Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение», для детей с умеренной умственной
отсталостью третьего года обучения составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Обучение чтению в 3 классе предусматривает включение в учебную программу
произведений о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду,
друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.
Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся действий
звукового анализа, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый,
мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и
будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их
перестановки. Звуковой анализ помогает также осознать обучающимся основные
принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.
Цель обучения состоит в том, чтобы заложить основы формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка,
помочь ему осознать себя носителем языка.
Изучение предмета призвано решать следующие задачи:
— Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми единицами (звук, буква, слово, предложение);
— Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
— Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
— Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
— Развитие навыков устной коммуникации;
— Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Чтение – сложный процесс, представляющий большую трудность для детей с
ограниченными возможностями в развитии. Он требует от обучающихся с умственной
отсталостью легкой степени умения соотносить звук и букву, узнавать буквенный состав
слова, сливать звуки в слоги, правильно произносить и осмысливать прочитанное слово,
устанавливать его связи с другими словами, интонационно правильно передавать смысл
читаемых слов и предложений. Поэтому формирование таких качеств, как беглость,
правильность, выразительность, сознательность у обучающихся с умственной
отсталостью легкой степени протекает специфично, идет через преодоление целого ряда
затруднений и недостатков.
Ребёнок, обучаясь чтению, должен пройти трудный путь от умения читать по
слогам короткие тексты к концу 2 класса до умения читать сознательно, правильно, бегло,
выразительно, вслух и «про себя» – к концу 9 класса.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и
2
экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие обучающихся с
умственной отсталостью легкой степени, расширяются их представления о мире. Дети
узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с
новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе
неоднократного употребления. Расширяются и уточняются в процессе словарной работы
значения уже известных школьникам слов.
Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся.
Место курса «Чтение» в учебном плане
Предмет «Чтение» является частью предметной области «Язык и речевая
практика», относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 9
класс.
В 3 классе из учебного плана выделяется 136 ч. (4 часа в неделю).
1. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих предметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Чтение» относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями
- Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему
городу, народу, России;
2) формирование средствами литературных произведений уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов:
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
3) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
- Способность критически оценивать свои поступки и окружающих;
- Освоение доступных социальных ролей;
- Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
7) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы:
- Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений
3
об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам,
способность сочувствовать природе и её обитателям;
- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
- Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
- Сформированность бережного отношения к материальным и духовным
ценностям
Предметные результаты
Минимальный уровень ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над
ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре
слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя
простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и
объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных
мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с
опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание
заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных
картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение
диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед
классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности:
стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и
постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного и объяснение иллюстраций.
Достаточный уровень ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам после работы над ним под
руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания;
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
4
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с
опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана;
рисование словарных картин;
Развитие устной речи
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Работа с помощью учителя по заданиям и вопросам, помещенным в книге для
чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед
классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности:
стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой. Чтение
доступных детских книжек.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к
труду, природе, друг к другу; Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни
животных, занятиях людей.
2. Содержание обучения.
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,
потешка, закличка, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных
праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного
характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения.
Примерная тематика произведений:
1. Здравствуй школа! 8ч
2. Осень наступила 11ч
3. Учимся трудиться 13ч
4. Ребятам о зверятах 13ч
5 Чудесный мир сказок 9 ч
5. Зимушка- зима 20ч
6. Так нельзя, а так можно 10ч
7. Весна в окно стучится 19ч
8. Весёлые истории 7ч
9. Родина любимая 8ч
10. Здравствуй, лето16ч
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к
животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения
о добре и зле.
Жанровое разнообразие:
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки,
потешки.
Навык чтения:
Осознанное, правильное, плавное чтение с переходом на чтение целыми словами
вслух и про себя. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на
знаках препинания, выбор соответствующего тона, голоса, чтение по ролям и
драматизация разнообразных диалогов).
Формирование навыков умения и самоконтроля и самооценки.
Работа с текстом.
Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте с
рассматриванием иллюстраций к тексту. Нахождение в тексте предложений для ответа на
вопросы. Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте.
5
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Подведение обучающихся
к выводам из прочитанного. Сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием
другого знакомого текста. Деление текста на части, коллективное придумывание
заголовков к выделенным частям; составление простейшего плана и определение
основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана.
Пересказ текста или части текста по плану
Внеклассное чтение.
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и
автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ. Подготовка обучающихся к формированию читательской
самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной
библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного и объяснение иллюстраций.
4. Тематический план
№
п/п
Тема урока
Колво
часов
Основные виды деятельности обучающихся
на уроке и электронные учебно-методические
материалы
ЧАСТЬ 1
1. Здравствуй, школа! (8 часов)
1
М. Садовский «Сентябрь».
1
Выразительное чтение стихотворения.
Осознанное, правильное чтение текста вслух
целыми словами. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
и
интерактивной
доской.
Чтение и анализ произведений.
Осознанное, правильное чтение текста вслух
целыми словами. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
2
По В. Воскобойникову
«Веселая улица».
1
3
В. Берестов «Первое
сентября».
1
Выразительное чтение стихотворения.
Осознанное, правильное чтение текста вслух
целыми словами. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
4
По В. Драгунскому «Завтра в
школу».
1
5
По Э. Шиму «Пятерки»
Смешинка. В. Берестов
«Котенок хочет в школу».
1
Выразительное чтение произведения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
и
интерактивной
доской.
Выразительное чтение и анализ. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
6
Дата
проведе
ния
6
В. Бирюков «Кто лучшим
будет».
1
7
По В.Хомченко «Обида».
1
8
А. Аксенова «Наша
учительница».
Школьные загадки.
1
Чтение и анализ произведений. Чтение
диалогов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведений. Соблюдение при
чтении знаков препинания и нужной интонации.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведений. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
2. Осень наступила (11 часов)
9
О. Высотская «Осень».
1
10
По Ю. Ковалю «Последний
лист»
1
11
А. Толстой «Осень.
Обсыпается весь наш
бедный сад…».
По Н. Сладкову «Сентябрь
на дворе».
В. Степанов «Воробей».
1
13
По А. Баркову «Лето на
веревочке».
1
Чтение и анализ произведения. Самостоятельная
работа по заданиям и вопросам, помещенным в
книге для чтения. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
14
Е. Благинина «Улетают,
улетели…».
1
15
Смешинка. По Э. Шиму
«Ворона и синица». По
Л.Воронковой «За кормом
для птиц».
Г.
Ладонщиков «В
октябре».
1
Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение
при чтении знаков препинания
и нужной
интонации. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного.
Работа с презентациями в формате PowerPoint и
интерактивной доской.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
12
16
1
1
Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при
чтении знаков препинания и нужной интонации.
Работа с презентациями в формате PowerPoint и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведений. Самостоятельная
работа по заданиям и вопросам, помещенным в
книге для чтения.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
и интерактивной доской.
Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при
чтении знаков препинания и нужной интонации.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
и интерактивной доской.
7
17
По
Н.
Сладкову
«Страшный невидимка».
1
Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по
содержанию прочитанного.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
18
А. Плещеев «Осень
наступила».
1
Чтение и анализ стихотворения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
19
По Н. Абрамцевой «Сказка
об осеннем ветре».
В. Аникин, Н. Майданик.
Осенние загадки.
1
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы
по
содержанию
прочитанного.
Разучивание небольших по объему загадок.
Работа с презентациями в формате PowerPoint и
интерактивной доской.
1
Чтение и анализ стихотворения. Ответы на
вопросы, о ком или о чем говорится в
прочитанном тексте. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
3. Учимся трудиться (13 часов)
20
Ю. Тувим «Все для всех».
21
По Д. Габе «Работа».
1
Выразительное
чтение
произведения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
22
В. Орлов «Мои помощники».
1
23
По А. Потаповой «Бабушка
и внучка».
Б. Заходер «Повара».
1
25
По М. Дружининой
«Сюрприз».
1
Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при
чтении знаков препинания и нужной интонации.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ произведения.
Чтение по ролям.
Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при
чтении знаков препинания и нужной интонации.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выразительное чтение произведения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
26
О. Высотская
«Маргаритка».
1
27
По В. Хомченко
«Пуговица».
1
24
1
Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при
чтении знаков препинания и нужной интонации.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного.
8
28
Г. Ладонщиков
«Портниха».
1
29
В. Осеева «Пуговица».
Смешинка А.Усачева.
1
30
По В. Голявкину «Как я
помогал маме мыть пол».
1
31
По С. Баруздину «Как
Алешке учиться надоело».
Дж. Родари «Чем пахнут
ремесла».
1
32
4. Ребятам о зверятах (13 часов)
33
По Е. Чарушину «Лисята».
1
Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение
при чтении знаков препинания и нужной
интонации. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного.
Чтение и анализ произведения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Соблюдение при чтении знаков
препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint и
интерактивной доской.
1
Чтение и анализ произведения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Установление и
объяснение слов и выражений, употребляемых в
тексте. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
34
Смешинки. По Н.Сладкову.
«Лисица и Ёж». Загадки.
Е.Тархановская «Заяц».
1
35
По М. Пришвину «Еж».
Смешинка А. Богдановой.
1
36
По А. Баркову
«Материнская забота».
1
37
По Г. Снегирёву «Белёк».
1
38
В. Приходько «Пин и Гвин».
1
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
9
39
По Б. Житкову «Галка».
1
40
По В. Гаранжину
«Куринный воспитанник».
1
41
По М. Тарловскому
«Добрый волк».
1
42
По Н. Носову «Живая
шляпа».
1
43
Смешинка. По Л.
Вершинину.
По Н. Павловой «Котята».
1
44
В. Берестов «Кошкин
щенок».
1
45
По М. Пляцковскому
«Сердитый дог Буль».
46
47
Русская народная сказка
«Лиса и журавль»
Русская народная сказка
«Храбрый баран»
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы
по
содержанию
прочитанного.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы
по
содержанию
прочитанного.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чудесный мир сказок 9ч
1
1
1
Чтение и анализ произведения. Подведение
учащихся к выводам из прочитанного, сравнение
прочитанного с содержанием другого знакомого
текста. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Пересказ по
картинкам.
Понимание
и
объяснение слов и выражений, употребляемых в
тексте. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
10
48
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев»
1
Чтение и анализ произведения. Подведение
учащихся к выводам из прочитанного, сравнение
прочитанного с содержанием другого знакомого
текста. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
49
Украинская народная сказка
«Овечка и волк»
1
50
Башкирская народная
сказка. «Медведь и пчелы».
1
51
Таджикская народная сказка
«Тигр и лиса».
1
Чтение и анализ произведения. Установление и
объяснение слов и выражений, употребляемых в
тексте. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Установление и
объяснение слов и выражений, употребляемых в
тексте. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Подведение
учащихся к выводам из прочитанного, сравнение
прочитанного с содержанием другого знакомого
текста. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
52
Французская народная
сказка.
«Лиса и куропатка».
1
53
Абхазская народная сказка
«Куцый хвост».
1
54
Удмуртская народная сказка
«Глупый котенок».
1
Пересказ сказки. Установление связи отдельных
мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
1
Выразительное чтение. Соблюдение при чтении
знаков препинания и нужной интонации. Работа
с презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ текста.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Выразительное чтение. Соблюдение при чтении
знаков препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint и
интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
6. Зимушка-зима (20 часа)
55
Русская народная песня
«Ой ты, зимушка-зима!»
56
По В. Бианки «Заяц, Косач,
Медведь и Дед Мороз»
Чтение
и
анализ
произведения.
1
57
М. Садовский «Декабрь»
1
58
По Л. Воронковой «Как
елку наряжали»
1
Пересказ сказки. Установление связи отдельных
мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ произведения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
11
1
60
С. Попов «В новогоднюю
ночь»
По А. Усачеву «Как Дед
Мороз сделал себе
помощников».
61
По А. Потаповой «Такой вот
герой».
1
59
1
Выразительное чтение и анализ текста. Чтение
доступных детских книжек.
Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ произведения.
Чтение по ролям. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
ЧАСТЬ 2
1 Выразительное чтение и анализ текста.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
62
С. Есенин «Зима»
63
С. Суворова «Подарок»
64
По В. Голявкину «У Ники
новые лыжи»
65
И. Шевчук «С прогулки»
66
По М. Быковой «Неудачная
находка»
67
И.
Суриков
«Детство»
Смешинка О. Григорьева.
1 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
68
По Е. Чарушину «Что за
зверь?»
1 Выразительное чтение и анализ произведения.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
69
По Э. Шиму «Не стучать – все
спят»
1 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Чтение по ролям. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
70
В Степанов «Зайка»
1
1 Выразительное чтение и анализ текста. Чтение
доступных
детских
книжек.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ произведения. Чтение
доступных
детских
книжек.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ стихотворения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Чтение про себя простых по содержанию
текстов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
12
71
По Н. Сладкову «Еловая
каша».
72
З. Александрова «Снежок»
73
По Е. Баруздину
«Коллективная печка»
74
В. Аникин., Н. Майданик.
Зимние загадки.
7. Так нельзя, а так можно (10 часов)
75
По А. Ягафаровой «Снегирь и
Синица»
76
По В. Хомченко «Птицасиница»
77
Г. Ладонщиков «Дельный
совет». Смешинка Г.
Лагздыня.
78
По Л. Толстому «Косточка»
79
По С. Георгиеву
«Праздничный стол»
80
В. Берестов «За игрой»
81
С. Баруздин «Бревно»
1 Выразительное чтение и анализ текста.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
и
интерактивной
доской.
1 Выразительное чтение и анализ произведений.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1
Выразительное чтение и анализ
текстов.
Разучивание небольших по объему загадок.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
1 Чтение и анализ произведения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1 Чтение и анализ произведения. Чтение про себя
простых по содержанию текстов. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ стихотворения. Чтение про себя
простых по содержанию текстов.
Работа с презентациями в формате PowerPoint и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint и
интерактивной доской.
1 Ответы на вопросы. Установление связи
отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Чтение про себя простых по содержанию
текстов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1
13
82
А. Седугин «Как Артемка
котёнка спас»
83
По В. Осеевой «Подвиг».
Смешинка И. Демьянова.
84
По В. Бирюкову. Лесные
доктора.
8. Весна в окно стучится (19 часов)
85
Ф. Тютчев «Зима недаром
злится»
1 Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Ответы на вопросы. Установление связи
отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1 Выразительное
чтение
и
анализ
стихотворения. Соблюдение при чтении знаков
препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ произведения.
Чтение по ролям. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
86
По В. Бирюкову «Весенняя
песня»
87
Украинская народная песня
«Веснянка»
1 Выразительное чтение и анализ текстов.
Разучивание
небольших
по
объему
стихотворений. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
88
По Э. Шиму «Сосулька»
1 Выразительное чтение и анализ текстов. Ответы
на вопросы по содержанию прочитанного.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
и интерактивной доской.
89
Русская народная песня
«Выгляни, солнышко»
1
90
С. Вербова «Мамин портрет»
91
П. Синявский «Разноцветный
подарок»
1 Выразительное
чтение
и
анализ
стихотворения. Разучивание небольших по
объему стихотворений. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
92
А. Седугин «Тихо-тихо».
1 Выразительное чтение и анализ произведения.
Чтение по ролям. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ
текстов.
Разучивание небольших по объему песен.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ произведений.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
14
93
Р. Сеф. «Лицом к весне».
1 Ответы на вопросы. Установление связи
отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
94
С. Вербова «Ледоход»
95
По Р. Фархади «Сон
медвежонка».
96
Г. Ладонщиков «Медведь
проснулся». Смешинка
З.Хасановой,
С.Шамсутдиновой.
97
По В. Бианки «Заяц на
дереве».
1 Чтение и анализ стихотворения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ текстов. Ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
и интерактивной доской.
1 Чтение и анализ текста. Установление связи
отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
98
С. Погореловский «Наши
гости»
1
99
По Г. Скребицкому
«Скворушка»
1
100
И. Белоусов «Весенняя
гостья»
1
101
По К. Ушинскому «Пчелки на
разведках»
1
102
По А. Баркову «Тюльпаны»
1
103
Е. Савельева. Весенние
загадки.
1
Выразительное чтение и анализ произведений.
Чтение про себя простых по содержанию
текстов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ произведений.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ стихотворения. Чтение про
себя простых по содержанию текстов.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Чтение и анализ текстов. Чтение про себя
простых по содержанию текстов. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Чтение и анализ текстов. Чтение про себя
простых по содержанию текстов. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
Выразительное чтение и анализ
текстов.
Разучивание небольших по объему загадок.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
15
104
Р. Фархади «Перепутаница»
105
По Г. Остеру «Эхо»
106
А.Шибаев «Кто кем
становится»
107
А.Усачев «Волшебный
барабан»
108
М. Пляцковский «Шишки»
109
По Ю. Степанову «Портрет».
110
М. Бородицкая «Булочная
песенка»
10. Родина любимая (8 часов)
111 Г. Ладонщиков «Скворец на
чужбине»
112
По К. Ушинскому «Наше
Отечество» Произведения о
Родине, о Москве.
113
По Т. Кудрявцевой «Флаг
России» Произведения о
Родине, о Москве.
1 Выразительное
чтение
и
анализ
стихотворения. Соблюдение при чтении знаков
препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ текста. Чтение про себя
простых по содержанию текстов. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное
чтение
и
анализ
стихотворения. Соблюдение при чтении знаков
препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное
чтение
и
анализ
стихотворения. Соблюдение при чтении знаков
препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Чтение и анализ текста. Чтение про себя
простых по содержанию текстов. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ произведений.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1 Чтение и анализ стихотворения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1 Чтение и анализ произведения. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
1 Чтение и анализ произведения. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений
с иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
16
114
М. Ильин «Главный город
страны»
115
В. Степанов «Песня»
116
А. Усачев «День Победы»
117
По С. Баруздину «Страшный
клад»
118
По С. Алексееву «Тульские
пряники»
11. Здравствуй, лето! (16 часов)
119 А. Усачев «Что такое лето?»
120
По Л. Воронковой «Что
сказала бы мама?»
121
М. Дружинина. «Земляника».
Смешинка С. Васильевой.
123124
По В. Хомченко. «Куда исчез
гриб?».
125126
По В. Бианки «Еж- спаситель»
127128
Р. Фархади «Жарко»
Выразительное чтение и анализ произведений.
Чтение про себя простых по содержанию
текстов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
1 Выразительное
чтение
и
анализ
стихотворения. Соблюдение при чтении знаков
препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное
чтение
и
анализ
стихотворения. Соблюдение при чтении знаков
препинания и нужной интонации. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Пересказ текста. Чтение про себя простых по
содержанию текстов. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1
1 Пересказ текста. Чтение про себя простых по
содержанию текстов. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
и
интерактивной
доской.
1 Ответы на вопросы.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
1 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
и
интерактивной
доской.
2 Выразительное
чтение
и
анализ
произведения. Чтение по ролям. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
2 Выразительное чтение и анализ произведений.
Установление связи отдельных мест текста, слов
и выражений с иллюстрацией. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
и
интерактивной доской.
2 Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Соблюдение при чтении знаков препинания и
17
нужной интонации. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
129
По Э. Шиму «Верное время»
1 Чтение и анализ текста. Установление связи
отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией. Работа с презентациями в
формате PowerPoint и интерактивной доской.
130132
По В. Орлову. Смешинка.
Почему лето короткое?
Е. Савельева. Летние загадки.
3
133136
Внеклассное чтение
Выразительное чтение и анализ
текстов.
Разучивание небольших по объему загадок.
Работа
с
презентациями
в
формате
PowerPoint и интерактивной доской.
4 Выразительное чтение и анализ произведений.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Чтение» в
2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации Москва Просвещение, 2018.
2. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова
А.К., Ильина С.Ю.
18