\
Приложение к АООП ООО
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 300 «Перспектива»
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................................ 3
Нормативно-правовые документы ............................................................................. 3
Цель и задачи, реализуемые рабочей программой ................................................... 3
Принципы организации образовательного процесса ............................................... 4
Характеристика речи школьников с ТНР .................................................................. 6
1.2 Планируемые результаты освоения программы ................................................. 9
1.3 Оценка планируемых результатов...................................................................... 25
2. РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ........................................................................... 26
2.1 Особенности построения рабочей программы .................................................. 26
2.2 Содержание коррекционно-развивающей работы. ........................................... 27
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................ 30
3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности. ............................... 30
3.2 Условия реализации рабочей программы. ......................................................... 30
Методическое обеспечение ....................................................................................... 30
4. Список литературы.................................................................................................. 32
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................ 33
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Программа разработана на основе:
• «Конвенция ООН о правах ребенка» принятая Генеральной Ассамблеей ООН
20
•
•
•
•
•
ноября 1989 г.
Декларация ООН о правах инвалидов;
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
• Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении
федерального образовательного стандарта основного общего образования» с
изменениями от 29.12.14 №1644 и от 31.12.15 №1577 Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015);
• Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26);
• Локальных
нормативно-правовых
документы,
регламентирующих
деятельность МАОУ СОШ №300 «Перспектива», - АООП ООО для детей с ТНР;
Рабочая
программа
курса
коррекционно-развивающей
области
«Логопедические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся 5-9
классов по АООП ООО ТНР составлена с учётом рабочей программы по русскому
языку и литературы.
Программа коррекционно-логопедических занятий для учащихся 5-9 классов
направлена на обеспечение коррекционного воздействия на развитие учащихся с
нарушениями речи. Курс реализуется на протяжении всего периода образования и
позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении,
развивать коммуникативную компетентность
Цель и задачи, реализуемые рабочей программой
Цель программы: коррекция и преодоление или ослабление имеющихся
нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ТНР.
3
Программа нацелена на помощь в освоении учащимися коммуникативной
функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в
соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной социальной деятельности
в области речевых факторов, создание условий для успешного освоения основной
общеобразовательной
программы
путем
развития
правильной
четкой,
выразительной устной и грамотной письменной речи.
Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:
• коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
• совершенствование
зрительно-пространственных
и
пространственно-
временных представлений;
• совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
• формирование
фонематических,
морфологических
и
синтаксических
обобщений;
• коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
• формирование алгоритма орфографических действий, орфографической
зоркости, навыков грамотного письма;
• коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
• развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В процессе «Логопедических занятий» осуществляются формирование
языковых обобщений, коррекция и
развитие навыков
правильного
использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности.
Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической
системности, совершенствование грамматического оформления речи путем
овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых
частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется
развитие связной речи,
соответствующей
законам
логики,
грамматики,
композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.
Принципы организации образовательного процесса
Программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и
реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
4
Программа опирается на следующие принципы:
— Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения.
— Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
— Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой
систему методов.
—
Принцип
комплексности. Воздействие
на
весь комплекс
речевых нарушений (устной и письменной речи).
—
Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные
анализаторы, на их взаимодействие.
—
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
—
Онтогенетический
принцип.
Учет
последовательности
формирования
психических функций в онтогенезе.
—
Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны
ближайшего развития».
В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. В
основу разработки Программы заложены дифференцированный, деятельностный и
системный подходы.
•
Дифференцированный подход к построению Программы предполагает учет
особых образовательных потребностей обучающихся, которые определяются
уровнем
речевого
развития,
этиопатогенезом,
характером
нарушений
формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности
по возможностям освоения содержания образования.
•
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с
нормальным и нарушенным развитием.
•
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового
характера, которая используется как средство общения. Основным средством
5
реализации системного подхода в образовании обучающихся с речевыми
нарушениями является включение речи на всех этапах учебной деятельности
обучающих.
Характеристика речи школьников с ТНР
Учащиеся с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у
которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные
речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать
различные компоненты речи, например, снижение внятности речи, другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах
звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который
влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют
коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в
массовой школе.
Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к
общему недоразвитию.
Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются
на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на
органические и функциональные.
Клинические формы нарушений речи:
1) периферического характера: механическая дислалия; ринолалия; ринофония;
дисфония
2) центрального характера: дизартрия; алалия; афазия; аграфия, дислексия
(алексия) Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы,
что представляется удобным при проведении коррекционной работы.
Обычно выделяются группы со следующими наущениями:
1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными
недостатками
звукопроизношения:
с
функциональными
и
механическими
дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками
6
лексикограмматической стороны речи, с разными уровнями речевого
недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и
алексиями, дисграфиями и аграфиями);
3)недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и
темпоритмической стороны речи(с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией,
брадилалией).
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы
родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия
звуков,
отличающихся
тонкими
акустико-артикуляторными
признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило,
звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не
соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим
признаком
фонематического
недоразвития
является
пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие
фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым
анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в
искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях),
либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя
речи
(например,
только
звукопроизношения
или
звукопроизношения
и
звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники
запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют
задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся
с
нерезко
выраженным
общим
недоразвитием
речи
характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и
фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся
7
не
отмечается
выраженных
нарушений
звукопроизношения.
Нарушения
звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его
звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим
отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция,
создающие
впечатление
общей
смазанности
речи,
смешение
звуков,
свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного
восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса
фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны
речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова,
обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей
тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь
приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки
проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении
признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и
отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо
справляются с установлением синонимических и антонимических отношений,
особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных
употребляемые
в
ошибках.
речевой
Правильно
практике,
они
образуя
по-прежнему
слова,
наиболее
затрудняются
в
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении
использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов,
подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на
качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с
переносным значением.
8
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую
сложность
для
обучающихся
представляют
конструкции
с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы
неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество
ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью
осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного
ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной
речи.
Отличительной
особенностью
является
своеобразие
связной
речи,
характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием
на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных
эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии
сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении
рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном,
простые малоинформативные предложения.
Наряду
с
расстройствами
устной
речи
у
обучающихся
отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых
высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в
норме.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Программа коррекционной работы логопеда предусматривает выполнение
требований к результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с ТНР.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» построена
по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из
9
направлений
коррекционной
логопедической
работы,
необходимых
для
преодоления речевого нарушения при ТНР. Модульное построение программы
курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых
образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с ТНР.
Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по
курсу, исходя из потребностей учащегося с ТНР или группы, увеличивая
количество часов на изучение одного или нескольких модулей либо равномерно
распределяя время на изучение каждого модуля.
Модули программы:
1. Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи
2. Обогащение
и
активизация
словарного запаса. Формирование
навыков словообразования. Морфемика.
3. Коррекция и
развитие
лексико-грамматической
стороны
речи. Морфология.
4. Коррекция
и
развитие
связной
речи.
Коммуникация»
(говорение,
аудирование, чтение, письмо)
Исходя из содержания модулей, предположительны следующие результаты
логопедических занятий.
5 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв
на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры
или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5 класса);
• устранять или минимизировать недостатки звукопроизношения;
• различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец;
• совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую
моторику, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству, исключая
10
специфические ошибки (по типу замены);
• различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на
алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим
изображением;
• ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные
гласные,
согласные,
ударение,
ударные,
безударные,
глухие,
звонкие,
непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
• выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать
ударные и безударные слоги и приводить примеры;
• использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике
произношения и правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы
– и после ц; правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; -чк-, - чн-,
-нч-, -рщ-);
• читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя
специфические ошибки (перестановки, антиципации, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование
навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного
материала 5 класса);
• ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс,
окончание;
• образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-;
• образовывать существительных при помощи суффиксов и приставок;
• образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-,
- к, -ск-, -ева-, -н-;
• образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре-при; образовывать
11
глаголы с помощью приставок и суффиксов;
• соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок
приставок на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях - лаг- / -лож,
-рос- / -раст- (-ращ-); с буквами ё – о после шипящих в корне слова; с буквами
ы, и после ц.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество
лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 5
класса);
• использовать различные части речи, в том числе существительные,
прилагательные, местоимения, глаголы и наречия;
• различать
существительные,
уметь
записывать
словосочетания
и
предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами
существительными, правописание собственных имен существительных;
• различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать
словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного
написания не с именами прилагательными;
• различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и
невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива
(неопределенной формы) глагола;
• спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки
ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов
(корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической
формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах
повелительного наклонения глагола; -тся и - ться в глаголах; суффиксов - ова-/-ева, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом
12
-л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания
не с глаголами);
• различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное
значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы,
• согласовывать
подлежащее
со
сказуемым, выраженным
глаголом прошедшего времени;
• согласовывать прилагательные с существительными;
• употреблять существительные в различных падежных формах;
• строить
простые
распространенные
предложения,
исключая
или минимизируя смысловые и грамматические ошибки;
• конструировать сложные предложения по образцу с союзами
а,
и,
но;
• соблюдать на письме орфографические и пунктуационные правила:
знаки препинания в конце предложения;
тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем
существительным в И. п.);
знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными
только интонацией, одиночными союзами И, А, НО, а также повторяющимся
союзом И) и обобщающим словом перед однородными членами;
знаки препинания в предложении с обращениями.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» (говорение,
аудирование, чтение, письмо)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание в виде словесного отчета
по совершаемому действию с опорой на ключевые слова;
• устно составлять связный текст повествовательного характера на заданную
тему с соблюдением орфоэпических норм (по опорному плану и ключевым словам);
• делить текст на смысловые части, составлять план текста по наводящим
вопросам (с опорой на письменный текст);
13
• уметь определять и формулировать тему и главную мысль текста с опорой на
ключевые слова;
• уметь находить предложение в тексте, определяющую главную мысль текста;
• пересказывать повествовательный текст объемом не менее 90 слов по плану
и опорным словам;
• уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя
смысловую целостность, речевую связность по ключевым словам и опорным
вопросам;
• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на
основе полученных знаний объемом не менее 2 реплик;
• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением
пройденных в 5 классе орфоэпических правил.
6 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв
на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры
или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 6 класса);
• контролировать правильность произношения, минимизируя недостатки в
устной речи;
• самостоятельно различать и характеризовать звуки речи;
• проводить фонетический и орфографический анализ слов;
• использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике
произношения и правописания (в том числе нормы правописания ь в формах
глагола повелительного наклонения);
• выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или
минимизируя специфические ошибки.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование
14
навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного
материала 6 класса);
• различать
виды
морфем
в
слове
(формообразующие
и
словообразовательные);
• определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части
речи в другую);
• применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении
различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и
сложносокращенных слов;
• различать изученные способы словообразования слов;
• составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки
слов по образцу;
• характеризовать особенности словообразования имен существительных;
соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного),
словоизменения имен существительных;
• различать
и
характеризовать
особенности
словообразования
имен
прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы
ударения (в рамках изученного);
• соблюдать на письме орфографические правила: правописания н и нн в
именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имен
прилагательных; соблюдать нормы правописания корня с чередованием а//о -кос- \
-кас-, гласных в приставках пре- и при- и др.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
15
• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество
лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 6
класса);
• использовать различные части речи, в том числе числительные и причастия;
• употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена
прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего
рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только
единственного
числа;
с
несклоняемыми
существительными,
со
сложносокращенными словами;
• различать
качественные,
относительные
и
притяжательные
имена
прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;
• различать
и
употреблять
глаголы
в
изъявительном,
условном
и
повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы;
• согласовывать числительные с существительным;
• употреблять числительные в разных падежных формах;
• употреблять причастия настоящего и прошедшего времени, действительные
и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий;
склонять причастия с опорой на образец;
• выстраивать грамматическую связь между словами по типу управления с
опорой на образец;
• употреблять предлоги как средства связи между словами;
• изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе
словосочетания и предложения, при необходимости использовать алгоритм
правила;
• распознавать часто употребляемые в речи фразеологизмы, правильно
понимать их значение и употреблять в речевой практике;
• применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановка
знаков препинания в предложениях с причастным оборотом).
16
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание при объяснении выбора
ответа с опорой на образец (с опорой на письменный текст);
• устно составлять связный текст повествовательного и описательного
характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по
предварительно составленному плану);
• разделять текст на абзацы на основе выделения его смысловых частей, уметь
определять их количество;
• уметь определять и формулировать тему и микротемы текста с помощью
педагога;
• пересказывать повествовательные и описательные тексты объемом не менее
100 слов с опорой на предварительно составленный план;
• уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя
смысловую целостность, речевую связность по предварительно составленному
плану;
• уметь использовать приемы сжатия текста (сокращение текста из 4
предложений до 2);
• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на
основе полученных знаний объемом не менее 3 реплик;
• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением
пройденных в 6 классе орфоэпических правил.
7 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв
на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры
или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 7 класса);
17
• контролировать правильность произношения, минимизируя недостатки в
устной речи;
• проводить фонетический и орфографический анализ слов; использовать
знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов (в
рамках изученного программного материала 7 класса);
• читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя
специфические ошибки.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование
навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и сможет:
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного
материала 7 класса);
• ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс,
постфикс, окончание;
• образовывать деепричастия при помощи суффиксов: -а- (-я-); -в-, -вши-,
-ши-;
• иметь представление об особенностях словообразования наречий;
• иметь представление о частице, образовывать формы глагола, степени
сравнения имени прилагательного, наречия с помощью частиц;
• соблюдать на письме орфографические правила: буквы о, я, е после шипящих
на конце наречий, суффиксы -о и -а на конце наречий; гласные в суффиксах
действительных и страдательных причастий, одна и две буквы н в суффиксах
полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов, одна буква н в
кратких причастиях.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
18
• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество
лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 7
класса);
• использовать различные части речи, в том числе наречия, деепричастия,
предлоги, союзы, частицы, междометия;
• понимать и объяснять лексическое значение слова; объяснять значение
общеупотребляемых фразеологизмов, часто употребляемых пословиц и поговорок,
афоризмов, крылатых слов (на основе изученного);
• ориентироваться в понятиях фразеологизм и омоним и оперировать ими на
базовом уровне; правильно употреблять их в речи;
• составлять
предложения,
осложненные
деепричастным
оборотом,
выстраивать смысловые и грамматические связи между словами с опорой на
образец;
• составлять предложения с местоимениями в различных падежных формах;
уметь заменять существительные и прилагательные местоимениями;
• применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановка
знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание, аргументируя свою точку
зрения с направляющей помощью педагога (с опорой на письменный текст);
• устно составлять связный текст повествовательного и описательного
характера, текст-рассуждение на заданную тему с соблюдением орфоэпических
норм (по самостоятельно составленному плану);
• разделять текста на абзацы, выделять микротемы каждой смысловой части;
• уметь самостоятельно определять и формулировать тему и микротемы текста,
подбирать к ним тезис из текста с опорой на письменный текст
• пересказывать разные типы текстов объемом не менее 110 слов с опорой на
19
самостоятельно составленный план;
• излагать основное содержание прослушанного текста, состоящего из одной
смысловой части, исключение повторов слов, однородных членов,
причастных
и
деепричастных
оборотов, вводных
слов,
замена
слов синонимами;
• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на
основе полученных знаний объемом не менее 4 реплик;
• выразительно
читать
стихотворные
и
прозаические
тексты с соблюдением пройденных в 7 классе орфоэпических правил.
8 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв
на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры
или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 8 класса);
• контролировать правильность произношения, минимизируя недостатки в
устной речи.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование
навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного
материала 8 класса);
• образовывать наречия от прилагательных при помощи суффиксов: -о-, - е- по
опоре на образец;
• образовывать наречия от числительных по опоре на образец;
• образовывать наречия от существительных по опоре на образец;
20
• образовывать сложные наречия с опорой на образец;
• соблюдать на письме изученные орфографические правила, включая правила:
написание н и нн в словах разных частей речи, слитное и раздельное написание не
со словами разных частей речи.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество
лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 8
класса);
• использовать различные самостоятельные и служебные части речи, в том
числе союзы и союзные слова;
• составлять словосочетания по типу согласования, управления, примыкания
по опоре на образец и без;
• согласовывать однородные подлежащие со сказуемыми, однородные
сказуемые с подлежащим, составлять предложения с однородными членами,
связанными двойными союзами не только – но и, как – так;
• составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах,
осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами;
• составлять словосочетания и предложения со словами с переносным
значением и с паронимами;
• использовать предлоги как средство связи между словами (согласно, вопреки,
благодаря, ввиду, в течение, в продолжение, вследствие и др.);
• применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановка
знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных
членах).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
21
Обучающийся научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание, обосновывая свою
позицию;
• строить собственное рассуждение по теме задания с соблюдением
орфоэпических норм;
• выделять микротемы текста и подбирать к ним ключевые слова (с опорой на
письменный текст);
• самостоятельно выделять и формулировать микротемы и главную мысль
текста;
• уметь на основе наводящих вопросов определять и формулировать тему и
микротемы текста, подбирать к ним тезис из текста по аудированию;
• пересказывать разные типы прочитанных или прослушанных текстов
объемом не менее 130 слов с опорой на самостоятельно составленный план,
выделяя основные микротемы исходного текста;
• излагать основное содержание прослушанного текста, состоящего из одной
смысловой части, исключение повторов слов, однородных членов, причастных и
деепричастных оборотов, вводных слов;
• излагать основное содержание прослушанного текста, состоящего из двух
смысловых частей, используя ранее изученные приемы сжатия теста и замены
прямой речи косвенной;
• редактировать
собственные
тексты
(подбирать
синонимы,
переформулировать фразы);
• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на
основе полученных знаний объемом не менее 5 реплик;
• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением
пройденных в 5-7 классах орфоэпическим норм, с соблюдением интонации и
пунктуационного оформления текста.
9 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
22
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены
звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звукослоговой структуры или минимизируя их (в рамках изученного программного
материала 9 класса).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование
навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного
материала 9 класса);
• образовывать существительные с отвлеченным значением при помощи
суффиксов -изм-, -изн-, -ость-, -есть- -еств-, -инств- с опорой на образец;
• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество
лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 9
класса);
• самостоятельно составлять различные словосочетания по типу согласования,
управления, примыкания;
• составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с
союзами и союзными словами в устной и письменной речи;
• составлять предложения
с косвенной речью, с прямой
23
речью, с
использованием цитирования в устной и письменной речи;
• применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков
препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании),
уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить
знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание в процессе учебной
дискуссии, отстаивая свои убеждения;
• самостоятельно
строить
собственное
рассуждение,
аргументировать
собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• выделять микротемы текста и подбирать к ним ключевые слова (по
аудированию);
• уметь самостоятельно определять и формулировать тему и микротемы текста,
подбирать к ним тезис из текста (по аудированию)
• пересказывать разные типы прочитанных или прослушанных текстов
объемом не менее 140 слов с опорой на составленный план, сохраняя значимые
микротемы исходного текста;
• излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием
приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;
• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на
основе полученных знаний объемом не менее 6 реплик;
• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением
всех
пройденных
орфоэпических
норм,
с
соблюдением
интонации
и
пунктуационного оформления текста.
Система
мониторинга
обучающимися
с
ТНР
динамики
развития
планируемых
детей. Оценка
результатов
освоения
достижения
программы
коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
24
освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого
развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм
логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические
занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области
общеобразовательной подготовки.
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных
достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании
сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
Стандартизированные диагностические методики (Т.А. Фотековой, И.А.
Смирновой, И.Н. Садовниковой) используются на начальном и итоговом этапах
коррекционно-логопедической работы.
Логопедическая диагностика предусматривает:
– обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;
– изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях
обучающихся
с
ТНР,
представленных
в
заключении
психолого-медико-
педагогической комиссии;
– комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании
диагностической информации от специалистов различного профиля;
– выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;
– установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у
обучающихся с ТНР;
– анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач,
содержания, методов коррекционной
1.3 Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных
достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании
сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
25
2. РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Особенности построения рабочей программы
С 15 сентября по 15 мая проводятся коррекционно - развивающие занятия с
детьми 3 раза в неделю. В зависимости от особенностей дефекта, занятия могут
быть индивидуальными, подгрупповыми или фронтальными.
На индивидуальных занятиях логопед в первую очередь работает над теми
сторонами речи, которые сложно корректировать в условиях группы. Например,
звукопроизношение. Индивидуальные занятия позволяют использовать
личностно-ориентировочный подход к каждому ребенку
С точки зрения дидактической классификации все типы занятий можно поделить
на:
26
- занятия с целью овладения новыми знаниями: при этом дети накапливают
фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем
обеспечивает формирование понятий;
- занятия с целью совершенствования формирования практических умений и
навыков. При этом предусматривается проведение упражнений, направленных
на длительное и многократное повторение.
- занятия с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом
синтезируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы. Из ранее
пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей;
такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов
программы.
- занятия с целью повторения, на которых учитываются особенности
психических процессов детей с речевой патологией.
- занятие комбинированное, на котором одновременно решают несколько
дидактических и коррекционных задач. Данный тип занятий применяет более
часто.
Методы обучения:
1. По источнику знаний:
-
словесные;
-
наглядные;
-
практические.
2. По характеру познавательной деятельности:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
проблемное изложение;
-
частично-поисковый.
3. Активные и интенсивные методы:
-
метод дидактических игр;
- обучение по алгоритму.
2.2 Содержание коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-логопедическая
работа
с
учащимися
осуществляется
индивидуально или в группе, состоящей из 2–6 учащихся, одного возраста и с
одной структурой речевого нарушения с 15 сентября по 15 мая. Группы
комплектуются учителем-логопедом по результатам диагностических работ в
зависимости от ведущего и сопутствующих нарушений речевых функций,
27
имеющих однотипные проявления. Продолжительность занятий составляет от 20
до 40 минут в зависимости от вида занятия.
Срок освоения программы составляет 1-4 года.
У обучающихся с ТНР занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Общая продолжительность занятий в году от 60 до 90 часов.
Проведение
коррекционно-развивающих
занятий
учителя-логопеда
предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель- логопед
после изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для
закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно
совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.
Содержание модулей включает:
• Модуль
«Совершенствование
фонетико-фонематической
стороны
речи. Фонетика, орфоэпия, графика» направлен на коррекцию и развитие
произносительной
стороны
речи,
звуко-слоговой
структуры
слова,
дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма
(перестановки, пропуски, замены).
• Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование
навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного
запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи,
преодоление специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических
представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно
использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление
специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
• Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация
(говорение, аудирование, чтение, письмо)» направлен на развитие умения
работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков,
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
28
потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических,
дизорфографических и пунктуационных ошибок.
29
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования
обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие
ее основное содержание:
- диагностическая
обучающихся
с
ТНР
работа
обеспечивает
особых
потребностей
своевременное
в
адаптации
выявление
к
у
освоению
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования, проведение комплексного обследования и подготовкурекомендаций
по
оказанию
психолого-медико-педагогической
помощи
в
условиях
образовательной организации;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной
адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии
обучающихся с ТНР;
- консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной
общеобразовательной
программы
начального
образования,
специалистов,
работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий образования,воспитания, коррекции, развития
и социализации обучающихся с ТНР;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками,
родителями (законными представителями).
3.2 Условия реализации рабочей программы.
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается
в создании
надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить
адаптивную и коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета в
рамках образовательной организации.
30
В процессе реализации программы коррекционной работы используются
коррекционно-развивающие программы, пособия, учебно-наглядный материал
(специально изготовленные схемы, символы, условные обозначения, таблицы,
памятки, алгоритмы, карточки с заданиями, учебная литература, словари
различного типа (толковые, орфографические, словообразовательные, синонимов,
антонимов, омонимов), раздаточный материал, дидактические игры, кроссворды,
ребусы, предметные и сюжетные картинки, мячи, классная магнитная доска,
рабочие тетради и тетради для проверочных работ, ручкиразных цветов, цветные
мелки
и
т.д.),
инструментарий,
необходимый
для
осуществления
профессиональной деятельности учителя—логопеда.
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение. (авторский учебнометодический материалы следующих авторов: Розовой Ю.Е., Коробченко Т.В.;
Крыловой Н.Л., Писаревой И.Б., Н.Л. Ипатовой; О.В, Чистяковой, И.И.
Праведниковой, И.Ю Оглоблиной, Л. А. Комаровой, Азовой, Е.А., Косиновой
Е.М., Ткаченко Т.А., Батяевой С. и др.)
2. Пособия. Комплект наглядных пособий (наборное полотно, набор букв,
образцы письменных букв); касса букв; наборы сюжетных (предметных) картинок
в соответствии с тематикой занятия.
3.Технические средства: компьютер, принтер.
31
4. Список литературы
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда /
Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,
2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. - 2-е изд. - М.:
Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232с.
3 Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель :
Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа).
4 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.:
Издательство «Наука», 1981. - 140с.
5 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во
АПНРСФСР, 1961. —- T.1. - 472 с.
6 Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов
педвузов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351, [1]с. - (Высшая школа).
7 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка
практикующего логопеда).
8 Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.
Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)
9 Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. М.: НМЦентр, 2000.
10 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ,
1999. - 160с.;
11 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010.- 2016с.
12 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
13 Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д.Хомской. - М.: Изд-во Московского
университета, 1979. - 320с.
32
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы по
годам обучения
5 КЛАСС
Примерное тематическое планирование логопедических занятий с
обучающимися 5-х классов с ТНР
(Программа рассчитана на 60-90 часов, 2-3 часа в неделю)
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Количество часов на тему представлено в двух вариантах в зависимости от
количества раз в неделю.
№
1
2
3
4
1
Содержание занятий
Кол-воч Кол-воч Примечания
Диагностическое обследование
2
2
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика,
орфоэпия, графика)
3
4
-Речь устная и псиьменная
- Звуки и буквы.
Различение звуков в речи и букв на
письме (по фонетическому сходству п-б,
м-н-к).
4
Звуки и буквы. Различение звуков в речи и 3
букв на письме (по фонетическому
сходству п-б, к-г, д-т).
Различение букв (по оптическому и 3
кинетическому сходству п-т).
1
Слогообразующая роль гласных. Типы
слогов. Смыслоразличительная и
форморазличительная роль ударения.
Практикум по развитию произношения и
навыков чтения.
ИТОГО (по модулю)
10
4
2
14
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика.
3
Словообразование существительных при 2
помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, - ищ.
33
№
Кол-во
ч
Словообразование существительных при 2
помощи суффиксов: - ечк-, -ичк-, -ец-, - иц, -ок-, - онк.
Кол-во
ч
3
3
Словообразование прилагательных при
помощи суффиксов: -ов- (-ев-), -лив-, -
2
3
4
Словообразование прилагательных при
помощи суффиксов: к-, - ск-, -ева-, -н-.
2
3
5
Словообразование глаголов при помощи
приставок: пре-при.
Словообразование глаголов при помощи
приставок: без-бес
Различение букв о–а в корнях - лаг- / лож
Различение букв о–а в корнях -рос- / раст- (-ращ-).
Различение букв ё–о после шипящих в
корне слова.
Различение букв ы–и после ц в словах.
2
3
2
3
2
3
2
3
2
2
2
3
ИТОГО (по модулю)
20
29
2
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
Содержание занятий
Примечания
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология.
Согласование слов.
1
1
Словосочетание и предложение. Связь 2
4
слов в словосочетании и в предложении.
Различение глаголов совершенного и 2
3
несовершенного вида.
Практическое использование глаголов в 1
2
устной и письменной речи.
Словоизменение глаголов.
1
2
Однозначные и многозначные слова.
2
4
Фразеологизмы
Антонимы.
1
1
Синонимы.
1
1
Дифференциация
существительных в 1
3
различных падежных формах.
Составление сложных предложений по 4
6
образцу с союзами а, и, но.
ИТОГО ( по модулю)
16
27
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование,
чтение, письмо) (22 ч.)
Составление связного высказывания (в 2
2
виде словесного отчета по совершаемому
действию с опорой на ключевые слова).
Составление
связного
рассказа 2
3
повествовательного
характера
на
34
№
3
4
5
6
7
9
Содержание занятий
Кол-во
ч
заданную тему (по опорному плану и
ключевым словам).).
Пересказ
повествовательного текста
(объемом не менее 90 слов).
Диалог на заданную тему (в рамках
изученного материала и на основе
полученных знаний, объемом не менее 2
реплик).
Практикум по развитию навыков чтения
(коррекция дислексии)
Практикум по развитию навыков чтения
(коррекция дислексии) Нейроупражнения
Работа с деформированным текстом.
Сочинения на заданную тему.
ИТОГО (по модулю)
ИТОГО
Диагностическое обследование в конце
года
Кол-во
ч
2
3
1
2
2
3
2
3
2
1
3
1
14
60
20
90
Примечания
6 КЛАСС
Примерное тематическое планирование логопедических занятий с
обучающимися 6-х классов с ТНР
(Программа рассчитана на 60-90 часов, 2-3 часа в неделю)
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Количество часов на тему представлено в двух вариантах в зависимости отколичества раз
в неделю.
№ Содержание занятий
Колво
ч
2
Диагностическое обследование
1
2
3
4
Кол- Примечание
во
ч
2
Совершенствование фонетико -фонематической стороны речи (фонетика,
орфоэпия, графика)
2
3
Тренировка фонематического восприятия
Различение смешиваемых звуков и букв
(закрепление).
Тренировка фонематического восприятия.
2
4
Различение гласных в корне (повторение).
Тренировка фонематического восприятия.
2
3
Различение гласных в приставках (повторение).
Практикум по развитию навыков чтения.
2
4
ИТОГО (по модулю)
8
14
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика.
35
№ Содержание занятий
Колвоч
Колвоч
Примечание
1 Словообразование различных частей речи (
2
4
существительные, прилагательные, глаголы и
др.)
2 Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас.
2
4
3 Различение букв е – и в приставках пре–при.
2
4
4 Употребление в речи сложных и
2
4
сложносокращенных слов.
5 Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас.
2
4
ИТОГО (по модулю)
10
20
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология.
1 Согласование имен прилагательных и глаголов в 2
2
прошедшем времени с существительными.
2 Различение
3
и употребление качественных, 2
относительных
и
притяжательных
имен
прилагательных.
3 Употребление
несклоняемых
имен 2
3
существительных в речи.
4 Различение
3
и употребление глаголов в 2
изъявительном,условном
и повелительном
наклонении.
5 Различение и употребление числительных в 2
3
разных падежных формах.
6 Употребление и различение причастий в речи.
2
3
7 Употребление предлогов как средства связи 2
4
между словами.
8 Понимание
и
использование
в
речи 2
4
фразеологизмов.
ИТОГО (по модулю)
16
25
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование,
чтение, письмо)
1 Работа с текстом (деление текста на абзацы на 2
4
основе выделения его смысловых частей,
определение и формулирование темы и
микротем).
2 Составление
4
связного
повествовательного 2
рассказа на заданную тему (по предварительно
составленному плану).
3 Работа с деформированным текстом.
4
6
5 Составление связного описательного рассказана 4
4
заданную тему (по предварительно
составленному плану).
6 Пересказ повествовательного текста.
4
4
7 Пересказ описательного текста (объемом не
2
2
менее 100 слов, с опорой на предварительно
составленный план).
8 Пересказ текста с использованием приемов 4
2
сжатия (сокращение текста из 4 предложений до
2).
36
№ Содержание занятий
Колвоч
9 Диалог на заданную тему (в рамках изученного
материала и на основе полученных знаний,
объемом не менее 3 реплик).
10 Деловое письмо (текст объявления).
ИТОГО (по модулю)
Диагностическое обследование
ИТОГО
Колвоч
2
2
2
26
2
2
30
2
60
90
Примечание
7 КЛАСС
Примерное тематическое планирование логопедических занятий с
обучающимися 7-х классов с ТНР
(Программа рассчитана на 60-90 часов, 2-3 часа в неделю)
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Количество часов на тему представлено в двух вариантах в зависимости от
количества раз в неделю.
№
Содержание занятий
Колво
ч
2
Диагностическое обследование
Колво
ч
2
Примечание
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика,
орфоэпия, графика)
1
2
1
2
3
4
5
6
7
Фонетический анализ слов
2
3
Орфографический анализ слов
2
3
ИТОГО (по модулю)
4
6
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика. (14 ч.)
Словообразование деепричастий при помощи
2
3
суффиксов.
Способы словообразования наречий.
2
2
Образование новой формы слова с помощью
2
3
частиц.
Различение букв -о, -я, -е после шипящих на
2
4
конце наречий.
Различение букв - о и -а на конце наречий.
2
4
Различение
гласных
в
суффиксах
2
4
действительных и страдательных причастий.
Образование кратких причастий.
2
4
ИТОГО (по модулю)
14
24
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология.
37
№
Содержание занятий
1
2
4
Различение и употребление в речи различных
частей
речи (в том числе наречий,
деепричастий,
предлогов, союзов, частиц,
междометий).
Лексическое значение слова (понимание и
2
3
объяснение значения).
Работа с омонимами.
2
3
Работа с фразеологизмами.
2
4
2
3
Работа с пословицами и поговорками. Работа с
афоризмами, крылатыми выражениями (на
основе изученного).
Составление предложений с деепричастным
2
4
оборотом (по образцу).
2
4
Составление предложений с местоимениями,
замена существительных и прилагательных
местоимениями).
ИТОГО (по модулю)
14
25
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование,
чтение, письмо)
Работа с текстом
4
5
Составление рассказа-рассуждения.
4
5
Составление повествовательного текста.
4
5
Составление описательного текста.
4
4
4
4
Пересказ текста с использованием приемов
сжатия текста (сокращение текста из 6
предложений до 3).
Диалог на заданную тему (в рамках изученного
2
4
материала и на основе полученных знаний,
объемом не менее 4 реплик).
Деловое письмо (текст заявления, расписки,
3
4
объяснительной записки)
Чтение.
Нейроупражнения
по
3
4
совершенствованию навыка чтения
ИТОГО (по модулю)
28
31
ИТОГО
60
90
Диагностическое обследование
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
Колвоч
Колвоч
Примечание
8 КЛАСС
Примерное тематическое планирование логопедических занятий с
обучающимися 8-х классов с ТНР
(Программа рассчитана на 60-90 часов, 2-3 часа в неделю)
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
38
Количество часов на тему представлено в двух вариантах в зависимости от
количества раз в неделю.
№
Содержание занятий
Колво
ч.
2
Диагностическое обследование
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
Колво ч.
Дата
2
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика,
орфоэпия, графика)
4
6
Фонетический и орфографический анализ
слов
Практикум по улучшению дикции.
ИТОГО (по модулю)
4
6
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика.
2
4
Образование наречий от прилагательныхпри
помощи суффиксов: -о-, -е- (с опорой на
образец).
Образование наречий от числительных (с
2
3
опорой на образец).
Образование наречий от существительных
2
3
(с опорой на образец).
2
4
Образование
сложных
наречий
и
использование их в речи (с опорой на
образец).
ИТОГО ( по модулю)
8
14
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология.
2
4
Составление
словосочетаний по типу
согласования, управления, примыкания (с
опорой на образец).
Составление словосочетаний и предложений
3
5
со словами с переносным значением и с
паронимами.
4
5
Построение
фраз
с
использованием
самостоятельных и служебных частей речи
(в том числе союзов и союзных слов).
4
5
Согласование однородных подлежащих со
сказуемым,
однородных
сказуемых
с
подлежащим со сказуемым, однородных
сказуемых с подлежащим.
2
4
Составление предложений с однородными
членами, связанными двойными союзами не
только – но и, как – так.
Составление предложений с обобщающим
2
5
словом при однородных членах.
Составление предложений с обращением,
2
5
вводными словами.
Использование предлогов в речи для связи
2
5
между
словами
(согласно,
вопреки,
39
благодаря, ввиду, в течение, в продолжение,
вследствие и др.).
ИТОГО (по модулю)
21
38
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование,
чтение, письмо) (30 ч.)
Работа с текстом (работа с опорой на
4
6
письменный текст, выделение микротем и
ключевых слов).
Пересказ разных типов прочитанных или
4
5
прослушанных текстов
3
3
Краткое изложение основного содержания
прослушанного текста, состоящего из одной
смысловой части (исключение повторов
слов, однородных членов, причастных и
деепричастных оборотов, вводных слов).
4
5
Пересказ текста с использованием приемов
сжатия текста (сокращение текста из 8
предложений до 4).
4
4
Диалог
на заданную тему (в рамках
изученного
материала
и на основе
полученных знаний, объемом не менее 5
реплик).
Редактирование текстов (подбор синонимов,
5
6
переформулирование фраз).
Деловое
письмо
(текст
телеграммы,
3
3
автобиографии,
заявления о приеме на
работу).
ИТОГО (по модулю)
27
32
ИТОГО
60
90
Диагностическое обследование
1
2
3
4
5
6
7
9 КЛАСС
Примерное тематическое планирование логопедических занятий с
обучающимися 9-х классов с ТНР
(Программа рассчитана на 60-90 часов, 2-3 часа в неделю)
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Количество часов на тему представлено в двух вариантах в зависимости от
количества раз в неделю.
№
занят
ия
Содержание занятий
Колвоч
Диагностическое обследование
40
2
Колвоч
2
Примечания
1
1
2
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика,
орфоэпия, графика)
Фонетический и орфографический анализ
2
2
слов Практикум по улучшению дикции.
ИТОГО (по модулю)
2
2
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика.
Закрепление навыков словообразования.
3
5
3
5
Образование
существительных
с
отвлеченным
значением
при
помощи
суффиксов -изм-, -изн-, -ость-, - есть- -еств-,
-инств- (с опорой на образец и без нее).
ИТОГО (по модулю)
6
10
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология.
(20 ч.)
4
5
Составление различных словосочетаний по
типу согласования, управления, примыкания
(закрепление).
4
6
Составление
и
различение
сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений.
Составление фраз с союзами и союзными
4
7
словами.
Составление предложений с косвенной и с
3
7
прямой речью.
Составление предложений с использованием
3
6
цитирования в устной и письменной речи.
18
31
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение,
аудирование, чтение, письмо) (34 ч.)
4
5
Аудирование (определение основной темы,
выделение микротем текста и подбор к ним
ключевых слов).
5
6
Пересказ (разных по типу текстов объемом не
менее 140 слов с использованием приемов
сжатия, с разделением текста на абзацы и
передачей всех его значимых
микротем).
Текст-рассуждение.
3
6
Текст-убеждение.
3
6
4
6
Пересказ текста с использованием приемов
его
сжатия (сокращение текста из 10
предложений до 5).
4
4
Диалог на заданную тему (в рамках
изученного материала и на основе полученных
знаний, объемом не менее 6
реплик).
4
5
Учебная дискуссия на заданную тему.
Деловое письмо (повторение и закрепление
практических навыков оформления деловых
бумаг и писем).
41
8
9
Учебная дискуссия на заданную тему.
Деловое письмо (повторение и закрепление
практических навыков оформления деловых
бумаг и писем).
ИТОГО (по модулю)
ИТОГО
Диагностическое обследование
3
4
5
4
34
60
2
47
90
2
42