ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ИССЛЕДУЕМ И ПРОЕТИРУЕМ"
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что в
XXI веке это становится всё более очевидным. Обучение путём исследований в
современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных
способов познания окружающего мира ребёнком. Умения и навыки
исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья
жизнь связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому
человеку.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.
Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как
важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская
активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на
познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к
познанию и создаёт условия для исследовательского обучения.
МАОУ СОШ № 300 «Перспектива» нацелено на построение образовательного
процесса для обучающихся, который основан на интеграции образовательных
ресурсов базового и дополнительного образования, внеурочной деятельности.
Поэтому исследовательская практика ребёнка может развиваться как в рамках
учебных предметов, так и в сфере дополнительного образования, внеурочной
деятельности, на внеклассных и внеурочных занятиях, в частности, в рамках курса
«Исследуем и проектируем»
Программа внеурочной деятельности «Междисциплинарное обучение»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
стандарта НОО на основе авторской программы междисциплинарного обучения
доктора психологических наук Н.Б. Шумаковой «Одаренный ребенок».
Программа направлена на раскрытие индивидуальности ребенка, воспитание
исследовательского отношения к миру, развитие творческой личности, развитие
системного мышления и целостного миропонимания, формирование умения
учиться. Дети постепенно осваивают различные способы представления
результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, таблица,
макет, модель, сценарий, рассказ, доклад.
Курс внеурочной деятельности «Исследуем и проектируем» в начальной
школе предполагает формирование умения оперировать необходимым «словарём
исследователя» - такими понятиями как факт, мнение, гипотеза, доказательство,
критерий и т.п.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 6,5 – 11 лет, разработана на четыре
года обучения из расчета два занятия в неделю по 40 минут.
Общий объём программы- 270 часов:
1 год - 66 часов;
2 год - 68 часов;
3 год - 68 часов;
4 год - 68 часов.
В первую очередь программа курса направлена на реализацию и развитие
интеллектуальных и творческих возможностей детей и готовит учащихся к защите
исследовательских работ и творческих проектов перед различными аудиториями.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
– развитие познавательных потребностей младших школьников;
– обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям,
необходимым для проведения самостоятельных исследований;
– формирование и развитие у детей младшего школьного возраста
исследовательских умений и навыков исследовательского поиска;
– формирование у младших школьников представлений об исследовательском
обучении как ведущем способе учебной деятельности;
– развитие коммуникативных умений обучающихся.
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном
процессе находит все большее применение. Возможности использования методов
проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных
творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими
образовательно-культурными традициями. Поэтому исследовательскую практику
ребенка интенсивно можно развивать во внеурочной деятельности. Предлагаемая
программа курса рассчитана на работу с детьми начальной школы в рамках
внеурочной деятельности.
Со второго года обучения дети, занимающиеся по программе курса
«Исследуем и проектируем», готовы к включению в самостоятельную
исследовательскую практику, которую осуществляют только под руководством
преподавателя.
Учитывая выбор ребенка в пользу индивидуальной или коллективной работы,
педагог может предложить ученику поработать в коллективе, а также может
проводить с ним индивидуальную исследовательскую работу.
Результаты собственной исследовательской работы дети представляют на
конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов.
Планирование сроков проведения защит исследовательских работ происходит по
мере готовности детских работ (преимущественно в третьем триместре учебного
года)
Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и
творческих проектов были конкурсными. Жюри должно отметить и наградить
авторов за первые, вторые, третьи и другие места.
Программа курса предусматривает участие детей в исследовательских
конкурсах на различных уровнях («Горизонты открытий»- школьный уровень,
«Хочу стать академиком», «Малахитовая шкатулка»- районный и городской
уровни, «Я – исследователь» (региональный уровень), «Первые шаги в науку»,
«Леонардо» - российский уровень и др.
Содержание программы соотносится с основными принципами ФГОС НОО.
На занятиях предусматриваются следующие формы сотрудничества:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- групповая (разделение класса на мини группы для выполнения определенной
работы)-ведущая форма сотрудничества;
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Формы занятий обеспечиваются особым построением как содержания, так и
методов обучения, моделирующих процесс открытия ребёнком новых знаний о
мире. Обязательным условием выступают субъект-субъектные отношения,
обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе
познания.
Основные формы организации работы и виды деятельности
Основными формами работы являются:
• практико-ориентированные учебные занятия-исследования дедуктивного,
индуктивного и эмпирического типа и занятия- подведения под понятия;
• выполнение диагностических работ;
• опросы и интервью;
• защита исследовательских и проектных работ;
• опыты;
• эксперименты;
• участие в конкурсах исследовательских и проектных работ и др.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее
утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной
деятельности на другой.
Основными видами деятельности являются:
• познавательная (групповая дискуссия, мозговой штурм, опросы, предметные
недели МДО, олимпиады по МДО, социальные проекты класса,
индивидуальные исследовательские и творческие работы);
• творческая (сочинение пословиц, поговорок, сказок; создание коллажей, газет и
др.)
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами
поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству.
Формы аттестации и оценочные материалы
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе
строится вокруг умения учиться. Поэтому особенности оценки метапредметных
результатов связаны с природой универсальных действий, обусловливающей
функциональное значение ориентировочных действий, которые являются важным
условием успешности решения учащимися предметных задач. В связи с этим
уровень сформированности универсальных учебных действий может быть
качественно оценён и измерен двумя путями. Первый из них связан с выполнением
специально сконструированных диагностических заданий (административные
диагностические работы в 1 и 2 полугодии во 2-4 классах), направленных на
оценку уровня сформированности того или иного вида универсальных учебных
действий и исследовательских умений, а второй – с выполнением проверочных
заданий по учебным предметам, преподаваемым в начальной школе.
Показателем эффективности работы по курсу внеурочной деятельности
«Исследуем и проектируем» будут:
• результаты диагностических административных работ (в 1-2 полугодиях);
• результаты конкурсов исследовательских и проектных работ разных уровней;
• результаты олимпиад по МДО (4-ые классы, городской уровень);
результаты работ по проверке сформированности функциональной грамотности;
• результаты выполнения проверочных и контрольных работ, выполняемых по
учебным предметам, преподаваемым в начальной школе.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает выявление
индивидуальной
динамики
формирования
исследовательских
умений
обучающегося и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты
проверки уровня сформированности исследовательских умений фиксируются в
зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы каждым обучающимся
создается папка Портфолио.
•
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ИССЛЕДУЕМ И ПРОЕКТИРУЕМ"
1 КЛАСС
Тема года «Изменение» (66 ч)
1.
Введение в тему «Изменение» (6 ч.) Знакомство с понятием «изменение».
Естественные (природные) и искусственные изменения. Изучение разных
примеров изменения.
2.
Все течет, все изменяется (32 ч.) Знакомство с понятиями «факт»,
«гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе,
вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе,
вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами
ее нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приема
ключевых слов. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки
открытых вопросов. Анализ приемов изменения – способов, которыми
пользуется человек для создания нового.
3.
Полезные и вредные изменения. (28 ч.) Полезные и вредные изменения в
природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и
вредными изменениями. Введение понятий «критерий», «критериальная
оценка». Изучение разнообразных источников информации о природе и
обществе.
Основные виды деятельности: оценка примеров изменений с разных точек
зрения (социальных ролей); проведение опытов и наблюдений для доказательства
гипотезы; сбор факты из разнообразных источников информации (иллюстрации,
географические карты, научные и художественные тексты, словари, энциклопедии) ;
проведение интервью; работа в группе; разработка мини-проектов; изучение
иллюстративного материала; чтение рассказов; представление результатов изучения
темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор темы исследования,
составление плана исследовательской работы, подготовка доклада к защите работы,
защита мини- проектов (1 класс).
Рекомендуемые
области
знания:
история,
техника,
литература,
естествознание, техника, искусство, общество, музыка, живопись.
2 КЛАСС
Тема года «Изменение» (68 ч)
1.
Введение в тему «Изменение» (8 ч.) Повторение понятия «изменение».
Естественные (природные) и искусственные изменения. Изучение разных
примеров изменений. Классификация изменений по происхождению.
2.
Все течет, все изменяется (12 ч.) Закрепление понятий «факт», «гипотеза»,
«доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах,
созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах.
Знакомство с разнообразными источниками информации и способами ее
нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приема
ключевых слов. Анализ приемов изменения – способов, которыми пользуется
человек для создания нового.
3.
Полезные и вредные изменения. (12 ч.) Полезные и вредные изменения в
природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и
вредными изменениями. Введение понятий «критерий», «критериальная
оценка». Изучение разнообразных источников информации о природе и
обществе.
4.
Одно изменение влечет за собой другое (8 ч.) Связь одних изменений с
другими. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах,
созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи
одних изменений с другими (установление причин изменений).
5.
Глобальные и частные изменения. (6 ч.) Глобальные и частные изменения в
природе и обществе. Критерии для оценки масштаба изменений. Последствия
глобальных и частных изменений в природе и обществе. Оценка явлений,
процессов и событий как глобальных или частных с помощью критериев.
6.
Изменение видения мира (6 ч.) Понятие внешней и внутренней позиции –
роли, которую человек выполняет в обществе. Изучение различных социальных
ролей. Изучение проблемы с разных точек зрения. Изобретения и открытия в
истории человечества, их значение.
7.
Эволюционные и революционные изменения (16 ч.) Понятие «эволюция» и
«революция». Эволюционные и революционные изменения в природе,
обществе, вещах. Связь между эволюционными и революционными
изменениями. Изучение процессов изменений (в природе, в обществе,
человеке) и их результатов.
Основные виды деятельности: исследование разных видов изменений
(изменения в жизни человека, живой и неживой природы, обществе, вещах)
пользуясь
разнообразными
источниками
информации
(иллюстрации,
географические карты, научные и художественные тексты, словари, энциклопедии) ;
проведение интервью; работа в группе; разработка мини-проектов; изучение
иллюстративного материала; чтение рассказов; представление результатов изучения
темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор темы исследования,
составление плана исследовательской работы, подготовка доклада к защите работы,
защита исследовательских работ (2 класс).
Рекомендуемые
области
знания:
история,
техника,
естествознание, техника, искусство, общество, музыка, живопись.
литература,
3 КЛАСС
Тема года «Влияние» (68 ч)
1.
Введение в тему «Влияние» (4 ч) Знакомство с понятием «влияние».
Многообразие влияний. Естественные (природные) и искусственные влияния.
Изучение разных примеров влияния.
2.
Влияние времени (18 ч) Природные «часы» (Солнце и Луна). Разнообразие
влияния природных часов. Полезные и вредные влияния. «Биологические
часы». Связь «биологических часов» с природными часами. Значение понятия
«время». Значение времени в жизни людей. Различные способы исчисления и
измерения времени. Связь между способом исчисления времени и
особенностями жизни людей. Влияние времени на архитектуру, одежду,
технологию, искусство и жизнь людей.
3.
Влияние людей (16 ч.) Роль человека в жизни других людей. Влияние
человека на природу. Положительное и отрицательное влияние человека на
человека и другие вещи. Виды влияния человека на человека. Прямое и
косвенное влияние. Понятие «лидер». Лидеры разного «масштаба». Лидеры в
области науки, искусства, политики. Влияние лидеров на людей и общество.
4.
Влияние знаний (18 ч.) Роль знаний в жизни людей. Влияние знаний человека
на исход событий в истории, решение проблем, поступки и поведение людей,
представления о мире. Развитие представлений о мире. Типы знаний: полное и
неполное, ложное и достоверное, научное и житейское.
5.
Влияние окружающей среды (12 ч.) Типы окружающей среды: природное,
социальное, экономическое, политическое окружение. Влияние окружающей
среды на развитие культуры общества (язык, пищу, одежду, жилище, обычаи,
нравы и т.п.) Особенности влияния каждого типа окружающей среды на
развитие духовной и материальной культуры. Древние и современные
культуры.
Основные виды деятельности: изучение личности лидеров в области науки,
искусства, политики; оценка влияния личности лидера на людей и общество;
исследование особенностей взаимодействия людей друг с другом в процессе
совместной деятельности, определение функциональных ролей людей в процессе
такого взаимодействия; работа с разнообразными источниками информации
(иллюстрации, географические карты, научные и художественные тексты),
проведение наблюдения и интервью для сбора фактов; изучение последствий
прямых и косвенных влияний; изучение сфер влияния, создаваемых самим собой;
изучение иллюстративного материала; чтение рассказов; представление результатов
изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; разрабатывать
мини-проекты, защита исследовательских и проектных работ; изучение различных
типов окружающей среды в разных местах и в различные времена; установление
связи между влиянием различных типов окружающей среды и особенностями
развития культуры древних и современных обществ; прогнозирование масштабов
влияния; формулирование выводов, обобщений; представление результатов
изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор темы для
самостоятельной исследовательской работы; формулирование исследовательских
вопросов; формулирование цели и задач исследования; определение характера
(вида) исследования; составление плана исследования; подготовка к защите
исследовательской/проектной
работы;
подготовка
презентации;
защита
исследовательской/проектной работы.
Рекомендуемые
области
знания:
история,
техника,
литература,
естествознание, техника, искусство, общество, музыка, живопись, архитектура,
мода.
4 КЛАСС
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема года «Порядок» (68 ч)
Порядок есть везде (10 ч.) Определение значения понятий «порядок» и
«хаос». Классификация примеров порядка по критерию источника
возникновения: природный и созданный человеком.
Функции порядка (6 ч.) Порядок в природе, обществе, вещах, созданных
человеком, выполняет определённые функции.
Порядок может помогать и мешать (4 ч.) Порядок в природе, обществе,
вещах, созданных человеком, может помогать или мешать.
Порядок внутри порядка (6 ч.) Существует порядок внутри порядка в
природе, обществе, вещах, созданных человеком.
Разные формы порядка (8 ч.) В природе, обществе, вещах, созданных
человеком, порядок может иметь разные формы. Понятия: иерархия,
классификация, последовательность, система, теория.
Порядок помогает понять неизвестное (4 ч.) Существуют различные формы
порядка, характерные для разных наук. Составление таблицы-справочника
важнейших форм порядка по разным наукам.
Разный порядок в одних и тех же вещах (4 ч.) Разные люди могут видеть
разный порядок в одних и тех же вещах, явлениях, событиях. Установление
причин разного видения у людей.
Связь хаоса и порядка (2 ч.) В природе, обществе, вещах хаос и порядок
взаимосвязаны. Установление следствий этой взаимосвязи.
9.
Порядок и возникновение нового (6 ч.) Приведение чего-либо в порядок
(установление порядка) ведёт к возникновению нового.
10. Хаос может быть ступенькой к порядку (10 ч.) Хаос может быть ступенькой
к порядку (отправной точкой для создания нового порядка). Установление роли
человека в движении от хаоса к порядку (и наоборот).
11. Порядок в разные эпохи (8 ч.) Понятие «эпоха». Каждая эпоха имеет своё
«лицо», а порядок или хаос могут быть «лицом» целой эпохи.
Основные виды деятельности: изучение разнообразных функций порядка;
изучение разнообразных образцов порядка; изучение особенностей разных видов
порядка; изучение симметрии как проявления порядка; исследование образцов
порядка; изучение значения важнейших форм порядка; составление таблиц/
справочника форм порядка; оценка образцов порядка; изучение иллюстративного
материала; чтение статей и рассказов; формулирование выводов, обобщений;
изучение разнообразных источников информации: иллюстрации, словарные статьи,
тексты художественных произведений, музыкальные произведения; представление
результатов изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов;
разработка мини-проектов; формулирование выводов, обобщений; представление
результатов изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор
темы для самостоятельной исследовательской работы; формулирование
исследовательских вопросов; формулирование цели и задач исследования;
определение характера (вида) исследования; составление плана исследования;
подготовка к защите исследовательской/проектной работы; подготовка
презентации; защита исследовательской/проектной работы.
Рекомендуемые
области
знания:
история,
техника,
литература,
естествознание, техника, искусство, история культуры, общество, музыка,
живопись, архитектура, политика, языкознание, математика, психология
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ИССЛЕДУЕМ И ПРОЕКТИРУЕМ"
1 год обучения
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности
«Междисциплинарное обучение» в 1 классе является формирование следующих
умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и
информацию, полученную от учителя.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы
группы и всего класса.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать, классифицировать
(совместно с
учителем выделять общий признак для классификации).
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять таблицу,
схему.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
2 год обучения
Личностные УУД:
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей;
-стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников;
-стремление к адекватной самооценке.
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
–работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
–вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
–пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
–извлекать информацию, представленную в разных формах
–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план,
таблицу, схему);
–пользоваться словарями, справочниками;
–осуществлять анализ и синтез;
–устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3-4 годы обучения
Личностные результаты:
-уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
-сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях;-чувствовать красоту
и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
-любить и уважать Отечество, его язык, культуру.
Метапредметными результатами в 3-4 классах являются формирование
следующих УДД:
Регулятивные УДД:
-формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с
поставленной задачей;
-осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
-овладевать
современными
средствами
массовой
информации:
сбор,
преобразование,
сохранение, организация информации;
-вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения
необходимой информации и проверки гипотез;
-рассматривать проблему с разных точек зрения;
-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации,
устанавливать
причинно- следственные связи.
Коммуникативные УДД:
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-учиться аргументировать, доказывать;
-учиться вести дискуссию;
-выступать публично перед аудиторией.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
1
Введение в тему «Изменение»
6
2
Все течет, все изменяется
32
3
Полезные и вредные
28
Основное содержание
Знакомство с понятием
«изменение». Естественные
(природные) и искусственные
изменения. Изучение разных
примеров изменений.
Знакомство с понятиями
«факт», «гипотеза»,
«доказательство».
Многообразие изменений в
природе, обществе, вещах,
созданных человеком.
Причины изменений в
природе, обществе, вещах.
Знакомство с разнообразными
источниками информации и
способами ее нахождения.
Постановка
исследовательских вопросов с
помощью приема ключевых
слов. Открытые и закрытые
вопросы. Способы постановки
открытых вопросов. Анализ
приемов изменения –
способов, которыми
пользуется человек для
создания нового.
Полезные и вредные
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
изменения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
изменения в природе,
обществе, вещах, созданных
человеком. Связь между
полезными и вредными
изменениями. Введение
понятий «критерий»,
«критериальная оценка».
Изучение разнообразных
источников информации о
природе и обществе.
66
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
1
Введение в тему
«Изменение». Повторение.
8
2
Все течет, все изменяется
12
3
Полезные и вредные
изменения
12
Основное содержание
Повторение понятия
«изменение». Естественные
(природные) и искусственные
изменения. Изучение разных
примеров изменений.
Классификация изменений по
происхождению.
Закрепление понятий «факт»,
«гипотеза», «доказательство».
Многообразие изменений в
природе, обществе, вещах,
созданных человеком. Причины
изменений в природе, обществе,
вещах. Знакомство с
разнообразными источниками
информации и способами ее
нахождения. Постановка
исследовательских вопросов с
помощью приема ключевых
слов. Анализ приемов
изменения – способов,
которыми пользуется человек
для создания нового.
Полезные и вредные изменения
в природе, обществе, вещах,
созданных человеком. Связь
между полезными и вредными
изменениями. Введение понятий
«критерий», «критериальная
оценка». Изучение
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
4
Одно изменение влечет за
собой другое
8
5
Глобальные и частные
изменения
8
6
Изменение видения мира
6
7
Эволюционные и
революционные изменения
14
разнообразных источников
информации о природе и
обществе.
Связь одних изменений с
другими. Изучение
последовательности изменений
в природе, обществе, вещах,
созданных человеком.
Проведение опытов и
наблюдений для выявления
связи одних изменений с
другими (установление причин
изменений).
Глобальные и частные
изменения в природе и
обществе. Критерии для оценки
масштаба изменений.
Последствия глобальных и
частных изменений в природе и
обществе. Оценка явлений,
процессов и событий как
глобальных или частных с
помощью критериев.
Понятие внешней и внутренней
позиции – роли, которую
человек выполняет в обществе.
Изучение различных
социальных ролей. Изучение
проблемы с разных точек
зрения. Изобретения и открытия
в истории человечества, их
значение.
Понятие «эволюция» и
«революция». Эволюционные и
революционные изменения в
природе, обществе, вещах.
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
Связь между эволюционными и
революционными изменениями.
Изучение процессов изменений
(в природе, в обществе,
человеке) и их результатов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
1
Введение в тему «Влияние»
4
2
Влияние времени
18
3
Влияние людей
16
Основное содержание
Знакомство с понятием
«влияние». Многообразие
влияний. Естественные
(природные) и искусственные
влияния. Изучение разных
примеров влияния.
Природные «часы» (Солнце и
Луна). Разнообразие влияния
природных часов. Полезные и
вредные влияния.
«Биологические часы». Связь
«биологических часов» с
природными часами. Значение
понятия «время». Значение
времени в жизни людей.
Различные способы исчисления
и измерения времени. Связь
между способом исчисления
времени и особенностями
жизни людей. Влияние времени
на архитектуру, одежду,
технологию, искусство и жизнь
людей.
Роль человека в жизни других
людей. Влияние человека на
природу. Положительное и
отрицательное влияние
человека на человека и другие
вещи. Виды влияния человека
на человека. Прямое и
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
4
Влияние знаний
18
5
Влияние окружающей среды
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
косвенное влияние. Понятие
«лидер». Лидеры разного
«масштаба». Лидеры в области
науки, искусства, политики.
Влияние лидеров на людей и
общество.
Роль знаний в жизни людей.
Влияние знаний человека на
исход событий в истории,
решение проблем, поступки и
поведение людей,
представления о мире. Развитие
представлений о мире. Типы
знаний: полное и неполное,
ложное и достоверное, научное
и житейское.
Типы окружающей среды:
природное, социальное,
экономическое, политическое
окружение. Влияние
окружающей среды на развитие
культуры общества (язык,
пищу, одежду, жилище, обычаи,
нравы и т.п.) Особенности
влияния каждого типа
окружающей среды на развитие
духовной и материальной
культуры. Древние и
современные культуры.
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
1
Порядок есть везде
10
2
Функции порядка
6
3
Порядок может помогать и
мешать
4
4
Порядок внутри порядка
6
5
Разные формы порядка
8
6
Порядок помогает понять
неизвестное
4
Основное содержание
Определение значения понятий
«порядок» и «хаос».
Классификация примеров
порядка по критерию источника
возникновения: природный и
созданный человеком.
Порядок в природе, обществе,
вещах, созданных человеком,
выполняет определённые
функции.
Порядок в природе, обществе,
вещах, созданных человеком,
может помогать или мешать.
Существует порядок внутри
порядка в природе, обществе,
вещах, созданных человеком.
В природе, обществе, вещах,
созданных человеком, порядок
может иметь разные формы.
Понятия: иерархия,
классификация,
последовательность, система,
теория.
Существуют различные формы
порядка, характерные для
разных наук. Составление
таблицы-справочника
важнейших форм порядка по
разным наукам.
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
7
Разный порядок в одних и
тех же вещах
4
8
Связь хаоса и порядка
2
9
Порядок и возникновение
нового
6
10
Хаос может быть ступенькой
к порядку
10
11
Порядок в разные эпохи
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
Разные люди могут видеть
разный порядок в одних и тех
же вещах, явлениях, событиях.
Установление причин разного
видения у людей.
В природе, обществе, вещах
хаос и порядок взаимосвязаны.
Установление следствий этой
взаимосвязи.
Приведение чего-либо в
порядок (установление порядка)
ведёт к возникновению нового.
Хаос может быть ступенькой к
порядку (отправной точкой для
создания нового порядка).
Установление роли человека в
движении от хаоса к порядку (и
наоборот).
Понятие «эпоха». Каждая эпоха
имеет своё «лицо», а порядок
или хаос могут быть «лицом»
целой эпохи.
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
https://slovarozhegova.ru/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Всего
Практические
работы
1
Подведение под понятие «изменение»
1
2
3
Подведение под понятие "изменение". Применение.
Подведение под понятие «изменение». Закрепление.
Подведение под понятие "изменение". Иллюстрация примеров
изменений.
1
1
5
Классификация изменений по происхождению.
1
6
Классификация изменений по происхождению. Применение.
1
4
7
8
Классификация изменений по происхождению. Изменения
искусственные и естественные. Иллюстрация примеров
искусственных и естественных изменений.
Классификация изменений по происхождению. Изменения
искусственные и естественные. Применение.
1
1
10
Введение понятия «гипотеза». Всё течет, все изменяется.
1
11
Введение понятия «доказательство». Всё течет, все
изменяется.
1
12
Закрепление понятий «факт», «гипотеза» «доказательство».
Всё течет, все изменяется. Применение.
1
14
https://gufo.me/dict/ozhegov/изменение
1
1
Визуальный ряд примеров
изменений https://clck.ru/uwmtR
Визуальный ряд примеров
изменений https://clck.ru/uwmtR
1
Введение понятия «факт». Всё течет, все изменяется.
Всё течет, все изменяется (знакомство с различными
источниками информации). Источник информации-предметы.
Всё течет, все изменяется (знакомство с различными
Толковый словарь Ожегова С.И.
1
9
13
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://gufo.me/dict/ozhegov/факт
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://gufo.me/dict/ozhegov/гипотеза
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://gufo.me/dict/ozhegov/изменение
1
Примеры изменений в погоде в
разные времена года
https://clck.ru/uwprm
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
источниками информации). Источник информации- люди.
Всё течет, все изменяется (знакомство с различными
источниками информации). Источник информации- книги.
Всё течет, все изменяется (знакомство с различными
источниками информации). Источник информации- интернет.
Эмпирическое исследование. Вопросы помогают узнавать
новое.
Эмпирическое исследование . Вопросы помогают узнавать
новое. Применение.
Эмпирическое исследование. Вопросы помогают узнавать
новое. Применение. Формулирование вопросов.
Эмпирическое исследование . Вопросы помогают узнавать
новое. Применение. Формулирование вопросов.
Подведение под понятие "открытый"-"закрытый" вопросы
Подведение под понятие "открытый"-"закрытый" вопросы.
Применение.
Вопросы могут быть "открытыми" и "закрытыми".
Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Применение.
Формулирование открытых и закрытых вопросов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Подведение под понятие «пословица».
1
26
Подведение под понятие «пословица». Применение.
Пословицы изменяются. Изменения происходят всегда и
везде.
Пословицы изменяются. Изменения происходят всегда и
везде.
1
Дедуктивное исследование. Пословицы могут изменяться.
1
28
29
30
31
32
Дедуктивное исследование. Пословицы могут изменяться.
Применение.
Индуктивное исследование. Причины изменений в
пословицах.
Индуктивное ислледование. Причины изменений в
пословицах. Применение.
1
1
25
27
1
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://gufo.me/dict/ozhegov/пословица
1
1
1
1
Материалы к уроку
https://clck.ru/vFRaX
1
1
1
1
33
Диагностическая работа № 1 по теме "Изменение"
Работа над ошибками, допущенными в диагностической
работе № 1 по теме "Изменение".
1
35
Способы получения нового (добавление).
1
36
Способы получения нового (добавление). Применение.
1
37
Способы получения нового (реорганизация).
1
38
Способы получения нового (реорганизация). Применение.
1
34
39
40
Способы получения нового (реорганизация). Изменения
происходят всегда и везде.
Способы получения нового (реорганизация). Изменения
происходят всегда и везде. Применение.
1
1
Способы получения нового (вычитание).
1
42
Способы получения нового (вычитание).
1
44
Способы получения нового (вычитание). Изменения
происходят всегда и везде. Применение.
Способы получения нового. Изменения происходят всегда и
везде. Применение.
1
Способы получения нового (замена).
1
46
Способы получения нового (замена).
1
48
Способы получения нового (замена). Изменения происходят
всегда и везде.
Способы получения нового. Изменения происходят всегда и
везде. Применение.
https://clck.ru/uwprm
1
49
Подведение под понятие «сказка».
1
50
Подведение под понятие «сказка».Применение.
1
https://clck.ru/uwprm
https://clck.ru/uwprm
1
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
1
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
1
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Вторая жизнь вещей
1
1
Вторая жизнь вещей
Вторая жизнь вещей
1
45
47
Вторая жизнь вещей
1
41
43
1
https://clck.ru/uwprm
1
Вторая жизнь вещей
https://clck.ru/uwprm
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://gufo.me/dict/ozhegov/сказка
1
51
52
Дедуктивное исследование. Сказки, как и пословицы, могут
изменяться.
Дедуктивное исследование. Сказки, как и пословицы, могут
изменяться. Применение.
1
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
Индуктивное исследование. Выявление причинноследственных связей
1
54
Индуктивное исследование. Выявление причинноследственных связей. Применение.
1
55
Выявление причинно-следственных связей.Всякое изменение
в природе имеет причину.
1
53
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Выявление причинно-следственных связей. Всякое изменение
в природе имеет причину. Применение.
Индуктивное исследование. Исследование причин изменения
одежды.
Индуктивное исследование. Исследование причин изменения
одежды. Применение.
Диагностическая работа № 2 по теме "Изменение".
Работа над ошибками, допущенными в диагностической
работе № 2 по теме "Изменение".
Индуктивное исследование.Изменения могут быть полезными
и вредными.
Индуктивное исследование. Изменения могут быть полезными
и вредными. Применение.
Дедуктивное исследование.Изменения могут быть полезными
и вредными одновременно.
Дедуктивное исследование. Изменения могут быть полезными
и вредными одновременно. Применение.
Занятие-игра "Изменения в нашей жизни" (создание
групповых газет)
Итоговое занятие "Что узнали и чему научились"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
https://gufo.me/dict/ozhegov/причина,
следствие
1
1
Причины изменений в природе
https://umnazia.ru/blog/allarticles/javlenija-prirody-dlja-detej
1
История одежды в картинках
1
https://clck.ru/3Cg88c
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66
25
https://clck.ru/uxtMY
2 КЛАСС
№
п/п
Тема занятия
Всего
1
Введение в тему "Изменение". Повторение понятия
«изменение».
2
Введение в тему "Изменения". Изменения в
архитектуре.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Классификация изменений по разным основаниям.
Классификация изменений по разным основаниям (
по их происхождению:искусственные и
естественные и по значению:полезные и вредные.
Создание газеты изменений.
Естественные (природные) и искусственные
изменения.
Естественные (природные) и искусственные
изменения. Применение. Факты, иллюстрирующие
идею изменения. Работа в группах «Ковер»
Классификация изменений.
Классификация изменений. Применение. Факты,
иллюстрирующие идею
изменения.Усовершенствование образца старой
игрушки
Изменения происходят везде. Индуктивное
исследование.
Изменения происходят везде. Индуктивное
исследование. Применение.
Эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование. Применение.
Проведение опытов.
Эмпирическое исследование. Применение.
Количество часов
Диагностические Практические
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Визуальный ряд примеров
изменений в архитектуре:
1
https://clck.ru/vNwCw
https://clck.ru/vNxux
1
1
1
https://clck.ru/uy2Fr
1
1
1
1
https://clck.ru/vQLz6 пример
1
1
1
1
1
1
1
1
1
усовершенствования
образца старой игрушки
14
Эмпирическое исследование . Применение.
Фиксация результатов опытов.
1
15
Подведение под понятие «скороговорка».
1
16
17
18
19
Подведение под понятие «скороговорка».
Применение.
Дедуктивное исследование. Скороговорки как и
сказки, могут изменяться.
Дедуктивное исследование. Применение.
Скороговорки, как пословицы и сказки, могут
изменяться. Понятие «гипотеза»
Скороговорки могут изменяться.
1
1
Толковый словарь Ожегова
С.И. https://clck.ru/vPTDC скороговорка
1
1
1
1
Сборник скороговорок
https://clck.ru/vQF7d
Правила составления
скороговорки
1
https://clck.ru/vQJJn
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Скороговорки могут изменяться.
Изменения могут быть полезными и вредными.
Индуктивное исследование. Применение.
Изменения могут быть полезными и вредными.
Индуктивное исследование. Введение понятий
«критерий», «критериальная оценка».
Изменения могут быть полезными и вредными
одновременно. Классификация. Применение.
Изменения могут быть полезными и вредными
одновременно. Классификация. Применение
Полезные и вредные изменения взаимосвязаны.
Индуктивное исследование. Применение.
Полезные и вредные изменения взаимосвязаны.
Индуктивное исследование. Применение. Связь
между полезными и вредными изменениями.
Поиск решения проблемы. Индуктивное
исследование.
Поиск решения проблемы. Индуктивное
исследование. Географические открытия. Х. Колумб
1
1
1
Толковый словарь Ожегова
С.И. https://clck.ru/vQRF8 критерий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://clck.ru/vQT9b -Колумб
https://clck.ru/vQVZH -
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
и А. Никитин.
Диагностическая работа № 1 по теме "Изменения"
Работа над ошибками, допущенными в
диагностической работе № 1 по теме "Изменение".
Индуктивное исследование.Изменения
неизбежны.Одно изменение влечет за собой другое.
Индуктивное исследование. Изменения неизбежны.
Одно изменение влечет за собой другое.Связь одних
изменений с другими
Эмпирическое исследование. Одно изменение влечет
за собой другое. Применение.
Эмпирическое исследование. Одно изменение влечет
за собой другое. Применение. Сезонные изменения в
природе.
Эмпирическое исследование. Одно изменение влечет
за собой другое. Применение.
Эмпирическое исследование . Одно изменение
влечет за собой другое. Применение. Работа с
художественными произведениями.
Эмпирическое исследование (дедуктивного
типа).Одно изменение влечет за собой другое.
Применение.
Эмпирическое исследование (дедуктивного
типа).Одно изменение влечет за собой другое.
Применение. Работа с лирическими произведениями.
Изменения могут быть разной значимости
(глобальные и частные). Подведение под понятие.
Изменения могут быть разной значимости
(глобальные и частные). Подведение под понятие.
Применение
Изменения могут быть глобальными и частными.
А.Никитин
1
1
1
Толковый словарь Ожегова
С.И. https://clck.ru/vQRF8 неизбежность
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Толковый словарь Ожегова
С.И. https://clck.ru/vQtzY глобальный
https://clck.ru/vQub3 -частный
1
1
1
1
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Индуктивное эмпирическое исследование.
Изменения могут быть глобальными и частными.
Индуктивное эмпирическое исследование.
Применение. Критерии для оценки масштаба
(значимости) изменений.
Изменения могут быть глобальными и частными.
Решение проблемы.
Изменения могут быть глобальными и частными.
Решение проблемы. Применение. Последствия
глобальных и частных изменений в природе и
обществе.
Точка зрения может изменить видение мира.
Дедуктивное эмпирическое исследование.
Точка зрения может изменить видение мира.
Дедуктивное эмпирическое исследование.
Применение. Понятие внешней и внутренней
позиции.
Технология может изменять видение мира.
Эмпирическое исследование.
Технология может изменять видение мира.
Эмпирическое исследование. Применение.
Изобретения и открытия в истории человечества, их
значение.
Технология может изменять видение мира.
Применение.
Технология может изменять видение мира.
Применение. Изобретения и открытия в истории
человечества, их значение.
Изменения могут быть эволюционными и
революционными. Подведение под понятие.
Применение.
Изменения могут быть эволюционными и
революционными. Подведение под понятие.
Применение. Эволюционные и революционные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
изменения в природе, обществе, вещах, созданных
человеком.
Изменения могут быть эволюционными и
53
революционными. Применение.Процесс и результат
изменения.
Изменения могут быть эволюционными и
54
революционными. Применение. Процесс и результат
изменения.
Эволюционные изменения ведут к революционным.
55
Индуктивное исследование. Применение
Эволюционные изменения ведут к революционным.
56
Индуктивное исследование. Применение
Эволюционные изменения ведут к революционным.
57
Дедуктивное исследование. Применение.
Эволюционные изменения ведут к революционным.
58
Дедуктивное исследование. Применение.
Подготовка к защите исследовательских и
59
проектных работ.
Подготовка к защите исследовательских и
60
проектных работ.
61
Диагностическая работа № 1 по теме "Изменение".
Работа над ошибками, допущенными в
62
диагностической работе № 1 по теме "Изменение"
63
Защита исследовательских и проектных работ.
64
Защита исследовательских и проектных работ.
65
Защита исследовательских и проектных работ.
66
Защита исследовательских и проектных работ.
67
Защита исследовательских и проектных работ.
68
Итоговое занятие "Что узнали и чему научились".
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
презентации обучающихся
прошлых лет
Презентации обучающихся
прошлых лет
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
1
1
1
1
1
2
32
Презентации обучающихся
Презентации обучающихся
Презентации обучающихся
Презентации обучающихся
Презентации обучающихся
3 КЛАСС
№ п/п
Тема занятия
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение в тему «Влияние». Подведение под
понятие.
Подведение под понятие . Применение.
Влияния могут быть естественными и
искусственными Исследование с индуктивным
выводом.
Влияния могут быть естественными и
искусственными Исследование с индуктивным
выводом. Применение.
Влияние времени. Индуктивное исследование.
В природе есть «часы», влияющие на всё
разными способами.
Влияние времени. Индуктивное исследование.
В природе есть «часы», влияющие на всё
разными способами. Применение. Различные
способы исчисления и измерения времени.
Индуктивное исследование. В природе есть
«часы», влияющие на всё разными способами.
Индуктивное исследование. В природе есть
«часы», влияющие на всё разными способами.
Применение.Связь способа исчисления
времени с особенностями жизни людей.
Живые организмы имеют свои «биологические
часы», которые связаны с природными
«часами».
Живые организмы имеют свои «биологические
часы», которые связаны с природными
«часами». Применение.
Количество часов
Диагностические Практические
работы
работы
Толковый словарь Ожегова С.И.
1
1
https://gufo.me/dict/ozhegov/влияние
1
Визуальный ряд (иллюстрации,
фотографии, картинки,
иллюстрирующие примеры
естественных и искусственных
влияний)
1
1
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
1
1
https://gufo.me/dict/ozhegov/время
1
Видео https://clck.ru/vHZDC
1
1
https://clck.ru/vHdQ3
1
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Видео https://clck.ru/vHZDC
https://clck.ru/vHdQ3
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Влияния могут быть полезными и вредными.
Индуктивное исследование.
Влияния могут быть полезными и вредными.
Индуктивное исследование. Применение
Влияния могут быть полезными и вредными.
Влияния могут быть полезными и вредными.
Применение с индуктивным выводом.
Время необратимо: оно не может остановиться
и двигаться в обратном направлении.
Время необратимо: оно не может остановиться
и двигаться в обратном направлении.
Применение.
Способы исчисления времени. Индуктивное
исследование.
Способы исчисления времени. Индуктивное
исследование. Применение
Разные люди по-разному воспринимают время.
Дедуктивное эмпирическое исследование.
Разные люди по-разному воспринимают время.
Дедуктивное эмпирическое исследование.
Применение.
Влияние времени можно обнаружить во всём,
что нас окружает. Дедуктивное исследование.
Влияние времени можно обнаружить во всём,
что нас окружает. Дедуктивное исследование.
Применение.
Люди влияют на людей как положительно, так
и отрицательно. Индуктивное исследование.
Люди влияют на людей как положительно, так
и отрицательно. Индуктивное исследование.
Виды влияния человека на человека (семейная
привязанность, дружба, генетическое влияние)
Люди могут влиять на людей с помощью
семьи, дружбы и генетическим путём.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Визуальный ряд: Фотографии
людей, находящихся в
26
27
28
Дедуктивное исследование.
Люди могут влиять на людей с помощью
семьи, дружбы и генетическим путём.
Дедуктивное исследование. Применение.
Влияние человека может быть прямым или
косвенным. Индуктивное исследование.
Влияние человека может быть прямым или
косвенным. Индуктивное исследование.
Применение.
родственных отношениях
1
1
1
29
Лидер. Подведение под понятие.
1
30
Лидер. Подведение под понятие. Применение
1
31
Деятельность лидера может оказывать особое
влияние на все сферы жизни. Дедуктивное
исследование.
32
33
34
35
36
37
38
Деятельность лидера может оказывать особое
влияние на все сферы жизни. Дедуктивное
исследование. Применение.
Диагностическая работа № 1 за 1 полугодие по
теме "Влияние"
Работа над ошибками, допущенными в
диагностической работе № 1 за 1 полугодие по
теме "Влияние".
Влияние лидера может быть положительным и
отрицательным. Дедуктивное исследование.
Влияние лидера может быть положительным и
отрицательным. Дедуктивное исследование.
Применение.
Лидер может оказывать влияние не только на
своих современников, но и на последующие
поколения. Эмпирическое индуктивное
исследование.
Лидер может оказывать влияние не только на
1
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://gufo.me/dict/ozhegov/лидер
1
Визуальный ряд: Фотографии
лидеров в разные времена
нашего государства
1
https://clck.ru/3Cg9cu
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
своих современников, но и на последующие
поколения. Эмпирическое индуктивное
исследование. Применение.
Влияние знаний. Знания влияют на исход
событий в природе, обществе, жизни
отдельных людей. Дедуктивное исследование.
Знания влияют на исход событий в природе,
обществе, жизни отдельных людей.
Дедуктивное исследование. Применение.
Знания могут быть разного типа (научные,
житейские, достоверные и недостоверные,
полные и частичные).. Индуктивное
исследование.
Знания могут быть разного типа. Индуктивное
исследование. Применение.
Тип знания влияет на исход решения
проблемы. Индуктивное исследование.
Тип знания влияет на исход решения
проблемы. Индуктивное исследование.
Применение.
Знания влияют на поступки и поведение
людей. Индуктивное исследование.
Знания влияют на поступки и поведение
людей. Индуктивное исследование.
Применение .
Слово может влиять на исход событий в
истории и жизни отдельных людей.
Дедуктивное исследование.
Слово может влиять на исход событий в
истории и жизни отдельных людей.
Дедуктивное исследование. Применение.
Слово может влиять на исход событий в
истории и жизни отдельных людей.
Слово может влиять на исход событий в
Толковый словарь Ожегова С.И.
1
1
https://gufo.me/dict/ozhegov/знание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
истории и жизни отдельных людей.
Применение.
Одни и те же слова могут по-разному влиять
на разных людей. Дедуктивное исследование.
Одни и те же слова могут по-разному влиять
на разных людей. Дедуктивное исследование.
Применение.
Знания влияют на то, как мы видим и
изображаем мир. Индуктивное эмпирическое
исследование.
Знания влияют на то, как мы видим и
изображаем мир. Индуктивное эмпирическое
исследование Применение.
Знания влияют на то, как мы видим и
изображаем мир.
Знания влияют на то, как мы видим и
изображаем мир. Применение.
Влияние окружающей среды.Существуют
разные виды окружающей среды. Подведение
под понятие.
Влияние окружающей среды. Существуют
разные виды окружающей среды. Подведение
под понятие. Применение.
Окружающая среда влияет на развитие
культуры общества. Дедуктивное
исследование.
Окружающая среда влияет на развитие
культуры общества. Дедуктивное
исследование. Применение.
Природное окружение влияет на верования,
привычки, нравы, ценности людей во все
времена. Дедуктивное исследование.
Природное окружение влияет на верования,
привычки, нравы, ценности людей во все
1
1
1
Материалы к уроку
1
1
https://clck.ru/vFrpi/
1
1
1
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://clck.ru/vJW4q /среда
1
1
1
1
1
1
1
1
1
времена. Дедуктивное исследование.
Применение.
Диагностическая работа № 2 за 2 полугодие по
63
теме "Влияние"
Работа над ошибками, допущенными в
64
диагностической работе № 2 за 2 полугодие по
теме "Влияние"
Природа влияет на верования, нравы,
65
привычки, жилище, литературу, род занятий.
Дедуктивное исследование.
Природа влияет на верования, нравы,
66
привычки, жилище, литературу, род занятий.
Дедуктивное исследование. Применение.
67
Защита исследовательских и проектных работ.
Защита исследовательских и проектных работ
68
обучающихся.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
Презентации обучающихся.
1
1
Презентации обучающихся.
68
2
30
4 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Всего
1
2
3
4
Порядок есть везде.Подведение под
понятие.
Порядок есть везде. Подведение под
понятие. Применение.
Порядок можно измерить.
Порядок можно измерить.
Применение.
Количество часов
Диагностические Практические
работы
работы
Толковый словарь Ожегова С.И.
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://onlinedic.net/ozhegov/page/word25261.php
-порядок https://clck.ru/vMpaW /-хаос
1
1
1
5
Хаос и порядок относительны.
Когда порядок уменьшается, то хаос
возрастает.
1
6
Хаос и порядок относительны.
Когда порядок уменьшается, то хаос
возрастает. Применение.
1
7
Применение. Порядок можно
измерить. Хаос и порядок –
относительные понятия.
1
8
Применение. Порядок можно
измерить. Хаос и порядок –
относительные понятия.
Применение.
1
9
Дедуктивное исследование.
1
1
1
1
Визуальный ряд: (фотографии, рисунки,
иллюстрации, демонстрирующие
состояния порядка и хаоса в разных
областях) https://clck.ru/3CgA52 -порядок
https://clck.ru/3CgA98 -хаос
Визуальный ряд: (фотографии, рисунки,
иллюстрации, демонстрирующие
состояния порядка и хаоса в разных
областях) https://clck.ru/3CgA52 -порядок
https://clck.ru/3CgA98 -хаос
Визуальный ряд: (фотографии, рисунки,
иллюстрации, демонстрирующие
состояния порядка и хаоса в разных
областях) https://clck.ru/3CgA52 -порядок
https://clck.ru/3CgA98 -хаос
Визуальный ряд: (фотографии, рисунки,
иллюстрации, демонстрирующие
состояния порядка и хаоса в разных
областях) https://clck.ru/3CgA52 -порядок
https://clck.ru/3CgA98 -хаос
Визуальный ряд: (фотографии, рисунки,
Порядок есть везде.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Дедуктивное исследование.
Порядок есть везде. Применение.
Функции порядка. Индуктивное
исследование. Порядок выполняет
определённые функции.
Функции порядка. Индуктивное
исследование. Порядок выполняет
определённые функции.
Применение.
Дедуктивное исследование.
Порядок может выполнять сразу
несколько функций одновременно.
Дедуктивное исследование.
Порядок может выполнять сразу
несколько функций одновременно.
Применение.
Особенности порядка зависят от его
функций.
Особенности порядка зависят от его
функций. Применение.
Порядок может помогать и мешать.
Индуктивное исследование.
Порядок может помогать или
мешать (м.б. полезным или
вредным).
Порядок может помогать и мешать.
Индуктивное исследование.
Порядок может помогать или
1
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://clck.ru/vJxSf /функция
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
иллюстрации, демонстрирующие
состояния порядка и хаоса в разных
областях) https://clck.ru/3CgA52 -порядок
https://clck.ru/3CgA98 -хаос
Визуальный ряд: (фотографии, рисунки,
иллюстрации, демонстрирующие
состояния порядка и хаоса в разных
областях) https://clck.ru/3CgA52 -порядок
https://clck.ru/3CgA98 -хаос
1
19
20
21
22
23
24
25
26
мешать (м.б. полезным или
вредным). Применение.
Порядок может мешать или
помогать.
Порядок может мешать или
помогать. Применение
Порядок внутри порядка.
Дедуктивное исследование.
Существует порядок внутри
порядка.
Порядок внутри порядка.
Дедуктивное исследование.
Существует порядок внутри
порядка. Применение.
Дедуктивное исследование.
Существует порядок внутри
порядка.
Дедуктивное исследование.
Существует порядок внутри
порядка. Применение.
Применение. Существует порядок
внутри порядка. Применение.
Применение. Существует порядок
внутри порядка. Применение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
Разные формы порядка. Подведение
под понятие. Порядок может иметь
разные формы.
1
28
Разные формы порядка. Подведение
под понятие. Порядок может иметь
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://clck.ru/vK47D /формапоследовательность: https://clck.ru/vMfZn
алфавит- система: https://clck.ru/vMguH
/клетка- иерархия: https://clck.ru/vMhrp /
схема руководства школы- классификация:
https://clck.ru/vMk5D /классификация частей
речи- теория: https://clck.ru/vMky3 картинка
1
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
разные формы. Применение.
Дедуктивное исследование с
индуктивным выводом. Порядок
может иметь разные формы.
Дедуктивное исследование с
индуктивным выводом. Порядок
может иметь разные формы.
Применение
Порядок может иметь разные
формы. Применение.
Порядок может иметь разные
формы. Применение.
Диагностическая работа № 1 за 1
полугодие по теме "Порядок"
Работа над ошибками,
допущенными в диагностической
работе № 1 за 1 полугодие по теме
"Порядок"
Порядок помогает объяснять
неизвестное. Индуктивное
исследование. Порядок помогает
объяснить неизвестное.
Порядок помогает объяснять
неизвестное. Индуктивное
исследование. Порядок помогает
объяснить неизвестное.
Применение.
Дедуктивное исследование.
Порядок помогает объяснить
неизвестное. Любая наука
пользуется определёнными
формами порядка.
Дедуктивное исследование.
Порядок помогает объяснить
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39
40
41
42
43
44
45
46
неизвестное. Любая наука
пользуется определёнными
формами порядка. Применение.
Разный порядок в одних и тех же
вещах. Индуктивное исследование.
Люди разных профессий могут
видеть разный порядок в одних и
тех же вещах.
Разный порядок в одних и тех же
вещах. Индуктивное исследование.
Люди разных профессий могут
видеть разный порядок в одних и
тех же вещах. Применение.
Разные люди могут видеть разный
порядок в одних и тех же вещах.
Существует много причин этого
явления
Разные люди могут видеть разный
порядок в одних и тех же вещах.
Существует много причин этого
явления Применение.
Связь хаоса и порядка. Дедуктивное
исследование. Хаос и порядок
взаимосвязаны.
Связь хаоса и порядка. Дедуктивное
исследование. Хаос и порядок
взаимосвязаны. Применение.
Порядок и возникновение
нового.Установление порядка
приводит к возникновению чего-то
нового. Для того, чтобы возник
порядок, необходимо совершить
какую-то работу.
Порядок и возникновение
нового.Установление порядка
Визуальный ряд: https://clck.ru/vNWXD -мир
профессий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://clck.ru/eS6Z3 - работа
1
1
1
47
48
49
50
51
52
53
54
55
приводит к возникновению чего-то
нового. Для того, чтобы возник
порядок, необходимо совершить
какую-то работу. Применение
Дедуктивное исследование.
Установление порядка приводит к
возникновению чего-то нового.
Дедуктивное исследование.
Установление порядка приводит к
возникновению чего-то нового.
Применение.
Для того, чтобы возник порядок,
необходимо совершить какую-то
работу.
Для того, чтобы возник порядок,
необходимо совершить какую-то
работу. Применение.
Хаос может быть ступенькой к
порядку. Дедуктивное
эмпирическое исследование. Хаос
может быть ступенькой к порядку.
Хаос может быть ступенькой к
порядку. Дедуктивное
эмпирическое исследование. Хаос
может быть ступенькой к порядку.
Применение.
Дедуктивное исследование с
индуктивным выводом. Хаос может
быть ступенькой к порядку.
Дедуктивное исследование с
индуктивным выводом. Хаос может
быть ступенькой к порядку.
Применение
Индуктивное исследование. Хаос
может быть ступенькой к порядку.
1
1
1
История появления простых вещей
1
1
https://clck.ru/SSexr
1
1
1
1
1
1
1
1
История появления простых вещей
https://clck.ru/SSexr
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Индуктивное исследование. Хаос
может быть ступенькой к порядку.
Применение
Человек – сила, которая может
противостоять хаосу, творя
порядок.
Человек – сила, которая может
противостоять хаосу, творя
порядок. Применение.
Индуктивное исследование.
«Неспокойное» время порождает у
художников «беспокойные»
полотна.
Индуктивное исследование.
«Неспокойное» время порождает у
художников «беспокойные»
полотна. Применение.
Порядок в разные эпохи.
Дедуктивное исследование. Каждая
эпоха имеет своё «лицо».
Порядок в разные эпохи.
Дедуктивное исследование. Каждая
эпоха имеет своё «лицо».
Применение.
Диагностическая работа № 2 за 2
полугодие по теме "Порядок"
Работа над ошибками,
допущенными в диагностической
работе № 2 за 2 полугодие по теме
"Порядок".
Дедуктивное исследование. Каждая
эпоха имеет своё «лицо». Хаос и
порядок могут быть «лицом» целой
эпохи.
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://clck.ru/vNgyJ
Толковый словарь Ожегова С.И.
https://clck.ru/vNrB2 -эпоха
1
1
Галерея репродукций экспрессионистов
1
1
Дедуктивное исследование. Каждая
эпоха имеет своё «лицо». Хаос и
66
порядок могут быть «лицом» целой
эпохи. Применение.
Защита исследовательских и
67
проектных работ.
Защита исследовательских и
68
проектных работ обучающихся.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
Презентации обучающихсся.
1
1
Презентации обучающихся.
68
2
33