ВД В мире естествознания 5-6 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» - интегрированный
курс для школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.
Программа создаёт возможности для успешного адаптационного периода при переходе
обучающихся с младшей на основную ступень обучения. Познакомившись в начальной школе с
компонентами природы и её разнообразием, с природой родного края и своей страны, обучающиеся
готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе биологии и
географии 5-6 классов.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:





пропедевтика основ физики, химии, астрономии, биологии и географии;
получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением простейшего учебного
лабораторного эксперимента (исследования);
формирование у учащихся интереса к предметам естественнонаучного цикла.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения
ряд взаимосвязанных задач:





обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для
высказывания школьниками суждений научного, нравственного, эстетического характера
по поводу взаимодействия человека и природы;
уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и
утилитарные ценности;
использовать все возможности для становления привычек следовать научным и
нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и
других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и
развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая
функция курса заключается в формировании у школьников потребности познания окружающего
мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 5 КЛАССА
Раздел 1. Изучение природы (5 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека
на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология,
физическая география, биология, экология. Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика.
Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт,
теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба,
лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы,
держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания
вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка.
Демонстрации
Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль.
Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории.
Проведение наблюдений, опытов и измерений.
Раздел 2. Вселенная (6ч)
Как древние люди представляли себе вселенную. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель
Вселенной по Птолемею. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии
и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Плутон. Кометы. Метеориты. Созвездия. Солнце как ближайшая нам звезда.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами. Исследования космического
пространства. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли. Освоение космоса людьми - орбитальные
космические станции.
Демонстрации
Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной
системы.
Раздел 3. Строение и свойства вещества (10 ч)
Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и
газообразных тел. Молекулы. Атомы. Чистые вещества и смеси, простые и сложные. Явления
природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и химические явления.
Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрации
Опыты по электризации тел путём трения.
Проведение простейших химических опытов.
Практическая работа.
Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.
Разделение смесей.

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и
австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец,
кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий.
Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии,
Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далёких земель. Изменения в
природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый
эффект, радиоактивные отходы. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического
разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов
загрязнений.
Раздел 5. Человек дополняет природу (3 ч)
Механизмы — помощники человека. Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива.
Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Создание материалов с заранее заданными
морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.

свойствами:

твердые,

жаропрочные,

Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные,
их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение.
Демонстрации
Выращивание кристалла.
Знакомство с коллекцией пластмасс.
Знакомство с коллекцией волокон.
Изменение формы полиэтилена при нагревании.
Раздел 6. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 ч)
Общий обзор строения тела человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные
привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и
др.). Травмы. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Практическая работа
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах.
Измерение роста, температуры, массы тела.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 6 КЛАССА
1. Изучение природы (4 ч)
Изучение природы человеком. Естественнонаучные науки (астрономия, физика, химия,
география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение и опыты.
Измерительные приборы.
Демонстрации.
Набор приборов и инструментов (часы, весы, линейка, термометр, лупа), портреты великих
естествоиспытателей.
2. Вселенная (8 ч)
Представления о Вселенной. Модель Вселенной по Птолемею. Система мира по Н.
Копернику. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы, планеты- гиганты, спутники
планет, метеоры, метеориты. Многообразие звезд. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации.
Модель солнечной системы. Карта звездного неба. Фотографии планет Солнечной системы.
3. Земля (8 ч)
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Минералы, полезные
ископаемые. Вещества в окружающем мире. Природные явления, физические и химические
явления. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Вещества в окружающем мире и
их использование человеком. Состав воздуха. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной
поверхностью. Погода. Демонстрации.
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Модели различных атомов и молекул.
Примеры различных явлений (механических, тепловых, световых).
4. Жизнь на Земле (10 ч)
Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток растительного и животного
организмов. Царства живой природы. Среда обитания. Природные зоны Земли.
Демонстрации.
Таблицы «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Природные
сообщества», микропрепараты растительных и животных клеток.
5. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Страницы истории географических
открытий. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека.
Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Правила
поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы
оказания первой доврачебной помощи.
Демонстрации.
Ядовитые растения и животные.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:





Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
Формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты
окружающей среды;
Формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:





Освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана,
использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
Формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме
(таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, СБ,
периодические издания и т. д.);
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и
т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:




Освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук;
Формирование элементарных исследовательских умений;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

Изучение природы
5

2

Вселенная
6

3

4

Строение и свойства
веществ

10

Человек на Земле
6

5

6

Человек дополняет
природу

3

Человек, его здоровье
и безопасность жизни

4

Итого

34

Основные формы
деятельности

Беседа, обсуждение,
практикум,
использование
презентации,
экскурсия
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
практикум,
использование
презентации
Беседа, обсуждение,
использование
презентации
Беседа, обсуждение,
использование
презентации
Беседа, обсуждение,
использование
презентации

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
http://schoolcollection.edu.ru/).
http://ebio.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://djvu-inf.narod.ru/
http://biology.ru/index.php

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
программы
Изучение
природы

Количество
часов
4

2

Вселенная

8

3

Земля

8

4

Жизнь на Земле

10

5

Человек на
Земле

4

Общее количество 34
часов:

Основные формы
деятельности
Беседа, обсуждение,
практикум,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
http://schoolcollection.edu.ru/).
http://ebio.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://djvu-inf.narod.ru/
http://biology.ru/index.php

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1
2
3
4

5
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Введение. Природа.
Человек — часть природы
Тела и вещества. Что
изучают физика и химия
Что изучают биология и
география
Методы исследования
природы.
Лабораторное оборудование
Измерения. Измерительные
приборы
Древняя наука астрономия.
В мире звезд
От Коперника до наших
дней
Соседи Солнца
Кометы. Метеориты.
Созвездия.
Исследование космического
пространства
Урок - ролевая игра
«Путешествие по Галактике»
Древняя наука астрономия.
В мире звезд
Вещества, состояния
веществ твёрдое, жидкое,
газообразное. Свойства
веществ.
Свойства твёрдых тел,
жидкостей и газов.
Вещества и смеси
Молекулы. Атомы.
Элементы.
Движение частиц вещества
Взаимодействие частиц
Разнообразие веществ
Явления природы.
Физические явления
Химические явления.
Горение
Использование человеком
явлений природы
Механизмы – помощники
человека
Энергия. Источники
энергии. Различные виды
топлива

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Практические
работы

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
http://schoolcollection.edu.ru/).
http://ebio.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://djvu-inf.narod.ru/
http://biology.ru/index.php

24

25
26
27
28
29

30

31
32
33
34

Как человек открывал
Землю. Географические
открытия
Великие путешественники
Как человек изменил Землю.
Жизнь под угрозой
Урок – сказка «Путешествие
по экологической тропе»
Механизмы – помощники
человека
Энергия. Источники
энергии. Различные виды
топлива
Материалы для современной
техники. Полимеры.
Волокна
Человек и окружающая
среда
Как сберечь своё здоровье и
жизнь
Вредные привычки и их
предупреждение
Заключительный урок-игра
«Человек и природа»
Всего

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
34

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
№
п/п

Тема урока

1
2

Методы изучения природы
Проект «Использование
старинных мер для измерения
величин»
Соседи Солнца
Проект «Солнечная система»
Астероиды. Кометы Метеоры.
Метеориты.
Мир звезд
Суша
Воздушная одежда Земли
Вода на Земле
Неповторимая планета
Разнообразие живого
Три среды обитания
Жизнь на разных материках
Природные зоны земли
Жизнь в морях и океанах
Не станет ли Земля пустыней?
Здоровье человека и
безопасность жизни
Общее количество часов

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Количество часов
Всего
Практические
работы
2
1
2
1

2
2
2

1
1
1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
http://schoolcollection.edu.ru/).
http://ebio.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://djvu-inf.narod.ru/
http://biology.ru/index.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».