Пояснительная записка адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) на 2024-2025 учебный год Учебный план адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ТНР МАОУ СОШ №300 «Перспектива» (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 22.01.2024г), Федеральной адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 №1025 (вариант ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план МАОУ СОШ №300 «Перспектива» АООП НОО обучающихся с ТНР построен на основе учебного плана основного общего образования школы. Для обучающегося с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач: усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счёт часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с “Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы” за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ТНР. В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося. При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета “Адаптивная физическая культура” составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ТНР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом “Физическая культура” и “Адаптивная физическая культура”. При реализации АООП ООО для обучающихся с ТНР в МАОУ СОШ № 300 «Перспектива» созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Учебный план является приложением № 3 к АООП и актуализируется ежегодно приказом по ОО как изменения в образовательную программу на конкретный учебный год. Учебный план АООП ООО МАОУ СОШ №300 «Перспектива» на учебный год размещается на официальном сайте школы в разделе «Образование». Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) на 2024-2025 учебный год Предметные Учебные области предметы/Клас сы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX X Всего за пять/шесть лет обучения Обязательная часть Русский язык Русский язык и литература Развитие речи Литература 6 6 4 3 3 3 22/25 2 2 1 1 1 1 7/8 3 3 2 2 3 3 13/16 2 2 2 2 2 8/10 Иностранные Иностранный языки язык Математика и Математика информатика Алгебра 5 5 10/10 3 3 3 3 9/12 Геометрия 2 2 2 2 6/8 Вероятность и статистика 1 1 1 1 3/4 Информатика 1 1 1 1 3/4 2 2 2 2 2 10/12 1 1 1 1 1 4/5 1 2 2 2 2 8/10 2 2 2 2 6/8 2 2 2 4/6 2 2 2 7/9 Общественно История -научные России. предметы Всеобщая история 2 Обществознан ие География 1 Естественно- Физика научные Химия предметы Биология 1 1 1 Основы ОДНКНР духовнонравственной культуры народов России Искусство 1 1/1 Изобразительн ое искусство 1 1 1 3/3 Музыка 1 1 1 3/3 Технология Технология 2 2 1 Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятель ности Основы безопасности жизнедеятельн ости Адаптивная физическая культура 1 6/6 1 1 2 2 2 2 2 2 10/12 Итого 27 29 29 30 29 29 144/173 Часть, формируемая участниками образовательных отношений <52> 2 1 1 0 1 1 5/6 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 30 30 30 30 149/179 Учебные недели 34 34 34 34 34 34 34 Всего часов 986 1020 1020 1020 Внеурочная деятельность: коррекционно-развивающие курсы по "Программе коррекционной работы"; занятия по различным направлениям внеурочной деятельности (включая коррекционно-развивающие курсы) 10 10 10 10 10 10 50/60 Коррекционно-развивающие курсы по "Программе коррекционной работы 5 5 5 5 5 5 25/30 1020 1020 5066/6086 "АООП ООО Индивидуальные и групповые логопедические занятия 2 2 2 2 2 2 10/12 Другие коррекционноразвивающие курсы и занятия 3 3 3 3 3 3 15/18 Занятия по другим направлениям внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 5 25/30