Коррекционныен занятия ЗПР ООО

Приложение к АООП ООО
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 300 «Перспектива»

Рабочая программа
коррекционного курса «Коррекционно развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические)» для обучающихся с задержкой
психического развития
5 – 9 классы

Автор-составитель:
Нестеренко Е.А.,
Педагог-психолог
МАОУ СОШ № 300
«Перспектива»

г. Екатеринбург, 2024 г

Пояснительная записка.
1.1. Общие положения

Рабочая
программа
коррекционно-развивающего
курса
для
обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР)
составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной
образовательной программы основного среднего общего образования
обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического
развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к
своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В.
М., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В.,
М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора
Микляева А. В, пособие для школьного психолога.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой
психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических
функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием
неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической
деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого
века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с
функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с
минимальными
органическими
повреждениями.
Клинические
и
психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер,
К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки
психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный,
церебрально-органического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном
возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает
необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам
деятельности, ЗПР становится явной.
1.Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже
начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими
сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики,
особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой
утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими
особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и
навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной
деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту.
Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно
формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это

приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что
выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной
регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации
поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка.
Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем нагляднообразное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении
причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями.
Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и
предметов (им легче определить различия явлений противоположного
характера). Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих
знаний. Ограничен запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического
развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А.
Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и
явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с
замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в
основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько
расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР
позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или
задержка темпа развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение
внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного
процесса и быстрая утомляемость.
7.
Восприятие
имеет
низкий
уровень:
недостаточность,
фрагментарность, ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой
продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание
легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко
к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или
неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания –
механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не
сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности
затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации
поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная
внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и
некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие
тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены
условия для удовлетворения его основных психических потребностей в

полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже
активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления
грубости, импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень
самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные
усилия, направленные на достижение поставленной цели, ведут к частым
пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении
учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование
отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои
поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее
простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в
общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с
другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются
отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной
системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок,
либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно
конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в
результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких
взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической
дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не
может.
1.3. Общая характеристика программы коррекционноразвивающего курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию
внимания формированию его устойчивости, умению контролировать
выполнение одновременно двух или больше действий. Основным
направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них
опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему
развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как
анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей,
формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к
дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности
заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами,
сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно
грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами,
отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими
тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы
абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления
учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словеснологического мышления, требования к которым в средней школе значительно

повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации
обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать
жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и
невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей
поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность
проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного
развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что
развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных
психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой,
увлекательный характер заданий, являющихся в то же время
психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня
развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные
возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце
каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для
использования в образовательной сфере и снабженные нормативными
показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа
коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми
основными предметами общего образования. Например, развитие мышления,
внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже
понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила,
свободнее
ориентироваться
в
закономерностях
окружающей
действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки
на уроках обществознания.

•
•
•

•

•

1.4 Цели, задачи программы курса
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении
образовательной
программы,
социальной
адаптации
посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция
и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости,
агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки,
развитие коммуникативных способностей).
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения
обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК);
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы
с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Основными принципами содержания программы МАОУ СОШ № 300
«Перспектива» являются:

•

•

•

•

•

•
•

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов,
которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в
интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному
общему
образованию,
способствует
достижению
личностных,
метапредметных,
предметных
результатов
освоения
основной
образовательной программы основного общего образования, необходимых
обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает
связь программы коррекционной работы с другими разделами программы
основного общего образования: программой, развития универсальных
учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования,
программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне
основного общего образования, программой формирования и развития ИКТкомпетентности обучающихся, программой социальной деятельности
обучающихся.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное
согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в
специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы,
группы).
Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в
обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный
медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу
педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог,
медицинские работники, социальный педагог).
1.5 Ожидаемые результаты реализации программы

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

Планируемые
результаты
коррекционной
работы
имеют
дифференцированный характер и определяются индивидуальными
программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации
коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные,
метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая
успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
Готовность
совершить
дальнейший
профессиональный
выбор,
соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной
момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Родителей и других людей.
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности и на занятиях, и в доступной
социальной практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:

•

•
•
•

Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических
и правовых норм, экологических требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в
ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей,
подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий
детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
1.6 Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме
на базе ОУ. Курс программы рассчитан:
- 5-6 класс – 68 часа, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия
составляет 20-40 минут.
- 7 -9 класс - 68 часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия
составляет 20-40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от
рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями, при
возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно
оперативно
дополнить
структуру
коррекционной
программы
соответствующим направлением работы.
Тематический план программы занятий в 5 классе
№ п/п Тема занятия

Содержание

1-2

Диагностика

Диагностика ВПФ

3-5

Развитие
внимания
и
мышления.
Рефлексия
собственных личных качеств
Развитие пространственных
представлений.
Развитие мышления.

Говорящая надпись.
Называйте и считайте. Три слова.
Составьте слова
Какие мы разные. Представьте куб.
Замените
цифры
символами.
Отгадайте слова

6-8

Кол-во
часов
2 часа
3 часа
3 часа

9-11

Развитие внутреннего плана Я узнаю себя. Муха.
действия
Говорим
по-марсиански.
Формирование
Объясните греческие слова
абстрагирования
и
вербального
(словесного)
анализа.

3 часа

12-14

Установление
Я - ромашка. Необычные ножницы.
закономерностей и развитие Найдите фигуры
гибкости мышления.
Развитие мышления.
«Как работать с книгой».
Какие
книги
используют
исследователи?
Какие
книги
считаются
научными?
Практическая
работа
по
структурированию текстов
Развитие
внимания
в Что я могу сказать о себе хорошее?
условиях
коллективной Делаем
вместе.
Способы
деятельности.
применения предмета. Выберите
Развитие
гибкости синонимы и антонимы
мышления.
Развитие
умения Слово в зеркале.
дифференцировать чувства. Подберите синонимы и антонимы.
Развитие
вербального Отгадайте чувство.
мышления.
Учимся сравнивать.
Что я чувствую? Найдите фигуры.
Одинаковые? Противоположные?
Разные?
Существенное
и Ошибки
в
изображениях.
несущественное.
Существенные и несущественные
Развитие
вербального признаки. Такие разные лица
мышления
Развитие внимания
Какие слова легче. Стенографы.
Замените
символы
цифрами.
Объясните поговорки
Развитие умения различать Найдите
фигуры. Понимание
виды поведения.
пословиц.
Какое
бывает
поведение?

3 часа

Познание своего поведения.

Вид комнаты сверху. Понимание
пословиц. Я узнаю себя
Развитие умения различать Найдите
фигуры.
Выразите
виды поведения.
разными словами. Кто это?

3 часа

42-44

Учимся договариваться.

Делаем вместе. Какое это понятие?
Как попросить и отказать.

3 часа

45-47

Развитие
мышления.

логического Найдите
лишнюю
фигуру.
Сравниваем понятия. Вылепите
фигуру
Чувства бывают разные
Муха. Сравниваем понятия. Как
преодолеть плохое настроение?

3 часа

15-17

18-20

21-23

24-26

27-29

30-32

33-35

36-38
39-41

48-50

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа
3 часа

3 часа
3 часа

3 часа

3 часа

51-53

Учимся сравнивать.

54-56

Развитие
логического
мышления
Развитие воображения.

57-59
60-62
63-65

Развитие пространственных
представлений.
Развитие логических форм
вербального мышления.

66-68

Развитие пространственных
представлений.

69-71

Развитие
мышления
(гибкость и анализ через
синтез).

72-74

Учимся различать эмоции.
Какие бывают эмоции.
Развитие воображения.
Соедините точки.

75-77

Найдите фигуры. Сравниваем
понятия. Какое бывает поведение?
Стенографы. Дополните до куба.
Сравниваем понятия. Кто это?
Придумайте предметы. Разделите
понятия. Говорящая надпись
Перекрёсток. Деление понятий.
Вылепите фигуру
«Рисуем в уме» в уме. Определите
вид суждения.
Что я могу сказать о себе хорошее
Переворот
фигур.
Найдите
фигуры. Измените форму, не меняя
содержания. Угадайте выражение
лица.
Замените
цифры
буквами.
Измените форму, не меняя
содержания. Угадайте выражение
лица
Переворот
фигур.
Измените
форму, не меняя содержания.
Учимся
различать
эмоции.
Измените форму, не меняя
содержания
Называйте и считайте. Учимся
рассуждать. А что сказал бы ты?

3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа

3 часа

3 часа
3 часа

78-80

Учимся сотрудничать.

81-83

Учимся договариваться
уступать.

и Найдите
фигуру.
Учимся
рассуждать. А что сказал бы ты?

3 часа

84-86

Учимся решать проблемы Переворот
фигур.
Учимся
вместе.
рассуждать. А что сказал бы ты?

3 часа

87-89

Учимся рассуждать.

3 часа

90-92

Мои
достоинства
недостатки.

93-95

Развитие
логического
мышления.
Я повзрослел.
Осознание различия между
агрессией и агрессивностью.

96-98

и

Я и мои друзья. Обсуждение
проблем
подростковой
дружбы
101-102 Итоговое занятие. Итоговая
диагностика
99-100

Я - ромашка. Замените буквы
цифрами. Учимся рассуждать
Найдите
фигуры.
Учимся
рассуждать. Что я могу сказать о
себе хорошее?
Развёртка с буквами. Учимся
рассуждать. Говорящая надпись
Работа со сказкой «Лабиринт
души». Работа в тетради «Я
повзрослел».
Коллективное
обсуждение «Символ моего Я»
«Самое длинное». «Красивые
поступки». «Общая рука». Работа
со сказкой «Светлячок».
Фестиваль полюбившихся игр.
Выставка
работ.
Вручение
дипломов
«Самый
умный»,

3 часа

3 часа
3 часа
3 часа

2 часа
2 часа

«Самый
любознательный»,
«Самый активный».

Итого:

102 часа

Тематический план программы занятий в 6 классе:
№ п/п

Тема занятия

1-2
3-5

Диагностика
Я повзрослел

6-8

У меня появилась агрессия

9-11

Как выглядит агрессивный
человек?

12-14

Как звучит агрессия?

15-17

Конструктивное
реагирование на агрессию

18-20

Практическая
работа
«Управление гневом»

21-23

Агрессия
во
взаимоотношениях
между
родителями и детьми

24-26

Учимся договариваться

Содержание
Диагностика ВПФ
Работа со сказкой. Лабиринт души
(Т.Шмидт) Работа в тетради.
Коллективное
обсуждение.
«Символ моего Я», «Спрячь
игрушку»
«Агрессия и развитие»
Работа в тетради «Золотые мысли»,
«Ассоциации» Работа со сказкой.
Сказка про Рона
«Покажи агрессию» «Кто из них
агрессивный»,
«Агрессивный
продавец», «Отбросить старое,
чтобы измениться». Работа со
сказкой. Время (О.Горбушина)
Работа в тетради.«Моя реакция на
агрессию
«Как
поступить
конструктивно?»
«Свет мой зеркальце», «Трудно»,
«Если я сильный.» Работа с
притчей. Притча «Живот с
пристежками»
«Эпиграф
занятия»,
«Чем
недовольны родители?», «Чем
недовольны
подростки?»,
«Подростки
не
понимают.
Родители не понимают.», «Учимся
договариваться» Работа со сказкой.
Сказка про Крича (М.Кирсанова)
«Эпиграф занятия», «На приеме у
психолога», «Мои маски»
Работа в тетради «Рисунок маски»
Работа с притчей. «Дом масок»
«Эпиграф занятия», «На приеме у
психолога». Работа с притчей.
«Глиндум-Фря» «Маски»

Кол-во
часов
2 часа
3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

«Эпиграф занятия», «Портрет», «В 3 часа
чем проблема?», «Ассоциации»,
«Символ моей веры в себя». Работа
со
сказкой
«Про
мальчика
Неудоба»

27-29

Практическая
«Договор»,

работа

30-32

Зачем
человеку
уверенность в себе.

нужна

33-35

Источники
себе

36-38

Какого
человека
мы
называем неуверенным в себе

39-41

Практическая
работа
«Признаки
уверенного,
неуверенного и агрессивного
человека»
Я становлюсь увереннее
«
Уверенность и самоуважение
.
Уверенность и уважение к
другим
Уверенность в себе и
милосердие

42-44
45-47
48-50
51-53

54-56
57-59

уверенности

в

Уверенность в себе и
непокорность
Практическая
работа
«Умение сказать «нет»

60-62

Что такое конфликт?

63-65

Конфликты в школе, дома, на
улице

66-68

Способы
конфликте

поведения

в

«Эпиграф», «Копилка источников
уверенности» Работа в тетради
«Мои источники уверенности»,
«Мои
ресурсы».
Работа
с
рассказом
«Эпиграф»,«Маски
неуверенности». Работа в тетради
«Какое поведение у ребят». Работа
с рассказом «Надень маску», «На
приеме у психолога». Работа со
сказкой «Маленькая волна» (К.
Ступницкая)
«Эпиграф»,
«Высказывания».
Работа со сказкой «Молодое
дерево» (К. Ступницкая)
«Эпиграф занятия», «Я горжусь»,
«Звезда
самоуважения»,
«Волшебное зеркало». Работа со
сказкой
«На
дне
моря»
(Н.Шилова).
«Эпиграф», «За что я уважаю...»,
«Портрет», «Подумай». Работа со
сказкой. «Превращение Марго».

3 часа

Эпиграф», «С кем бы я мог
согласиться?», «Золотые фразы»
«Эпиграф», «Портрет». Работа со
сказкой. Сказка про телефончик
«Эпиграф» Работа в тетради
«Закончи предложение»
«Эпиграф», «Кто нуждается в
милосердии?»,
«Качества
милосердного человека»
«Эпиграф» Работа в тетради
«Корзинка непослушания»
«Эпиграф»,
«Станем
американцами»
Работа
со
сказкой.
Верба
(И.Орлова)
«Эпиграф», «Как выглядит человек
в конфликте?», «Конфликт - это
хорошо или плохо?»
«Эпиграф». Работа в тетради
«Конфликтные ситуации»
Работа со сказкой. Сказка про
цветной снег
«Эпиграф»,
«Разыграем
конфликт»,
«Как
остаться
спокойным». Работа со сказкой.
Подумай обо мне. «Конфликт как
возможность» «Стиль входа в
конфликт»

3 часа

3 часа

3 часа
3 часа

3 часа

3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа

3 часа
3 часа

3 часа

69-71
72-74

Тест «Стиль поведения в
конфликте»
Конструктивное разрешение
конфликтов

75-77

Практическая работа «Стили
поведения в конфликтах»

78-80

Конфликт как возможность
развития
Готовность к разрешению
конфликта
Практическая
работа.
Деловая игра «Конфликт»

81-83
84-86

«Рисунок моего стиля»
«Эпиграф». Тест «Стиль поведения
в конфликте»
«Эпиграф», «Как выиграть обоим
участникам
конфликта?»,
«Попробуем договориться»
«Эпиграф», «Основные стили
поведения в конфликте». Работа в
тетради
«Как
проявляются
способы поведения в конфликте»
«Эпиграф», «В чем выгода», «В
стране вещей»
«Эпиграф» Работа со сказкой
«Город».
«Эпиграф». «Я в будущем»
Работа со сказкой. Сказка про
мячик, который забыл, что он
волшебный
«Эпиграф», «Определи ценности»,
«Переоценка ценностей»
«Эпиграф», «Ценности и выбор
профессии»
Работа со сказкой. Сказка про
еловую шишечку
Тест «Ценностные ориентации»

87-89

Что такое ценности?

90-92

Ценности и жизненный путь
человека

93-95

Тест
«Ценностные
ориентации»
«Эпиграф»
Ценности подростков
«Эпиграф»
«Спор ценностей»
Практическая работа «Мои «Эпиграф»
ценности»
«Герб моих ценностей»
Заключительное
занятие. Подведение итогов
Итоговая диагностика

96-98
99-100
101102

Итого:

3 часа
3 часа
3 часа

3 часа
3 часа
3 часа

3 часа
3 часа

3 часа
3 часа
2 часа
2 часа

102 часа

Тематический план программы занятий в 7 классе :
№ п/п

Тема занятия

Содержание

1-2

Вводное занятие
.

2-3

Стартовая
диагностика
интеллектуальной

Принятие
правил
на
занятиях. 2 часа
Выполнение устава школы и законов
класса. Обобщать личный жизненный
опыт и опыт собственной познавательной
деятельности, оценивать социальную
информацию,
планировать
учебную
деятельность
Определение уровня интеллектуального и 2 часа
личностного развития обучающихся
и

Кол-во
часов

4-8

9-13

14-18

эмоциональноволевой сферы.
Формирование
Оценивать свой личный социальный 5 часов
учебной мотивации, опыт, применять его для решения
снятие тревожности.
познавательных задач, устанавливать
внутрипредметные
ретроспективные
связи. Обнаруживать недостаточность
своих знаний для решения учебной задачи
нового типа. Ставить перед собой задачу
по поиску недостающих способов
действий.
Ориентация на содержательные моменты
школьной действительности. Осознание
своих достоинств и недостатков.
Готовность и развитие способности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию
Мои эмоции.
Выполнять
ритуал
приветствия. 5 часов
Анализировать, формулировать простые
выводы.
Осуществлять
оценку
собственных психических реакций и
действий,
оценивать
значимость
социальной
информации
о
психологических типах людей для
эффективного социального поведения,
соотносить
индивидуальные
и
общественные ценности, исследовать и
критически оценивать собственный образ
жизни.Развитие
познавательных
интересов, уверенности в своих силах и
навыков
совместной
деятельности.Освоение социальных норм,
правил
поведения,
формирование
осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам; усвоение
правил индивидуального и коллективного
безопасного
поведения;
решение
типичных задач в области социальных
отношений
Эмоциональный
Использовать социальную информацию, 5 часов
словарь
осуществлять
мини-исследование,
работать с интернет - источниками.
Оценивать и контролировать свои
учебные
действия
и действия
сверстников. Работать с таблицами и
схемами.
Способность к оценке своей учебной
деятельности.
Анализ
соответствия
результата
требованиям
конкретной
задачи. Знание основных моральных норм
и ориентация на их выполнение.

19-23

24-28

Оценивать своё поведение, черты своей
личности с учетом мнения других людей,
в
том
числе
для
корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в
повседневной
жизни
этических
и
правовых
норм,
экологических
требований. Определение собственного
отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки
зрения
Чувства «полезные» и Анализировать, формулировать простые 5 часов
«вредные».
выводы. Различать социально приемлемое
и неприемлемое поведение. Приводить
примеры культурной обусловленности
социальных
норм.
Самостоятельно
решать типичные жизненные задачи;
извлекать социальную информацию из
художественного текста; работать с
таблицей.
Ориентация на понимание причин успеха/
неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные интерес к новому
учебному
материалу.
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки.
Адекватно использовать речевые средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое высказывание
Нужно ли управлять Различать социально приемлемое и 5 часов
своими эмоциями?
неприемлемое поведение, исследовать
правомерность собственного социального
поведения,
приводить
примеры
культурной обусловленности социальных
норм; решать типичные жизненные
задачи;
извлекать
социальную
информацию из художественного текста.
Познакомиться и применять методы
саморегуляции.
Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего
успеха/неуспеха в учении, связывая успех
с усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести
как регуляторов морального поведения
Корректировка собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в
повседневной
жизни
этических
и
правовых
норм,
экологических
требований. Определение собственного

29-33

Что такое страх?

34-38

Развитие внимания.

39-43

Развитие памяти.

44-48

отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки
зрения
Оценивать личный социальный опыт, 5 часов
применять его для решения возникших
проблем. Рисовать свои страхи и
превращать
в
смешные
рисунки.
Применять методы саморегуляции.
Развитие познавательных интересов,
уверенности в своих силах и навыков
совместной деятельности.
Умение контролировать эмоции и
применять методы саморегуляции
Осознать особенности своего внимания и 5 часов
значимость внимания для человека.
Развить рефлексивные способности.
Работать со схемами, таблицами.
Ориентация на понимание причин успеха/
неуспеха в учебной деятельности.
Осознание
особенностей
своего
внимания.
Увеличение объема внимания. Развитие
активного внимания и умственной
работоспособности.
Развитие
способности
к
воссозданию
мыслительных образов

Осознать особенности своей памяти. 5 часов
Развить рефлексивные способности.
Работать со схемами, таблицами. Освоить
приемы запоминания.
Способность к оценки своей учебной
деятельности.
Осознание
своих
возможностей и способностей.
Развитие различных видов памяти:
слуховой, зрительной, вербальной
Развитие логического Проводить анализ объектов с выделением 5 часов
мышления
существенных
и
несущественных
признаков, синтез как составление целого
из частей. умение читать графический
язык, работать со схемами, таблицами,
графиками, моделями. Реконструировать
известные и создавать новые объекты.
Выдвигать и проверять гипотезы о
неизвестном (обращаясь к учителю,
учебной и справочной литературе),
находить средства для проверки этих
гипотез.
Ориентация на понимание причин успеха/
неуспеха в учебной деятельности.
Стремление к совершенствованию своих
способностей.

49-53

54-58

Проводить сравнение по заданным
критериям. Умение классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии
для
классификации,
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать своё мнение; развитие
социального кругозора
Установление
Проводить анализ объектов с выделением 5 часов
закономерностей.
существенных
и
несущественных
признаков, синтез как составление целого
из частей; сравнение, сериация и
классификация
по
существенным
признакам; генерализация и выделение
общности для целого ряда лил класса
единичных объектов; подведение под
понятие на основе распознавания
объектов,
выделение
существенных
признаков и их синтеза.
Ориентация на понимание причин успеха/
неуспеха в учебной деятельности.
Стремление к совершенствованию своих
способностей.
Планировать,
контролировать
и
выполнять
действие
согласно
инструкции. Предвосхищать результаты
своих действий и возможные ошибки.
Осуществлять пошаговый контроль
Развитие
словесно- Читать графический язык, работать со 5 часов
логического
схемами,
таблицами,
графиками,
мышления.
моделями. Реконструировать известные и
создавать новые объекты. Выдвигать и
проверять гипотезы о неизвестном
(обращаясь к учителю, учебной и
справочной
литературе),
находить
средства для проверки этих гипотез.
Отличать известное от неизвестного,
знание о своем незнании, определить,
каких знаний и умений не хватает для
успешных действий; Критично (но не
категорично) оценивать мысли и действия
других людей. Создавать вокальнословесные художественные образы.
Ориентация на понимание причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Стремление к совершенствованию своих
способностей.
Строить
логическую
цепочку
рассуждений; критически оценивать
полученный
ответ,
осуществлять
самоконтроль,
проверяя
ответ
на
соответствие условию. Формирование на
уровне представления: анализ объектов с

59-63

64-68

69-73

выделением
существенных
и
несущественных признаков
«Я — образ».
Оценивать свой личный и социальный 5 часов
опыт, применять его для решения
познавательных задач. Оценивать себя и
своё поведение. Давать нравственную
оценку
явлениям
социальной
действительности, извлекать социальную
информацию
из
стихотворных
и
фотоисточников, объяснять несложные
социальные связи. Оценивать свое
положение в системе социальных
отношений «взрослый - сверстник - я».
Формирование
позитивного
образа
жизни, умения ставить реальные цели и
выбирать адекватные способы их
достижения.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать
свои
действия
в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации. Осуществлять
пошаговый контроль
Труд в жизни Оценивать свой личный и социальный 5 часов
человека и общества
опыт, применять его для решения
познавательных
задач,
извлекать
информацию из разных источников,
анализировать и объяснять смысл
высказывания. Называть профессии и их
значение для общества.Ориентация на
понимание причин успеха/неуспеха в
учебной деятельности. Стремление к
совершенствованию своих способностей.
Произвольное
запоминание
с
использованием
мнемотехнических
приемов.
Развитие способности к самообразованию
на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и
построению.
дальнейшей
индивидуальной траектории образования
на базе ориентирования в мире профессий
и профессиональных предпочтений с
учётом
устойчивых
познавательных
интересов
Разнообразие
Оценивать свой личный и социальный 5 часов
профессий.
опыт, применять его для решения
познавательных
задач,
извлекать
информацию из разных источников,
анализировать и объяснять смысл
высказывания. Ставить цель и строить
план её достижения. Описать профессии
родителей. Выражать своё отношение к

74-78

79-83

84-88

89-93

94-98

труду и профессиям. Работать с
таблицами и схемами.
Разнообразие
Составить
план
проекта
«Моя
профессий.
профессия». Ориентация на понимание
причин успеха/неуспеха в учебной
деятельности.
Стремление
к
совершенствованию своих способностей.
Понимание личностных особенностей в
выборе профессии. Осознание своей
индивидуальность и неповторимости.
Развитие способности к самообразованию
на основе мотивации к обучению и
познанию. Ориентация в мире профессий
и профессиональных предпочтений с
учётом
устойчивых
познавательных
интересов.
Профессиональное
Соотносить
свои
индивидуальные
самоопределение.
особенности с требованиями конкретной
профессии.
Знать
понятие
профессионально
важных
качеств
личности. Высказывать мнение как
учебный материал связан с различными
профессиями.
Корректировать
план
проекта «Моя профессия». Стремление к
совершенствованию своих способностей..
Профессиональное
Понимание личностных особенностей в
самоопределение.
выборе профессии. Развитие способности
к выбору профиля; Формирование
положительной мотивации к изучению
профильных предметов в старшей школе.
Формирование
общеучебных
и
специальных умений, навыков и способов
деятельности,
необходимых
для
овладения содержанием профильных
предметов в старшей школе
Составление словаря Составить
словарь
профессий.
профессий
Соотносить
свои
индивидуальные
особенности с требованиями конкретной
профессии. Работать над проектом «Моя
профессия».
Способность к оценки своей учебной
деятельности.
Осознание
своих
возможностей и способностей. Адекватно
использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание
Соотнесение
Соотносить
свои
индивидуальные
интересов,
особенности с требованиями конкретной
склонностей
и профессии.
Развитие
психических
способностей
с процессов: объем памяти, внимания,
особенности мышления, восприятия,

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

требованиями
профессий.

99-102

Подведение
курса.

Итого:

воображения
Соотносить
свои
индивидуальные
особенности
с
требованиями конкретной профессии;
составлять
план
подготовки
к
профессиональному самоопределению
итогов Рефлексия (лист достижений). Итоговая 4 часа
диагностика уровня интеллектуального и
личностного развития обучающихся.
Отличать известное от неизвестного,
знание о своем незнании, определить,
каких знаний и умений не хватает для
успешных действий; Критично (но не
категорично) оценивать мысли и действия
других людей. Создавать вокальнословесные
художественные
образы.
Представить проект «Моя профессия».
Сформированность умения задавать
вопросы; умения излагать свое мнение и
оценку событий; умения знакомиться,
благодарить и принимать комплименты.
Уметь адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника. Анализировать
свои
и
чужие
высказывания,
воспринимать
и
воспроизводить
основные мысли собеседника
102 часа

Тематический план программы занятий в 8 классе:
№ п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие

2-3

Стартовая
диагностика
интеллектуальной
эмоциональноволевой сфер

Содержание

Кол-во
часов

Принятие правил на занятиях. Выполнение 1 час
устава школы и законов класса. Обобщать
личный жизненный опыт и опыт
собственной познавательной деятельности,
оценивать
социальную
информацию,
планировать
учебную
деятельность.
Формирование чувства необходимости
учения. Развитие социальных, учебнопознавательных и внешних мотивов.
Контролировать
свою
деятельность.
Умение слушать и слышать
Анализировать собственный результат.
2 часа
Развитие психических процессов: объем
и памяти, внимания, особенности мышления,
восприятия, воображения.
Проявление
особого
интереса
к
самопознанию.
Заинтересованность
результатами диагностики

4-8

Формирование
учебной
и
познавательной
мотивации,
снятие
тревожности.

9-13

Развитие
чувства
ответственности
за
принятое решение.

14-18

Формирование
навыков построения
внутреннего
плана
действий, овладение
приемами
самоконтроля
и
саморегуляции

19-23

Развитие
рефлексивной
деятельности.

Оценивать свой личный социальный опыт,
применять
его
для
решения
познавательных
задач,
устанавливать
внутрипредметные связи. Обнаруживать
недостаточность своих знаний для решения
учебной задачи нового типа. Ориентация на
содержательные
моменты
школьной
действительности.
Осознание
своих
личностных особенностей. Понимание
причин тревожности.
Развитие способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию. Формирование
предпосылок к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования
Анализировать, формулировать простые
выводы.
Осуществлять
оценку
собственных психических реакций и
действий. Соотносить индивидуальные и
общественные ценности, исследовать и
критически оценивать собственный образ
жизни.
Развитие
познавательных
интересов, уверенности в своих силах и
навыков совместной деятельности. Владеть
приёмами самоконтроля и саморегуляции.
Формирование
осознанного
и
ответственного отношения к собственным
поступкам;
усвоение
правил
индивидуального
и
коллективного
безопасного поведения; решение типичных
задач в области социальных отношений
Использовать социальную информацию,
осуществлять
мини-исследование.
Озвучивать и прописывать внутренний
план действий. Составлять план проект.
Развитие социального интеллекта и
навыков внимательного отношения к
другому человеку. Применять методы
саморегуляции. Способность к оценке
своей учебной деятельности. Анализ
соответствия результата требованиям
конкретной задачи. Знание основных
моральных норм и ориентация на их
выполнение. Ставить цель, разрабатывать
план для её достижения. Составление
краткосрочных и дальнесрочных планов
Анализировать, формулировать выводы.
Вносить коррективы в план проекта. Давать
оценку своей деятельность, воспринимать
конструктивную критику.

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

24-28

29-33

34-38

39-43

Ориентация на понимание причин успеха/
неуспеха в учебной деятельности. Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за свою деятельность.
Адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание
Формирование
Различать социально приемлемое и
адекватной
неприемлемое поведение, исследовать
самооценки.
правомерность собственного социального
поведения, приводить примеры культурной
обусловленности социальных норм; решать
типичные жизненные задачи; извлекать
социальную
информацию
из
художественного текста. Защита проекта.
Развитие самостоятельности и личной
ответственности за своё поведение.
Адекватно судить о причинах своего
успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями,
трудолюбием,
старанием.
Корректировка собственного поведения в
окружающей
среде,
выполнение
в
повседневной жизни этических и правовых
норм,
экологических
требований.
Определение собственного отношения к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки зрения
Развитие социального Оценивать личный социальный опыт,
интеллекта
применять его для решения возникших
проблем. Распознавать эмоции, определять
их происхождение и роль, генерировать и
управлять ими.
Развитие
познавательных
интересов,
социальной восприимчивости.
Умение контролировать свои эмоции,
применять
методы
саморегуляции.
Распознавать эмоциональное состояние
других людей
Развитие
Осознание особенностей своего внимания и
произвольного
значимости внимания для человека.
внимания.
Работать
со
схемами,
таблицами.
Осознание особенностей своего внимания.
Применение
приёмов
повышения
внимательности.
Развитие
Осознание особенностей своего внимания и
устойчивости
и значимости внимания для человека.
концентрации
Работать
со
схемами,
таблицами.
внимания
Знакомство с приёмами повышения
концентрации внимания. Способность к
оценки своей учебной деятельности.
Осознание особенностей своего внимания.

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

44-48

49-53

54-58

59-63

Применение
приёмов
повышения
устойчивости и концентрации внимания
Развитие
Осознание особенностей своего внимания и
распределения,
значимости внимания для человека..
переключения
Работать
со
схемами,
таблицами.
внимания.
Осознание особенностей своего внимания.
Стремление к совершенствованию своих
способностей.
Увеличение
объема
внимания. Развитие активного внимания и
умственной работоспособности. Развитие
способности к воссозданию мыслительных
образов.
Развитие
слуховой, Осознание особенностей своей памяти.
зрительной памяти.
Работать со схемами, таблицами. Освоить
приемы запоминания. Ориентация на
понимание причин успеха/ неуспеха в
учебной деятельности. Стремление к
совершенствованию своих способностей.
Применение
метода
ассоциаций,
тренировка воображения
Развитие вербальной Рационально
организовывать
и
памяти
контролировать свою работу. Применять
приёмы запоминания. Разбивать материал
на информационные куски. Составлять
план пересказа. Ориентация на понимание
причин успеха/неуспеха в учебной
деятельности.
Стремление
к
совершенствованию своих способностей.
Предвосхищать результаты своих действий
и возможные ошибки. Осуществлять
пошаговый контроль
Развитие логического Проводить анализ объектов с выделением
мышления
существенных
и
несущественных
признаков, синтез как составление целого
из частей. умение читать графический язык,
работать
со
схемами,
таблицами,
графиками, моделями. Реконструировать
известные и создавать новые объекты.
Выдвигать и проверять гипотезы о
неизвестном (обращаясь к учителю,
учебной и справочной литературе),
находить средства для проверки этих
гипотез.
Формирование
позитивного
образа жизни, умения ставить реальные
цели и выбирать адекватные способы их
достижения.
Строить логическую цепочку рассуждений;
критически оценивать полученный ответ,
осуществлять самоконтроль, проверяя
ответ
на
соответствие
условию.
Формирование на уровне представления:
анализ
объектов
с
выделением

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

64-68

69-73

существенных
и
несущественных
признаков
Установление
Читать графический язык, работать со 5 часов
закономерностей.
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями. Реконструировать известные и
создавать новые объекты. Выдвигать и
проверять
гипотезы о неизвестном
(обращаясь к учителю, учебной и
справочной литературе), находить средства
для проверки этих гипотез. Отличать
известное от неизвестного, знание о своем
незнании, определить, каких знаний и
умений не хватает для успешных действий;
Критично (но не категорично) оценивать
мысли и действия других людей. Создавать
вокально-словесные
художественные
образы. Ориентация на понимание причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Стремление к совершенствованию своих
способностей. Произвольное запоминание
с
использованием
мнемотехнических
приемов.
Проводить
сравнение
по
заданным
критериям.
Умение
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации,
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
развитие социального кругозора.
Развитие
словесно- Читать графический язык, работать со 5 часов
логического
схемами,
таблицами,
графиками,
мышления
моделями. Реконструировать известные и
создавать новые объекты. Выдвигать и
проверять
гипотезы о неизвестном
(обращаясь к учителю, учебной и
справочной литературе), находить средства
для проверки этих гипотез. Отличать
известное от неизвестного, знание о своем
незнании, определить, каких знаний и
умений не хватает для успешных действий.
Критично (но не категорично) оценивать
мысли и действия других людей. Создавать
вокально-словесные
художественные
образы. Ориентация на понимание причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Стремление к совершенствованию своих
способностей. Понимание личностных
особенностей в выборе профессии. Строить
логическую
цепочку
рассуждений;
критически оценивать полученный ответ,
осуществлять самоконтроль, проверяя
ответ
на
соответствие
условию.
Формирование на уровне представления:

74-78

Индивидуальность
неповторимость
личности

и

79-83

Знакомство с миром
профессий, их видами
и типами.

84-88

Составление
карты
выбора профессии.

анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков.
Оценивать свой личный и социальный 5 часов
опыт, применять его для решения
познавательных задач. Оценивать себя и
своё поведение. Давать нравственную
оценку
явлениям
социальной
действительности, извлекать социальную
информацию
из
стихотворных
и
фотоисточников, объяснять несложные
социальные
связи. Оценивать
свое
положение
в
системе
социальных
отношений «взрослый - сверстник - я».
Стремление к совершенствованию своих
способностей. Понимание личностных
особенностей в выборе профессии.
Осознание своей индивидуальность и
неповторимости. Развитие способности к
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию. Ориентация в мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов
Знакомство с классификацией профессий, с 5 часов
различными видами труда, перечнем
трудовых действий и качеств личности, как
основами выбора профессии.
Формирование актуального для подростков
«информационного поля», приобретение
знаний и умений, необходимых для
адекватного выбора будущей профессии.
Правила выбора профессии. Осознание
социальной и личностной значимости
правильного
профессионального
самоопределения. Освоение способов
классификации профессий.
Исследовать
через
самодиагностику 5 часов
свойства личности: способности, интересы
и склонности, характер, темперамент, тип
интеллекта. Соотнесение полученных
результатов с профессиональным выбором.
Активизация процесса самопознания,
осознание
своих
профессиональных
намерений,
интересов,
склонностей,
способностей. Развитие способности к
выбору
профиля
и
будущей
профессии. Пользоваться сведениями о
путях
получения
профессионального
образования
и
возможностях
трудоустройства

89-93

Знакомство
с
формулой профессии.
Знакомство
с
профессионально
важными качествами
личности. Соотносить
ПВК с конкретными
профессиями

94-98

Соотнесение
интересов,
склонностей
способностей
требованиями
профессий.

99-102

и
с

Подведение
итогов
курса.
Рефлексия
(лист достижений).

Итого:

Определить
«формулу»
будущей 5 часов
профессии.
Активизация
жизненной
позиции,
повышение
чувства
ответственности
за
себя
и
своё
профессиональное будущее Анализировать
профессиональную
деятельность
по
основным признакам. Составлять формулу
профессии.
Анализировать
профессиограммы
и
психограммы.
Выполнять профессиональные пробы
Соотносить
свои
индивидуальные 5 часов
особенности с требованиями конкретной
профессии.
Развитие
психических
процессов: объем памяти, внимания,
особенности
мышления,
восприятия,
воображения
Соотносить
свои
индивидуальные
особенности
с
требованиями конкретной профессии;
составлять
план
подготовки
к
профессиональному самоопределению
Итоговая
диагностика
уровня 4 часа
интеллектуального и личностного развития
обучающихся. Оценивать свой личный
социальный опыт, применять его для
решения
познавательных
задач.
Ориентация на содержательные моменты
школьной действительности. Осознание
своих достоинств и недостатков. Развитие
способности
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному
выбору и построению. дальнейшей
индивидуальной траектории образования
на базе ориентирования в мире профессий
и профессиональных предпочтений с
учётом
устойчивых
познавательных
интересов; развивать мотивы и интересы
своей
познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути
достижения целей;
102 часа

Тематический план программы занятий в 9 классе :
№ п/п
1

Тема занятия
Вводное занятие

Содержание

Кол-во
часов
Принятие правил на занятиях. Выполнение 2 часа
устава школы и законов класса. Обобщать
личный жизненный опыт и опыт
собственной познавательной деятельности,

2-3

Стартовая диагностика
интеллектуальной
и
эмоционально-волевой
сфер.

4-8

« Общаться - это легко»
знакомство с приемами
общения; продолжение
работы
по
самоанализу,
совершенствованию
умений эффективного
общения,
коммуникативных
навыков

9-13

Какая
информация?

бывает

оценивать
социальную
информацию,
планировать учебную деятельность.
Формирование чувства необходимости
учения. Развитие социальных, учебнопознавательных и внешних мотивов.
Контролировать
свою
деятельность.
Умение слушать и слышать
Анализировать собственный результат. 2 часа
Развитие психических процессов: объем
памяти, внимания, особенности мышления,
восприятия, воображения. Проявление
особого интереса к самопознанию.
Заинтересованность
результатами
диагностики.
Моделирование
ситуаций.
Поиск 5 часов
необходимой информации в различных
источниках.
Составление
правил
«Эффективного общения». Осознание
собственного влияния на других людей и
значимости их в своей жизни; поиск
способов расположения людей к себе;
упрочение благоприятного климата для
отношений. Расширение представлений о
способах самоанализа и самокоррекции в
сфере
общения;
развитие
базовых
коммуникативных умений
Осуществлять
самостоятельный 5 часов
информационный
поиск,
систематизировать ее по заданным
признакам, видеть информацию в целом, а
не фрагментарно, выделять главное в
информационном
сообщении.
Интерпретировать информацию, понимать
ее суть, адресную направленность, цель
информирования.
Визуальную
информацию переводить в вербальную
знаковую систему и наоборот. Четко
формулировать то, что узнали из
мультимедийного
информационного
источника.
Отличать
корректную
аргументацию от некорректной, принимать
личностную позицию по отношению к
скрытому
смыслу.
Устанавливать
ассоциативные
и
практически
целесообразные
связи
между
информационными
сообщениями,
включать информацию из Сети и других
источников в систему формируемых в
школе знаний, использование этих знаний
при восприятии и критическом осмыслении
информации

14-18

19-23

24-28

Как лучше
информацию?

подать Аргументировать
собственные 5 часов
высказывания,
находить
ошибки
в
получаемой информации и вносить
предложения
по
их
исправлению.
Воспринимать
альтернативные
точки
зрения и высказывать обоснованные
аргументы за и против каждой из них.
Самостоятельно
трансформировать,
представлять информацию, видоизменять
ее объем, форму, знаковую систему,
носитель и др. Четко формулировать то, что
узнали
из
мультимедийного
информационного источника. Отличать
корректную
аргументацию
от
некорректной, принимать личностную
позицию по отношению к скрытому
смыслу. Устанавливать ассоциативные и
практически целесообразные связи между
информационными
сообщениями,
включать информацию из Сети и других
источников в систему формируемых в
школе знаний, использование этих знаний
при восприятии и критическом осмыслении
информации
Барьеры
на
пути Аргументировать
собственные 5 часов
информации.
высказывания,
находить
ошибки
в
получаемой информации и вносить
предложения
по
их
исправлению.
Воспринимать
альтернативные
точки
зрения и высказывать обоснованные
аргументы за и против каждой из них.
Самостоятельно
трансформировать,
представлять информацию, видоизменять
ее объем, форму, знаковую систему,
носитель и др.
Четко формулировать то, что узнали из
мультимедийного
информационного
источника.
Отличать
корректную
аргументацию от некорректной, принимать
личностную позицию по отношению к
скрытому смыслу.
Устанавливать
ассоциативные
и
практически целесообразные связи между
информационными
сообщениями,
включать информацию из Сети и других
источников в систему формируемых в
школе знаний, использование этих знаний
при восприятии и критическом осмыслении
информации.
Стили общения.
Классифицировать
и
давать 5 часов
характеристику стилей общения (в форме
«вопрос-ответ»); выслушав предложенные

29-33

Что
конфликт?

такое

34-38

Знакомство
и
отработка
методов
тренировки внимания.

39-43

Знакомство
и
отработка с методов
тренировки
эффективного
запоминания

44-48

Знакомство с методами
тренировки мышления.

диалоги, определять, какой стиль общения
в
них
представлен;
выделение
особенностей понятия «манера общения»;
классифицировать
манеры
общения;
просмотрев видеофрагменты, определить,
какая манера общения в них представлена.
Анализировать
собственный
стиль
общения
и
вносить
необходимые
коррективы.
Выбирать правильный стиль общения в
зависимости от ситуации. Высказывать
собственное мнение, вести диалог
Отработка навыков "я-высказываний",
способствующих
разрешению
конфликтных
ситуаций,
выбор
эффективных
стратегий
разрешения
межличностных конфликтов, позволяющих
не
только
конструктивно
решать
возникающие проблемы, но и сохранять
отношения людей.
Формирование отношения к конфликтам,
как к новым возможностям творчества и
самосовершенствования.
Применять
правила
эффективного
общения,
способствующие
достижению
взаимопонимания
Применение
способов
управления
межличностными
конфликтами,
предупреждать конфликтные ситуации.
Выполнение упражнений направленных на
тренировку внимания. Осознание своих
особенностей.
Вносить
необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Выполнение упражнений направленных на
тренировку эффективного запоминания.
Вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных
ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более
совершенного результата.
Постановка
проблемной
ситуации,
которую нужно решить. Составление плана
решения данной ситуации, обсуждение
внесение
корректив.
Способность
устанавливать максимальное количество
смысловых связей в окружающем мире в

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

49-53

54-58

59-63

64-68

69-73

74-78

79-83

84-88

системе
исторически
обусловленной
реальности человеческого существования
Отработка
навыков Абстрагироваться
от
конкретного, 5 часов
тренировки сложных наглядного материала и рассуждать в чисто
форм мышления
словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или
опровергать их.
Развитие творческого Анализировать абстрактные идеи, искать 5 часов
мышления.
ошибки и логические противоречия в
абстрактных суждениях.
Развитие логического Абстрагироваться
от
конкретного,
мышления.
наглядного материала и рассуждать в чисто
словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или
опровергать их
Установление
Абстрагироваться
от
конкретного,
закономерностей.
наглядного материала и рассуждать в чисто
словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или
опровергать их.
Развитие
словесно- Абстрагироваться
от
конкретного,
логического
наглядного материала и рассуждать в чисто
мышления.
словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или
опровергать их.
Знакомство
с Работа с разными информационными
профессиями,
системами.
Анализ
полученной
востребованными
в информации, формулирование выводов.
стране, регионе.
Развитие способности к выбору профиля
обучения. Формирование положительной
мотивации к изучению профильных
предметов. Формирование общеучебных и
специальных умений, навыков и способов
деятельности, необходимых для выбора
дальнейшего образовательного пути.
Учебные
заведения Работа с разными информационными
региона
системами.
Анализ
полученной
информации, формулирование выводов
Определение
типа Работа с разными информационными
будущей профессии.
системами.
Анализ
полученной
информации, формулирование выводов.
Разработка мини-проекта «Моя будущая
профессия».

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов
5 часов

89-93

Зависимость
Самодиагностика. Работа над проектом 5 часов
жизненных планов от «Моя будущая профессия», внесение
состояния здоровья.
необходимых корректив.

94-98

Составление
индивидуальной
траектории

Защита проекта «Моя будущая профессия». 5 часов
Обсуждение, самооценка.

профессионального
развития
99-102 Подведение
итогов Итоговая
диагностика
уровня 4 часа
курса. Рефлексия (лист интеллектуального и личностного развития
достижений).
обучающихся.
Оценивать свой личный социальный опыт,
применять его для решения поставленных
задач.
Итого:

102 часа

Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального
сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, а также
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
педагогических и административных работников
Консультационная работа
Консультирование педагогических работников по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ
1.Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом,
работниками школы.
2.Индивидуальные, групповые, тематические консультации.
3. Семинары, тренинги по запросу педагогов.
Сотрудничество с педагогами в решении проблемных ситуаций;
Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание
превентивной помощи.
1.Разработка плана консультативной работы с ребенком.
2.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
Повышение психологической культуры;
Положительная динамика ситуации;
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам
инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психологофизиологическим особенностям детей.
1.Разработка плана консультативной работы с родителями.
2.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
Повышение психологической компетентности родителей; снижение
родительской тревожности; психологическая помощь родителям в решении
проблем, связанных с детьми, в осознании собственной позиции и
актуализации личностных ресурсов.

Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации программы является
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного
учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР
специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении
ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоциональноволевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,
педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного
психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы
ребёнка. Наиболее действенная форма организованного взаимодействия
специалистов – это психолого-медико-педагогический консилиум МБОУ с
углубленным
изучением
математики,
который
предоставляет
многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным
представителям).
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы
следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает
профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними
ресурсами
(организациями
различных
ведомств,
общественными
организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью;
- сотрудничество с ПМП комиссиями.
Материально-техническое обеспечение программы:

1.
2.
3.

4.

Методические пособия
Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у
детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий
развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа.
— 1999. — № 1.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие
для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под
ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.

5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в
развитии. — М., 1973.
6. 7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
ИНТЕРПРАКС, 1994.
7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
8. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:
ВЛАДОС, 1995.
10.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. —
Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
11.Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.:
Педагогика, 1990.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».