Логопедические занятия ЗПР ООО

Оглавление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ....................................................................................................
1.Раздел целевой .................................................................................................................... 3
Пояснительная записка ......................................................................................................... 3
Нормативно-правовые документы ...................................................................................... 3
Цели и задачи рабочей программы ...................................................................................... 5
Принципы организации образовательного процесса ........................................................ 6
Характеристика речи обучающихся с задержкой психического развития ..................... 7
1.2 Планируемые результаты рабочей программы ............................................................ 9
1.2 Оценка планируемых результатов ............................................................................... 13
2.РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ..................................................................................... 14
2.1 Особенности построения рабочей программы ........................................................... 14
2.1 Содержание рабочей программы ................................................................................. 17
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................. 20
3.1 организация коррекционно-развивающей деятельности .......................................... 20
3.2 условия реализации рабочей программы .................................................................... 20
Развивающая среда .............................................................................................................. 21
Методическое обеспечение ................................................................................................ 21
4. Список литературы.......................................................................................................... 22
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............................................ 24

2

1. Раздел целевой
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных
документов:
•
Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).
•
Об
утверждении
СанПин
2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010
г.№189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).
•
Об
организации
работы
логопедического
пункта
общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства
образования РоссийскойФедерации от 14.02.2000 № 2).
•
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся. (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N
1639).
•
О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО
и Н РФ № АФ- 150/06 от 18 апреля 2008 г.).
•
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от
24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).
•
Приказ МОиН России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельностипоосновнымобщеобразовательнымпрограммамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
При обследовании речи детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся с задержкой психического развития, отмечается
большое количество детей, не владеющих навыками грамотного письма, что
мешает полноценному усвоению школьной программы. Статистика
показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дисграфического
характера. Существенную роль в их возникновении играет:
•
дефицит произвольной концентрации, переключения
распределения внимания; ∙ нарушения слухоречевой памяти;
•
нарушение буквенного гнозиса;
•
нарушение динамического праксиса руки;
•
затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
•
нечеткая дикция, плохая артикуляция;
•
нарушение лексико-грамматического строя речи;
3

и

• наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического
развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы
вызывает закрепление и усложнение симптоматики дисграфии, то возникла
необходимость в создании данной программы.
При составлении программы использованы коррекционно – развивающие
материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый МО РФ для
осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда.
Практические приемы по формированию функционального базиса навыков
письма и чтения (А. Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной
речи на фонетическом уровне (И. Н. Садовникова, В. И. Городилова, Л. Н.
Ефименкова, Г. Г. Мисаренко).
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с
методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984,
1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую
направленность: позволяет охватить значительное количество обучающихся,
вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и
формирование языковых средств, необходимых для осуществления
полноценной речевой деятельности);
- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного
материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование
психологических и коммуникативных предпосылок к обучению,
формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков,
адекватных ситуаций учебной деятельности). Программа предназначена для
проведения логопедических коррекционно-развивающих занятий с
обучающимися 5 – 9 классов, имеющих нарушение письменной речи на фоне
ЗПР, взаимосвязана с учебной программой по русскому языку и занятия по
коррекции речи обеспечивают:
- уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса обучающихся;
- овладение навыками словообразования;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи (устной и письменной);
4

- коррекцию навыков чтения и письма.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы
получения образования, обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения,
а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии).

Цели и задачи рабочей программы
Цель программы: создание условий для преодоления нарушений чтения
и письма, профилактики и преодоления дизорфографии, развития навыков
учебной деятельности у обучающихся 5 – 9 классов.
Основные задачи:
речевые:
• коррекция дисграфии, дислексии;
• профилактика и (или) коррекция дизорфографии;
• формирование и
развитие фонематических, морфологических,
грамматических, морфемных представлений;
• развитие орфографической
зоркости, отработка алгоритмов
решения орфографических задач;
• уточнение значений слов и
обогащение
словарного запаса
посредством накопления новых слов, относящихся к разным частям речи;
• формирование правильного звукопроизношения.
неречевые:
• совершенствование умений и навыков планирования и организации
деятельности;
• совершенствование умение произвольно управлять вниманием;
регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой
группы;
• совершенствование навыков самоконтроля и самопроверки;
• совершенствование коммуникативных навыков в процессе учебной
деятельности;
• повышение мотивации к обучению и преодолению учебных
затруднений;
• совершенствование умения осуществлять рефлексию в процессе
учебной деятельности.
5

Принципы организации образовательного процесса
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы
детей.
Принцип обходного пути. Предполагает формирование новой
функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные
анализаторы.
Комплексность. Преодоление нарушений должно носить комплексный
медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу
педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, классный руководитель,
воспитатель, педагог- психолог, медицинские работники, социальный педагог
и др.).
Принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная
структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого
ребенка).

6

Характеристика речи обучающихся с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое
определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у
детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического
развития - комплекс негрубых нарушений развития моторной,
познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их
компенсации. Понятие “задержка психического развития” употребляется по
отношению к детям с минимальными органическими или функциональными
повреждениями центральной нервной системы.
Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и
недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным
овладение программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у
ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в
организации деятельности, в-третьих - мотивация к различным видам
познавательной деятельности.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции
деятельности во всех звеньях процесса обучения: отсутствием достаточно
стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью,
импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к
многочисленным ошибочным
действиям;
недостаточной
целенаправленностью
деятельности;
малой
активностью,
безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты,
осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная
выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с
незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти,
с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с
плохой координацией движений. Снижение познавательной активности
проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических
навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в
школе. Особенности детей с задержкой психического развития, которые
необходимо учитывать в учебном процессе:
- незрелость
эмоционально-волевой
сферы,
нескоординированность эмоциональных процессов;

инфантилизм,

- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и
интересов;
- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
7

- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем
мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление
овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной
речью;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности,
низкий навык самоконтроля;
- более низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитие всех форм мышления;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание
механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов
кратковременной и долговременной памяти.
Школьники с задержкой психического развития
удовлетворении особых образовательных потребностей:

нуждаются

в

- в побуждении познавательной активности как средство формирования
устойчивой познавательной мотивации;
- в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и
представлений об окружающем мире;
- в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения,
обобщения,
выделение
существенных
признаков
и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности
(внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
- в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности,
функции программирования и контроля собственной деятельности;
- в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли,
выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих
действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

8

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов
конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально
одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в усилении регулирующей функции слова, формировании способности
к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых
действий;
- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в
поддержании работоспособности, предупреждении
истощаемости,
психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

1.2 Планируемые результаты рабочей программы
В результате реализации программы у обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- устранены специфические ошибки письма и чтения;
-сформированы
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 5 класса:
Обучающиеся должны знать:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

алфавит, признаки гласных и согласных звуков;
словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам;
четко знать, определять и называть временные и пространственные
представления;
правила переноса слов, проверки сомнительных согласных, безударных
гласных, состав слова;
состав слова;
Обучающиеся должны уметь:
четко произносить в речи все звуки;
9

• анализировать слова по звуковому составу (выделять и
дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове)
различать звуки и буквы, гласные - согласные, звонкие - глухие, оптически
сходные, твердые - мягкие, аффрикаты; подбирать группы родственных слов
(несложные случаи);
• разбирать слова по составу;
• строить простое распространенное предложение, устанавливать связь
между словами по вопросам;
• правильно пользоваться предлогами, различать приставки и предлоги;
• владеть практическими способами словообразования и словоизменения;
• выделять имя существительное как часть речи.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 6 класса
Обучающиеся должны знать:
Правильное название буквы алфавита;
• части речи;
• состав слова;
Обучающиеся должны уметь:
• полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки
анализа
• и синтеза;
• читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя
логические ударения, читать «про себя»;
• выделять главную мысль;
• пересказывать полно и выборочно по плану;
• подбирать группы родственных слов;
• различать части речи;
• строить и распространять простые предложения и предложения с
однородными членами;
• образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
• различать предлоги и приставки;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• выделять предложения из сплошного текста;
• составлять предложения из слов, словосочетаний;
• письменно отвечать на вопросы;
• работать с деформированным текстом.
10

Основные требования к знаниям и умениям к концу 7 класса
Обучающиеся должны знать:
• понятия: простое и сложное предложение, однородные члены
предложения, сложные предложения с союзами;
• части речи;
Учащиеся должны уметь:
• различать члены предложения, дифференцировать предложения
простые и сложные;
• писать под диктовку текст, применять правило проверки написания
слов;
• писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова,
сложные слова с соединительными гласными;
• уметь выделять имя существительное, глаголы, имя прилагательное,
местоимение как часть речи.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 8 класса
Обучающиеся должны знать:
• особенности однородных членов предложения, постановка запятой
между ними;
• правила пунктуации в сложных предложениях без союзов и с союзами
И, А, НО;
• части слова;
• правила правописания;
• способы образования сложных слов;
• главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов
• предложения; особенности распространенных и нераспространенных
предложений. Особенности однородных членов; правила постановки
запятой в предложении с однородными членами;
• выделение знаками обращения в предложении; правила постановки
запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами;
•
виды предложений по интонации;
Учащиеся должны уметь:
• отличать простое предложение от сложного;
• выделять в предложении главные и второстепенные члены;
• распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию
• перечисления;
11

• применять правила постановки запятой в сложных предложениях без
союзов и с союзами;
• разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова;
• образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
• применять правила правописания при письме;
• образовывать сложные слова при помощи соединительных гласных О и
Е;
• составлять текст, отражающий содержание картины; правильно строить
• предложения;
Основные требования к знаниям и умениям к концу 9 класса
Учащиеся должны знать:
• виды предложений по интонации;
• особенности однородных членов предложения, постановка запятой
между ними;
• правила пунктуации при обращении;
• в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО; с союзными
• словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА;
• группы гласных и согласных; парные звонкие и глухие согласные;
непарные согласные; правила написания мягкого и твердого знаков в словах;
• правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких
и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы
проверки слов;
• главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов
предложения; особенности однородных членов;
• правила постановки знаков препинания при однородных членах, при
обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении
прямой речи.
Обучающиеся должны уметь:
• определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в
конце предложения;
• распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию
перечисления;
• распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми;
• приметать правила постановки запятой в сложных предложениях без
союзов, с союзами и союзными словами;
• проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в
корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные
12

гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корта
в проверочном и проверяемом словах;
• отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.
1.2 Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику
личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на
основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой
диагностики.

13

2.РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Особенности построения рабочей программы
Программа коррекционной работы с детьми с ЗПР на уровне основного
общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях ОУ;
коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
оказание
своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции
недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе
устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
—своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи;
—раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностику
отклонений в развитии речи и выявление этиологии дефектов речи,
трудностей адаптации;
—комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля (медицинский анамнез
физического и речевого развития ребенка, собеседование с родителями,
наблюдения учителя);
—определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с нарушениями речи, выявление его резервных возможностей;
—изучение (совместно с
педагогом-психологом)развития
эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
—изучение (совместно с
классным руководителем) социальной
ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
14

—изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с
речевой патологией;
—системный контроль педагога-психолога, учителя-логопедаи
классного руководителя за уровнем и динамикой развития ребенка;
—анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
—выбор методик, методов и приемов обучения, и разработка оптимальной
для развития ребенка с нарушениями речи коррекционной программы в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
—организация и проведение учителем-логопедом индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений устной и письменной речи;
—системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка
в динамике коррекционно-образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии речи;
—коррекцию и развитие высших психических функций, лежащих в основе
устной и письменной речи;
—развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Консультативная работа включает:
—выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся с речевой патологией, единых для всех
участников образовательного процесса;
—консультирование учителем-логопедом педагогов по выбору
индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся
с ЗПР;
—консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ЗПР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
—различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы, тематические выступления),
направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –
обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам, —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
С 1 по 15 сентября и 10 по 25 мая – обследование речи.
15

По результатам диагностики происходит корректировка учебного плана на
следующий учебный период.
Форма работы:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Занятия по коррекции письменной речи проводятся: 1 раз в неделю, в
кабинете учителя логопеда.
Длительность групповых логопедических занятий - 40 минут.
Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание
одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых
для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение
программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с
учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей
обучающихся с ЗПР.
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны
речи» (фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие
произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова,
дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма
(перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на
пополнение словарного запаса, использование различных способов
словообразования разных частей речи, преодоление специфических и
дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны
речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и
семантических представлений, расширение языковых средств и
формирование умения их активного использования на уровне словосочетания
и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и
пунктуационных ошибок.
Модуль
«Коррекция
и
развитие
связной
речи.
Коммуникация» направлен на развитие умений работать с текстом,
формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому
самосовершенствованию,
преодоление
специфических,
дизорфографических и пунктуационных ошибок.
16

Содержание курса «Логопедические занятия» строится в строгом
соответствии с требованиями к результату изучения учебного предмета
«Русский язык» и основано на использовании учебного материала.

2.1 Содержание рабочей программы
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Звуки русского языка, их сравнение и различение (гласные – согласные,
ударные – безударные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). Практикум по
улучшению дикции и произношения, отработка правильного ударения в
словах. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова
(способы подбора проверочных слов). Актуализация опорных знаний по
изучению и закреплению понятий: звук, буква, слог, гласные, йотированные
гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие,
непроизносимые, фонема, фонетический разбор. Дифференциация при письме
сходных по оптическому, кинестетическому принципу букв, фонетическому
принципу звуков. Отработка приемов выразительного чтения с соблюдением
орфоэпических норм (в рамках изученного по годам обучения).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование
навыков словообразования. Морфемика»
Написание слов с проговариванием, исключая специфические ошибки
словообразования. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению
понятий: части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание,
постфикс. Выделение морфем на основе словообразовательного анализа
слова. Образование новых слов с помощью типичных для изученных частей
речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов. Образование
сложных слов путем сложения основ. Выполнение словообразовательного
разбора с целью определения способа образования слова. Практическое
употребление форм слов разных частей речи. Соблюдение на письме
орфографических правил: правописание приставок по типу пре-, при-,
приставок на з (с); правописание корней с безударными проверяемыми,
непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными;
ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописание
глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя
грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа
17

после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-;
личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний
по изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя
прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие,
причастие, деепричастие, числительное и использование их в речи (в рамках
изученного по годам обучения). Различение и определение (с опорой на схему)
различных морфологических признаков изученных частей речи. Развитие и
совершенствование умения образовывать форму слов изученных частей речи.
Различение однозначных и многозначных слов, омонимов, прямого и
переносного значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов
в речи. Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и
употребление. Понимание и употребление метафор, гипербол, сравнений (в
рамках изученного материала). Сравнение и различение тематических групп
слов: родовых и видовых понятий. Отработка практических умений
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Упражнение в
понимании лексического значения незнакомого слова, исходя из контекста
(предложение, текст). Согласование слов и изменение предложно-падежных
конструкций (с опорой на образец и без). Выделение словосочетаний внутри
предложения, определение типа связи, главного и зависимого слова. Разбор
предложения, определение вида по цели высказывания, интонации, наличию
или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ.
Составление простых и сложных предложений с однородными членами (с
опорой на образец и схему). Применение знаний по синтаксису и пунктуации
(постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой
речью, при цитировании). Развитие умения находить в предложениях
смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,
обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с
изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Работа с текстом (определение темы и основной мысли,понимание
основного содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана
для дальнейшего пересказа).Изложение прослушанного текста, с
использованием приемов сжатия (с предварительным делением его на абзацы,
выделением значимых микротем).Составление связного рассказа и пересказа
18

на заданную тему (с соблюдением смысловой цельности, речевой связности и
последовательности изложения).Составление письменного текста (с
использованием изученных особенностей частей речи, синтаксических
конструкций). Аргументирование собственной позиции (отработка умения
доказывать и убеждать, используя различные языковые средства и
приемы).Беседы и диалоги (инициация бесед, устных монологических и
диалогических высказываний, характеризующихся широким спектром
лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных
синтаксических конструкций).Речевой практикум, направленный на
извлечение нужной информации, анализ и систематизацию отобранного
речевого материала. Создание и редактирование текстов, нахождение и
исправление ошибок. Изучение и закрепление в устной речи и на письме
правил речевого этикета. Выразительное чтение стихотворных и прозаических
текстов (с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с
соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста).

19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы с детьми с ЗПР на уровне основного
общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях ОУ;
коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
оказание
своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции
недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе
устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
3.2 условия реализации рабочей программы
• Обеспечение оптимальных условий получения специализированной
помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии.
• Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
• Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей.
• Использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для эффективности образовательного
процесса.
• Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач коррекционной работы, использование специальных
методов, приемов, средств обучения, коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей, учет
специфики речевого нарушения ребенка; комплексное воздействие на

20

обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и подгрупповых
коррекционных занятиях);
• Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм
работы при проведении занятия – благоприятные, естественные условия для
понимания и усвоения детьми изучаемого материала.
• Необходимым условием является создание на уроке атмосферы доверия,
открытости, доброжелательности.
• Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие
артикуляционной, мелкой и общей моторики.
• Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных
и психологических перегрузов, обучающихся; соблюдение санитарно гигиенических норм и правил).
Количество учеников в группе от 2 до 6 человек.
Развивающая среда
Методическое обеспечение
Материально-техническое
обеспечение
заключается
в создании
надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить
адаптивную и коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета в
рамках образовательной организации.
• -Компьютезированное рабочее место учителя-логопеда;
• - Касса букв и слогов;
• - Разрезные азбуки, таблицы слогов;
• - Тетради, ручки, карандаши, краски, пластилин,трафареты;
• -Материал для формирования кинестетического образа букв (природный
• материал, палочки, и т.п.);
• -Разноцветные фишки, полоски для составления схем;
• -Разнообразный демонстрационный материал;
• -Серии сюжетных картин;
• - Настенное зеркало;
• - Зеркало для индивидуальной работы;
• -Доска с набором магнитов, компьютерное обеспечение.

21

4. Список литературы
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы
в школе. – М.: Сфера, 2005..
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы
коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение,
1991
3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое
пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.
4. Программа
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VII вида.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти,
2002
6. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989
7. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелѐва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение», 1989
8. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:
«Владос», 1999
9. М.Ф.Фомичѐва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение», 1989
10.Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.11.Е. Косинова.
Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003
11.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление
недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960
12.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми,
имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997
13.Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты
занятий для логопедов. – М., 2007
14.Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007
15.Е.В.Мазанова. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий
для логопедов. –М.,2007.
16.Е.В.Мазанова. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий
для логопедов. – М.,2007.
17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими
школьниками. – Волгоград: «Панорама»,2006.

22

18.
З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник
домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны
речи у старших дошкольников. – СПб., 2005
19.
Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей.
Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005
20.
Учебные пособия для работы с детьми: О.Б.Иншакова. Альбом для
логопеда. – М., 2003
21.
Л.Н.Ефименкова.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных –
М., 2004
22.
Л.Н.Ефименкова.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и
глухих согласных. – М., 2005
23.
А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без
ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими
школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.–
М., 2007
24.
Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по
картинам. Пособие для логопеда. – М.

23

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание программы коррекционного курса 5 класс

№

Тема коррекционного занятия

Виды
Кол-в
образовательной деятельности
о
часов

1

Письменная работа, включающая в себя
списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов.

2

Обследование состояния
лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.

Экспресс-диагностика
1
письменной
речи
старших школьников (5-9 классы)
по Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной
1

Развитие фонематического анализа и синтеза.
Гласные звуки
3

Ударение. Роль ударения. Проверяемые
безударные гласные в корне слова.

4

Гласные после шипящих и Ц.

д/игра «Спасти безударную», 1
«Орфографический
тренажёр»; графокоррекция
д/игра
1
«Правописание суффиксов»,
«Разложи правильно»;
графокоррекция.

Согласные звук
5

Парные звонкие и глухие согласные в
слабых позициях (на конце и в середине
слова)

6

Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных двумя
способами: гласными второго ряда
и мягким знаком.

д/игра
1
«Орфографический фоторобот»;
упражнение
«Подбери
проверочные слова»;
графокоррекция.
д/игра «Гномы Том и Тим»;
1
упражнение
«Разложи правильно»;
графокоррекция.
д/игра
«Товарищ
Ь»; 1
упражнение «Исправь ошибку»;
графокоррекция.
д/игра «В гостях у Сказки»; 1
упражнения «Исправь ошибку»;
графокоррекция.

7 Разделительный мягкий знак.

8 Разделительный твёрдый знак.
Дифференциация разделительного
мягкого и твёрдого знаков.

24

д/игра
«Подбери 1
проверочное слово»; упражнение
«Найди ошибку»;
графокоррекция.
д/игра «В гостях у Кирилла 1
и Анны»; упражнение
«Составь историю»;
графокоррекция.

9 Непроизносимые согласные.

10 Двойные согласные.

Морфемика и словообразование
11 Основа слова и окончание.

12 Корень слова. Однокоренные слова.

13 Приставка. Роль приставки в изменении
значения слова. Слова с приставками,
противоположными и близкими
по значению.

д/игра «Мой, моя, моё, мои»;
1
упражнение
«Разложи правильно»;
графокоррекция.
д/игра
«Мы
с
тобой 1
одного корня»;
упражнение
«Соедини родственные
слова»;
графокоррекция.
тренажёр «Выбери приставку»; 1
упражнение
«Новые
слова»;
графокоррекция.

14 Суффикс. Образование качественных
прилагательных с помощью различных
суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, - оват-,
-еват-).

д/игра «Что из чего сделано»
1
(камень-каменный);
упражнение
«Новые слова»;
графокоррекция.

15 Образование относительных
прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-,
-енн-).

д/игра
«Какой сок,
суп, 1
варенье»;
упражнение
«Найди суффикс»;
графокоррекция.
д/игра «Чей хвост, морда, следы, 1
лапы»; графокоррекция.

16 Образование притяжательных
прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение
Имя существительное
17 Изменение существительных по
числам.
18 Изменение прилагательных по числам.

19 Изменение существительных по
падежам, в том числе существительных
на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)

25

д/игра «Один, одна, одно»; 1
упражнение «Посчитай, скажи»(5
карандашей); графокоррекция.
д/игра
«Один
много»; 1
упражнение
«Назови
правильно»; графокоррекция.
д/игра
«Кого
не
стало», 1
«Кого рисую, вижу», «Комучто
нужно
для
работы»;
графокоррекция.

20 Изменение существительных по
падежам, в том числе существительных
на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)

д/игра
«Подошёл к чему, 1
к кому»; упражнение «Мечтаю
о…»; графокоррекция.

Имя прилагательное
21 Род имён прилагательных.

22 Изменение прилагательных по числам.

д/игра «Мой, моя, моё, мои»; 1
упражнение «Подбери признак»;
графокоррекция.
д/игра
«В 1
магазине»; графокоррекция.

д/игра «Это, эта, этот, эти»; 1
упражнение
«Разложи правильно»;
графокоррекция.
д/игра
«Урок математики»; 1
24 Согласование прилагательных с
упражнение
существительными в числе.
«Запиши правильно»;
графокоррекция
25 Изменение по падежам прилагательныхс д/игра «Виражи на падежах»; 1
упражнение
«Уши,
лапыи
основой на шипящие -ц, -ий, -ья, -ье,
хвосты»; графокоррекция.
-ов, -ин.
23 Согласование прилагательных с
существительными в роде.

Глагол
26 Изменение глаголов по временам.

27 Изменение глаголов по числам.

28 Изменение глаголов по родам в
прошедшем времени.
29 Согласование глаголов с
существительными в числе.

30 Согласование глаголов прошедшего
времени с именем существительным.

д/игра «Вчера, сегодня,
завтра»;
упражнение
«Запиши правильно»;
графокоррекция
д/игра «Один - много»;
упражнение «Спиши
правильно»; графокоррекция
д/игра «Он, она, оно»;
упражнение «Что делала?»;
графокоррекция
д/игра
«Скажи наоборот»;
упражнение
«Вставь
нужное слово
по
смыслу»; графокоррекция
д/игра «Мой выходной день»;
упражнение «Ваня и Таня на
прогулке»; графокоррекция

1

1

1

1

1

Развитие анализа структуры предложения
31 Предложение. Грамматическая основа.
Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.

26

списывание;
подбор
по смыслу; составление
предложений по схеме;
графокоррекция

слов

1

ситуации общения «Я в
поликлинике
/парикмахерской,
магазине»;
упражнение «Расставь знаки
препинания»; графокоррекция
чтение, списывание,
упражнение «Расставь знаки»;
графокоррекция
проверочная работа

32 Обращение.

33 Прямая и косвенная речь.

34 Проверка результативности
коррекционной работы.

1

1

1

35 Повторение

работа над ошибками.

1

36 Мониторинг речевых функций

экспресс-диагностика

1

Содержание программы коррекционного курса
6 класс
№

Тема коррекционного занятия

Виды
Кол-во
образовательной деятельности часов

1

Письменная работа, включающая в
себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов.

2

Обследование состояния
лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.

Экспресс-диагностика
2
письменной
речи
старших школьников
(5-9
классы)
по Т.А.Фотековой,
Т.В.Ахутиной
2

Развитие фонематического анализа и синтезаГласные звуки
3

Чередование гласных О-А в корнях
-лож-, -лаг-; -рос-,-раст-, -ращ-.

4

Чередование гласных О-А в корнях
-кос-, -кас-; -гор-, -гар-.

5

Правописание гласных в приставках
–пре-, -при-.

списывание;
подбор
слов 2
по смыслу; упражнение
«Подбери нужную гласную»;
графокоррекция
списывание;
подбор
слов 2
по смыслу; составление
предложений по схеме;
графокоррекция.
подбор
нужной
приставки 2
(по правилу); составление
словосочетаний;
графокоррекция.

Звонкие и глухие согласные

27

6

Правописание согласных в приставках.

выделение корня, и согласной, с 2
которой
начинается
слово;
подбор нужной приставки(по
правилу); составление
словосочетаний;
графокоррекция.

Твёрдые и мягкие согласные
7

списывание;
подбор
по смыслу; составление
предложений
схеме; графокоррекция.

Употребление мягкого знака для
обозначения грамматических форм.

слов 2
по

Развитие слогового анализа и синтеза
8

д/игра «Новое слово»;
2
грамматические
примеры;
составление
слов
по
2
корням; графокоррекция.

Правописание сложных слов.

Словообразование
9 Сложные слова. Сложносокращённые
слова.

д/игры «Новое слово»;
2
«Весёлая
аббревиатура»;
расшифровка и сокращение слов;
графокоррекция.

Словоизменение Имя существительное
упражнения «Слова»; «Составь 2
свою историю»; графокоррекция.

10 Несклоняемые имена
существительные.
Имя прилагательное

списывание;
подбор
слов 2
по смыслу;
составление словосочетаний;
графокоррекция.

11 Степени сравнения имени
прилагательных.

Имя числительное
списывание;
подбор
слов 2
по смыслу; графокоррекция.

12 Согласование порядковых
числительных с существительными.
Местоимение

списывание;
подбор 2
местоимений по смыслу;
графокоррекция.

13 Согласование местоимений с
существительными.
Глагол
14 Изменение глагола по лицам и числам.
Спряжение глаголов. Окончания
глаголов
28

списывание; графокоррекция.

2

Развитие анализа структуры предложения
списывание; членение
сплошного текста на
предложения; графокоррекция.

15 Работа со сплошным текстом.
Членение сплошного текста на
предложения.

2

списывание; составление текста 2
16 Составление текста из предложений,
данных в разбивку. Составление текста из
деформированных предложений
из деформированных предложений.
17 Проверка результативности
коррекционной работы.

проверочная работа.

2

18 Повторение

работа над ошибками.

2

Содержание программы коррекционного курса
7 класс
№ Тема коррекционного занятия

Виды
образовательной деятельности

1 Письменная работа, включающая в Экспресс-диагностика
речи
себя списывание и диктант слогов, письменной
старших
школьников
(5-9
классы)
слов, предложений и текстов.
по Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной
2 Обследование состояния
лексико-грамматической стороны
речи, связной речи.

Кол-во
часов
1

1

Развитие фонематического анализа и синтезаГласные звуки
3 Чередование гласных в корнях
-бир-, -бер-.
4 Гласные в суффиксах
действительных
причастий настоящего времени.

упражнения на дифференциацию с
применением
правила;
работа
с карточками; графокоррекция.
с карточками;
работа
графокоррекция.

1

1

5 Гласные в суффиксах
страдательных
причастий настоящего времени.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

6 Правописание гласных в полных и
кратких страдательных
причастиях.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

7 Наречие. Конечные гласные
наречий.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

29

Согласные звуки
8 Правописание согласной буквы Нв
суффиксах причастий.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

9 Одна и две буквы Н в наречиях на
-о, -е.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

Развитие анализа структуры предложений
10 Причастие как особая форма
глагола.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

11 Причастный оборот.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

12 Анализ предложений с
причастным оборотом.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

13 Деепричастие как особая форма
глагола.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

14 Деепричастный оборот.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

15 Анализ предложений с
деепричастным оборотом.

работа
графокоррекция.

с карточками;

1

16 Наречие как часть речи.

работа с карточками; списывание;
подбор
слов
по
смыслу; графокоррекция.
работа
с карточками;
графокоррекция.

17 Анализ предложений с
наречиями.

1

1

работа с карточками;
18 Анализ предложений с
предлогов
по
непроизносимыми
предлогами (без, до, для, из, к, над, графокоррекция.
о(об), от, по, под, пред, при, про, у,
с, через).

подбор
смыслу;

1

19 Анализ предложений со сложными работа с карточками;
предлогов по
предлогами (из-за, из-под, по-за,
графокоррекция.
по-над).

подбор
смыслу;

1

20 Анализ
предложений
с работа с карточками;
по
производными предлогами (ввиду, предлогов
вместо, вроде, вследствие, сверх, графокоррекция.
насчёт, в продолжение, в течение,в
виде).

подбор
смыслу;

1

21 Конструирование предложений со
словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.

работа
со
словами
в
начальной форме; согласование слов
в предложении; графокоррекция.
30

1

22 Конструирование предложений со
словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.

работа
со
словами
в
начальной форме; согласование слов
в предложении; графокоррекция.

23 Распространение предложений.

подбор
второстепенных членов
предложения (дополнения,
определения); графокоррекция.
работа с карточками; составление
сложносочинённых
предложений
из
простых
предложений; графокоррекция.
работа с карточками; составление
сложноподчинённых
предложений
из
простых
предложений; графокоррекция.

24 Построение сложносочинённых
предложений с союзами (и, а, но).

25 Построение сложноподчинённых
предложений с союзами (чтобы,
потому что, и т. д.). Их
перестроение.

1

1

1

1

Развитие анализа структуры текста
26 Текст. Дифференциация понятий
«текст», «предложение».
27 Составление текста из
деформированных предложений.

28 Тема текста и его основная мысль.
Заглавие текста.
29 План. Пересказ текста по
составленному плану.
30 Подробное изложение
повествовательных текстов.
31 Подробное изложение с
творческими дополнениями.
32 Сжатое изложение. Выборочное
изложение.

33 Проверка результативности
коррекционной работы.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий;
графокоррекция.
работа с карточками; составление
текста
из
деформированных предложений;
графокоррекция.
работа
с карточками;
графокоррекция.
составление плана; запись плана;
пересказ текста по составленному
плану; графокоррекция.
составление плана; запись плана;
пересказ текста по составленному
плану; изложение; графокоррекция.
составление плана; запись плана;
пересказ текста по составленному
плану; изложение; графокоррекция.
составление плана; запись плана;
пересказ текста по составленному
плану; сокращение
текста,
изложение; графокоррекция.
проверочная работа

1

1

1
1

1

1

1

1

34 Работа над ошибками.

работа над ошибками.

1

35 Повторение

работа над ошибками.

1

36 Мониторинг речевых функций

экспресс-диагностика

1

31

Содержание программы коррекционного курса
8 класс
№

Виды
Кол-во
образовательной деятельности

Тема коррекционного занятия

часов
Экспресс-диагностика
письменной
речи
старших школьников
(5-9
классы)
по Т.А.Фотековой,
Т.В.Ахутиной

1 Письменная работа, включающая в
себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов.
2 Обследование состояния
лексико-грамматической стороны
речи, связной речи.

1

1

Работа над предложением
3 Уточнение представлений о
предложении.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

4 Типы предложений по цели
высказывания.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

5 Главные и второстепенные члены
предложений.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

6 Нахождение слов, связанных с
подлежащим.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

7 Нахождение слов, связанных со
сказуемым.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

8 Конструирование простых
предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными
членами).

работа
с
карточками;
составление предложений.

1

9 Конструирование предложений с
однородными членами.

работа
с
карточками;
составление предложений.

1

10 Конструирование предложений с
обращениями и вводными словами.

работа
с
карточками;
составление предложений.

1

11 Способы передачи чужой речи.

работа
с
карточками;
составление предложений.

1

12 Прямая и косвенная речь.

работа
с
карточками;
составление предложений.

1

13 Связь слов в предложении,
выраженная согласованием в числе.

работа
с
согласование
в предложении.
32

карточками;
слов

1

карточками;
слов

1

карточками;
слов

1

17 Связь слов в предложении,
выраженная управлением.
Конструирование предложений.

работа
с
согласование
в предложении.
работа
с
согласование
в предложении.
работа
с
согласование
в предложении.
работа
с
согласование
в предложении.

18 Связь слов в предложении,
выраженная примыканием.
Конструирование предложений.

работа
с
согласование
в предложении.

карточками; 1
слов

14 Связь слов в предложении,
выраженная согласованием в роде.
15 Связь слов в предложении,
выраженная согласованием в падеже.
16 Связь слов в предложении,
выраженная согласованием в лице.

карточками; 1
слов
карточками; 1
слов

Работа над текстом
19 Пересказ по серии сюжетных
картинок.

работа с картинками.

1

20 Пересказ по сюжетной картинке.

работа с картинками.

1

21 Что такое план.

составление планов.

1

22 Виды планов.

составление планов.

1

23 Пересказ по плану.

пересказ текстов.

1

24 Изложение текста по вопросам и
опорным словам.

работа с текстом по вопросам и 1
опорным словам.

25 Изложение текста по коллективно
составленному плану.

работа с текстом по плану 1
и опорным словам.

26 Изложение текста по самостоятельно
составленному плану.

работа с текстом по плану 1
и опорным словам.

27 Типы текстов: повествование,
описание, рассуждение.

работа с текстом.

1

28 Текст – повествование. Составление
рассказа.

работа с текстом.

1

29 Текст – описание. Составление
рассказа.

работа с
фотографией/картиной.

1

33

30 Текст – рассуждение (объяснение).
Составление рассказа.

работа с текстом.

1

31 Текст – рассуждение (доказательство).
Составление рассказа.

работа с текстом.

1

32 Замена в тексте лица рассказчика.

работа с текстом,
лица рассказчика.

33 Проверка результативности
коррекционной работы.

проверочная работа.

1

34 Работа над ошибками.

работа над ошибками.

1

35 Повторение

работа над ошибками.

1

36 Мониторинг речевых функций

экспресс-диагностика.

1

замена 1

Содержание программы коррекционного курса
9 класс
Виды
образовательной деятельности

№ Тема коррекционного занятия
1 Письменная работа, включающая в
себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов.

Экспресс-диагностика
письменной
речи
старших школьников (5-9 классы)
по Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной

2 Обследование состояния
лексико-грамматической стороны
речи, связной речи.

Кол-во
часов
1

1

Работа над предложением
3 Уточнение представлений о
предложении.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

4 Типы предложений по цели
высказывания.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

5 Главные и второстепенные члены
предложений.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

6 Нахождение слов, связанных с
подлежащим.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

7 Нахождение слов, связанных со
сказуемым.

работа
с
карточками;
дифференциация понятий.

1

34

8 Конструирование простых
предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными
членами).

работа с карточками; составление
предложений.

1

9 Конструирование сложных
предложений с сочинительными
союзами.

работа с карточками; составление
предложений.

1

10 Конструирование сложных
предложений с подчинительными
союзами.

работа с карточками; составление
предложений.

1

11 Конструирование бессоюзных
сложных предложений.

работа с карточками; составление
предложений.

1

12 Связь слов в предложении,
выраженная согласованием в числе.

работа с карточками; согласование
слов в предложении.

1

13 Связь слов в предложении,
выраженная согласованием в роде.

работа с карточками; согласование
слов в предложении.

1

14 Связь слов в предложении,
выраженная согласованиемв
падеже.

работа с карточками; согласование
слов в предложении.

1

15 Связь слов в предложении,
выраженная согласованием в лице.

работа с карточками; согласование
слов в предложении.

1

16 Связь слов в предложении,
выраженная управлением.
Конструирование предложений.

работа с карточками; согласование
слов в предложении.

1

17 Связь слов в предложении,
выраженная примыканием.
Конструирование предложений.

работа с карточками; согласование
слов в предложении.

1

Работа над текстом
18 Повторение изученного. Тема
текста, основная мысль, опорные
слова.

работа с карточками;
дифференциация понятий.

1

19 Типы текстов.

работа с текстом.

1

20 Структура текста.

работа с текстом.

1

21 План. Виды плана.

составление планов.

1

35

22 Составление планов разных видов.

составление планов.

1

23 Составление плана по данному
тексту.

составление планов.

1

24 Изложение с языковым разбором
текста по
коллективно составленному плану.

составление планов.

1

25 Редактирование изложения.

работа с текстом.

1

26 Типы текста. Сравнительное
описание.

работа с текстом.

1

27 Сочинение – сравнительное
описание.

работа с текстом.

1

28 Редактирование сочинений. Речевые
ошибки.

работа с текстом.

1

29 Типы текста. Повествование.

работа с текстом.

1

30 Типы текста. Рассуждение.

работа с текстом.

1

31 Сочинение – повествование с

работа с
рисунков.

элементами рассуждения по циклу
сюжетных рисунков.

серией сюжетных

32 Редактирование сочинения.

работа с текстом.

33 Проверка результативности
коррекционной работы.

проверочная работа.

34 Работа над ошибками.

работа над ошибками.

35 Повторение

работа над ошибками.

36 Мониторинг речевых функций

работа над ошибками.

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».