ВД Основы медицинских знаний 7-8 классы

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании Закона « ОБ образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, основной образовательной программы школы.
Необходимость данного курса объясняется введением профильной подготовки в
общеобразовательных учреждениях с целью создания базы для ориентации учащихся в
мире профессий, знакомства их с видами профессиональной деятельности, поддержания
мотиваций учащихся в выборе профессий.
Данный курс является ориентационным и дает учащимся основы медицинских знаний
и навыки, которые позволят им сохранить свое здоровье и оказать помощь
пострадавшему.
Одна из главных целей курса – формирование у подростков мировоззрения добра,
милосердия и терпимости к ближнему, предостережение их от опасности алкоголизма и
наркомании.
Система подачи информации рассчитана на особенности восприятия современного
человека и состоит из шести основополагающих блоков:
1.
Необходимые медицинские знания и термины для понимания угрожающих жизни
состояний.
2.
Сострадание и человеколюбие.
3.
Реанимация и тактика оказания помощи.
4.
Навыки и манипуляции.
5.
Предупреждение ошибок.
6.
Практическое использование полученных знаний в конкретных ситуациях.
Учащийся, освоивший данный курс, должен быть готов к правильным действиям в
любой экстремальной ситуации.
В основе структуры курса лежат практические и семинарские занятия, направленные на
овладение знаниями и навыками необходимыми для оказания первой помощи в
чрезвычайных ситуациях. Заключительным этапом курса является зачетное занятие, на
котором учащиеся проходят тестирование и демонстрируют полученные навыки.
Цели курса.
1.
Познакомить учащихся с историей хирургии и значением знаний десмургии.
2.
Показать значение медицинских знаний в чрезвычайных ситуациях.
3.
Привить навыки оказания первой помощи при различных видах повреждений.
4.
Познакомить с медицинской терминологией.
5.
Познакомить с алгоритмами действий спасателя во время оказания первой помощи
пострадавшему.
Планируемые образовательные результаты:
При освоении данной программы обучающиеся достигают
следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения в обществе; эстетического отношения к
живым объектам.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
основных правил поведения в природе ; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением
постановки гипотезы исследования, выбора методов и способов для её реализации,
навыками проведения экспериментов, умениями делать обобщения и выводы;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
предметными результатами освоения элективного курса по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• знать особенности строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности
человека;
• приводить аргументированные доказательства взаимосвязи человека с состоянием
окружающей среды;
• объяснять роль биологии в практической деятельности людей;
• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
• выявлять приспособления к среде обитания; проводить уход за состоянием здоровья;
• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоить приемы оказания первой помощи пострадавшим .
По окончании курса учащиеся должны
знать:
основные медицинские понятия;
место хирургии в медицине;
виды раневой инфекции;
виды кровотечений и способы их остановки, особенности остановки кровотечений
у детей;
причины появления травматического шока;
виды повреждений организма и их классификацию;
правила наложения и виды мягких повязок;
признаки клинической смерти;
правила поведения при обнаружении попытки суицида;
меры помощи при эпилепсии, снохождении, обмороке, гипертонии;
признаки и правила оказания первой помощи при диабете и гипертоническом
кризе;
причины возникновения и этапы оказания помощи при аллергии, аллергическом
шоке;
этапы оказания помощи во время родов;
уметь:
пользоваться основными антисептическими средствами;
останавливать кровотечения, накладывать повязку, шину, жгут;
распознавать открытые и закрытые повреждения;

оказывать первой помощь при различных видах повреждений организма человека;
оказывать помощь при реанимации пострадавшего.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и
итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений
учащихся. Формы оценки: тестирование, устный и письменный опрос, собеседование.
-

Содержание учебного предмета
Введение.
Значение основ медицинских знаний в чрезвычайных ситуациях. История развития
хирургии Травматология как отрасль хирургии. Вклад Н.И.Пирогова в науку. Этапы
оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. Работа отряда
первой медицинской помощи.
Виды раневой инфекции (неспецифическая, специфическая, острая и хроническая).
Опасность инфицирования ран. Пути проникновения инфекции в рану (экзогенный и
эндогенный).
Антисептика, ее виды (механическая, физическая, химическая и биологическая).
Способы применения антисептических средств (наружно, энтерально, парентерально,
ингаляционно). Виды антисептических веществ (химические, биологические и
фитонциды). Антисептики домашней аптечки. Понятие об асептике, сепсисе, столбняке.
История обезболивания в хирургии. Общие сведения о десмургии. Виды мягких
повязок.
Практическая работа №1.
(повязки: на культю, спиральная, восьмиобразная, на затылок,
черепашья, ползучая на предплечье).
Виды ран (резаные, колотые, рубленые, рваные, ушибленные, размозженные,
укушенные, отравленные, огнестрельные). Профилактика инфицирования ран.
Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное; наружное, внутреннее).
Способы временной остановки кровотечения. Окончательная остановка кровотечения.
Способы остановки кровотечения (механические, физические, с использованием
химических или биологических средств). Особенности остановки кровотечения у детей.
Практическая работа №2
История развития переливания крови. Учение о группах крови (К.А.Ландштейнер и
Я.Янский). Совместимость групп крови. Понятие о резус-факторе. Действие перелитой
крови на организм.
Понятие о травматическом шоке, его классификация (травматический, ожоговый,
операционный, гемотрансфузионный, анафилактический, цитратный). Тяжесть шокового
состояния. Противошоковые мероприятия при оказании первой помощи пострадавшему.
Понятия о закрытых повреждениях и их классификация (повреждение мягких тканей
тела (ушиб, растяжение, сотрясение, сдавление), вывихи (врожденные, приобретенные,
травматические, патологические)). Асфиксия и ее признаки.
Понятия о переломах и их классификация (врожденные, приобретенные,
патологические). Причины возникновения переломов. Распознавание переломов. Первая
медицинская помощь при открытых и закрытых переломах. Правила наложения шинных
повязок.
Практическая работа №3
Общие сведения об ожогах. Классификация ожогов (термические, световые,
электрические, химические, лучевые). Степени термических ожогов. Понятие об
ожоговой болезни и ожоговом шоке. Признаки ожогов дыхательных путей. Первая
помощь пострадавшему при ожоге.
Обморожения. Причины Понятие об озноблении и замерзании. Первая возникновения.
Степени обморожения. помощь при обморожении, озноблении и замерзании.

Электротравмы. Виды повреждений при электротравме. Прямое и непрямое действие
электрического тока. Причины смерти при электротравме. Первая помощь при
электротравмах, меры безопасности, типичные ошибки.
Утопление. Виды утопления. Признаки отека легких. Экстренная помощь при
утоплении.
Закрытые травмы головы (сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга). Оказание
первой помощи пострадавшему при повреждениях головы, шеи, позвоночника. Правила
транспортировки пострадавшего.
Повреждения грудной клетки и органов грудной полости. Понятие о пневмотораксе и
гемотораксе. Первая помощь при повреждении органов грудной клетки, живота, таза.
Правила транспортировки пострадавшего с переломом таза.
Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой
помощи. Оказание помощи при асфиксии и коме. Приемы удаления инородного тела из
дыхательных путей.
Понятие о внезапной остановке сердца и клинической смерти. Признаки клинической
смерти. Этапы реанимации. Прекардиальный удар. Непрямой массаж сердца и
искусственная вентиляция легких. Биологическая смерть, ее признаки.
Что такое суицид и психическая травма. Первая помощь при повешении. Правила
поведения при обнаружении попытки самоубийства.
Понятие о психотерапевтической помощи и врачебной тайне (беседа с врачом,
психологом).
Понятие об эпилепсии. Признаки эпилептического припадка. Оказание помощи во
время приступа. Понятие о снохождении (лунатизме).
Что такое обморок и коллапс. Причины обмороков. Действия очевидцев по оказанию
первой помощи при обмороке.
Понятие о синдроме длительного сдавливания. Помощь пострадавшим при извлечении
из-под обломков завалов.
Что такое аллергия? Развитие аллергического шока. Первая помощь в случае
аллергической реакции.
Диабетическая кома, ее причины. Гипертонический криз. Первая помощь больному во
время приступа.
Как избавиться от головной боли во время приступа мигрени?
Как оказать помощь в родах? Алгоритм действий при родовспоможении.
Зачетное занятие: «Решение ситуационных задач, правила оказания первой помощи
пострадавшему»
Место предмета в учебном плане
На данный элективный курс отводится 34 часа ( 1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса
коллективная (беседа, объяснение, анкетирование, демонстрация видеоматериалов и т.д.);
индивидуальная (защита рефератов, подготовка презентаций).
Формы организации контроля
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы
оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование,
собеседование.
В практической деятельности результативность оценки оказания первой помощи.

№
п/п
1
2

3
4

№
п/п
1
2

3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
Наименование
Количество часов
раздела
Теория
Практика
Оказание первой
11
4
доврачебной помощи.
Первая помощь при
8
2
острых заболеваниях и
отравлениях.
Способы сохранения
7
0
здоровья.
История
2
Итого
28
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
Наименование
Количество часов
раздела
Теория
Практика
Оказание первой
11
4
доврачебной помощи.
Первая помощь при
8
2
острых заболеваниях и
отравлениях.
Способы сохранения
7
0
здоровья.
История
2
Итого
28
6

Всего часов
15
10

7
2
34

Всего часов
15
10

7
2
34

Поурочное планирование 7 класс
№
п\п

Кол-во
часов

Формы
внеурочной
деятельности

Значение первой медицинской помощи.

1

Теория

2

Содержание аптечки

1

3

Понятие о травматизме и
травматическом шоке.
Виды травм.

1

Практика
Теория

Виды ран: резанные, колотые,
ушибленные, рваные, укушенные.
Виды и типы повязок.

1

1
1

Практика

1

Практика

1

Практика

11

Практическое занятие «Косыночные
повязки на различные части тела»
Практическое занятие «Плащевидные
повязки»
Практическое занятие «Бинтовые
повязки: циркулярная, спиральная,
черепашья, сходящая, расходящаяся»
Практическое занятие «Повязки на
верхнюю конечность, на кисть, локтевой
сустав, плечо, плечевой сустав»
Опорно-двигательная система.

Теория
Практика

1

12

Первая помощь при переломах костей

1

13

Понятие об ожогах.

1

14

Отморожения.

1

15

Укусы насекомых, змей, клещей,
животных
Цели и задачи лекарственной терапии

1

Теория
Теория
Теория
Теория
Теория

1

Теория

Практическое занятие «Наблюдение за
дыханием, измерение температуры тела»
Практическое занятие «Измерение
пульса и артериального давления»
Понятие об аллергии.

1

Практика

1

Практика

1

Неотложная помощь при обмороке,
стенокардии, гипертоническом кризе,
инфаркте миокарда

1

Теория
Теория

1

Раздел

Оказание первой
доврачебной
помощи при
несчастных
случаях

4
5
6
7
8
9

10

16

17
18
19
20

Первая помощь
при острых
заболеваниях и
отравлениях

Тема

1

1

Теория
Теория

Неотложная помощь при обмороке,
стенокардии, гипертоническом кризе,
инфаркте миокарда
Краткий анатомо-физиологический обзор
органов пищеварения.
Классификация острых отравлений

1

Теория

1

Теория

1

Съедобные и ядовитые грибы, способы
распознавания
Правила поведения на природе, способы
выживания
Понятие о лечебном питании

1

Теория
Теория

1

Теория

1

Теория

27

Лекарственные травы

1

28

Изучение видов ядовитых растений

1

29

Лекарственные растения на
приусадебных участках.
Здоровье и факторы, формирующие его.

1

Теория
Теория
Теория

Врожденные и приобретенные
заболевания.
"Болезни цивилизации"

1

История возникновения медицины

1

Подведение итогов

1

21

22
23
24
25
26

Способы
сохранения
здоровья

30
31
32
33
34

История

1

1

Теория
Теория
Теория
Теория
Теория

Поурочное планирование 8 класс
№

Тема

Часы

Формы
внеурочной
деятельности

1.
2.
3.
4.
5-6

Значение основ медицинских знаний в чрезвычайной ситуации
Виды раневой инфекции
История обезболивания в хирургии.
Десмургия.
П/р 1. « Наложения мягких повязок».

1
1
1
1
2

Теория
Теория
Теория
Теория
Практика

7-8
9-10

Виды ран и профилактика.
Виды кровотечений. Способы временной остановки
кровотечения

2
2

Теория
Теория

1112
13.
1415
1617
18.

П/р 2. «Способы остановки кровотечений»

2

Практика

История развития переливания крови.
Группы крови

1
2

Теория
Теория

2

Теория

1

Теория

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Противошоковые мероприятия при оказании первой помощи
пострадавшему
Понятия о закрытых повреждениях и их классификация
П/р 3. « Оказания первой помощи при переломах конечностей»
Обморожения
Электро-травмы
Утопление
Закрытые травмы головы
Повреждения грудной клетки и органов грудной полости
Понятие о внезапной остановке сердца и клинической смерти.
Что такое суицид и психическая травма.
Понятие об эпилепсии. Признаки эпилептического припадка
Что такое обморок и коллапс. Причины обмороков
Понятие о синдроме длительного сдавливания

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Теория
Практика
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория

31.

Развитие аллергического шока

1

Теория

32.

Диабетическая кома, ее причины. Гипертонический криз

1

Теория

1

Теория

33.
34.

Понятие о травматическом шоке, его классификация

Как избавиться от головной боли во время приступа мигрени
Зачет

Материально - техническое, учебно -методическое, информационное
обеспечение учебного процесса
Литература
Для учителя:
1987.

1. И.Я.Ганашвич, А.М.Поминов. Хирургия. Минск. Вышейшая школа.
2. Т.С.Сорокина. Атлас истории медицины. Москва. Издательство РУДН.

1993.
3. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова. Основы медицинских знаний. АСТ Астрель,
М., 2004.
Для учащихся: 1. Н.Н.Плавильщиков. Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. 1975.
2. Б.А.Сергеев. Занимательная физиология. Москва. Молодая гвардия. 1977
3. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие
для 9-11 классов средней школы. Факультативный курс. Москва. Просвещение. 1989.
4. Основы медицинских знаний. Под ред. Тонковой-Ямпольской Р.В.
Москва. Просвещение. 1981.
5. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова. Атлас добровольного спасателя. Первая
медицинская помощь на месте происшествия. АСТ Астрель, М., 2004.
Перечень материальных ресурсов:
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться во время
проведения элективного курса, относятся компьютер,
цифровой микроскоп,
интерактивная доска
Диски и учебные фильмы
Электронный атлас для школьника АНАТОМИЯ 8-9 класс
1. Репетитор БИОЛОГИЯ
2. Серия : учебные фильмы по биологии « Биология человека»(DVD)
3. Учебные фильмы по анатомии «Физиология человека»
4. Диски: « Строение тела человека»
5. «Человек 8-9 класс»
6. « Биология -8 кл.»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».