ВД Грамотный читатель 1Д, 1Ж классы

Пояснительная записка
Рабочая программа «Грамотный читатель» для 1 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального
общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.).
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к
овладению техникой чтения. Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое и развиваться, а также участвовать в жизни общества (определение PISA).
Программа курса «Грамотный читатель» направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся, готовности и способности к саморазвитию и самореализации, ценностного отношения к знаниям.
Программа «Грамотный читатель» дает возможность обучающимся использовать
полученные знания и умения на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге,
как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов: научность и доступность, связь теории с практикой, сознательность и активность, занимательность, индивидуально - личностный подход к каждому ребенку. А также учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель курса: создание условий для формирования читательской компетентности
младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве
познания мира и самопознания.
Задачи курса:
1.
Формировать устойчивый и осознанный интерес к чтению как источнику радости общения, новых знаний, эмоций, переживаний;
2. Совершенствовать читательские умения, переходящие в навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового умения читать младших школьников;
3. Учить извлекать из текстов интересную и полезную информацию, преобразовывать её; обогащать нравственный опыт младших школьников;
4. Формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
5. Способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать
оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации;
6. Учить детей учебному сотрудничеству с учителями и со сверстниками; контролировать свою деятельность;
7. Развивать творческую читательскую деятельности учащихся через литературные
игры, творческие конкурсы, занятия с элементами театрализации и т.д.;
8. Воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам,
к природе, науке и искусству.
Место курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» в учебном плане:
Курс рассчитан на 33 часа, 1 час в неделю.
2

Формы и виды деятельности:
• игровая;
• познавательная;
• литературные игры;
• конкурсы-кроссворды;
• викторины
• сюжетно-ролевые игры;
• библиотечные уроки;
• просмотр мультфильмов;
• посещение выставочных залов и музеев;
• посещение библиотек;
• предметные недели;
• деловые беседы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения
по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Чтение вслух.
Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать
текст. Постепенное увеличение скорости чтения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение
находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части,
их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Воспроизведение текста по вопросам учителя, по иллюстрациям, по предложенному или
совместно составленному плану. Устный пересказ подробный и сжатый. Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и
всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного
высказывания. Характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в
тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Комплексная работа над
3

структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста
(абзацев).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте,
оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной
точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции
автора с собственной точкой зрения.
Стихотворение.
Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения.
Анализ средств художественной выразительности: метафора. Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение
стихотворения. Прогнозирование названия произведения. Формирование эмоциональной
оценки сказки. Характеристика героев. Выразительное чтение по ролям. Определение главной мысли. Работа со словарями и энциклопедиями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изучение курса «Грамотный читатель» направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета.
гражданско-патриотическое воспитание:
- первоначальные представления о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений;
- умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (соблюдать этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
духовно-нравственное воспитание:
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- бережное отношение к книге, соблюдения порядка на рабочем месте.
экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:

4

— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной
картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения по курсу «Грамотный читатель» отражает
овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Регулятивные умения:
Ученик научится:
-работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- самостоятельно работать с новым произведением;
- находить совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст:
титульный лист, введение, предисловие и пр.
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- определять свою роль в общей работе и оценивать свои достижения.
Познавательные учебные умения:
Ученик научится:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Ученик научится:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе,библиотеке,дома и т.д.
Предметные результаты изучения курса:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.

5

Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№
Раздел
Кол-во
Содержание
п/п
часов
1 Сказки о жи1
Русская народная сказка «Колобок».
вотных
1
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
1
Русская народная сказка «Теремок».
1
Русская народная сказка «Рукавичка».
1
Русская народная сказка «Лиса и кувшин».
1
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». «Безопасность во время осенних каникул»
1
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Итого
7
2. Бытовые
1
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
сказки
1
Русская народная сказка «Морозко».
1
Русская народная сказка «Пастушья дудочка».
1
Русская народная сказка «Репка».
1
Русская народная сказка «Каша из топора»
Итого
5
3. Волшебные
1
Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». «Посказки
1
ведение у замерзших водоемов». «Правила поведения и
безопасности на улицах в вечернее время суток»
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна».
1
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
1
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
1
Иванушка»
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Поведе1
ние у водоемов в момент таяния льда.
Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка».

4.

5.

Итого
Произведение
о родине и родной природе

6
1

Итого
Произведения
о ВОВ

8
1
1
1
1
1
1
1
7
33

Рассказы и повести о детях
войны.
Итого
Итого

1
1
1
1
1
1
1

Михаил Пришвин «Моя родина (Из воспоминаний детства)
Константин Ушинский «Наше отечество».
Виталий Бианки «Синичкин календарь».
Лев Толстой «Солнце и ветер».
В. Орлов «Здравствуй, Родина моя»
Л. Олифиров «Главные слова»
А. А. Рылов. «Цветистый луг»
И. И. Шишкин. «Рожь»
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города».
С. Георгиевская «Галина мама»
А. Иванов «Как Андрейка на фронт бегал»
В. Голявкин «Мой добрый папа»
Н Богданова «О смелых и умелых»
В. Драгунский «Арбузный переулок»
А.Митяев «Письмо с фронта»

6

Тематическое планирование (1 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.
10.

11.
12.

13.

Всего
часов

В том числе
Теория
Практика

Читательская грамотность
Русская народная
1
0,5
сказка «Колобок».
Русская народная
сказка «Лиса и журавль».
Русская народная
сказка «Теремок».
Русская народная
сказка «Рукавичка».
Русская народная
сказка «Лиса и кувшин».
Русская народная
сказка «Заюшкина
избушка».
«Безопасность во время
осенних каникул»
Русская народная
сказка «Петушок и
бобовое
зёрнышко».
Русская народная
сказка «У страха
глаза велики»
Русская народная
сказка «Морозко».
Русская народная
сказка «Пастушья
дудочка».
Русская народная
сказка «Репка».
Русская народная
сказка «Каша из топора»
Русская народная
сказка «Петушок и
жерновцы». «Поведение у замерзших
водоемов». «Правила поведения и

Формы
внеурочной
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Тематическая бе- (РЭШ,
седа
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронПрактические
ный образоваупражнения
тельный ресурс
издательства
«Просвещение»
Игра- путеше(https://media.pro
ствие
sv.ru/func/)

1

0,5

0,5

Кроссворд

1

0,5

0,5

Викторина

0,5

Просмотр мультфильма
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Библиотечные
уроки;
Тематические
беседы

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Кроссворд

1

0,5

0,5

Сюжетно-ролевые игры

7

Практические
упражнения

(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)

безопасности
на
улицах в вечернее
время суток»
14. Русская народная
сказка «Несмеянацаревна».
15. Русская народная
сказка
«Гуси-лебеди».
16. Русская народная
сказка «Сестрица
Алёнушка и братец
Иванушка»
17. Русская народная
сказка «Мальчик с
пальчик». Пове-дение у водоемов в
момент таяния льда.
18. Русская народная
сказка «Крошечка Хаврошечка».
19. Михаил Пришвин
«Моя родина (Из
воспоминаний детства)
20. Константин Ушинский «Наше отечество».
21. Виталий
Бианки
«Синичкин календарь».
22. Лев
Толстой
«Солнце и ветер».
23.
В.
Орлов
«Здравствуй,
Родина моя»
24. Л. Олифиров «Главные слова»
25. А. А. Рылов. «Цветистый луг»
26. И. И. Шишкин.
«Рожь»
27. Л.Ф.
Воронкова
«Девочка из города».
28. С.
Георгиевская
«Галина мама»

Просмотр мультфильма
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронПросмотр мульт- ный образовафильма
тельный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
Тематические
(РЭШ,
беседы
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронКлассный час
ный образовательный ресурс
издательства
Творческие ра- «Просвещение»
боты
(https://media.pro
sv.ru/func/)

1

0,5

0,5

Практические
упражнения

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8

Тематические
беседы

Литературные
игры

Библиотечные
уроки;
Тематические
беседы
Практические
упражнения

(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)

29. А. Иванов «Как Андрейка на фронт бегал»
30. В. Голявкин «Мой
добрый папа»
31. Н Богданова «О
смелых и умелых»
32. В. Драгунский «Арбузный переулок»
33. А.Митяев «Письмо
с фронта»

Итого:

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Классный час

33

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

16,5

16,5

9

Творческие
боты

ра-

Посещение вы- (РЭШ,
ставочных залов https://fg.resh.ed
и музеев
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)

Учебно-методическое обеспечение
1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4класс. Тетрадь для обучающихся
2. Н.А.Антошина «Грамотный читатель. Смысловое чтение». Сборник рабочих программ
внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.
3. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности
младших школьников Н. Н. Светловской»., «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции. Ч.1», под ред. д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж:
ВОИПКиПРО, 2010.
4. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б.
Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научнопрактической конференции, 2020.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс] Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа:
http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf
2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П. Чернявская, М.В.
Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова. [Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – 2009. Режим доступа: 3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».