Программа физкультурно-спортивной направленности ОФП с
элементами гимнастики нацелена на развитие спортивных навыков,
координации движений тела, выносливости и силы, пластики и гибкости,
умения работать как индивидуально, так и в команде. Формирует здоровый и
спортивный образ жизни, морально-волевые качества и системы жизненных
ценностей. Способствует укреплению здоровья.
С самого раннего возраста, ребенок начинает вести активную жизнь ходить, бегать, прыгать, размахивать руками, танцевать. А занятия
акробатикой играют важную роль в дальнейшем обогащении его спортивных
начинаний, закрепляя уже изученные движения и обучая новым.
Разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на
ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку. Занятия акробатикой
способствуют гармоничному развитию детей, учат их красоте и
выразительности, формируют их фигуру, совершенствуют физическую силу,
выносливость, ловкость и смелость.
Гимнастика, помимо спортивных умений, воспитывает в ребенке
эстетическое мировоззрение и помогает ему в становлении личностью в
составе общества.
Актуальность программы заключается в сохранение, укрепление
здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к
занятиям физическими упражнениями. Учащиеся учатся эмоционально и
физически развиваться, оттачивают аккуратность, целеустремленность,
имеют
положительный
психологический
аспект,
что
позволяет
психологически разрядиться и стать увереннее в себе.
Гимнастические упражнения являются одним из наиболее
эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:
• перекаты — вращательные движения с последовательным касанием
опоры различными частями тела без переворачивания через голову;
• кувырки — вращательные движения с переворачиванием через голову
вперед или назад;
• стойки, упоры и висы;
• перевороты без фазы полета — движения тела вперед, назад или в
сторону с переворачиванием тела через голову;
• перевороты с фазой полета — прыжковые движения с
переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием
руками и ногами.
Отличительная особенность программы - виртуозное выполнение
элементов, гимнастических компонентов, гимнастических переходов и
объединение их в одно целое.
Программа является краткосрочной и рассчитана на один год обучения.
Адресована детям возрастом 7-10 лет. Форма обучения: очная, с применением
дистанционных технологий.
Цель программы - формирование и становление здорового, спортивного
образа жизни посредством гимнастики.
Задачи программы:
• формирование интереса к занятиям гимнастикой;
• овладение своим телом и мышцами;
• воспитание здорового образа жизни, волевых, эстетических и
нравственных качеств;
• воспитание целеустремленности, трудолюбия и дисциплины;
• приобретение теоретических знаний в области анатомии, гигиены и
физиологии человека, а также знаний о правилах техники безопасности
на занятиях;
• формирование знаний, умений правильного выполнения упражнений,
включая со спортивным инвентарем;
• приобретение опыта публичного выступления;
• приучение к коммуникативной структуре общения в команде со
сверстниками.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
• развитие общей физической культуры;
• умение работать на результат;
• формирование артистичности, образного мышления, эмоциональной
стабильности.
Предметные:
• знание и умение выполнять базовые движения и элементы гимнастики,
а также сочетать их вместе;
• умение выполнять гимнастические элементы по отдельности и в связке,
индивидуально, и в групповом варианте;
• понимание и знание названий элементов и вербальные команды
педагога, а также невербальные жесты.
Метапредметные:
• умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
сверстниками, работать индивидуально;
• самостоятельно планировать и осуществлять контроль за своими
движениями;
• распределение времени на решение конкретных задач;
Формы подведения итогов реализации программы
В процессе реализации программы учащимся предоставлена возможность
участия в соревнованиях по ОФП и СФП, физкультурно-оздоровительных и
спортивных мероприятиях.
Учебный план программы обучения
№ Наименование темы
п/п
Общее
кол-во
часов
1.
6
40
4.
Введение и техника
безопасности
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Базовая гимнастика
теори
я
3
5.
Растяжка
2.
3.
В том числе
Форма
практика контроля
3
беседа
4
36
тест ОФП
40
6
34
тест СФП
36
5
31
тест
20
2
18
тест
6.
Гражданское и
воспитание.
Профилактические
беседы.
2
2
0
7.
Итого
144
22
122
беседа
Содержание программы обучения
Тема 1. Введение и техника безопасности - 6 часов.
Теория - 3 часа.
Знакомство с историей возникновения акробатики, базовыми движениями,
элементами, выдающимися личностями. Правила и техника безопасности.
Практика - 3 часа.
Тестирование учащихся на имеющуюся подготовку.
Тема 2. Общая физическая подготовка - 40 часов.
Теория - 4 часа.
Ключевые аспекты и элементарные знания о строении организма.
Практика - 36 часов.
Упражнения ОФП для развития и укрепления мышц тела. Развитие силы,
быстроты, гибкости, выносливости и координации, направленных на
всестороннее физическое развитие человека.
Тема 3. Специальная физическая подготовка - 40 часов.
Теория - 6 часов.
Изучение основ гимнастики. Работа в команде.
Практика - 34 часа.
• упражнения для развития мышц шеи;
• упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
• упражнения для развития мышц живота;
• упражнения для развития мышц спины;
• упражнения для развития мышц ног.
Понятия колонна, шеренга, шахматный порядок, диагональ, круг, квадрат,
галоп, вальсет, прыжок, градусная мера.
Взаимодействия и сотрудничества с товарищами. Подводящие упражнения к
элементам. Соединение двух и более упражнений в одну связку.
Тема 4. Базовая гимнастика - 36 часов.
Теория - 5 часов.
Различия элементов, разбор участвующих мышц и связок, моральная
подготовка.
Практика - 31 час.
Индивидуальные упражнения и элементы. Переходы.
• упоры (присев, лежа, согнувшись);
• седы (на пятках, углом);
• группировка, перекаты в группировке;
• стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги), на руках, на
предплечьях, на груди;
• кувырок вперед (назад), длинный кувырок;
• «мост» из положения лежа на спине, стоя,
• «шпагаты» и складки;
• «колеса», рондат, маховое;
• медленные и темповые перевороты вперед, назад и в различные
конечные положения;
Тема 5. Растяжка - 20 часов.
Теория - 2 часа.
Растяжка как оздоровительный фактор, и как развитие гибкости, пластики.
Изучение анатомии тела.
Практика - 18 часов.
Упражнения на растяжку шпагатов, в том числе и с возвышенностей, спины,
рук, ног для:
• улучшения эластичности;
• уменьшения риска получения травм;
• повышения гибкости и пластичности;
• адаптации к более высоким нагрузкам.
Тема 6. Гражданское воспитание. Профилактические беседы - 2 часа.
Теория - 2 часа.
•
•
•
•
•
•
режим дня
личная гигиена
чередование физических нагрузок и отдыха
питьевой режим
правильное питание
закаливание организма.
Результаты освоения программы обучения
В результате обучения по программе «ОФП с элементами гимнастики» будут
достигнуты следующие результаты:
Личностные:
• развитие общей физической культуры;
• умение работать на результат;
• формирование образного мышления, эмоциональной стабильности.
Предметные:
• знание и умение выполнять базовые движения и элементы гимнастики,
а также сочетать их вместе;
• умение слушать и слышать тренера.
• понимание и знание названий элементов и вербальные команды
педагога, а также невербальные жесты.
Метапредметные:
• умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
сверстниками, работать индивидуально;
• самостоятельно планировать и осуществлять контроль за своими
движениями;
• распределение времени на решение конкретных задач;
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Рекомендации по программе.
Дети намного активнее взрослых, но важно чтобы они не потеряли
интерес к поставленной задаче, которая должна также быть понятной и
затягивающей. Именно поэтому в программу введена смена видов
деятельности и чередование физических упражнений с игровыми заданиями,
а также соревновательные моменты.
В данной программе присутствует возможность проявление
самостоятельности для детей.
Образовательный процесс построен несколькими способами: первым
делом педагог объясняет учащимся тему занятия, поставленные цели и
задачи, необходимые решить, и способы их выполнения. А показ задания
может сопровождаться не только словесно, но также воспроизведением на
себе или способном ученике. Это даст правильную технику выполнения
изначально и будет меньше грубых ошибок.
В конце занятия важно провести анализ проведенной работы и дать
указание на будущее.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Материально-техническая база:
Наличие светлого, просторного и чистого зала;
удобное и качественное оборудование (гимнастическая стенка, турник,
гимнастические скамейки, гимнастические маты);
спортивный инвентарь (скакалки, конусы, гимнастические палки,
эластичные ленты);
стеллаж для спортивного инвентаря;
спортивная форма для занятий: однотонная футболка, черные лосины
(велосипедки, шорты, гимнастическое трико), носки, кроссовки. Стоит
отметить про наличие опрятной прически!
Методическое и дидактическое обеспечение
методические пособия;
наглядные пособия;
видеоматериалы;
мастерство педагога.
Психолого-педагогические условия:
• наличие стабильного детского коллектива;
• творческая атмосфера на занятиях;
• мастерство педагога.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: (Федеральный
закон: принят Государственной Думой 21 дек.2012г.);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.14 № 41;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ,
разработанные
Министерством
образования и науки Российской Федерации, информационное письмо
от 18.11.2015 № 09-3242;
• «Концепция
развития
дополнительного
образования
детей»
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых». Трудовая функция 3.1.5 «Разработка программнометодического
обеспечения
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы (Приказ Минтруда России от
05.05.2018 № 298н, зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 №
52016);
Литература для педагогов:
Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые
подходы: Методическое пособие. – М., 2015.
• Правила спортивной аэробики 2022-2024
• Растяжка для всех видов спорта Кудрявцева А. 2012
• 1500 упражнений для круговой тренировки - Гуревич И.А.
Литература для детей:
• Валерий Медведев. Олимпийские тигры
• Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик
Электронные ресурсы
• Федерация спортивной аэробики РФ
• Федерация спортивной аэробики Свердловской области
• Информационный портал Реализации Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»