ДООП Свободный художник

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Свободный
художник» (далее - Программа) Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 300 «Перспектива» (далее – МАОУ
СОШ №300 «Перспектива») разработана на основе нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции).
3.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительнымобщеобразовательным программам.
6.
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ» (в действующей редакции).
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Устав МАОУ СОШ №300 «Перспектива».
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Воображариум» имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет
создать условия для творческого развития личности ребенка, видеть и понимать красоту
окружающего мира. Это воспитание культуры чувств, развитие художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности.
1.2. Новизна и актуальность
Новизна программы состоит в том, что в процессе годичного обучения
обучающиеся получают знания о закономерностях создания композиции и иллюстрации,
познакомятся с основными видами изобразительного искусства, такими как графика и
живопись. Обучающиеся познакомятся с нетрадиционными техниками рисования и
смогут применять их в своих работах. В программу включены занятия на изучение
плакатного и уличного искусства, благодаря чему обучающиеся учатся видеть прекрасное
в мелочах вокруг себя.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе рисования у
обучающихся развиваются не только художественные способности, но и

коммуникативные навыки. Использование традиционных и нетрадиционных техник
рисования позволяет обучающимся чувствовать себя, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. Обучающиеся освоят
художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через
привлечение к процессу рисования.
Учебный план включает изучение нетрадиционных художественных техник для
развития творческого воображения через восприятие и рисунок. Программа позволяет
решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких
личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам,
способность работать в группе. Обучающиеся приобретут знания о различных техниках
живописи, графики, красоте окружающего мира, умения и навыки в выполнении
тематических работ, то, как реализовать свои идеи через изобразительную деятельность.
Особенность
программы:
особенностью
программы
является
ее
целенаправленность одновременного и поэтапного развития художественного образного
мышления, связанного с познавательной функцией, формирование технических навыков
работы, при помощи которых ребенок фиксирует то, что он узнает об окружающем мире,
раскрытие и развитие эмоционального чувственного мира ребенка, духовного развития
личности, познание себя.
Уровень программы: стартовый (ознакомительный). Освоение программного
материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных
знаний в области изобразительного искусства. Данная программа знакомит обучающихся
с основными понятиями изобразительного искусства: композиции, цветоведения,
графики, живописи, .
Этапы реализации программ:
1. Начальный (Включает формирование объединения и группы).
2. Основной (Погружение в деятельность, направленную на достижение
поставленной цели, решение задач с опосредованным использованием методов, форм и
средств реализации программ. Подготовка к различным выставкам).
3. 3аключительный (Анализ продельный работы за год планирование
дальнейший деятельности).
Для реализации программы и воспитательного процесса на занятиях
используются следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии
–
опора
на
индивидуальные
возможности и потребности каждого обучающегося. Возможность индивидуального
подхода и создания индивидуального образовательного маршрута в рамках
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Здоровьесберегающие технологии – соблюдение санитарных норм и правил при
работе со специализированным оборудованием, сохранение осанки и зрения, смена
видов деятельности, профилактика стрессов.
Технология интегрированного обучения – слияние в процессе изучения
программы знаний в нескольких областях деятельности, возможность реализации
полученных знаний и умений в школьной и внешкольной учебной и творческой
деятельности (в изобразительном искусстве – связь с литературой, биологией,
анатомией, естествознанием и т.д.).
Технология проблемного обучения – организация на занятиях проблемных
ситуаций(заданий), для решения которых обучающимся необходимо будет проявить

инициативу и найти творческое решение поставленных задач. Данная технология
способствует развитию любознательности, творческого мышления, активности,
формированию новых знаний и умений.
Коллективный способ обучения – сотрудничество и взаимопомощь между
учащимися, направленное на развитие индивидуального уровня каждого через
выполнение коллективных творческих работ.
Основными методами организации занятий в изостудии являются практические и
творческие задания, упражнения по отработке навыков в работе с материалами. Так как
именно они позволят закрепить полученные знания и практические умения,
необходимые для создания творческих работ.
1.3. Категории обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 13-15 лет в рамках дополнительного
образования и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей в области
художественно-изобразительной деятельности.
1.4. Объём и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год, по 1,5
часа, 1 раз в неделю.
1.5. Форма обучения: очная.
1.6. Формы организации занятий: беседы, творческие работы, упражнение по
рисунку, конкурсы, выставки.
1.7. Условия набора учащихся
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения
предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
1.8. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами
изобразительного искусства, воспитание нравственно-эстетических качеств личности.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
- овладение основами художественной грамоты;
- обучение навыкам рисования и владение различными техниками изобразительной
деятельности;
- приобретение опыта работы в различных техниках художественно-творческой
деятельности, с использованием различных материалов;
- формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее
место).
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся
и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение
содержания программы):
- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, фантазии, воображения;

- художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- навыков работы с художественными материалами;
- моторики, пластичности, точности глазомера.
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу,
другим людям,самому себе):
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности;
- воспитание гражданских и духовно-нравственных качеств;
1.9. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и
чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работ в команде сверстников под руководством учителя.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного курса:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, понимание красоты как
ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании), а
также в специфических нетрадиционных формах художественной деятельности, знание
видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды
искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
•
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
• понятия: натюрморт, пейзаж, портрет, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень,
блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, эскиз,
дальний план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный
центр, иллюстрация, шрифт, граффити, комикс, граттаж, ниткография, кляксография,
пластилинография;
• основы цветоведения, техники работы красками, усвоит азы рисунка, живописи и
композиции;
• основы линейной и воздушной перспективы.
1.10. Виды контроля
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом
занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе)
учебного года.
Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного
содержания учащимися, метапредметных результатов, личностного развития и
взаимоотношений в коллективе.
Формы оценочной процедуры: фронтальное обсуждение, педагогическое
наблюдение, выставка работ, творческий зачет.
Критерии оценивания:
1. сформированность художественных знаний, умений и навыков
2. сформированность нравственно-эстетической отзывчивости
3. сформированность художественно-творческой активности
Раздел 2. Содержание программы

Учебный план ДООП «Свободный художник»
Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество часов
Всего

Теория

Практи
ка

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

Виды перспективы. Предметы,
обстановка в угловой и центральной
перспективе.
Абстрактная композиция и
инсталляции.
Создание абстрактной композиции.
Раздел 2. Живопись
Пятно, мазок, тон, создаем форму
цветом.
Особенности колорита. Рисунок
времени года/суток.
Импрессионизм. Картинка мазками.
Радел 3. Создание и изображения
персонажа
Создание персонажа. Образ, характер
история через изображение.
Эмоции персонажа.

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

Вводное занятие
Раздел 1. Основы рисунка. Виды
графических техник
Инструктаж по т/б.
Свободных художник и его творческие
материалы. Скетчинг.
Виды композиции и «золотое сечение».

1,5

1,5

Формы
аттестации/контрол
я

Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

Аниме и чиби в японской культуре.
Итоговая работа и презентация
персонажа.
Раздел 4. Создание иллюстрации.

1,5
1,5

0,5

1
1,5

Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа
Творческая работа

1,5

0,5

1

0,5

1,5
1

18.

Виды иллюстрации, сбор материала и
поисковая работа (эскизы).
Создание иллюстрации.
Комиксы. Текст, изображение, история.
Идея и эскизы.
Создание комикса.
Завершение работы над комиксом.
Раздел 5. Плакатное и уличное
искусство.
Буквицы и шрифты.

Практическая
работа
Творческая работа

1,5

0,5

1

19.

Объемные фигуры и свето-тень.

1,5

0,5

1

7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

1,5
1,5
1,5
1,5

1,5
1,5

Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа

Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа
Творческая работа
Практическая
работа
Практическая

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Концепт, идея. Эскиз плаката.
Большой плакат – большой формат.
Граффити, искусство улицы. Создание
эскиза.
Создание примера граффити на
ватмане.
Раздел 6. Многообразие материалов
для картин
Ниткография.
Монотипия.
Текстурные картины. Создание
текстуры, их совмещение.
Текстурные картины, добавление
цвета.
Флюид-арт.
Раздел 7. Тематическое рисование
Культура моей страны (коллаж). Идеи,
эскизы.
Культура моей страны (коллаж).
Завершение работы.
Работа с использованием разных
техник рисования «Внутри себя».
Идеи, эскизы, подбор техник.
Свободная композиция.
Самостоятельный выбор темы,
материалов. Идеи, эскизы.
Свободная композиция.
Итоговое занятие.
Итого:

1,5
1,5
1,5

0,5
0,5

1
1,5
1

1,5

1,5

1,5
1,5
1,5

1,5
1,5
1

работа
Творческая работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа

1,5

1,5

Творческая работа
Творческая работа
Практическая
работа
Творческая работа

1,5

1,5

Творческая работа

1,5

1,5

Творческая работа

1,5

1,5

Творческая работа

1,5

1,5

Творческая работа

1,5

1,5

Творческая работа

1,5
1
36

Творческая работа
Итоговая выставка

1,5
1,5
51

0,5

0,5
15

Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
2. Столы и стулья.
3. Инструменты и расходные материалы: бумага, краски, карандаши, пластилин,
цветная бумага, картон, маркеры, ручки.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».