели в году).
Цель
программы:
овладение
элементарными
изобразительными
и
графомоторными навыками, пространственными представлениями.
Задачи программы:
• формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной
деятельности;
• развитие интереса к деятельности и ее результатам;
• формирование потребности в отражении действительности доступными
изобразительными средствами (рисунок, аппликация, лепка);
• формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными
объектами, явлениями, событиями;
• обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
• развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых
объектов;
• обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях
окружающего мира;
• совершенствование
мелкой
моторики,
зрительно-двигательной
координации, координации движений обеих рук;
• формировать предметно-игровые действия учащихся;
• учить понимать соотносящиеся и указательные жесты;
• воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных
контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства
общения;
• развитие коммуникативной функции речи.
При разработке программы учитывался контингент детей школы. Мышление
школьников с умеренной умственной отсталостью тугоподвижное, неспособное к
образованию отвлеченных понятий. Общая осведомленность и социально-бытовая
ориентация ниже нормы. У детей отмечается низкая учебная мотивация, активности в
обучении не проявляют.
Понимание речи ограничено, у большинства речь практически отсутствует,
некоторые используют в речи отдельные слова.
Двигательное недоразвитие проявляется в однообразных движениях, замедленности
2
их темпа, вялости, неловкости. Для некоторых школьников, наоборот, характерна
повышенная подвижность, которая характеризуется нецеленаправленными и
беспорядочными действиями.
Почти у всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается
неустойчивостью и отвлекаемостью.
У многих школьников наблюдается отставание в развитии зрительного, слухового,
тактильного и других анализаторов. Предметы и явления воспринимаются в общих
чертах. Отсутствует умение выделять детали и характерные особенности
воспринимаемого предмета или объекта и сравнивать их с деталями и особенностями
другого.
Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких
дифференцированных движений пальцев.
Для учащихся характерны наиболее типичные особенности личности умеренно
умственно отсталых детей - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность
психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом,
неустойчивость в деятельности.
Изобразительная
деятельность
обладает
большими
развивающими
и
коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства
коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может
обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений
обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об
окружающем мире.
На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить
себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения,
доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник
позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью изобразительной
деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько
коррекционно-развивающие, воспитательные.
Для реализации коррекционной направленности программы учителем решаются
следующие задачи:
-Продумывание содержания, объема и степени сложности урока в соответствии с
возможностями всех учащихся и психофизических особенностей каждого ребенка;
- Неоднократное повторение и закрепление пройденного материала;
- Создание условий, которые дают возможность каждому школьнику работать в
своем темпе;
- Дифференцированный подход с учетом возможностей каждого ученика;
- Оказание помощи в выполнении заданий
- Контроль соблюдения правил безопасности работы и гигиены труда при
выполнении практических работ.
При
обучении
детей
с умеренной
умственной
отсталостью
используется безотметочная система обучения:
-Усвоил
-Частично усвоил
-Не усвоил
Межпредметные связи:
-Развитие речи и окружающий мир
-Графика и письмо
-Математические представления и конструирование
-Трудовое обучение
Разделы курса:
3
-Рисование
-Аппликация
-Лепка
Основные формы работы с учащимися:
индивидуальная работа;
фронтальная работа со всем классом.
урок с элементами игры;
урок, с элементами практического занятия.
Приемы и методы:
• совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию;
• действия школьников по образцу;
• действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и
обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
•
выполнение изображений
по
натуре
после
предварительного
тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
• предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по
словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек,
картинок и т. п.;
• соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с
последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
• наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми
объектами для последующего изображения их в процессе рисования, аппликации;
• обыгрывание предметов, определение их функционального назначения,
свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
• использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы
математических представлений, музыкально-ритмических занятий и др.).
Планируемые результаты освоения программы
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация,
рисование; использование различных изобразительных технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности: положительные
эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной
деятельности;
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать
результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях:
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих
работ,
для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
4
Содержание программы
Программа представлена в трех разделах:
Рисование
Развитие умения передавать в рисунке основную форму и цвет знакомых
предметов и их отдельных частей. Расположение изображений в листе бумаги. Уточнение
и обогащение зрительных представлений учащихся об окружающей действительности и
явлениях природы.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды.
Освоение приемов рисования красками: рисование всей толщиной кисти,
рисование кончиком кисти, примакивание.
Соблюдение
последовательности
действий при работе красками. Подбор цвета, соответствующего цвету изображения на
образце, иллюстрации, репродукции. Освоение приемов рисования графическими
материалами. Рисование точек, соединение точек. Развитие умения проводить прямые
вертикальные, горизонтальные и наклонные, дугообразные, волнистые, линии. Рисование
основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).
Составление объектов из геометрических форм. Закрашивание и штриховка
элементов рисунка с соблюдением контура. Штриховка слева направо, сверху вниз, по
диагонали. Рисование
силуэта предметов по контурным линиям (по опорным
штрихам, по трафарету, по шаблону, самостоятельно). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета.
Выполнение рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка).
Составление изображения из предложенных объектов, частей. Дополнение сюжетного
рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
Рисование на свободную тему. Развитие у учащихся воображения, памяти;
формирование умения выразить свой замысел в рисунке; изображение предметов по
представлению.
Рисование с использованием нетрадиционных техник: смешанные техники,
монотипия, "по сырому", рисование акварелью по заранее подготовленному восковому
контуру.
Аппликация
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для создания
аппликации (цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты). Выполнение
аппликации из готовых форм; обрывной аппликации. Использование в работе
предварительно нарисованных предметов и форм.
Разрезание бумаги ножницами. Вырезание по контуру. Отрывание, сминание
бумаги. Сгибание листа пополам (вчетверо, по диагонали).
Составление изображения из нескольких готовых деталей. Заготовка отдельных
деталей и сборка их между собой. Выкладывание мозаичного изображения внутри
заданного контура (обрывная аппликация).
Соблюдение последовательности действий при выполнении аппликации: рисование
эскиза на плотной основе; выбор цветов, соответствующих цветам изображаемых
предметов и их деталей; заготовка деталей; совмещение аппликационного изображения
объекта с его контурным изображением; расположение деталей изображения на
плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями (внизу, наверху, справа, слева, в центре, в углу); наклеивание изображений
и их деталей на плотную основу.
Лепка
5
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов для лепки: стека, скалка, валик, форма, подложка,
штамп. Развитие умения работать с пластилином, стекой и подложкой.
Применение разных приемов лепки: откручивание, отщипывание кусочка материала
от целого куска; разминание пластичного материала; скатывание, раскатывание,
сплющивание, размазывание; примазывание частей при составлении целого объемного
изображения; лепка предметов из целого куска материала; лепка изображения из
отдельных деталей. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание по шаблону
(внутри контура). Раскатывание на доске (в руках). Получение изображения путем
выдавливания формой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой. Выполнение
тиснения (пальцем, штампом, тканью). Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка.
Передача в объеме формы и пропорций несложных предметов и объектов. Лепка
предметов округлой формы и кубической формы. Лепка предметов одной формы, но
разных по величине и цвету.
Создание плоскостных изображений из пластилина по контуру предварительно
сделанного рисунка (пластилинография).
Лепка нескольких предметов, объединенных единым сюжетом.
Тематический план программы по предмету
«Изобразительная деятельность» 3 класс
(3 часа в неделю / 102 часа в год)
№
1.
2.
3.
Наименование разделов
Рисование
Аппликация
Лепка
Итого:
6
Кол-во часов
72
23
7
102
Тематическое планирование по предмету «Изобразительная
деятельность»
на 2024-2025 учебный год
№
Тема урока
урока
1
Рисование на свободную тему
Основные вопросы
4
Упражнения на ориентировку в листе.
Верх, низ, центр, углы.
Упражнения на ориентировку в листе.
Правая сторона, левая сторона.
Рисование грибов.
5
Композиция на тему «Грибы в лесу».
6
Рисование цветка.
7
Лепка цветов из пластилина.
Определение степени подготовленности к изобразительной
деятельности. Выполнение рисунков на тему, выбранную
учащимися. Совместное рисование.
Расположение изображений в разных частях листа.
Совместное рисование изображений. Штриховка.
Расположение изображений в заданных частях листа.
Совместное рисование изображений. Штриховка.
Прорисовывание контура грибов по опорным точкам. Работа
красками.
Выполнение аппликации из готовых форм. Наклеивание на
цветной фон.
Работа с трафаретами. Рисование по опорным точкам.
Штриховка.
Скатывание шариков разного размера. Сплющивание.
8
Работа на тему «Цветы на траве».
Аппликация из готовых форм. Наклеивание на цветной фон.
9
Рисование фруктов: яблоко, апельсин.
Рисование фруктов по опорным точкам, по трафаретам.
Штриховка. Определение формы и цвета предметов.
10
Рисование фруктов: лимон, груша,
слива.
Лепка фруктов из пластилина.
Рисование красками. Определение формы и цвета предметов.
2
3
11
12
13
Рисование овощей: помидор, лук,
морковь.
Рисование овощей: огурец, баклажан,
Скатывание из пластилина предметов округлой формы
разного размера и цвета.
Рисование овощей по опорным точкам, по трафаретам.
Штриховка. Определение формы и цвета предметов.
Рисование красками. Определение формы и цвета предметов.
7
Обратная связь
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия
Интерес к окружающему
миру.
Практические трудовые
навыки.
Интерес к окружающему
миру.
Практические трудовые
навыки.
Практические трудовые
навыки.
Анализ формы и цвета
предметов.
Анализ формы и цвета
предметов.
Анализ формы и цвета
предметов.
Анализ формы и цвета
предметов.
Анализ формы и цвета
14
картофель.
Лепка овощей из пластилина.
15
Работа на тему «Фрукты на тарелке».
Скатывание из пластилина предметов округлой формы
разного размера и цвета.
Аппликация из готовых форм. Наклеивание на цветной фон.
16
Работа на тему «Овощи на грядке».
Аппликация из готовых форм. Наклеивание на цветной фон.
17
18
Рисование дерева.
Работа на тему «Осеннее дерево».
19
20
Рисование осенних листьев.
Композиция из осенних листьев.
21
Работа на тему «Листопад».
22
24
Изображение предметов с помощью
геометрических фигур. Дом.
Изображение предметов с помощью
геометрических фигур. Корабль.
Рисование на свободную тему.
Обводка по опорным точкам. Штриховка.
Скатывание шариков из пластилина. Сплющивание. Создание
изображения на цветном фоне.
Рисование по опорным точкам. Штриховка.
Выполнение аппликации из готовых форм. Наклеивание
изображений на цветной фон.
Разрывание бумаги, наклеивание на основу. Создание
изображения внутри прорисованного контура.
Работа с трафаретами. Рисование по опорным точкам.
Штриховка.
Работа с трафаретами. Рисование по опорным точкам.
Штриховка.
Выявление замысла учащихся. Совместное рисование.
25
Рисование на свободную тему.
Выявление замысла учащихся. Совместное рисование.
26
Закрашивание кистью внутри
заданного контура.
Рисование знакомых предметов
красками.
Рисование предметов одной формы,
но разных по величине.
Рисование предметов разных по
форме и величине.
Различение цветов. Развитие навыков работы кистью и
красками.
Различение цветов. Развитие навыков работы кистью и
красками.
Определение размера и формы изображаемых предметов.
Рисование предметов одной формы,
Определение размера и формы изображаемых предметов.
23
27
28
29
30
Определение размера и формы изображаемых предметов.
8
предметов.
Практические трудовые
навыки.
Анализ формы и цвета
предметов.
Практические трудовые
навыки.
Наблюдения в природе
Наблюдения в природе
Наблюдения в природе
Практические трудовые
навыки.
Практические трудовые
навыки.
Анализ формы предметов
Анализ формы предметов
Анализ формы и цвета
предметов.
Практические трудовые
навыки.
Практические трудовые
навыки.
Интерес к окружающему
миру.
Анализ формы и размера
предметов.
Анализ формы и размера
предметов.
Анализ формы и размера
32
но разных по высоте.
Рисование предметов разных по
форме по высоте.
Работа на тему «Дом».
33
Работа на тему «Многоэтажный дом».
Выполнение аппликации. Определение формы предметов.
34
Работа на тему «Светофор».
35
Рисование троллейбуса.
36
Рисование автобуса.
37
Рисование трамвая.
38
Работа на тему «Ель».
39
Рисование на тему «Новогодняя елка».
Рисование окружностей по опорным штрихам. Выполнение
аппликации.
Рисование по опорным штрихам. Работа карандашами.
Cоставление изображения из геометрических фигур.
Рисование по опорным штрихам. Работа красками.
Cоставление изображения из геометрических фигур.
Рисование по опорным штрихам. Работа красками.
Cоставление изображения из геометрических фигур.
Раскатывание пластилина. Создание изображения на цветном
фоне.
Работа с трафаретами. Рисование по опорным точкам.
40
Рисование елочных украшений.
41
43
Работа на тему «Ветка ели с
украшениями».
Рисование на тему «Подарки на
Новый год».
Рисование на тему «Дед Мороз».
44
Рисование на тему «Снегурочка».
45
Рисование на свободную тему.
Совместное рисование. Рисование по опорным точкам.
Рисование красками.
Совместное рисование. Рисование по опорным точкам.
Рисование красками.
Совместное рисование. Рисование по опорным точкам.
Рисование красками.
Выявление замысла учащихся. Совместное рисование.
46
Рисование на свободную тему.
Выявление замысла учащихся. Совместное рисование.
31
42
Определение размера и формы изображаемых предметов.
Выполнение аппликации. Определение формы предметов.
Рисование по опорным точкам. Штриховка. Вырезание
полученных изображений.
Выполнение аппликации из готовых форм.
9
предметов.
Анализ формы и размера
предметов.
Практические трудовые
навыки.
Практические трудовые
навыки.
Практические трудовые
навыки.
Анализ формы и размера
предметов.
Анализ формы и размера
предметов.
Анализ формы и размера
предметов.
Интерес к окружающему
миру.
Положительный
эмоциональный настрой
Анализ формы и размера
предметов.
Практические трудовые
навыки.
Положительный
эмоциональный настрой
Положительный
эмоциональный настрой
Положительный
эмоциональный настрой
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
47
Работа на тему «Машина».
Выполнение аппликации. Определение формы предметов.
48
Рисование по опорным штрихам, по шаблонам. Штриховка.
50
Рисование на тему «Правила
дорожного движения». Пешеходный
переход и зебра.
Рисование на тему «Правила
дорожного движения». Светофор.
Рисование снеговика.
51
Аппликация на тему «Снеговик».
Работа с трафаретами. Рисование по опорным точкам.
Штриховка.
Выполнение аппликации из готовых форм.
52
Лепка снеговика из пластилина.
Скатывание шариков из пластилина. Лепка снеговика.
53
Рисование на тему «Снежинки».
Обводка снежинок по опорным точкам.
54
Работа на тему «Снегопад».
Выполнение рваной аппликации.
55
Рисование домашних животных.
56
Рисование диких животных.
57
Рисование домашних птиц.
58
Рисование диких птиц.
59
Работа на тему «Зоопарк».
60
61
Рисование персонажей сказки
«Теремок».
Работа на тему «Теремок».
Развитие навыков работы кистью и красками. Обводка
изображений кистью по контуру.
Развитие навыков работы кистью и красками. Обводка
изображений кистью по контуру.
Развитие навыков работы кистью и красками. Закрашивание
кистью внутри заданного контура.
Развитие навыков работы кистью и красками. Закрашивание
кистью внутри заданного контура.
Развитие навыков работы кистью и красками. Закрашивание
кистью внутри заданного контура.
Совместное рисование. Рисование по опорным точкам.
Штриховка.
Выполнение аппликации из готовых форм.
62
Рисование на тему «Поезд и паровоз».
Рисование по опорным штрихам. Работа карандашами.
49
Рисование по опорным штрихам, по шаблонам. Штриховка.
10
Анализ формы и размера
предметов.
Социально-бытовая
ориентировка.
Социально-бытовая
ориентировка.
Анализ формы предметов.
Практические трудовые
навыки.
Практические трудовые
навыки.
Интерес к явлениям
природы.
Интерес к явлениям
природы.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Практические трудовые
навыки.
Анализ формы и размера
предметов.
63
Рисование на тему «Самолет».
Рисование по опорным штрихам. Работа красками.
64
Рисование на тему «Военный
корабль».
Рисование на тему «Вертолет».
Рисование по опорным штрихам. Работа красками.
Рисунок на тему «Цветиксемицветик».
Аппликация на тему «Цветиксемицветик».
Рисование на тему «Цветы в вазе».
Дифференциация цветов. Работа цветными карандашами.
Выполнение аппликации. Определение формы.
70
Композиция из готовых форм «Букет
для мамы».
Рисование на свободную тему.
71
Изображение человека.
Совместное рисование. Рисование по опорным штрихам.
72
Рисунок на тему «Я и моя семья».
Совместное рисование. Рисование по опорным штрихам.
73
Рисунок на тему «Я и мои друзья».
Совместное рисование. Рисование по опорным штрихам.
74
Рисование предметов разных по
высоте. «Высокое дерево, низкое
дерево».
Рисование предметов разных по
высоте. «Высокий дом, низкий дом».
Рисунок на тему «Моя школа».
Определение размера и формы изображаемых предметов.
Рисование предметов одной формы,
но разных по цвету и величине.
Рисование на свободную тему.
Определение размера и цвета изображаемых предметов.
65
66
67
68
69
75
76
77
78
Рисование по опорным штрихам. Работа карандашами.
Выполнение обрывной аппликации.
Рисование по опорным штрихам. Работа красками.
Выявление замысла учащихся. Совместное рисование.
Определение размера и формы изображаемых предметов.
Совместное рисование. Рисование по опорным штрихам.
Выявление замысла учащихся. Совместное рисование.
11
Анализ формы и размера
предметов.
Анализ формы и размера
предметов.
Анализ формы и размера
предметов.
Дифференцирование
цветов.
Дифференцирование
цветов.
Интерес к окружающему
миру.
Практические трудовые
навыки.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Анализ формы и размера
предметов.
Анализ формы и размера
предметов.
Интерес к окружающему
миру.
Анализ формы, цвета и
размера предметов.
Интерес к окружающему
миру.
79
Рисование на свободную тему.
Выявление замысла учащихся. Совместное рисование.
80
Рисование по опорным точкам. Рисование красками.
81
82
Рисование на тему «Небо, солнце и
облака».
Рисование на тему «Тучи и дождь».
Рисование радуги.
83
Работа на тему «Радуга после дождя».
Дифференциация цветов. Выполнение рваной аппликации.
84
85
Рисование дерева.
Работа на тему «Весеннее дерево».
86
87
Работа на тему «Птица на ветке».
Композиция на тему «Весенний день».
Рисование по опорным точкам. Рисование карандашами.
Раскатывание пластилина. Создание изображения на цветном
фоне.
Рисование по опорным точкам. Рисование красками.
Выполнение аппликации из готовых форм.
88
«Весенний день». Завершение работы.
Выполнение аппликации из готовых форм.
89
90
Рисование по опорным точкам. Совместное рисование.
Рисование по опорным точкам. Совместное рисование.
91
Рисование на тему «Трава и цветы».
Рисование хвойных и лиственных
деревьев.
Рисование животных.
92
Композиция на тему «Лес».
Выполнение аппликации из готовых форм.
93
Рисование рыбок.
Рисование по опорным штрихам. Работа красками.
94
Выполнение обрывной аппликации.
95
Композиция на тему «Рыбки в
аквариуме».
Рисование легкового автомобиля
96
Рисование грузового автомобиля
Рисование по опорным штрихам. Работа карандашами.
97
Рисование городских зданий.
Рисование по опорным штрихам. Работа красками.
Рисование по опорным точкам. Рисование красками.
Дифференциация цветов.
Рисование по опорным точкам. Совместное рисование.
Рисование по опорным штрихам. Работа карандашами.
12
Интерес к окружающему
миру.
Наблюдения в природе.
Наблюдения в природе.
Интерес к явлениям
природы.
Интерес к явлениям
природы.
Наблюдения в природе.
Наблюдения в природе.
Наблюдения в природе.
Практические трудовые
навыки.
Практические трудовые
навыки.
Наблюдения в природе.
Наблюдения в природе.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Анализ формы, цвета и
размера предметов.
Анализ формы, цвета и
размера предметов.
Анализ формы, цвета и
98
Работа на тему «Моя улица».
Выполнение аппликации из готовых форм.
99
«Моя улица». Завершение работы.
Выполнение аппликации из готовых форм.
100
Рисование персонажей из книг.
Совместное рисование и раскрашивание.
101
Рисование персонажей из
мультфильмов.
Рисование на свободную тему.
Совместное рисование и раскрашивание.
102
Выявление замысла учащихся. Совместное выполнение
карандашного рисунка. Работа красками.
13
размера предметов.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Интерес к окружающему
миру.
Список литературы
Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией
Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Москва «Просвещение» 2018.
Программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.
: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями
развития: программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.:
Просвещение, 2007.
Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р.
Маллер, Г.В. Цикото. - М. : «Академия», 2003.
Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными
нарушениями / под ред. Баряевой Л.Б. СПб: 1996
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта под
ред. Л.М. Шипициной. - СПб.: Образование, 1996.
Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. – M.:
Просвещение, 1990
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. М. :«Эксмо», 2005.
ЛыковаИ. А. Аппликация из бумаги. М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
Нагибина М. И. Аппликация из бумаги. М.: «Академия развития», 2011.
Волшебные краски. 5-6 лет: Пособие для занятий с детьми / Авт.- сост. А. В. Белошистая,
О.Г.Жукова, И.И. Дьяченко. – М., АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил.
(мастерилка).
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М., Просвещение,
1982
Астафьева Н. А., Воробьева В. Т. Дошкольникам о художниках детской книги. М., Просвещение,
1991.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение, 1985.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы. Изд. 3-е, испр. и доп.
М., «Просвещение», 1975.
-Программа обучения
глубоко
умственно
отсталых
детей. (НИИ
Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., Просвещение, 1976.
14