РП Домоводство

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Содержание обучения.
Тематический план.
Материально – техническое обеспечение.

1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Домоводство», для детей с умеренной
умственной отсталостью третьего года обучения составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Обучение детей с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям
по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми
нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно- бытовыми навыками не
только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в
своих силах.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно- бытовой деятельности.
Основные задачи:
✓
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
✓
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещений и территории, уходу за вещами;
✓
формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому
труду.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в
трудовой деятельности.
В учебном плане предмет представлен с 3-го года обучения. Программа по
домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с
кухонным инвентарем», «Уборка помещений и территории» с 3-го класса,
«Приготовление пищи» с 5-го класса. Необходимое количество часов на каждую
тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных возможностей
детей, результатов психолого-педагогической диагностики.
Учебный предмет «Домоводство» входит в образовательную область
«Окружающий мир» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому
на его изучение в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
При разработке программы учитывался контингент детей школы.
Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности
интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности
той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно
различен. Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью свойственна
2

недостаточность сформированности познавательных процессов. Мышление школьников
тугоподвижное, неспособное к образованию отвлеченных понятий. Общая
осведомленность и социально- бытовая ориентация ниже нормы. У обучающихся
отмечается низкая учебная мотивация, активности в обучении не проявляют.
Понимание речи ограничено, у большинства учащихся класса речь практически
отсутствует, можно предположить, что это связано с поражением речевых зон коры
головного мозга, некоторые обучающиеся используют в речи отдельные слова. Ввиду
этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные
средства невербальной коммуникации. У школьников двигательное недоразвитие
проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью,
неловкостью. Для других школьников характерна повышенная подвижность, которая
сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью.
У всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается
неустойчивостью и отвлекаемостью. У школьников наблюдается отставание в развитии
зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Предметы и явления
воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляют активность, нет
умения выделять, детали или особенности воспринимаемого и сравнивать их с такими же
у другого предмета. Учащиеся не могут анализировать предмет, применять приемы
сравнения, переноса. Школьники не могут расположить по порядку картинки,
объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего.
Развитие навыков самообслуживания у двух детей отстает. Наиболее часто
возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных
движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и
шнурков.
В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно
регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности,
что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо
деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит
кратковременный, неустойчивый характер.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через
использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание
специальных
условий,
распределения
содержания
программы,
исходя
из
психофизиологических особенностей класса. В связи с психофизическими особенностями
детей с умеренной умственной отсталостью, учащиеся не могут понять и усвоить объем
материала в рамках одного урока, поэтому в рамках реализации программы необходимо
неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Реализация учебной
программы обеспечивается специально подобранным УМК. При обучении детей с
умеренной умственной отсталостью используется безотметочная система обучения.
Предполагаемые результаты освоения программы.
➢
Усвоил
➢
Частично усвоил
➢
Не усвоил.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
✓
выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка,
стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола;
3

✓
соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой
деятельности: стирка, уборка;
✓
использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические
средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Обучающийся должен уметь:
Ожидаемые личностные результаты и возможные предметные результаты
освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и
специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики
содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.
Содержание программы
Покупки
Виды предприятий торговли и их назначение, оборудование торгового зала:
«Булочная», «Кондитерская». Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др.
Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку.
Обращение с кухонным инвентарем
Различение предметов посуды для сервировки стола (чайная посуда). Накрывание
на стол. Выбор посуды. Раскладывание посуды при сервировке столы (чайный стол).
Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стол
скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание
салфеток, расставление ваз, расставление блюд. Различение чистой и грязной посуды.
Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды.
Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды:
замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды,
ополаскивание, сушка.
Уход за вещами
Виды белья, распознавание видов белья. Понятие «смена белья», обоснование
необходимости наличия чистого белья. Распознавание чистого и грязного белья,
сортировка белья по видам ткани, цвету и степени загрязнения
Ручная стирка: наполнение емкости водой, выбор моющего средства,
отмеривание необходимого количества моющего средства, замачивание белья,
застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на
просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке.
Виды обуви (кожаная, текстильная, резиновая), распознавание видов обуви,
признаки
качества
обуви
(грязная,
чистая,
старая,
новая).
Соблюдение
последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки,
протирание влажной тряпкой. Протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви.
Уборка помещений
Виды мебели, распознавание видов мебели. Понятия «полированная»,
«мягкая», «жесткая». Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности
действий при мытье поверхности мебели: наполнение тазам водой, приготовление тряпок,
добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание
поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по
местам, выливание использованной воды. Соблюдение последовательности действий при
4

подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок,
высыпание мусора в урну, мытье пола, выбор средств для уборки пола.
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Список литературы (дополнительный)
✓ Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А.Р.,
Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
✓ Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
✓ Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями
интеллекта. Маллер А.Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Предметно-развивающая образовательная среда:
✓
предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов
семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения;
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, изображения (картинки,
фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного
инвентаря, бытовой техники; ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный
инвентарь.
Учебно-тематический план программы «Домоводство» (3 класс)
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1.

Покупки

6

2.

Обращение с кухонным инвентарем

10

3

Уход за вещами

10

4

Уборка помещений

8

5

Тематическое планирование по предмету «Домоводство»
3 класс на 2024-2025 учебный год
№ урока

Тема урока

Содержание урока

1

Магазины. Обобщающее понятие.

Рассматривание картинок, просмотр
компьютерной презентации, работа с
пиктограммами

2

Оборудование торгового зала.

3

Ориентация в расположении
отделов магазина.

Рассматривание отделов магазина,
оборудование торгового зала
Практические действия в магазине

4

Ориентация в расположении отделов
магазина, кассы

5

Нахождение нужного товара в
магазине.
Соблюдение последовательности
действий при расчете на кассе
Кухонный инвентарь

6
7

8

9

10
11

12

Практические действия в магазине

Практические действия в магазине –
«Булочная»
Практические действия в магазине –
«Булочная»
Работа с картинками, подбор карточекслов, работа с раскрасками, просмотр
слайд-шоу
Предметы посуды для сервировки стола Рассматривание предметов посуды
(тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож). Работа с раскрасками
Предметы посуды для приготовления
Рассматривание предметов посуды
пищи
(кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Работа с раскрасками
Правила гигиены для приготовления
Просмотр компьютерной презентации,
пищи.
работа с картинками и пиктограммами
Выбор продуктов приготовления блюда. Работа с предметными картинками,
муляжами. Выбор продуктов для
приготовления бутербродов, салатов,
составление рецепта.
Выбор посуды и столовых
Работа с картинками, пиктограммами,
приборов
раскрасками, просмотр слайд-шоу

13

Расстановка посуды. Раскладывание
столовых приборов

Практические действия при
накрывании стола

14

Выбор посуды для чайного стола
Сервировка чайного стола

Практические действия – отбор
предметов посуды для чайного стола

15

Игра «Чаепитие»

16

Мытье посуды. Сушка посуды

Практические действия при сервировки
стола
Выполнение игровых и практических
заданий

6

17

Уход за обувью.

18

Виды обуви и материала

19
20

Чистая и грязная обувь
Принадлежности для ухода за обувью

21

Соблюдение последовательности
действий при мытье и чистке обуви

22

Виды одежды и назначение.

23
24
25
26
27

28
29

30
31

32
33

34

Рассматривание картинок, значение
ухода за обувью
Практическая деятельность (подбор
обуви в соответствии с назначением)
Просмотр картинок слайд-шоу.
Сортировка обуви по загрязнению
Работа с учебным пособием по теме
урока. Работа с тетрадью
Правила и приёмы ухода за обувью.
Практические действия.

Работа с учебным пособием. Работа с
тетрадью. Работа по карточкам.
Чистое и грязное белье
Распознавание чистого и грязного
белья
Средства для стирки и их хранение
Рассматривание картинок, просмотр
слайд-шоу
Стирка белья. Полоскание и выжимание Практические действия
белья.
Развешивание белья на просушку.
Практические действия
Складывание сухого белья.
Мебель и ее назначение
Рассматривание картинок, просмотр
презентации, подбор карточек Домана
по теме «Мебель»
Виды мебели
Распознавание видов мебели
Каким инвентарем и какими
Рассматривание картинок, муляжей,
средствами нужно пользоваться при
просмотр обучающего фильма
уборки помещений
Уборка мебели. Последовательность
Значение уборки мебели, просмотр
действий.
сюжетных картинок, мультфильма
Уборка мусора с поверхности мебели.
Практические действия
Вытирание поверхности мебели.
Выбор инвентаря и средств для уборки Рассматривание картинок, предметов
пола.
инвентаря, просмотр обучающего фильма
Влажная и сухая уборка пола. Значение. Просмотр презентации, рассматривание
сюжетных картинок, подбор
пиктограмм с алгоритмом действий
Уборка класса
Рассматривание пиктограмм с
алгоритмом действий. Практическая
работа

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».