ВД Основы первой помощи 5-6 классы

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….

3

Актуальность и назначение программы…………………………...

3

Цели изучения курса внеурочной деятельности «основы первой
помощи»……………………………………………………………………
Место курса внеурочной деятельности «основы первой помощи»
в учебном плане……………………………………………………………
Взаимосвязь с программой воспитания……………………………

4
5
5

Особенности работы педагога по программе……………………...

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»……………
Личностные результаты…………………………………………….

12
13

Метапредметные результаты…………………………….................

15

Предметные результаты…………………………………………….

19

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»…………………………………………….
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА…………...

24
28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6-ГО КЛАССА…………...

33

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ…………………………..

38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее
— ФГОС ООО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения
Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС ООО во всём пространстве школьного образования: не только на
уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью
подростков в приобретении духовных, физических и социальных качеств, которые характеризуют школьника как личность, осознающую себя человеком XXI
века, путём приобретения ими важных навыков в области оказания первой помощи и практической медицины. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении школьников, в развитии мотивации школьника к изучению теоретических и практических основ оказания первой доврачебной помощи,
преподавания первой помощи, в формировании готовности школьников к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему, если они станут свидетелями
несчастного случая. Работа по программе внеурочной деятельности «Основы
первой помощи» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного
развития обучающегося задачи.
Сегодня каждому гражданину Российской Федерации необходимо владеть
набором универсальных навыков по спасению человеческой жизни, поэтому программа ориентирована на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности) предполагаемой будущей профессии.
Немаловажным является способность передавать свои знания и навыки по
оказанию первой помощи другим людям. Поэтому рабочая программа

3

предназначена также для подготовки лиц, проводящих обучение по оказанию первой помощи.
Рабочая программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объём практики.
Медицинская наука и система здравоохранения быстро развиваются, поэтому крайне важно закладывать основы медицинских знаний уже в средней
школе.
Обучение медицинским знаниям со школьного возраста, кроме приобретения нужных навыков, позволяет обучающимся соприкоснуться с профессией медицинского работника и помогает в профессиональном самоопределении.
Таким образом, обучение в средней школе является мощным ресурсом в
системе подготовки граждан к оказанию первой помощи и уходу за больным, так
как в школе закладываются знания и стереотипы поведения, используемые выпускниками в течение всей последующей жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ
ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков по оказанию первой помощи, основам преподавания первой помощи и ориентирование
старшеклассников в вопросах медицинских знаний и в нюансах профессии медицинского работника.
В рамках реализации этой цели курс содействует решению следующих образовательных задач:
➢

способность выявлять состояния, при которых оказывается первая

помощь;
➢

способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи;

➢

формирование умения эффективно действовать в критических для

жизни человека ситуациях;
➢

формирование навыков оказания первой помощи;

4

➢

формирование умения передачи знаний и навыков по оказанию пер-

вой помощи;
➢

формирование навыков проведения теоретических и практических

занятий по оказанию первой помощи;
➢

формирование основных навыков ухода за больным;

➢

знакомство с медицинской профессией с самых азов;

➢

знакомство с некоторыми практическими навыками, необходимыми

каждому медицинскому работнику;
➢

изучение основ работы медицинской организации;

➢

адаптация к условиям труда медицинского работника;

➢

воспитание высокой ответственности, чувства долга, морали, чут-

кого и внимательного отношения к больным людям;
➢

помощь в профессиональном самоопределении в медицине, поддер-

жание интереса к профессии.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПЕРВОЙ
ПОМОЩИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса рассчитана на 68 часов на уровне основного общего образования, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как лекции,
беседы, практические занятия, решения ситуационных задач, консультации педагога и психолога.
Программа рассчитана на обучающихся 5 и 6 классов.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:

5

➢

в приоритете личностных результатов реализации программы вне-

урочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Федеральной программе воспитания;
➢

высокой степени самостоятельности школьников в проектно-иссле-

довательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
➢

ориентации школьников на подчёркиваемую Федеральной програм-

мой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности;
➢

в возможности комплектования разновозрастных групп для органи-

зации деятельности обучающихся, воспитательное значение которых отмечается
в Федеральной программе воспитания;
➢

в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечиваю-

щих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими подростками деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых
общностей.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОГРАММЕ
Для эффективного обучения навыкам оказания первой доврачебной помощи и обучения их качественного формирования у обучающихся необходимо
использовать практико-ориентированный подход в обучении согласно следующим принципам: мотивация обучения; связь обучения с практикой; сознательность и активность обучающихся в процессе обучения. Поэтому в предложенном
курсе большее количество времени должно уделяться формированию умений, отработке и закреплению полученных навыков первой доврачебной помощи и основам преподавания первой помощи.
В 5 - 6 классах наиболее эффективными методами обучения являются: словесные (лекция), метод практического обучения (практические занятия), практико-ориентированный метод (решение ситуационных задач).

6

Лекция
Лекция позволяет ознакомить обучающихся с теоретическим материалом
за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс обучения первой помощи
наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной. Интерактивная лекция предполагает взаимодействие обучающихся с учителем и друг с другом, а
также использование презентаций. Необходимо помнить, что сама презентация –
это, способ наглядного донесения основных положений темы, а не полный конспект лекции, который просто зачитывается обучающимся.
Основные этапы интерактивной лекции
1.

Введение.

Непосредственно в начале самой лекции педагог должен создать подходящую атмосферу для обучения, дать мотивированное объяснение необходимости
изучения основ первой доврачебной помощи, а также рассказать о положительных последствиях этого обучения.
Необходимо озвучить обучающимся тему занятия, а также цели и задачи
лекции.
2.

Основная часть.

Педагог должен чётко и структурированно изложить материал, обсудить
возникшие вопросы с обучающимися, обозначить связь изучаемого материала с
другими темами курса. Необходимо регулярно задавать вопросы классу, чтобы
проверить, насколько учащиеся понимают и усваивают излагаемый материал.
При этом нельзя критично реагировать на неправильные ответы обучающихся.
Заметим, что учитель должен сохранять спокойствие, быть уверенным и коммуникабельным. Педагог должен демонстрировать школьникам, что он получает
удовольствие от работы с ними. Это, в свою очередь, повышает мотивацию обучающихся и улучшает восприятие ими учебного материала.
3.

Заключение.

Заключение должно быть чётким и понятным, обучающиеся должны увидеть, что поставленные в начале лекции цели достигнуты. Педагогу необходимо
выделить время для ответа на вопросы, получить от обучающихся обратную
7

связь о занятии. Далее следует подвести итог по двум-трём наиболее важным аспектам изученной темы. Учитель должен сообщить об окончании лекции и обозначить переход к следующему занятию.
Практические занятия
Практические занятия - форма осуществления связи теоретических знаний
с практическими действиями по оказанию первой доврачебной помощи. Практические занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания,
сформировать навыки оказания первой помощи.
Основные этапы практического занятия
1.

Введение.

Учителю необходимо оценить готовность обучающихся к отработке приёмов оказания первой помощи с использованием специального оборудования и
оснащения (манекены, жгуты, бинты и т. д.). Важно мотивировать их на работу,
озвучить цели и задачи занятия и информировать школьников о том, что им предстоит самостоятельно выполнять мероприятия первой помощи.
2.

Основная часть.

В основной части практического занятия рекомендуется использовать четырёхступенчатый метод обучения, который позволяет за короткое время получить навык оказания первой доврачебной помощи каждым из обучающихся.
I ступень. Учитель демонстрирует приёмы оказания первой доврачебной
помощи без остановок и объяснений.
Цель ступени: продемонстрировать обучающимся, как действия по оказанию первой помощи могут выглядеть в реальной ситуации. Учащиеся должны
понять, что первая помощь – это, быстро и просто. Необходимо сообщить учащимся, что на данной ступени не предусмотрены ответы на вопросы, их можно
будет задать позже.
II ступень. Учитель повторно демонстрирует действия по оказанию первой
помощи, сопровождая их подробными объяснениями и ответами на возникшие
вопросы.

8

Цель ступени: обучающиеся должны понять технику выполнения приёмов
оказания первой помощи. На этой ступени приёмы оказания первой помощи выполняются медленнее, с остановками для подробного описания каждого действия и ответов на возникающие вопросы. При этом повторение способствует
улучшению запоминания, а пояснения позволяют предупредить незапланированные вопросы.
III ступень. Педагог под руководством обучающихся демонстрирует действия по оказанию первой помощи.
Цель ступени: активное вовлечение в процесс каждого обучающегося.
Учитель предлагает последовательно давать ему команды по выполнению отдельных действий по оказанию первой помощи. При этом действия по оказанию
первой помощи продолжает выполнять только преподаватель. По команде педагога обучающиеся по очереди называют действия, которые надо выполнить. Если
действие названо правильно, учитель выполняет его, если неправильно или не в
нужной последовательности, то учитель переспрашивает, добиваясь правильной
команды по выполнению действия. Необходимо предоставить возможность давать команду каждому из обучающихся. При выполнении этой ступени школьники уже в третий раз наблюдают за техникой выполнения действий по оказанию
первой помощи, слышат, как надо их выполнять, и сами их повторяют. Обучающиеся взаимодействуют с педагогом и уже начинают принимать на себя ответственность за выполняемые действия, поскольку сами говорят о том, что нужно
делать при оказании первой помощи в том или ином случае.
IV ступень. Обучающиеся самостоятельно выполняют приёмы оказания
первой помощи.
Цель ступени: самостоятельное выполнение действий по оказанию первой
помощи каждым обучающимся. Задача учителя - контролировать процесс, исправлять ошибки и давать практические рекомендации по улучшению техники
выполнения того или иного приёма оказания первой помощи. Если времени достаточно, то каждый обучающийся делает несколько попыток выполнения отрабатываемого приёма.
9

3.

Заключение.

Перед подведением итогов обучающиеся должны иметь возможность задать любые вопросы. После того как учитель ответит на них, необходимо дать
короткое заключение по изученной теме, подтвердив, что все цели занятия были
достигнуты.
Метод решения ситуационных задач
С помощью данного метода формируется личность обучающегося как человека критически мыслящего, настроенного не на слепое копирование действий
других, а на осознанное выполнение собственных действий. Использование метода решения ситуационных задач обеспечивает метапредметный характер образования, его нацеленность на удовлетворение личностных потребностей обучающегося, на выделение его из коллектива и одновременно обучение работе в коллективе.
Целью решения ситуационных задач является отработка обучающимися
навыков по оказанию первой доврачебной помощи в игровой ситуации, приближенной к реальной. Данная форма обучения требует особо тщательной подготовки со стороны педагога и активного участия обучающихся. Учителю необходимо оформить условное место происшествия, назначить условных пострадавших и проинструктировать их. Он должен подготовить необходимое оборудование и оснащение.
Решение ситуационных задач требует не только тщательной подготовки, но
и особого внимания учителя. Ему необходимо контролировать ход решения задачи, а по его завершении провести обсуждение, подвести итоги и сделать заключение. Учитель не участвует в решении задачи, он наблюдает за действиями обучающихся со стороны.
В помощь педагогу назначаются обучающиеся, они могут быть как в роли
условных пострадавших, так и в роли экспертов (людей, не задействованных в
решении ситуационной задачи, но оценивающих действия обучающихся).
Решение ситуационных задач состоит из трёх этапов.

10

Подготовка (текст задачи, определение способов фиксации результатов,
определение перечня ошибок, распределение ролей, моделирование ситуации места происшествия). На этом этапе разрабатывается примерный сценарий ситуационной задачи (или используется готовый), формулируются способы оценки
результатов (таблица ошибок или штрафные баллы), определяется способ фиксации (оценка экспертами или видео- и фоторегистрация с последующим обсуждением).
Непосредственно перед началом решения ситуационной задачи назначаются условные пострадавшие (они имитируют участников происшествия), эксперты (они принимают участие в оценке действий одноклассников, оказывающих помощь) и собственно обучающиеся, которые будут оказывать первую помощь. Учащихся, которые будут оказывать первую помощь, лучше попросить
выйти из класса, чтобы они не видели процесс подготовки места происшествия.
Для условных пострадавших проводится инструктаж, включающий в себя объяснения, как они должны себя вести в начале задачи и в зависимости от оказания/неоказания им первой доврачебной помощи. Для того чтобы приблизить
условия решения ситуационной задачи к реальным, место происшествия оформляется по возможности максимально реалистично. Для обозначения травм у
условных пострадавших используются имитаторы повреждений, которые прикрепляются к ним в соответствии с условиями задачи. Экспертам объясняется их
функция: наблюдение и фиксация правильных и неправильных действий по оказанию первой доврачебной помощи. Также экспертам необходимо объяснить, что
они не принимают участия в оказании первой помощи в ходе решения ситуационной задачи.
1.

Основная часть (решение задачи).

На этом этапе обучающиеся получают доступ к месту происшествия и оказывают первую помощь с использованием аптечек первой помощи. Обучающиеся выполняют необходимые действия, не комментируя их для учителя или экспертов. Задача педагога заключается прежде всего в контроле техники безопасности и правильности выполнения мероприятий первой помощи. В контакт с
11

обучающимися учитель не вступает, неправильные действия не комментирует и
не исправляет. Выполнение задачи продолжается до команды учителя о его прекращении. Финал не должен быть трагическим: лучше завершить выполнение
задания, сказав, что жизнь пострадавшего спасена или прибыла бригада скорой
медицинской помощи.
2.

Обсуждение (дебрифинг).

На этом этапе проводится активное обсуждение результатов выполнения
задачи с экспертами и участниками оказания первой помощи. Первая группа экспертов делает положительное заключение, говорит, что было сделано хорошо.
После этого вторая группа экспертов озвучивает, какие были недостатки, на что
необходимо обратить внимание, что улучшить. После выступления экспертов
учитель подводит итог выполнения ситуационной задачи, также отмечая положительные действия обучающихся и недостатки, особенно те, которые не были
озвучены экспертами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Данный курс характеризуется широким спектром воздействия на целостное развитие личности. В число общечеловеческих ценностей, определяющих
содержательное наполнение, входят:
➢

воспитание высоконравственных, ответственных, неравнодушных

граждан, мотивированных на оказание первой помощи;
➢

воспитание активной, мыслящей личности, способной бережно от-

носиться к своему здоровью и здоровью и жизни других людей;
➢

развитие целеустремлённости и уверенности в себе, терпимого и ува-

жительного отношения к окружающим, готовности
➢

продуктивно взаимодействовать в процессе коллективной деятельно-

сти, нести ответственность за порученное дело и взятые обязательства.
Индивидуально значимые ценностные ориентации учебного содержания
примерной рабочей программы связаны с направленностью на:
12

➢

формирование навыков оказания первой помощи пострадавшему;

➢

формирование знаний и навыков по основам преподавания первой

помощи;
➢

формирование знаний и навыков по основам ухода за больным;

➢

профессиональное самоопределение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения в средней школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
Гражданское воспитание:
➢

сформированность активной гражданской позиции обучающегося,

готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в
течение всей жизни;
➢

воспитание гражданской идентичности: уважения к многонацио-

нальному народу России, чувства ответственности перед другими людьми, гордости за свой край;
➢

формирование гражданской позиции активного и ответственного

члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Патриотическое воспитание:

13

➢

сформированность российской гражданской идентичности, уваже-

ния к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации,
прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и
флота;
➢

готовность к служению Отечеству, его защите.

Духовно-нравственное воспитание:
➢

сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и

ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей,
общества и государства;
➢

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,

готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению
риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
➢

ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению,

семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтерства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
➢

эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасно-

сти жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
➢

осознание ценности жизни, сформированность ответственного отно-

шения к своему здоровью и здоровью окружающих;
➢

знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их

в случае необходимости.

14

Трудовое воспитание:
➢

готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности

для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
➢

готовность к осознанному и ответственному соблюдению требова-

ний безопасности в процессе трудовой деятельности;
➢

интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

включая военно-профессиональную деятельность;
➢

готовность и способность к образованию и самообразованию на про-

тяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
➢

сформированность экологической культуры, понимание влияния со-

циально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства.
Ценности научного познания:
➢

сформированность мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
➢

понимание научно-практических основ курса внеурочной деятельно-

сти, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности
человека, общества и государства;
➢

способность применять научные знания для реализации принципов

безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ред. от 29.12.1014 г. №
15

1644). Предметные результаты освоения курса - это умение оказать первую помощь пострадавшим, а также умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
➢

устанавливать существенный признак или основания для обобщения,

сравнения и классификации событий и явлений в области оказания первой помощи, выявлять и х закономерности и противоречия;
➢

определять цели действий применительно к заданной (смоделиро-

ванной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно
выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать
риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
➢

моделировать объекты (события, явления), анализировать их различ-

ные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые
знания в повседневную жизнь;
➢

планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита

информации, необходимой для решения стоящей задачи;
➢

развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.

Базовые исследовательские действия:
➢

владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами

в области оказания первой помощи;
➢

владеть знаниями и навыками по основам преподавания первой

доврачебной помощи;
➢

владеть знаниями и навыками по основам ухода за больным;

➢

владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его

преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том
числе при разработке и защите проектных работ;

16

➢

анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать

новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
➢

раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие

между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
➢

критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач ре-

зультаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
➢

характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возмож-

ность их реализации в реальных ситуациях;
➢

использовать знания других предметных областей для решения учеб-

ных задач;
➢

переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.

Работа с информацией:
➢

владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и ана-

лиза различных видов информации из источников разных типов при обеспечении
условий информационной безопасности личности;
➢

создавать информационные блоки в различных форматах с учётом

характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную
форму их представления;
➢

оценивать достоверность, легитимность информации, её соответ-

ствие правовым и морально-этическим нормам;
➢

использовать средства информационных и коммуникационных тех-

нологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
➢

осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную ком-

муникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
➢

распознавать вербальные и невербальные средства общения;
17

➢

понимать значение социальных знаков; определять признаки де-

структивного общения;
➢

владеть приёмами безопасного межличностного и группового обще-

ния; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
➢

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с ис-

пользованием языковых средств.
Совместная деятельность:
➢

понимать и использовать преимущества командной и индивидуаль-

ной работы в конкретной учебной ситуации;
➢

ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом

общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
➢

оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий

результат по совместно разработанным критериям;
➢

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных си-

туациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
➢

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной де-

ятельности и жизненных ситуациях;
➢

самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптималь-

ный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
➢

делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его;

брать ответственность за своё решение;
➢

оценивать приобретённый опыт;

➢

расширять познания в области оказания первой помощи на основе

личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других
предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
18

Самоконтроль:
➢

оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, кото-

рые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
➢

использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образователь-

ной ситуации, выбора оптимального решения.
Принятие себя и других:
➢

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозмож-

ность контроля всего вокруг;
➢

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образо-

вательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
➢

общие положения, касающиеся первой помощи, и основные понятия,

её определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой помощи;
➢

организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;

➢

состояния, при которых оказывается первая помощь, её основные ме-

роприятия;
➢

общую последовательность действий на месте происшествия с нали-

чием пострадавших;
➢

внешние факторы, создающие опасности при оказании первой по-

мощи;
➢

признаки отсутствия сознания и дыхания;
19

➢

признаки острой непроходимости дыхательных путей;

➢

правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных крово-

течений;
➢

правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие

травм и повреждений;
➢

признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких темпера-

➢

признаки отморожений и других эффектов воздействия низких тем-

тур;
ператур;
➢

признаки отравлений;

➢

способы перемещения пострадавших;

➢

порядок вызова скорой медицинской помощи;

➢

правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, оста-

новке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-лёгочной реанимации;
➢

правила оказания первой помощи при инородных телах верхних ды-

хательных путей;
➢

правила оказания первой помощи при травмах различных областей

➢

правила транспортной иммобилизации;

➢

правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воз-

тела;

действия высоких температур;
➢

правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффек-

тах воздействия низких температур;
➢

правила оказания первой помощи при отравлениях;

➢

законодательство Российской Федерации в сфере первой помощи;

➢

требования к реализации образовательных программ по первой по-

мощи;

20

➢

педагогические, психологические и методические основы развития

мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида;
➢

четырёхступенчатый метод обучения первой помощи;

➢

причины, статистику и особенности разных видов несчастных слу-

чаев, травм, отравлений, других состояний и заболеваний, угрожающих жизни и
здоровью;
➢

понятия «асептика» и «антисептика», характеризовать виды и ме-

тоды дезинфекции;
➢

модель правильного поведения при общении с пострадавшими.

Обучающиеся должны уметь:
➢

определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

➢

определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадав-

шего и окружающих;
➢

оценивать количество пострадавших;

➢

определять наличие сознания у пострадавшего;

➢

определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

➢

определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на

магистральных артериях;
➢

проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотече-

➢

определять признаки кровопотери;

➢

проводить подробный осмотр головы, шеи, груди, спины, живота и

ний;

таза, конечностей пострадавшего и его опрос;
➢

устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья;

➢

прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;

➢

извлекать пострадавшего из транспортного средства или других

труднодоступных мест;
➢

применять различные способы перемещения пострадавших одним,

двумя или более участниками оказания первой помощи;
21

➢

вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные

службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии
с федеральным законом или со специальным правилом;
➢

использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные сред-

ства оказания первой помощи;
➢

открывать дыхательные пути запрокидыванием головы с подъёмом

подбородка, выдвижением нижней челюсти;
➢

осуществлять давление руками на грудину пострадавшего;

➢

проводить искусственное дыхание «рот ко рту», «рот к носу», с ис-

пользованием устройства для искусственного дыхания;
➢

обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей приданием

устойчивого бокового положения;
➢

проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей

пострадавшего;
➢

проводить временную остановку наружного кровотечения: пальце-

вое прижатие артерии, наложение жгута или жгута-закрутки, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки;
➢

оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;

➢

накладывать повязки на различные участки тела;

➢

накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на груд-

ную клетку;
➢

проводить иммобилизацию (аутоиммобилизацию с помощью под-

ручных средств, с использованием медицинских изделий);
➢

фиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными

средствами, с использованием медицинских изделий);
➢

прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадав-

шего (промывание желудка путём приёма воды и вызывания рвоты, удаление с
повреждённой поверхности и промывание повреждённой поверхности проточной водой);
22

➢

применять местное охлаждение при травмах, термических ожогах и

иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
➢

применять термоизоляцию при отморожениях и других эффектах

воздействия низких температур;
➢

придавать пострадавшему оптимальное положение тела;

➢

контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кро-

вообращение);
➢

оказывать психологическую поддержку пострадавшему;

➢

передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи,

другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую
помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
➢

демонстрировать навыки первой помощи и выполнять задания по

оказанию первой помощи;
➢

мотивировать обучающихся на освоение программы по оказанию

первой помощи;
➢

контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных заня-

тиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении навыков по
оказанию первой помощи, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения;
➢

применять четырёхступенчатый метод обучения оказанию первой

помощи;
➢

формулировать требования к результатам, содержанию и условиям

организации практической подготовки по оказанию первой помощи, обсуждать
разработанные материалы;
➢

выполнять обработку рук;

➢

использовать средства индивидуальной защиты;

➢

измерять пульс и артериальное давление;

➢

выполнять начальные действия в критической ситуации;

➢

применять основы этики и деонтологии при общении с больным;

➢

применять модель правильного поведения при общении с больным.
23

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ
ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Раздел 1. Основные правила первой доврачебной помощи
Понятия о здоровье.
Средства первой помощи.
Принципы оказания первой доврачебной помощи.
Алгоритм действий, обращение с пострадавшим.
Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение).
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями.
Раздел 2. Первая неотложная помощь при травматических повреждениях
Тема №2. Травмы.
Повреждение/травма, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки и
первая помощь.
Тема №3-6. Первая доврачебная помощь при ранениях.
Повязка на палец, кисть, локтевой сустав.
Повязка на плечевой сустав, грудь.
Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка.
Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп.
Тема №7-8. Первая доврачебная помощь при кровотечениях.
Виды кровотечений, их признаки и характеристика. Способы остановки
кровотечения. Первая доврачебная помощь при остановки носового кровотечения. Остановка кровотечения с максимальным фиксированным сгибанием конечности. Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения.
Этапы наложение резинового жгута и ошибки при наложении.

24

Тема № 9. Переломы. Открытые и закрытые переломы, их признаки, первая
доврачебная помощь. Основные принципы иммобилизации и транспортировки
при переломах.
Тема №10. Способы иммобилизации и транспортировки при переломах.
Применение повязок и шин.
Тема №11. Травматический шок.
Понятие травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой доврачебной помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания
первой помощи при шоковом состоянии.
Раздел 3. Первая неотложная помощь при термическом повреждении и
несчастных случаях
Тема №12. Ожог.
Степени ожогов и их виды. Первая доврачебная помощь при ожогах. Запрещающие действия при оказании доврачебной помощи пострадавшим. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог.
Тема №13. Электротравма.
Причины возникновения электротравмы. Варианты прохождения электрического тока по телу. Первая доврачебная помощь при электротравме: непрямой
массаж сердца, искусственное дыхание.
Тема №14. Отморожение.
Признаки отморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой
доврачебной помощи при отморожениях.
Тема №15. Утопление.
Виды утоплений и их причины. Первая доврачебная помощь при утоплении (отработка навыка искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).
Тема 16. Первая неотложная помощь при травматических повреждениях,
термических поражениях и несчастных случаях.
Ролевая игра: «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему от
несчастного случая».
25

Раздел 4. Первая неотложная помощь при отравлении
Тема №17. Отравления. Пищевые отравления.
Виды отравлений и способы проникновения токсинов в организм человека.
Причины пищевых отравлений, симптоматика и первая неотложная помощь.
Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая неотложная
помощь.
Тема №18. Отравления алкоголем, никотином.
Признаки и первая доврачебная помощь при отравлениях алкоголем, никотином.
Тема №19. Отравление угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой.
Признаки и первая доврачебная помощь при отравлениях угарным газом,
фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой.
Тема №20. Отравления медицинскими лекарствами, ртутью.
Признаки и первая доврачебная помощь при отравлениях медицинскими
лекарствами, ртутью.
Тема №20. Первая доврачебная помощь при отравлениях.
Подготовка и защита проекта.
Раздел 5. Первая неотложная помощь при инфекционных заболеваниях
Тема №22. Инфекционные заболевания.
Инфекционные болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами.
Источники инфекций, классификация и пути передачи. Мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета.
Тема №23-26. Кишечные инфекции.
Сальмонеллез, дизентерия, ботулизм, брюшной тиф, холера, стафилококк,
гепатит А, пищевые токсикоинфекции. Путь передачи, источники заболевания и
симптоматика. Инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении
больных в период заболеваемости.
Тема №27-28. Инфекции дыхательных путей.
26

Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха - пути передачи и источники заболевания. Симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания. Влияние возбудителя и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении больных в период заболеваемости.
Тема №29. Кровяные инфекции.
Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, малярия, чума, столбняк - пути
передачи и источники заболевания. Симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания. Влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении больных в период заболеваемости.
Тема №30. Контактно-бытовые инфекции.
ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и источники заболевания.
Симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания. Влияние
и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении
больных в период заболеваемости.
Тема №31. Первая неотложная помощь при инфекционных заболеваниях.
Подготовка и защита проекта.
Раздел 6. Первая неотложная помощь при внезапных заболеваниях сердечно-сосудистых заболеваний
Тема №32. Гипертонический криз.
Проявления гипертонического криза и неотложная помощь.
Тема №33. Инфаркт. Инсульт.
Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при инфаркте. Первые
признаки инсульта и доврачебная помощь до приезда «скорой неотложной помощи (03)».
Раздел 7. Итоговый контроль.
Зачёт в форме решения ситуационных задач с использованием наглядных
пособий и условных пострадавших и больных. Проведение занятия по первой
помощи.

27

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА
Раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Основные правила первой доврачебной помощи
Тема №1. Основные правила первой Понятия о здоровье.
Характеризуют общие правила оказания пердоврачебной помощи
Средства первой помощи.
вой доврачебной помощи при несчастных слуТеоретическое занятие по разделу 1.
Принципы оказания первой доврачебной по- чаях. Выработка навыков для сохранения здомощи.
рового образа жизни в современных реалиях.
Алгоритм действий, обращение с пострадав- Характеризуют простейшие меры профилакшим.
тики инфекционных заболеваний, передаюСоблюдение правил личной безопасности и щихся при непосредственном контакте с челообеспечение безопасных условий для оказания веком, его кровью и другими биологическими
первой помощи (возможные факторы риска, их жидкостями.
устранение).
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и
другими биологическими жидкостями.
Раздел 2. Первая неотложная помощь при травматических повреждениях
Тема №2. Травмы
Практическое занятие по разделу 2 .
Тема №3-6. Первая доврачебная помощь
при ранениях.
Практическое занятие по разделу 2.

Повреждение/травма, ушиб, сдавление, вывих,
ссадина, рана. Признаки и первая помощь.
Повязка на палец, кисть, локтевой сустав.
Повязка на плечевой сустав, грудь.
Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка.
Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп.
Тема №7-8. Первая доврачебная помощь Виды кровотечений, их признаки и характерипри кровотечениях.
стика. Способы остановки кровотечения. ПерПрактическое занятие по разделу 2.
вая доврачебная помощь при остановки носового кровотечения. Остановка кровотечения с
максимальным фиксированным сгибанием ко28

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой доврачебной помощи при: травмах; ранениях; ушибах/ссадинах; носовое
кровотечение. А также при оказании первой
помощи при кровотечении и переломах. Выполняют обзорный и подробный осмотр пострадавшего. Отрабатывают приёмы временной остановки наружного кровотечения,
накладывают повязки. Проводят иммобилизацию,

нечности. Точки пальцевого прижатия для оста- фиксацию шейного отдела позвоночника.
новки артериального кровотечения. Этапы Придают оптимальное положение тела.
наложение резинового жгута и ошибки при
наложении.
Тема №9. Переломы
Открытые и закрытые переломы, их признаки,
Практическое занятие по разделу 2.
первая доврачебная помощь. Основные принципы иммобилизации и транспортировки при
переломах.
Тема №10. Способы иммобилизации и Применение повязок и шин.
транспортировки при переломах.
Практическое занятие по разделу 2.
Тема №11. Травматический шок.
Понятие травматический шок. Степени шока и
Теоретическое занятие по разделу 2.
их признаки. Оказание первой доврачебной помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии.
Раздел 3. Первая неотложная помощь при термическом повреждении и несчастных случаях
Тема №12. Ожог
Практическое занятие по разделу 3.

Тема №13. Электротравма.
Теоретическое занятие по разделу 3 .

Тема №14. Отморожение.
Практическое занятие по разделу 3.

Степени ожогов и их виды. Первая доврачебная
помощь при ожогах. Запрещающие действия
при оказании доврачебной помощи пострадавшим. Химический ожог: кислотами, щелочами,
перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог.
Причины возникновения электротравмы. Варианты прохождения электрического тока по телу.
Первая доврачебная помощь при электротравме: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.
Признаки отморожения. Степени отморожения.
Порядок оказания первой доврачебной помощи
при отморожениях.
29

Отрабатывать новые навыки в парах при оказании доврачебной помощи при тепловом и
солнечном ударе, а также отморожении и
ожоге, и утоплении в походе: при травмах.
Определения сознания у пострадавшего, выполнение приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей и оценки
признаков жизни.

Тема №15. Утопление.
Практическое занятие по разделу 3.

Виды утоплений и их причины. Первая доврачебная помощь при утоплении (отработка
навыка искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).
Тема №16. Первая неотложная помощь Ролевая игра: «Оказание первой доврачебной
при травматических повреждениях, тер- помощи пострадавшему от несчастного слумических поражениях и несчастных слу- чая».
чаях.
Практическое занятие по разделу 3.
Раздел 4. Первая неотложная помощь при отравлении
Тема №17. Отравления. Пищевые отрав- Виды отравлений и способы проникновения
ления
токсинов в организм человека. Причины пищеПрактическое занятие по разделу 4.
вых отравлений, симптоматика и первая неотложная помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая неотложная помощь.
Тема №18. Отравления алкоголем, никоти- Признаки и первая доврачебная помощь при
ном.
отравлениях алкоголем, никотином.
Теоретическое занятие по разделу 4.
Тема №19. Отравление угарным газом, Признаки и первая доврачебная помощь при
фосфорорганическими соединениями, ук- отравлениях угарным газом, фосфорорганичесусной кислотой.
скими соединениями, уксусной кислотой.
Теоретическое занятие по разделу 4.
Тема №20. Отравления медицинскими ле- Признаки и первая доврачебная помощь при
карствами, ртутью.
отравлениях медицинскими лекарствами, ртуТеоретическое занятие по разделу 4.
тью.
Тема №21. Первая доврачебная помощь Подготовка и защита проекта.
при отравлениях.
Практическое занятие по разделу 4.

Развивают практические навыки по оказанию
первой доврачебной помощи при пищевых
отравлениях, при отравлениях алкоголем, никотином, угарным газом медицинскими препаратами, отравлениях средствами бытовой
химии, пищевыми продуктами и грибами. Отрабатывают в парах приемы оказания первой
доврачебной помощи при отравлениях.

Раздел 5. Первая неотложная помощь при инфекционных заболеваниях
30

Тема №22. Инфекционные заболевания.
Теоретическое занятие по разделу 5.

Инфекционные болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами. Источники инфекций, классификация и пути передачи. Мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета.
Тема №23-26. Кишечные инфекции.
Сальмонеллез, дизентерия, ботулизм, брюшной
Теоретическое занятие по разделу 5.
тиф, холера, стафилококк, гепатит А, пищевые
токсикоинфекции. Путь передачи, источники
заболевания и симптоматика. Инкубационный
период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении больных в
период заболеваемости.
Тема №27-28. Инфекции дыхательных пу- Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа,
тей.
корь, краснуха - пути передачи и источники заТеоретическое занятие по разделу 5.
болевания. Симптомы, инкубационный период
и продолжительность заболевания. Влияние
возбудителя и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении
больных в период заболеваемости.
Тема №29. Кровяные инфекции.
Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, маТеоретическое занятие по разделу 5.
лярия, чума, столбняк - пути передачи и источники заболевания. Симптомы, инкубационный
период и продолжительность заболевания. Влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении больных в
период заболеваемости.
Тема №30. Контактно-бытовые инфекции. ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и
Теоретическое занятие по разделу 5.
источники заболевания. Симптомы, инкубационный период и продолжительность заболева-

31

Обучаемые проводят анализ возможных последствий неотложных состояний при различных инфекциях. Пути передачи и их заражения, а также меры профилактики. Прорабатывают алгоритм по оказанию своевременной
первой доврачебной помощи. Характеризуют
простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком.

ния. Влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении
больных в период заболеваемости.
Тема №31. Первая неотложная помощь Подготовка и защита проекта.
при инфекционных заболеваниях.
Практическое занятие по разделу 5.
Раздел 6. Первая неотложная помощь при внезапных заболеваниях сердечно-сосудистых заболеваний
Тема №32. Гипертонический криз.
Теоретическое занятие по разделу 6.
Тема №33. Инфаркт. Инсульт.
Практическое занятие по разделу 6.

Проявления гипертонического криза и неотлож- Проработка алгоритма первой помощи при
ная помощь.
неотложных состояниях. Обучаемые учатся
распознать первые признаки заболевания при
Алгоритм оказания первой доврачебной по- инсульте и инфаркте. Отрабатывают технику
мощи при инфаркте. Первые признаки инсульта вызова скорой медицинской помощи, других
и доврачебная помощь до приезда «скорой не- специальных служб, выполнения сердечнолёгочной реанимации. Оказывают психологиотложной помощи (03)».
ческую поддержку пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях.
Раздел 7. Итоговый контроль.

Тема №34. Итоговый контроль по курсу
Практическое занятие по разделу 7.

Зачёт в форме решения ситуационных задач с
использованием наглядных пособий и условных пострадавших и больных. Проведение занятия по первой помощи.

32

Решают ситуационные задачи в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим с различными повреждениями
(травмами, потерей сознания, отсутствием
признаков и жизни и с другими состояниями,
требующими оказания первой помощи). Проводят пробное занятие по первой помощи в
соответствии с установленной структурой.
Применяют педагогические технологии, повышающие эффективность обучения. Используют наглядное оборудование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6-ГО КЛАССА
Раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Роль современного оказания первой помощи
Тема №1. Роль современного оказания Первая помощь: роль своевременного оказания Изучают основы российского права, которые
первой помощи в России.
первой помощи; функционирование системы определяют оказание первой помощи. ОпреТеоретическое занятие по разделу 1.
первой помощи в России. Нормативно-правовое деляют структуру системы первой помощи, её
регулирование оказания первой помощи в Рос- компоненты. Анализируют перечень состоясийской Федерации: законодательство Россий- ний, требующих оказания первой помощи, и
ской Федерации в сфере первой помощи; права, перечень мероприятий по её оказанию с позиобязанности и ответственность при оказании ции преподавателя, проводящего обучение
первой помощи.
первой помощи. Определяют перечень необходимых для оказания первой помощи
средств и устройств.
Раздел 2. Первая неотложная помощь при травматических повреждениях
Тема №2. Травмы
Практическое занятие по разделу 2.
Тема №3-6. Первая доврачебная помощь
при ранениях.
Практическое занятие по разделу 2.

Повреждение/травма, ушиб, сдавление, вывих,
ссадина, рана. Признаки и первая помощь.
Повязка на палец, кисть, локтевой сустав.
Повязка на плечевой сустав, грудь.
Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка.
Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп
Тема №7-8. Первая доврачебная помощь Виды кровотечений, их признаки и характерипри кровотечениях.
стика. Способы остановки кровотечения. ПерПрактическое занятие по разделу 2.
вая доврачебная помощь при остановки носового кровотечения. Остановка кровотечения с
максимальным фиксированным сгибанием конечности. Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Этапы
наложение резинового жгута и ошибки при
наложении.
33

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой доврачебной помощи при: травмах; ранениях; ушибах/ссадинах; носовое
кровотечение. А также при оказании первой
помощи при кровотечении и переломах. Выполняют обзорный и подробный осмотр пострадавшего. Отрабатывают приёмы временной остановки наружного кровотечения,
накладывают повязки. Проводят иммобилизацию, фиксацию шейного отдела позвоночника. Придают оптимальное положение тела.

Тема №9. Переломы
Практическое занятие по разделу 2.

Открытые и закрытые переломы, их признаки,
первая доврачебная помощь. Основные принципы иммобилизации и транспортировки при
переломах.
Тема №10. Способы иммобилизации и Применение повязок и шин.
транспортировки при переломах.
Практическое занятие по разделу 2.
Тема №11. Травматический шок.
Понятие травматический шок. Степени шока и
Теоретическое занятие по разделу 2.
их признаки. Оказание первой доврачебной помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии.
Раздел 3. Первая неотложная помощь при термическом повреждении и несчастных случаях
Тема №12. Ожог
Практическое занятие по разделу 3.

Тема №13. Электротравма.
Теоретическое занятие по разделу 3.

Тема №14. Отморожение.
Практическое занятие по разделу 3.
Тема №15. Утопление.
Практическое занятие по разделу 3.

Степени ожогов и их виды. Первая доврачебная
помощь при ожогах. Запрещающие действия
при оказании доврачебной помощи пострадавшим. Химический ожог: кислотами, щелочами,
перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог.
Причины возникновения электротравмы. Варианты прохождения электрического тока по телу.
Первая доврачебная помощь при электротравме: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.
Признаки отморожения. Степени отморожения.
Порядок оказания первой доврачебной помощи
при отморожениях.
Виды утоплений и их причины. Первая доврачебная помощь при утоплении (отработка
навыка искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).
34

Отрабатывать новые навыки в парах при оказании доврачебной помощи при тепловом и
солнечном ударе, а также отморожении и
ожоге, и утоплении в походе: при травмах.
Определения сознания у пострадавшего, выполнение приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей и оценки
признаков жизни.

Тема №16. Первая неотложная помощь Ролевая игра: «Оказание первой доврачебной
при травматических повреждениях, тер- помощи пострадавшему от несчастного слумических поражениях и несчастных слу- чая».
чаях.
Практическое занятие по разделу 3.
Раздел 4. Первая неотложная помощь при отравлении
Тема №17. Отравления. Пищевые отрав- Виды отравлений и способы проникновения
ления
токсинов в организм человека. Причины пищеПрактическое занятие по разделу 4.
вых отравлений, симптоматика и первая неотложная помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая неотложная помощь.
Тема №18. Отравления алкоголем, никоти- Признаки и первая доврачебная помощь при
ном.
отравлениях алкоголем, никотином.
Теоретическое занятие по разделу 4.
Тема №19. Отравление угарным газом, Признаки и первая доврачебная помощь при
фосфорорганическими соединениями, ук- отравлениях угарным газом, фосфорорганичесусной кислотой.
скими соединениями, уксусной кислотой.
Теоретическое занятие по разделу 4.
Тема №20. Отравления медицинскими ле- Признаки и первая доврачебная помощь при
карствами, ртутью.
отравлениях медицинскими лекарствами, ртуТеоретическое занятие по разделу 4.
тью.
Тема №21. Первая доврачебная помощь Подготовка и защита проекта.
при отравлениях.
Практическое занятие по разделу 4.

Развивают практические навыки по оказанию
первой доврачебной помощи при пищевых
отравлениях, при отравлениях алкоголем, никотином, угарным газом медицинскими препаратами, отравлениях средствами бытовой
химии, пищевыми продуктами и грибами. Отрабатывают в парах приемы оказания первой
доврачебной помощи при отравлениях.

Раздел 5. Первая неотложная помощь при инфекционных заболеваниях
Тема №22. Инфекционные заболевания.
Теоретическое занятие по разделу 5.

Инфекционные болезни, вызванные вредонос- Обучаемые проводят анализ возможных поными микроорганизмами. Источники инфек- следствий неотложных состояний при различций, классификация и пути передачи. Меропри-

35

ятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета.
Тема №23-26. Кишечные инфекции.
Сальмонеллез, дизентерия, ботулизм, брюшной
Теоретическое занятие по разделу 5.
тиф, холера, стафилококк, гепатит А, пищевые
токсикоинфекции. Путь передачи, источники
заболевания и симптоматика. Инкубационный
период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении больных в
период заболеваемости.
Тема №27-28. Инфекции дыхательных пу- Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа,
тей.
корь, краснуха - пути передачи и источники заТеоретическое занятие по разделу 5.
болевания. Симптомы, инкубационный период
и продолжительность заболевания. Влияние
возбудителя и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении
больных в период заболеваемости.
Тема №29. Кровяные инфекции.
Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, маТеоретическое занятие по разделу 5.
лярия, чума, столбняк - пути передачи и источники заболевания. Симптомы, инкубационный
период и продолжительность заболевания. Влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении больных в
период заболеваемости.
Тема №30. Контактно-бытовые инфекции. ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и
Теоретическое занятие по разделу 5.
источники заболевания. Симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания. Влияние и последствия болезни на организм. Необходимые мероприятия в отношении
больных в период заболеваемости.
Тема №31. Первая неотложная помощь Подготовка и защита проекта.
при инфекционных заболеваниях.
36

ных инфекциях. Пути передачи и их заражения, а также меры профилактики. Прорабатывают алгоритм по оказанию своевременной
первой доврачебной помощи. Характеризуют
простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком.

Практическое занятие по разделу 5.
Раздел 6. Первая неотложная помощь при внезапных заболеваниях сердечно-сосудистых заболеваний
Тема №32. Гипертонический криз.
Теоретическое занятие по разделу 6.
Тема №33. Инфаркт. Инсульт.
Практическое занятие по разделу 6.

Проявления гипертонического криза и неотложная помощь.
Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при инфаркте. Первые признаки инсульта
и доврачебная помощь до приезда «скорой неотложной помощи (03)».

Проработка алгоритма первой помощи при
неотложных состояниях. Обучаемые учатся
распознать первые признаки заболевания при
инсульте и инфаркте. Отрабатывают технику
вызова скорой медицинской помощи, других
специальных служб, выполнения сердечнолёгочной реанимации. Оказывают психологическую поддержку пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях.

Раздел 7. Итоговый контроль.
Тема №34. Итоговый контроль по курсу
Практическое занятие по разделу 7.

Зачёт в форме решения ситуационных задач с
использованием наглядных пособий и условных пострадавших и больных. Проведение занятия по первой помощи.

37

Решают ситуационные задачи в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим с различными повреждениями
(травмами, потерей сознания, отсутствием
признаков и жизни и с другими состояниями,
требующими оказания первой помощи). Проводят пробное занятие по первой помощи в
соответствии с установленной структурой.
Применяют педагогические технологии, повышающие эффективность обучения. Используют наглядное оборудование.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ
Наименования учебных материалов
Оборудование
Тренажёр для отработки навыков остановки наружных
кровотечений (наложение жгута, прямое давление на
рану, наложение давящей повязки)
Тренажёр-манекен взрослого пострадавшего для отработки приёмов сердечно-лёгочной реанимации
Набор имитаторов травм и повреждений
Тонометр

Единица
измерения

Количество

Комплект

1

Комплект

1

Комплект
Шт.

1
2

Комплект

10

Комплект

1

Шт.

10
На каждого
обучающегося

Расходные материалы
Аптечка для оказания первой помощи пострадавшим в
ДТП (автомобильная).
Табельные средства для оказания первой помощи:
(устройства для проведения искусственного дыхания
различных моделей, кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства)
Перевязочный материал
Перчатки медицинские

Шт.
Учебно-наглядные пособия

Учебные пособия по первой помощи
Комплект
Наглядные пособия (слайды или плакаты): способы
остановки кровотечения, сердечно-лёгочная реанимаКомплект
ция, оптимальные положения и т. п.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Шт.
Экран
Шт.
Персональный компьютер (ноутбук)
Шт.

1
1

1
1
1

Список рекомендуемой литературы
Основы безопасности жизнедеятельности 5-7 классы: учебник/ Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В. [и др.]; - Москва: Просвещение, 2023.
Неотложная помощь. Книга, которая спасает жизни. Медицинская литература/ Вялов С. С. – Москва: АСТ, 2022.
Учебно-методический комплекс по первой помощи
https://allfirstaid.ru/node/875
https://mednet.ru/pervaya-pomoshh

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».