Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность: шаг за шагом к знаниям» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.). Программа «Функциональная грамотность: шаг за шагом к знаниям» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность: шаг за шагом к знаниям» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: шаг за шагом к знаниям» рассчитана на 33 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1 года (1 класс): 1 класс – 33 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения 2 Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части; составление картинного плана; ответы по содержанию прочитанных произведений; эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10; составление числовых выражений и нахождение их значений; состав чисел первого и второго десятка; задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания; Финансовая грамотность: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: 3 Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; - овладевать логическими действиями сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; 4 - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Содержание программы – 1 класс (33 часа) 5 № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 2. 3. 4. 5. 6. Итого Математическая грамотность Итого Креативное мышление Итого Финансовая грамотность Итого Естественнонаучная грамотность Итого Глобальная компетентность Итого Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» 2 33 Тематическое планирование (1 класс) 6 № п/п Тема занятия 1. Всего часов В том числе Теория Практика Читательская грамотность В. Бианки. Лис и 1 0,5 мышонок. 0,5 2. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 0,5 0,5 3. В. Сутеев. Живые грибы. 1 0,5 0,5 4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 0,5 0,5 5. М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 0,5 0,5 7 Формы внеурочной деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_1_po_proi zvedeniju_v_bian ki_lis_i_myshono k/414-1-0-83950 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_2_po_russ koj_narodnoj_ska zke_moroz_i_zaj ac/414-1-0-83964 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_2_po_proi zvedeniju_v_sute eva_zhivye_griby /414-1-0-83979 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_4_po_proi zvedeniju_g_cyfe rova_petushok_i_ solnyshko/414-10-83996 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_5_po_proi zvedeniju_m_plja ckovskogo_urok_ druzhby/414-1-084006 6. Грузинская народная сказка «Лев и заяц» 1 0,5 0,5 7. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 1 0,5 0,5 8. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 0,5 0,5 9. Математическая грамотность Про курочку рябу, 1 0,5 золотые и простые яйца. 10. Про козу, козлят и капусту. 1 0,5 0,5 0,5 8 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_6_po_gruz inskoj_narodnoj_ skazke_lev_i_zaj ac/414-1-0-84022 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_7_po_russ koj_narodnoj_ska zke_kak_lisa_uch ilas_letat/414-10-84062 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_chitatelskaj a_gramotnost_za njatie_8_po_proi zvedeniju_e_per mjaka_chetyre_b rata/414-1-084102 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/funkcionalnaj a_gramotnost_ma tematika_zanjatie _9_po_teme_pro _kurochku_rjabu _zolotye_i_prost ye_jajca/414-1-082770 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/funkcionalnaj a_gramotnost_ma tematika_zanjatie _10_po_teme_pr o_kozu_kozljat_i _kapustu/414-10-82777 11. Про петушка и жерновцы. 1 0,5 0,5 12. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 1 0,5 0,5 13. Про наливные яблочки. 1 0,5 0,5 14. Про Машу и трех медведей. 1 0,5 0,5 15. Про старика, старуху, волка и лисичку. 1 0,5 0,5 16. Про медведя, лису и мишкин мед. 1 0,5 0,5 9 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/funkcionalnaj a_gramotnost_ma tematika_zanjatie _11_po_teme_pr o_petushka_i_zh ernovcy/414-1-082812 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_matematik a_zanjatie_12_po _teme_kak_petus hok_i_kurochki_ delili_bobovye_z ernyshki/414-10-82890 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_matematik a_zanjatie_13_po _teme_pro_naliv nye_jablochki/41 4-1-0-82901 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_matematik a_zanjatie_14_po _teme_pro_mash u_i_trekh_medve dej/414-1-082934 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_matematik a_zanjatie_15_po _teme_pro_starik a_starukhu_volka _i_lisichku/4141-0-82953 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_matematik a_zanjatie_16_po _teme_pro_medv edja_lisu_i_mish kin_med/414-10-82971 Финансовая грамотность 17. За покупками. 1 0,5 0,5 18. Находчивый колобок. 1 0,5 0,5 19. День рождения мухи-цокотухи. 1 0,5 0,5 20. Буратино и карманные деньги. 1 0,5 0,5 21. Кот Василий продает молоко. 1 0,5 0,5 22. Лесной банк. 1 0,5 0,5 10 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za njatie_17_za_pok upkami/414-1-084114 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za njatie_18_nakhod chivyj_kolobok/4 14-1-0-84123 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za njatie_19_den_ro zhdenija_mukhi_ cokotukhi/414-10-84134 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za njatie_20_buratin o_i_karmannye_ dengi/414-1-084144 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za njatie_21_kot_va silij_prodaet_mol oko/414-1-084154 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za 23. Как мужик и медведь прибыль делили 1 0,5 0,5 24. Как мужик золото менял. 1 0,5 0,5 Естественно-научная грамотность 25. Как Иванушка хотел 1 0,5 попить водицы. 0,5 26. Пятачок, Виннипух и воздушный шарик. 1 0,5 0,5 27. Про репку и другие корнеплоды. 1 0,5 0,5 11 njatie_22_lesnoj_ bank/414-1-084171 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za njatie_23_kak_m uzhik_i_medved_ pribyl_delili/4141-0-84192 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_finansovaj a_gramotnost_za njatie_24_kak_m uzhik_zoloto_me njal/414-1-084202 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _25_po_teme_ka k_ivanushka_kho tel_popit_vodicy/ 414-1-0-83289 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _26_po_teme_pja tachok_vinni_pu kh_i_vozdushnyj _sharik/414-1-083301 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _27_po_teme_pr o_repku_i_drugie 28. Плывет, плывет кораблик. 1 0,5 0,5 29. Про Снегурочку и превращения воды. 1 0,5 0,5 30. Как делили апельсин. 1 0,5 0,5 31. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 0,5 0,5 32. Иванова соль 1 0,5 0,5 12 _korneplody/4141-0-83315 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _28_po_teme_pl yvet_plyvet_kora blik/414-1-083328 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _29_po_teme_pr o_snegurochku_i _prevrashhenija_ vody/414-1-083343 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _30_po_teme_ka k_delili_apelsin/4 14-1-0-84243 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _31_po_teme_kr oshka_enot_i_tot _kto_sidit_v_pru du/414-1-084237 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_estestvenn o_nauchnaja_gra motnost_zanjatie _32_po_teme_iva nova_sol/414-10-84214 33. В. Сутеев. Яблоко. 1 0,5 0,5 https://easyen.ru/l oad/nachalnykh/k ruzhki_i_fakultati vy/fg_itogovoe_z anjatie_33_v_sut eev_jabloko/4141-0-84264 Глобальная компетентность 34. Комплексное зада1 0,5 ние «Найденыш» 0,5 https://multiurok. ru/files/sbornikpourochnykhplanovfunktsionalnaiagramo-1.html https://vk.com/wa ll218623224_2045 https://infourok.r u/zadaniyaglobalnyekompetenciifunkcionalnojgramotnosti-5klass5570645.html 35. Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» Итого: 1 33 0,5 16,5 0,5 16,5 13 Учебно-методическое обеспечение 1. Буряк М.В., Шейкина С.А. «Функциональная грамотность 4 класс.Тренажёр для школьников», ПЛАНЕТА, 2023 2. Н.А.Антошина «Грамотный читатель. Смысловое чтение». Сборник рабочих программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020. 3. Ю.Н.Корлюгова «Финансовая грамотность». Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. /Ю.Н.Корлюгова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской»., «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции. Ч.1», под ред. д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. 5. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. – М.: Просвещение, 2020. 6. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научнопрактической конференции, 2020. 7. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. Цифровые образовательные ресурсы: 1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс] Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа: http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf 2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П. Чернявская, М.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова. [Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – 2009. Режим доступа: 3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html 14