СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
3.
Тематический план.
4.
Материально – техническое обеспечение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир», для детей с
умеренной умственной отсталостью третьего года обучения составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика учебного предмета.
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе,
в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности,
ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он
включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок
учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать
у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном
транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир" является
основой формирования представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная
деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе работы
по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок
учится готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в
том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк,
магазин, кафе, вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными
организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор",
"Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные
человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть
учебного плана – предметная область «Окружающий мир». Реализация рабочей программы
учебного предмета рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1)
Представления о мире, созданном руками человека, интерес к объектам,
созданным человеком; представления о доме, образовательной организации, о
расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка), о транспорте; умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
2)
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
✓
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
обучающегося ("учитель", "повар", "врач", "водитель");
✓
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных
ситуациях;
✓
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
✓
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную
дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3)
Развитие межличностных и групповых отношений:
✓
представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;
✓
умение находить друзей на основе личных симпатий;
✓
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи,
умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
✓
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других
видах доступной деятельности;
✓
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
4)
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни:
✓
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них;
✓
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
✓
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5)
Представления об обязанностях и правах обучающегося:
✓
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства;
✓
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или
внучки, гражданина.
6)
Представление о стране проживания Россия:
✓
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе),
месте проживания;
✓
представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
✓
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Показатели уровня успешности по предмету:
➢
Усвоил
➢
Частично усвоил
➢
Не усвоил
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир" 3 класс.
Раздел «Квартира, дом, двор».
Различение частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Различение
типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский,
дачный) дом. Различение мест общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка,
лифт).
Узнавание помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая,
кухня, ванная комната, санузел, балкон).
Различение предметов посуды: тарелка, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник. Узнавание кухонного инвентаря (терка, разделочная доска).
Различение аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет).
Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (планшетом):
включение, использование (связь, игра), выключение.
Раздел «Продукты питания».
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на
вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов
(молоко, йогурт, творог, сметана, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус.
Узнавание муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок,
булочка, сушки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия
(макароны, вермишель, рожки).
Различение кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Раздел «Предметы быта».
Различение электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, микроволновая
печь, электрический чайник, фен). Знание назначения электроприборов. Различение
предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, кресло, кровать). Знание назначения предметов
мебели. Различение предметов посуды (тарелка, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник). Знание назначение предметов посуды. Различении предметов интерьера
(зеркало, скатерть, ваза,). Знание назначения предметов интерьера.
Раздел «Школа».
Различение помещений образовательной организации. Знание назначения
помещений образовательной организации. Нахождение помещений образовательной
организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации.
Соотнесение работника образовательной организации с его профессией. Различение зон
класса. Знание назначения зон класса. Соблюдение распорядка школьного дня. Различение
школьных
принадлежностей.
Знание
назначения
школьных
принадлежностей.
Представление о себе как члене коллектива класса. Различение мальчика и девочки по
внешнему виду.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Различение инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток,
пила, топор). Различение предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло,
очки).
Раздел «Город».
Различение элементов городской инфраструктуры, улицы, здания. Соблюдение
правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание
(различение), назначение службы помощи (поликлиник). Знание названия районов и улиц
города (Центральный район). Узнавание (различение) достопримечательностей города:
Петропавловская крепость, Зимний дворец, Дворцовая площадь.
Раздел «Транспорт».
Различение наземного и подземного транспорта. Знание назначения наземного и
подземного транспорта
Раздел «Страна».
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской
Федерации (на фото, видео). Знание названия столицы России. Знание названий
достопримечательностей Москвы (Кремль).
Раздел «Традиции, обычаи».
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта,
Масленица, 23 февраля, Пасха).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий
социальный мир» (3 класс)
Личностные результаты:
➢
Умение принимать помощь взрослого в процессе выполнения различных заданий
➢
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и
чужой деятельности.
➢
Наблюдение под руководством взрослого за предметы и явлениями
окружающей действительности
Предметные результаты:
➢
Соблюдение правил учебного поведения, вправил вне учебного поведения:
на перемене, в коридоре, в столовой и т.п.
➢
Иметь элементарные представления о помещениях квартиры/дома: детская,
кухня, ванная, коридор/прихожая, о частях дома (подъезд, лестница, лифт).
➢
Иметь элементарные представления о предметах посуды и кухонного инвентаря.
➢
Иметь представления о элементарных правилах поведения на улице,
детской площадке, в городе.
➢ Иметь представления о родном городе, его достопримечательностях
➢
Иметь представления о стране (Россия), ее символах (флаг, герб, гимн),
столице России и ее достопримечательностях.
➢
Иметь представления о городских учреждениях - поликлиника.
➢
Выбирать изображения предметов на картинках и пиктограммах: мебель,
профессии работников школы (учитель, воспитатель, повар, водитель, библиотекарь, врач),
транспорт (общественный, личный), праздники
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методические средства обучения.
Список литературы (основной)
Федеральная адаптированная
основная
общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральный государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дидактический материал
➢
натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки,
пиктограммы с изображением объектов (в образовательной организации, во дворе, в
городе), действий, правил поведения.
➢
аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах;
➢
рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для
раскрашивания, вырезания, наклеивания
Учебно-тематический план программы «Окружающий социальный мир» (3 класс)
№
Наименование разделов программы
Кол-во часов
1.
Квартира, дом, двор
9
2.
Продукты питания
11
3.
Предметы быта
7
4.
Школа
7
5.
Предметы и материалы, изготовленные
5
человеком
6.
Город
10
7.
Транспорт
6
8.
Страна
5
9.
Традиции и обычаи
8
Тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
3 класс на 2024-2025 учебный год
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Содержание урока
Различение зон класса
Рассматривание расположения предметов в
классе. Ориентировка в пространстве
класса
Различение помещений школы Ознакомление с помещениями школы,
ориентировка в пространстве школы
Различение школьных
принадлежностей
Распорядок школьного дня
Различение мальчика и девочка
Узнавание школьных принадлежностей,
находящихся в портфеле
Работа
с
визуальным расписанием
Просмотр презентации, рассматривание
картинок, работа на опорных листах
Рассматривание картинок с людьми,
работающими в школе
Группировка картинок, работа на опорных
листах
Профессии людей,
работающих в школе
Упражнение «Угадай
профессию по картинке»
(профессии работников школы)
Повторение. Дом и его части
Рассматривание картинок, работа на
(стена, крыша, окно, дверь,
опорных листах
потолок, пол)
Различение типов домов
(многоэтажный, одноэтажный,
деревянный, каменный)
Различение мест общего
пользования в доме (подъезд,
лестничная площадка, лифт).
Рассматривание
опорных листах
11
Правила поведения в местах
общего пользования.
Представление об основных правилах
поведения в местах общего пользования
12
Городской и сельский (дачный) Просмотр презентации, рассматривание
дом
картинок
Помещения квартиры
Рассматривание картинок, работа на
опорных листах
Узнавание помещений
Рассматривание картинок, работа на
квартиры
опорных листах
9
10
13
14
картинок, работа на
Просмотр презентации, рассматривание
картинок
15
Мебель в разных помещениях
квартиры
Название мебели.
Назначение мебели. Узнавание мебели на
карточках, пиктограммах
16
Дифференциация
Различение
в
разныхмебели
помещениях на
квартиры
карточках,
и классе
пиктограммах
17
Различение напитков (чай, сок, Просмотр презентации, рассматривание
вода, компот) по внешнему
картинок, рассматривание и проба
виду и вкусу
различных напитков
18
Упражнение "Найди упаковку с
напитком"
Различение молочных
продуктов
Упражнение "Угадай
молочный продукт"
Хлебобулочные изделия
Подбор упаковки к напиткам
22
Различение хлебобулочных
изделий
Рассматривание
опорных листах
23
Макаронные изделия
24
Различение макаронных
изделий
Просмотр презентации, рассматривание
картинок
Рассматривание картинок, работа на
опорных листах
25
Нахождение и показ
изображений (упаковок)
макаронных изделий
Различение кондитерских
изделий
Упражнение "Разложи
продукты питания"
Различение аудио,
видеотехники и средствах связи
Подбор упаковки к макаронным изделиям
Соблюдение
последовательности действий
при пользовании средствами
связи
Беседа «Что такое праздник
Новый год?».
Беседа "Где живет Дед
Мороз?"
Новогодние улицы города
Составление пиктографической
последовательности
19
20
21
26
27
28
29
30
31
32
мебели
33
Различение наземного
транспорта
34
Метро-подземный вид
транспорта
Просмотр презентации, рассматривание
картинок
Рассматривание картинок, работа на
опорных листах
Просмотр презентации, рассматривание
картинок
картинок, работа на
Рассматривание картинок, работа на
опорных листах
Сортировка продуктов питания
Просмотр презентации, рассматривание
картинок
Знакомство с традициями
празднования в разных странах.
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
Просмотр презентации «Новый год
шагает по планете»
Транспорт.
Основные
части
транспортного средства (колесо, кабина,
руль и
т.д.) Рисование «Дорисуй
недостающую часть»
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
35
Виды светофоров
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
36
Упражнение «Зажги светофор»
Рассматривание картинок с ПДД,
составление светофора
37
Беседа:
«Зачем
нужны
дорожные
знаки?»
(знак
"Пешеходный
переход",
разметка "зебра")
Как правильно перейти
улицу со светофором и без
светофора
Рассматривание картинок с ПДД, работа
на опорных листах
38
Упражнения в переходе
различных условиях
39
Служба помощи - поликлиника Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
40
Профессия - врач
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
41
Составление
42
Беседа "В поликлинике"
(правила поведения)
Различение электроприборов
43
Назначения электроприборов
Рассматривание
опорных листах
44
Соотнесение
45
46
47
улицы
в
социальной истории
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
картинок, работа на
предметов
с изображением
Рассматривание
(электроприборы)
картинок, работа на
опорных листах
Праздничный день - 23 февраля Беседа о празднике, подбор картинок,
отражающих тематику
праздника,
прослушивание стихов и песен
Масленица - старинный
Беседа о празднике, подбор картинок,
русский праздник
отражающих тематику
праздника,
прослушивание стихов и песен
Предметы посуды
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
48
Узнавание кухонного
инвентаря (терка, разделочная
доска), применение.
Рассматривание
опорных листах
49
Праздник 8 Марта
50
Различение предметов,
изготовленных из дерева
Беседа о празднике, подбор картинок,
отражающих тематику
праздника,
прослушивание стихов и песен
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
51
Различение инструментов
(молоток, пила, топор).
Различение предметов,
изготовленных из стекла
Рассматривание
опорных листах
Рассматривание
опорных листах
52
картинок, работа на
картинок, работа на
картинок, работа на
53
Группировка изображений
предметов из стекла и дерева
Рассматривание и группировка картинок,
работа на опорных листах
54
Мы живем в России
Просмотр
презентации.
Прослушивание стихов
55
Государственная символика
России
56
Упражнение «Узнай наш флаг
(герб)»
Москва - столица России
Знание (узнавание) государственной
символики (герб, флаг, гимн).
Прослушивание гимна страны.
Составление флага, герба из готовых
элементов.
Просмотр презентации. Прослушивание
стихов. Подбор картинок к содержанию
текста.
Раскрашивание
картинок.
Прослушивание стихов и песен о Москве
Рассматривание
фотографий, просмотр компьютерной
презентации, составление коллажа.
Знакомство с православным праздником.
Рассматривание картинок, работа на
опорных листах
57
58
Достопримечательности
Санкт-Петербурга
59
Праздник Пасха
60
Центральный район СанктПетербурга
61
Беседа "Прогулка по Заячьему
острову"
62
Виртуальная экскурсия "По
залам Эрмитажа"
Достопримечательности СанктПетербурга. Дворцовая
площадь
9 мая - День Победы
Виртуальная экскурсия. Рассматривание
картинок, работа на опорных листах
Рассматривание
фотографий, иллюстраций, просмотр
презентации
Рассматривание фотографий,
иллюстраций, просмотр презентации
Просмотр
презентации,
рассматривание картинок
66
Различении предметов
интерьера (зеркало, скатерть,
ваза,).
Беседа
"Для
чего нужны
67
Повторение изученных тем
68
Повторение и обобщение
изученных тем
63
64
65
Просмотр компьютерной
презентации, слушание стихов о
достопримечательностях города
Видео-экскурсия
«Заячий
Петропавловская крепость
остров.
Рассматривание
предметы интерьера?"
картинок, работа на
опорных листах
Выполнение
игровых
заданий
изученным темам
Выполнение
игровых заданий
изученным темам
по
по