Пояснительная записка
Программа «Котовасия» составлена на основе следующих нормативноправовых источников:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 года
№304-ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с изменениями
и дополнениями от 11.06.2022 года № 154-ФЗ);
2.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28;
3.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678р;
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р;
6.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
представленные в Письме Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015
года № 09-3242.
Актуальность программы. В системе эстетического воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка,
раскрытию творческих способностей, решению задач нравственного и
эстетического воспитания.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить
детей к творчеству. Не каждый ребенок станет художником, но практические
навыки и теоретические знания, приобретенные на занятиях, помогут стать
грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве.
В процессе освоения программы учащиеся получают знания о простейших
2
закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах
рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Также на
занятиях изобразительным искусством дети приобщаются к изучению народных
традиций.
Цель:
создание условий для личностного развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
•
Закреплять и обогащать знания обучающихся в разных видах
художественного творчества;
•
Знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных
техник в изобразиетльной деятельности, многообразием художественных
материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и
навыки;
•
Познакомить учащихся с основами изобразиетльного искусства и
изобразительной грамоты;
•
Демонстрировать результаты работы, посредством участия в
конкурсах, и выставках.
Предполагаемые результаты курса:
Личностные результаты:
Формирование интереса к занятиям и новым видам практической
•
деятельности;
Формирование целеустремленности, аккуратности, терпения,
•
чувства коллективизма, культуры общения и поведения в социуме.
Метапредметные результат:
Развитие и совершенствование наблюдательных способностей,
зрительной памяти, фантазии, творческого воображения, логического мышления,
художественного вкуса;
Обучение перерабатывать информацию для получения нового
•
результата, анализируя, сравнивая, группируя различные объекты, явления,
•
3
факты;
Учиться договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и
взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
•
Предметные результаты:
•
грамоты;
Понимать основы изобразительного искусства и изобразительной
Различать различные художественные материалы, различные
художественные техники и приемы рисования;
Овладеть основами изобразительных техник и на этой основе
•
формирование трудовых умений и навыков;
Стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой
•
основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти,
пространственных представлений, творческого воображения;
Искать наилучшее композиционное и цветовое решение в эскизах,
•
самостоятельно выполнять эскизы к сюжету будущей работы.
•
Сроки реализации программы и возраст обучающихся.
Программа кружка «Котовасия» рассчитана на 1 год обучения.
В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети:
7-8 лет - общий объём часов – 36 ч.
9-10 лет - общий объём часов – 36 ч.
11-14 лет - общий объём часов – 36 ч.
Занятия в группе 1 раз в неделю по 1 ч.
Наполняемость учебной группы 15-20 человек.
Подведение итогов по результатам освоения данной программы
проводится в форме:
-конкурсов;
-выставок детских работ;
-итоговой выставки работ.
4
Содержание программы 7-8 лет
Раздел 1. Основы изобразительной грамоты. (9 часов)
Тема 1.1 Вводное занятие. «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия
безопасной работы. (1,5 часа)
Теория: Вводное занятие. Знакомство с ТБ. Формирование знаний о работе с
новыми материалами. Постановка руки.
Практика: Отработка мазков кистью. «Шарф»
Тема 1.2 «Что могут краски». (1,5 часа)
Теория: Изобразительные свойства акварели. Знакомство с основными цветами.
Смешение красок.
Практика: «Разноцветные шарики».
Тема 1.3 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Акварель.(1,5 часа)
Теория: Вспомнить основные и составные цвета. Применение знаний о
смешении цветов на практике.
Практика: Изображение пейзажа «Радуга над лужайкой».
Тема 1.4 «Тепло – холодно». (1,5 часа)
Теория: Знакомство с теплыми и холодными цветами.
Практика: Тематическое рисование «Тёплая-Холодная страна».
Тема 1.5 «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. (1,5 часа)
Теория: Роль белой и черной краски в эмоциональном звучании и
выразительности изображения.
Практика: «Пейзаж настроение».
Тема 1.6 «Живопись по сырому». (1,5 часа)
Теория: Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Знакомство с техникой рисования по сырому.
Практика: Применение полученных знаний в практической работе.
Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования. (6 часов)
Тема 2.1 Свободная линия. (1,5 часа)
Теория: Что такое ниткография.
Практика: Выполнение композиции в нетрадиционной технике ниткография.
Тема 2.2 Рисунок с солью. (1,5 часа)
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования.
Практика: Выполнение тематической композиции на тему космос с
использованием нетрадиционной техники рисования солью.
Тема 2.3 Кляксография. (1,5 часа)
Теория: Что такое кляксография?
Практика: Выполнение нетрадиционной техники рисования
«кляксография».Поиск образа. Завершение работы.
Тема 2.4 Волшебная пена. (1,5 часа)
Теория: Знакомство и выполнение работы в нетрадиционной технике рисования
5
мыльными пузырями.
Практика: Найти образ и завершить рисунок.
Раздел 3. Три кита изобразительного искусства. (9 часов)
Тема 3.1 «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. (1,5
часа)
Теория: «Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа.
Практика: «Зимний пейзаж».
Тема 3.2 «Грустный дождик». Образ дождя в пейзаже. (1,5 часа)
Теория: Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала. Образ дождя в картинах
русских художников.
Практика: Тематическое рисование пейзажа «Грустный дождик».
Тема 3.3 «Натюрморт». (1,5 часа)
Теория: Знакомство с жанром натюрморта, композиция, цветовое решение.
Практика: «Весёлый натюрморт».
Тема 3.4 «Портрет». (3 часа)
Теория: Знакомство с жанром портрета. Правила изображения лица человека.
Практика: Портрет мамы.
Раздел 4. Тематические картины. (13,5 часов)
Тема 4.1«Небывальщина». (1,5 часа)
Теория: Знакомство с художественным направлением «Модернизм». Самые
известные художники модернисты.
Практика: Тематическое рисование «Небывальщина».
Тема 4.2 «В сказочном подводном царстве». (1,5 часа)
Теория: Знакомство с подводным миром. Отработать приём растяжение цвета.
Практика: Передача настроения при помощи цвета, композиции, объёма.
Групповая работа «В сказочном подводном царстве».
Тема 4.3 «В мире динозавров». (1,5 часа)
Теория: Знакомство с удивительны миром динозавров. Этапы изображения
динозавра.
Практика: «Дружная семья динозавров».
Тема 4.4 «К далеким планетам». (1,5 часа)
Теория: Закрепление знаний о космосе. Беседа на тему, какими могут быть
другие планеты. Просмотр наглядного материала. Просмотр фрагмента
мультфильма «Тайна третьей планеты».
Практика: Выполнение рисунка на тему «На другой планете».
Тема 4.5«Космический зоопарк». (1,5 часа)
Теория: Примеры изображения фантастических животных. Какими они могут
быть.
Практика: Выполнение тематической композиции «Космический зоопарк».
Тема 4.6 Юный иллюстратор. Обложка любимой книги. (1,5 часа)
Теория: Знакомство с художниками иллюстраторами. Правила оформления
6
обложки книги.
Практика: Создание обложки для любимой книги.
Тема 4.7 «Мой любимый питомец». (1,5 часа)
Теория: Кто такие анималисты? Выполнение простейших зарисовок животных.
Практика: Тематическое рисование «Мой любимый питомец».
Тема 4.8 «Диковинная птица»
Теория: Знакомство с изображением сказочных птиц в народных сказках и
поверьях.
Практика: Тематическое рисование «Диковинная птица».
Раздел 5. Работа с пластилином. (7,5 часов)
Тема 5.1«Пластилиновая картина» (1,5 часа)
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования—
пластилинографией.
Практика: Выполнение работы «Картина из пластилина».
Тема 5.2«Изготовление масок» (6 часов)
Теория: Какие бывают маски? Знакомство с техникой папье-маше и этапами
изготовления масок в данной технике.
Практика: Изготовление карнавальных масок.
Раздел 6. Изготовление праздничной открытки. (3 часа)
Тема 6.1 «Праздничная открытка» (1,5 часа)
Теория: История праздничной открытки. Что такое открытка и зачем она нужна.
Квиллинг.
Практика: Изготовление праздничных открыток в технике квиллинг.
Тема 6.2 «Декупаж» (1,5 часа)
Теория: Знакомство с видом декоративно-прикладного творчества «декупаж».
Практика: Изготовление открыток с использованием изученной техники.
Раздел 7. Итоговая выставка (1,5 часа)
Теория: Обобщение изученного. Подведение итогов. Выявление результатов
проделанной работы.
Практика: Подготовка лучших работ к итоговой выставке.
Содержание программы 9-10 лет
Раздел 1. Виды графических техник. (3,5 часа)
Тема 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности. (2 часа)
Теория: Ознакомление с работой творческого объединения. Проведение вводного
инструктажа по технике безопасности.
Практика: Зарисовка на тему «Лето-это маленькая жизнь».
Тема 1.2 Работа в технике «дудлинг». (1,5 часа)
Теория: Изучение особенностей и приёмов рисования в технике «дудлинг».
7
Практика: Изображение животных в технике «дудлинг».
Раздел 2. Создание иллюстраций к литературным произведениям. (9
часов)
Тема 2.1 Искусство оформления книги. (3 часа)
Теория: Знакомство с многообразием форм и видов книг. Профессия художник
иллюстратор. Правила оформления обложки книги.
Практика: Оформить обложку любимого произведения. Проиллюстрировать
самый запоминающийся момент произведения.
Тема 2.2 Иллюстрации к сказке «Алиса в стране чудес». (3 часа)
Теория: Знакомство с сюжетом сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес».
Практика: Распределиться на группы по 5 человек. Проиллюстрировать 5
захватывающих моментов книги.
Тема 2.3 Комиксы – аниме. (3 часа)
Теория: История возникновения комиксов и аниме. Основы рисования
комиксов.
Практика: В группах по 3 человека разработать комикс на заданную тему.
Раздел 3. Изображение человека. (9 часов)
Тема 3.1 Портрет в графике и живописи. (3 часа)
Теория: Знакомство с русскими художниками портретистами. Виды портретов.
Базовые знания о пропорциях лица.
Практика: Отработка полученных знаний на практике. Портрет мамы.
Тема 3.2 Автопортрет по фотографии. (4,5 часа)
Практика: Автопортрет по фотографии.
Тема 3.3 Рисунок глаза античного героя. (1,5 часа)
Теория:
Практика:
Раздел 4. Декоративное искусство. (7,5 часов)
Тема 4.1 Узор из простых геометрических фигур (1,5 часа)
Теория: Узор. Орнамент. Виды орнаментов и их значение.
Практика: Выполнить орнамент в полосе, круге, квадрате.
Тема 4.2 Мезенская роспись. (1,5 часа)
Теория: Историческая справка. Основные элементы росписи, приёмы
выполнения. Мезенская роспись сегодня.
Практика: Отработка основных элементов роспись (оленёк, лошадь)
Тема 4.3 Хохломская роспись. (1,5 часа)
Теория: Историческая справка. Приёмы выполнения росписи основных
элементов.
Практика: Отработка элементов росписи. Роспись тарелочки.
Тема 4.4 Составление мозаичного панно. (1,5 часа)
Теория: Мозаика. История вида монументальной живописи. Мастера. Основные
8
материалы.
Практика: Составление мозаичного панно на заданную тему.
Раздел 5. Особенности пейзажа. (4,5 часа)
Тема 5.1 Пейзаж настроение (1,5 часа)
Теория: Новые возможности акварельной техники. Работа техникой «посырому». Эксперименты с акварелью.
Практика: Рисование на основе наблюдений.
Тема 5.2 Родные просторы в произведениях русских художников. Копирование
(3 часа)
Теория: Особенности техники «акварель». Лессировка.
Практика: Копирование пейзажей мастеров живописи в акварели.
Раздел 6. Тематическое рисование. (10 часов)
Тема 6.1«В сказочном мире». (1,5 часа)
Теория: Сказки разных народов. Изображение сказочных героев.
Практика: Создание композиции по теме.
Тема 6.2 Городской транспорт. (1,5 часа)
Теория: Виды городского транспорта. Особенности внешнего вида автомобилей.
Практика: Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Тема 6.3 Рисование на тему «Экслибрис». (1,5 часа)
Теория: Понятие «экслибрис». Место экслибриса в графическом искусстве.
Практика: Создание личного экслибриса.
Тема 6.4 Образ русской красавицы или русского богатыря. (1,5 часа)
Теория: Образ человека в традиционной русской культуре. Русские богатыри и
красавицы в народном творчестве.
Практика: Создание образа в смешанной технике.
Тема 6.5«Красивая буква». (1,5 часа)
Теория: Теория: Искусство каллиграфии. Виды шрифтов.
Практика: Выполнение работы на данную тему с правом выбора техники
исполнения.
Тема 6.6 Герои мифологии. (2,5 часа)
Теория: Мифологические герои разных народов. Мифы Древней Греции.
Практика: Выполнение работы на данную тему с правом выбора техники
исполнения.
Раздел 7. Подарки к Новому году. (1,5 часа)
9
Тема 7.1 Изготовление новогодней игрушки. (1,5 часа)
Теория: История новогодней игрушки.
Практика: Изготовление новогодней ёлочной игрушки.
Раздел 8. Изготовление открыток и плакатов. (3 часа)
Тема 8.1 Открытка – сувенир на день рождения. (1,5 часа)
Теория: Технология изготовления открытки.
Практика: Изготовление открытки.
Тема 8.2 Плакат – постер. (1,5 часа)
Теория: Роль плаката в общественной жизни.
Практика: Изготовление плаката.
Раздел 9. Оформление интерьера. (1,5 часа)
Тема 9.1 Комната мечты (1,5 часа)
Теория: Линейная и угловая перспективы в изображении интерьера.
Практика: Создание композиции на заданную тему.
Раздел 10. Итоговая выставка (1,5 часа)
Теория: : Обобщение изученного. Подведение итогов. Выявление результатов
проделанной работы.
Практика: Подготовка лучших работ к итоговой выставке.
Содержание программы 11-14 лет
Раздел 1. Введение. (1,5 часов)
Тема 1.1 Вводный инструктаж по О.Т. ПДД. Первичный инструктаж на рабочем
месте. (1,5 часа)
Теория: Ознакомление с работой творческого объединения. Проведение вводного
инструктажа по технике безопасности.
Практика: свободные зарисовки.
Раздел 2. Основы рисунка. Виды графических техник. (6 часов)
Тема 2.1 «Графика». Инструктаж по пожарной безопасности. (1,5 часа)
Теория: Рассказ о видах современной графики, языке графики, графических
приёмах.
Практика: выполнение эскиза для линогравюры.
Тема 2.2. Уравновешенность композиции. Статическое и динамическое
равновесие. (1,5 часа)
Практика: Выполнение динамической композиции.
Тема 2.3. Ритм. (1,5 часа)
Теория: Ритм. Варианты динамики. Динамическое равновесие.
10
Практика: по 3-4 упражнения с различными вариантами ритма:
а) передать направленное движение,
б) состояние неустойчивой формы,
в) состояние хаоса.
Тема 2.4. Стилизация животного на основе натурных зарисовок. (1,5 часа)
Теория: Образ животного в виде силуэта. Анализ формы и фактуры.
Практика: Выполнить два черно-белых графических изображения: 1) образноэмоциональное (силуэт); 2) орнаментально-пластическое (фактура).
Раздел 3. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. (6 часов)
Тема 3.1 Монохром. Гризайль. (3 часа)
Теория: Понятия «мягкий» и «резкий», «тональные отношения».
Практика: работа над натюрмортом из предметов быта в гризайли.
Тема 3.2. Натюрморт в цвете. (3 часа)
Теория: Мастера натюрморта в живописи, графике и фотографии. Составление
тематических натюрмортов.
Практика: Самостоятельное составление натюрморта с последующим
написанием.
Раздел 4. Создание иллюстраций к литературным произведениям.
(3 часа)
Тема 4.1. Оформление обложки книги (3 часов)
Теория: Соблюдение законов книжного дизайна. Выбор стиля в соответствии с
тематикой книги.
Практика: Продумывание и исполнение обложки и суперобложки книги.
Раздел 5. Изображение человека. (6 часов)
Тема 5.1. Портрет в графике и живописи (3 часа)
Теория: Эмоции в портрете; пропорции лица.
Практика: Изображение лица по фотографии (в цвете)
Тема 5.2. «Портрет весёлого – грустного клоуна » (3 часа)
Теория: Цветовой колорит при передаче настроения. Передача мимики.
Практика: «Клоун»- работа в акварели, гуаши.
Раздел 6. Декоративное искусство. (6 часов)
Тема 6.1. Готическое искусство. (1,5 часа)
Теория: Средневековое искусство. Готика в живописи и архитектуре. Элементы
готики в современном мире.
Практика: Сделать зарисовки элементов готического искусства.
Тема 6.2. Гжель. (1,5 часа)
Теория: История Гжельской росписи. Элементы росписи.
Практика: Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Тема 6.3 Симметрия и ассиметрия в композиции. (1,5 часа)
11
Теория: Принципы построения композиции. Симметрия и ассиметрия.
Нетипичные варианты композиции.
Практика: построение графической композиции в стиле «дудлинг».
Тема 6.4. Эмблема студии «Котовасия» (1,5 часа)
Теория: «Геральдика», правила проектирования геральдики, логотипов, эмблем.
Практика: Создание эмблемы изостудии «Котовасия».
Раздел 7. Пейзаж. (9 часов)
Тема 7.1. Городской пейзаж. Парк Талалихина в Подольске (3 часа).
Теория: Организация воздушной и линейной
перспективы в картинной
плоскости.
Практика: выполнение пейзажа с натуры в акварели.
Тема 7.2. Пейзаж в мировой художественной культуре. Копирование (3 часа)
Теория: Особенности техники «акварель». Лессировка.
Практика: Копирование пейзажей мастеров живописи в акварели.
Тема 7.3. «Пейзаж – настроение»..(3 часа)
Теория: Новые возможности акварельной техники. Работа техникой «посырому». Эксперименты с акварелью.
Практика: рисование на основе наблюдений.
Раздел 8. Тематическое рисование (4,5 часа)
Тема 8.1. История Древнего Египта. (1,5 часа)
Теория: Древний Мир. Особенности жизни древних египтян. Культура Древнего
Египта.
Практика: Создание зарисовок по теме. Подготовка материалов по проекту.
Тема 8.2. Культ кошки в культуре Египта (1,5 часа)
Теория: Значение кошки в жизни древних египтян.
Практика: рисование по представлению. Проектная работа.
Тема 8.3. Школа будущего. (1,5 часа)
Теория: Линейная и угловая перспективы в изображении интерьера.
Практика: Создание композиции на заданную тему.
Раздел 9. Подготовка к праздникам. (4,5 часов)
Тема 9.1. Рождественская игрушка. (1,5 часа )
Теория: История рождественской игрушки.
Практика: изготовление игрушки, коллажа .
Тема 9.2. Открытки для ветеранов. (1,5 часа )
Теория: Открытки с использованием смешанных техник.
Практика: создание открытки.
Тема 9. 3. «День защитника отечества» (1,5 часа )
Теория: Тема патриотизма в печатной продукции.
12
Практика: создание открытки.
Раздел 10. Оформление интерьера. (4,5 часов)
Тема 10.1. «Моя детская комната» (3 часа )
Теория: Проект интерьера с учетом перспективы.
Практика: рисунок интерьера.
Тема 10.2. Разработка эскиза предмета мебели (1,5 часа)
Теория: Знакомство с этапами разработки предметов интерьера.
Практика: Создание эскиза.
Тематическое планирование 7-8 лет
№
п/п
1.
РАЗДЕЛ (темы)
Количество часов
Теория
Практика
изобразительной 3
6
Основы
грамоты
1.1. Вводное занятие. «Знакомство с 0,5
королевой Кисточкой». Условия
безопасной работы.
1.2. «Что
могут
краски». 0,5
Изобразительные
свойства
акварели.
Основные
цвета.
Смешение красок
1.3. «Радуга
над
лужайкой». 0,5
Знакомство со спектром.
«Разноцветные шарики». Акварель.
1.4. «Тепло – холодно». Знакомство с
теплыми и холодными цветами.
1.5. «Белое и черное». Знакомство с
белой и черной красками.
1.6. «Живопись».
Знакомство
с
различными видами красок и
кистей для рисования.
2.
Нетрадиционные
техники
рисования
2.1. Свободная линия
2.2. Рисунок с солью
2.3. Кляксография
2.4. Волшебная пена
3.
Три
кита
изобразительного
искусства
3.1. «Жанры». Знакомство с жанрами
Всего
9
1
1,5
1
1,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
2
4
6
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
1
1
1
7
1,5
1,5
1,5
1,5
9
0,5
2,5
1,5
13
изобразительного искусства.
«Пейзаж».
Знакомство с жанром пейзажа.
3.2. Беседа на тему «Осень» с исп. илл.
материала.
«Грустный дождик». Образ дождя.
3.3. «Натюрморт».
Знакомство
с
жанром натюрморта.
«Как
рисовать
натюрморт».
Фрукты в вазе.
3.4. «Портрет». Знакомство с жанром
портрета.
«Как рисовать портрет». Рисование
лица человека.
«Мамин портрет».
4.
Тематические картины.
4.1. «Небывальщина»
4.2. «В сказочном подводном царстве»
4.3. «В мире динозавров»
4.4. «К далеким планетам»
4.5. «Космический зоопарк»
4.6. Юный иллюстратор. Обложка
любимой книги.
4.7. «Мой любимый питомец»
4.8. «Диковинная птица»
5.
Работа с пластилином.
5.1 «Пластилиновая картина»
5.2 «Изготовление масок»
6.
Изготовление
праздничной
открытки, плаката.
6.1. «Праздничная открытка»
6.2. «Плакат»
7.
Итоговая выставка
Всего:
0,5
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
2,5
3
4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
9,5
1
1
1
1
1
2,5
13,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1,5
1
1
6,5
1
5,5
3
1,5
1,5
7,5
1,5
6
4,5
0,5
0,5
0,5
14
1
1
1
22
1,5
1,5
1,5
36
14
Тематическое планирование 9-10 лет
№
РАЗДЕЛ (темы)
п/п
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Виды графических техник.
1
2
3,5
1.1
Вводное занятие. Техника
1
1
2
безопасности.
1.2
Работа в технике «дудлинг»
0,5
1
1,5
2.
Создание иллюстраций к
1,5
7,5
9
литературным произведениям.
2.1
Искусство оформления книги
0,5
2,5
3
2.2
Иллюстрации к сказке «Алиса в
0,5
2,5
3
стране чудес».
2.3
Комиксы – аниме.
0,5
2,5
3
3
Изображение человека.
1,5
7,5
9
3.1
Портрет в графике и живописи.
0,5
2,5
3
3.2
Автопортрет по фотографии
0,5
4
4,5
3.3
Рисунок глаза античного героя
0,5
1
1,5
4
Декоративное искусство.
2
5,5
7,5
4.1
Узор из простых геометрических
0,5
1
1,5
фигур
4.2
Мезенская роспись
0,5
1
1,5
4.3
Хохломская роспись.
0,5
1
1,5
4.4
Составление мозаичного панно
0,5
2,5
3
5
Особенности пейзажа.
1
3,5
4,5
5,1
Пейзаж настроение
0,5
1
1,5
5.2
Родные просторы в произведениях
0,5
2,5
3
русских художников. Копирование
15
6
Тематическое рисование.
6.1
4
6
10
«В сказочном мире»
0,5
1
1,5
6.2
Городской транспорт
0,5
1
1,5
6.3
Рисование на тему «Экслибрис».
0,5
1
1,5
6.4
Образ русской красавицы или
0,5
1
1,5
русского богатыря
6.5
«Красивая буква»
0,5
1
1,5
6.6
Герои мифологии
0,5
1
1,5
7
Подарки к Новому году.
0,5
1
1,5
7.1
Изготовление новогодней игрушки
0,5
1
1,5
8.
Изготовление открыток и
1
2
3
0,5
1
1,5
плакатов.
8.1
Открытка – сувенир на день
рождения
8.2
Плакат – постер
0,5
1
1,5
9.
Оформление интерьера.
0,5
1
1,5
9.1
Комната мечты
0,5
1
1,5
10.
Итоговая выставка
0,5
1
1,5
14
22
36
Всего:
Тематическое планирование 12-14 лет
№
п/п
1.
РАЗДЕЛ (темы)
Вводное занятие. Техника
Количество часов
теория
практика
всего
0,5
1
1,5
2
4
6
безопасности.
2.
Основы рисунка. Виды
графических техник.
16
2.1
Графика
0,5
1
1,5
2.2
Уравновешенность композиции.
0,5
1
1,5
2.3
Ритм. Динамика
0,5
1
1,5
2.4
Стилизация животного на основе
0,5
1
1,5
1
5
6
натурных зарисовок.
3.
Основы цветоведения. Живопись
с натуры.
3.1
Гризайль пейзаж.
0,5
2,5
3
3.2
Натюрморт в цвете.
0,5
2,5
3
4.
Создание иллюстраций к
1
2
3
1
5
6
литературным произведениям.
5.
Изображение человека.
5.1
Портрет в графике и живописи
0,5
2,5
3
5.2
Портрет весёлого – грустного
0,5
2,5
3
2
4
6
клоуна
6.
Декоративное искусство.
6.1
Готическое искусство.
0,5
1
1,5
6.2
Гжель
0,5
1
1,5
6.3
Симметрия
0,5
1
1,5
и
ассиметрия
в
композиции
6.4
Эмблема студии «Котовасия».
0,5
1
1,5
7.
Особенности пейзажа.
1,5
7,5
9
7.1
Городской пейзаж.
0,5
2,5
3
7.2
Пейзаж в мировой художественной
0,5
2,5
3
культуре. Копирование.
7.3
Пейзаж – настроение
0,5
2,5
3
8.
Тематическое рисование.
1,5
3
4,5
17
8.1
История Древнего Египта
0,5
1
1,5
8.2
Культ кошки в культуре Египта
0,5
1
1,5
8.3
Школа будущего
0,5
1
1,5
9.
Подготовка к праздникам
1,5
3
4,5
9.1
Рождественская игрушка.
0,5
1
1,5
9.2
Открытки для ветеранов
0,5
1
1,5
9.3
День защитника отечества
0,5
1
1,5
10.
Оформление интерьеров.
1,5
3
4,5
1
2
3
0,5
1
1,5
14
22
36
10.1 Моя детская комната.
10.2 Разработка предмета мебели
Всего часов:
18
Перечень оборудования и материалов:
Для работы в кружке необходимы следующие основные материалы и
инструменты:
-папка для канцелярии;
-альбом (48 листов);
-акварельная бумага (формат А3) набор 20 листов;
-краски (гуашь, акварель);
-кисти: белка (№ 3, 5, 8, 10), щетина (№ 10,18), синтетика (плоские: № 4, 8, 10, 16,
круглые: №3, 7, 10, 16);
-калька для копирования рисунков;
-простые карандаши;
-палитра;
-непроливайка;
-ластик;
-пластилин;
-стеки;
-подкладной лист;
-клей;
-ножницы;
-картон цветной;
-образцы, учебные видеоматериалы, слайды, таблицы с этапами изображения.
Модели и натурный фонд:
-муляжи фруктов и овощей.
-гербарии.
-изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
-гипсовые геометрические тела.
-керамические изделия.
-предметы быта.
Оборудование класса:
-ученические столы с комплектом стульев.
-стол учительский с тумбой.
-шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
-стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
19
Список литературы
1. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
3. Коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
4. Интернет
ресурсы
для
начальной
школы
http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.-fcior.edu.ru
6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
7. Презентации
уроков
«Начальная
школа».
Режим
доступа:
http://nachalka.info/about/193
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим до- ступа:
www.festival.1september.ru
9. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим
доступа: www.km.ru/education
10. Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа:
http://www.nsc.1september.ru
11. Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа:
http://www.n-shkola.ru
12. Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение
профес- сионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.
Занкова: .http://www.zankov.ru.
13. Сайт Всё для детей: http://allforchildren.ru
14. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
20