Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Содержание обучения.
Тематический план.
Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд», для детей с умеренной умственной
отсталостью третьего года обучения составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022 г. № 1026.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе
формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм
учебно - воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов
деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка
стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека
на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по словам Л.С. Выготского,
является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека
непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального
восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в
коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые
могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к
которым относятся мышление, воля, мотивация. Цель рабочей программы «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного
восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном пении, так и во время
слушания, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается умения и
навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое
координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно
реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства
музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические
особенности, исполнительские навыки.
Общие коррекционные задачи:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; Обучить
детей вокальным навыкам;
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; Привить
навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного
музыкального материала;
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной
социализации обучающихся.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его
в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
коррекционная направленность обучения; оптимистическая перспектива образования; комплексное
обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Музыка» отводится 1
час в неделю (34 ч/в год).
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего за год
8 часов
8 часов
10 часов
8 часов
34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
2.1. Личностные результаты обучения в связи с овладением содержанием учебной
программы по музыке:
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности; - готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими
обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества,
толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; - готовность
к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной
деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием
и другими окружающими людьми;
осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
сформированность
музыкально-эстетических
предпочтений,
потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений;
наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение
к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
2.2 Предметные результаты обучения
Занятия музыкой способствуют достижению обучающимися следующих результатов:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и
их звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(фортегромко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности
регистра (низкий, средний, высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
2.3 Базовые учебные действия
Личностные учебные
действия
Коммуникативные учебные
действия
Регулятивные учебные
действия:
Познавательные учебные
действия:
- формирование положительного отношения к окружающей
действительности;
-способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей.
- использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- выделять некоторые существенные свойства хорошо
знакомых предметов;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».
Наименование раздела
1. «Дружба школьных лет»
2. «Что такое Новый год?»
3. «Будем в армии служить»
4. «Мамин праздник»
5. «Пойте вместе с нами»
Итого:
Виды музыкальной деятельности.
Пение
Количество часов
8
8
4
6
8
34
• Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале.
• Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами.
• Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
• Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
• Развитие умения контролировать слухом качество пения.
• Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
• Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки)
для работы над выразительностью исполнения песен.
• Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных
песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Слушание музыки
• Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
• Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении.
• Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон,
виолончель, балалайка.
• Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
• Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных
инструментах).
Музыкальный материал для пения
Первая четверть
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского,
слова С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А.
Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю.
Энтина. Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н.
Соловьевой. Третья четверть
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой.
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Белые кораблики. Из мультфильма «Площадь картонных часов». Музыка В.
Шаинского, слова Л. Яхнина.
Четвертая четверть
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Чунга-Чанга. «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского,
слова Э. Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Музыкальные произведения для
слушания
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. В. Моцарт.
Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова,
слова Ю. Энтина.
Облака. Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Музыка В. Шаинского, слова С.
Козлова. Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина.
Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е.
Крылатова, слова
Ю. Энтина.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
№
п
/
п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема
Основные виды деятельности
Д\з
Вводный
урок
Калинка. Русская
народная песня.
Оркестр им. Н.Е.
Осипова
(балалайка).
Повторение правил поведения на уроках
музыки и краткое описание последующей
музыкальной деятельности. Выявление
предыдущего музыкального опыта,
интересов и предпочтений обучающихся.
Хоровое пение.
Музыкальнодидактические игры.
Повторение правил 1
поведения
на
уроках музыки.
«Дружба
школьных лет»
Веселые
путешественники.
Из одноименного
кинофильма.
Музыка М.
Старокадомского,
слова С.
Михалкова
Песенка
Крокодила Гены.
из мультфильма
«Чебурашка».
Музыка В.
Шаинского, слова
А. Тимофеевского.
Дружба школьных
лет. Музыка М.
Парцхаладзе,
слова М.
Пляцковского.
Знакомство с музыкальными произведениями заучивание слов
о школе и дружбе. Хоровое пение. Беседа о песни.
школьной жизни. Хоровое заучивание слов С.6-9 вопросы
песни.
Развитие умения выделять мелодию в песне и
инструментальном произведении. Слушание
музыки.
Хоровое заучивание слов песни.
Колич
ество
часов
1
С.9-14 выучить слова 1
песни и
танцевальные
движения.
Слушание музыки. Хоровое заучивание слов С.21-23
Выучить 1
слова
песни
песни.
Чему учат в школе. Инсценирование.
Музыкальнодидактические игры
Музыка В.
Шаинского, слова
М. Пляцковского.
С
.15-17
Выучить песню
наизусть
1
6
7
В. Моцарт.
Знакомство с музыкальным инструментом и
Аллегро.
его звучанием: саксофон.
Из «Маленькой
ночной серенады»,
М.Теодоракис.
Сиртаки.
Знакомство
с музыкальным
инструментом и
его звучанием:
саксофон.
Р.Паулс. Мелодия. Слушание музыки.
Из кинофильма
«Долгая дорога в
дюнах»
(саксофон).
Музыкальные
инструменты
1
Выучить текст песни 1
с.29-30
читать,
подбери
слова,
которые
передают настроение
этой музыки.
8.
Обобщение по
теме:
«Дружба
школьных лет»
9.
«Что такое Новый Исполнение песен хором и группами.
Музыкальнодидактические игры.
год?» Снежная
песенка.
Музыка
Выучить текст песни 1
с.32-36
выучи
танцевальные
движения.
Д.
ЛьвоваКомпанейц
а, слова С.
Богомазова.
музыки.
Почему медведь Слушание
зимой спит?
Музыкальнодидактические игры.
Музыка Л.
Выучить текст песни 1
с.40-43 выучи
танцевальные
Книппера, слова
А. Коваленкова.
движения
исполни их.
10.
11
Закрепление
сформированных Повторить
представлений на уроках по теме. Хоровое изученные песни.
пение. Слушание музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по
теме. Музыкальнодидактические
игры.
Новогодняя.
Музыка А.
Филиппенко,
ова
Бойко.
Развитие умения дифференцировать части
музыкального произведения.
сл
Г.
1
и
Выучить текст песни 1
с.44-46 выучи текст
и таннцевальные
движения песни.
Три поросенка.
Музыка М.
Протасова, слова
Н. Соловьевой.
13
Кабы не было
зимы. Из
мультфильма
«Зима в
Простоквашино».
Музыка Е.
Крылатова,
14-15 Бу-ра-ти-но. Из
телефильма
«Приключения
Буратино».
Музыка А.
Рыбникова, слова
Ю.
Энтина.
Облака.
Из
мультфильма
«Трям!
1
Слушание
музыки.
Музыкальнодидактические игры.
с.50-52 выучить
текст песни
с
Слушание
музыки.
Музыкальнодидактические игры.
Выучить
текст песни С.37-38
1
Слушание
музыки.
Музыкальнодидактические игры.
с.46-48 нарисуй
Буратино с
золотым ключиком.
2
Закрепление качеств, полученных на
уроках по теме.
с.54-55 выучи
упражнение
"Дед Мороз".
1
Выявление успешности овладения
обучающимися ранее изученным
материалом.
(3 четверть, 10 часов)
Хоровое пение. Слушание музыки.
Повторение
изученных песен.
1
Формирование представлений о
музыкальной форме
(одночастная, двухчастная,
трехчастная, четырехчастная, куплетная).
1
Музыкальные
формы.
с.63-65
выучить текст песни
с.62 вопросы
2
12
16
17
18
19
Обобщение по
теме:
«Что такое Новый
год?»
Контрольнообобщ
ающий урок
«Будем в армии
служить» Стой,
кто
идет?
Музыка
В.СоловьеваСедого, слова С.
Погореловского.
Бескозырка белая.
Музыка народная,
слова
З.Александровой.
20-21 Дж. Бизе. Ария
Тореадора. Из
оперы «Кармен».
Дж. Верди.
Триумфальный
марш. Из оперы
«Аида».
22
«Мамин
праздник»
Праздничный
Слушание музыки.
Музыкально-дидактические игры.
Хоровое пение.
Музыкальнодидактические игры.
1
Выучить текст
песни,
с.58-59 выучи песню.
Выучить
текст песни. с.67-69
выучи танцевальные
вальс. Музыка А.
Филиппенко,
слова Т.
Волгиной.
23
Белые кораблики.
Из мультфильма
«Площадь
картонных
часов». Музыка В.
Шаинского, слова
Л. Яхнина.
24-25 П.И. Чайковский.
Вальс цветов. Из
балета
«Щелкунчик».
Ф. Шуберт. Аве
Мария.
26
Обобщение по
темам:
«Будем в армии
служить»;
«Мамин
праздник»
27
28
29
30
31
«Пойте вместе с
нами» Пойте
вместе с нами.
Музыка и слова
А.
Пряжникова.
Чунга-Чанга.
Из мультфильма
«Катерок».
Музыка
В.
Шаинского, слова
Ю. Энтина.
Голубой вагон.
Из
мультфильма
«Старуха
Шапокляк».
Музыка В.
Шаинского, слова
Э. Успенского.
Кашалотик.
Музыка Р.
Паулса, слова И.
Резника.
Мир похож на
цветной луг. Из
мультфильма
движения под
музыку
1
Закрепление
формирования представлений с.70-71 выучи песню. 1
о
музыкальной
форме (одночастная,
двухчастная, трехчастная,
четырехчастная, куплетная). Хоровое
пение. Музыкальнодидактические игры.
Музыкально-дидактические игры. Слушание
музыки.
Музыкально-дидактические игры. Игра на
музыкальных инструментах.
Хоровое пение: закрепление изученного
песенного репертуара по темам. Слушание
музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по
темам.
Музыкальнодидактические игры.
Хоровое
пение.
Музыкальнодидактические игры
с.69-70
2
вопросы, Вопросы с.
73.
Прослущиван ие
произведения
. Кроссворд.
1
закрепление
изученного
песенного
репертуара.
повторение
изученных песен,
с.72 выучи
упражнение
"Весенний дождь".
Выучить
1
текст песни, с.75-78
выучите танцевальн
ые движения к
песне.
Слушание музыки.
Музыкально-дидактические игры
Выучить
текст песни, с.80-82
выучи песню.
1
Музыкально-дидактические игры. Хоровое
пение.
Выучить
текст песни, с.86-87
выучи песню.
1
Музыкально-дидактические игры. Хоровое
пение.
Инсценирование.
Выучить
текст песни. с.90-92
выучи песню.
1
Музыкально-дидактические игры. Хоровое
пение.
Инсценирование. Игра на музыкальных
Выучить текст песни, 1
с.79-80
выучи
32
33
34
«Однажды
утром». Музыка
В. Шаинского,
слова М.
Пляцковского.
Прекрасное
далеко.
Из
телефильма
«Гостья
из
будущего».
Музыка
Е.
Крылатова, слова
Ю.
Энтина.
Мир похож на
цветной луг. Из
мультфильма
«Однажды
утром». Музыка
В. Шаинского,
слова М.
Пляцковского.
Обобщение по
теме:
«Пойте вместе с
нами»
инструментах
песню.
Знакомство с музыкальным инструментом и
его звучанием: виолончель.
Слушание музыки.
Выучить
текст песни, с.82-84
выучи наизусть.
Подумай, какой
будет твоя
взрослая жизнь.
Музыкально-дидактические игры. Хоровое
пение.
Инсценирование. Игра на музыкальных
инструментах
Выучить текст песни, 1
с.79-80
выучи
песню.
Хоровое пение: закрепление изученного
песенного репертуара по теме «Пойте вместе
с нами». Слушание музыки: закрепление
изученного музыкального материала для
слушания по теме. Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры. Игра на
музыкальных инструментах детского
оркестра.
закрепление
изученного
песенного
репертуара, с. 94
вопросы.
1
1
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: Музыка 3 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы И.В. Евтушенко, Е.В. Чернышкова. –
2-е изд., стер.- Москва. : Просвещение,2022
Материально-техническое обеспечение:
персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе
музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций,
видеоматериалами, аудиозаписями;
дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и
исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов
оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе,
пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем:
таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки,
макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных
персонажей).