Альтернативная коммуникация НОО

Приложение к АООП НОО

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

СОДЕРЖАНИЕ:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ................................................................... 1
«Альтернативная коммуникация» ................ Ошибка! Закладка не
определена.
Екатеринбург 2024 ...................... Ошибка! Закладка не определена.
1.Раздел целевой ................................................................................... 3
Пояснительная записка ....................................................................... 3
Нормативно-правовые документы .................................................... 3
Принципы организации образовательного процесса ....................... 6
Характеристика речи обучающихся с умственной отсталостью ....... 6
1.1 Планируемые результаты освоения рабочей программы .......... 7
1.2. Оценка планируемых результатов ............................................ 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................ 10
2.1 Особенности построения рабочей программы ......................... 10
2.2. Содержание рабочей программы ............................................. 11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.......................................................... 13
3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности ........ 13
Основные направления коррекционно-логопедической работы: . 13
3.2 Условия реализации рабочей программы ................................. 14
Методическое обеспечение ............................................................. 14
Методическое обеспечение ............................................................. 14
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................... 15
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............................ 16

2

1.Раздел целевой
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная
коммуникация» разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. Nº273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»:
⚫ Федеральный государственный образовательный стандарт
обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г.
Nº1599:
⚫ Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № ь1599 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
⚫ Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №
442 «Об утверждении Порядка и организации осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательными программам
⚫ образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего образования»;
⚫ Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей ит молодёжи»;
⚫ Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28 иоктября 2015 года № 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов».
Проблема коммуникации обучающихся - одна из самых
актуальных для школьного обучения, поскольку занятия
способствуют обучению детей устанавливать контакт со взрослыми и
сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих
потребностях и желаниях.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей,
у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы
могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или
3

предпочитает графическое выражение речи.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
является элементом коррекционно-развивающей области и
реализуется в рамках коррекционной деятельности в форме
специально организованных занятий, с учетом актуального состояния
здоровья детей.
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных
средств коммуникации. Обучение исходит OT реального
предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется
метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению.
Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках
функционального использования (для решения задач различного
назначения).
Формирование коммуникативных навыков строится уровня, на
котором в данный момент находится обучающийся. В процессе
обучения происходит постоянное пополнение и ра
Реализация программы предполагает:
• Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда,
мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой
системы.
• Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения,
знаковой системы.
• Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных
тетрадей для общения в школе, дома и в других местах.
• Использование средств альтернативной коммуникации в процессе
общения: предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;пользование индивидуальными коммуникативными
тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями
объектов и действий путем указания на изображение ил: способом).
• Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе
на вопрос.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия):
приветствие (прощание). благодарности, своих желаний; обращение
за помощью, ответы на вопросы с использованием с помощью
мимики, жестов, звучащего предмета, предметного символа,
графического изображения (фотография, цветная картинка,
чернобелая картинка, пиктограмма), карточек с напечатанными
словами).
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК,
результатов логопедического обследования обучающихся.
В начале учебного года составляется расписание и индивидуальный
4

план коррекционной работы.
Устанавливается следующая продолжительность индивидуальных
логопедических занятий 20 - 30 минут, два часа в неделю.
Логопедические занятия с детьми проводятся в рамках реализации
СИПР.
Логопед ведет работу тесном контакте учителями, дефектологами,
психологами, а также вовлекает родителей в речевую работу с детьми.
Цель и задачи коррекционного курса
Цель: формирование умения У обучающихся использовать
доступные средства поддерживающей коммуникации в различных
жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей.
Основные задачи реализации содержания курса «Альтернативная
коммуникация»:
-Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда,
мимики, жеста, предмета,
графического изображения, знаковой системы.
-Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора
букв как средства коммуникации.
-Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных
тетрадей для общения в школе, дома и в других
местах.
-Освоение технических коммуникативных устройств.
Задачи:
1.Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях,
эмоциональном состоянии с
помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.
2.Формирование умений пользоваться мимикой, жестами,
функциональными словами, изображеннями, ₫ своих потребностей и
желаний.
3.Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих
основные действия.
4.Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела.
5. Формирование и поддержание у обучающихся интереса к общению.
6.Формирование умений использовать различные средства
коммуникации, доступные индивидуальным Е
7. Обучение отражению эмоций с помощью различных средств
коммуникации.
8. Формирование необходимых умений и навыков социального
взаимодействия.
На изучение матернала программы предусмотрен 1 ч в неделю (34
часа).

5

Принципы организации образовательного процесса
принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный
подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного,
качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими
сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка,
единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционноразвивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный
возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода –
изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей
работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка,
целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционноразвивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические
процессы, лексику и грамматический строй речи
Характеристика
речи
обучающихся
с
умственной
отсталостью
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2
Адаптированной основной общеобразовательной программе
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), характерно интеллектуальное и
психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой
степени, которое может сочетаться с локальными или системными
нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой
сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых
детей выявляются текущие психические и соматические заболевания,
которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и
обучение.
У детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития наряду с нарушением базовых психических
функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение
всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического,
лексического и грамматического. У детей с умеренной, тяжелой и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
затруднено или невозможно формирование устной и письменной
6

речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к
ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания
обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и
предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи
выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с
высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом
речь
невнятная,
косноязычная,
малораспространенная,
с
аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной
категории детей используют разнообразные средства невербальной
коммуникаций.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью,
они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием
альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является
необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в
случае ее отсутствия.
1.1 Планируемые результаты освоения рабочей программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития результативность обучения каждого
обучающегося оценивается
с учетом особенностей
его
психофизического
развития
и
особых
образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание
возможных результатов образования данной
В разделе «Базовые учебные действия» определены ведущие
регулятивные, познавательные и коммуникативные умения
обучающихся формируемые на занятиях:
коммуникативные:
проявлять
активность
в
процессе
взаимодействия со взрослым, реагировать на обращения взрослого,
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;обращаться за помощью и принимать
помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми.
7

- познавательные: пользоваться знаками, символами, предметами
- заместителями; использовать средства коммуникации
процессе общения; уметь сообщать об основных потребностях и
желаниях; узнавать напечатанные слова, обозначающие имена
людей, н как средства коммуникации.
регулятивные: выстраивать последовательность необходимых
операций (алгоритм действий), принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать с заданными образцами.плану
и работать в общем темпе; соотносить свои действия и их результаты
Личностные результаты освоения коррекционного курса включают:
основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности к определенному полу,осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности; способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценно (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.);
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах; овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других люден;
•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
•Развитие речи как средства общения в контексте познания
окружающего мира и личного опыта ребенка:
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность
человека; коммуникативных целях.
- умение самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
• Качество сформированности устной речи в соответствии с
8

возрастными показаниями:
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков,
фотографий, пиктограмм, других
графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими)
речь
устройствами
коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач:
- мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие в разнообразных видах
детской деятельности;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации в
процессе общения:
•использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными
тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями
объектов и действий путем указания на изображение или передачи
карточки с изображением, либо другим доступным способом;
•общение с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор, компьютерное устройство).
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова:
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия хорошо известных
предметов и действий;
- использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму:
- узнавание и различение образов графем (букв);

9

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму,
обучение чтению и письму:
- узнавание и различение образов графем (букв):
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- начальные навыки чтения и письма
Программа «Альтернативная коммуникация» направлена на
формирование базовых учебных действий и готовности к овладению
содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2):
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде
сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного
задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Данные навыки являются основой для социальной адаптации,
формируют умение ориентироваться в окружающей жизни, общаться
с людьми, помогают приобрести простейшие трудовые навыки.
1.2. Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить
динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма
и проводится на основании сопоставления данных первичной,
промежуточной и итоговой диагностики.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Особенности построения рабочей программы
Форма и режим коррекционно-образовательной деятельности
Программа коррекционной работы предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
10

В качестве формы занятий проведения коррекционного курса
выступают групповые занятия, подгрупповые занятия и
индивидуальные занятия.
2.2. Содержание рабочей программы
Основное содержание коррекционного курса
•Ориентирование в визуальном расписании
•Сообщение об основных потребностях и желаниях
•Формирование
умений
пользоваться
разными
кодами
альтернативной коммуникации - жесты, пиктограммы, иллюстрации
и др.
Использование жестов.
Изучаемые жесты должны отражать простые и доступные эмоции и
ощущения. Кроме этого при демонстрации того или иного жеста
используется мимика, и речевое сопровождение.
Жесты: указательный, согласие и отказ, «Я», прособы, передачи
(«дай» и «на», приветствие, прощание, «хорошо/плохо», «иди ко
мне», «благодарность», «стоп», «хочу в туалет», «мыть руки», есть,
пить, отдыхать/ спать, одеваться и раздеваться, похвала, грозить,
жарко, холодно, тихо, громко.
Стимуляция
расширения
познания
окружающего
мира
использование жестов на других учебных предметах:
• обозначающих основные природные явления (дождь, снег):
обозначающих действия, трудовые операции во время предметнопрактической деятельности (катать, резать, разрезать, мять, писать и
др.);
• обозначающие предметы бытового окружения; обозначающие
количественные отношения (высоко-низко, широко - узко,
количество на пальцах и др.):
• обозначающие транспорт (машина, самолет, поезд и др.):
• обозначающие некоторых представителей животного и
растительного мира.
Манипуляции и действия с предметами
Основная задача - расширение познания предметного для
ориентирования в нем и коммуницирования с его помощью. Начало
обучения проводится во время режимных моментов, в естественных
ситуациях, например, во время приема пищи.
Работа с символами
Ориентирование в визуальном расписании. Возможность сказать о
своих потребностях с помощью карточки с визуальным кодом (фото,
рисунок, пиктограмма и др). Обучение глобальному чтению тех слов,
которые наиболее значимы для ребенка.
11

Составление слов (альтернативное письмо). Составление коротких
предложений объект-действие, по смыслу (например. мяч - играть).
Обучение ориентировать в визуальном расписании:
• режимные моменты (завтрак, обед, домой)
• начало, конец занятия, учебного дня, перерыв, игра
• учебные предметы
Основные потребности и желания: туалет, есть, пить, «да/нет»
(карточки), игра, домой, боль, «стоп».
Расширение активного словаря символов: лакомства, еда (категории),
игрушки, семья, деятельность в школе (учится, писать, считать,
читать, танцевать и др.), бытовое окружение и действия с ним, одежда
(категории),
сезонные
изменения
(календарь
погоды),
ориентирование в частях тела с помощью пиктографического кода,
уточнение состояния здоровья с помощью пиктографического кода.
Ориентирование в социальной жизни с помощью символов
(социальные истории):
- «Я» (рассказ о себе);
- Я здороваюсь;
- Я прощаюсь;
- Я и одноклассники;
- Мой день в школе,
- Мой день дома;
- Моя семья;
- Поход к врачу:
- Поход в магазин;
- Прогулка;
- Событие (День Рождения, праздник):
- Поддержи друга;
- Приготовление друга;
- Сервирование стола;
- Правила поведения за столом;
- Транспорт;
- Опасность
Создание коммуникативного альбома. Разделы:
- «Я»
- «Моя семья»
- «Мой дом»
- «Мой класс»
- «Мой досуг»
- «Что я люблю»
- «Что я не люблю»
- «Мон друзья».
Глобальное чтение и альтернативное письмо
12

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание
смысла узнаваемого слова;
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия хорошо известных предметов и действий;
• соотнесение надписи с реальным объектом, с фотографией,
картинкой и пиктограммой;
• использование карточек с напечатанными словами как
коммуникации,
• составление коротких слов, значимых для учащегося и
использование их в коммуникации.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
Формы и методы организации учебного процесса
Основные принципы программы:
- коррекционной направленности;
- воспитывающей и развивающей направленности;
- научности и доступности;
- систематичности и последовательности,
- наглядности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т.д.
Основными
видами
работ,
обучающихся
являются:
артикуляционные упражнения для губ, языка, неба и щёк,
упражнения на формирование общеречевых навыков, упражнения на
развитие мелкой и общей моторики, по развитию слухового и
зрительного восприятия, дидактические игры, игровые упражнения,
работа в тетрадях по обучению грамоте, с кассой букв и т.д.
Методы работы:
- словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с букварём;
- наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические - упражнения, карточки, касса букв и слогов
Типы занятий:
- объяснения нового материала;
- закрепления знаний, умений, навыков (практическое занятия);

13

- обобщения и систематизации знаний;
- комбинированное занятие
3.2 Условия реализации рабочей программы
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение
К материально-техническим средствам обучения, которые
эффективно используются на занятиях относятся: персональные персональный компьютер (ноутбук, планшет) мультимедиапроектор,
СD, DVD-диски с дидактическим материалом по курсу.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием
компьютерных технологий применяются:
• компьютерные презентации;
• тестирование на компьютере;
• работа на интерактивной доске.
Информационно-образовательные ресурсы.
• Учебные таблицы.
• Мультимедийные обучающие программы и электронные
учебные издания по основным разделам курса речевой практики.
• Электронная база данных тематических и итоговых
разноуровневых тренировочных и проверочных и материалов для
организации фронтальной и индивидуальной работы.
• Дидактический материал по темам.
• Демонстрационный материал для логопедических занятий.
Серия альбомов.

14

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: методический
сборник Новосибирск: Городская общественная организация
«Общество «Даун Синдром».
2. Смирнова И.А. Формирование неартикулируемых средств
общения в логопедической работе. СПб.: Изд-во С.Петербургского университета.
3. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим общаться.
Формирование коммуникативных умений дошкольников
уровнем речевого развития. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой.
4. Бочарова Ю.Ю., Засим В.Н., Фуряева Т.В. Шумайлова А.В.
Комплексная
психолого-педагогическая
программа
диагностического изучения особенностей детей с глубокими
нарушениями интеллекта. Красноярск: Полиграф.
5. Мамаева
А.В.
Формирование
первоначальных
коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью: методическое пособие. Красноярск.
6. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей. Методические
Разработки. М.: Теревинф.
7. Под ред. И.М. Бгажноковой. Воспитание и обучение детей и
подростков с тяжелыми и множественными нарушениями
развития. М. : ВЛАДОС.
8. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для
учителя СПб: Союз.
9. Фуряева Т.В., Бочарова
Ю.Ю.. Засим В.Н., Шумайлова А.В. Комплексная пеихолого
педагогическая программа диагностического изучения
особенностей детей с глубокими нарушениями интеллекта.
Красноярск: Амальгама.
10.Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
М.: ТЦ Сфера.
11.Лынская М.И. Неговорящий ребенок. Инструкция по
применению. М.: Парадигма.
12.Стребелева В.А. Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.
пособие с прил.альбома /под ред. Стребелевой Е.А. М:
Просвещение.

15

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема

1.

1Формирование положительного настроя на занятия

Колво
часов
2

2.

2Продукты питания

1

3.
4.

3Коммуникация при помощи
картинками
4Предметы одежды, обуви

5.

5Развитие невербальных средств общения: жест ХОЛОДНО

1

6.

6Развитие невербальных средств общения: жест ЖАРКО

1

7.

Школьные принадлежности

1

карточек

с

надписями

и 1
1

16

Содержание
Игры на развитие тактильного восприятия и тактильной
памяти. Развивающая игра «Сенсино». закрепление навыков
учебной деятельности.
Практическое усвоение фразы-надписи
Я ХОЧУ
Льработка жестов
Я, ХОЧУ
Понимание/называние предметов одежды, обуви(куртка,
шарф, перчатки, свитер, рубашка, футболка, майка, трусы,
юбка, платье, брюки, шорты, джинсы, носки, колготки,
сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки).
узнавание
предметов
их
изображений.
Отработка
указательного жеста.
Игры и упражнения, направленные на развитие невербальных
средств общения: жест ХОЛОДНО
Игры и упражнения, направленные на развитие невербальных
средств общения: жест ЖАРКО
Понимание/называние школьных принадлежностей (рюкзак,
карандаш, точилка, ластик, фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, пластилин, альбом для рисования, тетрадь, книга).
Узнавание предметов и их изображений. Отработка

8.

Развитие понимания действий

9.

Соотнесение надписи с картинкой

указательного жеста.
Игровые задания на понимание действий: СПИТ, ЧИТАЕТ,
ПИШЕТ, ИДЕТ
Глаголы ПИТ, ЧИТАЕТ, ПИШЕТ, ИДЕТ

10. Формирование понятий один-много
11. Развитие невербальных средств общения: жесты ОДИН,
ДВА,МНОГО
12. Овощи, фрукты

13. Овощи-фрукты (различение)
14. Развитие невербальных средств общения: экспрессивные жесты
КИСЛО, СЛАДКО
15. Игрушки
16. Домашние животные
17. Домашние животные
18. Домашние животные
19. Домашние животные

1

20. Отработка усвоенных действий в игре
21. Домашние птицы

1
1

22. Отработка усвоенных действий в игре
23. Д
Дикие животные
24. Дикие животные

1
1
1

17

Игры с предметами. «Я, мне», «Ты, тебе»
Игры и упражнения направленные на развитие невербальных
средств общения: жесты ОДИН, ДВА,МНОГО
Понимание/называние овощей и фруктов (лук, картофель,
морковь, свекла, редис, тыква, кабачок, перец, помидор,
огурец, яблоко банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви). Узнавание предметов и и их
изображений. Отработка указательного жеста.
Игра на различение овощей и фруктов «Парочки»
Игры и упражнения направленные на развитие невербальных
средств общения: жесты КИСЛО, СЛАДКО
Практическое усвоение фразы-надписи Я ХОЧУ
Лошадь, свинья, овца, осел. Узнавание предметов
Чтение автотизированных энграмм «ЛОШАДЬ», «СОБАКА»,
«ОВЦА».
Соотнесение звукоподражания с картинкой
Соотнесение надписи с картинкой:
МУ, АВ, МЯУ, МЫЧИТ, ЛАЕТ
Дидактическая игра «Накорми животных»
Чтение автоматизированных эеграмм «УТКА», «КУРИЦА»,
«ИНДЮК».
Дидактическая игра «Чей детеныш»
Волк, белка, лось. Узнавание предметов.
Чтение автоматизированных энграмм «ВОЛК», «БЕЛКА»,

25. Посуда
26. Посуда
27. Практическое усвоение невербальных средств общения при
взамодействии
28. Электробытовые приборы
29. Аудио, видеотехника и средства связи
30. Транспорт
ИТОГО: 34 часа

18

«ЛОСЬ».
Сковорода, вилка, нож, чайник. Узнавание предметов.
Чтение автоматизированных энграмм «СКОВОРОДА»,
«НОЖ», «ВИЛКА».
Сюжетная игра «У нас гости»
Понимание/называние
электробытовых
предметов
(телевизор, утюг, обогреватель, микроволновая печь,
электрический чайник, фен, холодильник, пылесос)
Понимание/называние аудио-, видеотехники, средств связи
(сотовый телефон, компьютер, планшет, наушники)
Понимание/называние средств связи передвижения (самолет,
корабль, поезд, трамвай, автомобиль, автобус, велосипед,
самокат). Имитационные жесты едет, летит.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».