Логопедические занятия НОДА НОО

Содержание
1. Целевой раздел......................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................... 3
1.2. Цели, задачи, принципы построения программы ............................................................. 5
коррекционной работы логопеда .............................................................................................. 5
1.3. Значимые для реализации Программы характеристики .................................................. 7
1.4. Особенности построения рабочей программы ................................................................. 7
1.5. Планируемые результаты освоения программы .............................................................. 8
1.6. Оценка планируемых результатов ................................................................................... 13

2. Содержательный раздел ...................................................................................... 14
2.1. Особенности построения рабочей программы ............................................................... 14
2.2. Содержание рабочей программы ..................................................................................... 14

3. Организационный раздел .................................................................................... 19
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности.............................................. 19
3.2 Предметно-развивающая среда ......................................................................................... 19

Список литературы .................................................................................................. 20
Тематическое планирование логопедической работы с обучающимися 4 класса ........... 22

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа: коррекция устной и письменной речи у обучающихся с
ОВЗ» разработана для организации логопедической работы с обучающимися,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), в соответствии
с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Образовательная деятельность при этом
направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с
НОДА, обучающимся в соответствии с ФАОП НОО ОВЗ (вариант 6.1).
Данная программа разработана для обучающихся с двигательными
нарушениями, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи,
испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы
начального общего образования, особенно по русскому языку. Рабочая
программа по коррекции речевых расстройств у обучающихся с НОДА
обеспечивает решение задач ФГОС начального общего
образования
обучающихся с ОВЗ, и направлена на создание специальных условий для
эффективной реализации и освоения обучающимися адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования в процессе
логопедической работы с обучающимися. Курс направлен на своевременное
выявление и максимально полное преодоление имеющихся нарушений речевого
развития у обучающихся младшего школьного возраста с НОДА и их
социальную адаптацию.
Важность рабочей программы учителя-логопеда в системе обучения
обучающихся с НОДА состоит в том, что в результате его освоения
обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а
также осуществляется профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Программа разработана с учётом особенностей психофизического и
речевого развития обучающихся с НОДА, их индивидуальных возможностей,
образовательных потребностей, а также запросов участников образовательного
процесса.
Программно-методические материалы разработаны в соответствии с
положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ - «Об
образовании в Российской Федерации» в части «создание условий,
способствующих
получению
качественного
образования
лицами
с
ограниченными возможностями здоровья».
Данная рабочая программа
составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования
3

обучающихся с ОВЗ, утвержденной Приказом Минпросвещения России от
24.11.2022 г. № 1023 (далее - ФАОП НОО ОВЗ)
Положения Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75
«Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность». Учитывает «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» СП 2.4.3648-20, Постановление № 28 от 28.09.2020. Данная
программа также составлена с учетом содержания и требований Федеральной
рабочей программы НОО для обучающихся с ОВЗ (НОДА, вариант 6.1.) по
учебному предмету «Русский язык» для 4 класса, Федеральной рабочей
программы НОО обучающихся с ОВЗ (НОДА, вариант 6.1.) «Коррекционный
курс. Логопедические занятия» для 4 класса.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (деятельность
образовательной организации должна быть направлена на создание условий для
эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования (ООП НОО),
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования (АООП НОО).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (деятельность
образовательной организации должна быть направлена на создание условий для
эффективной реализации и освоения всеми обучающимися Федеральной
образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО),
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования (АООП НОО), составленной на основе ФАОП ОВЗ.
Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является
организация «социально-педагогической и психологической помощи,
психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.)
Для
содействия
«в
развитии
индивидуальных
способностей,
положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся
четвертых классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в
образовательных организациях, реализующих ФОП НОО (АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ), необходимы:
‒ своевременная
педагогическая
и
психологическая
диагностика
возможностей обучающихся с целью выявления их особых
образовательных потребностей;
‒ оказание целевой коррекционно-логопедической, психологической
помощи учащимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для
устранения препятствий к их обучению;
‒ систематическая оценка динамики развития и образовательных
достижений обучающихся в процессе оказания коррекционнологопедической помощи.
4

1.2. Цели, задачи, принципы построения программы
коррекционной работы логопеда
Цель коррекционного курса: разработка и реализация системы
логопедической помощи обучающимся с НОДА в освоении основной
образовательной программы начального общего образования, направленной на
развитие их коммуникативно-речевой компетенции, коррекцию нарушений
устной и письменной речи для максимальной социальной адаптации и
дальнейшей социализации в обществе.
Задачи реализации программы логопедической работы:
1. Выявление и коррекция речевых нарушений у обучающихся с НОДА.
2. Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование различных форм общения, необходимых для жизни и
процесса обучения. Развитие вербальной (устной) коммуникации.
- Формирование способов адекватного получения и передачи (вербально или
невербально) информации в соответствии с индивидуальными возможностями
обучающегося.
3. Развитие и коррекция нарушений устной речи.
- Развитие и обогащение лексического строя речи.
- Формирование связной речи, развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
- Развитие грамматического строя речи, коррекция его нарушений.
- Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.
- Развитие произносительной стороны речи. Коррекция нарушений
звукопроизношения, формирование общей разборчивости речи. Уменьшение
степени проявления дизартрических (речедвигательных) расстройств. Развитие
речевого дыхания, голоса, просодики, коррекция их нарушений; формирование
синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции.
4. Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.
- Развитие умения осмысленно воспринимать прочитанное.
- Развитие двигательного навыка письма.
5. Развитие жизненных компетенций обучающегося с НОДА.
6. Развитие и коррекция недостатков познавательной деятельности
обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, тактильнокинестетического, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания),
общей моторики и координации движений, а также функциональных
возможностей движений кистей и пальцев рук.
5

Принципы построения программы коррекционно-логопедической
работы: учет этих принципов служит ориентиром для построения процесса
логопедической работы, определяет ее содержание и создает необходимую
основу для позитивных сдвигов в общем и речевом развитии обучающихся с
НОДА:
•
Системный подход. Учет симптоматики нарушений основных
линий развития, структуры речевого нарушения, определение ведущего
расстройства, его механизмов и соотношения первичных и вторичных
симптомов.
•
Комплексный подход. Важность коррекционно-развивающего
воздействия на основные линии развития и все структурные компоненты речи
при устранении речевых расстройств: лексико-грамматический строй,
фонематические процессы, произносительную сторону речи. Единство
диагностики, развития, коррекции нарушенных функций и профилактических
задач.
•
Принцип онтогенетически последовательного поэтапного
непрерывного логопедического воздействия. Учет возрастных закономерностей
и особенностей развития психики, речи и моторики обучающихся с НОДА.
Последовательность формирования различных форм и функций речи.
•
Дифференцированный подход. Учет общих и специфических
закономерностей развития обучающихся с ОВЗ, типологических особенностей
обучающихся с НОДА в процессе логопедического воздействия. Создание
вариативных условий логопедической помощи при получении образования
детьми с НОДА, имеющими различные нарушения психофизического и
речевого развития (в силу неоднородности общей структуры нарушений
обучающиеся с двигательной патологией имеют различные образовательные
возможности).
•
Индивидуальный подход. Учет индивидуальных особенностей
общего и личностного развития каждого обучающегося в процессе обучения (во
всех его формах и методах) с целью активного воздействия на ход развития
речевых, умственных и физических возможностей.
•
Непрерывность
помощи.
Непрерывность
коррекционнологопедической помощи для максимально полной компенсации нарушений
речевого развития (или уменьшения степени выраженности этих нарушений.
•
Междисциплинарный
подход
команды
специалистов.
Взаимодействие специалистов различного профиля и согласованность их
действий в решении проблем обучающегося.
•
Принцип сотрудничества. Тесная взаимосвязь и взаимодействие
образовательной организации и семьи. Единая активная позиция и осознанное
отношение специалистов сопровождения, педагогов и родителей к
полноценному общему и речевому развитию обучающихся. Совместное
создание атмосферы доброжелательности, веры в собственные возможности.
6

Режим нагрузок. Предотвращение наступления утомления,
используя для этого разнообразные средства – равномерное распределение
нагрузки, дозированное преподнесение коррекционно-развивающего материала,
чередование умственной и практической деятельности.
•

1.3. Значимые для реализации Программы характеристики
В сложной структуре нарушений у детей с НОДА значительное место
занимают речевые расстройства, частота которых составляет более 85%.
Патологическое состояние артикуляционного аппарата часто препятствует
спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков,
слогов. Нарушение кинестезии ведет к невозможности ощущать положение
языка, губ, что затрудняет артикуляцию.
Нарушения звукопроизношения связанны с общими двигательными
расстройствами и могут усиливаться из-за расстройств дыхания и
голосообразования.
Дети
обладают
ограниченными
лексическими
возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для
характеристики различных предметов и явлений окружающего мира.
Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в
нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас
слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети
испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний
с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственновременные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваиваются
лексические значения слов (иногда вычленяют в слове только конкретное
значение, не понимая его истинного смысла; заменяют одно значение слова
значением другого, совпадающим с ним по звучанию). Ограниченность
пассивного и активного словаря приводит к использованию одних и тех же слов
для обозначения разных предметов и действий, отсутствию слов-названий,
обобщающих слов. Часто дети пользуются фразовой речью, но предложения
состоят из 2-3 слов, отмечается наличие стойких аграмматизмов. Задержка в
формировании пространственно-временных представлений ведет к ограничению
в употреблении слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, в
определенной временной последовательности. Часто затруднено формирование
навыка чтения и письма. Некоторые учащиеся с трудом усваивают рукописные
буквы, могут длительное время писать только печатными буквами.
Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять
усвоение навыков письма. У данной категории учащихся часто встречается
дисграфия и дислексия смешанного вида.
1.4. Особенности построения рабочей программы
Особенностью построения программы коррекционной работы логопеда
является длительное непрерывное комплексное логопедическое сопровождение
7

с учетом специфических вариативных особенностей развития различных групп
обучающихся с НОДА, их особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и с
учетом данных ППк). Проводится постепенное поэтапное закрепление средств
речи в ее устной и письменной формах.
Особенностью программы коррекционной работы является такое
построение учебного процесса на логопедических занятиях внеурочной
деятельности, которое ведет к качественному повышению уровня обученности
обучающихся младшего школьного возраста с двигательными нарушениями и
усвоению программного материала на уроках русского языка и чтения на уровне
начального общего образования.
Всем обучающимся с НОДА требуется:
• специальная помощь при коррекции нарушений произносительной стороны
речи (специфическими методами логопедического воздействия при
дизартрических расстройствах);
• специальная помощь в развитии средств вербальной и невербальной
коммуникации, освоение умения использовать речь по всему спектру
коммуникативных ситуаций;
• реализация коррекционно-развивающего процесса как через содержание
образовательных областей, так и в процессе групповой и индивидуальной
логопедической работы;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Коррекция речевых нарушений связана с развитием познавательной
деятельности. Речь обучающихся с НОДА формируется как целостная
психическая функция, как средство формирования мышления.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Программно-методические материалы способствуют предупреждению или
минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов
(коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных
действий).
Изучение курса «Логопедия» имеет тесную связь с изучением предмета
«Русский язык» в 4 классе и способствует формированию у обучающегося
следующих личностных результатов:
Планируемые результаты и система оценки результатов
Изучение курса «Логопедия» в 4 классе способствует формированию у
обучающегося следующих личностных результатов:

8

Класс

Гражданскопатриотическое
воспитание

4

становление
ценностного
отношения к своей
Родине, в том
числе через
изучение русского
языка,
отражающего
историю и
культуру страны;
- осознание своей
этнокультурной и
российской
гражданской
идентичности,
понимание роли
русского языка как
государственного
языка Российской
Федерации и языка
межнационального
общения народов
России.

Духовнонравственное и
эстетическое
воспитание
-осознание языка как
одной из главных
духовнонравственных
ценностей народа;
проявление
сопереживания,
уважения и
доброжелательности,
в том числе с
использованием
адекватных
языковых средств
для выражения
своего состояния и
чувств;
- уважительное
отношение и интерес
к художественной
культуре.

Физическое
воспитание

-соблюдение
правил
безопасного
поиска в
информационной
среде
дополнительной
информации в
процессе
языкового
образования;
-бережное
отношение к
физическому и
психическому
здоровью,
проявляющееся в
выборе
приемлемых
способов
речевого
самовыражения и
соблюдении норм
речевого этикета
и правил
общения.

Трудовое и
экологическое
воспитание
осознание
ценности
труда в
жизни
человека и
общества;
- бережное
отношение к
природе,
формируемое
в процессе
работы с
текстами;
-неприятие
действий,
приносящих
вред природе.

Метапредметные результаты
Изучение содержания курса «Логопедия» во 4 классе способствует на
пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Класс

Самоорганизация

Самоконтроль

4

-соблюдать правила учебного
поведения;
-учитывать выделенные
учителем ориентиры действия
в новом учебном материале (в
сотрудничестве с учителем,
одноклассниками);
-придерживаться инструкций,
плана, алгоритма на материале
разных учебных заданий;
-самостоятельно планировать

-оценивать свой результат
действия;
-сопоставлять результат с
образцом;
-контролировать процесс и
результат выполнения
задания, корректировать
учебные действия для
преодоления ошибок;
-находить ошибки в своей и
чужих работах,
9

Совместная
деятельность
-принимать цель
совместной
деятельности,
коллективно строить
действия по её
достижению:
распределять роли,
договариваться,
обсуждать процесс и
результат
совместной работы;

Класс

Самоорганизация

Самоконтроль

действия по решению учебной
задачи для получения
результата;
-выстраивать
последовательность
выбранных действий;
-предвидеть трудности и
возможные ошибки.
-адекватные представления о
собственных возможностях и
ограничениях;
-осознание и выполнение
правил личной гигиены
(особенно на логопедических
занятиях по коррекции
нарушений произносительной
стороны речи).

устанавливать их причины;
-адекватно принимать
оценку своей работы;
-понимать причины успеханеуспеха учебной
деятельности и способности
конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха.

Совместная
деятельность
-слушать мнение
партнера по поводу
решения учебной
задачи;
-ответственно
выполнять свою
часть работы;
-оценивать свой
вклад в общий
результат.

Познавательные универсальные учебные действия
Класс

4

Базовые логические действия

Базовые
исследовательские
действия
-сравнивать грамматические
-проводить по
признаки разных частей речи:
предложенному
выделять общие и различные
алгоритму различные
грамматические признаки;
виды анализа
-сравнивать тему и основную
(звуко­буквенный,
мысль текста;
морфемный,
-сравнивать типы текстов
морфологический,
(повествование, описание,
синтаксический);
рассуждение):
- выявлять недостаток
-выделять особенности каждого
информации для решения
типа текста;
учебной (практической)
-сравнивать прямое и переносное задачи на основе
значение слова;
предложенного
-ориентироваться в изученных алгоритма;
понятиях и соотносить понятие с
его краткой характеристикой;
-классифицировать
предложенные
языковые
единицы;
-устно характеризовать языковые
единицы по заданным признакам;

Работа с
информацией
-выбирать
источник
получения
информации при
выполнении
текстовую,
графическую,
звуковую
информацию в
соответствии с
учебной задачей;
-с помощью
учителя создавать
схемы, таблицы
для представления
информации как
результата
наблюдения за
языковыми
единицами.

Коммуникативные универсальные учебные действия
10

Класс
4

Общение
-воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые
средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
-применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного
общения;
-строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при
обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование),
определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста;
-готовить небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
-понимание и принятие учебной задачи, поставленной в вербальной форме;
-владение вербальными средствами общения; чёткое восприятие, удержание и
выполнение учебных задач в соответствии с полученной речевой инструкцией;
-обращение к взрослому или сверстнику за разъяснением;
-адекватное реагирование на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда;
-овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.

Программно-методические материалы способствуют предупреждению или
минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов
(коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных
действий).
Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет
нарушения чтения и письма, но и способствует устранению коммуникативных
трудностей и трудностей овладения учебным материалом.
К концу обучения в 4 классе обучающийся должен достигнуть следующих
результатов правильного речевого развития:
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»:
‒ осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
‒ уметь правильно произносить и различать гласные и согласные звуки,
акустически сходные фонемы;
‒ характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове
по заданным параметрам;
‒ производить звуко­буквенный анализ слова (по алгоритму), составлять
звуко-буквенные схемы слов;
‒ уметь выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения,
составлять слоговые графические схемы слов.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»:

11

‒ уметь оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии
с коммуникативной задачей;
‒ выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
‒ выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать
синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
‒ распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении;
‒ распознавать и употреблять в речи фразеологизмы;
‒ проводить морфемный разбор (в соответствии с предложенным
алгоритмом), составлять схему состава слова, соотносить состав слова с
представленной схемой;
‒ устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
‒ изученного материала) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
‒ - определять грамматические признаки частей речи (в объеме изученного
материала);
‒ определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
‒ соотносить предложение с графической схемой и составлять ее
самостоятельно;
‒ производить синтаксический разбор простого предложения (в
соответствии с предложенным алгоритмом);
‒ находить и обозначать главные и второстепенные членыпредложения;
‒ различать распространённые и нераспространённые предложения;
‒ распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами (с опорой на схему при
необходимости); использовать предложения с однородными членами в
речи;
‒ разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых;
‒ находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила, применять правила правописания.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
‒ осознавать язык как основного средство общения;
‒ объяснять по наводящим вопросам значение русского языка как
государственного языка Российской Федерации;
‒ правильно выбирать языковые средства устного общения;
‒ соблюдать речевой этикет;
‒ овладеть диалогической формой речи, уметь выражать собственное
мнение и аргументировать его;
‒ практически овладеть устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи;
12

‒ строить устное диалогическое и монологическое высказывание
(на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических
норм, правильной интонации;
‒ формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного)
устно и письменно;
‒ составлять устно и письменно текст из разрозненных предложений, частей
текста;
‒ составлять устно и письменно рассказ по картинке, по серии сюжетных
картинок, по заданному началу и концовке.
Показатели динамики правильного формирования письма:
‒ развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
‒ правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 65 слов;
‒ писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 55-60 слов с учётом изученных
правилправописания;
‒ понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак
переноса);
‒ находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
‒ умение анализировать корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания
и предложения, отвечать на вопросы к тексту;
‒ создавать небольшие устные и письменные тексты (4–6 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения;
‒ читать вслух программные тексты с соблюдением интонации и пауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения.
‒ с опорой на план осуществлять подробный пересказ текста (устно и
письменно);
‒ осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
‒ писать (после предварительной подготовки) сочинения на заданные темы;
‒ объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия;
‒ с помощью учителя уточнять значение слова с помощью справочных
изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включённых в федеральный перечень.
1.6. Оценка планируемых результатов
По окончании периода обучения в каждом учебном году проводится
оценка достижений каждого обучающегося (динамики его речевого развития и
освоения образовательной программы). Анализ динамики общего развития и
эффективности образовательной и коррекционно-развивающей работы с
обучающимся осуществляется другими специалистами сопровождения и
13

педагогическими работниками. По результатам всех заключений уточняются
планы коррекционной работы (в том числе логопедической работы с
обучающимися). Для обследования уровня развития речи используется
модифицированный вариант тестовой, логопедической диагностики –
стандартизированной методики обследования речи по Фотековой Т.А. Данная
методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта, получить речевой
профиль, выстроить систему индивидуальной коррекционной работы,
скомплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи и
даёт возможность отследить и оценить динамику речевого развития ребёнка и
эффективность коррекционного воздействия.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности построения рабочей программы
Содержание рабочей программы определяется в строгом соответствии с
требованиями к результату изучения учебного предмета в 4 классе «Русский
язык» и основывается на использовании учебного материала.
Сочетание различных вариантов нарушений основных линий развития и
разная степень их выраженности при НОДА определяет возможность изменения
образовательной
организацией
содержания
логопедической
работы,
последовательности изучения разделов и их наполнения, количества часов на
усвоение этих разделов и тем.
Тематика логопедических занятий, их содержательное (в том числе
звуковое) наполнение могут варьировать. При этом возможности использования
каждой темы различны. Любая программная тема может быть адаптирована с
учетом уровня речевого развития обучающегося и степени наполнения
речевыми средствами. Некоторые темы могут быть удалены или, наоборот,
добавлены. Это зависит от степени сохранности/выраженности нарушений
различных компонентов речи.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является
примерным; оно может меняться в зависимости от индивидуального темпа
усвоения учебного материала каждым обучающимся.
2.2. Содержание рабочей программы
Четвертый класс (34 часа)
«Коррекция нарушений письменной речи»
Данный блок программы рассчитан на учащихся 4 классов, имеющие
нарушения устной и письменной речи, обусловленные системным
недоразвитием речи. Продолжительность коррекционного периода с 1 сентября
по 25 мая.
В поурочно-тематическом планировании графа «Количество часов»
заполняется в соответствии с выбором логопеда количества часов на изучение
определенного раздела и темы. Время освоения содержания каждого раздела
14

программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное
использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать
автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.
Общая
продолжительность занятий по программе составляет 34 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Графа «Программное содержание по предмету «Русский язык»»
заполняется в соответствии с
тематическим планированием Федеральной
рабочей программы НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) по учебному
предмету «Русский язык» 4 класс, что позволяет учитывать уровень
программных требований по русскому языку и литературному чтению.
Таким образом, коррекции подвергается вся речевая система. Реализация
коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой
специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и
совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то
же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на какомто одном из них.
Система коррекционного обручения по предупреждению и коррекции
нарушений письменной речи в данной программе условно делится на три уровня
коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого
выделяются 2 академических часа (в начале курса) на обследование состояния
устной и письменной речи учащихся, 1 часа на ознакомительную беседу,
уточнение пространственно-временных отношений; 2 часа (в конце курса) на
выпускной диктант, подведение итогов (выявление динамики в преодолении
нарушений письменной речи, рекомендации к дальнейшей коррекционной
работе).
Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении
письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо
нетвердое знание основных временных единиц, недостаточная обобщенность
пространственных понятий и представлений; поэтому работа по развитию и
уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом
занятии курса в организационной его части.
Содержание коррекционной работы на первом этапе – модуль
«Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (10 часов).
Коррекционная работа на фонетическом уровне направлена на решение
основных задач:
‒ развивать умение осуществлять звуковой анализ и синтез слов (сложные
формы);
‒ развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать фонемы,
имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики.
На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного
аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей
приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков,
15

слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью
ведется отработка четкого произношения, уточнение характеристик
смешиваемых фонем. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком.
Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие
звукобуквенного анализа и синтеза. Затем ученики совершенствуют слоговую
структуру слова
с опорой на ритмический рисунок слова и графическое
изображение, уточняют слогообразующую роль гласных.
Кроме того, ведется работа по закреплению дифференциации фонем,
имеющих акустико-артикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II
ряда, коррекция данного вида ошибок на письме. Опираясь на гласные II ряда,
проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из
способов слияния согласных.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится
дифференциации согласных звуков. Даётся понятие о звонких и глухих звуках,
сравниваются попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа
по отдельным парам звуков предлагается индивидуально тем учащимся,
которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.
Дифференциация звуков проводится на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Далее идет работа по дифференциации букв, имеющих кинетическое
сходство либо по количеству элементов (п-т), либо по пространственному
расположению элементов (б-д), либо по наличию или отсутствию элементов
данных букв (о-а, и-у, х-ж, ш-щ). При этом главная задача — научить детей
выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы.
Содержание коррекционной работы на втором этапе – модуль
«Развитие лексико-грамматической стороны речи» (10 часов).
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо
выделить основные задачи этого этапа работы:
‒ уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления
новых слов и развивать умения активно пользоваться различными
способами словообразования, словоизменения;
‒ развивать слоговой анализ и синтез слов различной звуко-буквенной
структуры;
‒ учить различать и использовать в речевых конструкциях синонимы,
антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов;
‒ учить различать фразеологические обороты.
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения
словарного запаса учащихся, лексического и грамматического значения слова.
Работа со словарными словами. Продолжается работа по различению и
употреблению синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических оборотов.
Параллельно ведется работа по развитию морфемного анализа и синтеза,
морфологического анализа слов.
16

Отработка навыков словоизменения и словообразования согласно
программному материалу по предмету «Русский язык», направленная на
преодоление или минимизацию аграмматизма в устной речи и на письме.
Отработка
навыков
словоизменения,
практическое
употребление
существительных в форме единственного и множественного числа. Отработка
падежных форм существительных. Дифференциация именительного и
винительного, родительного и винительного падежей.
Употребление несклоняемых имен существительных. Закрепление знаний
о корне, приставке, суффиксе и окончании слова.
Дифференциация
однокоренных и родственных слов. Образование и правописание сложных слов
с соединительными гласными О-Е. Развитие навыков приставочного
словообразования. Практическое употребление слов с приставками
пространственного значения, временного значения и многозначными
приставками. Различение предлогов и приставок. Согласование с
прилагательными (в роде, числе).
Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и
временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам.
Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение
глаголов по времени. Согласование числительных с существительными в роде и
падеже. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении,
глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Употребление и правописание
числительных. Определение числа и рода местоимения. Упражнение в
использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (14
часов).
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения
следующих основных задач:
‒ учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать
связь слов в предложении, выполнять анализ предложений;
‒ формировать представление о связном высказывании как о едином
семантическом целом;
‒ учить анализировать текст с использованием метода моделирования
структуры разных типов готовых текстов.
Третий этап коррекции начинается с работы над предложением.
Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных
предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему).
Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с
опорой на образец и схему). Установление в сложных предложениях причинноследственных связей.
Ведется работа по развитию у учащихся навыка
синтаксического разбора различных видов предложений. Работа над
грамматическим оформлением предложения ведется параллельно.

17

На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами.
При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание
пространственного значения предлогов, а затем другие их значения.
Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном
написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся
специальные занятия с целью формирования связной речи. Работа начинается с
освоения разных видов пересказа (подробный и выборочный), затем переходит
в этап работы над разными видами текстов, составлением рассказов по серии
картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану, по
заданному началу и концовке.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи
остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые
неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на
протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания,
направленные на их развитие.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи
остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые
неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на
протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания,
направленные на их развитие.
Большое внимание на всех этапах коррекционной работы уделяется
развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению и
формированию полноценных учебных умений:
‒ устойчивости внимания,
наблюдательности (особенно к языковым
явлениям);
‒ способности к запоминанию;
‒ способности к переключению;
‒ навыков и приемов самоконтроля;
‒ познавательной активности;
‒ произвольности общения и поведения.
‒ планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи;
активное осмысление материала; вы деление главного существенного в
учебном материале; определение путей и средств достижения учебной
цели);
‒ контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до
умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
‒ работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать
считать; проводить анализ, сравнение сопоставление и т.д.);
‒ применение знаний в новых ситуациях;
‒ анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Большая роль на занятиях отводится формированию коммуникативных умений
и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
18

‒ умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не
переключаясь на посторонние воздействия;
‒ умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной
форме;
‒ умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях
четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной
задачи в соответствии с полученной инструкцией;
‒ умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием,
инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на
контроль и оценки учи теля-логопеда.
‒ давать ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
‒ давать ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным
использованием усвоенной терминологии;
‒ применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого
высказывания по ходу и итогам учебной работы;
‒ употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
‒ обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
‒ пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой
терминологии;
‒ развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы;
‒ соблюдение речевого этикета при общении.
3. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы
включает в себя взаимосвязанные
направления: диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативнопросветительское.
Образовательный процесс в МАОУ СОШ № 300 «Перспектива»
реализуется в режиме пятидневной недели. Расписание занятий учитывает
режим работы ОУ.
Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы
(учащегося) определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк, но не
реже 1 раза в неделю.
Ориентировочная
продолжительность
логопедических
занятий
определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и
составляет: для индивидуального занятия – 20–30 минут.
В процессе обучения проводятся занятия в индивидуальной форме.
3.2 Предметно-развивающая среда
Учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА реализуется
через специальные образовательные условия (специальные методы коррекции
речедвигательных нарушений, графо-моторных навыков, пространственных и
19

временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и
коррекционно-логопедических занятий).
В процессе реализации коррекционного курса важно использовать
разнообразный диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.
При этом необходимо варьировать объем и степень разнообразия материала.
Подбор заданий основан на степени возрастания сложности. Переход к новому
материалу начинается после сформированности того или иного речевого умения
и навыка.
.
Список литературы
1. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А.
Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического
развития на уровне начального общего образования: методическое пособие для
специалистов [Электронный ресурс] / под общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.:
ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
2. Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и
содержание работы школьного логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.:
Форум, 2023.
3. ИшимоваО.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Пособие
для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования. – М.:
Просвещение, 2021.
4. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.
Логопедическое
сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программнометодические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
5. Концепция образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от
05.05.2012.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
7. Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
8. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
9. Розова Ю.Е., Коргобченко Т.В. Программно-методические материалы
для организации коррекционно-логопедической работы. Сборник рабочих
программ учителя-логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица,
2018.
20

10. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20,
Постановление № 28 от 28.09.2020.
11. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР учебного
предмета «Русский язык» (вариант 7.2) [Электронный ресурс] - М.: ФРЦ ОВЗ
ФГБНУ«ИКП РАО», 2023.
12. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» - [Электронный ресурс]- М.:
ФРЦ ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.

21

Приложение 1
Тематическое планирование логопедической работы
с обучающимися 4 класса
№

кол
час

Темы и содержание коррекционной
работы

Программное
содержание по предмету
«Русский язык»

Развитие неречевых процессов

Диагностика речевого развития

1

2

Обследование устной и письменной речи.
Обследование неречевых психических процессов.
Уточнение пространственно-временных отношений

2

I
3

1

Речь. Общее понятие.
Уточнение пространственно-временных отношений.
- схемы
тела; определение правого и левого
направления в пространстве; графические диктанты;
- время: сутки, дни недели, месяцы, времена года,
возраст.
- коррекция почерка;
- совместная работа с психологом, направленная на
снятие «страха письма» (если требуется).

Отличие
письменной
речи от устной.
Русский язык как язык
межнационального
общения.

Развитие
временных,
пространственных представлений.
Развитие
в
совершенствовании
психологических предпосылок к
обучению.
Развитие
графомоторных навыков. Работа над
каллиграфией письма.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

2

Развитие слогового анализа и синтеза
различной звуко-буквенной структуры.

слов Фонетика и графика.
Характеристика,
сравнение,
Развитие фонематического анализа и синтеза слов классификация
звуков
различной слоговой структуры.
вне слова и в слове по
заданным
параметрам.
- развитие и совершенствование
полноценных Звуко­буквенный разбор
представлений о звуковом составе слова на базе слова (по отработанному
фонематических процессов и навыков анализа и алгоритму,
по
синтеза слогозвукового состава слов различной предложенному образцу).

Развитие и совершенствование
фонематических процессов,
развитие аналитико-синтетической
деятельности. Совершенствование
психологических предпосылок к
обучению (устойчивости внимания,
способности к запоминанию, к
переключению, навыков и приемов
самоконтроля, познавательной
активности, произвольности

23
№

кол
час

Темы и содержание коррекционной
работы
структуры;
- работа над лексическим значением слова.

4

Программное
содержание по предмету
«Русский язык»

Развитие неречевых процессов

Орфоэпия.
Нормы общения и поведения).
произношения звуков и
сочетаний
звуков;
ударение
в словах в соответствии с
нормами современного
русского литературного
языка
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I-II ряда, звонких - глухих согласных
3
Дифференциация гласных I и II ряда в словах, Фонетика и графика.
Развитие
речеслухового
предложениях.
Повторение изученного: восприятия, речевой моторики,
Дифференциация гласных I и II ряда в соотношение звукового
ручной
моторики,
тактильного
предложениях, тексте.
и буквенного состава
восприятия.
Развитие
в словах с буквами Е, Ё, фонематических процессов.
Дифференциация акустически сходных согласных в Ю, Я в позиции начала Совершенствование полноценных
словах, предложениях.
слова и после гласных, с учебных умений
Дифференциация акустически сходных согласных в разделительными ь и ъ, в (анализ объектов с целью выделения
предложениях, тексте.
словах
с существенных признаков, умение
непроизносимыми
учитывать выделенные учителем
- развитие и совершенствование фонетико- согласными
ориентиры действия и построения
фонематических представлений на материале (повторение).
ориентировочной основы в новом
гласных I и II ряда, обеспечивающих твердость- Орфоэпия.
учебном
материале
в
мягкость согласных звуков, звонких и глухих Правильная интонация в сотрудничестве с учителем, умение
согласных
(произносительная
и
слуховая процессе говорения и следовать заданному образцу и
дифференцировка уточненных в произношении чтения.
Нормы правилу).
фонем, развитие полноценных представлений о произношения звуков и Совершенствование самоконтроля
звуковом составе слова на базе фонематических сочетаний
звуков; (организованный
контроль
и
процессов и навыков анализа и синтеза ударение
самостоятельная коррекция).
слогозвукового состава слова);
в словах в соответствии с
-работа над лексическим значением слова, нормами современного

24
№

5

II
7

кол
час

Темы и содержание коррекционной
работы

Программное
содержание по предмету
«Русский язык»

Развитие неречевых процессов

дифференциация частей речи;
русского литературного
-анализ и синтез предложений, схемы предложений; языка.
-работа с текстом (деление текста на части, анализ
текста, восстановление деформированного текста).
Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство
Дифференциация рукописных букв О-А в словах, Состав
слова Развитие зрительного и слухового
предложениях, тексте.
(морфемика).
восприятия,
внимания,
памяти,
Дифференциация рукописных букв Б-Д-В в словах, Повторение:
состав зрительного гнозиса и мнезиса,
предложениях, тексте.
изменяемых
слов, фонематических
процессов,
Дифференциация рукописных букв Ш-Щ-Ц в выделение в словах
мыслительных
процессов.
словах, предложениях, тексте.
с
однозначно Совершенствование полноценных
Дифференциация рукописных букв З-Е в словах, выделяемыми
учебных умений, коммуникативных
предложениях, тексте.
морфемами окончания, умений и навыков, адекватных
-анализ и синтез слов различной звукослоговой корня,
приставки, ситуации учебной деятельности
структуры, трансформационные упражнения со суффикса.
(понимание и принятие учебной
словами;
Основа слова.
задачи, анализ объектов с целью
-определение ударения в словах различной слоговой Состав
неизменяемых выявления
существенных
структуры, правописание слов с безударной гласной; слов (ознакомление).
признаков,
умение
учитывать
-морфемный анализ и синтез слов (разбор слов по Морфемный
разбор выделенные ориентиры действия,
составу, подбор схемы к слову, составление слов по слова (по предложенному умение распределять внимание,
схеме);
образцу).
формулировать
проблему
и
-правописание приставок и предлогов;
создавать способ ее решения,
- анализ и синтез предложений, схемы предложений;
умение делать выводы на основе
-работа с текстом (деление текста на части, анализ
наблюдения).
текста, восстановление деформированного текста).
Развитие графо-моторных навыков.
Работа над каллиграфией письма.
Совершенствование самоконтроля.

5

Развитие лексико-грамматической стороны речи

10

Слово и его лексическое значение. Однозначные и Лексика. Повторение и Расширение
и
обогащение
многозначные слова.
продолжение
работы: активного
словаря,
развитие

25
№

кол
час

Программное
содержание по предмету
«Русский язык»

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Дифференциация
синонимов, антонимов, омонимов.
Прямое
и
переносное
значение
слов.
Фразеологические обороты.
Фразеологизмы-антонимы.
Фразеологизмысинонимы.
-смыслоразличительная
роль
ударения
(многозначность слова, утрата смысла);
-морфемный анализ и синтез слов (разбор слов по
составу, составление морфемной схемы, подбор и
придумывание слов к морфемным моделям);
- различные способы словообразования;
- работа над морфологическим анализом
слов;
дифференциация частей речи;
- анализ и синтез предложений, схемы предложений.

наблюдение
за
использованием в речи
синонимов, антонимов,
устаревших
слов
(простые случаи).
Наблюдение
за
использованием в речи
фразеологизмов (простые
случаи).

Развитие неречевых процессов
пространственно-временных
отношений.
Развитие
и
совершенствование
коммуникативных
умений
и
навыков,
адекватных
ситуации
учебной
деятельности
(формулирование
задачи
при
выполнении
заданий,
развитие
скорости мыслительных реакций,
умение
строить
продуктивное
взаимодействие со сверстниками и
взрослыми).
Развитие мыслительных процессов,
зрительного и слухового внимания,
памяти,
совершенствование
самоконтроля.
Развитие
графомоторных навыков. Работа над
каллиграфией письма

Формирование связной речи. Основы коммуникации

III
8

Темы и содержание коррекционной
работы

7

Работа на уровне предложения
Понятие о предложении. Согласование слов в Морфология.
предложении. Виды предложений.
Части
речи
Анализ и синтез простых распространенных самостоятельные
и
предложений. Схема предложения.
служебные.
Анализ и синтез сложных распространенных Синтаксис. Повторение:
предложений. Схема предложения
слово, сочетание слов
Восстановление деформированных предложений.
(словосочетание)
и
Практические упражнения в распространении предложение, осознание
предложений.
их сходства и различий;
виды предложений по

Расширение
и
обогащение
активного
словаря,
развитие
пространственно-временных
отношений.
Развитие мыслительных процессов
(преобразование
моделей,
способность помнить правило и
действовать в соответствии с ним,
выбор критериев для сравнения при
выдвижении гипотез, доказательств

26
№

9

кол
час

7

Темы и содержание коррекционной
работы

Программное
содержание по предмету
«Русский язык»

Составление предложений по картине, схеме, на цели
высказывания
заданную тему.
(повествовательные,
вопросительные
и
- работа над морфологическим анализом
слов; побудительные);
виды
дифференциация частей речи;
предложений
по
- уточнение значений используемых синтаксических эмоциональной окраске
конструкций, совершенствование грамматического (восклицательные
и
оформления речевого высказывания, анализ и синтез невосклицательные);
простых сложных распространенных предложений, связь между словами в
анализ предложений с однородными членами, словосочетании
и
обращенной
речью,
составление
схемы предложении
(при
предложения, подбор предложения к схеме, схемы к помощи
смысловых
предложению, составление предложения по схеме;
вопросов);
-развитие просодической стороны речи, анализ распространённые
и
предложения различные по цели высказывания;
нераспространённые
- работа с предлогами, смысловая функция предложения.
предлогов, схематическое обозначение предлогов, Предложения
с
включение предлогов в схему предложений.
однородными членами:
без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом
и.
Простое
и
сложное
предложение
(ознакомление).
Синтаксический разбор
предложения
(по
предложенному образцу).
Работа на уровне текста
Общее понятие о тексте. Анализ текста.
Развитие речи.
Восстановление деформированного текста.
Корректирование текстов

Развитие неречевых процессов
решения проблемы), зрительного и
слухового внимания, памяти.
Развитие
и
совершенствование
коммуникативных
умений
и
навыков,
адекватных
ситуации
учебной деятельности (ответы на
вопросы
с
использованием
усвоенной
терминологии,
формулирование задачи (проблемы)
при выполнении заданий, умение
точно и подробно выражать свои
мысли в соответствии с условиями
коммуникации).
Совершенствование самоконтроля
(организация свернутого контроля).

Развитие связной
устанавливать

речи, умения
причинно-

27
№

кол
час

Темы и содержание коррекционной
работы

Программное
содержание по предмету
«Русский язык»

Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по картине.
Составление
рассказа
по
данному
началу
(заключению) и вопросам.

(заданных
и
собственных) с учётом
точности, правильности,
богатства
и
выразительности
письменной речи.
Изложение (подробный
устный и письменный
пересказ
текста;
выборочный
устный
пересказ текста).
Сочинение с опорой на
ключевые
слова,
вопросы,
подробный
план.
Изучающее
чтение.
Поиск
информации,
заданной в тексте в
явном
виде.
Формулирование
простых выводов на
основе
информации,
содержащейся в тексте.
Интерпретация
и
обобщение
содержащейся в тексте
информации.

- обучение пересказу (краткий, подробный,
выборочный, творческий); анализ текста;
- уточнение значений используемых синтаксических
конструкций, совершенствование грамматического
оформления речевых конструкций, анализ и синтез
предложений,
- работа с предлогами, смысловая функция
предлогов, схематическое обозначение предлогов,
включение предлогов в схему предложений.

Развитие неречевых процессов
следственные связи и отношения.
Расширение
и
обогащение
активного
словаря.
Развитие
пространственно-временных
отношений.
Развитие мыслительных процессов,
воображения,
зрительного
и
слухового внимания, памяти.
Совершенствование
коммуникативных
умений
и
навыков,
адекватных
ситуации
учебной
деятельности
(формулирование
задачи
(проблемы)
при выполнении
заданий, умение точно и подробно
выражать
свои
мысли
в
соответствии
с
условиями
коммуникации,
соблюдение
речевого
этикета,
составление
устных высказываний с элементами
творчества).
Совершенствование самоконтроля
(организация свернутого контроля).

Диагностика речевого развития

10

2

Повторение изученного материала.
Орфография и
Списывание с печатного и рукописного текста. пунктуация.

Совершенствование самоконтроля.
Осуществление
самооценки
на

28
№

кол
час

Темы и содержание коррекционной
работы
Диктант.
Анализ итоговых контрольных работ.
Оценка динамики речевого развития учащихся.

Программное
содержание по предмету
«Русский язык»

Развитие неречевых процессов

Повторение
правил основе
критерия
успешности
правописания,
учебной деятельности.
изученных во 4 классе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».