Коррекционные занятия ТНР ООО

Приложение к АООП ООО

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 300 «Перспектива»

Пояснительная записка
Рабочая
программа
коррекционно-развивающего
курса
для
обучающихся 5- 9 классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) составлена
в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной
программы основного среднего общего образования обучающихся с ТНР, на
основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней
школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки
психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Я –
подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие
для школьного психолога. Рабочая программа разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования и направлена на психолого-педагогическую коррекцию
недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию.
Психолого-педагогические особенности развития детей с
тяжелыми нарушениями речи
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи характеризуется более поздним, по сравнению с нормой,
развитием речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи
при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается
недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального
обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих детей аграмматична,
изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков,
малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно
влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной,
интеллектуальной, аффективноволевой и регуляторной сферах. Отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти
у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность
заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания
может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития обусловливает специфические особенности

мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в
развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с
трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Вариант 5 предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая
степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с
общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного
генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах,
ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Речь - сложнейшая психическая функция человека. В формировании ее
участвует множество самых различных психофизиологических процессов,
как в анализаторной сфере, так и в сфере аналитико-синтетической
деятельности, мотивационных процессов и т.д. Речевая деятельность
формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с
различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной,
аффективно-волевой сферах.
В процессе речевого развития формируются высшие формы
познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим
представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не
тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. И в
процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно
новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и
регуляции его поведения. Нарушения речи в той или иной степени
отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка,
отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи
тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней
познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и
мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов,
в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей
действительности.
В подростковом возрасте активно развивается интеллект, обобщение,
абстрактное мышление, развитие речи. Речь становится особо значимой в
межличностном общении, при познании мира, в учебной деятельности.

Подростковый возраст рассматривается как «пик любознательности»,
активизация мышления, самосознания и рефлексии, нравственного и
речевого развития, развития потребностно-мотивационной и эмоциональноволевой сфер.
Подростки испытывают трудности в общении как объективного
(нарушения речи), так и субъективного (комплекс неполноценности)
характера.
Ограниченность речевого общения негативно влияет на формирование
личности ребенка, способствует развитию отрицательных качеств характера
(застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства
неполноценности).
Отсутствие умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми
может привести детей и подростков к выпадению из компании сверстников,
что затрудняет их социальное и личностное развитие, способствует развитию
у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего
дискомфорта. Эти проблемы многократно усугубляются у детей и
подростков с ТНР, для большинства из которых характерны затруднения в
общении со взрослыми и сверстниками.
Имеющиеся у старшеклассников речевые нарушения носят скрытый
характер и наиболее отчетливо проявляются в письменных работах.
Общая характеристика программы коррекционно-развивающего
курса.
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию
внимания формированию его устойчивости, умению контролировать
выполнение одновременно двух или больше действий. Основным
направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них
опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему
развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как
анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей,
формирование логических операций. Постепенно закладываются основы
абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления
учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словеснологического мышления, требования к которым в средней школе значительно
повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации
обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать
жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и
невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей
поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность
проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного

развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что
развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных
психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой,
увлекательный характер заданий, являющихся в то же время
психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня
развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные
возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце
каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для
использования в образовательной сфере и снабженные нормативными
показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа
коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми
основными предметами общего образования.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении
образовательной
программы,
социальной
адаптации
посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция
и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
•

диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

формирование позитивной учебной мотивации;
• развитие эмоционально-личностной сферы (в том числе снятие
тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование
адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
•

•

реализация
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения обучающихся (в соответствии с рекомендациями
психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК);

•

осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с родителями (законными представителями) обучающихся с
ТНР.

Основными принципами содержания программы являются:
•

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалистов, которые призван решать проблему ребёнка с
максимальной пользой и в интересах ребёнка.

•

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции
и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и

коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса.
•

Преемственность.
Принцип
обеспечивает
создание
единого
образовательного пространства при переходе от начального общего
образования к основному общему образованию, способствует
достижению личностных, метапредметных, предметных.

Результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для
продолжения образования.
• Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими различные недостатки
в физическом и (или) психическом развитии.
•

•

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями
здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы
детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

•

Принцип обходного пути – формирование новой функциональной
системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные
анализаторы.

Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный
медикопсихолого- педагогический характер и включать совместную
работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагогпсихолог, медицинские работники, социальный педагог).
Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе
являются формирование системы произвольной регуляции и максимально
возможное для имеющегося нарушения совершенствование познавательной
деятельности, поскольку отсутствие существенного повышения их уровня не
позволит обучающимся успешно обучаться по учебным предметам и
•

получить цензовое образование. Вместе с тем для значительной части
обучающихся с ТНР типичны проблемы коммуникации, мотивационные
дефициты, эмоциональная дисрегуляция. В этих случаях обучающийся не
прилагает необходимых усилий на занятиях по развитию познавательной
сферы, логопедических занятиях, и они не приносят ожидаемой пользы.
Рабочей задачей педагога-психолога является формирование положительного
отношения к внеучебным занятиям, что определило выбор форм и приемов
работы.
Место рабочей программы в учебном плане
Рабочая программа составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление
недостатков развития. Наиболее велика ее роль в подготовке базы для
успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции.
Рабочая программа полезна для освоения всех предметных областей,
поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов,
саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной
мотивации и (или) мотивационные искажения препятствуют успешному
обучению даже в специально созданных условиях.
Трудности освоения образовательной программы определяются
недостатками со стороны фонематического восприятия, зрительно-моторной
координации, мелкой моторики, слуховой памяти, а также организации и
контроля
деятельности.
Существенное
значение
имеют
и
патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания,
приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений,
текстов). Общее отставание темпов становления познавательной
деятельности препятствует сознательному усвоению и использованию
разнообразных многочисленных правил, а легкие проявления системного
недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное
употребление слов.
Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на
развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое
сосредоточение,
удержание
зрительного
внимания
и
т.п.).
Предусматриваются
задания,
направленные
на
улучшение
сформированности словесного опосредствования деятельности и поведения,
для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходства и
различия, активизацию самостоятельного устного высказывания и пр.
Предполагается, что умения, приобретаемые на психокоррекционных
занятиях, будут перенесены на программный материал предметов «русский

язык» и «литература». Данный развивающий блок имеет большое значение
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с
недостатками пространственных представлений, соответственно, разделы
работы по их коррекции являются необходимыми и способствующими
усвоению математических знаний. Ошибки при решении математических
примеров обусловлены в первую очередь колебаниями внимания и
несформированностью
действий
контроля.
Упражнения
по
совершенствованию произвольной регуляции, психотехнические упражнения
(задания на концентрацию, переключение внимания, удержание числовой
информации) способствуют минимизации подобных ошибок.
Трудности овладения знаниями по таким предметам как «Биология»,
«Химия», «География» обычно проявляются из-за недостаточного интереса к
предметному и социальному миру, малого объема знаний, низкой
познавательной активности и трудности самоорганизации. Благодаря
психокоррекционным занятиям облегчается овладение этими предметами.
Рабочая программа является обязательной составной частью
коррекционноразвивающей
области
комплексного
сопровождения
обучающихся с ТНР и реализуется во внеурочное время.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса.
Ценностные ориентиры рабочей программы отражают следующие целевые
установки системы основного общего образования:
- формирование психологических условий развития общения,
сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к
людям; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; уважения к окружающим, умения слушать и слышать
партнёра;
- развитие умения учиться: формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности; формирование умения учиться и
способности к организации своей деятельности (планированию, контролю,
оценке);
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в
единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития
для обучающихся с ТНРна основе формирования общих учебных умений,

обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
образовательной программы
Планируемые
результаты
коррекционной
работы
имеют
дифференцированный характер и определяются индивидуальными
программами развития детей с ТНР. В зависимости от формы организации
коррекционной работы планируются разные группы результатов
(личностные, метапредметные, предметные).
Личностные
результаты
(система
ценностных
отношений
обучающегося):
•

Положительное отношение к школе.

•

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи.

•

Способность к оценке своей учебной деятельности.

•

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

•

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки.

•

Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,
связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

•

Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор,
соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:
• Сознательно планировать и организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
•

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

•

Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый
временной момент.

•

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата.

•

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Родителей и других людей.

•

Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:
• Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной
социальной практике.
•

Использовать элементы причинно-следственного анализа;

•

Исследование реальных связей и зависимостей;

•

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

•

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;

•

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД:
• Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт
с учетом мнения других людей, в том числе для
собственного поведения в окружающей среде,
повседневной жизни этических и правовых норм,
требований;

своей личности
корректировки
выполнение в
экологических

•

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.

•

Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.

•

Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в

•

ситуации столкновения
конфликтные ситуации.

интересов.

Конструктивно

разрешать

Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов с тяжелыми
нарушениями речи.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной
форме. Программа рассчитана на 68 учебных часов, с периодичностью 1-2
раза в неделю, время занятия в соответствии с СанПином составляет 40
минут подгрупповой работы или 20 минут - индивидуальной работы.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от
рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями, при
возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ТНР можно
оперативно
дополнить
структуру
коррекционной
программы
соответствующим направлением работы.
Содержание рабочей программы.
Рабочая программа психокоррекционной работы следующими
направлениями:
Коррекция
познавательной
сферы
и
целенаправленное
формирование высших психических функций (формирование учебной
мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и
мыслительной деятельности, развития пространственновременных
представлений).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
(работа по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности
(развитие способности к взаимодействию с одноклассниками).
Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция
ее недостатков.
Коррекционная работа по формированию интереса к себе и
позитивного самоотношения.
Коррекционная работа по совершенствованию познавательной
деятельности на учебном материале.
При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей,
требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в
знаниях, педагог-психолог может заниматься с ними индивидуально или в
подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем.

Конкретное
распределение
часов
на
индивидуальные
занятия
устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической
диагностики.
Содержание программы в 5 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания,
различных видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.),
памяти, воображения, речи. Развитие пространственных представлений.
Развитие внутреннего плана действия. Установление закономерностей и
развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: умения дифференцировать чувства,
различать эмоции. Развитие навыков договариваться, сотрудничать. Развитие
личностной сферы: рефлексия, самооценка. Развитие умения различать виды
поведения. Познание своего поведения.
Содержание программы в 6 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания,
различных видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.),
памяти, воображения, речи. Развитие пространственных представлений.
Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: работа с тревожностью,
агрессией.
Работа с конфликтами. Теоретические данные и практические навыки
разрешения конфликтов.
Содержание программы в 7 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций.
Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других
невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и
чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков
построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля
и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование
адекватной самооценки.
Содержание программы в 8 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития
обучающихся.
Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других
невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и
чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков

построения внутреннего плана действий Овладение приемами самоконтроля
и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности.
Развитие
профессионального
самоопределения.
Представления
человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё
«я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?
Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное
самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности
и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.
Содержание программы в 9 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития.
Развитие высших психических функций. Знакомство с методами тренировки
внимания. Знакомство с методами эффективного запоминания. Тренировки
логического, визуального, структурного мышления. Задания на креативность.
Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с
профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения
региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности,
интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных
устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной
траектории профессионального развития.
Тематический план программы занятий в 5 классе:
N

Тема занятия

1-2
3-5

Диагностика
Развитие
внимания
мышления

6-7
8-10

11-12
13-15

Содержание

Диагностика ВПФ
и Рефлексия
собственных
личных
качеств. Говорящая надпись.
Называйте и считайте. Три слова.
Составьте слова.
Развитие памяти
Запомни слова. Пиктограммы.
Развитие пространственных Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте
представлений.
слова.
Развитие мышления.
Развитие речи
Игра
«Объясни
слова
разными
способами»
Развитие внутреннего плана Формирование
абстрагирования
и
действия
вербального (словесного) анализа. Я
узнаю себя. Муха.
Говорим по-марсиански. Объясните
греческие слова.

Кол-во
часов
2
3

2
3

2
3

Развитие мышления.
Я - ромашка. Необычные ножницы.
Найдите фигуры.
Развитие гибкости мышления. Что я
могу сказать о себе хорошее? Делаем
вместе.
Способы
применения
предмета.
Выберите синонимы и антонимы.
Развитие
умения Развитие вербального мышления. Слово
дифференцировать чувства. в зеркале.
Подберите синонимы и
антонимы. Отгадайте чувство.

2

Учимся сравнивать.

Что я чувствую? Найдите фигуры.
Одинаковые?
Противоположные?
Разные?
Учимся различать эмоции.
Какие бывают эмоции. Переворот фигур.
Измените форму, не меняя содержания.
Развитие умения различать Найдите фигуры. Понимание пословиц.
виды поведения.
Какое бывает поведение?
Познание своего поведения. Развитие умения различать виды
поведения.
Найдите фигуры. Выразите разными
словами.
Учимся договариваться.
Делаем вместе. Какое это понятие? Как
попросить и отказать.
Учимся сотрудничать.
Называйте
и
считайте.
Учимся
рассуждать. А что сказал бы ты?

2

41-42

Развитие
мышления.

логического Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем
понятия. Вылепите фигуру

2

43-44

Развитие
логического Игра «Логический поезд»
мышления
Развитие внимания
Какие слова легче. Стенографы.
Замените символы цифрами. Объясните
поговорки.
Развитие воображения.
Придумайте
предметы.
Разделите
понятия. Говорящая надпись.

2

16-17

18-21

22-24

25-26

27-29
30-33
34-35

36-37
38-40

45-46

47-48

49-50

51-52
53-55

Установление
закономерностей и развитие
гибкости мышления
Развитие
внимания
в
условиях
коллективной
деятельности.

4

3

3
4
2

2
3

2

2

Развитие пространственных Перекрёсток.
Деление
понятий.
представлений.
Вылепите фигуру
Переворот фигур. Найдите фигуры.
Измените форму, не меняя содержания.
Угадайте выражение лица
Развитие
логического Развёртка
с
буквами.
Учимся
мышления.
рассуждать. Говорящая надпись

2

Развитие логических форм «Рисуем в уме» в уме. Определите вид
вербального мышления
суждения. Что я могу сказать о себе
хорошее?

3

2

56-58

Развитие мышления
Замените цифры буквами. Измените
(гибкость и анализ через форму, не меняя содержания. Угадайте
выражение лица
синтез)

3

59-60

Учимся рассуждать.

Я - ромашка. Замените буквы цифрами.
Учимся рассуждать.

2

61-62

Мои
достоинства
недостатки.

и Найдите фигуры. Учимся рассуждать.
Что я могу сказать о себе хорошее?

2

63-64

Я повзрослел

2

65-66

Я и мои друзья

67-68

Итоговое занятие

Осознание различия между агрессией и
агрессивностью. Работа со сказкой
«Лабиринт души».
Работа в тетради «Я повзрослел».
Коллективное обсуждение «Символ
моего Я». «Спрячь игрушку».
Обсуждение проблем подростковой
дружбы.«Самое
длинное»,«Красивые
поступки»,«Общая рука».
Работа со сказкой «Светлячок».
Итоговая диагностика

Итого:

2

2

68 часов

Тематический план программы занятий в 6 классе:
N
1-2
3

4-7
8-9

10-12
13-14

15-16

Тема занятия
Диагностика
Я повзрослел

Содержание

Диагностика ВПФ
Лабиринт
души
(Т.Шмидт).
Коллективное обсуждение. «Символ
моего Я»
Развитие памяти
Запомни слова. Пиктограммы.
Развитие пространственных Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте
представлений.
слова.
Развитие мышления.
Развитие речи
Игра
«Объясни
слова
разными
способами»
Развитие внутреннего плана Формирование
абстрагирования
и
действия
вербального (словесного) анализа. Я
узнаю себя. Муха.
Говорим по-марсиански. Объясните
греческие слова.
Установление
Развитие мышления.
закономерностей и развитие Я - ромашка. Необычные ножницы.
гибкости мышления
Найдите фигуры.

Кол-во
часов
2
1

3
2

3
2

2

17-19

Развитие
внимания
в Развитие гибкости мышления. Что я
условиях
коллективной могу сказать о себе хорошее? Делаем
вместе.
деятельности.
Способы
применения
предмета.
Выберите синонимы и антонимы.

3

20-23

У меня появилась агрессия

4

24-27

28-29

30-32

33-34

35
36-37

38-40
41-42
43-45

46-47

«Агрессия и развитие» «Ассоциации»
Работа со сказкой. Сказка про Рона.
«Покажи агрессию» «Кто из них
агрессивный», «Агрессивный продавец»,
«Отбросить старое, чтобы измениться»
Работа со сказкой. Время (О.Горбушина)
Работа в тетради.
«Моя реакция на агрессию «Как
поступить конструктивно?»
Конструктивное
«Чем недовольны родители?», «Чем
недовольны подростки?», «Подростки не
реагирование на агрессию
понимают. Родители не понимают»,
«Учимся договариваться» Работа со
сказкой.
Сказка
про
Крича
(М.Кирсанова)
Управление гневом
«Эпиграф занятия» «На приеме у
психолога»«Мои маски»
Работа в тетради.«Рисунок маски»Работа
с притчей. «Дом масок»
Учимся договариваться
«Эпиграф занятия»,«Портрет», «В чем
проблема?», «Ассоциации», «Символ
моей веры в себя». Работа со сказкой.
Про мальчика Неудоба.
Зачем
человеку
нужна «Копилка источников уверенности»,
уверенность в себе
«Мои источники уверенности» «Мои
ресурсы» Работа со сказкой. Молодое
дерево ( К. Ступницкая)
Промежуточная
Диагностика ВПФ
диагностика
Неуверенным в себе
«Я
горжусь»,
«Звезда
самоуважения»,«Волшебное зеркало»
Работа со сказкой. На дне моря
(Н.Шилова)
Развитие
логического Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем
мышления
понятия. Вылепите фигуру
Развитие
логического Игра «Логический поезд»
мышления
Развитие внимания
Какие слова легче. Стенографы.
Замените символы цифрами. Объясните
поговорки.
Развитие воображения.
Придумайте
предметы.
Разделите
понятия. Говорящая надпись.

4

2

3

2

1
2

3
2
3

2

48

49
50

51

52-55
56-58

59- 62

63-65

66-67
68

Развитие пространственных Перекрёсток.
Деление
понятий.
представлений.
Вылепите фигуру
Переворот фигур. Найдите фигуры.
Измените форму, не меняя содержания.
Угадайте выражение лица
Развитие
логического Развёртка
с
буквами.
Учимся
мышления.
рассуждать. Говорящая надпись
Развитие логических форм «Рисуем в уме» в уме. Определите вид
вербального мышления
суждения.
Что я могу сказать о себе хорошее?
Замените цифры буквами. Измените
Развитие мышления
(гибкость и анализ через форму, не меняя содержания. Угадайте
выражение лица
синтез)
5 Что такое конфликт?
«Как выглядит человек в конфликте?»
«Конфликт - это хорошо или плохо?»
Конфликты в школе, дома, на улице
«Эпиграф» «Конфликтные ситуации»
Работа со сказкой. Сказка про цветной
снег.
Способы
поведения
в «Разыграем конфликт», «Как остаться
спокойным». Работа со сказкой. Подумай
конфликте
обо мне. «Конфликт как возможность»,
«Стиль входа в конфликт» , «Рисунок
моего стиля»
Готовность к разрешению «Как выиграть обоим участникам
конфликта
конфликта?» «Попробуем договориться»
«В стране вещей»
Практическая работа
Практическая работа «Деловая игра
«Конфликт»
Итоговое занятие
Итоговая диагностика
Итого:
68 часов

1

1
1

1

4

3

4

3

2
1

Тематический план программы занятий в 7 классе:
N
1

2-3

Тема занятия
Вводное занятие

Первичная диагностика

Содержание

Кол-во
часов

Знакомство, выработка и принятие
правил индивидуальной и групповой
работы,
создание
атмосферы
эмоционального комфорта. Принятие
ритуалов приветствия и прощания.
Определение уровня интеллектуального
и личностного развития обучающихся

1

2

4-7

Формирование
мыслительной
операции
анализа,
сравнения,
обобщения,
выделения
существенных
признаков
предметов
и
явлений,
выявления закономерностей

8-11

Развитие
устойчивости,
концентрации
внимания.
Расширение
объема
внимания.
Переключение
внимания. Избирательность
внимания

12-15

Развитие
сферы.

16-19

Формирование
мотивации

эмоциональной

учебной

Тренировка различных видов памяти,
упражнения типа «Опиши картинку»,
«Инопланетяне»,
«Эстафета
слов»,
«Повторяй за мной», «Запрещенное
движение».
Развитие
словеснологической
памяти,
упражнения
«Группировка слов», «Свяжи пару»,
«Ассоциации», «Ключевые слова»,
«Качание
головой»,
«Ленивые
восьмерки»,
Корректурная
проба,
Запомни изображения, Что изменилось,
Логически-поисковые задания
Пословицы.
Найди
окончание
пословицы по ее началу. Предметы.
Запомни, сколько предметов лежит на
столе. «Запоминаем, рисуя». Назови как
можно больше слов, начинающихся с
одной буквы. Смысловая память.
Методика
опосредованного
запоминания
(А.Н.
Леонтьев).
«Пиктограмма» А.Р. Лурия Зрительный
диктант.. «Запомни изображения». «Что
изменилось?».
«Сколько
точек?»,
Слуховой диктант, «Запомни 10 слов»,
«Снежный ком»,
Развитие представлений о соотношении
внутреннего состояния человека и его
внешнего выражения. Вера в себя.
Формирование
у
учащегося
конструктивных способов реагирования
в конфликтной ситуации. Отработка
различных эмоциональных состояний.
Игровая
коррекция
агрессивности,
формирование и развитие внимания,
доброжелательности.
Рефлексия
собственных чувств (Я – это Я),
развитие умения различать виды
поведения и умения работать в команде.
Занятия с элементами тренингов.
Снятие
тревожности
и
других
невротических комплексов. Развитие
навыков совместной деятельности и
чувства ответственности за принятое
решение. Формирование навыков
построения внутреннего плана действий,
овладение приемами самоконтроля и
саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности. Формирование адекватной
самооценки.

4

4 часа

4 часа

4 часа

20-23

Коррекция мотивационной
сферы
(потребности,
интересы, стремления, цели,
влечения,
мотивационные
установки.

24-26

Уверенное и неуверенное
поведение • Нужна ли
агрессия? • Мои проблемы.
Обиды

27-30

Формирование
мыслительной
операции
анализа,Сравнения,
обобщения,
выделения
существенных
признаков
предметов
и
явлений,
выявления закономерностей

31-33

Развитие различных видов
памяти:
слуховой,
зрительной, вербальной
Развитие
произвольности,
устойчивости,
распределения,
переключения и
концентрации внимания.

34-36

37-38

39-42

43-46

Развитие сложных форм
мышления: логического
мышления,
абстрагирование,
установление
закономерностей
Развитие
словеснологического
мышления,
построения умозаключений
по аналогии.
Развитие
устойчивости,
расширение
объема
внимания.
Переключение

Развитие представлений о соотношении
внутреннего состояния человека и его
внешнего выражения. Вера в себя.
Формирование
у
учащегося
конструктивных способов реагирования
в конфликтной ситуации. Отработка
различных эмоциональных состояний
Формирование навыков самоконтроля.
Формирование
нравственных
представлений. Какого человека мы
называем «сильной личностью»? Что
значит быть уверенным человеком?
Какое
поведение
мы
называем
неуверенным? Какое поведение можно
назвать агрессивным? Можно ли назвать
уверенным агрессивное поведение?
«Ответь уверенно», «Зубы и мясо»,
Нарисуй символическое изображение
«Вера в себя».
Развитие активного воображения с
использованием
арт-техник:
«Чернильные
пятна»,
«Свободное
рисование», «Пальчиковое рисование»,
«Орнаменты», «Каракули», «Шапка для
размышлений», «Ленивые восьмерки»,
«Чернильное пятно»., «Я мечтаю»,
логически-поисковые задания
Пиктограммы,
Запомни
слова,
Чередование способов запоминания по
кругу
Упражнения на развитие внимания и
анализ ситуаций с проявлением
внимательности как свойства личности:
«Лабиринт», «Графический диктант»,
«Корректурная проба», «Что изменилось
в рисунках», «Путаница»
Комплекс
игр
«Воображариум»,
Загадывание наглядно представленных
объектов.
Развитие
дифференцированных
осязательных
ощущений, их словесное обозначение

4 часа

Пары слов. Аналогии. «Корректурные
пробы»,
«Назови,
что
видишь»,
«Корректировщик»,
«Шифровка»,
«Делай и рассказывай», «Таблицы
Шульте», «Анаграммы», «Шапка для
размышлений»
Логически не связанный текст (запомни
порядковый номер и слово); Числа
(запомни 20 чисел и их порядковый

4 часа

3 часа

4 часа

3 часа

3 часа

2 часа

4 часа

внимания. Избирательность
внимания.

47-50

Формирование рефлексии
личностных качеств

51-54

Формирование позитивного
Я-образа
Осознание
жизненных
целей

55-58

59-62

Общение и уважение.

63-64

На пороге взросления. Я и
моя семья.
Итоговая диагностика

65-66
67-68

Подведение итогов курса.
Итого:

номер); Лица и имена (запомни
изображенных людей по имени, назови
их);
Логически
связанный
текст
(запомни 10 предложений, выделенных в
тексте. Прочитай упражнение и через
минуту воспроизведи предложения в
заданном порядке); «Воспроизведение
рассказа» (пересказ текста); запиши как
можно больше слов по темам: школа,
математика, музыка, книга, искусство,
времена
года,
этика,
спорт,
композиторы, писатели, ученые
Развитие представлений о соотношении
внутреннего состояния человека и его
внешнего выражения. Вера в себя.
Игровая коррекция, формирование и
развитие
внимания,
доброжелательности.
Рефлексия
собственных чувств (Я – это Я).
Упражнения : «Кто я?», «Уровни Я»,
«Право выбора», «Мои потребности»
«Мои положительные качества», «Чем я
могу быть полезен другим людям»,
Методика-интервью «Что было главным
в жизни», Беседа. «В чем счастье? Как
приступить к делу?»
Шаг
навстречу»,
«Шесть
проб»,
«Конфликтная ли вы личность?». Назови
нарисованную эмоцию, «Разговор спина
к спине»
«Мой дом- моя крепость», «Мои отец и
мать»
Определение уровня интеллектуального
и личностного развития обучающихся
Рефлексия (лист достижений).
68 часов

4 часа

4 часа
4 часа

4 часа

2 часа
2 часа
2 часа

Тематический план программы занятий в 8 классе:
N
занятия
1

2-3
4-7

Тема занятия
Вводное занятие

Содержание

Кол-во
часов

Выработка
и
принятие
правил 1 час
индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального
комфорта.
Принятие
ритуалов
приветствия и прощания.
Начальная диагностика
Определение уровня интеллектуального 2 часа
и личностного развития обучающихся
Формирование
учебной Снятие
тревожности
и
других 4 часа
мотивации
невротических комплексов. Развитие

17-20

Формирование
навыков
построения
внутреннего
плана действий
Формирование адекватной
самооценки
Развитие памяти

21-24

Развитие внимания

25-28

Развитие мышления

29-32

Формирование
мыслительной операции
анализа,
сравнения,
обобщения,
выделения
существенных признаков

33-36

Выделения существенных
признаков предметов и
явлений,
выявления
закономерностей.

37-40

Развитие мышления.

41-44

Развитие устойчивости.

8-12

13-16

навыков совместной деятельности и
чувства ответственности за принятое
решение.
Овладение приемами самоконтроля и
саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности.
«Маски», Мои положительные и
отрицательные качества.
Развитие различных видов памяти:
слуховой, зрительной, вербальной
Развитие
произвольности,
устойчивости,
распределения,
переключения
и
концентрации
внимания
Логическое
мышление,
абстрагирование,
установление
закономерностей.
Тренировка различных видов памяти,
упражнения типа «Опиши картинку»,
«Инопланетяне», «Эстафета слов»,
«Повторяй за мной», «Запрещенное
движение».
Развитие
словеснологической
памяти,
упражнения
«Группировка слов», «Свяжи пару»,
«Ассоциации», «Ключевые слова»,
«Качание
головой»,
«Ленивые
восьмерки»,
Корректурная
проба,
Запомни изображения, Что изменилось
Описание наглядно представленных
объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально
необходимые)
и
украшающие
элементы.
Анализ
объектов
по
картинке. Угадывание предметов по
признакам (мебель-4 ножки и крышка,
стол).
Загадывание
наглядно
представленных
объектов.
Формирование
произвольности
зрительного
восприятия,
дорисовывание
незаконченных
изображений.
Развитие
словесно-логического
мышления, построения умозаключений
по аналогии.
Найди фигуру, которой не хватает.
Опиши дорогу, по которым ты.
ходишь. Опиши друга (учителя) не
глядя на него (цвет глаз, волос,
одежду).
«Путанные
линии»,
«Корректурная
проба»,
«Найди
ошибку», Найди ошибки в словах.

5 часов

4 часа
4 часа
4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

Переключение внимания. Таблицы
Шульте.
Найди
семь
Избирательность
предметов одного цвета (размера,
внимания.
формы, материала и т.д.). «Запомни и
расставь точки», «Три круга внимания»,
«Что изменилось?», «Найди отличия».
Красно-черные таблицы. «Кодировка».
Найди ошибку в задаче. «Замри»,
«Назови,
что
видишь»,
«Корректировщик»,
«Шифровка»,
«Делай и рассказывай», «Анаграммы»,
игра «Зоркий глаз», «Шапка для
размышлений», «Ленивые восьмерки»,
«Путанные линии».
Мышечная релаксация
«Мышечная
гимнастика»,
«Мое
напряжение», «Разматывание клубка»

4 часа

51-53

Формирование
позитивного Я-образа

3 часа

54-55

О чем
мимика?

56-59

Общение и уважение.

Шаг навстречу», «Шесть проб»,
«Конфликтная ли вы личность?».
Назови
нарисованную
эмоцию,
«Разговор спина к спине»

60-64

Развитие
профессионального
самоопределения

Представления человека о себе, своих 5 часов
личных качествах, «Я — образ». Что
такое искать своё «я»? В чем состоит
индивидуальность и неповторимость
личности?
Самораскрытие,
самопознание. Труд в жизни человека и
общества.
Разнообразие профессий. Развитие
личности и профессиональное
самоопределение. Составление словаря
профессий. Личностные особенности и
выбор
профессии.
Особенности
характера
и темперамента
Определение уровня интеллектуального 2 часа
и личностного развития обучающихся
Подведение итогов курса. Рефлексия 2 часа
(лист достижений).
68 часов

45-48

49-50

65-66
67-68

говорит

Диагностика
Итоговое занятие
Итого:

Упражнения : «Кто я?», «Уровни Я»,
«Мои потребности»

наша «Что я знаю и чего не знаю?»

2 часа

1 час
4 часа

Тематический план программы занятий в 9 классе:

N
занятия

Тема занятия

1

Вводное занятие

2-3

Диагностика

4-7

Формирование
навыков
построения внутреннего
плана действий. Развитие
рефлексивной
деятельности.

8-11

Развитие
устойчивости,
концентрации внимания.

12-15

Развитие
устойчивости,
концентрации внимания.

16-19

Расширение
объема
памяти,
формирование
навыков запоминания

20-23

Развитие
самооценки,
умений принять себя;
развитие
умений
дифференциации чувств.
Коррекция
мотивационной
сферы
(потребности, интерес

24-27

28-31

Cамооценка,
как
регулятор поведения.

Содержание
Выработка
и
принятие
правил
индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального
комфорта, мотивации к занятиям.
Принятие ритуалов приветствия и
прощания.
Определение уровня интеллектуального
и
личностного
развития,
уровня
утомления и работоспособности.
Игры
с
цифрами.
Предложения
наоборот. Упражнение «План действий»
,«Шапка для размышлений», «Ленивые
восьмерки», «Чернильное пятно»., «Я
мечтаю», логически-поисковые задания.
. «Путанные линии», «Корректурная
проба», «Найди ошибку», Найди
ошибки в словах.Таблицы Шульте.
Найди семь предметов одного цвета
(размера, формы, материала и т.д.).
«Запомни и расставь точки», «Три круга
внимания», «Что изменилось?», «Найди
отличия».
Пословицы.
Найди
окончание
пословицы по ее началу. Предметы.
Запомни, сколько предметов лежит на
столе. «Запоминаем, рисуя».Назови как
можно больше слов, начинающихся с
одной буквы. Назови как можно
прилагательных к существительному.
Смысловая
память.
Методика
опосредованного запоминания (А.Н.
Леонтьев). «Пиктограмма» А.Р. Лурия
Формирование
у
учащегося
конструктивных способов реагирования
в конфликтной ситуации. Отработка
различных эмоциональных состояний.
Игровая
коррекция
агрессивности,
формирование и развитие внимания,
доброжелательности.
Рефлексия
собственных чувств (Я – это Я),
развитие умения различать виды
поведения и умения работать в команде.
«Мое лучшее Я», «Что зависит от

Кол-во
часов
1 час

2 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

меня?», «Мои поступки»,
Cамооценка,
как Эмоции и потребности. Когда возникает
регулятор поведения.
страх и тревога? Беседа. Тревога. «Мой
страх». Беседа. Любовь. «Моя любовь»
Развитие внимания
Знакомство с методами тренировки
внимания
Развитие памяти
Знакомство с методами эффективного
запоминания
Развитие мышления
Тренировки логического, визуального,
структурного мышления.

3 часа

Развитие
творческого
мышления
Развитие
навыков
поведения в конфликтных
ситуациях
Психологическая
готовность к экзаменам

Задания на креативность

4часа

57-58

Психологическая
готовность к экзаменам

Тренинговые занятия по подготовке к 2 часа
экзаменам

59-62

Развитие
профессионального
самоопределения

63-64

Развитие
профессионального
самоопределения

65-66

Диагностика

67-68

Итоговое занятие

Знакомство
с
профессиями,
востребованными в стране, регионе.
Учебные
заведения
региона.
Определение типа будущей профессии,
учитывая
склонности, интересы, способности.
Зависимость
жизненных
планов,
карьерных устремлений человека от
состояния
здоровья.
Составление
индивидуальной
траектории
профессионального развития
Диагностика ВПФ и эмоциональномотивационной сферы
Подведение итогов курса. Рефлексия
(лист достижений).
68 часов

32-34

35-38
39-42
43-46
47-50
51-54

55-56

Итого

4 часа
4 часа
4 часа

Создание условий для обращения 4 часа
подростков к собственному опыту
общения на модели игровой ситуации
Тренинговые занятия по подготовке к 2 часа
экзаменам

4 часа

2 часа

2 часа
2 часа

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение: классная доска, компьютер,
колонки. Программы компьютерной обработки:
«Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших
подростков», «Диагностика умственного развития школьника», «Развитие и
коррекция мышления младших подростков», «Диагностика и развитие
социальной ответственности подростков», «Профориентационная система

ПРОФИ-I, «Диагностика умственного развития абитуриентов и
школьников»,
«Развитие
и
коррекция
мышления
подростков»,
«ПрофильКЛАСС», «Диагностика личностных отклонений подросткового
возраста. Новая версия» Литература:
1. Дереклеева

Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации
учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.

2. Зак

А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
ИНТЕРПРАКС

3. Локалова

Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6
классы. Москва: Ось-89. – 128 с.

4. Лубовский

В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.

5. Микляева

А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ:
Издательство «Речь».-336с.

6. Рогов

Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:
ВЛАДОС

7. Тропинка

к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О.
В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис. – 208 с.

8. Ясюкова

Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе.
Методическое руководство. Санкт – Петербург.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».