Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Экономика: первые шаги»» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы «Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой. М.: «Вентана –Граф»,2013 Сроки реализации программы рассчитаны на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание курса «Экономика: первые шаги» отвечает требованию и организации внеурочной деятельности, соответствует курсу и не требует от учащихся дополнительных знаний. Курс внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Определяет формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Данная программа выбрана для разработки рабочей программы потому, что помогает реализовать ФГОС среднего общего образования. Общая характеристика Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам: 1. Учет наглядно-образного характера мышления школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта. 2. Ориентация на потребности ребенка школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере. 3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия. Логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. 2 Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания. Назначение программы: · для обучающихся: образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, основанных на свободе выбора учащимся сфер и форм познания, деятельности и творчества, права на гарантию качества получаемых услуг; программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования; программа является основанием для определения качества реализации общего образования. Цели и задачи Цели программы Целями изучения курса «Экономика: первые шаги» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи программы Программа ставит перед собой следующие задачи: — формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей; — обеспечивать осознание школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности; — развивать основы потребительской культуры; — расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины; Место учебного курса в структуре учебного плана Курс изучения программы «Экономика: первые шаги» в 5 классе рассчитан на 1 год. Количество часов, отведенное на реализацию программы 34 ч в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Для 6 класса предусматривается за год 34 часов для изучения курса ««Экономика: первые шаги», в неделю – 1 час (34 недель) В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2024-2025 учебный год данная рабочая программа будет реализована в полном объёме. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты При изучении курса «Экономика: первые шаги» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость, осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи). 3 Личностными результатами изучения курса «Экономика: первые шаги» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Экономика: первые шаги» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Экономика: первые шаги» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; 4 • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание программы – 5 класс (34 часа) № Раздел п/п 1 Что нужно жизни 2. 3. Итого «Хочу», «Могу» «надо» Кол-во часов нам 3 для 1 1 1 1 1 1 1 10 1 и Итого Как товары и услуги исполняют желания. 1 2 1 2 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 Содержание Потребности: все что требуется для жизни. Потребности в безопасности Культурные потребности Естественные потребности Потребности и желания людей разного возраста Социальные потребности Потребность в уважении Итоговое занятие на тему «Что нам нужно для жизни» Желания как первый шаг появления культурных потребностей Делаю выбор. Желания членов семьи. Ценность желаний, направленных на других людей Хочу и могу. Желания(потребности) членов семьи. Работа и профессия членов семьи. Итоговое занятие по теме «Хочу», «Могу» и «надо» Что такое деньги, их происхождение. Потребности люде в деньгах. Доходы семьи Твой вклад в доходы семьи Расходы семьи Товары, услуги и цены Где покупают товары? Почему цены разные? Что значит экономить? Как вести учет доходов и расходов. Мы идем за покупками. Услуги, действия, которые оказывают человеку различные люди и организации Образовательные услуги. Итоговое занятие по теме «как товары и услуги исполняют желания» 5 Итого Итого 16 34 Содержание программы 6 класс (34 ч) № п/п Раздел 1 2. Доходы и расходы семьи Итого Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого Взаимодействие человека и государства 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 11 Содержание Введение. Как исполнить свои мечты. Как появились деньги. Виды денег. Деньги. Функции денег. Инфляция. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет и его виды. Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. Планирование семейного бюджета. Составление семейного бюджета. Уровень жизни и прожиточный минимум. Личный бюджет. Ролевая игра «Семейный бюджет». Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Вклады. Сбережения. Страхование как способ защитить свои деньги. Виды страхования. Инвестиции. Как «выращивать» деньги? Возможные риски при сбережениях и инвестировании. Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. Права и обязанности кредитополучателя. Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество. Финансовое мошенничество Что такое налоги? Типы и виды налогов. Права и обязанности налогоплательщика. Социальные услуги государства. Пенсия. Проект «государство- это мы» Появление банков. Виды банков. Как банк работает. Банковские услуги. Бизнес. Виды бизнеса. Черты предпринимателя. Валюта. Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Экономика: первые шаги». 6 Итого № п/п 34 Тематическое планирование (5 класс) Тема занятия Всего В том числе часов Теория Практика Что нам нужно для жизни (10 ч) 1. Потребности: все 1 что требуется для жизни. . 2. Рисование на тему 1 «Что я возьму с собой на необитаемый остров». 3. Игра «Собери порт- 1 фель» 4. Потребности в без- 1 опасности. 5. Культурные по- 1 требности. 6. Естественные по- 1 требности. 7. Потребности и же- 1 лания людей разного возраста 8. Социальные потреб- 1 ности 9. Потребности в ува- 1 жении. 10. Итоговое занятие на 1 тему: «Что нам нужно для жизни?» «Хочу», «могу» и «надо» (8 ч.) 11. Желания как пер- 1 вый шаг появления культурных потребностей. 12. Делаю выбор. Же- 1 лания членов семьи. 13. Ценность желаний, 1 направленных на других людей. 14. Рисование на 1 темы: «Мои жела- 1 1 Формы внеурочной деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотечные уроки; Теория; Деловые беседы; Дискуссии; Практические упражнения https://myschool. edu.ru/ электронный образовательный ресурс 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 7 Библиотечные уроки; Теория; Деловые беседы; Дискуссии; Практические упражнения ния», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?» 15. Хочу и могу. Жела- 1 1 ния (потребности) членов семьи. 16. Работа и профессия 1 1 членов семьи. 17. Как можно помочь 1 своим близким в исполнении их желаний? 18. Итоговое занятие по 1 теме «Хочу», «могу» и «надо» Как товары и услуги исполняют желания (16 ч.) 19. Что такое деньги, их 1 1 происхождение 20. Потребности людей 1 1 в деньгах 21. Доходы семьи 1 1 22. Твой вклад в до- 1 1 ходы семьи 23. Расходы семьи 1 1 24. Товары, услуги и 1 0,5 цены 25. Где покупают то- 1 0,5 вары? 26. Почему цены раз- 1 1 ные? 27. Что значит эконо- 1 1 мить? 28. Как вести учет до- 1 1 ходов и расходов? 29. Мы идем за покуп- 1 ками 30. Покупатель — про- 1 0,5 давец 31. Игра «Магазин» 1 32. Услуги — действия, 1 1 которые оказывают человеку различные люди и организации 33. Образовательные 1 1 услуги 34. Итоговое занятие 1 «Экономический калейдоскоп» Итого: 34 22 1 1 Библиотечные уроки; Теория; Деловые беседы; Дискуссии; Практические упражнения 0,5 0,5 1 0,5 1 1 12 8 https://myschool. edu.ru/ электронный образовательный ресурс № п/п Тематическое планирование (6 класс) Тема занятия Всего В том числе часов Теория Практика Доходы и расходы семьи(13ч.) 1. Введение. Как ис- 1 1 полнить свои мечты. 2. Как появились 1 1 деньги. Виды денег. 3. Деньги. Функции 1 1 денег. 4. Инфляция. 1 1 5. Доходы семьи. 1 1 6. Расходы семьи. 1 1 7. Семейный бюджет и 1 1 его виды. 8. Ресурсосберегаю1 1 щие технологии в бюджете семьи 9. Планирование се- 1 1 мейного бюджета 10. Составление семей- 1 1 ного бюджета 11. Уровень жизни и 1 1 прожиточный минимум 12. Личный бюджет 1 1 13. Ролевая игра «Се- 1 1 мейный бюджет» Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 14. Особые жизненные 1 0,5 0,5 ситуации и как с ними справиться 15. Вклады. Сбереже- 1 1 ния 16. Страхование как 1 1 способ защитить свои деньги. 17. Виды страхования. 1 1 9 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотечные уроки; Теория; Деловые беседы; Дискуссии; Практические упражнения https://myschool.e du.ru/ электронный образовательный ресурс Библиотечные уроки; Теория; Деловые беседы; Дискуссии; Практические упражнения https://myschool.e du.ru/ электронный образовательный ресурс 18. Инвестиции. Как 1 1 «выращивать» деньги 19. Возможные риски 1 1 при сбережениях и инвестировании. 20. Потребительский 1 0,5 кредит. Его плюсы и минусы 21. Права и обязанно- 1 1 сти кредитополучателя. Ипотечный кредит 22. Как спасти деньги 1 1 от «ловушек»? Финансовое мошенничество. 23. Финансовое мошен- 1 1 ничество. Взаимодействие человека и государства 24. Что такое налоги? 1 1 25. Типы и виды нало- 1 1 гов. 26. Права и обязанно- 1 сти налогоплательщика. 27. Социальные услуги 1 1 государства 28. Пенсия 1 1 29. Проект «государ- 1 1 ство- это мы» 30. Появление банков. 1 1 Виды банков 31. Как банк работает. 1 1 Банковские услуги 32. Бизнес. Виды биз- 1 1 неса 33. Черты предприни- 1 1 мателя. 34. Валюта. Итоговый 1 повторительнообобщающий урок по курсу «Экономика: первые шаги». Итого: 34 29 0,5 Библиотечные уроки; Теория; Деловые беседы; Дискуссии; Практические упражнения 1 1 5 10 https://myschool.e du.ru/ электронный образовательный ресурс Учебно-методическое обеспечение 1.«Экономика: первые шаги» Автор-составитель О.С.Корнеева, Москва, изд-во «ВентанаГраф», 2011 2.«Сборник программ внеурочной деятельности», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011 3.«Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013 4.«Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013 5.«Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, «Федоров», 2013 6.«Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009 7.Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразоват. орг./ Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. – М.: «ВАКО», 2018 8.Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018 9.Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018 10.Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018 Цифровые образовательные ресурсы: 1. Единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей https://myschool.edu.ru/ 2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П. Чернявская, М.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова. [Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – 2009. Режим доступа: 3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html 11