ДООП Школа КВН

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Объём, содержание программы
2.2 Планируемые результаты
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Учебный план
3.2. Календарный учебный график
3.3. Оценочные материалы
3.4. Методические материалы
4. Иные компоненты
4.1. Условия реализации программы
4.2. Список литературы
5. Календарный учебно-тематический план

3
6
6
9
11
12
13
14
16
19
19
20
24

2

1.

Пояснительная записка

Программа «Школа КВН» разработана на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
РФ»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
(далее – Минобрнауки России) от 29.08.2013 г. № 1008 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»»;
- Концепции развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р).
- Методических рекомендаций по разработке и оформлению
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская. – Иркутск. – 2016. – с. 21.
КВН (Клуб весёлых и находчивых) — юмористические игры, в которых
команды различных коллективов (учебных заведений, вузов, предприятий,
городов) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы,
импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен.
Отличительные особенности программы:
Программа «Школа КВН» предоставляет возможность подросткам
свободно выражать своё творческое начало, делать это грамотно, используя
социально-приемлемые формы.
Программа предполагает создание условий для самореализации и
саморазвития личностных качеств, для становления социально-активной
личности. Развитие социальной активности и организаторских навыков
подростков происходит через их участие в организации игровых, конкурсных,
развлекательных программ.
КВН – это форма общения, поэтому способствует
развитию
коммуникативных способностей, способности к анализу и осмыслению
событий, процессов и явлений.
Востребованными
оказываются
люди,
способные
мыслить
самостоятельно, вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение
актуальной проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать
к нему интерес соответствующих лиц и сделать их своими
единомышленниками. А для этого нужно еще отработать систему
доказательств оптимальности и необходимости реализации своей идеи.
Безусловно, в каждом учебном предмете есть установки на
мыслительный процесс. Но выделено ли мышление в отдельный учебный
3

предмет, позволяющий выстроить свое поведение в каждой конкретной
ситуации. Восполнить этот недостаток поможет программа дополнительного
образования подростков «Школа КВН»
Направленность программы: социально-педагогическая.
Адресат программ: подростки от 11 до 17 лет
Краткая характеристика учащихся, которые будут обучаться по данной
программе:
Подростки от 11-17 лет - новообразование этого возраста, перенесенное
внутрь
социальное
сознание,
т.е.
есть
самосознание
(иначе
интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление
способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более
глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего
личностного
развития
и
др.
Среди
других
новообразований
чувство взрослости; на первый план выступают мотивы, которые связаны с
формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они
соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными
для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно
поставленной
цели
и
сознательно
принятого
намерения;
нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее
представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным
сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка;
самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется
осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой
общественно значимой позиции.
Срок освоения программы - 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев;
Форма обучения – очная.
Режим занятий: периодичность и продолжительность занятий: 3 раза
в неделю по 1 учебному часу, 1 занятие по 1,5 часа.
Актуальность программы: Программа призвана обеспечить ряд
профилактических мер по коррекции поведения подростков, активно
содействует развитию творческих способностей школьников, учит их
осознавать значимость своей деятельности.
Новизна программы: программа важна для школьников тем, что она
направлена на развитие активности, инициативности; способности
эффективно отстаивать личные интересы; влиять на зрителей личностными
качествами, в том числе и коммуникативными; оперировать суждениями,
умозаключениями, аргументами; уметь возбуждать интерес к своей личности.
Программа пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает их
самостоятельность и инициативность, помогает раскрыть творческие
способности.
Цель программы: создание мотивации для развития у подростков
творческого развития и самореализации в проведении досуга в форме КВН.
Задачи:
4

Обучающие:
• познакомить с историей КВНовского движения;
• рассмотреть механизм создания команды;
• помочь определить права и обязанности ее участников, распределить их
по функциональным группам;
• познакомить с требованиями игр, правилами конкурсов;
• показать условия создания шутки, написания сценария;
• познакомить с правилами поведения на сцене;
• научить работе с болельщиками;
• повторить кодекс корпоративной этики;
• познакомить с литературой и Интернет-ресурсами.
• обучить выявлению зависимости подготовки и выступления команды;
• познакомить с редактированием речевых высказываний;
• рассмотреть ролевые, деловые и психологические игры, имитирующие
реальные жизненные ситуации;
• помочь проводить рефлексию по следам собственной деятельности;
• познакомить с приемами решения и составления коммуникативных,
логических, психологических и этических задач;
• помочь раскрыть собственное мыслеречетворчество обучаемых.
• выработать
умения
анализировать
выступления
команды,
формулировать объективную оценку полученных результатов.
Развивающие:
• содействовать развитию творческих возможностей учащихся;
• развивать личностные качества подростков;
• помочь учащемуся осознать свою роль в развитии движения КВН.
• активно содействовать развитию аналитических способностей учащихся
в формировании собственных суждений в ходе реализации программы;
• способствовать раскрытию и утверждению социальных качеств
личности.
• содействовать развитию творческих возможностей учащихся;
Воспитывающие:
• воспитывать
чувства
коллективизма,
взаимопонимания
и
взаимовыручки;
• помочь осознать значимость деятельности каждого члена команды;
• создать мотивацию к познанию нового и интересного материала.
• формировать у учащихся установку на уважение каждой личности, ее
понимание, одобрение, поддержку и доброжелательность;
• способствовать культуре поведения на сцене;
• создать мотивацию к познанию нового и интересного;
• помочь осознать значимость деятельности каждого.
2.

Комплекс основных характеристик программы

2.1. Объём программы: 104 часа.
5

Содержание программы

Занятие № 1. 1час
Вводное организационное занятие.
Занятие № 2. 1 час
«КВН – игра, театр, соревнование».
Занятие № 3. 1 час
Диагностика творческих способностей. Разработка имиджа команды.
Занятие № 4. 1,5 часа
Сценическая грамота.
Занятие № 5. 1 час
Сценическое действие, действие с предметами.
Занятие № 6. 1 час
Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.
Занятие № 7. 1 час
этюды-импровизации, взаимодействие на сцене, сюжетные этюды.
Занятие № 8. 1,5 часа
Работа над сценарным материалом.
Занятие № 9. 1 час
Специфика жанров КВН.
Занятие № 10. 1 час
Приветствие, разминка.
Занятие № 11. 1 час
СТЭМ.
Занятие № 12. 1,5 часа
Биатлон
Занятие № 13. 1 час
Способы получения информации.
Занятие № 14. 1 час
Личные наблюдения.
Занятие № 15. 1 час
Работа с газетами и журналами.
Занятие № 16. 1,5 часа
Работа с ТВ.
Занятие № 17. 1 час
Работа с интернет источниками.
Занятие № 18. 1 час
Подбор материалов в соответствии с темой.
Занятие № 19. 1 час
Подбор материалов в соответствии с темой «Современное общество».
Занятие № 20. 1,5 часа
Подбор материалов в соответствии с темой «Интернет и все, все, все».
Занятие № 21. 1 час
Подбор материалов в соответствии с темой «Современное искусство».
Занятие № 22. 1 час
6

Подбор материалов в соответствии с темой «Юмор – двигатель
прогресса».
Занятие № 23. 1 час
Анализ подобранных видеоматериалов.
Занятие № 24. 1,5 час
Анализ подобранных видеоматериалов.
Занятие № 25. 1 час
Анализ подобранных видеоматериалов.
Занятие № 26. 1 час
Участие в играх КВН.
Занятие № 27. 1 час
Анализ подобранных видеоматериалов.
Занятие № 28. 1,5 часа
Анализ подобранных видеоматериалов.
Занятие № 29. 1 час
Понятие комического в литературе.
Занятие № 30. 1 час
Анекдот как литературный жанр.
Занятие № 31. 1 час
Анекдот как жанр фольклора.
Занятие № 32. 1,5 часа
Виды комического в литературе.
Занятие № 33. 1 час
Участие в новогодних представлениях.
Занятие № 34. 1 час
Участие в новогодних представлениях.
Занятие № 35. 1 час
Виды комического в литературе.
Занятие № 36. 1,5 часа
Сценическое мастерство.
Занятие № 37. 1 час
Выступление на концертах.
Занятие № 38. 1 час
Управление эмоциями. Упражнения.
Занятие № 39. 1 час
Проигрывание спектаклей (приветствие, домашнее задание, биатлон).
Занятие № 40. 1,5 часа
Проигрывание биатлона.
Занятие № 41. 1 час
Проигрывание домашнего задания.
Занятие № 42. 1 час
Проигрывание приветствия.
Занятие № 43. 1 час
Участие в играх КВН.
7

Занятие № 44. 1,5 часа
Участие в играх КВН.
Занятие № 45. 1 час
Выступление на концертах.
Занятие № 46. 1 час
Участие в играх КВН.
Занятие № 47. 1 час
Выступление на концертах.
Занятие № 48. 1 час
Проигрывание мини спектаклей с включением музыки.
Занятие № 49. 1 час
Проигрывание мини спектаклей с включением танцев.
Занятие № 50. 1 час
Проигрывание мини спектаклей с включением оформления.
Занятие № 51. 1 час
Проигрывание мини спектаклей с включением музыки.
Занятие № 52. 1,5 часа
Проигрывание эпизодов.
Занятие № 53. 1 час
Проигрывание эпизодов.
Занятие № 54. 1 час
Участие в играх КВН.
Занятие № 55. 1 час
Проигрывание эпизодов.
Занятие № 56. 1,5 час
Выступление на концертах.
Занятие № 57. 1 час
Проигрывание эпизодов.
Занятие № 58. 1 часа
Выступление на концертах.
Занятие № 59. 1 час
Виды общения.
Занятие № 60. 1,5 часа
Виды общения.
Занятие № 61. 1 час
Формирование навыков общения.
Занятие № 62. 1 час
Формирование навыков группового взаимодействия.
Занятие № 63. 1 час
Эмоции человека.
Занятие № 64. 1,5 часа
Эмоции человека и умение управлять ими.
Занятие № 65. 1 час
Речевая культура.
8

Занятие № 66. 1 час
Техники речи (дыхание, интонирование, дикция).
Занятие № 67. 1 час
Виды игр.
Занятие № 68. 1,5 часа
Спортивные игры.
Занятие № 69. 1 час
Организация игр с детьми.
Занятие № 70. 1 час
Интеллектуальные игры.
Занятие № 71. 1 час
Игры на сплочение коллектива.
Занятие № 72. 1,5 часа
Организация квест-игры.
Занятие № 74. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 75. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 76. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 77. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 78. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 79. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 80. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 81. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 82. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 83. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 84. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 85. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 86. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 87. 1,5 часа
Отработка написанного материала
Занятие № 88. 1 час
Подведение итогов
9

2.2 Планируемые результаты
Воспитанники, прошедшие все этапы обучения по программе, должны
получить общие сведения об истории КВН. В том числе теоретические знания:
– методы написания шуток;
– способы грамотного применения шутки;
– определять сходства и различия КВН – конкурсов.
За время обучения подростки изучат:
— историю КВНовского движения;
— требования к игре;
— как распределить права и обязанности членов команды;
— методику написания шуток и сценариев;
— правильность поведения на сцене;
— приемы работы с болельщиками;
— находить литературу по интересующей теме.
— навыки публичных выступлений;
— как обосновать «плюсы» и «минусы» выступления команды;
— редактировать речевые высказывания;
— приемами решения и составления коммуникативных, логических,
психологических и этических задач.
Практические умения:
– умение самостоятельно работать над сценарием и его сценическим
воплощением;
– умение редактировать собственный сценарий;
– умение анализировать собственную игру и игру других команд;
– умение работать в творческом коллективе;
– умение оценивать культуру юмора.
Метапредметные результаты 9-11 классы
Личностные УУД:
• Личностное и профессиональное самоопределение;
• Развитие самосознания, позитивной оценки и самоуважения, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам.
Познавательные УУД:
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;

10

• умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание
текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения
текста.
• Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация).
• Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с
помощью ИКТ.
• Анализировать, сравнивать и группировать различные объекты,
явления, факты.
Регулятивные УУД:
• умение составлять план действий;
• определение промежуточных целей с учетом конечного результата;
• способность вносить необходимые изменения и коррективы в план
действий;
• способность и мобилизация сил и энергии при преодолении трудностей.
Коммуникативные УУД:
• создавать условия для сотрудничества с учителем и сверстниками;
• обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
• устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
• проводить эффективные групповые обсуждения;
• обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
• владение монологической и диалогической формами речи, умение
отвечать на вопросы.

Воспитательная работа
Тип воспитательной работы: культурно-нравственной ориентации.
В данной воспитательной системе воспитание трактуется как процесс
проживания и присвоения ценности культуры в специально созданной
социально-культурной среде, основанной на традициях молодежного
движения КВН.
Цель воспитания:
В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие
характеристики учащихся. Это подросток:
• имеющий и способный отстоять свою особенную нравственную
позицию;
• носитель определенного типа культуры;
• стремящийся к постижению и сотворению красоты;
• способный к самореализации и саморазвитию.
11

Компоненты воспитательной системы:
• особый уклад жизни объединения (собственный свод правил поведения,
ритуалов, традиций, событий), несущий в себе ценности выбранного типа
культуры;
• система
фестивалей,
концертов,
различных
мероприятий,
демонстрирующая лучшие образцы воспроизводства и дальнейшего развития
данного типа культуры;
• оформление помещения, задающее стиль и создающее необходимую
атмосферу.
3.

Комплекс организационно-педагогических условий

Педагог руководствуется утвержденным учебно-методическим планом,
но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает
реализацию принципа вариативности образовательного процесса.
В связи со спецификой образовательной деятельности (работа в составе
КВН-команд по 7-8 человек), в рамках программы допускаются занятия по
подгруппам.
Формирование творческих групп производится на добровольной основе.

12

3.1. Учебный план
Название разделов,
тем

Количество часов

Форма
промеж
Все уточной
го
и
итогово
й
аттеста
ции

Теория

Практика

Раздел 1.
Вводное организационное занятие

3

3

6

1.1

КВН – игра, театр, соревнование

1

1

2

1.2

Диагностика творческих
способностей

1

1

2

1.3

Разработка имиджа команды

1

1

2

3
1

6
2

9
3

1

2

3

1

2

3

10
2

20
4

30
6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2.1
2.2
2.3

3.1

3.2

3.3
3.4
3.5

Раздел 2.
Сценическая грамота
сценическое действие, действия с
предметами
сценическое действие, действие в
предлагаемых обстоятельствах
этюды-импровизации,
взаимодействие на сцене, сюжетные
этюды
Раздел 3. Работа над сценарным
материалом
специфика жанров КВН:
приветствие, разминка, СТЭМ,
домашнее задание
способы получения информации:
личные наблюдения, работа с
газетами, журналами, ТВ
подбор материала в соответствии с
избранной темой
анализ видеоматериалов
понятие комического в литературе,
анекдот как литературный жанр и
жанр фольклора

13

Раздел 4. Репетиционная
деятельность
4.1 проигрывание отдельных эпизодов
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
5.4
6.1

проигрывание мини-спектаклей
(приветствие, домашнее задание)
проигрывание мини-спектаклей с
включением музыки, оформления
Раздел 5. Общение
виды общения
формирование навыков группового
взаимодействия
эмоции человека, умение управлять
ими
речевая культура, техника речи
(дыхание, интонирование, дикция)
Раздел 6. Игровая деятельность
Виды игр. Организация игр
Раздел 7. Предметная практика

участие в играх КВН. Итоговая
аттестация
7.2 выступление в концертах
7.3 участие в новогодних
представлениях. Промежуточная
аттестация
Итого:

8

3
1

11
4

14
5

1

3

4

1

4

5

2
2

16
4
4

2

2

4

2

2

4

3
3

12
12
14

15
15
14

5

5

5
4

5
4

74

104

2
2

8

7.1

30

3.2. Календарный учебный график
Раздел
/
месяц
Раздел
1
Вводное
организаци
онное
занятие
Раздел
2
Сценическа
я грамота
Раздел
3
Работа над
сценарным
материало
м

сентяб
рь
6ч

октябрь ноябрь декабрь

январь февраль

6ч

6ч

март апрель

май

9ч
6ч

6ч

6ч

14

Раздел
4
Репетицион
ная
деятельнос
ть
Раздел
5
Общение
Раздел
6
Игровая
деятельнос
ть
Раздел
7
Предметна
я практика
Промежуточ
ная
аттестация
Итоговая
аттестация
Всего
21 ч

5ч

2ч

1ч

5ч

4ч

3ч

1ч

1ч

4ч

4ч

4ч

4ч

3ч

3ч

3ч

4ч

5ч

1ч

1ч

1ч

2ч
2ч
6ч

3.3.

6ч

11 ч

16 ч

16 ч

11 ч

9ч

12 ч

Оценочные материалы

Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
• достижения обучающихся в области КВН;
• результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на
выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
• популярность культурных образцов, производимых учащимися в
молодежной среде.
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных
результатов:
• результаты участия воспитанников в творческих конкурсах районного,
городского и российского уровня;
• тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;
• тестирование изменения ценностных ориентаций.
Механизм оценки результатов:
• освоение обучающих программ посредством игровой групповой
деятельности (применение знаний на практике – турниры, фестивали,
конкурсы и т.д.);
• организаторских
умений: по результатам участия команды в
организации мероприятий, проектов и программ – на основе самооценки,
оценки участников объединения, педагогов, специалистов.
• личностного роста: на основе творческой самооценки, оценки
участников объединения, педагогов, специалистов.
15

Диагностики:
1.
«Диагностика уровня творческой активности учащихся»
(методика М.И. Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишеева, Л.А.Воловича)
2.
«Самооценка» (методика М.И. Рыжкова, Ю.С.Тюнникова)
3.
«Изучение социализированности личности учащихся» (методика
М.И. Рожкова)
4.
«Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива»
(методика О.В.Лишина)
5.
«Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся»
(методика Р.В.Овчаровой)
6.
«Мы - коллектив? Мы - коллектив. Мы - КОЛЛЕКТИВ!»
(методика М.Г.Казакиной)
Результат аттестации может фиксироваться на 4-х уровнях:
- минимальный,
- базовый,
- повышенный,
- творческий.
Характеристика уровней
минимальный – обучающийся программу не освоил, т.е. не приобрел
предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков; не
выполнил задач, поставленных перед ним педагогом;
базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную
программу, свободно ориентируется в изученном материале;
повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету
КВН; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным
занятиям, принимает участие в конкурсах, выставках городского уровня и
выше;
творческий - обучающийся выполняет программу, дополнительно
самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности в КВН,
стабильно участвует в конкурсах, выставках, фестивалях, занимает призовые
места.
Признаки
Раскрепощени
е
на сцене,
снятие
зажимов.
Публичное
выступление

Минимальный
Движение
в
пространстве.
Выполнение
задания,
упражнения
в
присутствии
одногруппников,
не стесняясь

Базовый
Выполнение
упражнения
присутствии
постороннего
человека

Повышенный
Выполнение
в этюдов,
заданий
в
заданном
ритме. Выйти
на сцену в
массовке

Творческий
Участие
в
театрализации
, концертном
номере и т.д.

16

Раскрытие
творческих
способностей,
развитие
потенциала
Развитие
эмоционально
й сферы.

взаимодействи
е
с
коллективом,
партнерами
Сценическая
речь.
Раскрытие
голосовых
возможностей
детей

Сосредоточение
на выполнении
задания. Умение
слушать
и
повторять
Умение
выражать эмоции
лицом, руками,
тело

Выполнение
Участие в 2-3
этюдов
на игровых
заданную тему
программах,
концертах

Участие
в
театрализации
,
концерте,
спектакле

Выражение
эмоций,
испытываемых
при
соприкосновени
и с окружающим
миром
Плохое общение, Обычное
без участия в общение
жизни
коллектива

Уметь описать Сыграть 1-2
эмоции героя
характерные
роли

Хорошее
взаимодействи
е

Повышенный
интерес
к
окружающим

Знать
2-3
трудноговорки,
3-5 специальных
артикуляционны
х упражнений,
простейшие
дыхательные
упражнения

Правильно
произносить
звуки.
Знать
упражнения на
голосовое
общение
с
партнером.
Уметь
построить
с
партнером
диалог

Логико
–
грамматическ
и правильно
построить
диалог
с
партнером на
заданную
тему. Уметь
удерживать в
памяти
цепочку слов
связанных и
не связанных
по смыслу

Уметь
произносить 2-3
скороговорки,
знать
простые
артикуляционны
е упражнения

Протокол проведения итоговой (промежуточный) аттестации
воспитанников
Год обучения
1- й

Минимальный
уровень
(кол-во / %)

Базовый
уровень
(кол-во / %)

Повышенный
уровень
(кол-во / %)

Творческий
уровень
(кол-во / %)

3.4. Методические материалы
Программно-методическое обеспечение
Данная программа рассчитана на работу с подростками во внеурочное
время.
Основной целью организации, как и дополнительного образования в
целом, является развитие мотивации подростков к познанию и творчеству,
содействие личностному и профессиональному самоопределению их
17

адаптации в динамичном обществе. КВН является одним из направлений
молодежной и подростковой субкультуры, способом творческого
самовыражения и обучающей, познавательной деятельностью для молодежи и
подростков.
Программа
призвана
создать
среду
для
творческого и
индивидуального развития её участников.
Через
творческие
микрогруппы, коллективное планирование, совместную деятельность детей
и взрослых педагог пытается решить задачи:
1.
Социально-психологическая задача (помощь в рефлексии,
саморегуляции, самоопределения личности)
2.
Организация деятельности подростков, как активной формы
проявления их к окружающему миру.
Основы общения и взаимоотношений в группе, соуправление и
самоуправление, являются основными принципами культурно-групповой
деятельности. На этих принципах отрабатывается социально-позитивная
модель поведения.
Средства обучения
1.
Интернет.
2.
Телевидение.
3.
Печатные издания.
4.
Методические указания педагога.
5.
Обмен опытом с другими КВНщиками.
Концептуальная база программы
Объединение «Школа КВН» является разновозрастным творческим
объединением, построенным на принципах гуманистического воспитания,
активного взаимодействия с общественными организациями города и области,
творческого поиска и самореализации участников творческого объединения.
Состав групп предполагается постоянный, хотя возможны изменения.
Детское объединение формируется по интересам школьников. Возраст детей
от 13 до 17 лет.
Количество учебных часов в год: 144 часа. Программа состоит из
тематических блоков с цикличным учебным планом, что позволяет
воспитаннику ежегодно пополнять знания по темам, при этом вспоминая и
закрепляя пройденный материал.
Подросток идет в творческое объединение с мотивацией на участие в
альтруистической деятельности, которую ведет группа.
Вступление в объединение осознается подростком не только как средство
получения образовательного продукта (знаний, умений, навыков), но и как
способ участия в общем деле, в общей работе, значимость которой в глазах
подростков достаточно высока. Организация этой общей работы строится на
принципах:
18

Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс строится так,
что полученные теоретические знания сразу закрепляются на практике;
• Принцип системности и последовательности – содержание учебного
процесса строится по определенной логике, порядке, системе;
• Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления,
уверенности в своих силах;
• Принцип интеграции: совмещение в одной программе игры КВН с
различными видами искусства;
• Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребенка;
• Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и
доступность обучения;
• Принцип целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и
развития с одной стороны, системности с другой.
Команды «Школы КВН» выступают как первичные группы объединения,
вследствие чего строятся как «неформальные структуры».
Эти группы являются первой испытательной средой для
индивидуального и коллективного творчества ее членов, для общения и
определения взаимоотношений в группе. Организация взаимодействия команд
строится на основе коллективного планирования объединения (игры,
фестивали, концерты и т.д.)
Характер деятельности каждой команды может варьироваться в
зависимости от творческих и психологических параметров ее членов.
Образовательный
потенциал
объединения
основывается
на
систематическом апробировании и анализе результатов работы команд по
итогам выступлений в турнирах или на концертах.
В воспитательной системе объединения важным элементом является
принцип членства в «Школе КВН». В этом возрасте для подростка важна
коллективно-оценочная характеристика. Общение с группой, отношение
группы к данному подростку является для последнего одним из основных
мотивов его творческой деятельности.
Эта деятельность может реализоваться в следующих формах
(коллективных, индивидуальных):
• Выступление с инициативами по различным вопросам общественнополитической жизни, вносит предложения органам государственной власти и
местного самоуправления;
• Организация и проведение городских фестивалей, турниров, концертов,
гастролей команд КВН, участие в муниципальных, региональных и
межрегиональных турнирах, концертах команд КВН, проводимых
общественными объединениями;
• Проведение
культурно-просветительских
и
развлекательных
мероприятий, в том числе летних лагерей и инструктивных сессий
Занятия проводятся в группах и индивидуально. На групповых занятиях
используются лекции, беседы, тренинги, интеллектуальные упражнения,
•

19

встречи, репетиции и т.п. Индивидуальные занятия включают в себя
собеседования в поисках нужной информации, консультации, разумности и
целесообразности элементов выступлений, консультации по оценке игр.
Работа с родителями включает в себя:
• демонстрацию родителям потенциала объединения, знакомство с его
особенностями;
• предъявление условий, соблюдение которых позволит подросткам
успешно освоить предлагаемые требования;
• регулярную
демонстрацию талантов воспитанников (концерты,
выступления, игры КВН и т.д.)

20

4. Иные компоненты
4.1. Условия реализации программы
1. Материально-технические условия:
 Наличие образовательной программы.
 Скомплектованные группы обучающихся.
 Наличие
учебного
кабинета,
отвечающего
современным
требованиям к учебному кабинету, его оснащению и оборудованию,
сценическая площадка.
2. Методические условия:
 Наличие комплекта наглядных пособий, фотоисточники.
 Наличие учебных пособий, таблиц и технологических карт.
 Наличие информационных ресурсов: аудио-, видео-.
 Организация
разнообразных
форм
проведения
занятий
(коллективных, групповых, по подгруппам, индивидуальных)
 Наглядные средства, учебные брошюры, тексты произведений.
ТСО: ПК, магнитофон, микрофон, видеопроектор.
Кадровые условия: квалифицированный специалист по предмету,
возможно несколько специалистов (режиссер, хореограф, лингвист, др.).
5. Внешние условия: Взаимодействие с творческими организациями города.
3.
4.

21

Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ». – [Электронный ресурс] / http://base.garant.ru/70291362/ .
2. Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). – [Электронный ресурс] /
http://docs.cntd.ru/document/420219217.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам».
–
[Электронный
ресурс]
/
http://minobr.gov-murman.ru/files/Prikaz_1008.pdf .
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года №
33660). – [Электронный ресурс] / http://www.oskoluno.ru/documents/otdel-dopobraz/post-san_vrach_RF-41_04-07-2014.pdf.
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания
детей и молодёжи от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». –
[Электронный ресурс] / ttp://docs.cntd.ru/document/420331948.
6. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова //
Молодой ученый. – 2015. – № 15. – с. 567-572.
7. Гончарова Е.В. Дополнительное образование детей в схемах, таблицах
и определениях / Гончарова Е.В, Телегина И.С. // Нижневартовск:
Издательство НВГУ. – 2013. – 139 с.
8. Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
[Электронный ресурс] – http://dopedu.ru/metodopit.html

22

Список литературы для педагога
1.
Аносова Л.П. Эталоны речевого мышления. Вопросы психологии,
1985, № 2.
2.
Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. – М.,
1951.
3.
Атватор И.Я. Я вас слушаю. – М., 1990.
4.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М.,
1988.
5.
Баранов А.Н. Что нас убеждает. – М.: Знание, 1990.
6.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой
судьбы. – М., 1983.
7.
Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.
8.
Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями. – Л., 1987.
9.
Вазина К. Коллективная мыследеятельность. – М., 1990.
10.
Горелов И. Безмолвный мысли знак. – М., 1991.
11.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и
речи. Русский язык в школе. 1985.
12.
Зазерский Е.Я., Соломоник А.Г. Организация и методика клубной
работы. – М., 1975.
13.
Иванова С.Ф. Искусство диалога. – Пермь, 1992.
14.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
15.
Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. –
М., 1994.
16.
Князьков А.А. Техника речи и подготовка голоса. – М., 1988.
17.
Крашенникова Е.А. Шаг навстречу. – М., 1988.
18.
Лезер Ф. тренировка памяти. – М., 1979.
19.
Мельников В.Н. Логические задачи. – Киев, 1989.
20.
Методические рекомендации по организации тематических
КВНов. – Свердловск, 1988.
21.
Муравьев В.Л. От дыхания к голосу. – Л., 1982.
22.
Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского
мастерства. – М., 1969.
23.
Побединская Л.А. Праздник для друзей. – М., 1999.
24.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. – М., 1993.
25.
Сколотнева Л.Е. Праздники в школе. – СПб.,2002.
26.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
27.
Степанченко Л.В. Лицо человека. – М., 1992.
28.
Сценарии школьных праздников. Кн. 1. 2-е изд. – М., 2001.
29.
Сценарии школьных праздников. Кн. 2. 2-е изд. – М., 2001.
30.
Цзен Н.В. Психотренинг. – М., 1988.
31.
Чурикова Р.Г. Моделирование ситуаций. – М., 1991.

23

Список литературы для учащихся
1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1999.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся. – М.,
1988.
3. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН! – Ростов-на-Дону, 2004.
4. Ворошилов В.Я. Феномен игры. – М., 1982.
5. Золотая книга хорошего тона. – Смоленск, 1999.
6. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. – М., 1995.
7. Побединская Л.А. Праздник для друзей: Сборник сценариев. – М., 1999.
8. 50 сценариев классных часов. – М., 1999.
9. Сколотнева Л.Е. Праздники в школе: Сценарии, конкурсы, викторины. –
СПб, 2002.
10. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М., 1998.
11. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. –
Ростов-на-Дону, 2004.
12. Сценарии школьных праздников. Кн. 1, 2-е изд. – М., 2001.
13. Сценарии школьных праздников. Кн. 2. – М., 2001.
14. Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых библиотек.
Вып. 2// под ред. Н.И. Быковой. – М., 1996.

24

5.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

.

8.
9.
10.
11.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Дата

Календарный учебно-тематический план

Количество часов

Тема занятия
Вводное организационное занятие.
Знакомство
«КВН – игра, театр, соревнование»
Диагностика творческих
способностей Разработка имиджа
команды
Сценическая грамота
Сценическое действие, действие с
предметами
Сценическое действие, действие в
предлагаемых обстоятельствах
Этюды-импровизации,
взаимодействие на сцене, сюжетные
этюды
Работа над сценарным материалом
Специфика жанров КВН
Приветствие, разминка
СТЭМ
Биатлон
Способы получения информации
Личные наблюдения
Работа с газетами и журналами
Работа с ТВ
Работа с интернет источниками
Подбор материала в соответствии с
темой
Подбор материала в соответствии с
темой «Современное общество»
Подбор материала в соответствии с
темой «Интернет и все все все»
Подбор материала в соответствии с
темой «Современное искусство»
Подбор материала в соответствии с
темой «Юмор – двигатель
прогресса»
Анализ подобранных
видеоматериалов
Анализ подобранных
видеоматериалов
Анализ подобранных
видеоматериалов
Участие в играх КВН
Анализ подобранных
видеоматериалов

Теор
ия

Практика

Всего
1

1
1
1

1

1
1
1,5

1,5
1

1

1

1

1

1
1
1

1
1

1,5
1
1,5
1
1
1,5

1,5
1
1
1
1,5
1
1
1
1,5
1
1

1

1

1,5

1,5

1

1

1

1

1

1
1,5

1,5

1

1

1
1

1
1
25

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

Анализ подобранных
видеоматериалов
Понятие комического в литературе
Анекдот как литературный жанр
Анекдот как жанр фольклора
Виды комического в литературе
Участие в Новогодних
представлениях
Участие в Новогодних
представлениях
Виды комического в литературе
Сценическое мастерство
Выступление на концертах
Управление эмоциями
Проигрывание спектаклей
(приветствие, домашнее задание,
биатлон)
Проигрывание биатлона
Проигрывание домашнего задания
Проигрывание приветствия
Участие в играх КВН
Участие в играх КВН
Выступление на концертах
Участие в играх КВН
Выступление на концертах
Проигрывание спектаклей с
включением музыки
Проигрывание спектаклей с
включением танцев
Проигрывание спектаклей с
включением оформления
Проигрывание спектаклей с
включением музыки
Проигрывание эпизодов
Проигрывание эпизодов
Участие в играх КВН
Проигрывание эпизодов
Выступление на концертах
Проигрывание эпизодов
Выступление на концертах
Виды общения
Виды общения
Формирование навыков общения
Формирование навыков группового
взаимодействия
Эмоции человека
Эмоции человека и умение
управлять ими
Речевая культура

1,5
1
1
1

1

1

1
1

1
1,5

1,5
1
1
1
1,5
1

1

1

1
1,5

1
1,5
1
1
1

1
1
1,5
1
1
1,5
1
1

1,5
1
1
1
1,5
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1

1

1

1,5

1,5
1
1
1
1,5
1
1
1
1,5
1
1

1
1
1,5
1
1,5

1,5

1
1,5

1

1
26

66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

Техники речи (дыхание,
интонирование, дикция)
Виды игр
Спортивные игры
Организация игр с детьми
Интеллектуальные игры
Игры на сплочение коллектива
Организация квест-игры
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Отработка написанного материала
Подведение итогов
Итог:

1
30

1

1

1
1,5
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

1
1,5
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1
104

74

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».