Логопедические занятия УО НОО77

Приложение к АООП НОО

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 300 «Перспектива»

СОДЕРЖАНИЕ:

1

1.Целевой раздел ................................................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................... 3
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы .................................... 5
1.3. Оценка планируемых результатов ......................................................................... 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................... 8
2.1 Особенности построения рабочей программы ...................................................... 8
2.2. Содержание рабочей программы ........................................................................... 8
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.............................................................................. 10
3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности................................... 10
3.2 Условия реализации рабочей программы ............................................................ 11
Методическое обеспечение ......................................................................................... 11
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................... 12
5. Тематическое планирование коррекционного курса «логопедические занятия» 3
класс. ........................................................................................................................ 13

2

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
(далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (ИН) (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №
1026.
ФАООП УО (ИН) (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Рабочая программа «Логопедические занятия» разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ФЗ – 273 от 29.12.2012 года с изменениями от 27.05.2014
№ 135-ФЗ);
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
ь1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)”;
• Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об
утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательными программам
• образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего образования»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
• Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 и
октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Цель программы: - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и
дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых
правил, по предмету «Русский язык».
Задачи программы:
⎯ повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
⎯ осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
⎯ закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в
речевой деятельности;
3

⎯ расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
⎯ вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
⎯ обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы
Принципы организации образовательного процесса
⎯ принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
⎯ принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно
своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых
нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
⎯ принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства
диагностики и коррекционно-развивающей работы;
⎯ принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы
на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
⎯ принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение
содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости
от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
⎯ принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих
воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и
грамматический строй речи

Характеристика речи обучающихся с умственной отсталостью
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения
центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени
интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения
в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания
для оптимистического прогноза.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой
которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными
4

системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для
обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую
связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной
практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному
опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение
систематической
коррекционно-развивающей
работы,
направленной
на
систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности,
создает положительные условия для овладения обучающимися различными
языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных
высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более
сложной формой речи - письменной.
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностные:
⎯ осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением;
⎯ расширение представлений о многообразии окружающего мира;
⎯ ориентировка в пространстве класса;
⎯ умение слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
⎯ развитие умения оформлять свои мысли в устной форме на уровне
предложения (нескольких предложений), принимать участие в диалоге;
⎯ умение корригировать собственную деятельность в соответствии с
высказанным замечанием, оказанной помощью, элементарной
самооценкой результатов выполнения учебного задания;
⎯ формирование умения оценивать совместно с учителем-логопедом
результат своих действий и действий одноклассников.
Предметные:
Минимальный уровень:
⎯ четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом
потоке;
⎯ производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
⎯ дифференцировать звуки;
⎯ находить
основные
грамматические
термины:
предложение,
словосочетание, слово, слог, определять и обозначать на письме гласные
и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие
согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой;
5

⎯ находить и правильно писать предлоги;
⎯ составлять и распространять предложения по картинке;
⎯ подбирать по вопросам названия предметов и действий;
⎯ списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и
рукописного текста;
⎯ связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3
пункта).
Достаточный уровень:
⎯ иметь обобщенные представления о звуковой стороне речи;
⎯ проводить звуко-буквенный и слоговый анализ слов;
⎯ обозначать мягкость согласных на письме;
⎯ дифференцировать согласные по звонкости-глухости;
⎯ активизировать усвоенную лексику через речевую практику,
использовать программную терминологию;
⎯ объяснять лексическое значение слов;
⎯ владеть способами словообразования с помощью суффиксов и
приставок;
⎯ различать приставки и предлоги;
⎯ распознавать имена существительные и прилагательные; согласовывать
существительные с прилагательными, изменять по родам и числам,
знать грамматические признаки глагола; уметь изменять глаголы по
числам и временам; согласовывать существительные с глаголами в
числе;
⎯ интонационно правильно произносить предложения;
⎯ выделять конец предложения соответствующими знаками препинания;
⎯ составляют предложение из слов и по картине;
⎯ восстанавливать деформированный текст;
⎯ устанавливать связь между словами в предложении;
⎯ списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);
⎯ связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4
пункта).
1.3. Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных
достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании
сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может
быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
6

2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться
только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Система оценивания
является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и
контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и
формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности
обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного
опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования.
Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется
речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится
мониторинг состояния устной и письменной речи.
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи
обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки.
Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени
успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации
отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения
более дифференцированного результата.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой
профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные
компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его
речевого развития.

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Особенности построения рабочей программы
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3
классе рассчитана на 35 часов (35 учебных недель) и составляет 1 час в неделю в
форме индивидуальных занятий;
2.2. Содержание рабочей программы
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит
использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны,
представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения
обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное,
активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и
совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и
письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления
развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические
темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями,
поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:
• практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
• наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
• словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии
речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов
деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.

8

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала
обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
• упражнения для развития артикуляционной моторики;
• упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
• дыхательная гимнастика;
• коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
• формирование фонематических процессов;
• работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
• работа над предложением, текстом;
• обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических
занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль
звукопроизношения (гласных, согласных).

9

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
Коррекция нарушений произносительной стороны речи.
Преодоление нарушений произносительной стороны речи осуществляется
на индивидуальных занятиях в соответствии с имеющимися у детей дефектами
произношения. Сроки преодоления нарушений произносительной стороны речи
зависят от выраженности нарушений. Коррекция нарушений произносительной
стороны речи на основе развития кинестетического анализа и фонематического
слуха.
Формирование фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия строится на
общепринятой схеме с опорой на зрительный анализатор. В виде зрительной опоры
используются фишки, картинки, буквы. Развитие фонематического слуха, навыков
языкового анализа и синтеза в основном проводится с помощью общеизвестных
приемов, отличие заключается в более длительном использовании наглядных опор
при применении словесных методов.
Развитие и коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
Работа по развитию и уточнению лексической стороны речи осуществляется в
тесном контакте с развитием сенсорной сферы. Целью этой работы является
совершенствование навыков словоизменения и словообразования. Развитие
словарного запаса происходит за счет уточнения значений слов, закрепление
семантических полей, расширение лексического состава с помощью глаголов,
прилагательных, наречий. Упражнение в построении синтаксических конструкций
проводится в тесной взаимосвязи с развитием пространственного восприятия и
сукцессивных функций. Параллельно ведется работа по развитию речеслуховой
памяти, произвольности запоминания и воспроизведения речевого материала.
Формирование связной речи.
Этой работе предшествуют специальные упражнения по формированию
грамматических связей слов в предложении и по формированию навыка
последовательной передачи событий. Наглядным пособием служат схемы,
сюжетные картинки, пиктограммы. Во время работы по формированию связной речи
огромное внимание уделяется и интонационно-мелодической стороне речи.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Работа по преодолению дисграфии и дислексии зависит от нарушенной функции
и строится на основе развития кинестетического, зрительного, слухового и
пространственного факторов.
10

Также на коррекционно-логопедичсеских занятиях происходит развитие
психомоторной сферы детей. При осуществлении этого направления решается
задача совершенствования и развития основных двигательных навыков и
установление межполушарного взаимодействия. Методы и приёмы коррекционноразвивающей работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и
предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно
связанных с формированием полноценной речи.
3.2 Условия реализации рабочей программы
Методическое обеспечение
К материально-техническим средствам обучения, которые эффективно
используются на занятиях относятся: персональные - персональный компьютер
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных
технологий применяются:
• компьютерные презентации;
• тестирование на компьютере;
• работа на интерактивной доске.
Информационно-образовательные ресурсы.
• Учебные таблицы.
• Дидактический материал по темам.
• Демонстрационный материал для логопедических занятий.

11

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.:
«Просвещение»,1989 г.
3. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.:
«Владос», 1998 г.
4. Лалаева Р.И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной
школы», - М.:«Просвещение», 1978 г.
5. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе».
– М.:«Владос»,1999 г.
6. Логопедия под ред. Волковой- М.: Просвещение,1989.
7. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос,
1998
8. Е.Ф.Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у
школьников.- М.:Просвещение, 1968
9. Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших
школьников.- М.: Просвещение ,1997.
10. А.К. Аксенова,Э.В.Якубовская. Дидактические игры на урока русского языка
вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1987.
11. И.Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речиМ.: Аквариум, 1995
12. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. - М.: Просвещение, 1989
13. З.А. Репина, В.И.Буйко. Уроки логопедии. - Екатеринбург, Литур, 1999
14. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: Владос, 1999

12

5. Тематическое планирование коррекционного курса «логопедические занятия» 3 класс.
Вариант 9.1. (35 часов)

№
п/п
1
2
3

4

5

6

Тема занятия

№ занятия

Диагностика устной и письменной речи
(с 1 по 15 сентября)
Речь и предложение. Предложение и слово.
Слоговой анализ и синтез слова
Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в
слове.
Слогообразующая роль гласных букв.
Определение количества слогов в слове.
Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.
Звуки и буквы
Уточнение понятий. Определение и сравнение количества
звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий
знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из
ряда синонимов.

1-2

36

3
4

5

6-7

8-9

7

8

9
10
11

12
13
14
15
16
17

Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из
текста
Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного
звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и
антонимов из текста.
Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и
неодушевлённые имена существительные. Собственные и
нарицательные имена существительные. Единственное и
множественное число.
Правописание имен собственных.
Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по
временам (без терминологии).
Имя прилагательное как часть речи. Различение имён
прилагательных по признакам вкуса, размера, форме, цвету.
Имена прилагательные – синонимы и прилагательные –
антонимы.
Повторение: различение частей речи; одушевлённые и
неодушевлённые предметы; подбор синонимов.
Предложения. Повествовательные предложения.
Использование в речи притяжательных прилагательных.
Вопросительные предложения. Использование в речи
относительных прилагательных.
Восклицательные предложения. Использование в речи
качественных прилагательных.
Морфологический состав слова. Корень как главная часть
слова. Родственные слова.
Однокоренные слова, не являющиеся родственными.
Дифференциация родственных и однокоренных слов.
36

10

11

12
13-14
15

16-17
18-19
20
21
22
23

Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении приставок.
19
Суффикс. Суффиксальный способ образования слов.
20
Безударные гласные в корне. Подбор проверочных слов к
безударным гласным в корне.
21 Предлоги и приставки. Слитное написание слов с приставками.
Раздельное написание слов с предлогами.
22
Дифференциация предлогов и приставок.
23
Различение частей речи; подбор синонимов и антонимов
24
Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слова
25
Связная речь. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.
26
Связная речь. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.
29
Диагностика устной и письменной речи.
(с 15 по 30 мая)
Итого
18

36

24
25-26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
35 часов

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».