Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность: шаг за шагом к знаниям» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования
к основной образовательной программе начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.).
Программа «Функциональная грамотность: шаг за шагом к знаниям» составлена на
основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность: шаг за шагом к знаниям» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное
мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения
в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: шаг за
шагом к знаниям» рассчитана на 33 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Срок реализации 1 года (1 класс):
1 класс – 33 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения
занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
2
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Читательская грамотность:
анализ текстов авторских и русских народных сказок;
составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части;
составление картинного плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений;
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность:
счет предметов в пределах 10;
составление числовых выражений и нахождение их значений;
состав чисел первого и второго десятка;
задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания;
Финансовая грамотность:
развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи
Естественно-научная грамотность:
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком,
зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния
воды, плавучесть предметов, отражение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
3
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения
к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями
оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
4
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
5
№
Раздел
п/п
1 Читательская
грамотность
2.
3.
4.
5.
6.
Итого
Математическая грамотность
Итого
Креативное
мышление
Итого
Финансовая
грамотность
Итого
Естественнонаучная грамотность
Итого
Глобальная
компетентность
Итого
Итого
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
Содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про медведя, лису и мишкин мед.
История со словом «дедушка».
Рассказы по картинкам.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
В. Сутеев. Яблоко.
Комплексное задание «Найденыш»
Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»
2
33
Тематическое планирование (1 класс)
6
№
п/п
Тема занятия
1.
Всего
часов
В том числе
Теория
Практика
Читательская грамотность
В. Бианки. Лис и
1
0,5
мышонок.
0,5
2.
Русская народная
сказка. Мороз и
заяц.
1
0,5
0,5
3.
В. Сутеев. Живые
грибы.
1
0,5
0,5
4.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
0,5
0,5
5.
М. Пляцковский.
Урок дружбы.
1
0,5
0,5
7
Формы внеурочной деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_1_po_proi
zvedeniju_v_bian
ki_lis_i_myshono
k/414-1-0-83950
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_2_po_russ
koj_narodnoj_ska
zke_moroz_i_zaj
ac/414-1-0-83964
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_2_po_proi
zvedeniju_v_sute
eva_zhivye_griby
/414-1-0-83979
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_4_po_proi
zvedeniju_g_cyfe
rova_petushok_i_
solnyshko/414-10-83996
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_5_po_proi
zvedeniju_m_plja
ckovskogo_urok_
druzhby/414-1-084006
6.
Грузинская народная сказка «Лев и
заяц»
1
0,5
0,5
7.
Русская народная
сказка. Как лиса
училась летать.
1
0,5
0,5
8.
Е. Пермяк. Четыре
брата.
1
0,5
0,5
9.
Математическая грамотность
Про курочку рябу,
1
0,5
золотые и простые
яйца.
10. Про козу, козлят и
капусту.
1
0,5
0,5
0,5
8
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_6_po_gruz
inskoj_narodnoj_
skazke_lev_i_zaj
ac/414-1-0-84022
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_7_po_russ
koj_narodnoj_ska
zke_kak_lisa_uch
ilas_letat/414-10-84062
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_chitatelskaj
a_gramotnost_za
njatie_8_po_proi
zvedeniju_e_per
mjaka_chetyre_b
rata/414-1-084102
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/funkcionalnaj
a_gramotnost_ma
tematika_zanjatie
_9_po_teme_pro
_kurochku_rjabu
_zolotye_i_prost
ye_jajca/414-1-082770
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/funkcionalnaj
a_gramotnost_ma
tematika_zanjatie
_10_po_teme_pr
o_kozu_kozljat_i
_kapustu/414-10-82777
11. Про петушка и жерновцы.
1
0,5
0,5
12. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
1
0,5
0,5
13. Про наливные яблочки.
1
0,5
0,5
14. Про Машу и трех
медведей.
1
0,5
0,5
15. Про старика, старуху, волка и лисичку.
1
0,5
0,5
16. Про медведя, лису и
мишкин мед.
1
0,5
0,5
9
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/funkcionalnaj
a_gramotnost_ma
tematika_zanjatie
_11_po_teme_pr
o_petushka_i_zh
ernovcy/414-1-082812
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_matematik
a_zanjatie_12_po
_teme_kak_petus
hok_i_kurochki_
delili_bobovye_z
ernyshki/414-10-82890
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_matematik
a_zanjatie_13_po
_teme_pro_naliv
nye_jablochki/41
4-1-0-82901
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_matematik
a_zanjatie_14_po
_teme_pro_mash
u_i_trekh_medve
dej/414-1-082934
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_matematik
a_zanjatie_15_po
_teme_pro_starik
a_starukhu_volka
_i_lisichku/4141-0-82953
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_matematik
a_zanjatie_16_po
_teme_pro_medv
edja_lisu_i_mish
kin_med/414-10-82971
Финансовая грамотность
17. За покупками.
1
0,5
0,5
18. Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
19. День рождения
мухи-цокотухи.
1
0,5
0,5
20. Буратино и карманные деньги.
1
0,5
0,5
21. Кот Василий продает молоко.
1
0,5
0,5
22. Лесной банк.
1
0,5
0,5
10
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
njatie_17_za_pok
upkami/414-1-084114
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
njatie_18_nakhod
chivyj_kolobok/4
14-1-0-84123
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
njatie_19_den_ro
zhdenija_mukhi_
cokotukhi/414-10-84134
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
njatie_20_buratin
o_i_karmannye_
dengi/414-1-084144
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
njatie_21_kot_va
silij_prodaet_mol
oko/414-1-084154
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
23. Как мужик и медведь прибыль делили
1
0,5
0,5
24. Как мужик золото
менял.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
25. Как Иванушка хотел
1
0,5
попить водицы.
0,5
26. Пятачок,
Виннипух и воздушный
шарик.
1
0,5
0,5
27. Про репку и другие
корнеплоды.
1
0,5
0,5
11
njatie_22_lesnoj_
bank/414-1-084171
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
njatie_23_kak_m
uzhik_i_medved_
pribyl_delili/4141-0-84192
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_finansovaj
a_gramotnost_za
njatie_24_kak_m
uzhik_zoloto_me
njal/414-1-084202
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_25_po_teme_ka
k_ivanushka_kho
tel_popit_vodicy/
414-1-0-83289
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_26_po_teme_pja
tachok_vinni_pu
kh_i_vozdushnyj
_sharik/414-1-083301
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_27_po_teme_pr
o_repku_i_drugie
28. Плывет, плывет кораблик.
1
0,5
0,5
29. Про Снегурочку и
превращения воды.
1
0,5
0,5
30. Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
31. Крошка енот и Тот,
кто сидит в пруду.
1
0,5
0,5
32. Иванова соль
1
0,5
0,5
12
_korneplody/4141-0-83315
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_28_po_teme_pl
yvet_plyvet_kora
blik/414-1-083328
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_29_po_teme_pr
o_snegurochku_i
_prevrashhenija_
vody/414-1-083343
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_30_po_teme_ka
k_delili_apelsin/4
14-1-0-84243
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_31_po_teme_kr
oshka_enot_i_tot
_kto_sidit_v_pru
du/414-1-084237
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_estestvenn
o_nauchnaja_gra
motnost_zanjatie
_32_po_teme_iva
nova_sol/414-10-84214
33. В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
https://easyen.ru/l
oad/nachalnykh/k
ruzhki_i_fakultati
vy/fg_itogovoe_z
anjatie_33_v_sut
eev_jabloko/4141-0-84264
Глобальная компетентность
34. Комплексное зада1
0,5
ние «Найденыш»
0,5
https://multiurok.
ru/files/sbornikpourochnykhplanovfunktsionalnaiagramo-1.html
https://vk.com/wa
ll218623224_2045
https://infourok.r
u/zadaniyaglobalnyekompetenciifunkcionalnojgramotnosti-5klass5570645.html
35. Комплексное задание
«Мировой
океан загрязняется»
Итого:
1
33
0,5
16,5
0,5
16,5
13
Учебно-методическое обеспечение
1. Буряк М.В., Шейкина С.А. «Функциональная грамотность 4 класс.Тренажёр для школьников», ПЛАНЕТА, 2023
2. Н.А.Антошина «Грамотный читатель. Смысловое чтение». Сборник рабочих программ
внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебное пособие
для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.
3. Ю.Н.Корлюгова «Финансовая грамотность». Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. /Ю.Н.Корлюгова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности
младших школьников Н. Н. Светловской»., «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции. Ч.1», под ред. д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж:
ВОИПКиПРО, 2010.
5. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. – М.: Просвещение, 2020.
6. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б.
Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научнопрактической конференции, 2020.
7. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И.
Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс] Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа:
http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf
2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П. Чернявская, М.В.
Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова. [Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – 2009. Режим доступа: 3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html
14