Рабочая программа
коррекционного курса:
«Психокоррекционный курс: психокоррекционные (психологические)
занятия для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
(вариант 6.1)
Автор-составитель:
Нестеренко Е.А.,
Педагог-психолог
МАОУ СОШ № 300
«Перспектива»
г. Екатеринбург, 2024 г
Пояснительная записка.
1
Программа направлена на исправление различных типичных недостатков психического
(психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных
потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Представленная
программа отражает возможное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом
перечисленных в ФГОС НОО обучающихся с НОДА и АООП НОО обучающихся с НОДА особых
образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по
варианту 6.1.
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) (далее – Рабочая программа) составлена
с учетом нормативных правовых документов и локальных актов МАОУ СОШ № 300 «Перспектива»:
• Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями).
• Федерального закона РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
• Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 года № 569 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №
286;
• Приказа Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 года «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
• Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (с последними изменениями);
• Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1);
• Устава МАОУ СОШ №300 «Перспектива».
Данная программа разработана на основе рекомендаций ПМПК, а также для разработки
использовались следующие программы: Митеевой Л., Удалова Л. «Развитие сенсомоторики детей с
ограниченными возможностями здоровья»; Безбородовой М.А. Развитие психомоторных
способностей младших школьников в учебной деятельности.
Методической основой программы коррекционно-развивающих занятий являются ряд
существующих программ и рекомендаций по работе с задержкой психического развития детей:
авторская программа С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
(2002); авторская программа «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Е.В. Языкановой 14 классы (2015); авторская программа коррекционно-развивающих занятий Л.В. Мищенкова «36
занятий для будущих отличников». 1-4 классы (2013).
Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушением опорнодвигательного аппарата.
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу
группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и
диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных
2
факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных
нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и
М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения
опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медикосоциальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического
сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются
правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание
адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на
типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем
стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и
социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с
применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую
речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью.
Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых
и практических вопросах жизни.
Цель программы:
преодоление школьниками трудностей в обучении, коррекции и развитие психических
функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер; у детей с ОВЗ
в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному,
личностному и эмоционально-волевому развитию.
Задачи:
Обучающие:
• формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
• углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их
способностей.
Развивающие:
• формирование и развитие логического мышления;
• развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и
т.д.);
• развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие
смысловой памяти);
• развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; - развитие мелкой
моторики;
• развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение
копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным
указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
• развитие речи и словарного запаса учащихся;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие быстроты реакции;
• развитие саморегуляции, произвольной регуляции деятельности;
• развитие навыков уверенного поведения, снижение тревожности.
Воспитательные:
формирование положительной мотивации к учению;
• формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим
качествам;
• формирование навыков умеренного поведения;
• формирование навыков конструктивного взаимодействия.
3
В основу разработки программы коррекционного курса заложены дифференциальный и
системно-деятельностный подходы.
• Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей
детей с ЗПР, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной
программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
• Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя данным учащимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
• Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
• Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
учащихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Занятия построены с учетом основных принципов коррекционно-развивающего
обучения:
1.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и
нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и
трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону
ближайшего развития) задач.
2.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу
коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования,
позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их
возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из
ближайшего прогноза развития.
3. Принципы общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности).
4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении
которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающегося,
раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к
сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес
к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения
таким образом, чтобы у учащейся развивался навык переноса обработки информации, следовательно,
механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры,
задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали
положительные эмоции.
1.2.
Планируемые результаты.
Личностные результаты овладения коррекционным курсом включают овладение
обучающимися следующими умениями и навыками:
1) соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами;
2) анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием,
трудолюбием, старанием; фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с
сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий.
Выпускник начальной ступени обучения в сфере регулятивных УУД получит возможность
для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие
коррективы в их выполнение.
Обучающийся в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на
4
доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез,
классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические
средства.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД
-Принимать
и
сохранять
учебную задачу;
-выделять
промежуточные
цели- требования с учетом
конечного
результата;
-составлять план выполнения
задачи и последовательность
действий.
Познавательные УУД
-Извлекать
информацию,
представленную
в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), при
направляющей
помощи педагога
-анализировать
конкретную
ситуацию с целью выделения
специфических
ее
особенностей
для
последующего обобщения
-работать
по
плану, -осуществлять подведение под
регламентирующему
понятие
на
основе
пооперациональное
распознавания
объектов,
выполнение
действия
в выделения
существенных
соотнесении с определенными признаков и их синтеза
условиями
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать с (психологом)
педагогом и сверстниками –
определение целей, функций
участников,
способов
взаимодействия;
-постановка
вопросов
–
инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации.
-разрешение конфликтов –
выявление,
идентификация
проблемы, поиск и оценка
альтернативных
способов
разрешение
конфликта,
принятие решения и его
реализация
-ориентироваться на правило - устанавливать причинно- -управление
поведением
контроля
и
успешно следственные
связи
в партнера, контроль, коррекция,
использовать его в процессе изучаемом круге явлений
оценка действий партнера
решения задачи, исправлять
допущенные ошибки
-вырабатывать
критерии -овладевать
действием -умение
с
достаточной
оценки и определять степень простейшего моделирования, - полнотой
и
точностью
успешности выполнения своих выделять
и
обобщенно выражать свои
действий и действий других фиксировать
существенные мысли в соответствии с
обучающихся,
исходя
из признаки объектов с целью задачами
и
условиями
имеющихся критериев
решения конкретных за- дач
коммуникации,
владение
монологической
и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка
Предметные результаты.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и
деятельности обучающиеся должны:
-научиться наблюдать и замечать новое, уметь включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность;
-правильно воспринимать цвет, форму, величину, пространственное расположение
предметов; обладать развитой общей и мелкой моторикой, иметь развитое межанализаторное
взаимодействие и зрительно-двигательную координацию;
-самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические признаки предметов;
5
-обозначать словесно-пространственные отношения и ориентироваться в пространственновременных понятиях;
-иметь объем произвольной памяти соответствующий нормативным показателям в
зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
-уметь выделять, осознавать и принимать цели действия;
-уметь планировать свою деятельность по времени и содержанию;
-уметь контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
-уметь обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос
о специальной помощи.
Средства контроля коррекционно-развивающих занятий.
В целях непрерывного мониторинга уровня интеллектуального и личностномотивационного развития используются адаптированные варианты известных в практической
психологии методик тестирования, предлагаемые детям в форме привычных игровых заданий, что
исключает влияние побочного стрессогенного фактора ситуации проверки при интерпретации
результатов. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные,
рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными
показателями для соответствующих возрастных групп методики.
Планируемые
результаты
программы
коррекционного
курса
уточняются
и
конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся для
каждого обучающегося в отдельности. Следовательно, к концу освоения данного коррекционного
курса ребенок может не достичь планируемых результатов в полной мере, ввиду своих
психофизиологических особенностей.
В целях отслеживания результатов работы, с обучающимся проводится комплексная
диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика
состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой.
Для отслеживания результатов коррекционно-развивающей работы рекомендуется
использовать следующие диагностические методики:
• тест Тулуз-Пьерона;
• методика «Хороший ученик» (используется для определения уровня рефлексивной
самооценки учебной деятельности во 2-3 класса);
• модификация методики определения самооценки Т.В, Дембо, С.Я. Рубинштейн
(используется в 4 классе);
• «Беседа о школе» (модифицированный вариант) Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л.
Венгер (используется в 1ом классе);
• методика исследования учебной мотивации школьников М.Р. Гинзбург (используется в 24 классах);
• диагностика мотивации учения; мотивационная цветовая анкета (модификация анкеты Н.
Г. Лускановой)
• методики исследования познавательной сферы из диагностического альбома Н.Я. Семаго,
М.М. Семаго.
Результаты исследований отмечаются в «Карте индивидуального развития обучающегося».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и
составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и
рекомендаций проделанной работы, а также в целях
преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных
результатов при обучении.
Организационный раздел:
Система дидактических условий реализации программы.
Занятия в рамках данного коррекционного курса направлены на расширение двигательного
опыта детей, развитие умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно
выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для
6
формирования у детей пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий
предполагает также работу по укреплению мелкой моторики рук, развитию координации движений
кисти рук и пальцев. Так же данный курс предполагает формирование у детей ощущений от
различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей,
головы, туловища, глаз) в пространстве.
Так же этот курс направлен на пополнение и уточнение знаний детей о сенсорных эталонах.
Программа предусматривает усложнение требований не только к
формированию собственно сенсорных эталонов, но и к умению группировать предметы по
различным признакам, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные
фигуры, использовать различные приемы измерения. Большое внимание уделяется следующим
направлениям.
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, игры с мячом,
обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие
моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности
движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и
геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие –
крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение
на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица
и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация
собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца,
кенгуру…), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и
обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур –
круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сопоставление
частей и деталей предмета по величине. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов. Узнавание предмета по его отдельным частям.
Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей. Составление целого из
частей на разрезном наглядном.
Развитие зрительного восприятия.
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Тренировка
зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из
разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две
картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или
свойствами.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее,
рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов.
Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов
относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально
расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.
Психолого-педагогические условия.
Систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности и ее
осознанной саморегуляции у детей с ОВЗ младшего школьного возраста, и учитывая
закономерности ее формирования в онтогенезе, были сформулированы психолого-педагогические
условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей
детей в этой сфере.
I. Обеспечение оптимальных условий для развития сознания и личности ребенка путем
7
создания:
• климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
• развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм
деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и
задаткам;
ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
II. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
• опора на личный опыт ученика;
• обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
• индивидуальный подход к ребенку на групповых занятиях;
• использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
• организация взаимодействия со сверстниками.
III. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
• стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой
познавательной мотивации;
• использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех
этапах деятельности ребенка.
Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и
правилами. Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями
Пр АООП растет постепенно: с 25-30минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40
минут, начиная со второго полугодия. Занятия могут проводится, как в индивидуальном режиме,
так и в подгрупповом.
Структура психокоррекционных занятий:
Вводная часть (3-5 мин): создание у обучающегося положительного эмоционального фона,
выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны
специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию
на данном уроке.
Основная часть (25-30 мин). Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта
необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
Заключительная часть (3-5 мин) (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и
трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
Продолжительность реализации программы.
Продолжительно обучения по программе 4 года. Объем программы составляет: 1 классы – 66
часа (2 час в неделю), 2-4 классы – 68 часов (2 час в неделю).
8
Тематический план программы занятий в 1 классе:
№
п/п
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
Тема занятия
Содержание занятия
Раздел 1. Комплексное обследование детей (5 часов)
Диагностическое занятие
Исследование общей осведомлённости
и
(определение
кругозора учащихся. Исследование мелкой и
первичного
уровня
крупной моторики рук
развития)
Диагностическое
Исследование
сенсорных
процессов.
занятие (определение
Исследование восприятия (форма, цвет, размер,
первичного
уровня
материал,
пространство
и
время).
развития)
Представления о внешних свойствах предметов
Диагностическое
занятие Исследование эмоционально-личностной сферы
(определение первичного
первоклассника.
уровня развития)
Раздел 2. Адаптация первоклассников (6 часа).
Будем знакомы
Знакомство и установление доверительных
отношений; развитие эмоциональной сферы;
формирование интереса к коррекционным
занятиям; развитие у ребенка умения слушать.
Рассказ о себе
Создание положительного
эмоционального
фона.
-формирование чувства уверенности;
- формирование умения слушать и задавать
вопросы;
-развитие наблюдательности, внимания, памяти,
мелкой моторики
Наша школа
Рассказ о школе. Отличия школы и детского
сада, учительницы и воспитательницы.
Диагностика эмоционального отношения к
школе и учению (рисунок Я в школе).
Раздел 3. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков(6 часа)
Коррекция мелкой моторики Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и
штрихуем. "Путешествие в сказку начинается».
12 месяцев"
Коррекция мелкой моторики Обводим
по
трафарету,
разукрашиваем.
"Путешествие продолжается.
Коррекция мелкой моторики Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг
"Зимние месяцы. Приметы зимы". Графические
упражнения.
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (10 часов)
Восприятие
Количество. Столько же. Больше, меньше на…
формы Параметры предмета. Размер. Высота.
,
Большой - маленький. Противоположности.
величины, цвета. Восприятие
Целостности предмета.
Восприятия
формы, Составляем целое из частей. Классифицируем по
величины,
цвета. форме.
Выделение
признаков
формы.
Восприятие
Целостности Классификация
предметов
(круглые,
треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас".
предмета.
9
Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24-25 Восприятие
величины,
Восприятие
предмета.
формы, Пространственная ориентировка на листе
2
цвета. бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона);
Целостности расположение геометрических фигур
по речевой инструкции, перемещение их на
плоскости листа.
26-27 Тактильно-двигательное
Определение на ощупь предметов. Игра
2
восприятие
«Волшебный мешочек»
28-29 Тактильно-двигательное
Определение на ощупь величины предметов из
2
восприятие
разного материала
Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций (36 часов)
30-31 Анализ наглядно
Описание наглядно представленных объектов.
2
воспринимаемых
Выделение значимых частей объекта.
предметов
и
явлений
окружающей
действительности.
32-33 Анализ наглядно
Значимые (функционально необходимые) и
2
воспринимаемых
украшающие элементы. Анализ объектов по
предметов
и
явлений картинке.
окружающей
действительности.
34-35 Анализ наглядно
Угадывание предметов по признакам (мебель-4
2
воспринимаемых
ножки и крышка-стол). Загадывание наглядно
предметов
и
явлений представленных объектов.
окружающей
действительности.
36-37 Перцептивные
Перцептивная классификация (цвет форма,
2
группировки объектов
величина).
38-39 Перцептивные группировки Выделение
и
вербализация
принципа
объектов
классифицирования. Задание на сериацию
(построй «команду» – бумажные полоски, 7 штпо росту)
40-41 Сенсорные эталоны.
Соотнесение форм реальных окружающих
предметов с сенсорными эталонами.
42-43 Сходства и различия
Нахождение признаков сходства: ряды картинок
с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду).
44-45 Сходства и различия
Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда.
46-47 Развитие
Перепутанные
дорожки.
Найди
отличия
навыков
(идентичные картинки с незаметными
произвольного
отличиями). Различные (на этом этапе легкие)
сосредоточения
варианты графических диктантов
внимания
48-49 Развитие
Перепутанные
дорожки.
Найди
отличия
навыков
(идентичные картинки с незаметными
произвольного
отличиями). Различные (на этом этапе легкие)
сосредоточения
варианты графических диктантов
внимания
10
2
2
2
2
2
2
50-51
Развитие
зрительной, памяти
52-53
Развитие
зрительной, памяти
54-55
Развитие
зрительной, памяти
56-57
Развитие
слуховой памяти
58-59
Развитие основ логического
мышления: поиск связей и
отношений в вербально
представленном материале.
Развитие основ логического
мышления: поиск связей и
отношений в вербально
представленном материале.
Развитие основ логического Развитие предпосылок абстрактно-логического
мышления: учет двух
мышления. Продолжение числового ряда
оснований вывода на
наглядно
представленном
материале
Развитие основ логического Продолжение полоски с определенной
мышления: учет двух
последовательностью геометрических
оснований вывода на
элементов.
наглядно
представленном
материале
Раздел 6. Итоговая диагностика (1 час)
Психодиагностические
Исследование познавательной и эмоциональнообследования
волевой сферы
ИТОГО
66 часов
60-61
62-63
64-65
66
Зрительное запоминание (идентично методике
Н.А. Бернштейна). Выбор (вычеркивание)
осуществляется на индивидуальных таблицах.
Что изменилось (определение 1-2 недостающих,
перемещенных предметов). Восстановление по
памяти места объекта: 6 объектов.
Зрительное запоминание (идентично методике
Н.А. Бернштейна). Выбор (вычеркивание)
осуществляется на индивидуальных таблицах.
Что изменилось (определение 1-2 недостающих,
перемещенных предметов). Восстановление по
памяти места объекта: 6 объектов.
Зрительное запоминание (идентично методике
Н.А. Бернштейна). Выбор (вычеркивание)
осуществляется на индивидуальных таблицах.
Что изменилось (определение 1-2 недостающих,
перемещенных предметов). Восстановление по
памяти места объекта: 6 объектов.
Повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке
(цифры записаны на индивидуальных
карточках).
Развитие предпосылок логического мышления.
Продолжение числового ряда (в пределах
изученного). Учет двух признаков в нахождении
места объекта
Решение логических задач (аналитические
задачи 1 типа с прямым утверждением);
аналитический вывод из прослушанного текста
11
2
2
2
2
2
2
2
2
1
Тематический план программы занятий в 2 классе:
№
п/п
1
2-3
4-5
6-7
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
Тема занятия
Содержание занятия
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие
Психодиагностические упражнения, создание
Положительной
мотивации
на
занятия,
знакомство.
Раздел 2. Комплексное обследование детей (4 часа)
Диагностическое
занятие Диагностика уровня произвольности внимания,
(определение первичного
трудоспособности, продуктивности, памяти,
уровня развития)
умения работать по инструкции
Диагностическое
занятие Исследование эмоционально-личностной сферы
(определение первичного
уровня развития)
Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы (24 часа)
Выполняй правильно
Упражнения на развитие психических процессов:
«Запомни и нарисуй», «Выполняй правильно»,
Развитие умения
воспроизводить образец
Развитие
зрительного
восприятия
«Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?»,
«Иголка и нитка»
Упражнения, развивающие зрительное
восприятие: «Копирование точек», «Составь
предмет из геометрических фигур», «Кляксы»,
«Необычные рисунки».
Упражнения, развивающие зрительное
Развитие
восприятие: «Копирование точек», «Составь
зрительного
предмет из геометрических фигур», «Кляксы»,
восприятия
«Необычные рисунки».
Упражнения, развивающие зрительное
Развитие
восприятие: «Копирование точек», «Составь
зрительного
предмет из геометрических фигур», «Кляксы»,
восприятия
«Необычные рисунки».
Развитие
слухового Упражнения, развивающие слуховое восприятие
восприятия
и
слухо- и слухо-моторную координацию:
моторной координации
"Назови
слова",
"Хлоп-хлоп"
(обучение
звуковому анализу слова), "Придумай новое
слово", "Кружок", "Длиннее-короче".
Развитие
слухового Упражнения, развивающие слуховое восприятие
восприятия и слухои слухо-моторную координацию: "Назови
моторной координации
слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому
анализу слова), "Придумай новое слово",
"Кружок", "Длиннее-короче".
Развитие
слухового Упражнения, развивающие слуховое
восприятия
и
слухо- восприятие
и
слухо-моторную
моторной координации
координацию: "Назови слова", "Хлопхлоп" (обучение звуковому анализу
слова), "Придумай новое слово",
"Кружок", "Длиннее-короче".
Развитие межанализаторных Рисование
обеими
руками,
выполнение
систем, их взаимодействия. графических диктантов.
12
Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
Развитие
межанализаторных систем,
их взаимодействия.
Срисовывание
узоров,
дорисовывание
симметричных
изображений.
Выполнение
упражнений «Кулак-ребро-ладонь»,
«Зеркальное рисование», «Моторчик»,
«Веселые карандаши».
Развитие
Срисовывание
узоров,
дорисовывание
межанализаторных систем, симметричных
изображений.
Выполнение
их взаимодействия.
упражнений «Кулак-ребро-ладонь»,
«Зеркальное рисование», «Моторчик»,
«Веселые карандаши».
Развитие межанализаторных Рисуем по-разному». Упражнения на
систем, их взаимодействия. синхронность работы обеих рук
Раздел 4. Формирование пространственно-временных отношений (12 часов)
Формирование
Формирование пространственных
квазипространственных
представлений в речи: работа с серией
представлений
сюжетных картинок, часами, календарем,
моделью календарного года.
Формирование
Формирование пространственных
квазипространственных
представлений в речи: работа с серией
представлений
сюжетных картинок, часами, календарем,
моделью календарного года.
Формирование
Сказкотерапия
и
коррекция
квазипространственных
квазипространственных представлений.
представлений
Формирование
Формирование
умения
понимать
квазипространственных
пространственные и временные логикопредставлений
грамматические конструкции: Упражнения
«Бочка и ящик»,
«Что находится в помещении», «Я – сыщик».
Игра «Внутри-снаружи»
Формирование
Формирование
умения
понимать
квазипространственных
пространственные и временные логикопредставлений
грамматические конструкции:
2
Формирование
Упражнения «Бочка и ящик»,
квазипространственных
«Что находится в помещении», «Я – сыщик».
представлений
Игра «Внутри-снаружи»
Раздел 5. Развитие когнитивной сферы (24 часа)
Развитие логического и
Упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые
понятийного мышления.
ассоциации», «Чей домик»
Развитие логического и
Ассоциативные цепочки, последовательности
понятийного мышления.
Развитие логического
Упражнения на развитие логического, словесного
и
понятийного
мышления; психогимнастические
упражнения; релаксационные упражнения.
мышления.
Развитие логического и
Элементарные закономерности, решение задач
понятийного мышления.
на закономерности, составление задач
Развитие логического и
Отношения между понятиями (род-вид, частьпонятийного мышления.
целое т др.)
Развитие логического и
Решение элементарных логических задач
понятийного мышления.
2
13
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди лишнее», «Запомни и
классификация, обобщение. нарисуй», «Узнай предмет по описанию»,
Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди лишнее слово», «Угадай
классификация, обобщение. животное», «Найди общие признаки»,
Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди отличия», «Назови, что
классификация, обобщение. это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд»
Логические цепочки, решение задач
Установление
причинноследственных
отношений, Обобщение
и нахождение
противоположностей.
Установление
Упражнения в построении умозаключений по
причинноаналогии
следственных
отношений, Обобщение
и нахождение
противоположностей.
Установление
Установление
закономерностей,
развитие
причинносложных
форм
мышления:
логического
следственных
мышления, абстрагирования.
отношений, Обобщение
и нахождение
противоположностей.
Раздел 6. Итоговая диагностика (4 часа)
Психодиагностические
Исследование познавательной сферы
обследования
Психодиагностические
Исследование эмоционально-личностной сферы
обследования
ИТОГО
68 часов
14
2
2
2
2
2
2
2
2
Тематический план программы занятий в 3 классе:
№
п/п
1
2-3
4-5
5-6
7-8
9-10
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
Тема занятия
Содержание занятия
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Психодиагностические упражнения, создание
положительной
мотивации
на
занятия,
знакомство.
Раздел 2. Комплексное обследование детей (4 часа)
Диагностическое
занятие Диагностика уровня произвольности внимания,
(определение первичного
трудоспособности, продуктивности, памяти,
уровня развития)
умения работать по инструкции
Диагностическое
занятие Исследование эмоционально-личностной сферы
(определение первичного
уровня развития)
Раздел 3. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов)
Коррекция мотивационной
Упражнения
на
формирование
учебной
сферы
потребности,
мотивации, навыков самоконтроля.
интересы,
стремления,
Формирование нравственных представлений.
цели,
влечения,
мотивационные установки)
Коррекция мотивационной
Упражнения
на
формирование
учебной
сферы потребности,
мотивации, навыков самоконтроля.
интересы, стремления, цели, Формирование нравственных представлений.
влечения, мотивационные
установки)
Коррекция мотивационной
Упражнения
на
формирование
учебной
сферы потребности,
мотивации, навыков самоконтроля.
интересы, стремления, цели, Формирование нравственных представлений.
влечения,
мотивационные
установки)
Раздел 4. Развитие памяти (8 часов)
Развитие слуховой,
Тренировка
различных
видов
памяти,
зрительной памяти
упражнения «Опиши картинку»,
«Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
мной», «Запрещенное движение».
Развитие слуховой,
Тренировка
различных
видов
памяти,
зрительной памяти
упражнения «Опиши картинку»,
«Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
мной», «Запрещенное движение».
Овладение приемами
Развитие
словесно-логической
памяти,
Осмысленного запоминания; упражнения «Группировка слов», «Свяжи
развитие смысловой
пару», «Ассоциации», «Ключевые слова».
Вербальной памяти
Обучение мнемотехникам
Овладение приемами
Развитие
словесно-логической
памяти,
Осмысленного запоминания; упражнения «Группировка слов», «Свяжи
развитие смысловой
пару», «Ассоциации», «Ключевые слова».
Вербальной памяти
Обучение мнемотехникам
Раздел 5. Развитие внимания (12 часов)
Развитие произвольного
Упражнения
на
развитие
произвольного
внимания.
внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что
видишь», «Корректировщик», «Шифровка»
Вводное занятие
15
Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20-21 Развитие произвольного
внимания.
22-23 Развитие устойчивости
концентрации внимания.
24-25 Развитие устойчивости
концентрации внимания.
Упражнения
на
развитие
произвольного
внимания: «Делай и рассказывай», «Таблицы
Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз»,
«Найди отличия».
и Упражнения «Корректировщик», «Шифровка»,
«Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
«Анаграммы», «Зоркий глаз».
и Упражнения «Корректировщик», «Шифровка»,
«Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
«Анаграммы», «Зоркий глаз».
и Упражнения «Корректировщик», «Шифровка»
26-27 Развитие устойчивости
концентрации внимания
28-29 Развитие устойчивости и «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
«Анаграммы», «Зоркий глаз».
концентрации внимания
Раздел 6. Развитие мыслительных функций (20 часов)
30-31 Развитие логического и
Упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые
понятийного мышления.
ассоциации», «Чей домик»
32-33 Развитие логического и
Ассоциативные цепочки, последовательности
понятийного мышления.
34-35 Развитие логического и
Упражнения на развитие логического, словесного
понятийного мышления.
мышления; психогимнастические
упражнения; релаксационные упражнения.
36-37 Развитие логического и
Элементарные закономерности, решение задач
понятийного мышления.
на закономерности, составление задач
38-39 Развитие логического и
Отношения между понятиями (род-вид, частьпонятийного мышления.
целое т др.)
40-41 Развитие логического и
Решение элементарных логических задач
понятийного мышления.
42-43 Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди лишнее», «Запомни и
классификация, обобщение.
нарисуй», «Узнай предмет по описанию»,
44-45 Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди лишнее слово», «Угадай
классификация, обобщение.
животное», «Найди общие признаки»,
46-47 Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди отличия», «Назови, что
классификация, обобщение.
это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд»
48-49 Установление
причинно- Логические цепочки, решение задач
следственных
отношений,
Обобщение и нахождение
противоположностей.
Раздел 7. Развитие произвольности и волевой регуляции (6 часов)
50-51 Формирование навыков
Овладение приемами самоконтроля и
построения внутреннего
саморегуляции. Задания «Разные настроения»,
«Учимся менять свое настроение»,
плана действий
52-53 Формирование навыков
Овладение приемами самоконтроля и
построения внутреннего
саморегуляции. Задания «Учимся искать выход
плана действий
из сложных ситуаций», «Как победить злость»
54-55 Формирование навыков
Овладение приемами самоконтроля и
построения внутреннего
саморегуляции. Задания «Прогоняем страх»,
«Саморегуляция».
плана действий
Раздел 8. Развитие эмоционально-волевой сферы ( 9 часов)
56-57 Развитие эмоциональной
Отработка
приёмов
лицевой
экспрессии
сферы. Формирование
различных эмоциональныхсостояний.
рефлексии
16
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Развитие эмоциональной
Коррекция агрессивности, формирование и
сферы. Формирование
развитие внимания, доброжелательности,
рефлексии
взаимоотношений детей в группе.
60-61 Развитие самооценки;
Развитие представлений детей о соотношении
внутреннего состояния человека и его внешнего
развитие умений
дифференциации чувств.
выражения.
62-63 Развитие самооценки;
Формирование у детей конструктивных
развитие умений
способов реагирования в конфликтной
дифференциации чувств.
ситуации.
64
Развитие самооценки;
Формирование у детей конструктивных
развитие
умений
способов реагирования в конфликтной
дифференциации
ситуации. Рабочая тетрадь «Мои эмоции»
чувств
Раздел 6. Итоговая диагностика (4 часа)
65-66 Психодиагностические
Исследование познавательной сферы
обследования
67-68 Психодиагностические
Исследование эмоционально-личностной сферы
обследования
ИТОГО
68 часов
58-59
17
2
2
2
1
2
2
Тематический план программы занятий в 4 классе:
№
п/п
Тема занятия
Содержание занятия
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Психодиагностические упражнения, создание
положительной
мотивации
на
занятия,
знакомство.
Раздел 2. Комплексное обследование детей (4 часа)
2-3
Диагностическое
занятие Диагностика уровня произвольности внимания,
(определение первичного
трудоспособности, продуктивности, памяти,
уровня развития)
умения работать по инструкции
4-5
Диагностическое
занятие Исследование эмоционально-личностной сферы
(определение первичного
уровня развития)
Раздел 3. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов)
5-6
Коррекция мотивационной
Упражнения
на
формирование
учебной
сферы
потребности,
мотивации, навыков самоконтроля.
интересы,
стремления,
Формирование нравственных представлений.
цели,
влечения,
мотивационные установки)
7-8
Коррекция мотивационной
Упражнения
на
формирование
учебной
сферы потребности,
мотивации, навыков самоконтроля.
интересы, стремления, цели, Формирование нравственных представлений.
влечения, мотивационные
установки)
9-10 Коррекция мотивационной
Упражнения
на
формирование
учебной
сферы потребности,
мотивации, навыков самоконтроля.
интересы, стремления, цели, Формирование нравственных представлений.
влечения,
мотивационные
установки)
Раздел 4. Развитие памяти (8 часов)
10-11 Развитие слуховой,
Тренировка различных видов памяти, упражнения
зрительной памяти
«Опосредованное запоминание», «Запомни пары
слов», «Запомни и нарисуй», «Что изменилось?»
1
Вводное занятие
Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
12-13 Развитие слуховой,
зрительной памяти
Тренировка различных видов памяти, упражнения
«Запомни и найди», «Логически не связанный
текст», «Числа», «Лица с именами и фамилиями
2
14-15 Овладение приемами
Осмысленного запоминания;
развитие смысловой
Вербальной памяти
Развитие словесно-логической памяти,
упражнения «Антонимы и синонимы», «Чей
предмет?», «Цвета», «Форма предметов» ,
«Запоминаем, рисуя»
2
16-17 Овладение приемами
Развитие
словесно-логической
памяти,
Осмысленного запоминания; упражнения «Группировка слов», «Свяжи
развитие смысловой
пару», «Ассоциации», «Ключевые слова».
Вербальной памяти
Обучение мнемотехникам
Раздел 5. Развитие внимания (12 часов)
Упражнения
на
развитие
произвольного
18-19 Развитие произвольного
внимания: «Следи за своей речью», «Скрытая
внимания.
подсказка», «Спрятанное слово»
18
2
2
20-21 Развитие произвольного
внимания.
22-23 Развитие устойчивости
концентрации внимания.
24-25 Развитие устойчивости
концентрации внимания.
Упражнения
на
развитие
произвольного
внимания: «Всё помню» (развитие внимания и
памяти), «Где, чей домик?»
и Упражнения «Корректировщик», «Шифровка»,
«Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
«Анаграммы», «Зоркий глаз».
и Упражнения на развитие устойчивости и
переключения внимания: Картинки «Найди
отличие», «Раскрась вторую половинку»,
«Цифровая таблица»
и Упражнения «Корректировщик», «Шифровка»
26-27 Развитие устойчивости
концентрации внимания
28-29 Развитие устойчивости и «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
«Анаграммы», «Зоркий глаз».
концентрации внимания
Раздел 6. Развитие мыслительных функций (20 часов)
30-31 Развитие логического и
Упражнения:
«Исключения
лишнего»,
понятийного мышления.
«Установление связей», «Слова- невидимки»
32-33 Развитие логического и
Ассоциативные цепочки, последовательности
понятийного мышления.
34-35 Развитие логического и
Упражнения на развитие логического, словесного
понятийного мышления.
мышления; психогимнастические
упражнения; релаксационные упражнения.
36-37 Развитие логического и
Элементарные закономерности, решение задач
понятийного мышления.
на закономерности, составление задач
38-39 Развитие логического и
Отношения между понятиями (род-вид, частьпонятийного мышления.
целое т др.). Упражнение «Другая буква»,
«Сложение и вычитание», «Закономерности».
40-41 Развитие логического и
Решение элементарных логических задач
понятийного мышления.
42-43 Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди лишнее», «Запомни и
классификация, обобщение.
нарисуй», «Узнай предмет по описанию»,
44-45 Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди лишнее слово», «Угадай
классификация, обобщение.
животное», «Найди общие признаки»
46-47 Анализ, сравнение,
Упражнения «Найди отличия», «Назови, что
классификация, обобщение.
это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд»,
«Закономерности».
48-49 Установление
причинно- Логические цепочки, решение задач
следственных
отношений,
Обобщение и нахождение
противоположностей.
Раздел 7. Развитие произвольности и волевой регуляции (6 часов)
50-51 Формирование навыков
Овладение приемами самоконтроля и
построения внутреннего
саморегуляции. Карточки с заданием. Чтение слов и
плана действий
фраз наоборот по слогам Задания «Разные
настроения»,
«Учимся менять свое настроение»,
52-53 Формирование навыков
Овладение приемами самоконтроля и
построения внутреннего
саморегуляции. Задания Чтение рядов слов
плана действий
наоборот. «Учимся искать выход из сложных
ситуаций», «Как победить злость»
54-55 Формирование навыков
Овладение приемами самоконтроля и
построения внутреннего
саморегуляции. Задания «Прогоняем страх»,
«Саморегуляция». Чтение предложений наоборот
плана действий
Раздел 8. Развитие эмоционально-волевой сферы ( 9 часов)
19
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Отработка
приёмов
лицевой
экспрессии
различных эмоциональныхсостояний. «Я и моё
имя!», «Я – сам! Какой я?»
58-59
Коррекция агрессивности, формирование и
развитие внимания, доброжелательности,
взаимоотношений детей в группе. «Я и другие»,
«Что такое дружба?»
60-61 Развитие самооценки;
Развитие представлений детей о соотношении
внутреннего состояния человека и его внешнего
развитие умений
дифференциации чувств.
выражения. «Я и моё настроение», «Что такое
эмоции?!
62-63 Развитие самооценки;
Формирование у детей конструктивных
развитие умений
способов реагирования в конфликтной
дифференциации чувств.
ситуации. «Гнев. Почему я злюсь?», «Мне
хорошо! Мне спокойно»
64
Развитие самооценки;
Формирование у детей конструктивных
развитие
умений
способов реагирования в конфликтной
дифференциации
ситуации. Рабочая тетрадь «Мои эмоции»,
чувств
«Страх. Почему я боюсь?»
Раздел 6. Итоговая диагностика (4 часа)
65-66 Психодиагностические
Исследование познавательной сферы
обследования
67-68 Психодиагностические
Исследование эмоционально-личностной сферы
обследования
ИТОГО
68 часов
56-57
Развитие эмоциональной
сферы. Формирование
рефлексии
Развитие эмоциональной
сферы. Формирование
рефлексии
2
2
2
2
1
2
2
Материально-техническое обеспечение
Для проведения психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение,
позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении.
Необходимы: индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики
(диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения
классификации и пр.); демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные
знаки, макет часов со стрелками и т. п.; магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными
произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими); доска с
магнитными держателями; мультимедиапроектор и экран; переносные носители информации;
наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета); плоскостные крупные
геометрические фигуры разной формы (мозаика); значительное
количество
расходного
материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4,
баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры; мягкие игрушки
и куклы среднего размера, пальчиковые куклы; маски животных и сказочных персонажей,
аксессуары для создания игрового образа; материал для лепки; защитные клеенки на столы;
тетради для записей
Список литературы
1Андерсон, Д. Думай, пытайся, развивайся / Д. Андерсон. – СПб.: Питер, 1996. 2.Дубровина,
И.В. Психокоррекционая и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. М.: «Академия», 1999. - 176
3. Ильина М.В. Тестируем внимание и память,М.: 2005г
4. Инкина, Ю.М. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников: конспекты занятий, упражнения и задания / Ю. Инкина, Л.А. Абъятанова, Т.А. Иванова. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 87 с.
5. Крылова О.Н. Работа с текстом. Фгос,1класс,Из-во «Экзамен»,2012г
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологи20
ческая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов),М,2005г
7. Левченко, И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича / И.Ю. Левченко. - Сборник статей. - М.: ЦГЛ, 1991. – 234 с.
8. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд.
Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 3: – 640 с.
9. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. – М.: «Акакдемия»,2003. – 448 с.
10. Осипова, О.О. Диагностика и коррекция внимания / О.О. Осипова. – М.: ТЦ Сфера,
2004. – 104 с.
11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /Е.И. Рогов. - М.:
ВЛАДОС, 2003. - 529 с.
12. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие / М.М.Семаго, М.Я. Семаго. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 288 с.
13. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) / О.В.
Хухлаева. – М.: Генезис, 2008. – 344 с.
14. Шипицина, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. - М.:ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
;
21