Содержание программы
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика программы
1.2. Срок и формы реализации программы
1.3. Цель и задачи программы
2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план 1 год обучения
2.2. Содержание программы 1 года обучения
2.3. Критерии подбора репертуара
2.4. Планируемые результаты
3. Условия реализации программы
4. Формы контроля и оценочные материалы
5. Методическая литература
2
3
3
4
5
6
6
7
10
10
10
12
12
1. Пояснительная записка
1.1.
Характеристика программы
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эстрадный хор «Настроение» имеет художественную направленность.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г.,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
3
7. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МАОУ СОШ № 300 «Перспектива».
Актуальность программы обусловлена необходимостью разнообразить
внеурочное время обучающихся, сделать его интересным и познавательным,
где воспитанники получают навыки эстрадно-хорового пения с элементами
хореографии, формируя творческую активность, позитивную самооценку,
преимущественно на основе современного репертуара.
Особенностью данной программы является синтез движения и музыки,
формирующий у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и
артистичность; развивает слуховую, зрительную, мышечную память; воспитывает художественный вкус.
1.2.
Срок и формы реализации программы
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Набор учащихся – свободный.
Срок реализации программы – 8 лет. Данная программа составлена на
1 год обучения.
В 2024-2025 учебном году коллективы разных классов и возрастов
(младший состав – 1-4 классы и старший состав – 5-8 классы) будут осваивать
программу первого года обучения, так как школа только построилась и начинает свое функционирование.
Форма обучения – групповое занятие.
Режим занятий – по 2 академических часа в неделю.
Объем программы: продолжительность одного года обучения – 72 часа.
Виды занятий: учебно-практическое занятие, сводная репетиция, концерт для родителей.
Формы подведения итогов реализации программы: концерт для родителей, исполнение на фестивалях и конкурсах, отчетный концерт.
Особенности реализации образовательного процесса. Определяющим
4
фактором обучения является целесообразный подбор современного музыкального репертуара в зависимости от уровня развития музыкальных способностей.
1.3.
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования музыкальнотворческих способностей посредством приобщения к вокально-хореографическому виду деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Научить вокально-хоровым навыкам: певческой позиции, диафрагмальному дыханию, певческой артикуляции, интонированию, атаке звука
(силе смыкания голосовых связок), выразительности исполнения вокального произведения.
2. Научить двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки, управляя дыханием и пением во время движения.
Развивающие:
1. Развивать ритмический, звуковысотный слух, музыкальную память, выразительность и точность движений.
2. Развивать навыки ансамблевого пения.
3. Развивать навыки концертного выступления
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическое отношение к искусству, эмоциональный отклик.
2. Воспитывать коммуникативные способности.
5
2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
п/п
Тео-
Прак-
рия
тика
2
1
1
Вокально-хоровая работа
34
4
30
2.1. Диафрагмальное дыхание, опора
4
1
3
2.2
Певческая установка и позиция
3
1
2
2.3
Организация артикуляционного аппарата
4
1
3
2.4
Атака звука
2
-
2
2.5
Ритм, темп, дирижерский жест.
5
1
4
2.6
Интонирование, выработка навыков пения
16
-
16
34
1
33
24
1
23
1
Всего
Вводный урок. Знакомство с голосовым
аппаратом и вокальными данными учащихся
2
в унисон
3
Развитие музыкально-исполнительских
навыков
3.1
Выразительное исполнение вокального
произведения
3.2
Постановка движений к песне
4
-
4
3.3
Целостный образ: соединение вокала и
6
-
6
2
-
2
72
7
65
движений
4
Концертная деятельность
Итого
6
2.2.
Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1. Вводный урок. Знакомство с голосовым аппаратом и вокальными данными учащихся
Теория: Организационные вопросы. Правила безопасности во время
проведения занятий. Установка на положительную мотивацию, на интересные
занятия, ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса, голосовым аппаратом.
Практика: Прослушивание музыкальных данных поступающих.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа
Тема 2.1. Диафрагмальное дыхание, опора.
Теория: Виды дыхания. Пение на опоре с помощью диафрагмального
дыхания.
Практика: Предустановка на правильную работу диафрагмы: выдох через рот («живот» сдувается), вдох – носом («живот» надувается). Последовательное освоение блока упражнений на развитие дыхания:
1. «Спинное (длинное) дыхание.
2. «Прокачка мышц диафрагмы».
3. «Перехватное ротовое дыхание».
4. «Поем молча».
Тема 2.2. Певческая установка и позиция.
Теория: Знакомство с певческой установкой (положение корпуса, рук,
ног, головы, шеи во время пения) и позицией (работой голосового аппарата),
особенностями хорового звучания.
Практика: Формирование вокальной установки и позиции. Упражнение
«Длинная нота» (пение закрытым ртом «комфортной» ноты – от «ля малой октавы» до «до 1 октавы») – добиваться длинного и ровного звучания на опоре в
унисон. Штробас – расслабление связок.
7
Тема 2.3. Организация артикуляционного аппарата.
Теория: Артикуляция – фонетическая обработка звука. Виды: внутренняя (язык, мягкое небо, глотка) – активная, наружная (губы, мышцы щек) – без
напряжения.
Практика: Упражнения на проработку активной позиции внутренней
артикуляции: «Активный язык», «Веер без губ».
Упражнения на «прокачку» наружной артикуляции для дальнейшего
умения расслабить губы и щеки при пении: «Мартовский кот», «Ло-ри-тори..бэй-гу-бэй-гу»
Тема 2.4. Атака звука.
Практика: Атака – степень и характер включения в работу голосовых
связок в начале пения. Усвоение разницы между видами звуковой атаки (слабой, средней, сильной), ее применение на упражнениях и вокальных произведениях.
Тема 2.5. Ритм, темп, дирижерский жест.
Теория: Понятие ритма (организация музыки во времени, чередование
разных по длительности звуков), темпа (скорости музыкального произведения), дирижерский жест
Практика: Работа над усвоением штрихов и распознаванием особенностей дирижерского жеста: тактирование, ауфтакт, внимание, дыхание, снятие,
legato, Staccato, Forte, Piano, Crescendo, diminuendo. Развитие метроритма посредством музыкальных игр, упражнений («Ритмическое эхо», «Ритмические
карточки»).
Тема 2.6. Интонирование, выработка навыков пения в унисон.
Практика: Показ упражнений: разучивание и впевание их. Введение новых упражнений с последующим усложнением в зависимости от усвоения
предыдущего материала. Пение на одном, двух звуках, звукорядов (поступенном и интервальном движениях). Сначала на гласных звуках (ы-э-а-о-у), затем
с добавлением согласных (л, т, х и др.), после этого попевки и распевки со
8
словами. Добиваться слаженного ансамблевого пения, правильного формирования звука, точного интонирования.
Раздел 3. Развитие музыкально-исполнительских навыков
Тема 3.1. Выразительное исполнение вокального произведения
Теория: Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства.
Беседа о содержании, знакомство с текстом. Раскрытие художественного образа песни. Понятие терминов «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль». Основные
правила сольного пения и пения в ансамбле.
Практика: Показ-исполнение песни. Работа над текстом, мелодией, ритмом, по слуху, с сопровождением. Отдельная работа над сложными в интонационном и ритмическом плане фрагментами произведения. Формирование
певческой позиции, характерной для эстрадной манеры. Воспитание слухового контроля. Пение в ансамбле в унисон. Работа с фонограммами. Работа
над музыкальными произведениями.
Тема 3.2. Постановка движений к песне
Практика: Разучивание элементарных музыкально-ритмических движений к конкретной песне (шаги, подскоки, хлопки, щелчки, повороты и др.),
выработка правильной красивой осанки, умение легко двигаться, освоение
сценического рисунка.
Тема 3.3. Целостный образ: соединение вокала и движений
Практика: Добиваться координации движений и правильного пения.
Соотношение художественного замысла песни со сценическим движением.
Формировать элементарные актерские навыки (мимика, жесты).
Раздел 4. Концертная деятельность.
Практика: Участие в школьных мероприятиях, концертах, праздниках,
конкурсах и фестивалях. Анализ выступлений.
9
3.3.
Критерии подбора репертуара
Репертуар эстрадных хоровых коллективов должен соответствовать по
сложности уровню подготовки обучающихся и усложняться по мере продолжительности занятий ансамблем. В данном учебном году независимо от возраста будет взят несложный репертуар, так как эта деятельность начнется с
нуля. В зависимости от количества, способностей, уровня обучающихся хоровых групп песни будут подбираться индивидуально для каждого начинающего
возрастного хорового коллектива. Для повышения интереса и мотивации обучающихся вокальный репертуар будет преимущественно современный, также
планируется использование образцов народной и классической музыки в современной обработке, доступные по содержанию и возрасту.
3.4.
Планируемые результаты
- Владеть вокально-хоровыми навыками на начальном уровне: выполнять
блок дыхательных упражнений, петь в правильной певческой позиции и установке, артикулируя без зажимов, соотносить слух и голос.
- Владеть выразительностью исполнения вокального произведения на начальном уровне.
- Соотносить элементарные движения, жесты и пение.
3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет, оборудованный фортепиано, компьютером, акустической системой, проектором, экраном;
- сцена (для репетиций).
Методическое обеспечение:
- аудиозаписи плюсов и минусов песен;
- электронные ресурсы для демонстрации видеозаписей выступлений хоровых коллективов;
10
- нотный материал;
- справочная и методическая литература.
Принципы и методы работы
Принципы:
- доступность используемого музыкального материала: по содержанию, голосовым возможностям, техническим навыкам;
- постепенность и последовательность освоения эстрадно-хорового пения с
элементами движений;
- принцип поддержания позитивного эмоционального фона на занятиях.
Методы:
1. Метод-демонстрации: прослушивание и просмотр лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2. Словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, сообщения задач.
3. Метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде.
4. Метод анализа: совместный просмотр выступлений, снятых на видеокамеру, их анализ с подчеркиванием лучших моментов, выявлением
ошибок и работой над ними.
Структура занятия:
1. Выполнение комплекса упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания, артикуляции.
2. Вокальные упражнения и распевание.
3. Работа над репертуаром (с последующим подключением сценических
движений)
4. Анализ занятия.
11
4. Формы контроля и оценочные материалы
Формы контроля
Основная форма контроля на занятиях – прослушивание.
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
- исполнение на концертах, мероприятиях;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Оценочные материалы
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий. Итоговый контроль осуществляется в процессе открытых занятий, концертной деятельности, а также выступлений на
конкурсных мероприятиях. Выше перечисленные мероприятия выявляют
творческий рост учащихся и возможность перехода к более сложному этапу
обучения.
5. Методическая литература
1. Анищенко Ирина. Распевки в картинках для малышей, 2016
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983
3. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. М., 2002
4. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к
ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М., 1951
5. Головина Ольга. Самоучитель по постановке эстрадно-джазового вокала.
Екб., 2018
6. Добровольская Н.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. М., 1959
7. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной
школы. М., 1977
8. Палкин В. Вокально-хоровые упражнения. Харьков, 2007
9. Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. СПб, 2016
10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
«Прометей», 1992
12
11. Чернова Л. В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990
12. Хайтович Лев. Методическое пособие для вокалистов-эстрадников. Сборник эстрадно-джазовых распевок и песенок. Нижний Новгород, 2006
Список интернет-ресурсов
1. Детские песни https://deti-online.com/pesni/
2. Детские песни http://chudokit.
ru/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5
%D1%82%D1%8
1%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8
3. Песни для подростков, школьников и детей
https://olhanskiy.ru/albums/pesni-deteyshkolnikov- Podrostkov
4. Кладовка кота Леопольда http://leopoldbaby.com/
5. Музыкальная фантазия, сайт композитора Ю. Вережникова
http://musicfantasy.
ru/verizhnikov-yuriy
6. Сайт минусовок, BackingTrackx.com
https://backingtrackx.com/ispolniteli/11/detskie_pesni.html
7. Сайт композитора А. Ермолова http://ermolov.ru/m.katalog.php
8. Сайт минусовок. Детские песни
https://minus1.ru/artists/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%
B8%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8
9. Сайт минусовок https://x-minus.me/
10. Сайт минусовок http://minusok.com/minus/song/
11. Сайт минусовок. Детские песни https://btrack.
com/artist/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%
13
13. Студия «Улыбка мира», песни для детей
http://www.babymusic.ru/index.php?option=com_content&view=article81%D0%
BA%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8
12. Современные детские песни https://m.vk.com/children_songs
&id=196&Itemid=1104
14. Студия детской песни «Фантазёры». Новые детские песни. Современные
хиты для детей https://www.deti-songs.ru/
14