ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии:
• - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования;
• - с требования к основной образовательной программе начального общего образования;
• - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А.Шейкина);
• - основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ No
300 «Перспектива» с приложением на2024-2025 учебный год;
• - положения о рабочей программе МАОУ СОШ No 300 «Перспектива».
Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс:
1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват.
орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с.
4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с.
5. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 –112с.
6. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность»,
«Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстови рефлексией на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному
и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на
135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
• 1 класс – 33 часа
• 2 класс – 34 часа
• 3 класс – 34 часа
• 4 класс – 34 часа
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34
часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №300 «Перспектива» реализуется в том числе и
через использование воспитательного потенциала. Эта работа осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений, событий через:
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности:
-использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные,
этические вопросы
Использование
формирования
у
воспитательных
обучающихся
возможностей
российских
содержания
традиционных
учебного
предмета
духовно-нравственных
для
и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе.
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и
учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс ( 33 ч.)
Читательская грамотность (8 часов): анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность (8 часов): счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность (8 часов) : деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Естественно-научная грамотность (9 часов):
Наблюдение за окружающим миром: Изучение растений и животных, природных явлений
(погода, времена года) через наблюдение и фиксацию.
Проведение простых опытов: Эксперименты с водой, воздухом, светом (например, что
плавает/тонет, что растворяется).
Изучение органов чувств: Как мы познаем мир с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания,
обоняния.
Уход за живыми объектами: Забота о растениях в классе, беседы о домашних животных.
Основы безопасности и ЗОЖ: Правила поведения в природе, простейшие правила гигиены и
здорового питания.
"Почемучка": Формулирование вопросов о мире вокруг и поиск простых ответов (почему идет
дождь, почему лист падает).
2 класс ( 33 ч.)
Читательская грамотность (9 часов): анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная
и личностная оценка прочитанного
Математическая грамотность (8 часов) (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 10 0, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и
истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (8 часов): (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (8 часов) (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения
и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 класс (34 ч.)
Читательская грамотность (9 часов) (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (8 часов) (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (8 часов) (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
Математическая грамотность (9 часов) (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс (34 ч.)
Читательская грамотность (9 часов) (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (8 часов) (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее
растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (8 часов) (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование
и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (9 часов)
(занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
•
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений осемейном бюджете;
• овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления вобласти семейных финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
•
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную отокружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
•
•
•
•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
• уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
• оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
•
•
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержаниеи условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшоготекста);
•
•
•
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
•
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
•
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
• способность проводить математические рассуждения;
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимыконструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
•
•
•
•
•
•
•
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
•
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний,для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
2 класс
•
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
•
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений осемейном бюджете;
• овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления вобласти семейных финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
•
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную отокружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
•
•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
• контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
• уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
• оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметноесодержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшоготекста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
•
•
•
•
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимыконструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
•
•
•
•
•
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о банковских картах;
умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
представление о различных банковских услугах;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
•
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний,для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
•
3 класс
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
•
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений осемейном бюджете;
• овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления вобласти семейных финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
•
•
•
•
•
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
•
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную отокружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
•
•
•
•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
• уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
• оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметноесодержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшоготекста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимыконструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
•
•
•
•
•
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
•
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний,для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
4 класс
•
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
•
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений осемейном бюджете;
• овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления вобласти семейных финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
•
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную отокружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
•
•
•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
•
•
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
•
•
•
•
•
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержаниеи условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшоготекста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
•
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
• умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
• умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
•
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний,для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
• способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
•
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
• способность проводить математические рассуждения;
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимыконструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
•
•
•
•
•
•
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов.Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
•
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
•
деятельность детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики сними самостоятельно;
•
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку,окружающему миру, литературному чтению и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Читательская
грамотность
Финансовая
грамотность
Количество
часов
8
8
Основное содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
Основные виды деятельности
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Литературные игры, литературные
гостиные, КВНы, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг,
решение проектных задач,
экскурсии проекты, опыты,
олимпиады, практические работы,
ребусы и т.д.
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2024/09/15/programmakursa-vneurochnoy-deyatelnostiformirovanie
Участие в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения Игры
на различение монет и купюр
(рублей, копеек). Ролевые игры
"Магазин": Покупки, оплата,
получение сдачи, понятие "цена",
"количество", "стоимость". 3
Различение "Хочу" и "Надо":
Обсуждение базовых
потребностей и желаний, почему
нельзя купить всё сразу.
Знакомство с копилкой: Идея
накопления денег на конкретную,
небольшую цель. Беседы о
ценности труда: Откуда берутся
деньги, что родители
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2024/09/15/programmakursa-vneurochnoy-deyatelnostiformirovanie
3
4
Естественно научная
грамотность
Математическая
грамотность
9
8
Как Иванушка хотел попить
водицы.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
зарабатывают их своим трудом.
Бережное отношение к вещам:
Понимание, что вещи стоят денег,
поэтому их нужно ценить и
беречь. Простые решения о
тратах: Выбор одного предмета из
нескольких на ограниченную
"сумму"
Наблюдение за окружающим
миром: Изучение растений и
животных, природных явлений
(погода, времена года) через
наблюдение и фиксацию.
Проведение простых опытов:
Эксперименты с водой, воздухом,
светом (например, что
плавает/тонет, что растворяется).
Изучение органов чувств: Как мы
познаем мир с помощью зрения,
слуха, вкуса, осязания, обоняния.
Уход за живыми объектами:
Забота о растениях в классе,
беседы о домашних животных.
Основы безопасности и ЗОЖ:
Правила поведения в природе,
простейшие правила гигиены и
здорового питания. "Почемучка":
Формулирование вопросов о мире
вокруг и поиск простых ответов
(почему идет дождь, почему лист
падает).
Решение практических задач:
Применение математики для
решения жизненных ситуаций
(расчет стоимости покупок,
времени в пути, необходимого
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2024/09/15/programmakursa-vneurochnoy-deyatelnostiformirovanie
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2024/09/15/programmakursa-vneurochnoy-deyatelnostiformirovanie
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
количества материалов). Работа с
данными: Сбор, организация,
чтение и интерпретация
информации, представленной в
таблицах, диаграммах, графиках.
Измерения и оценки:
Использование различных единиц
измерения (длина, масса, объем,
время), их перевод, оценка
величин "на глаз".
Пространственноемышление:
Ориентация в пространстве по
плану, схеме, работа с простыми
геометрическими фигурами в
контексте реального мира.
Моделирование ситуаций:
Представление реальных проблем
в виде математических моделей
(уравнения, схемы, чертежи) для
их решения. Финансовые
расчеты: Простые задачи на
бюджет, накопления, сравнение
цен, сдача. Логическое
мышление: Анализ условий
задачи, выявление ключевых
данных, выбор оптимального
способа решения.
2 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Читательская
грамотность
Финансовая
грамотность
Количество
часов
9
8
Основное содержание
Михаил Пришвин. Беличья
память.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая
игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Основные виды деятельности
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
литературные игры,
литературные гостиные, КВНы,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг,
решение проектных задач,
экскурсии проекты, опыты,
олимпиады, практические
работы, ребусы и т.д.
рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«функциональная грамотность», 2
класс | Рабочая программа (2
класс): | Образовательная
социальная сеть
Игры на различение монет и
купюр (рублей, копеек). Ролевые
игры "Магазин": Покупки,
оплата, получение сдачи, понятие
"цена", "количество",
"стоимость". 3 Различение
"Хочу" и "Надо": Обсуждение
базовых потребностей и
желаний, почему нельзя купить
всё сразу. Знакомство с
копилкой: Идея накопления
денег на конкретную, небольшую
цель. Беседы о ценности труда:
Откуда берутся деньги, что
родители зарабатывают их своим
трудом. Бережное отношение к
вещам: Понимание, что вещи
стоят денег, поэтому их нужно
ценить и беречь. Простые
решения о тратах: Выбор одного
рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«функциональная грамотность», 2
класс | Рабочая программа (2
класс): | Образовательная
социальная сеть
3
4
«Естественно научная
грамотность
Математическая
грамотность
9
8
«Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности
яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
предмета из нескольких на
ограниченную "сумму"
Наблюдение за окружающим
миром: Изучение растений и
животных, природных явлений
(погода, времена года) через
наблюдение и фиксацию.
Проведение простых опытов:
Эксперименты с водой,
воздухом, светом (например, что
плавает/тонет, что растворяется).
Изучение органов чувств: Как мы
познаем мир с помощью зрения,
слуха, вкуса, осязания, обоняния.
Уход за живыми объектами:
Забота о растениях в классе,
беседы о домашних животных.
Основы безопасности и ЗОЖ:
Правила поведения в природе,
простейшие правила гигиены и
здорового питания. "Почемучка":
Формулирование вопросов о
мире вокруг и поиск простых
ответов (почему идет дождь,
почему лист падает).
Решение практических задач:
Применение математики для
решения жизненных ситуаций
(расчет стоимости покупок,
времени в пути, необходимого
количества материалов). Работа с
данными: Сбор, организация,
чтение и интерпретация
информации, представленной в
таблицах, диаграммах, графиках.
Измерения и оценки:
рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«функциональная грамотность», 2
класс | Рабочая программа (2
класс): | Образовательная
социальная сеть
рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«функциональная грамотность», 2
класс | Рабочая программа (2
класс): | Образовательная
социальная сеть
Использование различных
единиц измерения (длина, масса,
объем, время), их перевод,
оценка величин "на глаз". работа
с простыми геометрическими
фигурами в контексте реального
мира. Моделирование ситуаций:
Представление реальных
проблем в виде математических
моделей (уравнения, схемы,
чертежи) для их решения.
Финансовые расчеты: Простые
задачи на бюджет, накопления,
сравнение цен, сдача. Логическое
мышление: Анализ условий
задачи, выявление ключевых
данных, выбор оптимального
способа решения.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Читательская
грамотность
2
Финансовая
грамотность
3
Естественно научная
грамотность
Количество
часов
9
8
8
Основное содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Основные виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотечные уроки. Беседы. Ролевая игра.
Практические упражнения
литературные игры, литературные гостиные,
КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные
уроки, путешествия по страницам книг,
решение проектных задач, экскурсии проекты,
опыты, олимпиады, практические работы,
ребусы и т.д.
Презентация по курсу
"Функциональная
грамотность" (автор
М.В.Буряк) на тему
"Кальций" (3 класс)
Различение денег: Узнавание монет и купюр,
понимание их номинала и ценности.
Понимание "хочу" и "надо": Отличие желаний
от потребностей.
Источники денег: Осознание, откуда берутся
деньги (заработок взрослых, карманные
деньги). Процесс траты: Понимание, что
деньги обмениваются на товары и услуги.
Начальное понятие сбережений: Идея
откладывания денег на конкретную цель.
Принятие простых решений: Выбор между
тем, чтобы потратить деньги сейчас или
сохранить их.
Презентация по курсу
"Функциональная
грамотность" (автор
М.В.Буряк) на тему
"Кальций" (3 класс)
Наблюдение за окружающим миром:
Изучение растений и животных, природных
явлений (погода, времена года) через
наблюдение и фиксацию. Проведение
Презентация по курсу
"Функциональная
грамотность" (автор
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
4
Математическая
грамотность
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9
34
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
простых опытов: Эксперименты с водой,
воздухом, светом (например, что
плавает/тонет, что растворяется). Изучение
органов чувств: Как мы познаем мир с
помощью зрения, слуха, вкуса, осязания,
обоняния. Уход за живыми объектами: Забота
о растениях в классе, беседы о домашних
животных. Основы безопасности и ЗОЖ
Решение практических задач: Применение
математики для решения жизненных ситуаций
(расчет стоимости покупок, времени в пути,
необходимого количества материалов). Работа
с данными: Сбор, организация, чтение и
интерпретация информации, представленной
в таблицах, диаграммах, графиках. Измерения
и оценки: Использование различных единиц
измерения (длина, масса, объем, время), их
перевод, оценка величин "на глаз".
Пространственное мышление: Ориентация в
пространстве по плану, схеме, работа с
простыми геометрическими фигурами в
контексте реального мира. Моделирование
ситуаций: Представление реальных проблем в
виде математических моделей (уравнения,
схемы, чертежи) для их решения. Финансовые
расчеты: Простые задачи на бюджет,
накопления, сравнение цен, сдача. Логическое
мышление: Анализ условий задачи, выявление
ключевых данных, выбор оптимального
способа решения
М.В.Буряк) на тему
"Кальций" (3 класс)
Презентация по курсу
"Функциональная
грамотность" (автор
М.В.Буряк) на тему
"Кальций" (3 класс)
4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
Наименование
разделов и тем
программы
Читательская
грамотность
Финансовая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Количество
часов
Основное содержание
9
Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство
русской избы
Предметы обихода
русской избы
История посуды на Руси.
Какие деньги были
раньше в России
8
8
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Основные виды деятельности
Библиотечные уроки. Беседы. Ролевая игра.
Практические упражнения
литературные игры, литературные гостиные,
КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные
уроки, путешествия по страницам книг, решение
проектных задач, экскурсии проекты, опыты,
олимпиады, практические работы, ребусы и т.д.
Мой личный бюджет": Учимся планировать
доходы (карманные деньги, подарки) и расходы
(покупки, развлечения) на короткий период..
Целевые накопления: . Осознанный выбор
потребителя: Сравнение товаров по цене и
качеству, влияние рекламы, понятие "выгода".
Разные способы заработка: Знакомство с
профессиями, обсуждение, как люди
зарабатывают деньги и как их берегут.
Проведение исследований и экспериментов:
Планирование и выполнение простых опытов с
фиксацией результатов, анализ причинноследственных связей Работа с данными и их
интерпретация: Сбор, систематизация и
представление информации из наблюдений и
экспериментов (таблицы, графики, схемы).
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Презентация «КЕЙС
УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТНЫХ И
ИНТЕГРАТИВНЫХ
КОМПОНЕНТОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 4
КЛАССА»
Презентация «КЕЙС
УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТНЫХ И
ИНТЕГРАТИВНЫХ
КОМПОНЕНТОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 4
КЛАССА»
Презентация «КЕЙС
УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТНЫХ И
ИНТЕГРАТИВНЫХ
КОМПОНЕНТОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
Горох.
Грибы
4
Математическая
грамотность
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9
34
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в
путешествие.
Изучение экосистем и взаимосвязей: Наблюдение
за природными сообществами (лес, пруд),
понимание пищевых цепей, влияния человека на
природу. Моделирование природных явлений:
Создание простых моделей (например, смена дня
и ночи, круговорот воды) для объяснения
сложных процессов.
Использование различных источников
информации: Поиск и анализ информации о
природе и науке в книгах, интернете,
документальных фильмах.
Применение математики для решения жизненных
ситуаций (расчет стоимости покупок, времени в
пути, необходимого количества материалов).
Работа с данными: Сбор, организация, чтение и
интерпретация информации, представленной в
таблицах, диаграммах, графиках. Измерения и
оценки: Использование различных единиц
измерения (длина, масса, объем, время), их
перевод, оценка величин "на глаз".
Пространственное мышление: Ориентация в
пространстве по плану, схеме, работа с простыми
геометрическими фигурами в контексте
реального мира. Моделирование ситуаций:
Представление реальных проблем в виде
математических моделей (уравнения, схемы,
чертежи) для их решения. Финансовые расчеты:
Простые задачи на бюджет, накопления,
сравнение цен, сдача. Логическое мышление:
Анализ условий задачи, выявление ключевых
данных, выбор оптимального способа решения.
ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 4
КЛАССА»
Презентация «КЕЙС
УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТНЫХ И
ИНТЕГРАТИВНЫХ
КОМПОНЕНТОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 4
КЛАССА»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п
Тема
урока
Количест
во часов
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
1
Виталий
Бианки.
«Лис и
мышонок
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-lis-i-myshonok-1-klass6830711.html?ysclid=memhh76rgv295434997
2
Русская
народная
сказка.
«Мороз и
заяц»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-russkaya-narodnaya-skazka-moroz-i-zayac-1-klass6833346.html?ysclid=memhhpcx9q508951864
3
Владимир
Сутеев.
«Живые
грибы»
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/23/funktsionalnaya-gramotnost-v-suteev-zhivye-griby-1-klass
4
Геннадий
Цыферов.
«Петушок
и
солнышко
»
1
https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_chitatelskaja_gramotnost_zanjatie_4_po_proizvedeniju_g_cyferova_p
etushok_i_solnyshko/414-1-0-83996
5
Михаил
Платковск
ий. «Урок
дружбы»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-m-plyackovskij-urok-druzhby-1-klass6896309.html?ysclid=memhjks67e813367549
6
Грузинска
я сказка.
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-gruzinskaya-skazka-lev-i-zayac-1-klass6899260.html?ysclid=memhk2gnmb254460305
«Лев и
заяц»
7
Русская
народная
сказка.
«Как лиса
училась
летать»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-russkaya-narodnaya-skazka-kak-lisa-uchilas-letat-1-klass6899265.html?ysclid=mesdge56x4876673858
8
Евгений
Пермяк.
«Четыре
брата»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-evgenij-permyak-chetyre-brata-1-klass6901904.html?ysclid=mesdh7leqj908662010
9
«За
покупками
»
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2024/03/16/stsenariy-vneurochnogo-zanyatiya-po-funktsionalnoy-finansovoy
10
«Находчив
ый
Колобок»
1
https://infourok.ru/zanyatie-po-vneurochnoj-deyatelnosti-funkcionalnaya-gramotnost-tema-nahodchivyj-kolobok-k-d-ushinskij-1klass-6627696.html?ysclid=memi9mgx9d463923193
11
День
рождения
МухиЦокотухи
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-den-rozhdeniya-muhi-cokotuhi-1-klass-k-posobiyu-buryak-m-v6667102.html?ysclid=memia3z5sb322724089
12
«Буратино
и
карманные
деньги»
1
https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-po-funkcionalnoj-gramotnosti-pro-buratino-i-karmannye-dengi221755?ysclid=memiao5hp8665011869
13
Кот
Василий
продаёт
молоко»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-zanyatiya-funkcionalnoj-gramotnosti-kot-vasilij-prodayot-moloko7520265.html?ysclid=memib5kjqd796788761
14
«Лесной
банк»
1
https://infourok.ru/finansovaya-gramotnost-1-klass-lesnoj-bank-varavva-e-v-6671652.html?ysclid=memibtrln5350653184
15
«Как
мужик и
медведь
прибыль
делили»
1
https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-po-funkcionalnoj-gramotnosti-kak-muzhik-i-medved-pribyl-delili230116?ysclid=memicdxdt3936665671
16
Как мужик
золото
менял»
1
https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_finansovaja_gramotnost_zanjatie_24_kak_muzhik_zoloto_menjal/4141-0-84202
17
«Как
Иванушка
хотел
попить
водицы»
1
https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-1-klass-funkcionalnaya-gramotnost-blok-estestvenno-nauchnaya-gramotnost-tema-kakivanushka-hotel-popit-vodi-7421135.html?ysclid=memidfmlrx823089763
18
«Пятачок,
ВинниПух и
воздушны
й шарик»
1
https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-po-funkcionalnoj-gramotnosti-pyatachok-vinni-puh-i-vozdushnyj-sharik272290?ysclid=memidxo0ek907745256
19
«Про
репку и
другие
корнеплод
ы»
1
https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-funkcionalnaya-gramotnost-tema-zanyatiya-pro-repku-i-drugie-korneplody7816473.html?ysclid=memiedhyj896896024
20
«Плывёт,
плывёт
кораблик»
1
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-zanyatiya-vneurochnoj-deyatelnosti-plyvyot-plyvyot-korablik-funkcionalnayagramotnost-1-klass-7201109.html?ysclid=memif6h3vh74513477
21
«Про
Снегурочк
уи
1
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-vneurochnoj-deyatelnosti-pro-snegurochku-i-prevrasheniya-vody6909317.html?ysclid=memifrtrkp955435409
превращен
ия воды»
22
«Как
делили
Апельсин»
1
https://infourok.ru/plan-konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-po-osnovam-funkcionalnoj-gramotnosti-kak-delili-apelsin7858493.html?ysclid=memigcluv8764168390
23
«Крошка
Енот и
Тот, кто
сидит в
пруду»
1
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-prakticheskoy-raboti-po-uchebnoy-discipline-udd-organizaciyaproektnoy-deyatelnosti-1597687.html?ysclid=memigz3lsu362982396
24
«Иванова
соль»
1
https://infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-1-klass-ivanova-sol-7916126.html?ysclid=memiik5mth961225525
25
Владимир
Сутеев.
«Яблоко»
1
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-v-suteev-yabloko7822443.html?ysclid=memiiz9vb8212908195
26
«Про
курочку
Рабу,
золотые и
простые
яйца»
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2024/01/11/zanyatie-po-funktsionalnoy-gramotnosti-1-klass-po-skazke
27
«Про козу,
козлят и
капусту»
1
https://infourok.ru/urok-funkcionalnaya-gramotnost-koza-kozlyata-kapusta-1-klass-7163895.html?ysclid=memikgh8bx446871521
28
«Про
петушка и
Жерновцы
»
1
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-zanyatiya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-pro-petushka-i-zhernovcy-1-klass6944346.html?ysclid=memil1rmgw736352822
29
«Как
петушок и
курочки
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-kak-petushok-i-kurochki-delili-bobovye-zernyshki-1klass-6912457.html?ysclid=memilld8my251056965
делили
бобовые
зёрнышки»
30
«Про
наливные
Яблочки»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-zanyatie-13-pro-nalivnye-yablochki-1klass6348109.html?ysclid=memim1w8j4587280661
31
«Про
Машу и
трёх
медведей»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-zanyatie-14-pro-mashu-i-tryoh-medvedej-1klass6364899.html?ysclid=memimfrbr6754461073
32
«Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку»
1
https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-po-funkcionalnoj-gramotnosti-pro-starika-staruhu-volka-i-lisichku145507?ysclid=memimyoz3k906074542
33
«Про
медведя,
лису и
Мишкин
мёд»
1
https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-po-funkcionalnoj-gramotnosti-pro-medvedya-lisu-i-mishkin-myod151436?ysclid=meming2qmx771217662
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
2 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема урока
Михаил
Пришвин.
«Беличья
память»
И. СоколовМикитов. «В
берлоге»
Лев Толстой.
« Зайцы»
Николай
Сладков.
Весёлая игра
Обыкновенн
ые кроты
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
Полевой
хомяк
Про бобров
Позвоночные
животные
Беличьи
деньги
Наличные
деньги,
средства
защиты
бумажных
денег,
Количес
тво
часов
Всего
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/11/26/funktsionalnaya-gramotnost-prishvin-belichya-pamyat
1
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-funkcionalnoj-gramoty-i-sokolov-mikyatov-v-berloge-2-klass6790339.html?ysclid=memjp0s0oa821365631
1
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-funkcionalnoj-gramoty-l-n-tolstoj-zajcy-2-klass6854293.html?ysclid=menvpnixde427161702
1
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-funkcionalnoj-chitatelskoj-gramotnosti-nikolaj-ivanovich-sladkovveselaya-igra-tnosti-7588548.html?ysclid=menvq22xyi690689980
1
https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-po-funkcionalnoj-gramotnosti-obyknovennye-kroty537793?ysclid=menvqiyhob246659553
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-eduard-shim-tyazhkij-trud-2-klass6500189.html?ysclid=menvqynhtk156151314
1
https://infourok.ru/osnovy-funkcionalnoj-gramotnosti-tema-polevoj-homyak-7098403.html?ysclid=menvrhd9nq542304510
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2025/06/02/otkrytoe-zanyatie-po-vneurochnoy-deyatelnosti-vo-2-klasse
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2025/01/05/funktsionalnaya-gramotnost-2-klass
1
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-funkcionalnoj-gramotnosti-belichi-dengi-2-klasss6769268.html?ysclid=menvt8m3f488581055
1
https://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-uchebnomu-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-na-temu-povrezhdennye-i-falshivye-dengi7902623.html?ysclid=menvu11d3v528969588
12
13
14
15
16
17
18
повреждённы
е деньги.
Банковская
карта.
Правила
безопасности
при
использовани
и банковских
карт.
Кредит.
Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит
наличными.
Вклад,
вкладчик,
срочный
вклад, вклад
до
востребовани
я.
Доходы,
расходы,
прибыль,
дефицит,
профицит.
Валюта, курс
для обмена
валюты,
деньги
разных стран.
Наблюдения
за погодой.
1
https://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-uchebnomu-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-na-temu-povrezhdennye-i-falshivye-dengi7902623.html?ysclid=menvu11d3v528969588
1
https://multiurok.ru/files/konspekt-vneurochnogo-zaniatiia-po-teme-funktsiona.html?ysclid=menvuiqskh244598762
1
https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_finansovaja_gramotnost_zanjatie_19_pro_kredity/414-1-0-85253
1
https://infourok.ru/urok-po-finansovoj-gramotnosti-tema-vklady-6698131.html?ysclid=menvx5x7x0480656864
1
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-rashody-i-dohody-byudzheta-3klass-6457403.html?ysclid=menvxsqc56666012861
1
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-zanyatiya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-takie-raznye-dengi-finansovaya-gramotnost2-klass-7908511.html?ysclid=menvycdkgq30477081
1
https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_estestvenno_nauchnaja_gramotnost_zanjatie_4_pro_belochku_i_pogod
u/414-1-0-85005
19
20
21
22
23
24
25
Медонос,
настоящий и
искусственны
й мёд
Морковь,
огурец,
помидор,
свёкла,
капуста
Устройство
лисьей норы,
свойства
лесной земли,
песка и
глины, состав
почвы.
Корень. Виды
корневых
систем.
Видоизменён
ные корни.
Яблоко,
свойства
яблока.
Горох,
свойства
прорастания
гороха.
Строение
древесины
дерева,
определение
возраста
дерева.
1
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/07/01/keys-myod-chudesnyy-dar-prirody-na-proverku-funktsionalnoy
1
https://infourok.ru/zadaniya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-6620420.html?ysclid=menw0fd0gg414690887
1
https://infourok.ru/konspekt-probnogo-zanyatiya-po-predmetu-funkcionalnaya-gramotnost-na-temu-lisi-nory7910306.html?ysclid=menw0ye3dj779470481
1
https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-na-temu-koren-chast-rasteniya-2-klass7042877.html?ysclid=menw1hsqd1433017647
1
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-zanyatiya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-zanimatelnye-osobennosti-yablok-2-klass7795787.html?ysclid=menw249888769116832
1
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/funktsionalnaia_gramotnost_zaniatie_po_estestvenno_nauchnoi_gramotno
sti_tema_gor?ysclid=menw2l5ao2125369487
1
https://infourok.ru/zadaniya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-6620420.html?ysclid=menw39m4xq370770404
26
27
28
29
30
31
Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии,
млекопитаю
щие.
Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение
задач.
Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические
задачи.
Единицы
измерения
времени:
сутки, часы.
Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи.
Диаграмма
Решение
логических
задач с
помощью
таблицы;
столбчатая
диаграмма,
чертёж.
Сложение в
пределах 100.
Логические
1
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/10/27/funktsionalnaya-gramotnost
1
https://infourok.ru/konspekt-uroka-slozhenie-odinakovyh-slagaemyh-2-klass-7621551.html?ysclid=menw4etfdp308066955
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/12/14/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-vneurochnoy-3
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/12/14/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-vneurochnoy-3
1
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/12/14/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-vneurochnoy-3
1
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-razvitiyu-funkcionalnoj-gramotnosti-ustnoe-slozhenie-i-vychitanie-chiselv-predelah-100-7511776.html?ysclid=menw82vfuc231429732
задачи.
Диаграмма.
Решение
выражений,
столбчатая и
32
круговая
диаграмма,
названия
месяцев.
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
33
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхуголь
ники.
Диаметр,
длина
окружности,
34
решение
практических
задач.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
https://infourok.ru/zadaniya-po-funkcionalnoj-gramotnosti-6620420.html?ysclid=menw8i37az895014917
1
https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2023/01/01/razrabotka-zadaniya-po-matematike-v-formate-mezhdunarodnyh
1
https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2023/01/01/razrabotka-zadaniya-po-matematike-v-formate-mezhdunarodnyh
34
3 КЛАСС
№п/ Тема урока
п
1
2
3
Михаил Пришвин.
«Беличья память»
И. Соколов-Микитов.
«В берлоге»
Количес
тво
часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
функциональная грамотность. пришвин. беличья память. | Учебно-методический материал (2 класс): |
Образовательная социальная сеть
1
Презентация к уроку функциональной грамоты И. Соколов-Микятов "В берлоге" 2 класс
1
Лев Толстой. «Зайцы»
Презентация к уроку функциональной грамоты Л.Н. Толстой «Зайцы» 2 класс
1
4
Николай
Сладков. Весёлая игра
1
Конспект занятия по формированию функциональной читательской грамотности Николай Иванович Сладков
«Веселая игра».тности.
5
Обыкновенные
кроты
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
1
Рабочий лист по функциональной грамотности "Обыкновенные кроты"
6
1
Презентация по функциональной грамотности "Эдуард Шим. Тяжкий труд" (2 класс)
7
Полевой
хомяк
1
Основы функциональной грамотности. Тема "Полевой хомяк".
8
Про бобров
1
открытое занятие по внеурочной деятельности во 2 классе. функциональная грамотность. тема "про бобров" |
Презентация к уроку по чтению (2 класс): | Образовательная социальная сеть
9
Позвоночные животные
функциональная грамотность 2 класс | Календарно-тематическое планирование (2 класс): | Образовательная
социальная сеть
1
10
Беличьи
1
Презентация к уроку функциональной грамотности "Беличьи деньги" 2 классс
Открытый урок по учебному курсу "Функциональная грамотность" на тему: "Поврежденные и фальшивые
деньги".
деньги
11
Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые
деньги.
1
12
Банковская карта.
1
13
Правила
безопасности при
использовании
банковских карт.
1
Конспект внеурочного занятия по теме функциональная грамотность «Банковская карта»
14
Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.
1
ФГ-2. Финансовая грамотность. Занятие 19. Про кредиты - Кружки и факультативы 1-4 кл.
15
Вклад, вкладчик,
срочный вклад,вклад
до востребования.
1
16
Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.
Валюта, курс дляобмена
валюты, деньги разных
стран.
1
17
18
Наблюдения за
Урок по финансовой грамотности тема "Вклады"
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Расходы и доходы
бюджета" (3 класс)
1
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности "Такие разные деньги" (финансовая
грамотность, 2 класс)
1
ФГ. Естественно-научная грамотность. Занятие 4. Про белочку и погоду - Кружки и факультативы 1-4 кл.
погодой.
19
Медонос,
настоящий и
искусственный мёд
20
Морковь, огурец,
помидор, свёкла,капуста.
1
Задания по функциональной грамотности
21
Устройство лисьей
норы, свойствалесной
земли, песка и глины,
состав почвы.
1
Конспект пробного занятия по предмету "Функциональная грамотность" на тему "Лисьи норы"
1
кейс «мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности | Учебно-методический
материал по математике (5 класс): | Образовательная социальная сеть
22
Корень. Виды корневых
систем.Видоизменённые
корни.
1
Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности на тему "Корень-часть растения" (2 класс)
23
Яблоко, свойства
яблока.
1
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности "Занимательные особенности яблок" (2 класс)
24
Горох, свойства
прорастаниягороха.
1
Функциональная грамотность. Занятие по естественно – научной грамотности. Тема: Горох - начальные классы,
мероприятия
25
Строение
древесины дерева,
определение возраста
дерева.
1
Задания по функциональной грамотности
26
Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии,
млекопитающие.
Сложение
одинаковых
слагаемых, решение
задач.
Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические задачи.
Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение впределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.
1
функциональная грамотность. | Рабочая программа: | Образовательная социальная сеть
27
28
29
1
Конспект урока "Сложение одинаковых слагаемых" 2 класс
1
Inform_OOP_DO_NOO_13_30.08.2023_1701432195.pdf
1
рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «функциональная грамотность» для обучающихся
1-4 классов | Рабочая программа (2 класс): | Образовательная социальная сеть
30
Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.
1
рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «функциональная грамотность» для обучающихся 14 классов | Рабочая программа (2 класс): | Образовательная социальная сеть
31
Сложение в
пределах 100.
1
Методическая разработка урока по развитию функциональной грамотности Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма, названия
месяцев.
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованныечисла,
четырёхугольники.
1
Задания по функциональной грамотности
1
14 ВД Основы функциональной грамотности 2-4
Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.
1
разработка задания по математике в формате международных исследований качества образования на
определение уровня математической грамотности. | План-конспект занятия по геометрии (9 класс): |
Образовательная социальная сеть
Логические задачи.
Диаграмма.
32
33
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 КЛАСС
№
п/
п
1
Тема занятия
Всего
часов
Старинная женская одежда
Старинные женские головные
уборы
Старинная мужская одежда и
головные уборы
Жилище крестьянской семьи на
Руси
Внутреннее убранство и
предметы оби-хода русской
избы
История посуды на Руси
Какие деньги были раньше в
России
Томат
Болгарский перец
Картофель
Баклажан. Семейство
Паслёновые
1
12
Лук
1
13
14
15
Капуста
Горох
Грибы
1
1
1
16
Творческая работа
1
17
18
Потребительская корзина
Прожиточный минимум
2
1
19
Инфляция
1
20
Распродажи, скидки, бонусы
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Функциональная грамотность" Старинная женская одежда". Урок 1.
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Старинные женские
головные уборы" (4 класс)
1
Функциональная грамотность 4 класс "Старинная мужская одежда и головные уборы". Урок 3 1.
1
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Жилище крестьянской
семьи на Руси" (4 класс)
2
Функциональная грамотность 4 класс "Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы." Урок
5-6.
1
1
1
1
1
1
Функциональная грамотность 4 класс "История посуды на Руси" Урок 7.
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Какие деньги были
раньше в России" (4 класс)
Урок по функциональной грамотности.Томат (4 класс)
Тест по теме Болгарский перец.Функциональная грамотность
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Картофель" (4 класс)
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Баклажан. Семейство
Пасленовые" (4 класс)
Рабочий лист по функциональной грамотности для 4 класса. Блок «Естественно – научная грамотность».
Тема: «Овощи. Лук»
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Капуста" (4 класс)
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Горох" (4 класс)
Презентация по курсу "Функциональная грамотность" (автор М.В.Буряк) на тему "Грибы" (4 класс)
диагностическая работа "функциональная грамотность" | Тест (4 класс): | Образовательная социальная
сеть
Конспект занятия по функциональной грамотности.
Финансовая грамотность "Прожиточный минимум" 4 класс
Рабочий лист по функциональной грамотности для 4 класса. Блок «Финансовая грамотность». Тема:
«Инфляция»
Конспект "Распродажи, скидки, бонусы"
21
Благотвори-тельность
1
22
Страхование
1
23
В бассейне
1
24
25
26
27
28
Делаем ремонт
Праздничный торт
Обустраиваем участок
Поход в кино
Отправляемся в путешествие
Составляем словарик по
финансовой грамотности
2
1
1
2
1
29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
34
конспект урока функциональная грамотность на тему «благотворительность « | План-конспект урока (4
класс): | Образовательная социальная сеть
Рабочий лист по функциональной грамотности для 4 класса. Блок «Финансовая грамотность». Тема:
«Страхование»
Рабочий лист по функциональной грамотности для 4 класса. Блок «Математическая грамотность». Тема:
«Покупки. В бассейне»
Функциональная грамотность "Ремонт дома"
ФГ-4. МГ. Занятие 29. Праздничный торт - Кружки и факультативы 1-4 кл.
ФГ-4. МГ. Занятие 30. Обустраиваем участок - Кружки и факультативы 1-4 кл.
Конспект "Поход в кино"
ФГ-4. МГ. Занятие 33. Отправляемся в путешествие - Кружки и факультативы 1-4 кл.
Конспект занятия внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" по теме: "Составляем
словарь финансовой грамотности"