ВД Секреты финансовой грамотности 1З, 1К класс

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Секреты финансовой
грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования (утверждён Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.).
Программа «Секреты финансовой грамотности» составлена на основе учебной
программы по финансовой грамотности Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.
Программа «Секреты финансовой грамотности» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития финансовой грамотности.
Целью изучения курса внеурочной деятельности является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности»
рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Формы организации занятий:

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
2

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями
оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

Содержание программы – 1 класс (33 часа)

3

№
п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Количество
часов,
отводимых на
освоение темы

1

Введение
в
экономику
(1час)
Введение.
Что
изучает
наука
«экономика».

определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

2

Потребности
(2 часа)
Давайте
познакомимся:
Гном – Эконом
рассуждает
о
понятии
«потребность».

учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному
педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;

1

3

Какие бывают
потребности?

учиться совместно с педагогом и другими
учениками давать
эмоциональную оценку деятельности
товарищей.

1

4

Источники
удовлетворения
потребностей (7
часов)
Личные
потребности. Что
нам необходимо
в жизни?

ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный
опыт,
информацию,
полученную от педагога, и используя
учебную литературу;

1

5

Материальные,
социальные,
духовные
потребности.

овладевать навыками сотрудничества в
группе в совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

6

Урок от ГномаЭконома: все
потребности
важны,
все
потребности
нужны.

учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

7

Источники
удовлетворения
потребностей.

учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному
педагогом плану;

1

4

учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарища;
8

Удовлетворение
потребностей.

овладевать навыками сотрудничества в
группе в совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

9

Урок от ГномаЭконома: почему
все потребности
нельзя
удовлетворить?

учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

10

Домашнее
хозяйство
(4 часа)
Домохозяйство и
домашний труд.

ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный
опыт,
информацию,
полученную от педагога, и используя
учебную литературу;

1

11

Домашние
обязанности
семье.

овладевать навыками сотрудничества в
в группе в совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

12

Домашние
обязанности
в
семье. Бюджет
семьи.

учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному
педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарища;

1

13

Урок от Гнома –
Эконома:
правила ведения
домашнего
хозяйства.

учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

5

14

Товары и услуги
(6 часов)
Как
товар
попадает
в
магазин?

ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный
опыт,
информацию,
полученную от педагога, и используя
учебную литературу;

1

15

Где
можно учиться высказывать свое предположение;
приобрести
учиться работать по предложенному
товары?
педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарища;

1

16

Зачем
нужна учиться выражать свои мысли;
реклама?
учиться объяснять свое несогласие и
Реклама
и пытаться договориться;
упаковка.
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

17

Уроки
ГномаЭконома:
реклама
«двигатель
торговли».

овладевать навыками сотрудничества в
группе в совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

18

Зачем
деньги

нужны учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

19

Как
и
где учиться высказывать свое предположение;
хранятся деньги? учиться работать по предложенному
педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарища

1

20

Урок от Гнома- овладевать навыками сотрудничества в
Эконома: деньги группе в совместном решении учебной
и страны
задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;

1

6

проговаривать
действий;

последовательность

21

Деньги (8 часов) ориентироваться в своей системе знаний:
Деньги России
отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный
опыт,
информацию,
полученную от педагога, и используя
учебную литературу;

1

22

Как
появились овладевать навыками сотрудничества в
деньги? Первые группе в совместном решении учебной
деньги.
задачи.
Современные
деньги

1

23

Деньги и товары. учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному
педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарища

1

24

Что такое доходы учиться выражать свои мысли;
и расходы?
учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

25

Доходы
расходы
семьи.

и учиться выражать свои мысли;
моей учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

26

Роль денег в овладевать навыками сотрудничества в
жизни человека. группе в совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

27

Маркетинг
(4 часа)
Урок от ГномаЭконома:
знакомимся
с
понятием

учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному
педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;

1

7

«маркетинг»
(«рынок»).
28

Рынок.

Игра «Магазин», овладевать навыками
сотрудничества в группе в совместном
решении учебной задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

29

Обмен. Торговля. Игра «Магазин», овладевать навыками
сотрудничества в группе в совместном
решении учебной задачи.
определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность
действий;

1

30

Продавец
покупатель.

и овладевать навыками сотрудничества в
группе в совместном решении учебной
задачи.

1

31

Конкуренция

учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному
педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарища;

1

32

Задачи от Гнома
- Эконома
(2 часа)
Гном – Эконом
проводит
«Экономическое
Поле Чудес».

ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой
жизненный
опыт,
информацию,
полученную от педагога, и используя
учебную литературу;

1

33

Подводим итоги
первого
экономического
года.

учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);

1

Тематическое планирование (1 класс)
8

№
п/п

Тема раздела и занятия

Кол-во
часов

Вид деятельности

1

Введение в экономику (1час) Введение.
Что изучает наука «экономика».
Потребности (2 часа)
Давайте познакомимся: Гном – Эконом
рассуждает о понятии «потребность».
Какие бывают потребности?

1

Теоретич.
Практич.

1

Теоретич.
Практич.

1

Теоретич.
Практич.

1

7

Источники
удовлетворения
потребностей (7 часов)
Личные потребности. Что нам
необходимо в жизни?
Материальные, социальные, духовные
потребности.
Урок от Гнома-Эконома: все
потребности важны, все потребности
нужны.
Источники удовлетворения потребностей.

1

Практич.

8

Удовлетворение потребностей.

1

9

Урок от Гнома-Эконома: почему все
потребности нельзя удовлетворить?
Домашнее хозяйство (4 часа)
Домохозяйство и домашний труд.
Домашние обязанности в семье.

1

1

15

Домашние обязанности в семье. Бюджет
семьи.
Урок от Гнома – Эконома: правила ведения
домашнего хозяйства.
Товары и услуги (6 часов)
Как товар попадает в магазин?
Где можно приобрести товары?

Практич.
Теоретич.
Практич.
Теоретич.
Практич.
Теоретич.
Теоретич.
Практич.

16
17

2

3
4

5
6

10
11
12
13

Теоретич.
Практич.
1

Теоретич.
Практич.

1
Практич.

1
1

1

Практич.

1

Практич.

1

Практич.

Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.

1

Практич.

1

Практич.

18

Уроки
Гнома-Эконома:
«двигатель торговли».
Зачем нужны деньги?

1

Практич.

19

Как и где хранятся деньги?

1

Практич.

20

Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны.

1

Практич.

21

Деньги (8 часов)
Деньги России.
Как появились деньги? Первые деньги.
Современные деньги.

1

Практич.

1

Практич.

14

22

реклама

9

-

23

Деньги и товары.

1

Теоретич.

24

Что такое доходы и расходы?

1

Теоретич.

25

Доходы и расходы моей семьи.

1

26

Роль денег в жизни человека.

1

Практич.
Теоретич.
Практич.

27

1

28

Маркетинг (4 часа)
Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с
понятием «маркетинг» («рынок»).
Рынок.

1

Практич.

29

Обмен. Торговля.

1

Практич.

30

Продавец и покупатель.

1

Практич.

31

Конкуренция.

1

Теоретич.

32

Задачи от Гнома – Эконома (2 часа)
Гном – Эконом проводит «Экономическое
Поле Чудес».
Подводим итоги первого
экономического года.

1

33

10

Практич.

Теоретич.
1

Практич.

Учебно-методическое обеспечение
1. Буряк М.В., Шейкина С.А. «Функциональная грамотность 4 класс.Тренажёр для
школьников», ПЛАНЕТА, 2023
2. Н.А.Антошина «Грамотный читатель. Смысловое чтение». Сборник рабочих программ
внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебное пособие
для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.
3. Ю.Н.Корлюгова «Финансовая грамотность». Учебная программа. 2-4 классы
общеобразоват. орг. /Ю.Н.Корлюгова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности
младших школьников Н. Н. Светловской»., «Материалы X межрегиональной научно –
практической конференции. Ч.1», под ред. д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж:
ВОИПКиПРО, 2010.
5. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в
обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического
образования. – М.: Просвещение, 2020.
6. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б.
Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы
развития: сборник материалов XVII Международной научнопрактической конференции,
2020.
7. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И.
Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс]
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа:
http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf
2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П. Чернявская, М.В.
Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова.
[Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.
Ушинского. – 2009. Режим доступа: 3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».