ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года (ФГОС НОО), а также федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО). Содержание программы направлено на устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности. При создании программы учитывались принципы дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа, обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого общесистемного требования к реализации федеральной образовательной программы начального общего образования, как создание в образовательной организации условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию». Цели изучения курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»: преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения; улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений; повышение мотивации к читательской деятельности; развитие читательской активности, развитие познавательного интереса к решению учебных и жизненных задач средствами чтения; ознакомление с приемами работы с информацией, содержащейся в текстах разных видов;развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе чтения и при выполнении заданий к тексту Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на учащихся 1 класса. Согласно учебному плану на изучение отводится 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации – 1 год. Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи). Формы проведения занятий курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»: литературные игры; деловые беседы; практичсекие упражения; библиотечные уроки; путешествия по страницам книг; проекты. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс Сказки о животных. Русская народная сказка «Колобок», русская народная сказка «Лиса и журавель», русская народная сказка «Теремок», русская народная сказка «Рукавичка», русская народная сказка «Лисичка со скалочкой», русская народная сказка «Лиса и кувшин», русская народная сказка «Журавль и цапля», русская народная сказка «Заюшкина избушка», русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», русская народная сказка «Снегурушка и лиса», русская народная сказка «Волк и семеро козлят», русская народная сказка «Три медведя», русская народная сказка «Петушок золотой гребешок», русская народная сказка «Лиса и волк», русская народная сказка «Жихарка», русская народная сказка «Медведь и лиса», русская народная сказка «Бычок-смоляной бочок», русская народная сказка «Мужик и медведь». Бытовые сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Морозко», русская народная сказка «Пастушья дудочка». Волшебные сказки. Русская народная сказка «Репка», русская народная сказка «Петушок и жерновцы», русская народная сказка «Скатерть, баранка и сума», русская народная сказка «Несмеяна.царевна», русская народная сказка «Гуси—лебеди», русская народная сказка «Маша и медведь», русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка «Мальчик с пальчик», русская народная сказка «Самое дорогое», русская народная сказка «Белая уточка», русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия: овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждений; овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; использовать речевые средства для решения познавательных задач; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные универсальные учебные действия: слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; строить речевое высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; активно использовать речевые средства, для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Регулятивные универсальные учебные действия: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления; овладевать способами решения проблем творческого и поискового характера; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Предметные результаты умение подтверждать ответ примерами из текста; умение создавать высказывания по содержанию воспринятого на слух текста; умение воспроизводить прослушанный текст с опорой на серию сюжетных рисунков или последовательность предметных рисунков; умение воспроизводить услышанный текст с опорой на ключевые слова; способность выявлять в прослушанном или прочитанном тексте слова, значение которых неизвестно или требует уточнения; способность устанавливать несложные причинно-следственные связи на основании информации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста; способность устанавливать связи фрагментов разных частей текста для определения причины события; умение фиксировать последовательность событий текста с помощью ключевых слов, нумерации основных событий текста; умение использовать информацию из текста для объяснения предложенной ситуации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п 1 2 Наименование разделов и тем программы Сказки о животных. Русская народная сказка «Колобок» Сказки о животных. Русская народная сказка «Репка» Количество часов Основное содержание 1 Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; составлять из букв название сказки; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать, где необходимо, героя сказки, раскрашивать полученные картинки; определять, чему учит сказка; рассуждать о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. 1 Вспомнить содержание сказки «Репка»; отгадывать загадки об овощах; самим определять тему занятия на основе загадок; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; составлять из букв название сказки; рассуждать и называть Основные виды деятельности 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение. 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.uchportal.ru/load/472-2 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru пословицы, которые соответствуют идейному содержанию сказки «Репка»; оценивать поступки героев; отвечать на вопросы по содержанию сказки; находить в группе лишний предмет; определять последовательность появления героев в сказке; раскрашивать героев сказки и самим рисовать репку; рассуждать о коллективизме, семье. 3 Сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Журавль» 1 Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; называть предметы, которые встречаются в сказке; определять последовательность событий и рассказывать отрывок из сказки, который не изображён на картинках; давать характеристику лисе и журавлю по опорным словам; рассуждать и называть 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать и раскрашивать полученные картинки; определять, чему учит сказка; рассуждать об ответственности за свои слова и поступки. 4 Сказки о животных. Русская народная сказка «Теремок» 1 Вспомнить содержание сказки «Теремок»; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; соединять карточки, чтобы получились имена героев сказки; составлять из букв слова «теремок» новые слова; вычёркивать лишние буквы, чтобы получились слова; определять, соответствует ли пословица идейному содержанию произведения; отгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; раскрашивать рисунок к сказке; рассуждать о доброжелательности, дружелюбии и гостеприимстве. 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение. https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru 5 6 Сказки о животных. Русская народная сказка «Рукавичка» Сказки о животных. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» 1 Отгадывать загадки; называть сказки, в которых героями были медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лягушка; называть имена героев сказки; называть глаголы, обозначающие движение героев сказки; давать характеристику героям по опорным словам; объяснять значение пословицы; составлять из букв названия героев сказки; раскрашивать рисунок; выполнять коллективно рисунок; определять, чему учит сказка; рассуждать о доброжелательности и гостеприимстве. 1 Знакомиться со сказкой «Лисичка со скалочкой»; определять по отрывкам из сказок их название; самим определять тему занятия; определять значение незнакомых слов и выражений; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; образовывать новые слова с помощью 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru перестановки букв; оценивать поступок героя и его качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; раскрашивать рисунок к сказке; рассуждать о честности и чувстве справедливости. 7 Сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и кувшин» 1 Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять значение трудных слов; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; составлять из слогов слова и записывать их; восстанавливать последовательность предложений сказки; составлять предложения с предложенными словами; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать и раскрашивать картинку; отгадывать ребусы; определять, чему учит сказка; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru рассуждать о честности и справедливости. 8 9 Сказки о животных. Русская народная сказка «Журавль и цапля» Сказки о животных. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» 1 Определять значение незнакомых слов и выражений; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества: отвечать на вопросы по содержанию сказки; играть в игру «Да - нет»; находить и раскрашивать птиц, которые являются героями сказки; составлять из букв слова, а также получать новое слово с помощью замены буквы; рассуждать о терпимости и умении жить в согласии. 1 Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять значение трудных слов и выражений; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; рассказывать отрывок из сказки, который не изображён 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru на картинках; давать характеристику героям по опорным словам; составлять из букв названия героев сказки; раскрашивать рисунок; определять, чему учит сказка; рассуждать о честности и справедливости. 10 Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» 11 Сказки о животных. Русская народная сказка 1 Разгадывать загадки; определять тему занятия; выяснять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять значение незнакомых слов; оценивать поступки героев и определять их качества: анализировать содержание сказки по вопросам учителя; составлять слова из букв; раскрашивать рисунок к сказке; рассуждать о стремлении заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту. 1 Давать характеристику герою по опорным сказкам; называть героев сказки по опорным словам; воспроизводить и анализировать содержание 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru «Снегурушка и лиса» 12 Сказки о животных. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» сказки по вопросам учителя; объяснять значение старинных слов и выражений; называть детёнышей животных; называть героев сказки ласково; воспроизводить содержание сказки по опорным картинкам; рассказывать отрывок, который не изображён на картинках; давать характеристику героям сказки по опорным словам; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения; определять, чему учит сказка; рассуждать о смелости, умении помогать в трудной ситуации. 1 Вспомнить содержание сказки «Волк и семеро козлят»; определить тему занятия; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложкой книг; составлять из слогов слова; переставлять буквы в слове, чтобы получились слова; оценивать поступки 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru героев и определять их качества; раскрашивать рисунок; рассуждать о чувстве сопереживания, о добре и зле; вспоминать правила личной безопасности. 13 Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» 1 Давать характеристику герою сказки; определять, в какой из книг может быть сказка; определять значение слова «энциклопедия»; объяснять значение трудных слов и выражений; определять порядок предложений по сюжету сказки; выбирать предложение, которое относится к рисунку; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; составлять из букв слова и вписывать их в предложение; разгадывать ребус; раскрашивать картинку; определять, чему учит сказка; рассуждать о доброте, о жадности. 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru 14 15 Сказки о животных. Русская народная сказка «Три медведя» Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок 1 Вспомнить содержание сказки «Три медведя»; определять тему занятия; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; делать выводы на основе идейного понимания сказки; определять значения незнакомых слов; оценивать поступки героев; раскрашивать рисунок; составлять цепочку слов по аналогии; восстанавливать слова с помощью добавления пропущенных букв; составлять свой рассказ о том, что могли увидеть герои сказки в лесу на прогулке; рассуждать о бережном отношении ко всему, умении вести себя в гостях. 1 Определять сказку по иллюстрациям; воспроизводить порядок песенок лисы; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; объяснять значение старинных слов и 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru выражений; давать характеристику герою; называть правила безопасного поведения, которые не выполнил петушок; разгадывать ребус и раскрашивать рисунок; составлять из букв названия животных из сказки; определять, чему учит сказка; рассуждать о взаимовыручке, товариществе, о помощи в трудной ситуации. 16 Сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и волк» 1 Вспомнить содержание сказки «Лиса и волк»; определять тему занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; объяснять значение непонятных слов и выражений; определять идейное содержание сказки и находить пословицы, соответствующие замыслу сказки; восстанавливать последовательность событий в сказке по сюжетным картинкам; рассказывать сказку по сюжетным 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru картинкам; анализировать поступки героев и их качества; анализировать содержание сказки с помощью вопросов учителя; играть в игру «Ты согласен, что ...»; составлять из букв слова; разгадывать ребусы и путаницы; рассуждать об отрицательном отношении к обману и хитрости. 17 Сказки о животных. Русская народная сказка «Жихарка» 1 Отгадывать загадки и называть героев сказки; объяснять значение имени «Жихарка»; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; восстанавливать последовательность событий в сказке по опорным картинкам; докрашивать рисунки; давать характеристику героям сказки по опорным словам; объяснять поговорку, характеризующую героя сказки; разгадывать ребусы; составлять из букв слово; определять, чему учит сказка; рассуждать о смелости, о справедливости. 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru 18 Сказки о животных. Русская народная сказка «Медведь и лиса» 19 Бытовые сказки. Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума» 1 Вспомнить содержание сказки «Медведь и лиса»; определять тему занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; оценивать поступки героев и определять их положительные и отрицательные качества; строить предположения о сюжете сказки; объяснять значение непонятных слов и выражений; определять, какая сюжетная картинка соответствует отрывку из текста; находить слова с одинаковым количеством слогов; читать слова и составлять из них предложение; отгадывать загадки; раскрашивать рисунок; рассуждать об отрицательном отношении к хитрости и обману. 1 Объяснять название сказки; разгадывать загадки и объяснять значение словотгадок; воспроизводить и анализировать содержание 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ сказки по вопросам учителя; соотносить слова, названия предметов, с картинками; выбирать сюжеты из сказки, которые относятся к картинкам; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в кроссворд; определять, чему учит сказка; рассуждать о справедливости. 20 Бытовые сказки. Русская народная сказка «Несмеяна – царевна» 1 Знакомиться с содержанием сказки «Несмеяна – царевна»; определять тему занятия по разгаданным словам в кроссворде; работать с обложками книг, определять героев сказки; объяснять значение непонятных слов и выражений; анализировать содержание сказки и поступки героев; ставить к словам вопросы «кто?» и «что?»; составлять из слов предложение; рассказывать отрывок из сказки по сюжетной картинке; находить 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru верные ответы на вопросы; разгадывать ребусы; рассуждать о чувстве справедливости и честности. 21 22 Бытовые сказки. Русская народная сказка «Гусилебеди» Волшебные сказки. Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» 1 1 Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; отвечать на вопросы теста; восстанавливать последовательность событий по опорным картинкам; называть вежливые слова, которые встречаются в сказке, вписывать известные вежливые слова; называть слово по описанию и заполнять полученными словами кроссворд; определять, чему учит сказка; рассуждать о сочувствии и помощи в трудной ситуации. Знакомиться с содержанием сказки «Бычок - смоляной бочок»; анализировать содержание и оценивать поступки героев; определять идейное содержание пословиц, 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемно- ценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://e skazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ находить те, которые соответствуют сказке; по обложке определять героев сказки; восстанавливать последовательность в сказке по сюжетным картинкам; ставить к словам вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; находить в словах первый слог; определять тему занятия по разгаданному ребусу; разгадывать загадки; рассуждать о справедливости, умении держать слово, выполнять обещанное. 23 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Маша и медведь» 1 Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; называть сказки, в которых действующее лицо - медведь; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; собирать из слогов слова по опорным картинкам; объяснять значение трудных слов; восстанавливать последовательность событий в сказке по опорным картинкам; давать характеристику герою; рассуждать и называть 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ пословицы, которые относятся к сказке; составлять слово по предложенному правилу и вписывать его в предложение; дорисовывать и раскрашивать картинку; определять, чему учит сказка; рассуждать о сообразительности и находчивости в трудных ситуациях. 24 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Мужик и медведь» 1 Знакомиться со сказкой «Мужик и медведь»; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; ставить к словам вопрос «что делает?»; определять, какая картинка соответствует отрывку из сказки; объяснять значение слов; строить предположения по содержанию сказки; находить слова с одинаковым значением; разгадывать шифровку; распутывать путаницы и читать слова; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ рассуждать о таких качествах, как смекалистость, находчивость в любых ситуациях. 25 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1 Определять название сказки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять, почему имена героев звучат ласково; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; отвечать на вопросы теста; объяснять значение трудных слов и выражений; давать характеристику герою по опорным словам; рассуждать, почему Иванушка превратился в козлёночка; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать картинку и раскрашивать рисунок; составлять из букв слова и записывать их; определять, чему учит сказка; рассуждать о сочувствии и бережном отношении друг к другу. 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ 26 27 Волшебные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики» Волшебные сказки. Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» 1 Определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; дописывать пропущенные буквы, чтобы получились слова; составлять из слов предложение; рассказывать отрывок из сказки по рисунку; объяснять значения слов, находить слова с одинаковыми значениями; находить главную мысль в тексте; разгадывать кроссворд; рассуждать о таких качествах человека, как уверенность в себе, смелость, отрицательное отношение к трусости. 1 Определять название сказки; рассматривать обложки книг и называть героя сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; объяснять значение трудных слов; составлять из слогов слова и записывать их; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ находить в отрывке из сказки родственные (однокоренные) слова и записывать их; восстанавливать порядок предложений; давать характеристику герою по опорным словам; соединять поговорки с их значением; составлять слова из вторых слогов предложенных слов; дописывать буквы и читать полученное название; определять, чему учит сказка; рассуждать об уважительном отношении к старшим. 28 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Морозко» 1 Знакомиться со сказкой «Морозко»; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять тему занятия; оценивать поступки героев и их качества; объяснять значение непонятных слов и выражений, встречающихся в сказке; дописывать слова в отрывок из сказки; определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; определять 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ поучительный смысл пословиц; отвечать на вопросы по содержанию сказки; разгадывать кроссворд; вспоминать и называть вежливые слова; рассуждать о доброжелательности, вежливости, трудолюбии, отрицательном отношении к злости и лени. 29 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Самое дорогое» 1 Определять по обложкам книг, в какой из них может быть напечатана предложенная сказка; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; отвечать на вопросы теста; объяснять значение трудных слов; восстанавливать последовательность событий в сказке с опорой на картинки; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать кроссворд; определять, чему учит сказка; рассуждать о трудолюбии. 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ 30 31 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Пастушья дудочка» Волшебные сказки. Русская народная сказка «Белая уточка» 1 Знакомиться со сказкой «Пастушья дудочка»; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять тему занятия; объяснять значение трудных слов; дописывать слова в отрывок из сказки; составлять предложения из двух частей; анализировать содержание сказки и оценивать поступки героев; отвечать на вопросы учителя по содержанию сказки; по отрывку из сказки определять качество человека; разгадывать шифровку; находить в цепочке букв слова; рассуждать о жадности и честности. 1 Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; называть положительных и отрицательных героев сказки; находить в отрывке из текста повествовательное предложение, ставить 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ вопросительный знак в конце вопросительного предложения; определять сюжет из сказки, который соответствует рисунку; соединять трудные выражения с их значениями; называть с опорой на слова, какими должны быть члены счастливой и дружной семьи; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать ребус; составлять из букв слово и дорисовывать предмет-отгадку на картинке; раскрашивать рисунок; определять, чему учит сказка; рассуждать о дружбе и любви к близким. 32 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка» 1 Знакомиться со сказкой «Крошечка - Хаврошечка»; анализировать содержание сказки, определять положительных и отрицательных героев; предполагать название темы занятия; объяснять значение трудных слов; отвечать на вопросы по содержанию; 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; объяснять смысл пословиц, находить те, которые соответствуют идейному содержанию произведения; восстанавливать слова по заданным буквам; разгадывать путаницу; рассуждать о доброте, трудолюбии, понимании того, что добро побеждает зло. 33 Итоговое повторение 1 Вспоминать название сказок; называть, чему учат нас сказки; вспоминать содержание сказок и отвечать на вопросы теста; с опорой на обложки книг называть сказки и вписывать название на обложку; классифицировать пословицы и закрашивать рамки с пословицами в заданные цвета; разгадывать ребусы и определять название сказки; разгадывать кроссворд, вписывая ответы на 1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемноценностное общение; https://www.uchportal.ru/load/47- 22 http://www.kinder.ru/ http://eskazki.narod.ru/index.html http://vkids.km.ru/ вопросы; заполнять лист самооценивания. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 Учебно-методическое обеспечение Учебные материалы для ученика М.В. Буряк, Е.Н. Карышева Чтение с увлечением. 1 класс. Развивающие задания для школьников. Общество с ограниченной ответственностью «Планета», 2022 год Методические материалы для учителя М.В. Буряк, Е.Н. Карышева Чтение с увлечением. По дорогам сказок. 1 класс. Методическое пособие. Общество с ограниченной ответственностью «Планета», 2022 год