Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы. Программа рассчитана на 34 часов, в объеме 1 часа в неделю. Цели программы: - формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры); - формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира. Задачи программы: Обучающие: - расширять представления об окружающем мире; - формировать опыт участия в природоохранной деятельности; - формировать ответственность за свои поступки; Развивающие: - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы; Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностноориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; развитие мотивации к получению новых знаний; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям; коммуникативной компетенции в общении; основ экологической культуры Метапредметные результаты: Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.) Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; Коммуникативные: В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные: понимать смысл биологических терминов; знать сущность биологических процессов; объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека; выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека; проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧинфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха; оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Содержание учебного курса внеурочной деятельности I. Введение. Что такое экология? (2ч) Что изучает экология. Зачем нам нужно изучать экологию. Экологические науки. «Экологический манифест» Н.Ф. Реймерса. II. Природные комплексы нашей местности. (10 ч) Сезонные изменения в природе. Природные комплексы родного края. Растительный и животный мир Брянской области. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы родного края. Особо охраняемые природные объекты и заповедные объекты Брянщины. Охрана природных комплексов. Заповедник «Брянский лес». Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе». Практические работы: Природные комплексы родного края . Экологическое исследование школьной территории. III. Среда обитания человека. (6ч) Современное состояние природной среды. Экологические проблемы биосферы. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. Воздух, которым мы дышим. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод. Вода, которую мы пьем. Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. Радиоактивность в биосфере. Практические работы: Определение загрязнённости воздуха школьных помещений. Определение качества водопроводной воды на основе ее физических свойств. IV. Дом, в котором мы живем. (3ч) Вопросы экологии в современных квартирах. Санитарно-гигиеническая оценка жилого помещения. Экология комнатных растений. Практические работы: Санитарно-гигиеническая оценка жилого помещения V . Здоровье человека - основа жизни. (9ч) Вредное влияние наркотических веществ на организм ребенка. Мы за здоровый образ жизни. Инфекционные болезни человека. Влияние звуков на человека. Питание и здоровье человека. Пищевые добавки, их значение и влияние на организм человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты. Жевательная резинка: за и против. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Ландшафт как фактор здоровья. Компьютер и здоровье. Диспут «Что вы вкладываете в понятие здоровый образ жизни?» Практические работы: Что нужно знать при покупке продуктов питания. Изучение состава продуктов питания VI. Отходы как источник загрязнения окружающей среды. (5 ч) Что ты знаешь о бытовых отходах? (Анкетирование). Борьба с мусором глобальная проблема человечества. Рациональное использование и утилизация твёрдых бытовых отходов. Практическая работа: Оценка экологического состояния контейнера для мусора в школьном дворе. Экологический десант. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тематическое планирование 7 класс Название темы Введение. Природные комплексы нашей местности Среда обитания человека Дом, в котором мы живем. Здоровье человека - основа жизни. Отходы как источник загрязнения окружающей среды. Итого Количество часов 2 10 6 3 9 5 34 ч Тематическое планирование 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тематический блок Кол-во часов Роль животных в природе Условия существования животных Животный мир суши Животный мир морей и рек Животный мир почвы Сезонные изменения в жизни животных Взаимоотношения между животными одного вида Отношения между животными различных видов Численность животных Изменения в животном мире Земли Человек и животные Охрана животных Промежуточная аттестация Итого 5 7 3 2 1 2 2 1 4 1 3 3 1 35 Поурочное планирование № п/п 1. 2. Дата Тема занятия Введение (2ч) Что изучает экология. Зачем нам нужно изучать экологию. Экологические науки. «Экологический манифест» Н.Ф. Реймерса. Вид деятельности Лекция Обсуждение манифеста. Написание своего экологического манифеста Природные комплексы нашей местности (10ч) 3. Сезонные изменения в природе Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе» 4. Природные комплексы родного края Практическая работа 5. Растительный мир Урала. Беседа. Просмотр презентаций 6. Животный мир Урала. Беседа. Просмотр презентаций 7. Искусственные сообщества растений и животных. 8. Природа и человек Викторина. Составление кодекса поведения в природе 9. Экологические проблемы родного края Деловая игра «Угроза живому на Земле» 10. Экологическое исследование школьной территории Практическая работа 11. Особо охраняемые природные объекты родного края Выступления уч-ся. Просмотр презентаций 12. Заповедники Урала Просмотр кинофильма 13. Среда обитания человека (6ч) Современное состояние природной среды. Экологические проблемы биосферы. 14. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы 15. Воздух, которым мы дышим Практическая работа Лекция Беседа Практическая работа «Определение загрязнённости воздуха школьных помещений» 16. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод 17. Вода, которую мы пьём. 18. Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. Радиоактивность в биосфере 19. 20. 21. Дом, в котором мы живем (3ч) Вопросы экологии в современных квартирах Санитарно-гигиеническая оценка жилого помещения Экология комнатных растений. Просмотр кинофильма Практическая работа «Определение качества водопроводной воды на основе ее физических свойств» Проведение радиометрии Лекция с элементами беседы Практическая работа Инвентаризация комнатных растений Здоровье человека – основа жизни (9ч) 22. Вредное влияние наркотических веществ на организм ребенка Анкетирование. Диспут «Что вы вкладываете в понятие здоровый образ жизни?» 23. Мы за здоровый образ жизни 24. Инфекционные болезни человека Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!». Выставка рисунков Выступления уч-ся презентации 25. Влияние звуков на человека 26. Питание и здоровье человека. Пищевые добавки, их значение и влияние на организм человека. 27. Рациональное питание. Экологически чистые продукты. Жевательная резинка: за и против 28. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Практическая работа Устный журнал. Практическая работа «Что нужно знать при покупке продуктов питания» Практическая работа «Изучение состава продуктов питания» (по этикеткам) Беседа 29. Ландшафт как фактор здоровья 30. Компьютер и здоровье. Практическая работа Диспут Отходы как источник загрязнения окружающей среды (5ч) 31. Что ты знаешь о бытовых отходах? Анкетирование. Дискуссия 32. Борьба с мусором - глобальная проблема человечества 33. Рациональное использование и утилизация твёрдых бытовых отходов» 34. Очистим мир от мусора Групповой проект «Мусор, сдавайся!» Выставка поделок «Вторая жизнь мусора» Экологический десант Календарно – тематическое планирование № Раздел. Тема урока 1 ТБ на уроках экологии. Введение в экологию животных. Предмет и задачи экологии. Форма проведения внеурочной деятельности Лекция Беседа 2 Влияние животных на растения 3 Растения – укрытия и жилища для животных 4 Роль животных в образовании горных пород и почвы 5 Влияние животных друг на друга 6 Среда обитания и условия существования животных 7 Пища животных и способы её добывания 8 Вода в жизни животных 9 Воздух в жизни животных 10 Роль тепла в жизни животных 11 Свет в жизни животных Лекция Лекция Практическая работа Беседа. Просмотр презентаций Беседа. Просмотр презентаций Практическая работа Викторина. Лекция Практическая работа 12 Жилище животных 13 Животный мир тундры, зоны лесов Выступления уч-ся. Просмотр презентаций Просмотр кинофильма 14 Животные степей, сован, прерий, пустынь Лекция 15 Животные тропических лесов, горных областей. Лекция 16 Животный мир пресных и соленых водоёмов Беседа 17 Животные пресных водоёмов Лекция 18 Животный мир почвы Просмотр кинофильма 19 Сезонные изменения в жизни животных. Спячка и оцепенение. Беседа 20 Миграция животных. Просмотр видеофильма 21 Популяция животных Лекция 22 Взаимоотношения животных в популяции 23 Динамика численности популяции животных Лекция с элементами беседы Практическая работа 24 Понятие зооценоза. Отношение типа «хищник – жертва» Лекция 25 Отношения «паразит – хозяин», нахлебничество Лекция 26 Конкурентные, нейтральные отношения между животными. Лекция 27 Симбиотические отношения между животными Лекция 28 Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. 29 Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Выступления уч-ся презентации Практическая работа 30 Редкие и исчезающие животные. Красная книга Устный журнал. Практическая работа Практическая работа 31 Промежуточная аттестация 32 Заповедники и другие охраняемые территории России Беседа ТЕМА 12. Охрана животных (3 часа) 33 Охрана животного мира своего региона Диспут 34 Охрана животного мира своего региона Экскурсия в зоопарк Методическое и материально-техническое обеспечение • • • • • • • • • • • • Жигарев И.А. и др. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ кл. – М.: Дрофа, 2015. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М., 2013. Современные проблемы экологии: их изучение в школе. Под. Ред. А.А. Касьяна. – М.: Просвещение, 2016. И.Д. Зверев Практические занятия по экологии. – М.: Просвещение, 2017. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология – М., Дрофа, 2014. Экологический словарь. М.: Дрофа, 2015. натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объемные, рельефные); экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционная аппаратура (мультимедийный проектор, компьютер);