Пояснительная записка Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не сможет сделать, если человек не напишет для него соответствующую программу. Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой, увлекательной форме, используя среду программирования КУМИР обусловлена следующими факторами. Во-первых тем, что в основе программирования лежит графический язык, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется блочное программирование, из блоков которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие программы. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать. Среда КУМИР обладает расширенным набором Исполнителей ((Черепашка, Водолей, Робот, Чертежник и тд.) с разнообразными системами команд) и позволяет закрепить и развить навыки, полученные на первом этапе. Во-вторых, существенной ролью изучения программирования и алгоритмизации в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. В-третьих, занятия по программе «Основы программирования в среде Кумир» подготовят учащихся к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ» в старших классах. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 5-6-х классов. Сроки реализации программы: 2 года. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год в 5 классе, 34 часа в 6 классе. Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Цель программы: Помочь формированию у детей базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма. Задачи программы: Обучающие: Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям. Освоение основных этапов решения задачи. Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ. Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна. 2 Развивающие: Развивать познавательный интерес школьников. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся. Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации. Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе Воспитывающие: Воспитывать интерес к занятиям информатикой. Воспитывать культуру общения между учащимися. Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером. Воспитывать культуру работы в глобальной сети. Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленной программой Scratch, проектор, сканер, принтер, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения. Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; - овладевать логическими действиями сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; 3 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Введение в компьютерное проектирование» и «Основные приемы программирования и создания проекта»: - сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; - сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Информационное моделирование»: - развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; - развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими способами измерения длин, площадей. Предметные результаты изучения блока «Основные приемы программирования и создания проектов в среде КуМир»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Создание личного проекта»: - приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения 4 извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными; - представление о семейных расходах и доходах; - использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов; - сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; Содержание программы – 5 класс (34 часа) 5 № Разп/п дел 1 Введение в компьютерное проектирование Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2. 3. Итого Основные приемы программирования и создания проекта Итого Создание личного проекта Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 1 1 1 7 34 Содержание Устройство компьютера. Правила техники безопасности. Понятие исполнителя. , алгоритма и программы. Виды управления исполнителем. Способы записи алгоритма. Блок-схемы. Программы. Знакомство с исполнителем и средой программирования. Система команд исполнителя. Основные алгоритмические конструкции. Линейный и ветвления. Основные алгоритмические конструкции. Циклы. Проект «Создание новых блоков с помощью графического редактора» Этапы решения задачи. Проект «Непрерывное движение». Использование заимствованных кодов и объектов, авторские права. Правила работы в сети. Викторина «Безопасный интернет». Изучение объектов среды программирования. Проект «Создание новых сцен». Основные базовые алгоритмические конструкции и их реализация в среде исполнителя. Практическая работа «Добавление сцен в проект». Ветвления. Проект «Ручная черепашка». Циклы. Проект «Неутомимая черепашка». Переменная и её использование. Проект «Калькулятор». Функция случайных чисел. Дизайн проекта. Проект «Игра Угадай число». Работа со звуком. Проект «Дискотека». Основные этапы разработки проекта.. Постановка целей и задач для реализации проекта. Работа с проектом. Сбор данных. Работа с проектом. Реализация проекта. Тестирование проекта. Отладка проекта. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. Содержание программы 6 класс (34 часа) 6 № Разп/п дел 1 Информационное моделирование 2. Итого Основные приемы программирования и создания проектов в среде КУМИР Кол-во часов 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого Создание личного проекта Итого Тема занятия 1 1 1 22 1 1 1 1 1 1 1 34 Содержание Правила техники безопасности. Понятие модели. Понятие информационной модели. Виды информационных моделей. Блок-схема как информационная модель. Программы. Программа как компьютерная информационная модель. Этапы создания компьютерных моделей. Компьютерные исполнители алгоритмов. Исполнитель Черепаха. Программирование движения исполнителя Черепаха. Знакомство с исполнителем Робот. Составление и анализ программы для перемещения исполнителя. Основные базовые алгоритмические конструкции (ветвление). Реализация ветвления в среде исполнителя Робот. Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком). Реализация цикла со счётчиком в среде исполнителя Робот. Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл с условием). Реализация цикла с условием в среде исполнителя Робот. Среда исполнителя Чертежник. Ветвления в Чертежнике. Основные алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком). Реализация цикла со счетчиком в среде исполнителя Чертежник. Основные алгоритмические конструкции (цикл с условием). Реализация цикла с условием в среде исполнителя Чертежник. Сложные алгоритмические конструкции (вложенные циклы и ветвления). Реализация вложенных циклов и ветвления в среде исполнителей Робот и Чертежник. Функция случайных чисел. Математические операции и функции в среде КУМИР. Основные этапы разработки проекта. Постановка целей и задач для реализации проекта. Работа с проектом. Сбор данных. Работа с проектом. Реализация проекта. Тестирование проекта. Отладка проекта. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. Тематическое планирование (5 класс) В том числе 7 № п/п Всего часов Теория Практика Введение в компьютерное проектирование 1. Устройство компьютера. 1 1 Правила техники безопасности. 2. Понятие исполнителя. , 1 1 алгоритма и программы. Виды управления исполнителем. 3. Способы записи алго1 1 ритма. Блок-схемы. Программы. 4. Знакомство с исполните1 1 лем и средой программирования. 5. Система команд исполни1 1 теля. 6. Основные алгоритмиче1 1 ские конструкции. Линейный и ветвления. 7. Основные алгоритмиче1 1 ские конструкции. Циклы. 8. Проект «Создание новых 1 1 блоков с помощью графического редактора» Основные приемы программирования и создания проекта 9. Этапы решения задачи. 1 1 10. Проект «Непрерывное 1 1 движение». 11. Использование заимство1 1 ванных кодов и объектов, авторские права. 12. Правила работы в сети. 1 1 Викторина «Безопасный интернет». 13. Изучение объектов среды 1 1 программирования. 14. Проект «Создание новых 1 1 сцен». 15. Основные базовые алго1 1 ритмические конструкции и их реализация в среде исполнителя. 16. Практическая работа 1 1 «Добавление сцен в проект». 17. Ветвления. 1 1 8 Формы внеурочной деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ 18. Проект «Ручная чере1 пашка». 19. Циклы. 1 20. Проект «Неутомимая че1 репашка». 21. Переменная и её исполь1 зование. 22. Проект «Калькулятор». 1 23. Функция случайных чи1 сел. Дизайн проекта. 24. Проект «Игра Угадай 1 число». 25. Работа со звуком. 1 26. Проект «Дискотека». 1 27. Основные этапы разра1 ботки проекта. Создание личного проекта 28. Постановка целей и задач 1 для реализации проекта. 29. Работа с проектом. Сбор 1 данных. 30. Работа с проектом. Реали1 зация проекта. 31. Тестирование проекта. 1 32. Отладка проекта. 1 33. Подготовка к защите про1 екта. 34. Защита проекта. 1 Итого: 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 17 9 Проектная де- (РЭШ, ятельность; https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ № п/п Тема занятия Тематическое планирование (6 класс) Всего В том числе часов Теория Практика Информационное моделирование Правила техники 1 1 безопасности. Понятие модели. 2. Понятие информа1 1 ционной модели. Виды информационных моделей. 3. Блок-схема как ин1 1 формационная модель. Программы. 4. Программа как ком1 1 пьютерная информационная модель. 5. Этапы создания 1 1 компьютерных моделей. Основные приемы программирования и создания проектов в среде КУМИР 6. Компьютерные ис1 1 полнители алгоритмов. 7. Исполнитель Чере1 1 паха. 8. Программирование 1 1 движения исполнителя Черепаха. 9. Знакомство с испол1 1 нителем Робот. 10. Составление и ана1 1 лиз программы для перемещения исполнителя. 11. Основные базовые 1 1 алгоритмические конструкции (ветвление). 12. Реализация ветвле1 1 ния в среде исполнителя Робот. 13. Основные базовые 1 1 алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком). 14. Реализация цикла 1 1 со счётчиком в 1. 10 Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (РЭШ, https://fg.resh.edu .ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education.y andex.ru/lab/classe s/1047146/library/i nformatics/theme/ 48268/ Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.edu .ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education.y andex.ru/lab/classe s/1047146/library/i nformatics/theme/ 48268/ 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. среде исполнителя Робот. Основные базовые 1 1 алгоритмические конструкции (цикл с условием). Реализация цикла с 1 условием в среде исполнителя Робот. Среда исполнителя 1 1 Чертежник. Ветвления в Чер1 тежнике. Основные алгорит1 1 мические конструкции (цикл со счетчиком). Реализация цикла 1 со счетчиком в среде исполнителя Чертежник. Основные алгорит1 1 мические конструкции (цикл с условием). Реализация цикла с 1 условием в среде исполнителя Чертежник. Сложные алгорит1 1 мические конструкции (вложенные циклы и ветвления). Реализация вло1 женных циклов и ветвления в среде исполнителей Робот и Чертежник. Функция случай1 1 ных чисел. Математические 1 операции и функции в среде КУМИР. Основные этапы 1 1 разработки проекта. Создание личного проекта Постановка целей и 1 1 задач для реализации проекта. 1 1 1 1 1 1 Проектная тельность; 11 дея- (РЭШ, https://fg.resh.edu 29. Работа с проектом. Сбор данных. 30. Работа с проектом. Реализация проекта. 31. Тестирование проекта. 32. Отладка проекта. 33. Подготовка к защите проекта. 34. Защита проекта. Итого: 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 .ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education.y andex.ru/lab/classe s/1047146/library/i nformatics/theme/ 48268/ 15 Учебно-методическое обеспечение 1. В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. «Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch». Учебно-методическое пособие. 2. Борович П. С., Бутко Е. Ю. «Среда программирования Scratch» Учебное пособие 3. Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова. «Изучаем алгоритмику. Мой кумир» Учебное пособие Цифровые образовательные ресурсы: 1. http://scratch.mit.edu/pages/source – страница разработчиков, где выложен код 2. http://scratch.mit.edu/ - официальный сайт проекта Scratch 3. http://supercode.ru/ - скачать последнюю русскоязычную версию Scratch 4. http://setilab.ru/scratch/category/commun/ Cайт «Учитесь со Scratch» 5. http://www.niisi.ru/kumir/ сайт НИИСИ РАН (страница КУМИР) 6. https://penaty.moscow/wp-content/uploads/2020/02/moj-kumir_-5-6kl__mironchik_2018128s.pdf / рабочая тетрадь для изучения среды КуМир» 5-6 классы. 12