ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
обучающихся
умственной
коррекционный
курс
Коррекционно-развивающая
отсталостью
«Сенсорное
программа
(интеллектуальными
для
нарушениями)
развитие»
для
обучающихся
с
составлена
на
основании Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья,
адаптированной
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования обучающихся с умственной отсталостью. Программа коррекционноразвивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью создавалась с
учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с умственной
отсталостью (УО) и обеспечивает равные возможности для полноценного развития
этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья.
Нормативно-правовая база программы.
Составление рабочей программы курса психокоррекционных занятий (далеепсихокоррекция) при реализации адаптированных основных общеобразовательных
программ (далее — AOOП) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
(далее — обучающиеся с OB3) ведётся в соответствии со следующими нормативными
и распорядительными документами:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (далее — Закон);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 г.
№ 1599 (далее — ФГОС О УО(ИН)).
3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648- 20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее — CП 2.4.3648-20);
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (далее — СанПиН
1.2.3685-21);
5. Устав и локальные акты МАОУ СОШ №300 «Перспектива» г. Екатеринбурга.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога–
психолога
по
направлениям:
психопрофилактика,
психодиагностика
и
психокоррекция в работе с детьми с УО.
Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной
деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной
нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения
эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:
1. Низкий
уровень
интеллектуальной
активности
(умственные
операции
недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и
абстрагируют признаки предметов);
2. Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная
активность;
3. Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового,
непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания,
запоминание механическое;
4. Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости
психических процессов и органического поражения головного мозга;
5. Недостаточное развитие мелкой моторики;
6. Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей
действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются
трудности понимания логико-грамматических конструкций;
7. Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной
деятельности не выражен.
8. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость:
отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка,
проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический
фон настроения и др.;
9. Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная
регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям
учителя, школьной дисциплине).
10.Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже
начатой деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к
повышенной истощаемости и низкой работоспособности;
Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с
отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей,
несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием
других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному
иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего
они
окружены
людьми
со
сходными
социально-психологическими
и
коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма
ограниченны.
Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на
личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции
эмоционально – волевой сферы.
Цель программы: создание условий психолого-педагогического сопровождения
процесса освоения обучающимися с умственной отсталостью, с учетом их особых
образовательных потребностей на основе осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи
программы:
выявление
особых
образовательных
потребностей,
обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной
имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи
детям
с ограниченными
возможностями
здоровья
с учетом
особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся (в
соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогического консилиума);
оказание родителям (законным представителям), имеющим детей с умственной
отсталостью, консультативной и методической помощи.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение
работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся
помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно
воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания,
форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип
вариативности
предполагает
создание
вариативных
программ
коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития.
Принцип
единства
обеспечивающий
психолого-педагогических
взаимодействие
специалистов
и
медицинских
средств,
психолого-педагогического
и
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс
развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Диагностическая работа.
Обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с
умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими
содержанием основной образовательной программы. Проведение диагностической
работы предполагает осуществление психолого-педагогического обследования с
целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении
содержанием образования и потенциальных возможностей;
―
развития
эмоционально-волевой
сферы
и
личностных
особенностей,
обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ученика;
― мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
образования;
― анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в
психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения
учащегося (совместно с педагогами),
― формирование в классе психологического климата комфортного для всех
обучающихся,
―
организация
внеурочной
деятельности,
направленной
на
развитие
познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
― разработку оптимальных для развития обучающихся с легкой степенью
умственной
отсталости
групповых
и
индивидуальных
психокоррекционных
программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми
образовательными потребностями,
― организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по
психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его
поведения,
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и
методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения.
В результате обучения по данной программе у детей с умственной отсталостью
должны сформироваться:
- положительная мотивация к учению, умение учиться,
- умение получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности,
- готовность к дальнейшему профессиональному образованию.
Состав базовых учебных действий.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и
любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и
реализации начальных логических операций.
Познавательные
учебные
действия
представлены
комплексом
начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и
умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования
логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в
различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые
учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.
Описание места программы в учебном плане.
Объем программы составляет для 1 класса – 63 часа в год, для 2-4 классов – 68 часов
в год, занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа может быть использована как
целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые
наиболее показаны обучающемуся.
Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы:
- обеспечить достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов
результатов: личностных и предметных. Личностные результаты обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования,
– введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и
социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ,
способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных
особенностей должны научить обучающихся умственной отсталостью:
- распознавать и выражать свои эмоции;
- управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;
- элементам логического рассуждения;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать
зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Тематический план.
В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого -педагогическое
воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Психокоррекционные индивидуальные и подгрупповые (2 - 6 человек) занятия
рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Занятия могут проводиться как в первую,
так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15—25 мин.
Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет
педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей в каждом классе.
В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие
организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.
Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их
индивидуальных возможностей и коррекционных задач.
За основу психокоррекционного занятия берется один, ведущий, раздел изучаемой
программы, но при этом обязательно используются задания на закрепление
пройденного ранее из других разделов, прямо или косвенно связанные с основной
темой.
В зависимости от целей курса занятий и конкретных условий выстраивается
календарно-тематический план: последовательность и сроки прохождения разделов
программы, количество часов на каждый из них; определяться формы и содержание
разных видов деятельности на занятии и их соотношение.
Примерное содержание программы курса психокоррекционных занятий
1 – 4 классы
1 класс
№
Название раздела
Количество
часов
9
1.
Развитие эмоционально-личностной сферы
2.
Развитие моторики, графомоторных навыков
10
3.
Тактильно-двигательное восприятие
4
4.
Кинестетическое и кинетическое развитие
3
5.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
12
6.
Развитие зрительного восприятия
3
7.
Восприятие особых свойств предметов
7
8.
Развитие слухового восприятия
3
9.
Восприятие пространства
7
10.
Восприятие времени
3
Обследование детей
2
Итого
63 часа
2 класс
№
Название раздела
Количество
часов
8
1.
Развитие эмоционально-личностной сферы
2.
Развитие моторики, графомоторных навыков
13
3.
Тактильно-двигательное восприятие
5
4.
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
5.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
11
6.
Развитие зрительного восприятия
5
7.
Восприятие особых свойств предметов
4
8.
Развитие слухового восприятия
5
9.
Восприятие пространства
5
10.
Восприятие времени
5
Обследование детей
3
Итого
68 часов
3 класс
№
Название раздела
Количество
часов
7
1.
Развитие эмоционально-личностной сферы
2.
Развитие моторики, графомоторных навыков
10
3.
Тактильно-двигательное восприятие
4
4.
Кинестетическое и кинетическое развитие
2
5.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
10
6.
Развитие зрительного восприятия
5
7.
Восприятие особых свойств предметов
6
8.
Развитие слухового восприятия
6
9.
Восприятие пространства
8
10.
Восприятие времени
6
Обследование детей
4
Итого
68 часов
4 класс
№
Название раздела
Количество
часов
11
1.
Развитие эмоционально-личностной сферы
2.
Развитие моторики, графомоторных навыков
6
3.
Тактильно-двигательное восприятие
3
4.
Кинестетическое и кинетическое развитие
3
5.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
8
6.
Развитие зрительного восприятия
4
7.
Восприятие особых свойств предметов
13
8.
Развитие слухового восприятия
3
9.
Восприятие пространства
5
10.
Восприятие времени
6
Обследование детей
3
Итого
68 часов
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
Номер
урока
Тема занятия
Содержание занятия
Кол-во часов.
1
Обследование детей,
комплектование групп
для занятий.
Выявить уровень сформированности
умений и навыков.
1
Тема раздела «Развитие эмоционально – личностной сферы»
9
2
Знакомство. Мое имя.
Учить правилам знакомства с другими
людьми.
1
3
Ритуалы приветствия и
прощания.
Учить правилам общения и ритуалам
приветствия и прощания. Речевая ситуация
«Доброе утро», «Привет». Ролевые игры.
1
4
Добрые слова.
Учить правилам культурного общения.
Речевая ситуация «Спасибо»,
«Пожалуйста», Ролевые игры.
1
5
Моя семья и я
Выявить уровень общения и отношений в
семье, через ролевые игры.
1
6
Как подружились
«Хочу» и «Надо».
Объяснить значений понятий для
окружающих. Сюжетные картинки.
1
7
Знакомство с
основными чувствами
(радость, страх, обида,
злость).
Учить различать основные чувства
человека. Предметные картинки
«Эмоции».
1
8
Смешной и грустный
человек.
Учить различать и определять эмоции у
других людей. Упражнение «Зеркало»
1
9
Знакомство с понятием
«радость» - «злость».
Учить различать эмоции. Вырезалки
«Подбери эмоции».
1
10
Знакомство с понятием
«страх».
Учить определять свой и чужой страх.
Упражнение «Нарисуй свой страх».
1
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
11
Развитие крупной
моторики.
Целенаправленность
выполнения действий и
движений по
инструкции педагога
(бросание в цель).
Учить целенаправленно выполнять
действия по инструкции.
7
1
12
Развитие крупной
моторики.
Целенаправленность
выполнения действий и
движений по
инструкции педагога
(повороты,
перестроения).
Учить целенаправленно выполнять
действия по инструкции.
1
13
Формирование чувства
равновесия («дорожка
следов»).
Развивать чувства равновесия по
средствам дидактического материала.
«Дорожка следов»
1
14
Развитие
согласованности
действий и движений
разных частей тела
(повороты с
движениями рук,
ходьба с изменением
направления и т. д.)
Учить выполнять повороты тела с
движениями рук, ходить с изменениями
маршрута.
1
15
Развитие мелкой
моторики пальцев рук.
Пальчиковая
гимнастика.
Учить выполнять различные упражнения
пальцами рук.
1
16
Обводка по трафарету
(внутреннему и
внешнему) и
штриховка
Учить обводить по внешнему и
внутреннему трафарету и выполнять
штриховку в разном направлении.
2
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
3
17
Развитие координации
движений руки и глаза
(завязывание шнурков,
нанизывание бусин)
Учить завязывать шнурки и нанизывать
бусины на нитку
1
18
Работа в технике
рваной аппликации
Учить выполнять аппликацию из рванной
цветной бумаги
1
19
Сгибание бумаги.
Вырезание ножницами
прямых полос
Учить сгибать бумагу «гармошкой» и
вырезать прямые полосы.
1
Тема раздела «Тактильно – двигательное восприятие».
20
Определение на ощупь
величины предмета.
Учить определять на ощупь величины
предмета. Дидактический разрезной
материал «Большой – маленький – самый
маленький». Матрешка.
4
1
21
Определение на ощупь
величины плоскостных
фигур и предметов.
Учить определять на ощупь величину.
Наборы геометрических фигур.
1
22
Упражнения в
раскатывании
пластилина.
Учить различным способам раскатывания
пластилина и изготовления фигур.
Пластилин, куклы, мягкие игрушки. Лепка
«Угощение».
1
23
Игры с крупной
мозаикой
Учить выполнять рисунок крупной
мозаикой по инструкции и наглядности.
1
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
4
24
Формирование
ощущений от
различных поз тела,
вербализация
собственных
ощущений.
Формировать ощущения от различных поз
тела и умение передавать речью свои
ощущения. Дидактическая игра «Море
волнуется».
1
25
Движения и позы
верхних и нижних
конечностей.
Формировать ощущения от различных поз
тела и умение передавать речью свои
ощущения. Сенсорная тропа для ног,
«акробаты», имитация ветра.
1
26
Выразительность
движений. Имитация
движений.
Развивать выразительность движений.
Иллюстрации «Животные»,
«Музыкальные инструменты».
1
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование
предметов»
Формирование
сенсорных эталонов
плоскостных
Учить различать плоскостные
27
геометрических фигур
геометрические фигуры
(круг, квадрат,
прямоугольник,
треугольник)
28
Выделение формы
предмета, обозначение
формы предмета
Учить выделять формы
4
1
1
29
Группировка
предметов и их
изображений по форме
(по показу: круглые,
квадратные,
прямоугольные,
треугольные).
Учить группировать предметы и их
изображения по форме. Дидактическая
игра «К каждой фигуре подбери предметы,
похожие по форме».
1
30
Работа с
геометрическим
конструктором.
Учить конструировать фигуры из
геометрического конструктора
1
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование
предметов»
8
31
Различение предметов
по величине (большой
— маленький).
Учить различать фигуры по величине.
1
32
Сравнение двух
предметов по высоте и
длине.
Учить сравнивать предметы по высоте и
длине.
1
33
Сравнение двух
предметов по ширине и
толщине.
Учить сравнивать предметы по ширине и
толщине.
1
34
Моделирование
геометрических фигур
из составляющих
частей по образцу.
Учить моделировать геометрические
фигуры из частей по образцу.
1
35
Знакомство с
основными цветами
(красный, желтый,
зеленый, синий,
черный, белый)
Учить различать основные цвета.
Дидактическая игра «Назови цвет
предмета».
1
36
Различение и
обозначение основных
цветов.
Учить различать основные цвета и
называть цвет предмета. Дидактическая
игра «Угадай, какого цвета».
1
37
Конструирование
объемных. предметов
из составных частей
(2— 3 детали).
Учить составлять из частей объемные
предметы.
1
38
Составление целого из
частей (2—3 детали) на
разрезном наглядном
материале.
Учить составлять картинку по наглядности
из разрезанных частей.
1
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»
39
40
41
Формирование
навыков зрительного
анализа и синтеза
(обследование
предметов, состоящих
из 2—3 деталей, по
инструкции педагога)
Нахождение
отличительных и
общих признаков двух
предметов.
Упражнения для
профилактики и
коррекции зрения.
5
Учить выделять основные детали у
предметов по инструкции педагога.
Предметы из 2 – 3 деталей. Дидактическая
игра. «Какой детали не хватает».
1
Учить находить отличия и общие признаки
двух предметов. Игра «Сравни предметы»
Дидактическая игра «Что изменилось».
1
Учить соблюдать зрительный режим
1
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
7
42-43
Развитие осязания
(контрастные
температурные
ощущения: холодный
— горячий),
обозначение словом.
Учить различать температурные
ощущения.
2
44-45
Вкусовые ощущения
(кислый, сладкий,
горький, соленый).
Учить различать продукты на вкус.
2
46
Развитие обоняния
(приятный запах —
неприятный запах).
Учить различать запахи и обозначать их
словом.
1
47
Барические ощущения
(восприятие чувства
тяжести: тяжелый —
легкий).
Учить различать предметы по тяжести.
1
48
Упражнения на
сравнение различных
предметов по тяжести
Учить различать предметы по тяжести.
1
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
49
50
51
Выделение и
различение звуков
окружающей среды
(стон, звон, гудение,
жужжание).
Учить выделять и различать звуки
окружающей среды. Дидактическая игра
«Узнай на слух»
Различение
музыкальных звуков и
Учить различать музыкальные звуки и
звуков окружающей
звуки окружающей среды. Прослушивание
среды (шелест листьев,
музыкальных произведений.
скрип снега, шум шин).
Различение речевых и
музыкальных звуков.
Учить различать речевые и музыкальные
звуки. Дидактическая игра «Кто и как
голос подает».
Тема раздела «Восприятие пространства»
3
1
1
1
7
52
Ориентировка на
собственном теле.
Учить ориентировать на собственном теле
и различать руки и ноги. Игра «Саймон
говорит» (правая или левая рука, правая
или левая нога).
1
53
Движение в заданном
направлении в
пространстве (вперед,
назад и т. д.)
Учить двигаться в заданном направлении.
Упражнения «Поезд», «Такси».
1
Учить ориентироваться в помещении.
Упражнение «Хожу - ищу»
1
Учить определять расположение
различных предметов. Игра «Пиратская
карта клада»
1
54
55
Ориентировка в
помещении (классная
комната).
Определение
расположения
предметов в
помещении.
56
57
58
58
Ориентировка в
линейном ряду
(крайний предмет,
первый, на третьем
месте и т. д.)
Ориентировка на листе
бумаги (центр, верх,
низ, правая или левая
сторона).
Составление на листе
бумаги комбинаций из
полосок, плоскостных
геометрических фигур.
Расположение
предметов на листе
бумаги.
Учить ориентироваться в линейном ряду,
находить необходимый предмет.
1
Учить ориентироваться на листе бумаги.
1
Учить составлять на листе бумаги фигуры
по инструкции и сравнивать с образцом.
0,5
Учить располагать предметы на листе
бумаги по инструкции и сравнивать с
образцом. Дидактическая игра «Расположи
верно».
0,5
Тема раздела «Восприятие времени»
4
59
Сутки. Части суток
(утро, день, вечер,
ночь).
Учить различать части суток. Упражнения
на графической модели «Сутки».
1
60
Последовательность
событий (смена
времени суток).
Учить различать части суток. Объяснить
последовательность событий в сутках.
1
61
Понятия «сегодня»,
«завтра», «вчера».
Учить различать понятия «сегодня»,
«завтра», «вчера». Модель «Сутки».
Таблица «Режим дня школьника».
1
62
Неделя. Семь суток.
Порядок дней недели.
Учить различать дни недели и их названия.
Объяснить понятие «неделя».
Дидактическая игра «Веселая неделя».
1
63
Обследование детей.
Сравнение результатов с полученными в
начале учебного года.
1
Календарно-тематическое планирование психокоррекционных занятий 2 класс.
Номер
урока
Тема занятия
Содержание занятия
Кол-во часов.
1
Обследование детей,
комплектование групп
для коррекционных
занятий
Выявить уровень сформированности
умений.
1
Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы»
8
Выявить уровень отношений в семье
ребенка. Упражнение «Мама, папа и
ребенок».
2
2-3
Я и моя семья
4-5
Мое имя
6-7
Я – это Я
8-9
Я и мои друзья
10-11
Основные эмоции
человека: радость,
грусть
12
Основные эмоции
человека: обида,
злость.
12
Эффективное общение
13
Основные эмоции
человека: страх
Учить правилам обращения к другим
людям. Упражнение «Ласковое имя».
Развитие самосознания. Стимуляция
осознания собственной уникальности.
Упражнения «Вселенная моего «Я», «Если
бы у меня было новое имя», «Клон».
Учить рассказывать о своих друзьях.
Групповой рисунок «Преврати своих
друзей в цветы»
Учить различать эмоции человек
Упражнение «Радостные и грустные
человечки». Упражнение «А у нас в гостях
фотограф».
2
2
Учить различать эмоции человека.
Рисунок на тему «Человечки»
Развитие навыка точно слышать партнера.
Развитие умения поддерживать партнера.
Упражнение «Инопланетянин».
Упражнение «Комплимент и поддержка».
Учить рассказывать о своем страхе.
Упражнение «На что похож страх»
Упражнение «Чего боятся дети».
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
1
1
8
14
Развитие точности и
координации движений
(игры с мячом,
обручем).
Учить точно выполнять инструкции
учителя.
15
Обучение
целенаправленным
действиям по
двухзвенной
инструкции педагога (2
шага вперед —
поворот направо и т.
д.).
Учить целенаправленным действиям по
двухзвенной инструкции педагога.
2
Учить синхронно выполнять движения
руками.
1
Учить правилам рисования рисовать по
трафарету.
1
16
17
Упражнения на
синхронность работы
обеих рук.
Рисование по
трафарету.
18
Штриховка в разных
направлениях.
Учить выполнять штриховку в разных
направлениях.
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков».
19
20
21
22
23
Обводка по трафарету
орнамента из
геометрических фигур.
Развитие координации
движений рук и глаз
(по инструкции
педагога).
Графический диктант
(по показу).
Вырезание ножницами
из бумаги по шаблону
прямоугольных,
квадратных,
треугольных форм.
Работа в технике
объемной аппликации.
24-25
26
Определение на ощупь
формы предметов.
27
28
Работа с пластилином
и глиной.
Игры со средней
мозаикой.
1
Учить координировать по инструкции
учителя движения рук и глаз.
1
Учить выполнять графический диктант по
образцу.
1
Учить вырезать ножницами из бумаги по
шаблону прямоугольных, квадратных,
треугольных форм.
1
Учить работать в технике объемной
аппликации.
1
Учить определять на ощупь предметы с
разными свойствами и называть эти
свойства словами.
Учить определять на ощупь формы
предметов. Дидактическая игра
«Волшебный мешочек».
Учить различать состояние пластилина и
передавать речью свои ощущения.
Учить выполнять фигуры из средней
мозаики и следовать инструкциям.
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
29
30
Движения и позы
верхних и нижних
конечностей
(упражнения по
инструкции педагога).
Движения и положения
головы (по инструкции
педагога),
вербализация
собственных
ощущений.
5
Учить обводить геометрические фигуры
по трафарету.
Тема раздела «Тактильно-двигательное восприятие».
Определение на ощупь
предметов с разными
свойствами (мягкие,
жесткие, холодные,
теплые).
1
5
2
1
1
1
4
Учить выполнять движения руками и
ногами по инструкции учителя.
1
Учить выполнять по инструкции учителя
движения головой.
1
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Учить выполнять движения и позы телом
по инструкции учителя. Дидактическая
игра «Зеркало».
Имитация движений и
Учить имитировать повадки зверей и
поз (повадки зверей,
природных явлений движениями и позами.
природных явлений).
Упражнение «Зоопарк».
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов»
Формирование
эталонов объемных
Учить различать эталоны геометрических
геометрических фигур:
фигур.
шар, куб.
Группировка
предметов по форме
Учить группировать объемные и
(объемные и
плоскостные предметы по форме.
плоскостные).
Сравнение 2—3
Учить сравнивать предметы по высоте и
предметов по высоте и
толщине.
толщине.
Сравнение 2—3
Учить сравнивать предметы по длине и
предметов по длине и
ширине.
ширине.
Группировка
предметов по форме,
Учить группировать предметы форме и
величине, цвету по
величине по инструкции учителя.
инструкции педагога.
Составление
сериационных рядов
Учить составлять сериационные ряды
по величине из 3—4
предметов по общему признаку.
предметов по
заданному признаку.
Учить различать основные цвета и их
Различение цветов и
оттенки. Дидактическая игра «Что бывает
оттенков.
такого цвета».
Учить подбирать оттенки к основным
Подбор оттенков к
цветам. Дидактическая игра «Подбери
основным цветам.
предмет такого же цвета».
Конструирование
предметов из
Учить конструировать предметы из
геометрических фигур
геометрических фигур.
(2—4 детали).
Выделение и
различение частей
знакомых предметов
Учить выделять и различать части у
(стул — спинка,
знакомых предметов.
ножки, сиденье; шкаф
— дверцы, стенки и т.
д.)
Составление целого из
частей (3—4 детали) на Учить составлять целую иллюстрацию из
разрезном наглядном
разрезных частей.
материале.
Движения и позы всего
тела.
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
44
45
46
47
48
Формирование
навыков зрительного
анализа и синтеза
предметов, состоящих
из 3—4 деталей (по
инструкции педагога).
Нахождение отличий
на наглядном
материале (сравнение
двух картинок).
Развитие зрительной
памяти. (4— 5
предметов).
Различение
наложенных
изображений
предметов (2—3
изображения).
Упражнения для
профилактики и
коррекции зрения.
Учить с помощью инструкции учителя
выделять части в предмете.
1
Учить находить отличия на картинках.
Картинки «Найди отличия».
1
Учить находить пропавший в предмет на
картинке и на столе. Дидактическая игра
«Что изменилось?».
1
Учить находить отличия на наложенных
изображениях. Дидактическая игра «Найди
различия».
1
Учить выполнять охранительный
зрительный режим.
1
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
49
50
52
52
Развитие осязания
(температурные
ощущения). Приборы
измерения
температуры
(градусник).
Различие вкусовых
качеств (сладкое —
горькое, сырое —
вареное).
Развитие обоняния
(контрастные ароматы:
резкий — мягкий;
пищевые запахи),
обозначение словом
ощущений.
Восприятие чувства
тяжести от разных
предметов (вата,
гвозди, брусок и т. д.),
словесное обозначение
барических ощущений.
Учить определять температуру предметов
и называть их словами.
1
Учить различать продукты на вкус и
называть их словами. Дидактическая игра
«Узнай на вкус».
1
Учить различать запахи и называть
ощущения словами.
1
Учить различать предметы по тяжести с
использованием слов.
1
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
53
54
Дифференцировка
звуков шумовых и
музыкальных
инструментов.
Характеристика звуков
по громкости и
длительности.
4
5
Учить дифференцировать звуки
музыкальных и шумовых инструментов.
1
Учить давать словами характеристику
звуков громкости и длительности.
1
55
56
57
Различение мелодии по
характеру (веселая,
грустная).
Звуковая имитация
(подражание звукам
окружающей среды).
Различение интонации
голоса человека.
Учить различать мелодии по характеру.
1
Учить имитировать звуки окружающей
среды.
1
Учить различать интонацию голоса
сверстников. Дидактическая игра «Кто
позвал тебя, скажи».
1
Тема раздела «Восприятие пространства»
5
58
Ориентировка в
помещении, движение
в заданном
направлении,
обозначение словом
направления движения.
59
Ориентировка в
школьном помещении.
60
Ориентировка на листе
бумаги
61
Расположение
плоскостных и
объемных предметов в
вертикальном и
горизонтальном поле
листа.
Учить располагать плоскостные и
объемные фигуры на вертикальном листе.
1
62
Пространственная
ориентировка на
поверхности парты.
Учить ориентироваться на поверхности
парты.
1
Учить ориентироваться в помещения и
обозначать направления словом.
Учить ориентироваться в школьном
помещении с использованием понятий
«дальше — ближе». Дидактическая игра
«Определи положение предмета».
Учить ориентироваться на листе бумаге по
инструкции учителя (выделение всех
углов).
Тема раздела «Восприятие времени»
63
Порядок месяцев в
году
64
Времена года.
65
66
67
68
Знакомство с часами:
циферблат, стрелки.
Меры времени:
секунда, минута, час,
сутки.
Определение времени
по часам.
Обследование детей
Учить соблюдать при перечислении
порядок месяцев в году
Учить определять времена года.
Графическая модель «Времена года».
Учить различать части часов и называть
их.
1
1
1
5
1
1
1
Учить различать меры времени и
показывать время на модели часов.
1
Учить определять и называть время.
1
Сравнение результатов с полученными в
начале учебного года.
2
Календарно-тематическое планирование психокоррекционных занятий 3 класс.
Номер
урока
Тема занятия
Содержание занятия
Кол-во часов.
1-2
Обследование детей,
комплектование групп
для коррекционных
занятий.
Выявить уровень сформированности
умений.
2
Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы»
7
3
Какой Я.
Повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности. Сюжетные картинки.
1
4
Положительные и
отрицательные эмоции.
Формирование понятий о разделении
эмоций на положительные и
отрицательные. Картинки – эмоции.
1
Добрые и плохие
поступки.
Развивать умение распознавать разницу
между чувствами и поступками.
Сюжетные картинки, ролевые игры и
упражнения.
1
6
Эмоции и чувства
Учить открытому проявлению эмоций и
чувств различными социально
приемлемыми способами (словесными,
физическими, творческими и т. д.)
Предметные и сюжетные картинки,
ролевые игры.
1
7
Отрицательные
эмоции: гнев, страх.
Учить детей адекватно реагировать на
имеющиеся отрицательные эмоции.
Сюжетные картинки.
1
8
Давайте общаться.
Развитие умения слушать и понимать
других. Ролевые игры.
1
9
Помоги людям вокруг.
Формирование позитивного отношения к
другим людям. Сюжетные картинки,
ролевые игры.
1
5
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
10
Упражнения на
развитие меткости.
Учить выполнять инструкцию учителя для
достижения цели.
10
1
11
Развитие
согласованности
движений на разные
группы мышц.
Обучение
целенаправленным
действиям по двух- и
трехзвенной
инструкции педагога
Пальчиковая
гимнастика с речевым
сопровождением.
Учить выполнять инструкцию учителя для
согласованности движений.
1
Учить целенаправленно выполнять двух- и
трехзвенную инструкцию учителя.
Упражнения типа: два шага вперед —
поворот направо — один шаг назад и т. д.
1
Учить выполнять пальчиковые
гимнастики. Карточки с пальчиковыми
гимнастиками.
1
14
Совершенствование
точности мелких
движений рук
Учить выполнять точные мелкие движения
руками. «Шнурки», пуговицы. Игра
«Одень Мишутку» завязывание,
развязывание, шнуровка, застегивание.
1
15
Обводка контуров
предметных
изображений,
штриховка в разных
направлениях.
Учить обводить контуры изображений и
заштриховывать их в разных
направлениях.
1
16
Рисование бордюров по
образцу.
Учить рисовать разные бордюры по
образцу.
1
17
Графический диктант
(зрительный и на слух).
Учить выполнять графический диктант с
использованием наглядности и на слух.
1
18
Вырезание ножницами
из бумаги по контуру
предметных
изображений.
Учить вырезать по контуру предметные
изображения.
1
19
Работа в технике
объемной и рваной
аппликации.
Учить работать в технике объемной и
рванной аппликации.
1
12
13
Тема раздела «Тактильно-двигательное восприятие»
20
21
4
Определение
предметов на ощупь,
выделение разных
свойств и качеств.
Учить определять свойства и качества
предметов на ощупь. Мягкие и жесткие,
крупные и мелкие предметы, игра
«Волшебный мешочек».
1
Восприятие
поверхности на ощупь.
Учить высказывать свои ощущения при
восприятии поверхности предметов на
ощупь. Дидактическая игра «Что бывает
... (пушистое)». Предметы с разной
1
поверхностью: гладкие, шершавые,
колючие, пушистые.
22
Работа с пластилином
(глиной, тестом).
Учить способам раскатывания, скатывания
и выдавливания фигуры из пластилина.
Лепка «Овощи».
1
23
Игры с сюжетной
мозаикой
Учить составлять сюжет из мозаики.
1
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
Формирование
ощущений от
статических и
динамических поз
Учить вербализировать собственные
24
различных частей тела ощущения от статических и динамических
(глаза, рот, пальцы),
поз различных частей тела.
вербализация
собственных
ощущений.
Выразительность
движений (имитация
Учить проявлять выразительность при
25
повадок животных,
движениях.
инсценирование
школьных событий).
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов»
2
1
1
8
26
Сравнение и
обозначение словом
формы предметов (3—4
предмета). Круг и овал
Учить сравнивать несколько предметов и
обозначать формы словом.
1
27
Комбинирование
разных форм из
геометрического
конструктора по
инструкции.
Учить конструировать фигуры из
геометрического конструктора.
1
Учить сравнивать и обозначать словом
величины разных предметов по двум
параметрам. Предметы разной величины:
длинный и широкий, узкий и короткий.
1
Учить выделять часть предмета и целое.
Дидактическая игра «Часть и целое».
1
28
29
Сравнение и
обозначение словом
величины разных
предметов по двум
параметрам.
Составление
целостного предмета из
частей.
30
Составление
сериационных рядов по
величине из 4—5
предметов.
Учить группировать предметы по
самостоятельно выделенному признаку.
Сериационные ряды «Величина».
1
31
Цветовой спектр.
Цвета теплые и
холодные.
Учить различать теплые и холодные
цвета.
1
32
Составление
сериационного ряда из
4—5 кругов разной
насыщенности одного
цвета
Учить составлять сериационные ряды из
кругов разной насыщенности одного
цвета. Дидактическая игра «Цветиксемицветик».
1
Дорисовывание
незаконченных
изображений знакомых
предметов.
Учить определять предмет по его
отдельным частям и дорисовывать
незаконченные изображения знакомых
предметов. Предметные картинки,
раздаточный материал «Симметричная
половина».
1
33
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов»
2
34
Узнавание предмета по
его отдельным частям.
Учить определять предмет по его
отдельным частям. Незаконченные
изображения знакомых предметов.
1
35
Составление предмета
или целостной
конструкции из мелких
деталей.
Учить составлять целостную конструкцию
из мелких деталей конструктора.
1
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»
36
37
38
39
40
Рисование бордюров по
наглядному образцу
Нахождение
отличительных и
общих признаков на
наглядном материале.
Сравнение трех
предметов,
отличающихся
незначительными
качествами или
свойствами.
Тренировка зрительной
памяти.
Упражнения для
профилактики и
коррекции зрения.
5
Учить рисовать бордюры по образцу.
Дидактическая игра «Повтори узор»
(«Сделай так же»)
1
Учить находить отличительные и общие
признаки на картинках.
1
Учить сравнивать предметы и выделять
отличительные признаки.
1
Учить находить недостающие предметы.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
1
Учить выполнять гимнастику для глаз.
1
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
6
41.
Развитие осязания
(теплее — холоднее),
словесное обозначение.
Учить различать температуру предметов.
1
42
Определение
контрастных
температур предметов
(грелка, утюг, чайник).
Учить определять контрастные
температуры предмета и называть
ощущения словами.
1
43
Различение пищевых
запахов, их словесное
обозначение.
Учить различать пищевые запахи и вкусы
и называть ощущения словами.
1
44
Различение пищевых
вкусов, их словесное
обозначение.
Учить различать пищевые запахи и вкусы
и называть ощущения словами.
1
45
Определение
различных свойств
веществ.
Учить определять свойства различных
предметов и называть эти свойства
(твердость, сыпучесть, вязкость,
растворимость)
1
46
Развитие
дифференцированных
ощущений чувства
тяжести (тяжелее —
легче).
Учить различать чувства тяжести и
словесно обозначать свои ощущения учить
способам взвешивание на ладони,
определение веса на глаз.
1
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
6
47-48
Определение
направления звука в
пространстве (справа
— слева — спереди —
сзади).
Учить определять направления звука в
пространстве и называть словесно
направление. Дидактическая игра.
«Догадайся, откуда звук»
1
49-50
Выполнение действий
по звуковому сигналу
(поворот головы на
определенный звук).
Учить выполнять действия по звуковому
сигналу. Дидактическая игра «Прерванная
песня». Музыкальное сопровождение,
танцевальные движения.
1
51
Различение
музыкальных и
речевых звуков по
высоте тона.
Учить различать музыкальные и речевые
звуки по высоте тона. Дидактическая игра
«Угадай кто?».
1
52
Различение мелодий по
темпу, прослушивание
музыкальных
отрывков.
Учить различать мелодии по темпу и
называть словесно темп мелодии.
1
53
Развитие чувства
ритма.
Учить синхронно под музыку выполнять
действия. Дидактическая игра «Мы —
барабанщики»
1
Тема раздела «Восприятие пространства»
8
54
Ориентировка в
пространстве (в
помещении и на улице),
вербализация
пространственных
отношений с
использованием
предлогов.
Учить ориентироваться в пространстве и
вербализировать пространственные
отношения с использованием предлогов.
1
55
Развитие
пространственного
праксиса, словесный
отчет о выполнении
задания.
Учить выполнять словесный отчет своих
действий. Дидактическая игра «Куда
пойдешь, то и найдешь».
1
56
Моделирование
пространственного
расположения мебели в
комнате.
Учить располагать мебель в комнате и
вербализировать свои действия.
Дидактическая игра «Обставим комнату».
1
57
Деление листа на глаз,
на две и четыре равные
части.
Учить визуально делить лист бумаги на
части.
1
58
Расположение
предметов в
вертикальном и
горизонтальном полях
листа.
Учить располагать предметы в
вертикальном и горизонтальном полях
листа.
1
59
Ориентировка на листе
бумаги разного
размера,
прикрепленном к доске
(вертикальное
расположение листа).
Учить ориентироваться на листе бумаги
разного размера, прикрепленном к доске.
1
60
Расположение
предметов и их
перемещение на
поверхности парты.
Учить располагать и перемещать предметы
на поверхности парты и вербализировать
свои действия.
1
Тема раздела «Восприятие времени»
6
61-62
Определение времени
по часам.
Учить определять время по часам и
называть разными вариантами.
2
63-64
Длительность
временных интервалов:
1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч.
Учить различать длительность временных
интервалов. Дидактическая игра «Успей
за 1, 2, 5 мин».
2
65
Объемность времени:
сутки, неделя, месяц,
год.
Учить различать сутки, неделя, месяц,
год.
1
66
Времена года, их
закономерная смена.
Учить закономерному порядку времен
года при перечислении. Дидактическая
игра «Когда это бывает?».
1
67-68
Обследование детей.
Сравнение результатов с полученными в
начале учебного года.
2
Календарно-тематическое планирование психокоррекционных занятий 4 класс.
Номер
урока
Тема занятия
Содержание занятия
Кол-во часов.
1
Обследование детей,
комплектование групп
для коррекционных
занятий.
Выявить уровень сформированности
умений.
1
Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы»
11
2
Я вырос.
Развитие самостоятельности при
выполнении заданий, умение, доводить
начатое дело до конца. Рисунок на тему
«Это Я».
3
Отношение к школе.
Формирование положительной
мотивации к обучению. Упражнение
«Дразнилки».
1
4
Правила везде надо
соблюдать.
Обучение приёмам общения. Развитие
произвольно рефлексивных действий в
поведении и деятельности.
1
1
5
Позови соседа.
6
«Пирамида желаний».
7-8
Настроение.
9-10
11
12
13
14
15
16
Развитие умения общаться, развитие
коммуникативных навыков. Рисунок на
тему «Человечки».
Формирование мотивационной
деятельности на действие контроля.
Упражнение «Ты можешь!».
Умение управлять своим настроением.
Развитие умения адекватно выражать
своё эмоциональное состояние.
Развитие способности понимать
эмоциональное состояние другого
человека. Упражнение «Сердитый
медвежонок».
1
1
2
Радостные и грустные
человечки.
Развитие умения адекватно выражать
своё эмоциональное состояние.
Развитие способности понимать
эмоциональное состояние другого
человека. Упражнение «Пластилиновый
человечек» Групповой рисунок на тему
«Преврати своих друзей в цветы».
2
Разные страхи.
Обучение умению анализировать свои
трудности. Формирование мотивации на
их преодоление. Упражнение
«Испуганный мышонок». Упражнение
«Превратись в страшного». Упражнение
«Чего боятся дети».
1
«Пожалей меня».
Знакомство с понятием «доброта».
Выработка доброжелательного
отношения друг к другу. Упражнение
«Баба Яга заболела».
1
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
6
Развитие
согласованности
движений на разные
группы мышц с
поданным звуковым
сигналом.
Совершенствование
точности мелких
движений рук.
Графический диктант с
усложненными
заданиями.
Вычерчивание
геометрических фигур
(окружность, квадрат,
треугольник).
Учить согласовывать движениями
разными частями тела по инструкции
педагога.
1
Учить работать с мелкими деталями
мозаики и конструктора.
1
Учить выполнять на слух и по образцу
графический диктант.
1
Учить правильно выполнять чертеж
геометрических фигур.
1
17
Дорисовывание
симметричной половины
изображения.
Учить правильно заканчивать рисунок с
симметричной горизонтальной или
вертикальной половиной изображения.
18
Вырезание ножницами
на глаз изображений
предметов.
Учить вырезать на глаз изображения
простых предметов. Образцы: елочка,
снежинка, яблоко.
Тема раздела «Тактильно – двигательное восприятие»
19
20
21
Тонкая
дифференцировка
предметов на ощупь по
разным качествам и
свойствам.
Закрепление тактильных
ощущений при работе с
пластилином и глиной
Игры с мелкой мозаикой.
1
1
3
Учить определять на ощупь предметы
по разным качествам и свойствам.
Натуральные объекты выпуклый,
вогнутый, колючий, деревянный,
горячий Игра «Волшебный мешочек».
1
Учить словесно обозначать действия и
ощущения при работе с пластилином
1
Учить выполнять инструкцию при
работе с мелкой мозаикой.
1
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
3
22
Сочетание движений и
поз различных частей
тела (по инструкции
педагога), вербализация
поз и действий.
Учить синхронно сочетать движения и
позы и передавать свои ощущения.
1
23
Упражнения на
расслабление и снятие
мышечных зажимов.
Объяснить правильность и пользу
выполнения упражнений на
расслабление и снятие мышечных
зажимов.
1
Воображаемые действия
(вдеть нитку в иголку,
Учить выполнять воображаемые
24
подбросить мяч,
действия и вербализировать их.
наколоть дров,
прополоскать белье).
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов»
25
26
27
Группировка предметов
по двум самостоятельно
выделенным признакам,
обозначение словом.
Сравнение и
группировка предметов
по форме, величине и
цвету.
Составление
сериационных рядов по
самостоятельно
1
8
Учить самостоятельно выделять общие
признаки предметов и группировать
предметы по этим признакам.
1
Учить сравнивать и группировать
предметы по форме, величине и цвету.
1
Учить составлять сериационные ряды
по самостоятельно выделенным
признакам предметов.
1
28
29-30
выделенным признакам
из 4—5 предметов.
Использование простых
мерок для измерения и
сопоставления
отдельных параметров
предметов.
Цветовой спектр.
Определение
постоянных цветов.
Смешение цветов
(оттенки).
31
Конструирование
сложных форм
предметов.
32
Узнавание предмета по
одному элементу и по
словесному описанию.
Учить измерять простыми мерками
отдельных параметров предметов по
длине, ширине, высоте.
1
Учить различать оттенки и смешивать
основные цвета для получения новых.
Цветовая палитра, акварель
Дидактическая игра «Назови цвет».
2
Учить составлять композицию по
образцу из мелких деталей.
«Технический конструктор», мелкие
пазлы.
Учить узнавать предмет по одному
элементу. Дидактическая игра «Узнай
по описанию».
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»
33
34
Нахождение
отличительных и общих
признаков на наглядном
материале.
Нахождение нелепиц на
картинках.
35
Прохождение
лабиринтов.
36
Тренировка зрительной
памяти.
36
Профилактика зрения.
Гимнастика для глаз.
Учить находить сходства и отличия на
сюжетных картинках.
Учить объяснять нелепицы на
картинках.
Учить целенаправленно выполнять
инструкцию учителя. Дидактическая
игра «Лабиринт».
Учить рисовать образец по памяти.
Дидактическая игра «Нарисуй по
памяти».
Учить правильно выполнять гимнастику
для глаз.
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
37
38-39
40-41
Развитие
дифференцированных
осязательных ощущений
(сухое — влажное —
мокрое и т. д.), их
словесное обозначение.
Температура.
Градусники для
измерения температуры
тела, воды, воздуха
Развитие
дифференцированных
вкусовых ощущений
(сладкий — слаще,
кислый — кислее и т. д.),
словесное обозначение.
1
1
4
1
1
1
0,5
0,5
13
Учить словесно обозначать
осязательные ощущения.
1
Учить различать градусники и их
назначения
2
Учить словесно обозначать вкусовые
ощущения.
2
42-43
44-45
Дифференцированное
восприятие ароматов
(запах фруктов, цветов,
парфюмерии).
Упражнения в
измерении веса
предметов на весах.
46-47
Определение
противоположных
качеств предметов.
48-49
Определение
противоположных
действий, совершаемых
с предметами.
Учить различать запахи и словесно их
обозначать. Дидактическая игра
«Угадай предмет по запаху».
2
Учить взвешивать предметы на весах.
2
Учить определять противоположные
качества предметов. Лото «Антонимы»
чистый — грязный, темный — светлый,
вредный — полезный.
Учить совершать определенные
противоположные действия с
предметами. Ролевая игра «Собираюсь в
школу» открыть — закрыть,
расстегнуть — застегнуть, одеть —
раздеть.
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
50
51
52
Различение звуков по
длительности и
громкости (неречевых,
речевых, музыкальных).
Дифференцировка
звуков по громкости и по
высоте тона (неречевых,
речевых, музыкальных).
Развитие слухомоторной
координации.
Учить различать звуки по длительности
и громкости.
Учить различать звуки по громкости и
по высоте тона. Дидактическая игра
«Определи самый громкий (высокий)
звук».
Учить выполнять или не выполнять
движения под музыкальное
сопровождение и без него.
Дидактическая игра «Запрещенный
звук».
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
53
54
55
Определение на слух
звучания различных
музыкальных
инструментов.
Формирование чувства
ритма.
Различение на слух
голосов сверстников
Учить определять на слух звучания
различных музыкальных инструментов.
Дидактическая игра «Угадай, что
звучит»
Учить соблюдать синхронно
музыкальный ритм.
Учить различать голоса одноклассников
(либо других детей их группы).
Дидактическая игра «Угадай по
голосу».
Тема раздела «Восприятие пространства»
56
57
Ориентировка в
помещении и на улице
по словесной
инструкции.
Определение
расположения предметов
в ближнем и дальнем
пространстве.
2
2
3
1
1
1
3
1
1
1
5
Учить ориентировать на улице и в
помещении по словесной инструкции
учителя. Игра «Пиратская карта клада».
1
Учить определять расположение
предметов в ближнем и дальнем
пространстве. Игра «Принеси – подай унеси».
1
Моделирование
расположения предметов
в пространстве,
вербализация
пространственных
отношений.
Учить моделировать и вербализировать
расположения предметов в
пространстве. Упражнение «Моя
комната» Ролевая игра «Уборка в
комнате»
1
59
Моделирование
пространственных
Учить моделировать по инструкции
учителя пространственные ситуации.
Упражнение: расстановка мебели в
кукольной комнате.
1
60
Ориентировка на листе
бумаги разного формата
и по-разному
расположенного
Учить ориентироваться на листе бумаге
в горизонтальном и вертикальном
положении
1
58
Тема раздела «Восприятие времени»
61
Определение времени по
часам.
62
Длительность временных
интервалов.
63-64
Работа с календарем и
моделью календарного
года.
65
Последовательность
основных жизненных
событий.
66
Возраст людей
67-68
Обследование детей
Учить определять время по часам.
Учить различать длительность
временных интервалов. Дидактическая
игра «Береги минутку».
Учить находить определенный месяц,
дату, день недели перечислять от
заданного месяца. Календарь, модель
календарного года. Дидактическая игра
«Когда это бывает?».
Учить различать времена года. Лото
«Что – зачем?». Лото «Определи
последовательность».
Учить определять возраст людей. Фото
людей разного возраста.
Сравнение результатов с полученными
в начале учебного года.
6
1
1
2
1
1
2
Список литературы
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998
2. И.М. Бгажнокова Программно-методические материалы «Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта», под редакцией кандидата психологических
наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва гуманитарный издательский центр
«ВЛАДОС» 2007
3. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 – 96 с.
4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы.
М., 2004. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение
пространственновременных представлений у детей младшего и среднего школьного
возраста:
5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.:ТЦ сфера, 2008.
6. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие.
- СПб., 2005г. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002.
7. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с
нарушениями интеллекта: Программно-методические материалы. – Пермь: Пермский
государственный педагогический университете. Центр развития образования г.
Перми, 2001 – 72 с.
8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования. – Автор-сост. Зажигина. – Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс»,
2012.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку.
Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001
10. Забрамная
С.Д.
Практический
материал
для
проведения
психологопедагогического обследования детей : пособие для психол.--мед.-пед.
комис. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
11. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию» - М: Новая школа, 1998.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников. М., 1993
13. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.
Практикум для психологов и логопедов. М., 2000
14. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия
у детей 6-8 лет. М., 2004
15. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста.
М., 2002
16. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей» пособие для
учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.,
2009.
17. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей
ребёнка. Москва «Просвещение», 2000
18. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком - СПб.: Речь, 2006.
19. «Обучение
детей
с
выраженным
недоразвитием
интеллекта»:
программнометодического материала под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
20. Петрова, Л.А. «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с
особыми образовательными потребностями»; методические материалы / Л.А.
Петрова, Л.А. Воробьева, Е.М. Беленькая [и др.]; под общ. ред. И.П. Посашковой. –
Омск: ГОУДПО “ИРООО”, 2007.
21. Сиротюк
А.Л.
Коррекция
развития
интеллекта
дошкольников.
Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. – М.:
ТЦ Сфера, 2001.
22. Стребелева Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и
коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими
нарушениями //Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96.
23. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика Гимнастика для пальчиков. – М.: Изд-во
«Эксмо», 2005.
24. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995
25. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с
нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В - М.: Советский спорт,
2002.
26. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для
развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006
Учебно-методическое обеспечение курса.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная
предметно-пространственная развивающая среда:
1. функционально
ориентированные
игрушки
и
пособия
для
развития
сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных
деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры
разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины,
геометрическое лото и др.);
2. игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для
развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие,
кольцебросы, шнуровки и т.д.);
3. спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики,
мячи, кольцебросы, обручи);
4. оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью
(музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие
музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
5. материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки,
элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы
формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для
воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для ароматерапии и
др.);
6. иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций
межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;
7. мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с
тематикой занятий;
8. аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия,
инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
9. комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных
картинок, фотографий;
10.тетради для работ учащихся.