Приложение к АООП НОО № 3_УП НОО ТНР 5.2

Пояснительная записка
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелые нарушения речи. Вариант 5.2)
на 2024-2025 учебный год
Учебный план адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования для детей с ТНР (вариант 5.1) МАОУ СОШ №300 «Перспектива»
(далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в редакции от 22.01.2024г), Федеральной адаптированной образовательной
программе начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022
№1023 (вариант ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант
5.1, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МАОУ СОШ №300 «Перспектива» АООП НОО обучающихся с
ТНР (вариант 5.1) построен на основе учебного плана начального общего образования
школы.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;
формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень учебных
предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное
время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для
обучающихся с ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не
предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык". Обучение
иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и
психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета.
Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для

продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений,
а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования
коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения
иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных культур
и светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета
является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный предмет является светским.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных
культур и светской этики", осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей). На основании произведенного выбора
формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой
группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или
формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций
в рамках сетевого взаимодействия.
Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных
отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционноразвивающую область.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности и включает следующие коррекционные курсы: "Логопедическая ритмика",
"Развитие речи", "Произношение". В структуру коррекционно-развивающей области
включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции
речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих
способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним
обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий
обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2 - 4
обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений подгрупповых
логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом,
психическом и (или) физическом развитии;
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов
на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в
течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на
коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне
начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах составляет
33 недели, во 2 - 4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного
года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в течение
года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного
дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарноэпидемиологическими требованиям.
Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Вся образовательная и воспитательная деятельность построена таким образом,
чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции
(или) профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную
связь содержания образования с его развивающей направленностью.
Учебные планы обеспечивают, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по годам обучения.
ФАОП НОО для обучающихся с ТНР предусматривается создание
индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп
или отдельных обучающихся с ТНР. Это целесообразно рекомендовать для обучающихся с
первым
уровнем
речевого
развития,
характеризующихся
"отсутствием
общеупотребительной речи", имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового
развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, нарушающие возможность
установления речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования
социальной компетенции этих обучающихся является вовлечение их в речевое и
социальное взаимодействие с родителями (законными представителями) и сверстниками
через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной
коммуникации.
Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной
организацией на основе ФАОП НОО с учетом особенностей развития и возможностей
групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального
учебного плана является заключение ППк на основе углубленного психологопедагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование,
уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное
содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в
типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной
речи.

Учебный план
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелые нарушения речи. Вариант 5.2)
на 2024-2025 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам
I доп.

I

II

III

IV

Всего

Букварн Послебук
ый
варный
период период

Классы
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное чтение
Обучение грамоте

-

-

4

4

4

4

16

7

7

-

-

-

-

14

4

4

4

4

16

Литературное чтение

-

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

4

4

24

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

2

2

12

Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской культур и светской этики.
этики

-

-

-

-

-

1

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

6

Музыка

1

1

1

1

1

1

6

Технология

1

1

1

1

1

1

6

2

2

2

2

2

2

12

Итого

18

18

19

19

19

20

113

Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений (при 5-дневной
учебной неделе)

3

3

2

4

4

3

19

Технология

Физическая культура Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура).

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 21
5-дневной учебной неделе)

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

50

10

Из них обязательные коррекционные курсы:

7

6

5

5

5

28

Развитие речи

2

2

2

2

2

10

Логопедическая ритмика

1

1

1

1

1

5

Произношение

2

1

Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия

2

2

2

2

2

10

Другие направления внеурочной деятельности

3

4

5

5

5

22

Всего

31

31

33

33

33

161

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».