ВД Химический многогранник 7-9 классы

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность факультативного курса «Химический
многогранник» организована для обеспечения досуга школьников, который
позволит удовлетворить их познавательные интересы, а также снизить
эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня. Она включает в себя
знания из области физики и химии, расширяя и углубляя предметную область
данных учебных предметов.
Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими
интересными вопросами естествознания, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление об окружающем мире. При
посещении внеурочных занятий данного курса обучающиеся могут
почувствовать радость познания, приобретут умение учиться, уверенность в
своих способностях.
Цель курса - развитие общекультурной компетентности учащихся через
расширение и углубление химических знаний школьников, ознакомление с
объектами материального мира, развитие познавательного интереса учащихся
и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического
эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в
соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Задачи курса:
* Сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;
* Повысить интерес к школьным дисциплинам и самообразованию;
* Совершенствование
умений
обращения
с
химическими
веществами, химическими приборами и оборудованием; решение
экспериментальных и расчетных задач;
* Развитие творческих
способностей
учащихся,
целеустремленности,
наблюдательности, воображения;
* Формирование умений организовывать свой труд, пользоваться
дополнительной литературой;
Описание ценностных ориентиров содержания курса
1)Формирование основ научного мировоззрения и физического
мышления. Освоение знаний об основных методах научного познания

природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и
теоретическом); физических явлениях; величинах, характеризующих явления;
законах, которым явления подчиняются
2)
Проектирование и проведение наблюдения природных явлений
с использованием необходимых измерительных приборов. Умение
обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в
различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения природных явлений,
принципов действия отдельных технических устройств, решать физические
задачи.
3)
Диалектический метод познания природы. Формирование
понимания
необходимости усвоения физических знаний как ядра
гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития общества и разрешения глобальных проблем.
4)
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Умение ставить и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной
познавательной деятельности.
5)
Применение полученных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих
действий, применения ряда приборов и механизмов;
обеспечение
рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу,
природе
Общая характеристика курса
Организация
занятий
факультативного
курса
«Химический
многогранник» определяется, следующими критериями:
- интеграция учебного содержания (использование не только
химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики,
литературы, истории и т.д.);
- частая смена видов деятельности (за 30–40 мин от 3 до 5 раз);
- использование самых разнообразных организационных форм, в том
числе игровых;
- акцент на практические виды деятельности;
- отказ от обязательных домашних заданий;
- обеспечение успеха и психологического комфорта каждому
учащемуся путем развития его личностных качеств посредством

эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения
за динамикой его развития и соответствующего поощрения.
Основные виды деятельности учащихся
o Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных
и текстовых задач различной трудности.
o Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных
задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным
содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных
задач и т.д.
o Составление таблиц.
o Взаимопроверка решенных задач.
o Составление тестов для использования на уроках.
o Составление проектов в электронном виде.
Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.
В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами
обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная
исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
консультация с учителем; работа в малых группах (2-3

человека) при

выполнении исследовательских заданий; подготовка отчетных материалов
по результатам проведения исследований.
В курсе используются эвристические исследовательские методы
обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение
исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении
творческих заданий, экспериментальных исследований.
Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор,
консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её
результатов.
Формы и средства контроля
практическая работа
лабораторная работа
головоломки, ребусы,
кроссворды защита творческих
работ и проектов

Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом основного общего образования МАОУ
СОШ №300 «Перспектива» программа факультативного курса «Химический
многогранник» реализуется в 7-9 классах по 34 часа в каждом (34 недели по 1
часу в неделю).
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных
внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать
занятия крупными блоками.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Химический многогранник»
Личностными результатами изучения естествознания являются:
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами естественных наук;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания
необходимости защиты окружающей среды, стремлению к здоровому образу
жизни;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметными результатами изучения естествознания в основной
школе являются:
Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что
включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную
деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить
самооценку уровня личных учебных достижений;
Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование
цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана,
фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,
формулировка выводов по результатам исследования;
Формирование приемов работы с информацией, что включает в себя
умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на
печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т.д.) в
соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;
систематизация информации; понимание информации, представленной в
различной знаковой системе – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и
т.д..;

Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами выпускников основной школы являются:
В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о
естествознании как одном из важнейших способов познания человеком
окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта
человечества;
В познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о
многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о
взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об
изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых
естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных
исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для
решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного
соблюдения норм и правил безопасного поведения природной и
социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской
помощи;
В сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом
образе жизни,.

Содержание программы
7 класс Правила техники
безопасности.
«Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами нагревания».
Как обнаружить вещество или что такое аналитика.
Путешествие в микромир. Тела и вещества. Свойства веществ.
Изучение свойств воды. Путешествие одной капли . Я- лаборант.
Знакомство с химическими элементами металлами. Откуда на меди
черный налет. Как удалить ржавчину? Пять рассказов о золоте, серебре и
других металлах. Знакомство с химическими элементами – неметаллами.
Волшебная сера. А ну-ка отгадай!
Химическое лото. Углерод. Опыты со стеклом. Жидкое стекло. Закладка
опыта «Выращивание кристалла». Опыты с пищевыми продуктами.
Карамелизация сахара.
Глюкоза из крахмала. Как избавиться от мух и комаров. Как удалить
пятна? Что такое накипь и как с ней бороться? Основы химической чистки.
Когда вода не тушит огонь.
Препараты домашней аптечки. Лекарственные растения. Помоги себе
сам. Растения-индикаторы, растения-рудознатцы. Прошлое, настоящее и
будущее
8 класс
Повторение изученного в 7 классе
Повторение физических понятий, необходимых для изучения курса
химии, для продолжения образования: знать понятия тела, вещества, уметь
приводить примеры физических тел и веществ, уметь приводить примеры
химических и физических явлений, искусственных и синтетических веществ.
Формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о химии
как форме её описания и методе познания действительности. Овладение
приемами решения задач и выполнения практических работ: знать научный
метод познания природы, уметь пользоваться измерительными приборами,
уметь делать измерения и вычисления.
Химическая символика. Химический элемент и химическая формула
Формирование понятий химический элемент, знаки, или символы
химических элементов, периодическая система химических элементов, умения
работать с карточками химических знаков: название элемента, произношение
символа, латинского названия. Формирование понятий молекулы, атомы,
кристаллические
решетки.
Интеллектуальное
развитие
учащихся,

формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности
и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Вещества и их свойства
Формирование представлений об устройстве и назначении лабораторной
посуды, лабораторного штатива и спиртовки. Овладение приемами описания
веществ, работы с лабораторной посудой, лабораторным штативом и
спиртовкой, способами разделения смесей.
Химические явления
Формирование понятий химические реакции, признаки и условия их
протекания. Ознакомление со значением для химии закона сохранения массы.
Знакомство с основными классами неорганических и органических веществ,
значением для народного хозяйства газа и нефти, переработкой газа и нефти,
ролью материалов для современной техники, полимеров и химических
волокон, каучука и резины, вулканизации.
9 класс
Введение. Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным
оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным
оборудованием. Правила поведения в лаборатории.
Практическая работа 1.
Простейшие операции с веществом.
Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды:
фильтрование, выпаривание, отстаивание.
Вещества пищи. Поваренная соль и ее свойства. Сахар и его свойства.
Что такое сода? Из чего сделан мел? Белки, жиры, углеводы: значение для
организма. Какую опасность представляют из себя пищевые добавки?
Практические работы: Очистка соли. Конфетная фабрика. Превращение
воды в кока-колу. Фабрика лимонада. Обнаружение крахмала в хлебе, крупах.
Обнаружение жира в чипсах, орехах, семенах подсолнечника. Исследования
сухариков, чипсов, газированной воды на наличие пищевых добавок
(исследование этикеток).
Индикаторы. Что такое индикаторы? Немного о кислом, уксусная
кислота и ее свойства.
Практические работы: Испытание индикаторами различных сред:
лимонад, раствор стирального порошка, минеральная вода. Обнаружение
кислот в лимоне и яблоке.
Вода. Вода и ее свойства. Растворы насыщенные и ненасыщенные.
Практические работы: Приготовление насыщенного раствора соли.

Витамины и минеральные вещества. Витамины, история открытия.
Минеральные вещества.
Практические работы: Изучение содержания витаминов в продуктах
питания (изучение упаковок). Обнаружение кальция в яичной скорлупе.
Удаление минеральных веществ из косточки. Приготовление зубной пасты в
домашних условиях.
Аптечка. Многообразие лекарственных веществ.
Практические работы: Опыты с иодом, перекисью водорода.
Химия в быту. Стиральные порошки и другие моющие средства. Мыло
или мыла?
Химия – повсюду; связь химии с другими науками.
Практические работы: Варение мыла.

Календарно-тематическое планирование
7 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Содержание деятельности
Теоретическая
Практическая часть
часть

1

История науки химии

1

Просмотр
видеофильма, его
обсуждение

1

Беседа

2
3

4

Правила

техники

безопасности
Пр.р.№1 «Знакомство с 1
лабораторным
оборудованием,
правилами нагревания»
Как обнаружить
1
вещество или что такое
аналитика

5

Путешествие

6

микромир
Тела
и

в

1

вещества.

1

Выполнение
практической работы

Беседа,
элементами
демонстраций
опытов

с

Беседа
Лаб.практикум.
Рассматривают
коллекции материалов

Свойства веществ
7

Путешествие

8

капли
Я- лаборант

одной

1

Беседа

о

круговороте воды
Экскурсия
в
лаборантскую комнату

1

9

Пр.р. №2 Изучение свойств 1
воды.

Лаб. практикум

10

Знакомство с
1
химическими элементами
металлами

Беседа

Лаб.практикум

11

Откуда на меди черный 1
налет

Беседа

Лаб.практикум

12

Как удалить ржавчину?

13

Пять рассказов о золоте, 1
серебре
и
других
металлах

Лаб.практикум

1
Беседа

Лаб.практикум

14

15

Знакомство с
химическими
элементами

1

Беседа

-

неметаллами
Волшебная сера

1

Просмотр
видеофильма
Викторина, загадки

16

А ну-ка отгадай!

1

17

Химическое лото

1

18

Углерод

1

19

Опыты со стеклом

1

20

Жидкое стекло

1

21

Закладка
опыта 1
«Выращивание кристалла»

Практикум

22

Опыты

Практикум

с

игра
Презентация

Рисуют рисунки
Практикум

Беседа

пищевыми 1

продуктами
23

Карамелизация сахара

1

24

Глюкоза из крахмала

1

Практикум

Практикум
25

Как избавиться от мух и 1
комаров

Беседа

26

Как удалить пятна?

1

Беседа

Лаб.практикум

27

Что такое накипь и как с ней 1
бороться?

Беседа

Практикум

28

Основы

химической 1

30

чистки
Когда вода не тушит
1
огонь
Препараты
домашней 1

31

аптечки
Лекарственные растения

29

1

Экскурсия
Беседа
Сообщения
учащихся
Беседа

32

Пр.Р.№3. Помоги себе сам

1

33

Растения-индикаторы,
растения-рудознатцы

1

Беседа

34

Прошлое,
будущее

и1

Беседа

настоящее

Практикум

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№

Тема занятия

1

Тела
и
вещества. 1
Физические и химические
явления.

Изучение
нового
материала

2

Методы познания природы. 1
Правила
техники
безопасности в кабинете
химии.

Беседа

3

Химические знаки.

4

Л.Р.
№1
карточками
знаков

5

Молекулы и
атомы.
Кристаллические решетки.

6

Простые
и
сложные 1
вещества.
Л.Р.
№2
Моделирование
из
пластилина:
модели
молекул простых и
сложных веществ
Химические формулы.
1
Л.Р. № 3 Моделирование из
пластилина:
модели
молекулы

Лаб.практикум

8

Обобщение темы.

1

Совершенствование
знаний

9

Контроль знаний по теме

1

10

Знакомство с лабораторной 1

7

Кол-во
часов

Содержание деятельности
Теоретическая
Практическая часть
часть

Изготовление
карточек-элементов

1

Работа
с 1
химических
1

Лаб.практикум

Беседа

Лаб.практикум

Урок-игра
Лаб.практикум

посудой.

11
12

Л.Р. №4 Рассматривание и
зарисовка
химической
посуды:
Вещества и их свойства.
1
Л.Р. №5Описание
свойств веществ.

1

Лаб.практикум
Лаб.практикум

13

Знакомство с лабораторным 1
штативом.

Лаб.практикум

Л.Р. №6
Сборка
лабораторного штатива, его
устройство.
14

Строение пламени.
1
Л.Р. №7 Рассматривание
горящей свечи.

15

Смеси веществ.

16

Разделение смеси. Л.Р. №8 1
Разделение смесей веществ.

Лаб.практикум

17

Обобщение
темы 1
«Вещества и их свойства».

Совершенствование
знаний

18

Контроль знаний по теме
1
«Вещества и
их
свойства».
Химические реакции, их 1
признаки и условия их
протекания

19

20

Лаб.практикум

1

Работа
карточкам

Беседа
с
элементами
демонстрации

Л.Р. №9
Наблюдение 1
физических и химических
явлений.

21

Закон сохранения массы

22

Реакции

разложения

по

Лаб.практикум

1

Беседа

и 1

Беседа

соединения.
23

Оксиды

1

Беседа

24

Кислоты

1

Беседа

25

Основания

1

Беседа

26

Л.р. №10 Действие кислот и 1
оснований на индикаторы

27

Соли

1

Лаб.практикум

Беседа

28

Белки, жиры и углеводы 1
Л.р
№11 Распознавание
крахмала
1

Беседа

1

Беседа

31

современной техники
Полимеры и химические 1
волокна

Беседа

32

Каучук и резина

Беседа

29
30

33
34

Природный газ и нефть

Лаб.практикум

Материалы

Обобщение

для

1
темы

игра

1

«химические явления»
Обощение
знаний
по 1
пройденному материалу

лишний»
Сообщения
учащихся

«Третий

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание деятельности
Теоретическая
часть

1

Химия

–

наукао

1

веществах

Практическая часть

Беседа
о
возникновении
науки
химии,
веществах,
свойствах
и
превращениях

2

Пр.
работа
Ознакомление
лабораторным
оборудованием

№1 1
с

3

Пр.
работа
№2 1
Простейшие операции с
веществом

4

Поваренная соль и ее

1

свойства
5

Пр. работа №3 Очистка 1
соли

6

Сахар и его свойства

1

Знать
правила
обращения
с
лабораторным
оборудование

Рассматривают
лабораторное
оборудование,
овладевают приемами
обращения с ним
Выполняют различные
операции с веществом

Беседа о свойствах
поваренной соли
Проводят операции по
очистке
заграяненной
поваренной соли:
выпаривание,
фильтрование
Беседа. Свойства
сахара,
учатся
связывать уже
имеющиеся знания
с
вновь
приобретенными

7

Пр. работа №4 Конфетная 1
фабрика

Выполняют работу по
приготовлению конфет
из сахара

8

Пр.

работа

Превращение
кокаколу

№5 1
воды

Работают с растворами
веществ,
изучают
признаки
химических
реакций

в

9

Что такое сода?

10

Пр. работа №6 Фабрика 1
лимонада

11

Белки, жиры, углеводы: 1
значение для организма

12

Пр.
работа
№7 1
Обнаружение крахмала в
хлебе, крупах

Определяют крахмал в
пищевых продуктах

13

Пр.
работа
№8 1
Обнаружение жира в
чипсах, орехах, семенах
подсолнечника

Определяют

1

14

Какую
опасность 1
представляют из себя
пищевые добавки?

15

Пр.
работа
№9 1
Исследование сухариков,
чипсов,
газированной воды
на
наличие
пищевых
добавок
Что такое индикаторы?
1

16

Беседа о свойствах
соды,
уметь
выделять главное в
изучаемом
материале
Работают с реактивами,
изучают реакции с
выделением газа
Беседа
о
значимости белков,
жиров и углеводов
в природе и жизни
человека

жир

в

пищевых продуктах

Беседа.
Изучают
положительные и
отрицательные
свойства пищевых
добавок
Работают с растворами
веществ,
изучают
пполученные знания на
практике

Определяют по цвету
характер среды

17

Пр.
работа
№10 1
Испытание индикаторами
различных сред: лимонад,
раствор
стирального
порошка, минеральная
вода

18

Немного

о

кислом. 1

Уксусная кислота

19

Испытывают растворы
известных веществ

Беседа.
Узнают
общие
свойства
уксусной кислоты,
ее пользу и
опасность

Пр.
работа
№11 1
Обнаружение кислот в

Применяют полученные
знания на практике

лимоне и яблоке
20

Вода и ее свойства

21

Растворы насыщенные и 1

1

Беседа.
Узнают
свойства воды, ее
распространенност
ь в природе
Применяют полученные
знания на практике

ненасыщенные

22

Пр.
работа
№12
Приготовление
насыщенного
раствора
соли и выращивание
кристаллов
Витамины. История
1
открытия.

Беседа. Узнают про
основные
витамины,
их
значимость для
человека

23

Пр. работа №13 Изучение 1
содержания витаминов в
продуктах питания

24

Минеральные вещества

25

Пр.
работа
№14 1
Обнаружение кальция в
яичной скорлупе

1

Определяют витамин С
во фруктовых и
овощных соках
Беседа. Узнают о
роли минеральных
веществ в питании
человека
Определят кальций
яичной скорлупе

в

Пр. работа №15 Удаление 1
минеральных веществ из

Разделяют
органические

косточки

минеральные вещества

27

Пр.
работа
№16 1
Приготовление
зубной
пасты в домашних
условиях

Готовят зубную пасту

28

Многообразие
лекарственных веществ

29

Пр. работа №17 Опыты с 1
йодом, перекисью
водорода

30

Из чего сделан мел?

1

Беседа.
Узнают
состав
мела,
происхождение
мела

31

Стиральные порошки и 1
другие моющие средства

Беседа.
Узнают
элементарные
виды моющих
средств, их вред и
пользу

32

Мыло или мыла?

Беседа.
Узнают
состав и моющие
свойства мыла

33

Пр. работа №18 Варение 1
мыла

34

Химия – повсюду. Связь 1
химии с другими науками

26

1

1

и

Беседа. Узнают о
роли лекарств в
жизни человека
Проделывают
качественные реакции
йода,
разложение
пероксида
водорода,
изучают их свойства

Готовят
мыло
мыльной основы
Беседа.
Уметь
связывать химию с
жизнью
и
различными
науками

из

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к учебникам "Химия. Базовый уровень" Габриелян О. С.,
Остроумов И. Г., Сладков С. (8-9)
ЦИФРОВЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ИНТЕРНЕТ
https://urok.apkpro.ru/
https://www.resh.edu.ru/

РЕСУРСЫ

И

РЕСУРСЫ

СЕТИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».