ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Экономика и правовые вопросы» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Цели изучения курса «Экономика и правовые вопросы»: - удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; - приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически; - грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; - воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: «Экономика и правовые вопросы» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 класса в сфере экономики и права. Курс рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю). Основные содержательные линии курса «Экономика и правовые вопросы»: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет; - экономические отношения семьи и государства; - человек и финансовые организации; - собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: - задачи с элементарными денежными расчётами; - кейсы по экономике семьи; - игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; - построение графиков и диаграмм; - мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 класс ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ЭКОНОМИКА И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ» Базовые понятия: Экономика и правовые вопросы, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; в сфере достижения предметных результатов: объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Темы занятий 1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. 2. От чего зависит благосостояние семьи. 3. Учимся оценивать финансовое поведение людей. 4. Учимся оценивать своё финансовое поведение. МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. Обучающийся научится: 3 в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): называть основные источники доходов семьи; составлять задачи, требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; в сфере достижения предметных: объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. Темы занятий 5. Деньги: что это такое. 6. Учебные мини-проекты «Деньги». 7. Из чего складываются доходы семьи. 8. Учимся считать семейные доходы. 9. Исследуем доходы семьи. 10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». 11. Как появляются расходы семьи. 12. Учимся считать семейные расходы. 13. Исследуем расходы семьи. 14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». 15. Как сформировать семейный бюджет. 16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета». 17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». 18. Обобщение результатов изучения модуля 1. 19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов: анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид страхования и его цель; рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах; в сфере достижения предметных результатов: описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению 4 благосостояния семьи; объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. Темы занятий 20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. 21. Что такое страхование и для чего оно необходимо. 22. Что и как можно страховать. 23. Ролевая игра «Страхование». 24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. 25. Как определить надёжность страховых компаний. 26. Как работает страховая компания. 27. Учебные мини-проекты «Страхование». 28. Обобщение результатов изучения модуля 2. 29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов: различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах; в сфере достижения предметных результатов: объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета Темы занятий: 1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 2. Что такое налоги и почему их надо платить. 5 3. Какие бывают налоги. 4. Учимся считать налоги. 5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». 6. Сравниваем налоги граждан разных стран. 7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. 8. Как работает налоговая служба. 9. Учебные мини-проекты «Налоги». 10. Что такое социальные пособия и какие они бывают. 11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. 12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». 13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди. 14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». 15. Обобщение результатов изучения модуля 3. 16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнесплан, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов: отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса. • в сфере достижения предметных результатов: перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. Темы занятий 17. Для чего нужны банки. 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. 19. Какие бывают вклады. 6 20. Что такое кредиты и надо ли их брать. 21. Изучаем сайт Центрального банка РФ. 22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. 23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. 24. Как работает банк. 25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». 26. Что мы знаем о бизнесе. 27. Как открыть фирму. 28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. 29. Ролевая игра «Открываем фирму». 30. Что такое валюта и для чего она нужна. 31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. 32. Обобщение результатов изучения модуля 4. 33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». 34. Обобщение результатов изучения курса «Экономика и правовые вопросы». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; 7 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; владетьприемамиописания и рассуждения, в т.ч. –с помощьюсхем и знакосимволических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать 8 вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при 9 решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. 10 Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений; формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг); формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Вс ег о 4 Контро льные работы 0 Практи ческие работы 0 1 Введение в курс «Экономика и правовые вопросы» 2 Доходы и расходы семьи 15 0 0 3 Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься 10 0 0 4 Защита проектов, итоговое повторение 5 0 0 Виды деятельности Формы Электронные проведения (цифровые) занятия образовательные ресурсы Выявлять и анализировать финансовую информацию, финансовые проблемы. Решение ситуативных проблемных задач. Выявлять и анализировать финансовую информацию, финансовые проблемы. Решение ситуативных проблемных задач. Выявлять и анализировать финансовую информацию, финансовые проблемы. Решение ситуативных проблемных задач. Выявлять и анализировать финансовую информацию, финансовые проблемы. Решение ситуативных проблемных задач. Беседа Дискуссия Проект Игра Мониторинг формирование функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/ bankzadaniy/finansovaya -gramotnost/ Беседа Дискуссия Проект Игра Мониторинг формирование функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/ bankzadaniy/finansovaya -gramotnost/ Беседа Дискуссия Проект Игра Мониторинг формирование функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/ bankzadaniy/finansovaya -gramotnost/ Беседа Дискуссия Проект Игра Мониторинг формирование функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/ bankzadaniy/finansovaya -gramotnost/ 12 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 Количес Дата тво провед часов ения важно 1 свою Тема урока Почему развивать финансовую грамотность От чего зависит благосостояние семьи 1 Форма проведе ния Мастерс кая портфол ио Постано вка учебной задачи Постано вка учебной задачи Постано вка учебной задачи Практик ум 3 Учимся оценивать финансовое поведение людей 1 4 Учимся оценивать свое финансовое поведение 1 5 Деньги: что это такое 1 6 Мини-проект «Деньги» 1 Защита проекто в 7 Из чего складываются доходы семьи 1 Практик ум 8 Учимся считать семейные доходы 1 Практик ум 9 Исследуем семьи доходы 1 Миниисследо вание 10 Мини-проект «Доходы семьи» 1 Защита проекто в 11 Как появляются расходы семьи 1 Практик ум 12 Учимся считать семейные расходы 1 Практик ум Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank13 13 Исследуем семьи расходы 1 Миниисследо вание 14 Мини-проект «Расходы семьи» 1 Защита проекто в 15 Как сформировать семейный бюджет 1 Практик ум 16 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» 1 Занятиеигра 17 Мини-проект «Семейный бюджет» 1 Защита проекто в 18 Обобщение результатов модуля 1 1 Контрол ь знаний 19 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» 1 20 Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься 1 Выставк а портфол ио Практик ум 21 Что такое страхование и для чего оно необходимо 1 Практик ум 22 Что и как страховать 1 Практик ум 23 Ролевая игра «Страхование» 1 Занятие – игра 24 Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит 1 Миниисследо вание 25 Как определить надежность страховых компаний 1 Практик ум можно zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank14 zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Учебная Мониторинг Формирования экскурси функциональной грамотности я http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Зашита Мониторинг Формирования проекто функциональной грамотности в http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Контрол Мониторинг Формирования ь знаний функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Выставк Мониторинг Формирования а функциональной грамотности портфол http://skiv.instrao.ru/bankио zadaniy/finansovaya-gramotnost/ 26 Как работает страховая компания 1 27 Мини-проект «Страхование» 1 28 Обобщение результатов модуля 2 1 29 1 30 Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Повторение модуля № 1 1 Практик ум 31 Повторение модуля № 1 1 Практик ум 32 Повторение модуля № 1 1 Практик ум 33 Повторение модуля № 2 1 Практик ум 34 Повторение модуля № 2 1 Практик ум Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ Мониторинг Формирования функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ 15 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Экономика и правовые вопросы: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). 2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Экономика и правовые вопросы: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). 3. ЛипсицИ.В., Рязанова О.И. Экономика и правовые вопросы: материалы для учащихся. 7—9 классыобщеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). 4. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Экономика и правовые вопросы: рабочая тетрадь. 7–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Экономика и правовые вопросы: Методические рекомендации для учителя. 5– 7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). 2. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Экономика и правовые вопросы: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации – https://www.cbr.ru/; 2. Сайт Федеральной налоговой службы - https://www.nalog.gov.ru/; 3. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/; 4. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация— http://www.gks.ru; 5. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» // http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/; 6. Российская электронная школа: электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // https://fg.resh.edu.ru/. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Проектор, комплект нормативно-правовых актов (Конституция РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Уголовный 16 кодекс), компьютеры, планшеты, интерактивная доска, тетради, ручки. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Проектор, комплект нормативно-правовых актов (Конституция РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс), компьютеры, планшеты, интерактивная доска, тетради, ручки. 17