Развитие познавательных способностей ЗПР 7.1. НОО

Приложение к АООП НОО

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 300 «Перспектива»

Пояснительная записка.
Программа направлена на исправление различных типичных недостатков психического
(психологического)

развития,

которые

в

совокупности

определяют

наличие

особых

образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР вариант 7.1).
Представленная программа отражает возможное содержание психокоррекционных занятий,
подобранное с учетом перечисленных в ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) и АООП
НОО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) особых образовательных потребностей данной группы
школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.1.
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1) (далее – Рабочая программа) составлена с учетом нормативных правовых документов
и локальных актов МАОУ СОШ № 300 г. Екатеринбурга.
• Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федерального закона РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
• Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 года № 569 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года
№ 286;
• Приказа Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 года «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
• Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (с последними изменениями);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила.»).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
2

• Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

начального

общего

образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1);
• Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ №
300 «Перспектива» г. Екатеринбурга.
Данная программа является коррекционно-развивающей и составлена на основе пособия
«Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко,
авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.:
Школьная пресса, 2004, «Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе»/
Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010.
Актуальность программы обусловлена с одной стороны современными требованиями
общества к развитию личности ребенка, имеющего отклонения в развитии, с другой стороны
продиктованы

необходимостью

более

полно

реализовать

индивидуализацию

обучения,

учитывающего степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические
особенности обучающегося в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, речь идет о
необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на
преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и социализации их в обществе. Реализация
коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного
сопровождения обучающихся с задержкой психического развития. На занятиях с педагогомпсихологом осуществляется коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной
сферы, формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, интеллектуальных
процессов. Также на занятиях с педагогом-психологом уделяется внимание гармонизации
психоэмоционального состояния ребенка, формированию позитивного отношения к своему «Я»,
развитию коммуникативных навыков, повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности,
формированию навыков самоконтроля. Кроме этого в рамках коррекционно- развивающих занятий
осуществляется

развитие

речевой

деятельности,

формирование

коммуникативных

навыков,

расширение представлений об окружающей действительности.
Научная обоснованность.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм
психических

нарушений.

ЗПР

–

это

особый

тип

психического

развития

ребенка,

характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики
в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических
факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой
психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся
неоднородностью и полиморфизмом.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое
3

место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной
направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих
потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Главный принцип работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это принцип
коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционноразвивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и
недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной
деятельности и личностной сфере.
Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии
с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его
компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения.
Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной
деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному
торможению и другие.
Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для
нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного
развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать,
сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной
активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные
требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость
более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуальнотипологические особенности, необходимо создавать педагогические
условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в
обществе.
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного
аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации,
зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о
предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно
воспринимать учебный материал.
3. Формирование учебной мотивации.
4

Разазвитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность,
самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение
ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом,
инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
5. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операции
анализа,

сравнения,

обобщения,

практической

группировки,

логической

классификации,

умозаключений и др.).
6. Организация благоприятной социальной среды.
7. Системный и планомерный контроль за развитием обучающейся с ЗПР педагогами членами психолого-педагогического консилиума школы.
Цель коррекционно-развивающих занятий является развитие ребёнка, что включает в
себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов
волевой регуляции.
Задачи:
1) создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных
особенностей,
2) осуществление

сенсорного,

психомоторного

развития

в

процессе

освоения

содержательных видов деятельности,
3) развитие психических функций внимания, памяти, процессов мышления,
4) воспитания самостоятельности при выполнении заданий, умения доводить начатое дело
до конца.
Занятия построены с учетом основных принципов коррекционно-развивающего
обучения:
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение
отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания
развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу
коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования,
позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их
возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из
ближайшего прогноза развития.
3. Принципы общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности).
4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении
5

которых

возникают

какие-либо

препятствия.

Их

преодоление

способствует

развитию

обучающегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от
простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет
поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения
таким образом, чтобы у учащейся развивался навык переноса обработки информации,
следовательно, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия
решения.
6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры,
задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали
положительные эмоции.
1.2. Ожидаемые результаты реализации программы.
• положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
• положительная динамика развития когнитивной сферы (память, внимание, мышление);
• отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся с ЗПР;
• эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и обучающегося с ОВЗ,
выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении
друг к другу.
Средства контроля коррекционно-развивающих занятий.
В целях отслеживания результатов работы, с обучающимся проводится комплексная
диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика
состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой.
Результаты исследований отмечаются в «Карте индивидуального развития обучающегося».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и
составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и
рекомендаций проделанной работы, а также в целях
преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных
результатов при обучении.

2. Организационный раздел:
2.1. Система дидактических условий реализации программы.
Методы и приемы, используемые при реализации программы.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка.
6

В работе в рамках программы применяются следующие приемы и методы:
• использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей,
организующей, направляющей);
• пошаговость предъявления материала,
• использование заданий в наглядно-действенном и наглядно-образном плане,
• речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,
• учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,
• эмоционально окрашенная подача материала.
2.2. Психолого-педагогические условия.
Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с педагогами (консультации
педагогов по вопросам организации учебного процесса), родителями (консультации родителей,
рекомендации).
Структура психокоррекционных занятий:
Вводная часть (3-5 мин): создание у обучающегося положительного эмоционального фона,
выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны
специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию
на данном уроке.
Основная часть (25-30 мин). Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта
необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
Заключительная часть (3-5 мин) (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и
трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
2.3. Продолжительность реализации программы.
Продолжительно обучения по программе 4 года. Объем программы составляет: 1 классы –
66 часов (2 часа в неделю), 2-4 классы – 68 часов (2 часа в неделю).
3. Содержательный раздел.
3.1. Тематическое планирование.

Тематический план программы занятий в 1 классе:
Номер

Кол-во
Тема занятия

Содержание занятия

урока

часов

Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития
(2 часа).

7

Индивидуальное
1-2
диагностическое занятие

Исследование мелкой и крупной
моторики рук. Исследование
сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма,
цвет, размер, материал, пространство
и время).
Представления о внешних свойствах
предметов

2

Раздел 2. Адаптация первоклассников (2 часа).

3-4

Рассказ-презентация о школе.
Отличия школы и детского сада,
учительницы и воспитательницы.
Наша школа
2
Диагностика эмоционального
отношения к школе и учению
(рисунок Я в школе).
Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (10

часов)

5-6

Коррекция крупной моторики

Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции
педагога (броски в цель, ходьба по
"дорожке следов"). Развитие
быстроты движений, умения
контролировать сменяемость
действий. Игротренинг "Гномики

2

на стадионе".

7-8

Коррекция мелкой моторики

9-10

Коррекция мелкой моторики

11-12

Коррекция мелкой моторики

13-14

Коррекция мелкой моторики

Учимся делать штриховку.
Разукрашиваем и штрихуем.
"Путешествие в сказку начинается».
12 месяцев". Обводим по трафарету,
разукрашиваем. "Путешествие
продолжается. Осенние месяцы.
Приметы осени".
Соединяем точки и рисуем узоры.
Психотренинг "Зимние месяцы.
Приметы зимы".
Контурная аппликация из пластилина.
Психотренинг "Весенние месяцы.
Приметы весны".
Нанизываем бусы. Завязываем
узелки.
Психотренинг "Летние месяцы.
Приметы лета". Аппликация из
полосок бумаги. АРТ-тренинг
"Приметы 12 месяцев"
Графические упражнения. Рисование
пальчиковыми красками.
Игры и действия с предметами
(мозаика из пайеток, стикерная
мозаика, аппликация из крупы)
8

2

2

2

2

Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (16 часов)

15-16

Восприятие формы,

Параметры предмета. Размер. Высота.
Большой

величины, цвета. Восприятие
целостности предмета.

- маленький. Противоположности.

2

Составляем целое из частей.
Классифицируем по форме.
Восприятие формы,
17-18

величины, цвета. Восприятие
целостности предмета.

19-20

Восприятие пространства

21-22

Восприятие пространства

Выделение признаков формы.
Классификация предметов (круглые,
треугольные, квадратные).
Определение расположения
предметов в
пространстве (справа - слева, выше ниже и др.). Движение в заданном
направлении в
пространстве (вперед, назад, т.д.).
Игротренинг "Гномики ищут клад".
Пространственная ориентировка на
листе бумаги (центр, верх, низ, правая
(левая) сторона); расположение
геометрических фигур по речевой
инструкции, перемещение их на

2

2

2

плоскости листа.

23-24

Восприятие времени

25-26

Восприятие времени

Изучение временных показателей:
времён года,
Изучение временных показателей:
дней недели.
Последовательность событий. Раньше
- позже.

2

2

Вчера- сегодня- завтра

27-28

Тактильно-двигательное
восприятие
Восприятие эмоций

29-30
человека

Игра «Волшебный мешочек»
Определение на ощупь величины
предметов из разного материала
Знакомство с эмоциональным миром
человека.

2

2

Радость. Грусть/печаль. Пиктограммы

Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций (20 часов)
31-32

Восприятие как основа
познавательной

Описание наглядно представленных
объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально
9

2

необходимые)
и
украшающие
элементы. Анализ объектов по
картинке. Угадывание предметов по
признакам (мебель-4 ножки и крышкастол). Загадывание наглядно
деятельности: анализ наглядно
воспринимаемых предметов и
явлений окружающей
действительности.
33-34

Перцептивные группировки
объектов

35-36

Сходства и различия

37-38

Сходства и различия

39-40

Развитие навыков произвольного
сосредоточения внимания

41-42

Развитие зрительной, памяти.

представленных объектов.
Перцептивная классификация (цвет
форма, величина). Выделение и
вербализация принципа
классифицирования
Выделение
частных
и
общих
признаков сходства: ряды картинок с
изображениями,
относящимися к одному классу (4
картинки в ряду). Определение
различий. 2 картинки для сравнения из
каждого ранее проанализированного
ряда. Сходство в речи: подбор
синонимичных наименований для
объектов, изображенных на картинках
Различия в нашей речи
(противоположности, обозначаемые
антонимами, наглядно представлены
на картинках, в т.ч. фотографиях)
Перепутанные дорожки. Найди
отличия (идентичные картинки с
незаметными отличиями). Различные
(на этом этапе легкие) варианты
графических диктантов (образцы
заданий в пособии Н.В. Бабкиной).
Зрительное запоминание (идентично
методике Н.А. Бернштейна). Выбор
(вычеркивание)
осуществляется на индивидуальных
таблицах. Что изменилось
(определение 1-2 недостающих,
перемещенных предметов).
Восстановление по памяти места
объекта: 6 объектов.
Зрительное запоминание. Игра
«Повтори ряд». С использованием
геометрических фигур.

10

2

2

2

2

2

43-44

Развитие слуховой памяти

45-46

Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск
закономерностей

47-48

Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск
закономерностей

49-50

Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск
связей и отношений в вербально
представленном материале.

Работа в парах: повторение цифр (от 3
до 6) в прямом порядке (цифры
записаны на индивидуальных
карточках). Повторение слов, фраз
партнера по общению. «Хомякповторюша» с постепенным
удлинением ряда повторяемых слов
(от 1 до 5 в произнесенной фразе).
Развитие предпосылок абстрактнологического
мышления. Продолжение числового
ряда (в пределах изученного). Учет
двух признаков в нахождении места
объекта (Цвет и величина,
форма и величина, цвет и форма).
Развитие предпосылок абстрактнологического мышления. Продолжение
числового ряда.
Продолжение полоски с определенной
последовательностью геометрических
элементов.
Решение логических задач
(аналитические задачи 1 типа с
прямым утверждением);
аналитический вывод из
прослушанного текста (типа
«Маленький Саша») - проводится без
обучения.
Другие детские тексты со скрытым
смыслом, угадывание загадок
Самый непохожий. Найди четвертое.
Продолжи ряд. Определи место (5
субтест теста под
ред.Л.А. Венгера, В.В. Холмовской).

2

2

2

2

Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (8 часов)
Произвольное длительное
удержание внимания (запутанные
линии,
51-52
корректурная проба - буквенный
вариант).

53-54

Произвольное удержание
программы деятельности и
осуществление контроля за ней

Развитие произвольного внимания
(концентрация,
переключение):
задания на стандартных бланках
корректурной
пробы
с
необходимостью переключения (А
вычеркиваем,
И
подчеркиваем).
Длительное
отслеживание перепутанной линии.
Самостоятельное выполнение задания
с
учетом
заданных
условий:
конструирование из строительного
материала с учетом указанного
размера и количества деталей.

11

2

2

55-56

Развитие концентрации и
устойчивости произвольного
внимания

57-58

Развитие произвольности и
свойств внимания с помощью
психотехнических,
нейропсихологических приемов и
кинезиологических
упражнений

Выполнение упражнений «Срисуй
правильно»,
«Дорисуй вторую половину»,
«Сделай как у меня»
Комплекс упражнений на развитие
концентрации внимания («колечко»,
«кулак- ребро-ладонь», «лезгинка»,
«ухо-нос»,«лягушка»)

2

2

Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (4 часа)

59-60

61-62

Почему люди ссорятся.

Причины ссор (детские
высказывания):
жадничает, ябедничает, дерется,
отнимает и портит вещи и т.п. Обида
и прощение. Притчи.
Что помогает не ссориться.

2

Дети и взрослые.

Дети и взрослые. Отличия детей и
взрослых. Чего хотят дети от
взрослых. Чего хотят взрослые от
детей. Правила дружбы со взрослым
(цветик-семицветик): помогать,
предупреждать, спрашивать, просить,
а не требовать, соглашаться,
заботиться, говорить правду.

2

Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (2 часа)
63-64

Лесенка самооценки.
Я и другие.

Занятие на формирование самооценки
Как нас видят другие.

2

Раздел 9. Итоговая диагностика (2 часа)
65-66

Индивидуальное обследование

Проведение итогового
диагностического среза.

2

66 часов

ИТОГО

Тематический план программы занятий в 2 классе:
Номер

Кол-во
Тема занятия

Содержание занятия

урока

часов
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

12

1-2

Психогимнатические упражнения, создание
положительной мотивации на занятия,
знакомство

Вводное занятие

2

Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)

3-4

Индивидуальное
диагностическое занятие

Диагностика уровня произвольности
внимания, продуктивности памяти, умения
работать по инструкции, эмоциональноволевой сферы

2

Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы (12 часов)

5-6

Развитие осязательного
восприятия

Упражнения, развивающие осязательное восприятие
формы
объемных
предметов:
Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь
геометрические

2

фигуры», «Что принес Буратино».

7-8

Развитие зрительного
восприятия

Упражнения,
развивающие
зрительное
восприятие: «Копирование точек», «Составь
предмет из геометрических фигур», «Кляксы»,

2

«Необычные рисунки».
Развитие слуховое
9-10

11-12

восприятие и слухомоторной координации

Развитие межанализаторных
систем, их взаимодействия

Упражнения,
развивающие
слуховое
восприятие и слухо-моторную координацию:
"Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово",
"Кружок", "Длиннее-короче".
Двигательное воспроизведение ритмических
структур по образцу и по инструкции
(«Веселый алфавит»), рисование обеими
руками,

2

2

выполнение графических диктантов.

13-14

Развитие межанализаторных
систем, их взаимодействия

Срисовывание узоров, дорисовывание
симметричных изображений. Выполнение
упражнений «Кулак-ребро-ладонь»,
«Зеркальное рисование», «Моторчик»,
«Веселые

2

карандаши».

15-16

Развитие межанализаторных
систем, их взаимодействия

Урок-игра «Рисуем по-разному». Упражнения
на синхронность работы обеих рук (работа со

2

шнуром, нанизывание бус).

Раздел 4. Развитие двигательной сферы (10 часов)
Упражнения с использованием пальчиковой
17-18

Развитие мелкой моторики

гимнастики, а также рисование по шаблону и
трафарету
13

2

19-20

Развитие мелкой моторики

Упражнения на обводку по пунктиру,
копирование рисунков, дорисовывание

2

изображений предметов

23-24

25-26

Динамическая организация
двигательного акта (развития
умения организации и
контроля двигательных
программ)
Динамическая организация
двигательного акта (развития
умения организации и
контроля двигательных
программ)

Подвижные игры и упражнения на развитие
общей моторики,

2

Расслабляющие и релаксирующие
упражнения, упражнения с речевыми
инструкциями.

2

Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений (8 часов)

27-28

29-30

31-32

Упражнения
на
формирование
Формирование
собственно
пространственных представлений: "Слева,
пространственных представсправа, ниже, выше - нарисуешь, как
лений
услышишь", «В гости к другу», «Мой путь»,
(умение ориентироваться в
собственном теле, во внеш- «Фигурное лото»
нем пространстве города)
Упражнения
на
формирование
Формирование
собственно
пространственных представлений: "Слева,
пространственных представсправа, ниже, выше - нарисуешь, как
лений
услышишь", «В гости к другу», «Мой путь»,
(умение ориентироваться в
собственном теле, во внеш- «Фигурное лото»
нем пространстве города)
Формирование
квазипространственных представлений (формирование пространственных представлений в речи, формирование Работа с серией сюжетных картинок, часами,
умения понимать простран- календарем, моделью календарного года.
ственные и временные логико-грамматические конст-

2

2

2

рукции)

33-34

Формирование
квазипространственных представлений (формирование пространственных представлений в речи, формирование
умения понимать пространственные и временные логико-грамматические
конструкций-

Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений.
Упражнения: -«Бочка и ящик», «Что
находится в помещении», « Я – сыщик». Игра
«Внутри-снаружи»

Раздел 6. Развитие когнитивной сферы (24 часа)

14

2

35-36

37-38

39-40

Игры и упражнения на развитие разных видов
Формирование мнестических памяти; игры и упражнения на развитие
процессов и приемов мне- точности запоминания; игры и упражнения на
стической деятельности
развитие умения использовать приемы
мнемотехни(развитие памяти, формироки; психогимнастические упражнения;
вание различных приемов
релаксационные упражнения.
запоминания)
Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольФормирование мнестических
ное запоминание слухового ряда: цифр, зву
процессов и приемов мнеков, слов, предложений, многоступенчатых
стической деятельности
инструкций, развитие тактильной и
кинестетической памяти.
(развитие памяти, формиро
вание различных приемов
запоминания)
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения
Формирование приемов
на
умственной деятельности

41-42

Формирование приемов
умственной деятельности
Развитие понятийного

2

2

2

развитие операций мышления
Игры и упражнения на развитие логического,
словесного мышления; психогимнастические
упражнения; релаксационные упражнения.

2

Игры и упражнения: «Бывает - не бывает»,

43-44

2
логического мышления.

«Веселые ассоциации», «Чей домик».

45-46

Развитие понятийного
логического мышления.

Упражнений по развитию словеснологического мышления. «Зашифрованное
слово», «Закончи слово», «Составь цыпочку»,
«Подбери слова», «Слова-близнецы», «Дай
определение».

2

47-48

Развитие понятийного
логического мышления.

Упражнение на классификацию предметов,
изображений, цифр, слов по заданному
основанию.

2

Решение элементарных логических задачек.

2

Развитие понятийного
49-50
логического мышления.
Анализ, сравнение,
51-52

классификация, обобщение.

53-54

Анализ, сравнение,

Игры (тренинг разных видов мышления):
«Найди лишнее», «Запомни и нарисуй»,
«Узнай предмет по описанию», «Найди
лишнее слово»,
«Угадай животное». «Найди общие
признаки».
Игры и упражнения: «Найди отличия»,
«Назови,
15

2

2

классификация, обобщение.

55-56

Установление причинноследственных отношений,

что это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд»
Упражнения в построении умозаключений по
аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического

2

мышления, абстрагирования.

57-58

Обобщение и нахождение
противоположностей.

Упражнения на простейшие обобщения типа
“Продолжи числовой ряд”, “Продолжи
закономерность”, “Дорисуй девятое”,
несложные логические задания на поиск
недостающей фигуры с нахождением 1-2
особенностей, лежащих в основе выбора

2

Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации

59-60

Формирование приемов
учебной деятельности
(действовать по образцу,
следовать указаниям,

(4 часа)
Метод арт-терапии в формировании
позитивного образа школьника и учебы.
Игры для понимания противоречия «хорошоплохо».

2

работать по алгоритму).

61-62

Формирование приемов
учебной деятельности
(действовать по образцу,
следовать указаниям,
работать по алгоритму

Формирование навыков построения
внутреннего плана действий;
Тренировка объема, концентрации внимания,
умения действовать по инструкции.
Урок-тренинг «Разведчики»

2

Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств (4 часа)

63-64

Развитие эмоциональной
стабильности в отношениях
со сверстниками

65-66

Развитие эмоциональной
стабильности в отношениях
со сверстниками

Сказкотерапия «Качества, важные для
общения» Проведение игр «Волшебный
стул», «Паутин- ка», «Собираемся в
путешествие», Необитаемый остров»,
«Строим дом».
Проведение игр «Мальчики и девочки – два
разных мира», «Портрет хорошего мальчика
(девочки)». Обучение эффективным способам
общения.

2

2

Итоговая диагностика (2 часа).
67-68

Индивидуальное
диагностическое занятие.

Определение динамики интеллектуального
развития.

2

68 часов

ИТОГО

Тематический план программы занятий в 3 классе
Номер

Тема занятия

Содержание занятия
16

Кол-во

урока

часов
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Психо-гимнастические упражнения, создание

1-2

Вводное занятие

2
положительного настроя на совместную работу.
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)

3-4

Индивидуальное
диагностическое
занятие

Проведение стартового диагностического среза.

2

Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения (10 часов)
5-6
7-8

9-10

11-12

13-14

Развитие и коррекция
функции внимания

Развитие концентрации внимания, саморегуляции и
самоконтроля.

2

Развитие и коррекция
функции внимания
Обучение навыкам
произвольного
внимания и
контроля над
поведением

Развитие переключения внимания и умения
действовать по правилу.

2

Развитие объема внимания, произвольности,
умения действовать по инструкции.

2

Обучение навыкам

Тренировка распределения внимания.

произвольного
внимания и контроля
над поведением
Обучение навыкам
произвольного
внимания и
контроля над
поведением

Увеличение объема внимания и кратковременной
памяти.
Тренировка распределения внимания. Увеличение
объема внимания и

2

2

кратковременной памяти.

Раздел 4. Развитие мнестических способностей (10 часов)

15-16

Развитие разных
видов и модальностей
памяти

Развитие объема кратковременной оперативной
памяти. Тренировка произвольного запоминания
зрительно
воспринимаемых
объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр,
звуков, слов, предложений,

2

многоступенчатых инструкций.

17-18

Обучение способам
запоминания

Развитие механической зрительной и слуховой
памяти. Дидактические игры и упражнения
(слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»;
игра «Забытый предмет (буква)»;

17

2

Обучение способам
Развитие ассоциативной памяти.

19-20

2

запоминания

21-22

Формирование
произвольности
запоминания

Игры и упражнения на развитие разных видов
памяти; игры и упражнения на развитие точности
запоминания; игры и упражнения на развитие
умения использовать приемы мнемотехники;
психогимнастические

2

упражнения; релаксационные упражнения.

23-24

Формирование
произвольности
запоминания

Игры и упражнения на развитие разных видов
памяти; игры и упражнения на развитие
точности запоминания; игры и упражнения на
развитие умения использовать приемы
мнемотехники; психогимнастические
упражнения; релаксационные упражнения.

2

Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (20 часов)

25-26

Развитие основных
мыслительных
операций(анализ,
синтез,
абстрагирование).
Развитие основных
мыслительных

27-28

операций(анализ,
синтез,
абстрагирование).

по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай
животное»

Развитие основных
мыслительных

Развитие понятийного мышления. Операции
анализа, синтеза, обобщения. «Найди общие
признаки». Игры и упражнения: «Найди отличия»,
«Назови, что это», «Слова наоборот»,

29-30
операций(анализ,
синтез,
абстрагирование).

«Продолжи ряд»

Развитие основных
мыслительных

Развитие понятийного мышления. Операции
анализа, синтеза, обобщения. «Найди общие
признаки». Игры и упражнения: «Найди отличия»,
«Назови, что это», «Слова наоборот»,

31-32
операций(анализ,
синтез,
абстрагирование).
33-34

35-36

Развитие понятийного мышления. Операции
анализа, синтеза, обобщения. Игры: «Найди
лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет
по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай
животное»
Развитие понятийного мышления. Операции
анализа, синтеза, обобщения. Игры: «Найди
лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет

Развитие логического
и понятийного
мышления

2

2

2

2

«Продолжи ряд»
Развитие элементов логического мышления. Игра
«Что сначала, что потом»; логические

2

задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
Развитие элементов логического мышления.

18

2

Развитие логического
и понятийного
мышления
37-38

39-40

41-42

43-44

Развитие логического
и понятийного
мышления
Развитие логического
и
понятийного
мышления
Развитие логического
и
понятийного
мышления
Развитие логического
и
понятийного
мышления

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух.
Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
Решение элементарных логических задач. Игры и
упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые

2

ассоциации», «Чей домик».
Развитие умения устанавливать причинно2
следственные отношения.
Развитие умения анализировать, сравнивать,
2
классифицировать, обобщать
Упражнения в построении умозаключений по
2
аналогии, установление закономерностей

Раздел 6. Развитие двигательной сферы (4 часа)

45-46

Упражнения с использованием пальчиковой
гимнастики, а также рисование по шаблону и
Развитие
мелкой трафарету, обводка по пунктиру, копирование
моторики и общей рисунков, дорисовывание изображений предметов,
двигательной
штриховка, работа со шнуровкой,
координации.
медиатором.

2

47-48

Развитие умения организации и контроля
Развитие
мелкой двигательных программ. Подвижные игры и
моторики и общей упражнения на развитие общей моторики,
двигательной
Расслабляющие и релаксирующие упражнения,
координации.
упражнения с речевыми инструкциями.

2

Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений (4 часа)

49-50

Формирование
собственно

Упражнения на формирование

пространственных и

пространственных представлений: "Слева,

квазипротранственных
представлений

51-52

2
справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь",
«В гости к другу», «Мой путь»,
«Фигурное лото»

Формирование
собственно
пространственных и Работа с серией сюжетных картинок, часами,
квазипротранственных календарем, моделью календарного года.
представлений
19

2

Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (10 часов)
Знакомство с базовыми эмоциями: радость,

53-54

Знакомство с
чувствами и
эмоциями.

Знакомство с базовыми эмоциями: радость,

55-56

Знакомство с
чувствами и
эмоциями.

57-58

59-60

61-62

Развитие умения
правильно выражать
свои чувства и
эмоции социально
приемлемым
способом.
Развитие
умения
правильно выражать
свои чувства и эмоции
социально
приемлемым
способом.
Развитие
умения
правильно выражать
свои чувства и эмоции
социально
приемлемым
способом.

удивление, грусть, гордость, страдание и печаль,
обида, гнев, страх, вина, стыд

удивление, грусть, гордость, страдание и печаль,
обида, гнев, страх, вина, стыд

2

2

Работа с чувством страха и тревожности.

2

Формирование умения различать и принимать
эмоции других людей

2

Обучение приемам регуляции и саморегуляции
эмоций

2

Раздел 9. Развитие эмоционально-личностных качеств (4 часа).

63-64

65-66

Развитие
эмоциональной
стабильности.
Развитие
эмоциональной
стабильности.

Развитие мотивации на осмысление причин ссор,
обучение навыкам взаимодействия и

2

сотрудничества.
Формирование умения эффективного общения,
закрепление правил дружеского общения.

2

«Как мы все похожи!», «Какие мы все разные!»

Раздел 10. Обобщающее занятие, итоговая диагностика (2 час)
Индивидуальное
67-68

диагностическое
занятие

Выявление динамики развития

ИТОГО

68 часов

Тематический план программы занятий в 4 классе:
20

2

Номер

Кол-во
Тема занятия

Содержание занятия

урока

часов
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Психо-гимнастические упражнения, создание

1-2

Вводное занятие

2
положительного настроя на совместную работу.
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)

Индивидуальное
Проведение стартового диагностического среза.

3-4

2

диагностическое занятие
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (4 часа)

5-6

7-8

Развитие различных
видов и форм
восприятия

Выделение нереальных элементов нелепых
картинок. Профилактика зрения. Гимнастика

(пространственных,

для глаз. Развитие дифференцированных

осязательных,
временных), развитие
глазомера и зрительной
моторной

осязательных ощущений (сухое — еще суше,

координации.

влажное — мокрое), их словесное обозначение.

Развитие ориентировки
во времени и в
пространстве

Моделирование
расположения
различных
объектов по отношению друг к другу в ближнем и
дальнем
пространстве.
Самостоятельное
моделирование
пространственных
ситуаций
(оставление простейших схем- планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный, ватман). Определение

2

2

времени по часам.
Раздел 4. Развитие памяти (8 часов)

9-10

Развитие различных
видов памяти: слуховой,
зрительной,
моторной,
опосредованной

Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Вставь недостающее слово»,
«Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове»,
«Потренируй память».
21

2

11-12

Развитие различных
видов памяти: слуховой,
зрительной,
моторной,
опосредованной

Тренировка различных видов памяти,
упражнения «Опиши картинку»,

2

«Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
мной», «Запрещенное движение».

Овладение приемами
13-14

осмысленного
запоминания; развитие
смысловой

Развитие словесно-логической памяти,
упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару»,
«Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам

2

Развитие словесно-логической памяти,
упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару»,
«Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам

2

вербальной памяти.
Овладение приемами
15-16

осмысленного
запоминания; развитие
смысловой
вербальной памяти.

Раздел 5. Развитие внимания (8 часов)

17-18

Развитие произвольного
внимания.

Игры и упражнения на развитие произвольного
внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что
видишь», «Корректировщик»,

2

«Шифровка»

19-20

Развитие произвольного
внимания.

Игры и упражнения на развитие произвольного
внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что
видишь», «Корректировщик»,

2

«Шифровка»

21-22

Развитие устойчивости и
концентрации внимания.

Игры и упражнения на развитие произвольного
внимания: «Делай и рассказывай», «Таблицы
Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз»,

2

«Найди отличия».

23-24

Развитие устойчивости и
концентрации внимания.

Игры и упражнения на развитие произвольного
внимания: «Делай и рассказывай», «Таблицы
Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз»,

2

«Найди отличия».
Раздел 6. Развитие мыслительных функций (20 часов)

25-26

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического мышления)

Развитие понятийного мышления. Операции
анализа, синтеза, обобщения. Игры: «Найди
лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет
по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай
животное»

22

2

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического мышления)

Развитие понятийного мышления. Операции
анализа, синтеза, обобщения. «Найди общие
признаки». Игры и упражнения: «Найди
отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот»,
«Продолжи ряд»

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического
мышления)

Развитие элементов логического мышления. Игра
«Что сначала, что потом»; логические задачи
«Сходство. Отличие. Пересечение».

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического

Развитие элементов логического мышления.

мышления)

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух.
Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического мышления)

Решение элементарных логических задач. Игры и
упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые
ассоциации», «Чей домик».

Развитие умственных
способностей

2

2

2

Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти, наглядно-образного мышления: «Найди
отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи

2

2

ряд», «Закономерности» и пр.
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на
развитие операций мышления, игры и
37-38

Развитие умственных
способностей

упражнения на развитие логического,

2

словесного мышления; психогимнастические
упражнения; релаксационные упражнения

39-40

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического

Упражнение на классификацию предметов,
изображений, цифр, слов по заданному

мышления)

основанию.

2

Решение элементарных логических задачек.

41-42

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического

Упражнения в построении умозаключений по
аналогии, установление закономерностей

2

Развитие умения устанавливать причинноследственные отношения.

2

мышления)

43-44

Развитие когнитивных
функций (развитие
понятийного
логического

23

мышления)
Раздел 7. Развитие произвольности и волевой регуляции (8 часов).
Развитие предметно- практической
45-46

47-48

Развитие произвольной
регуляции деятельности

Развитие произвольной
регуляции деятельности

деятельности. Срисовывание графических

2

образцов; обведение по контуру геометрических
фигур разной сложности; вырезание по контуру
фигур из бумаги
Раскрашивание и штриховка, прохождение
лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук;
Психогимнастика

2

Упражнения на развитие внимания. Игра
49-50

Развитие произвольной
регуляции деятельности

«Найди пару», «Найди, где спрятано»,

2

«Графический диктант», «Корректурная проба
Развитие произвольной

Упражнения на развитие концентрации и

51-52

2
регуляции деятельности

избирательности внимания. «Кто летает?» выделение главных существенных признаков
предметов; «Какое время года?»

Раздел 8. Развитие эмоционально-волевой сферы (8 часов)
Развитие эмоционально-

Работа с чувством страха и тревожности. Арт-

53-54

2
волевой сферы

терапия

Развитие эмоционально-

Работа с чувством страха и тревожности.

55-56

2
волевой сферы

Песочная терапия

57-58

Развитие эмоциональноволевой сферы

Развитие эмоциональной стабильности в
отношениях со сверстниками. Сказкотерапия
«Качества, важные для общения». Проведение
игр «Волшебный стул», «Паутинка»,
«Собираемся в путешествие», Необитаемый
остров», «Строим дом»

59-60

Развитие эмоциональноволевой сферы

2

Развитие эмоциональной стабильности в
отношениях со сверстниками. Игры «Мальчики и
девочки – два разных мира», «Портрет
24

2

хорошего мальчика (девочки)». Обучение
эффективным способам общения.
Раздел 9. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов)

61-62

63-64

65-66

Коррекция
мотивационной сферы
(потребности,
интересы, стремления,
цели,
влечения,мотивационные
установки и т. д.)
Коррекция
мотивационной сферы
(потребности,
интересы, стремления,
цели,
влечения,мотивационные
установки и т. д.)
Коррекция
мотивационной сферы
(потребности,
интересы, стремления,
цели,
влечения,мотивационные
установки и т. д.)

Обучение приемам регуляции и саморегуляции
эмоций

2

Формирование у детей навыков самоконтроля.
Формирование нравственных представлений.

2

Арт-терапия «Остров счастья»

2

Раздел 10. Итоговая диагностика (2часа)
Индивидуальное
Выявление динамики развития

67-68

2

диагностическое занятие
68 часов

ИТОГО

4. Материально-техническое обеспечение психо-коррекционного курса
4.1. Список литературы
1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.:
Речь, 2006г.
2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная
оценка данных. – М.: смысл, 2012. – 264 с.
3. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. - 166 с.
4. Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.
5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития»,
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологи25

ческая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия
развития», 2008.
7. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Пи- тер,2013.
– 288 с.
8. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых
упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007.
9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для
учителей родителей. – М., 2001.
10.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционное – развивающая технология для детей

периода интенсивного роста. – Тверь, 2012.
11.

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» (1 – 4). М.,

2015.
4.1. Материально-техническое обеспечение
Для проведения психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение,
позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении.
Необходимы: индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой
диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения
классификации и пр.); демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные
знаки, макет часов со стрелками и т. п.; магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными
произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими); доска с
магнитными держателями; мультимедиапроектор и экран; переносные носители информации;
наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета); плоскостные крупные
геометрические фигуры разной формы (мозаика); значительное
материала

для

изобразительной

количество

расходного

деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4,

баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры; мягкие игрушки
и куклы среднего размера, пальчиковые куклы; маски животных и сказочных персонажей,
аксессуары для создания игрового образа; материал для лепки; защитные клеенки на столы; тетради
для записей;

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».