ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ" Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №300 "Перспектива". Актуальность программы реализации данной программы обусловлена потребностью учеников в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. Это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного развития ученика задачи. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ" ЦЕЛЬ: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности. ЗАДАЧИ: познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка; способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.; способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ На реализацию рабочей программы курса «Тропинка в профессию» в 1м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ" 1. Классные часы и беседы о профессиях. 2. Тренинговые и тематические занятия. 3. Конкурсы рисунков. 4. Экскурсии. 5. Игры-викторины. 6. Встречи с людьми разных профессий. 7. Описание профессий. 8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны. 9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика. 10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах. 11. Реклама профессий. 12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии. 13. Лекция. 14. Дискуссия. 15. Творческая работа. 16. Практикум. Мастер-классы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ" Основные направления рабочей программы курса для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию» реализуются через модули. 1 КЛАСС Модуль I (33 часа) - «Играем в профессии» - 1 класс. Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру. 2 КЛАСС Модуль II (34 часа) - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс. Цель: расширение представлений детей о мире профессий. 3 КЛАСС Модуль III (34 часа) - «У меня растут года…» - 3 класс. Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду. 4 КЛАСС Модуль IV (34 часа) - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс. Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У ученика будут сформированы: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья. В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Познавательные универсальные учебные действия: Ученик научится: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической форме. Ученик получит возможность научиться: сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Регулятивные универсальные учебные действия: Ученик научится: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Ученик получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Коммуникативные универсальные учебные действия: Ученик научится: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; Ученик получит возможность научиться: оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС Ученик знает: Основные сферы профессиональной деятельности человека. Ученик умеет: Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества. 2 КЛАСС Ученик знает: Основные сферы профессиональной деятельности человека; Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе. Ученик умеет: Оперировать основными понятиями и категориями; Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества. 3 КЛАСС Ученик знает: Основные сферы профессиональной деятельности человека; Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; Предприятия и учреждения населенного пункта, района. Ученик умеет: Оперировать основными понятиями и категориями; Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества. 4 КЛАСС Ученик знает: Основные сферы профессиональной деятельности человека; Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; Предприятия и учреждения населенного пункта, района; Основные приемы выполнения учебных проектов. Ученик умеет: Оперировать основными понятиями и категориями; Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы «Все работы хороши» 2 «Кому, что нужно» 3 «Оденем куклу на работу, едем на работу» Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности 2 Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель). Занятие с элементами игрывидеознакомства. 2 Вводное слово учителя. Определение правил игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врачградусник, повар-кастрюля и т.д. Дидактическая игра. 2 Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать Дидактическая игра. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец). Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы. 4 «Мы строители» 2 Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания. 5 «Магазин» 2 Ролевая игра. Дидактическая игра. 2 Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине? Беседа с игровыми элементами. 6 «Мы идем в магазин» Занятие с элементами игры. 7 8 «Аптека» «Больница» 9 «Какие бывают профессии» 10 С. Михалков «Дядя Степа» 11 «Дядя Степамилиционер» 2 Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания. Ролевая игра. 2 Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания. Ролевая игра. 2 Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без труда.. ( не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали? Игровой час. 2 Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы. Чтение. 3 Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Видеоурок. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа. 12 В. Маяковский «Кем быть?» 2 Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер. 13 К. Чуковский «Доктор Айболит» 2 Игра-демонстрация, викторина. Игра. Викторина. 14 Уход за цветами 2 Практическое занятие по уходу за комнатными растениями. Практическое занятие. Экскурсия. Конкурс-игра. 15 Профессия повар 2 Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой. 16 «Поварята» 2 Игра. Составление блюд из определенного набора продуктов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 Чтение текста. 2 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем программы Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши» «Разные дома» «Дачный домик» «Моя профессия» Основное содержание Основные виды деятельности 2 Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов). Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека Дидактическая игра. 2 Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Играсоревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение. Практическое занятие. 2 Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение. Практическое занятие. 2 Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог. Игравикторина. Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 5 «Профессия «Врач» 3 «Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками. Дидактическая игра. 6 «Больница» 2 Сюжетно-ролевая игра. Игра. 7 Доктор «Айболит» 2 Игра. Игра. Экскурсия в кабинет врача. 8 «Кто нас лечит» 2 Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог. 9 «Добрый доктор Айболит» 2 Чтение художественных произведений. Чтение. 3 Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры. Сюжетноролевая игра. 11 «Все работы хороши – выбирай на вкус!» 2 Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий. Игры. 12 Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 2 Организация театральной постановки по художественному произведению. Инсценировка. 2 Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер. Дидактическая игра. 10 13 «Парикмахерская» Профессия «Строитель» 14 Строительный поединок 2 Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд. 15 Экскурсии на предприятия города 3 Мастер-классы на предприятии города. Экскурсия. «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» 1 Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог. Классный час. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 16 Игра соревнование. 3 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы «Что такое профессия» 2 «У кого мастерок, у кого молоток» 3 «Истоки трудолюбия» Основное содержание Основные виды деятельности 2 Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец). Игровая программа. 2 Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах. Беседа с элементами игры. 2 Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи Игровой час. Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй». 4 5 6 «Домашний помощник» «Мир профессии» «Угадай профессии» 2 Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь». Играконкурс. 2 Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях. Загадки о профессиях. Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков. Викторина. 2 Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлебхлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов. Занятие с элементами игры. 7 8 9 10 «Какие бывают профессии» «Куда уходят поезда» «Моя профессия» «Наши друзьякниги» 2 Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог. Занятие с элементами игры. 2 Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали. Занятие с элементами игры. 2 Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд. КВН. 2 Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик). Беседа с элементами игры. Экскурсия в библиотеку. 11 12 13 14 «Откуда сахар пришел» «Турнир профессионалов» «Все профессии нужны, все профессии важны» «Строим дом» 2 Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита). Беседа. 2 Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов. Конкурс-игра. 3 Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана». Устный журнал. 2 Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д. Экскурсия. 15 Операция « Трудовой десант» 1 Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение. 16 «Уход за цветами» 2 Практическое занятие по уходу за комнатными растениями. Практика. 2 Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудоповара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги конкурса. Шоупрограмма. 17 «Кулинарный поединок» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Практикум. 4 КЛАСС № п/п 1 2 Наименование разделов и тем программы «Любое дело моё счастье в будущем» «По дорогам идут машины» 3 «Все работы хороши» 4 «О профессии продавца» Основное содержание Основные виды деятельност и 2 Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов. Классный час, презентация. 2 История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра драматизация «Улица». Беседатренинг. 2 Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников. Играконкурс. 2 Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: Занятие с элементами игры. Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин». 5 6 «О профессии библиотекаря» «Праздник в городе Мастеров» 7 «Работники издательства и типографии» 8 «Как приходят вести» 2 Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря. Беседа с элементами игры. 2 Представлены 2 команды: «Девицымастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение. КВН. 2 Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты. Сюжетноролевая игра 2 Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области Экскурсия на почту. связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итоги. 9 10 11 «Веселые мастерские» «Путешествие в Город Мастеров» «Строительные специальности» 2 Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение. Игра состязание. 2 Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек. Профориента ционная игра. 2 Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание Практикум. без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания? 2 Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог. Игровой вечер. 2 Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника. Конкурс праздник. 2 Деление на команды. Проведение игры. Подведение итогов. Награждение команд. Играсоревнование . Практикум. 12 «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» 13 «Знакомство с промышленными профессиями» 14 «Человек трудом красен» 15 «Успеешь сам научи другого» 2 Поделить ребят на три команды, каждая команда выполняет свою поделку. Ребята помогают друг-другу. 16 «Чей участок лучше» 2 Практическое занятие по уходу за комнатными растениями. Практикум. 17 «Кулинарный поединок» 2 Открытие. Представление команд. Конкурс «Готовим для родителей». Итоги конкурса. Практикум. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34