ВД Основы медицинских знаний 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Основы медицинских знаний» для обучающихся 8 класса составлена на основе Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от 06.10.2009 г. № 373, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.
№ 1897, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее — Программа) является компонентом
основной образовательной программы школы соответствующего уровня образования (далее ООП).
Программа "Основы медицинских знаний" предназначена для обучающихся 8 класса (1 ч. в
неделю, 34 ч. в год). Программа направлена на укрепление здоровья у подрастающего поколения,
формирует у детей здоровый образ жизни, побуждает к мотивации сохранять и укреплять свое здоровье.
Актуальность и востребованность программы связана с тем, что здоровье человека и населения в
целом является одним из основных факторов устойчивого развития общества. Прежде, чем была
разработана данная программа, автором были проанализированы программы по медицине. Поэтому
пришлось существенно переработать программы, взять из них самое основное, и учесть возраст
школьников.
Медицина – наука о методах лечения человека, сохранения его здоровья. Профессияврача, одна из
престижнейших на сегодняшний день профессий. Ознакомление обучающихсясо специальностями
врача, медсестры, санитара, а также медицинскими и физиологическими достижениями даст им
возможность осознанно подойти к выбору будущей профессии и поможет при вступлении в ВУЗ.
Программа «Основы медицинских знаний» предусматривает ознакомление с основными направлениями деятельности ученых – медиков И.М. Сеченова, Н.ИПирогова, И.П. Павлова, изучение их
достижений; изучение основных заболеваний, их профилактики и лечения.
Характеристика возрастных особенностей школьников.
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития
связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Цель программы «Основы медицинских знаний»
 Создание условий для формирования ключевых, предметных компетенций,
обеспечивающих системное мышление, самостоятельность и инициативность личности;

 Способствовать приобретению обучающимися навыков оказания медицинской помощи
и стандартного базисного ухода за пострадавшими и больными людьми;
 Ознакомление обучающихся с основами медицинских знаний, ее теоретическими иприкладными заданиями;
 Формирование понятия необходимости сохранения и укрепления здоровья;
 Воспитание правильных взглядов на зависимость здоровья человека от экологических
факторов;
 Развитие способности к учебной и исследовательской деятельности.
Задачи программы «Основы медицинских знаний»:
Обучающие:
 Способствовать формированию научного мировоззрения, углублению знаний по
биологии человека, медицине;
 Способствовать мотивации здорового образа жизни;

Способствовать развитию системного мышления современного человека: достижения
высокого уровня коммуникативной и информационной культуры;

Способствовать формированию интеллектуальных и деловых умений личности:изучать, думать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться;

Способствовать
созданию
условий
для
формирования
потребности
в
исследовательской деятельности.
Развивающие:
 Формирование социальных, познавательных, информационно-коммуникативных,
рефлексивных ключевых компетенций обучающихся;
 Развитие качеств личности необходимых для ведения здорового образа жизни;

Создание условий для развития пространственного мышления;

Формирование умений применять полученные знания в практических ситуациях,развитие внимания, памяти;

Формирование познавательной и социально - трудовой активности, ответственности.
Воспитательные:

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью;

Формирование интереса к науке, познавательного интереса, сообразительности,трудолюбия;
 Воспитание бережного отношения к окружающей среде, любви к природе;
 Воспитание гуманного и милосердного отношения к больным и инвалидам.
Условия реализации программы
При реализации программы используются новые технологии обучения: сотрудничества, проектного
обучения, коммуникативно-диалоговые, направленные на повышение активности обучающихся.
Активность в обучении позволяет обучающимся быстрее и успешнее осваивать социальный опыт,
развивает коммуникативные способности. Для этого используются следующие методы:
 Методы проблемного диалога – дискуссии, дебаты, обсуждения;
 Практические методы – лабораторные работы, практикумы, эксперименты, исследования.
Для успешной реализации программы необходимы:
 учебно-тематические пособия;
 материально-техническое обеспечение;
 дидактические материалы к занятиям;
 практические занятия.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
 усвоение правил оказания первой помощи в повседневной жизни, в неотложных
ситуациях пострадавшим;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Метапредметные:
Регулятивные:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в опасных и неотложных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии сизменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
оказания первой помощи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации инфекционных заболеваний), устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

освоение приёмов действий при оказании первой помощи в опасных и
неотложных ситуациях пострадавшим.
Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решениеи
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно
- коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при оказании первой помощи в ситуациях различного

характера.
Предметные:
Обучающийся научится:

определять состояния оказания неотложной помощи;

использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

классифицировать средства оказания первой помощи;

оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

оказывать первую помощь при ушибах;

оказывать первую помощь при растяжениях;

оказывать первую помощь при вывихах;

оказывать первую помощь при переломах;

оказывать первую помощь при ожогах;

оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

оказывать первую помощь при отравлениях;

оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
Обучающийся получит возможность научиться:







классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

Методы, средства, формы достижения цели:
Применяемые педагогические технологии:
 по философской основе: природосообразные;
 по основному методологическому подходу: личностно-ориентированные;
 по научной концепции передачи и освоения опыта: развивающего обучения ивоспитания;
 по характеру содержания и структуры: биологические, экологические;
 по виду социально-педагогической деятельности - развивающие;
 по преобладающим методам и способам обучения: проблемные, поисковые,
исследовательские;
 по преобладанию средств обучения: наглядные (аудиовизуальные) и практические;
 по характеру содержания: экологические, биологические, профессионально –
ориентированные.
В результате освоения программы развиваются компетентности:
 ключевые компетентности: самообучение, саморазвитие, работа в команде;
 по видам деятельности: профессиональные;
 в отраслях общественного знания (науки): экология, биология, медицина;
 в области способностей: практические.

Ожидаемые результаты обучения:

Обучающиеся
овладевают
основными
медицинскими терминами и понятиями;

Изучают анатомо-физиологические особенности
организмачеловека;

Овладевают принципами оказания первой
доврачебной помощи;

Знакомятся с проблемами экологии в медицине;

Овладевают практическими навыками: уход за
больными, пострадавшими; проведение антропометрии, измерение артериального давления, температуры тела, оказание первой доврачебной помощи при травмах, ранениях,кровотечениях;

Изучают особенности ухода за больными с заболеваниями: органов дыхания, органов пищеварения, почек, сердечно – сосудистой системы.

Содержание программы – 10 класс (34 часа)
№ п/п

Тема

Кол.
Час.

1.

Вводное занятие

2.

История медицины. 1
Организация
и
экологические проблемы
охраны
здоровья в России.

3.

Организм, как
целостная система

1

1

Содержание

Наглядные
пособия

Презентация:
Теория
Беседа о профессии врача, медсестры Про- «Моя профес
ведение
инструктажа по технике медик»
безопасности, знакомство с планом работы
объединения.
Теория
История
развития
медицины
и
сестринского дела в России.
Организация и проблемы охраны здоровья
в России.

Презентация:
«История раз
медицины в Р
сии»

Теория
Понятие о норме и патологии.
Организм – самостоятельно существующая
единица органического мира.

Презентация
слайдов
«Нормальные
патологическ
клетки крови»
Микроскоп

Практика
Рассматривание под микроскопом мазков

4.

Ткани организма.

1

5. Опорно –
1
двигательный аппарат

Теория
Характеристика и классификация групп
тканей. Роль нервной системы в осуществлении взаимосвязи органов и тканей целого организма
Практика
Рассматривание
и
зарисовка
гистологических препаратов.

Рассматриван
гистологичес
препаратов.

Теория
Скелет человека, его функции: опора,
защита, движение.
Мышцы,
их
физиологическая
характеристика.
Практика
Изучение скелетной системы человека

Презентация:
«Строение ск
человека»

Микроскоп.

Муляж ОДС

Оказание доврачеб- 2
ной помощи при переломах костей,вывихах, растяженияхсухожилий

Теория
Общее понятие о травме.
Ссадины, ушибы, переломы,
растяжения.
Практика
Ознакомление с аптечкой.
Накладывание повязок.

7.

Анатомия и физиология органовкровообращения.

2

Теория
Два круга кровообращения. Строение
сердца и сосудов. Тренированное сердце –
основа человеческого здоровья.
Практика
Измерение пульса. Определение кровяного
давления у человека.

8.

Кровь и ее состав

1

Презентация
Теория
Функции крови. Форменные элементы «Кровь, ее
функции»
крови. Группы крови. Иммунитет.
Практика
Виртуальная экскурсия на станцию переливания крови, лабораторию по забору
крови.

9.

Оказание первой
помощи при
кровотечениях

2

Теория
Артериальное, венозное и капиллярное
кровотечения. Внутреннее кровотечение.
Способы остановки кровотечений.

6.

Презентация:
«Виды травм
Вывихи, человека»

Бинты, марля
шины, подруч
материал

Муляж, плака
сердца и сосу
Фонендоскоп
тонометр для
мерения
кровяного
давления.
.

Презентация
«Виды крово
чений и перв
помощь»Шин
давящая повязка, жгут, п
Практика
Приемы оказания первой помощи при ревязочный м
териал.
кровотечениях

7

10.

Анатомия и физиология органовдыхания

11. Искусственное
дыхание

2

1

Теория
Строение органов дыхания. Воздухоносные
пути. Газообмен в легких и тканях. Простуда и насморк. Профилактика гриппа.
Практика
Первая помощь при попадании инородных
тел в дыхательные пути.
Практика
Овладение
дыхания

приемами

Презентация
«Органы дых
и заболевани

Беседа с врач
приемах перв
помощи

Беседа с врач
искусственного приемах перв
помощи

Теория
Презентация
Значение пищеварения. Строение органов «Пищеварите
пищеварения
система»
Практика
Ознакомление с режимом питания.

12.

Анатомия и физиология органовпищеварения

13.

Пищевые отравления. 1
Оказание доврачебной помощипри
отравлениях.

Теория
Первые признаки пищевого отравления.
Правила хранения продуктов.
Практика
Первая помощь при отравлении.

Презентация
«Первая помо
при отравлен

14.

Составление пищевого рациона.
Диета по группе
крови.

1

Теория
Диета – мифы и реальность.
Практика
Составление пищевого рациона.

Презентация
«Диета»

15.

Обмен веществ.
Витамины.

2

Теория
Ассимиляция и диссимиляция.
Обмен углеводов и жиров, воды и солей.
Витамины. Гипер - гиповитаминоз.
Практика
Составление пищевого рациона. Решение
задач

Таблица химического со
става и калорийностипищевых продуктов.

16.

Органы выделения.

1

Теория
Строение почек и их функция.
Выделительная функция кожи.

Презентация
«Строение ко
Закаливание»

17.

Кожа человека, ее
строение и функции.
Гигиена кожи.

1

Теория
Строение кожи, ее функции.
Практика
Закаливание организма. Солнце, воздух и
вода.

Микроскоп,
микропрепар
таблицы

1

8

18.

19.

Выделение продуктов 2
распада через органы
дыхания, борьба с загрязнением воздуха.
Вред курения для
организма человека.
Строение и работа 1
почек.
Функции
почек,
удаление
продуктов распада.

Практика
Дыхательная гимнастика

Презентация
«Вредные пр
вычки челове
их влияние на
ганизм»

Теория
Презентация
«Строение ор
Микроскопическое строение почек.
выделения»
Процесс мочеобразования.
Практика
Просмотр видеоролика о заболеваниях
почек и их профилактике

и1

Теория
Гормоны щитовидной железы. Гиперфунк- Презентация
ция и гипофункция щитовиднойжелезы.
Диабет
–
заболевание «Эндокринол
поджелудочной железы.
Практика
Просмотр фильма об
эндокринных
заболеваниях.

Анатомия
и1
физиология нервной
системы.
Учение И.М.Павлова
и И.П. Сеченова.
Инстинкты, условные
и безусловные рефлексы.

Презентация
Теория
Кора больших полушарий головного мозга. «Особенност
Типы высшей нервной деятельности. Сон, человека»
гипноз, сновидения.

22.

Анатомия
и1
физиология анализаторов. Зрение,слух,
обоняние.

Теория
Презентация
Строение глаза. Гигиена зрения. Строение «Анализатор
уха. Обонятельная, Вкусовая, болевая,
температурная рецепция.
Муляж глаза
Практика
Строение глаза.

23.

Боль
–
защитная 1
реакция
организма.
Методы обезболивания
всовременной
медицине.

Теория
Термометр дл
Боль – как сигнал об опасности. Болевое мерения темп
восприятие. Обезболивание и наркоз.
туры воды,ле
Практика
Обнаружение болевых точек кожи руки.

24.

Лекарственные
1
растения.
Рецепты
травников

Теория
Гербарий
Народная медицина, ее связь с научной.
лекарственны
Календарь сбора лекарственных растений. растений.
Практика
Работа с
гербарием лекарственных
растений.

0.

21.

2 Анатомия
физиология
эндокринной
системы.

Теория
Механизм вдоха и выдоха. Типы дыхания.

Практика
Просмотр видеоролика о ВНД человека

9

Инъекции. Методика 2
инъекций,
работа
манипуляционного кабинета.

25.

26. Нетрадиционная
медицина. Виды

2

Теория
Виды
инъекций:
внутримышечная,
внутривенная, подкожная, внутрикожная.
Практика
Определение
места
введения
лекарственного средства, угла постановки с
использованием муляжа.

Презентациябеседа по тем

Теория
Особенности нетрадиционной медицины.
Исторические сведения и значение для современного изучения.

Презентация
«Нетрадицио
медицина и е
значение»
Упражнения

Губки, шприц
различных об
емов.
Упражнения

Практика
Видеофильм
Всего

34Ч

Тематическое планирование (10 класс)
№ п/п Тема занятия

Всего часов

Те
1

Вводное занятие. «Моя профессия - медик»

1

2
3

История развития медицины в России
Организм, как целостная система

1
1

4
5

Ткани организма
ОДС. Строение скелета человека

1
1

6
7

Оказание доврачебной помощи
Ознакомление с аптечкой. Накладывание повязок.

1
1

8
9

Анатомия и физиология органов кровообращения
Измерение пульса. Определение кровяного давления

1
1

10
11

Кровь и ее состав. Группы крови. Иммунитет
Виды кровотечений

1
1

12

Приемы
оказания
первой
помощи
кровотечениях
Анатомия и физиология органов дыхания

13

10

при

1
1

Первая помощь при попадании инородных тел в
дыхательные пути.
Искусственное дыхание

1

1
1

18

Анатомия и физиология органов пищеварения
Пищевые отравления. Оказание доврачебной
помощи при отравлениях.
Составление пищевого рациона.

19

Обмен веществ. Витамины

1

20
21

Составление пищевого рациона. Решение задач
Органы выделения. Строение кожи.

1
1

22

1

24
25

Кожа человека, ее строение и функции. Гигиена
кожи.
Вредные привычки человека и их влияние на
организм
Дыхательная гимнастика
Строение и работа почек.

26
27

Анатомия и физиология эндокринной системы.
Анатомия и физиология нервной системы.

1
1

28
29

Анатомия и физиология анализаторов
Методы обезболивания в современной медицине

1
1

30
31

Лекарственные растения. Рецепты травников
Инъекции. Методика инъекций

1
1

32
33

Инъекции, практические упражнения
Нетрадиционная медицина. Видеофильм

1
1

34

Подведение итогов

1

14
15
16
17

23

1.
2.
3.
4.

1

1

0.5

1
1
1

Учебно-методическое обеспечение
Рохлов В.. Школьный практикум. Биология. Человек. М., 2000 г.
Тайны человеческого тела. Энциклопедия курьезов и необычных фактов. – М:
«Терра», 1998г.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. –М: «Просвещение», 1989 г.
Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М., «Просвещение»,
2004г.
11

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека - для 9 класса школ с
углубленным изучение биологии - М:«Просвещение», 1999 г.
6. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе – М:«Просвещение», 1990 г.
7. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии,
физиологии и гигиене. - М., «Просвещение», 1983 г.
8.Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах - М., «Просвещение», 1996 г.
9. Федюкович Н.И., Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. М.,2003.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».