ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Исследуем и проектируем» для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273; Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; авторским курсом «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумаковой (программа «Междисциплинарное обучение»). Определяя цели и задачи обучения детей по программе «Исследуем и проектируем», учитываются специфические потребности и повышенные познавательные возможности учащихся с признаками общей одаренности, а также требования, которые исходят из потребностей современного этапа развития общества. Цели обучения – раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческой личности, системного мышления и целостного миропонимания, формирование функциональной грамотности младшего школьника. Задачи обучения по программе курса «Исследуем и проектируем»: азвитие широких познавательных интересов; азвитие целостной картины мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей; азвитие всех видов мышления; азвитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение метакогнитивным умениям и навыкам; бучение коммуникативным умениям и умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека); азвитие способности к самопознанию, формирование положительной «я-концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека. Курс «Исследуем и проектируем» в рамках программы «Одаренный ребенок» предполагает такое построение учебного процесса, который не сводится к интеллектуальному развитию детей, а охватывает развитие всей личности ребенка. Основными принципами обучения, лежащими в основе построения развивающего курса «Исследуем и проектируем» являются следующие принципы: создание условий для духовного и личностного роста учащихся; - глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения; - применение междисциплинарного подхода при изучении содержания; - интеграция тем и проблем; - высокий уровень насыщенности содержания обучения; - открытый характер проблем и вопросов для изучения; - активные методы обучения; - направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка; - совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися; - высокий уровень самостоятельности в процессе обучения. Содержание обучения основано на следующих принципах его организации: • гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов; • крупные содержательные единицы; изучение широких (глобальных) основополагающих тем и проблем; • междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира; • интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера. Программа предполагает формирование умения оперировать необходимым «словарём исследователя» - такими понятиями как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т.п. Рабочая программа рассчитана на учащихся 6,5 – 11 лет, разработана на четыре года обучения из расчета два занятия в неделю. Программа направлена на реализацию и развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей и готовит учащихся к защите исследовательских работ и творческих проектов перед различными аудиториями. Общий объём программы- 270 часов: 1 год - 66 часов; 2 год - 68 часов; 3 год - 68 часов; 4 год - 68 часов. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность человечества — осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать эти идеи, доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность изучать любое обобщение с разных точек зрения создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления одаренных детей и их способности решать проблемы. Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из различных дисциплин, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у школьников целостной картины мира. При этом учебные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а сами содержательно обогащаются благодаря курсу. 1 год обучения Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Междисциплинарное обучение» в 1 классе является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать, классифицировать (совместно с учителем выделять общий признак для классификации). - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять таблицу, схему. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - читать и пересказывать текст; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. 2 год обучения Личностные УУД: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей; - стремление преодолевать возникающие затруднения; - готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников; - стремление к адекватной самооценке. Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 3 - 4 годы обучения Личностные результаты: - уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; - сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; - чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любить и уважать Отечество, его язык, культуру. Метапредметными результатами в 3-4 классах являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД: - формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: - овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение, организация информации; - вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; - рассматривать проблему с разных точек зрения; - овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные УДД: - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - учиться аргументировать, доказывать; - учиться вести дискуссию; - выступать публично перед аудиторией. Учащиеся приобретут важные исследовательские умения: • ставить исследовательские вопросы; • формулировать проблемы. • выдвигать гипотезы; • составлять план работы; • вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; • планировать и проводить небольшие интервью; • использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.д.); • организовывать (систематизировать) информацию. Учащиеся научатся: определять понятия «изменение», «влияние», «порядок», «хаос»; делать классификацию примеров по источнику возникновения; проводить наблюдения, использовать иллюстрации и текстовый материал для поиска фактов; представлять результаты в виде заметок, иллюстраций, делать зарисовки, схемы, модели. Содержание обучения по программе организуется на основе широких (глобальных) тем. Одна такая тема является стержнем развивающей программы одного учебного года. По своему характеру тема является «аморфной», т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале, отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также требований обязательной программы. Содержание или смысл стержневой темы каждого учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т.е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1 класс (34 часа) Тема года «Изменение» 1. Введение в тему «Изменение» (4 ч.) Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные) и искусственные изменения. Изучение разных примеров изменения. 2. Все течет, все изменяется (16 ч.) Знакомство с понятиями «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами ее нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приема ключевых слов. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки открытых вопросов. Анализ приемов изменения – способов, которыми пользуется человек для создания нового. 3. Полезные и вредные изменения. (14 ч.) Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий», «критериальная оценка». Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе. Основные виды деятельности: оценка примеров изменений с разных точек зрения (социальных ролей); проведение опытов и наблюдений для доказательства гипотезы; сбор факты из разнообразных источников информации (иллюстрации, географические карты, научные и художественные тексты, словари, энциклопедии) ; проведение интервью; работа в группе; разработка мини-проектов; изучение иллюстративного материала; чтение рассказов; представление результатов изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор темы исследования, составление плана исследовательской работы, подготовка доклада к защите работы, защита мини- проектов (1 класс). Рекомендуемые области знания: история, техника, литература, естествознание, техника, искусство, общество, музыка, живопись. 2 класс (68 часов) Тема года «Изменение» 1. Введение в тему «Изменение» (8 ч.) Повторение понятия «изменение». Естественные (природные) и искусственные изменения. Изучение разных примеров изменений. Классификация изменений по происхождению. 2. Все течет, все изменяется (12 ч.) Закрепление понятий «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами ее нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приема ключевых слов. Анализ приемов изменения – способов, которыми пользуется человек для создания нового. 3. Полезные и вредные изменения. (12 ч.) Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий», «критериальная оценка». Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе. 4. Одно изменение влечет за собой другое (8 ч.) Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи одних изменений с другими (установление причин изменений). 5. Глобальные и частные изменения. (6 ч.) Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки масштаба изменений. Последствия глобальных и частных изменений в природе и обществе. Оценка явлений, процессов и событий как глобальных или частных с помощью критериев. 6. Изменение видения мира (6 ч.) Понятие внешней и внутренней позиции – роли, которую человек выполняет в обществе. Изучение различных социальных ролей. Изучение проблемы с разных точек зрения. Изобретения и открытия в истории человечества, их значение. 7. Эволюционные и революционные изменения (12 ч.) Понятие «эволюция» и «революция». Эволюционные и революционные изменения в природе, обществе, вещах. Связь между эволюционными и революционными изменениями. Изучение процессов изменений (в природе, в обществе, человеке) и их результатов. Основные виды деятельности: исследование разных видов изменений (изменения в жизни человека, живой и неживой природы, обществе, вещах) пользуясь разнообразными источниками информации (иллюстрации, географические карты, научные и художественные тексты, словари, энциклопедии) ; проведение интервью; работа в группе; разработка мини-проектов; изучение иллюстративного материала; чтение рассказов; представление результатов изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор темы исследования, составление плана исследовательской работы, подготовка доклада к защите работы, защита исследовательских работ (2 класс). Рекомендуемые области знания: история, техника, литература, естествознание, техника, искусство, общество, музыка, живопись. 3 класс (68 часов) Тема года «Влияние» 1. Введение в тему «Влияние» (4 ч) Знакомство с понятием «влияние». Многообразие влияний. Естественные (природные) и искусственные влияния. Изучение разных примеров влияния. 2. Влияние времени (18 ч) Природные «часы» (Солнце и Луна). Разнообразие влияния природных часов. Полезные и вредные влияния. «Биологические часы». Связь «биологических часов» с природными часами. Значение понятия «время». Значение времени в жизни людей. Различные способы исчисления и измерения времени. Связь между способом исчисления времени и особенностями жизни людей. Влияние времени на архитектуру, одежду, технологию, искусство и жизнь людей. 3. Влияние людей (16 ч.) Роль человека в жизни других людей. Влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние человека на человека и другие вещи. Виды влияния человека на человека. Прямое и косвенное влияние. Понятие «лидер». Лидеры разного «масштаба». Лидеры в области науки, искусства, политики. Влияние лидеров на людей и общество. 4. Влияние знаний (18 ч.) Роль знаний в жизни людей. Влияние знаний человека на исход событий в истории, решение проблем, поступки и поведение людей, представления о мире. Развитие представлений о мире. Типы знаний: полное и неполное, ложное и достоверное, научное и житейское. 5. Влияние окружающей среды (12 ч.) Типы окружающей среды: природное, социальное, экономическое, политическое окружение. Влияние окружающей среды на развитие культуры общества (язык, пищу, одежду, жилище, обычаи, нравы и т.п.) Особенности влияния каждого типа окружающей среды на развитие духовной и материальной культуры. Древние и современные культуры. Основные виды деятельности: изучение личности лидеров в области науки, искусства, политики; оценка влияния личности лидера на людей и общество; исследование особенностей взаимодействия людей друг с другом в процессе совместной деятельности, определение функциональных ролей людей в процессе такого взаимодействия; работа с разнообразными источниками информации (иллюстрации, географические карты, научные и художественные тексты), проведение наблюдения и интервью для сбора фактов; изучение последствий прямых и косвенных влияний; изучение сфер влияния, создаваемых самим собой; изучение иллюстративного материала; чтение рассказов; представление результатов изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; разрабатывать мини-проекты, защита исследовательских и проектных работ; изучение различных типов окружающей среды в разных местах и в различные времена; установление связи между влиянием различных типов окружающей среды и особенностями развития культуры древних и современных обществ; прогнозирование масштабов влияния; формулирование выводов, обобщений; представление результатов изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор темы для самостоятельной исследовательской работы; формулирование исследовательских вопросов; формулирование цели и задач исследования; определение характера (вида) исследования; составление плана исследования; подготовка к защите исследовательской/проектной работы; подготовка презентации; защита исследовательской/проектной работы. Рекомендуемые области знания: история, техника, литература, естествознание, техника, искусство, общество, музыка, живопись, архитектура.мода 4 класс (68 часов) Тема года «Порядок» 1. Порядок есть везде (10 ч.) Определение значения понятий «порядок» и «хаос». Классификация примеров порядка по критерию источника возникновения: природный и созданный человеком. 2. Функции порядка (6 ч.) Порядок в природе, обществе, вещах, созданных человеком, выполняет определённые функции. 3. Порядок может помогать и мешать (4 ч.) Порядок в природе, обществе, вещах, созданных человеком, может помогать или мешать. 4. Порядок внутри порядка (6 ч.) Существует порядок внутри порядка в природе, обществе, вещах, созданных человеком. 5. Разные формы порядка (8 ч.) В природе, обществе, вещах, созданных человеком, порядок может иметь разные формы. Понятия: иерархия, классификация, последовательность, система, теория. 6. Порядок помогает понять неизвестное (4 ч.) Существуют различные формы порядка, характерные для разных наук. Составление таблицы-справочника важнейших форм порядка по разным наукам. 7. Разный порядок в одних и тех же вещах (4 ч.) Разные люди могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах, явлениях, событиях. Установление причин разного видения у людей. 8. Связь хаоса и порядка (2 ч.) В природе, обществе, вещах хаос и порядок взаимосвязаны. Установление следствий этой взаимосвязи. 9. Порядок и возникновение нового (6 ч.) Приведение чего-либо в порядок (установление порядка) ведёт к возникновению нового. 10. Хаос может быть ступенькой к порядку (10 ч.) Хаос может быть ступенькой к порядку (отправной точкой для создания нового порядка). Установление роли человека в движении от хаоса к порядку (и наоборот). 11. Порядок в разные эпохи (8 ч.) Понятие «эпоха». Каждая эпоха имеет своё «лицо», а порядок или хаос могут быть «лицом» целой эпохи. Основные виды деятельности: изучение разнообразных функций порядка; изучение разнообразных образцов порядка; изучение особенностей разных видов порядка; изучение симметрии как проявления порядка; исследование образцов порядка; изучение значения важнейших форм порядка; составление таблиц/ справочника форм порядка; оценка образцов порядка; изучение иллюстративного материала; чтение статей и рассказов; формулирование выводов, обобщений; изучение разнообразных источников информации: иллюстрации, словарные статьи, тексты художественных произведений, музыкальные произведения; представление результатов изучения темы в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; разработка мини-проектов; формулирование выводов, обобщений; представление результатов изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; выбор темы для самостоятельной исследовательской работы; формулирование исследовательских вопросов; формулирование цели и задач исследования; определение характера (вида) исследования; составление плана исследования; подготовка к защите исследовательской/проектной работы; подготовка презентации; защита исследовательской/проектной работы. Рекомендуемые области знания: история, техника, литература, естествознание, техника, искусство, история культуры, общество, музыка, живопись, архитектура, политика, языкознание, математика, психология ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ класс Тема года «Изменение» №п/п Тема занятия Обобщение Всего часов 1 Форма проведения Подведение под понятие «изменение» Подведение под понятие «изменение». Применение Изменение – это переход от того, что было, к тому, что стало. 3 Классификация изменений 1 4 Классификация изменений. Применение Изменения могут быть искусственными и естественными 5 Классификация изменений по происхождению Классификация изменений по происхождению. Применение. Введение понятий «факт», «гипотеза», «доказательство» Введение понятий «факт», «гипотеза», «доказательство» Факт, гипотеза, доказательство. Закрепление. Факт, гипотеза, доказательство. Закрепление. Изменения могут быть искусственными и естественными 1 Изменения происходят везде 1 Знакомство с понятиями 1 Игра «Сыщики» 1 Групповое исследование 1 Игра «Сыщики» 1 Групповое исследование 1 2 6 7 8 9 10 11 Знакомство с различными источниками информации Изменения могут быть искусственными и естественными. Изменения происходят везде Изменения происходят везде Групповое исследование 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Толковый словарь Ожегова С.И. https://gufo.me/dict/ozhegov/ изменение Групповое исследование Визуальный ряд примеров изменений https://clck.ru/uwmtR Групповое исследование Примеры изменений в погоде в разные времена года https://clck.ru/uwprm 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Знакомство с различными источниками информации (наблюдение). Применение Знакомство с различными источниками информации. Применение Знакомство с различными источниками информации (задать вопрос компетентному взрослому) Знакомство с различными источниками информации (чтение книг) Знакомство с различными источниками информации (чтение книг). Применение Знакомство с различными источниками информации. (просмотр ТВ программ) Знакомство с различными источниками информации (просмотр ТВ программ). Применение Знакомство с различными источниками информации (опыт) Знакомство с различными источниками информации (опыт), Применение Знакомство с различными источниками информации (эксперимент) Изменения происходят везде Изменения происходят везде Изменения происходят везде Изменения происходят везде Изменения происходят везде 1 Практикум 1 Групповое исследование 1 Практикум 1 Групповое исследование 1 Практикум 1 Групповое исследование 1 Практикум 1 Групповое исследование 1 Практикум 1 Групповое исследование 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Знакомство с различными источниками информации (эксперимент). Применение Знакомство с различными источниками информации (интернет) Знакомство с различными источниками информации (интернет). Применение Вопросы помогают узнавать новое Вопросы помогают узнавать новое. Применение Подведение под понятие «Пословица» Подведение под понятие «Пословица». Применение Изменения в пословицах Изменения в пословицах. Применение Изменения в пословицах Изменения в пословицах. Применение Способы получения нового Способы получения нового (добавление, реорганизация, вычитание, добавление) Изменения происходят везде Вопросы помогают узнавать новое - Изменения происходят в пословицах Изменения происходят в пословицах Существуют разные способы получения нового 1 Практикум 1 Групповое исследование 1 Практикум 1 Групповое исследование 1 Игра «Задай вопрос» 1 Групповое исследование 1 Практикум 1 Групповое исследование Материалы к уроку https://clck.ru/vFRaX 1 1 Групповое исследование 1 Практикум 1 Групповое исследование 1 Толковый словарь Ожегова С.И. https://gufo.me/dict/ozhegov/ пословица Вторая жизнь вещей https://clck.ru/uwprm 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Способы получения нового (добавление) Способы получения нового (добавление). Применение Способы получения нового (реорганизация) Способы получения нового (реорганизация). Применение Способы получения нового (вычитание) Способы получения нового (вычитание). Применение. Способы получения нового (замена) Способы получения нового (замена). Применение Изменения в сказках Изменения в сказках. Применение Изменения в сказках 49 Изменения в сказках. Применение Выявление причинноследственных связей Выявление причинноследственных связей. Применение Изменения одежды 50 Изменения одежды. Применение 46 47 48 Существуют разные способы получения нового 1 1 Существуют разные способы получения нового 1 1 Существуют разные способы получения нового 1 1 Существуют разные способы получения нового Практическая работа с разными материалами (танграм, лего, аппликация и др.) Практическая работа с разными материалами (танграм, лего, аппликация и др.) Практическая работа с разными материалами (танграм, лего, аппликация и др.) 1 Практическая работа с разными материалами (танграм, лего, аппликация и др.) В сказках, как и в пословицах, происходят изменения 1 Чтение и сравнение сказок Сказки, как и пословицы, изменяются 1 - 1 1 1 1 Внесение своих изменений в сказки с помощью изученных способов получения нового Игра «Что было сначала, а что потом?» 1 В одежде людей тоже происходят изменения Толковый словарь Ожегова С.И. https://gufo.me/dict/ozhegov/с казка 1 Групповое исследование 1 Игра «Какой будет одежда будущего?» Причины изменений в природе https://umnazia.ru/blog/allarticles/javlenija-prirody-dljadetej История одежды в картинках https://clck.ru/3Cg88c 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Исследование причин изменения одежды Исследование причин изменения одежды. Применение Изменения в архитектуре Изменения в архитектуре. Применение. Исследование причин изменений в архитектуре Исследование причин изменений в архитектуре. Применение. Изменения полезные и вредные Изменения полезные. Применение. Изменения полезные и вредные Изменения вредные. Применение. Классификация изменений по происхождению и по значению Классификация изменений по происхождению и по значению. Применение Диагностическая работа Анализ заданий диагностической работы Поиск решения проблем Поиск решения проблем. Применение. Изменения в одежде людей происходят всегда по какой-то причине 1 В архитектуре тоже происходят изменения 1 В архитектуре изменения происходят по какой-то причине 1 Групповое исследование 1 Игра «Узнай причину изменения» Изменения бывают полезными и вредными 1 Групповое исследование 1 Игра «Найди полезное изменение» Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Составление газеты изменений 1 Диагностическая работа Изменения бывают полезными и вредными - - 1 Игра «Какова причина изменения одежды?» Групповое исследование 1 1 При решении любой проблемы есть несколько путей 1 Групповое исследование 1 Работа со старинной географической картой https://clck.ru/uxtMY класс Тема года «Изменения» №п/п Тема занятия 1 Вводный урок. 2 Повторение. Изменение. Обобщение - Всего часов 1 1 Форма проведения Игра «Искусственноеестественное изменение» Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Визуальный ряд примеров изменений в архитектуре: https://clck.ru/vNwCw https://clck.ru/vNxux 3 Вводный урок. 4 Повторение. Изменение. 5 Полезные и вредные изменения. 6 7 Полезные и вредные изменения. Применение. Классификация 8 Классификация. Применение 9 Поиск решения проблем. 10 Поиск решения проблем. Применение Подведение под понятие «Критериальная оценка» Подведение под понятие «Критериальная оценка». Применение. Проведение критериальной оценки. Проведение критериальной оценки. Применение 11 12 13 14 - 1 Игра «Найди изменения» 1 Изменения могут быть полезными и вредными. 1 Групповое исследование 1 Изменения могут быть полезные и вредные одновременно. При решении любой проблемы есть несколько путей 1 Игра «Полезное-вредное изменение» Групповое исследование 1 Игра «Приведи пример» 1 Групповое исследование Изменения могут быть полезные и вредные 1 https://clck.ru/vQLz6 пример усовершенствования образца старой игрушки 1 Групповое исследование 1 Изменения могут быть полезными и вредными https://clck.ru/uy2Fr 1 Групповое исследование 1 Игра «Оцени работу второклассника» Толковый словарь Ожегова С.И. https://clck.ru/vQRF8 критерий 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Взаимосвязь полезных и вредных изменений. Взаимосвязь полезных и вредных изменений. Применение Подведение под понятие «неизбежно» Подведение под понятие «неизбежно». Применение В окружающем мире изменения неизбежны (горообразование) В окружающем мире изменения неизбежны (горообразование). Применение Открытые и закрытые вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Применение Виды исследования (дедуктивное/ индуктивное). Виды исследования (дедуктивное/ индуктивное). Применение В литературе одно изменение влечет за собой другое В литературе одно изменение влечет за собой другое. Применение. В литературе одно изменение влечет за собой другое В литературе одно изменение влечет за собой другое. Применение. Полезные и вредные изменения взаимосвязаны Изменения неизбежны 1 Групповое исследование 1 Игра «Докажи взаимосвязь» 1 Групповое исследование 1 Изменение неизбежно 1 Групповое исследование 1 Вопросы бывают открытые и закрытые 1 Одно изменение влечет за собой другое 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Одно изменение влечет за собой другое Одно изменение влечет за собой другое 1 Групповое исследование 1 Работа с произведениями разных авторов 1 Групповое исследование 1 Работа с произведениями разных авторов Толковый словарь Ожегова С.И.-неизбежность В живописи одно изменение влечет за собой другое В живописи одно изменение влечет за собой другое. Применение В природе одно изменение влечет за собой другое В природе одно изменение влечет за собой другое. Применение Одно изменение влечет за собой другое В природе одно изменение влечет за собой другое В природе одно изменение влечет за собой другое. Применение Одно изменение влечет за собой другое 35 Изменения разной значимости 1 36 Изменения разной значимости. Применение Изменения могут быть глобальными и частными 1 Поиск в СМИ заметок с глобальными и частными изменениями 37 Классификация изменений по нескольким основаниям Классификация изменений по нескольким основаниям Критериальная оценка изменений - 1 Групповое исследование 1 1 Создание газеты изменений в группах Групповое исследование 1 Оценка события по критериям 1 Групповое исследование 29 30 31 32 33 34 38 39 40 41 Одно изменение влечет за собой другое 1 Групповое исследование 1 Работа с картинами разных художников 1 Групповое исследование 1 Наблюдение за погодой (использование данных Дневника наблюдений) Групповое исследование 1 1 Изменения могут быть глобальными и частными Критериальная оценка изменений. Применение Урок-применение. Критериальная Изменения могут быть оценка исторических событий глобальными и частными (Россия) Работа с заметками из журналов и газет об изменении климата Групповое исследование Толковый словарь Ожегова С.И. https://clck.ru/vQtzY глобальный https://clck.ru/vQub3 -частный 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Урок-применение. Критериальная оценка исторических событий (Россия) Урок-применение. Критериальная Изменения могут быть оценка исторических событий глобальными и частными (Россия) Урок-применение. Критериальная оценка исторических событий (Россия) Способы изменений Изменения могут быть глобальными и Способы изменений. Применение частичными Урок-применение. Способы Изменения могут быть изменений (Свердловская глобальными и частными область) Урок-применение. Способы изменений (Свердловская область) Урок-применение. Способы Изменения могут быть изменений (Екатеринбург) глобальными и частными Урок-применение. Способы изменений (Екатеринбург) Предсказуемые и Изменения могут быть непредсказуемые изменения предсказуемыми и непредсказуемыми Предсказуемые и непредсказуемые изменения. Применение Изменение внешней и внутренней Точка зрения может позиции менять видение мира Изменение внешней и внутренней позиции. Применение 1 Оценка события по критериям 1 Групповое исследование 1 Оценка события по критериям 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 1 1 Групповое исследование 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Изменение внешней и внутренней позиции Изменение внешней и внутренней позиции. Применение Изменение внешней и внутренней позиции Изменение внешней и внутренней позиции. Применение Революционные и эволюционные изменения Революционные и эволюционные изменения. Применение Революционные и эволюционные изменения (Крещение Руси) Революционные и эволюционные изменения (Крещение Руси). Применение Революционные и эволюционные изменения Революционные и эволюционные изменения. Применение Диагностическая работа Анализ заданий диагностической работы Групповой проект «Школа будущего» Защита групповых проектов «Школа будущего» Технология может изменять видение мира 1 Групповое исследование 1 Технология может изменять видение мира 1 Групповое исследование 1 Изменения могут быть революционными и эволюционными 1 Изменения могут быть революционными и эволюционными 1 Эволюционные изменения приводят к революционным 1 - 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Диагностическая работы 1 - 1 1 Защита групповых проектов ласс Тема года «Влияние» №п/п Тема занятия 1 Введение в тему. 2 Подведение под понятие «влияние». Влияние приводит к изменению. Влияние приводит к изменению. Применение 3 4 5 Влияние природы. 6 Влияние природы. Применение 7 Влияние природных часов «на живые» организмы. Влияние природных часов «на живые» организмы. Применение Классификация влияний 8 9 10 11 Классификация влияний. Применение Подведение под понятие «Время» Обобщение Всё в мире пронизано влиянием одного на другое. Влияние приводит к изменению. Влияния могут быть естественными искусственными. Природа имеет «часы», влияющие на всё множеством разнообразных способов во все времена. Всего часов 1 Форма проведения Групповое исследование https://gufo.me/dict/ozhegov/влияние 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Толковый словарь Ожегова С.И. Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 Живые организмы имеют свои «биологические часы или ритмы», которые связаны с «природными часами» Влияния могут быть полезными и вредными 1 - 1 Групповое исследование Иллюстрации https://clck.ru/vHdQ3 1 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование Толковый словарь Ожегова С.И. https://gufo.me/dict/ozhegov/время 12 Подведение под понятие «Время». Применение 13 Влияние условий жизни людей на исчисление времени. Влияние условий жизни людей на исчисление времени. Применение Влияние времени на различные сферы деятельности человека. Влияние времени на различные сферы деятельности человека. Применение. Влияние времени на живопись. 14 15 16 17 18 19 Влияние времени на живопись. Применение Влияние времени на музыку. 20 Влияние времени на музыку. Применение 21 Влияние людей на людей. 22 Влияние людей на людей. Применение 23 Генетический путь влияния людей на людей. Генетический путь влияния людей на людей. Применение 24 Видео https://clck.ru/vHZDC 1 Особенности жизни людей влияют на способ исчисления времени. 1 Групповое исследование Время влияет на все (архитектуру, моду, технологию, искусство). 1 Цвет в живописи передает влияние времени. 1 Групповое исследование 1 Ритм в музыке передает влияние времени. 1 Работа с репродукциями картин Групповое исследование 1 Групповое исследование Визуальный ряд https://clck.ru/3Cg9Vx 1 1 Люди влияют на людей как положительно, так и отрицательно. 1 Люди могут влиять на людей генетическим путем. Это влияние может оказывать как 1 1 1 Работа с музыкальными произведениями разных жанров и разных композиторов Групповое исследование Работа с художественными произведениями разных авторов Групповое исследование Работа с фотографиями родственников Визуальный ряд Фотографии родственников https://clck.ru/3Cg9Q7 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Классификация влияний людей на людей и др. вещи. Классификация влияний людей на людей и др. вещи. Влияния прямые и косвенные. Применение Критериальная оценка влияния людей на людей и др. вещи. Критериальная оценка влияния людей на людей и др. вещи. Применение. Подведение под понятие «Лидер». Подведение под понятие «Лидер». Применение Особое влияние деятельности лидера. Особое влияние деятельности лидера. Применение Особое влияние деятельности лидера. Особое влияние деятельности лидера. Применение положительное, так и отрицательное воздействие. Влияние человека на человека и др. вещи может быть прямым или косвенным. 1 Групповое исследование 1 Влияние человека на человека и др. вещи может быть прямым или косвенным, положительным или отрицательным, естественным или искусственным. Лидер – человек, который оказывает особое влияние на людей. 1 Групповое исследование 1 Анализ жизненных ситуаций и ситуаций из художественных произведений 1 Групповое исследование Толковый словарь Ожегова С.И. https://gufo.me/dict/ozhegov/лидер Деятельность лидера может вызывать большие изменения в области общественнополитической жизни людей, науки или искусства Лидер оказывает особое влияние на одну или несколько сфер жизни. 1 Групповое исследование Визуальный ряд: Фотографии лидеров в разные времена нашего государства https://clck.ru/3Cg9cu 1 1 1 1 Групповое исследование 37 Положительное и отрицательное влияние лидера. Положительное и отрицательное влияние лидера. Применение Влияние знаний. 38 Влияние знаний. Применение 39 Классификация знаний по полноте. Классификация знаний по полноте. Применение Классификация знаний по полноте, истинности, научности. Классификация знаний по полноте, истинности, научности. Применение Влияние знаний на поведение и поступки людей. Влияние знаний на поведение и поступки людей. Применение Влияние типа знаний на исход решения проблемы. Влияние типа знаний на исход решения проблемы. Применение Влияние знаний на результаты деятельности человека. Влияние знаний на результаты деятельности человека. Применение 35 36 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Влияние лидера может быть положительным и отрицательным. 1 Знания о природе, обществе, человеке, влияют на исход событий. Знания могут быть разного типа (полные и неполные). 1 Знания могут быть разного типа: (полные и неполные; достоверные и недостоверные; - научные и житейские) Знания влияют на поступки и поведение людей. 1 Типы знаний влияют на исход решения проблемы. 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Знания влияют на результаты творческой деятельности художника. 1 1 Групповое исследование Толковый словарь Ожегова С.И. https://gufo.me/dict/ozhegov/знание 51 Влияние знаний на результаты деятельности человека. Влияние знаний на результаты деятельности человека. Применение Влияние слов. 52 Влияние слов. Применение 53 Критериальная оценка влияния слов. Критериальная оценка влияния слов. Применение 49 50 54 55 Подведение под понятие «окружающая среда». 56 Влияние окружающей среды. 57 Окружающая среда жителей Екатеринбурга. Творческая работа. Окружающая среда жителей Екатеринбурга. Творческая работа. Влияние окружающей среды на культуру общества. Влияние окружающей среды на культуру общества. Применение Влияние социального окружения. 58 59 60 61 Знания влияют на то, как мы видим и изображаем мир. 1 Слово может повлиять на исход событий в истории и жизни отдельных людей. 1 Слово может влиять на исход событий и на отдельных людей как положительно, так и отрицательно. Типы окружающей среды: природное, экономическое, социальное и политическое окружение. - 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование Работа со статьями из СМИ 1 Каждый тип окружающей среды влияет на развитие культуры общества. Материалы к уроку https://clck.ru/vFrpi/ 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование Толковый словарь Ожегова С.И. https://clck.ru/vJW4q /среда 62 Влияние социального окружения. Применение 63 64 Критериальная оценка влияния окружающей среды. Критериальная оценка влияния окружающей среды. Применение 65 Диагностическая работа 66 Анализ заданий диагностической работы Окружающая среда. Защита групповых проектов «Планета в опасности» Окружающая среда. Защита групповых проектов «Планета в опасности» 67 68 Социальное окружение влияет на жизнь, чувства и поведение людей. Степень влияния различных типов окружающей среды на удовлетворение потребностей человека не одинаковы. - 1 Просмотр и анализ фрагментов фильмов 1 Групповое исследование 1 1 Диагностическая работа 1 - 1 1 Защита групповых проектов ласс Тема года «Порядок» №п/п Тема занятия Обобщение Всего часов 1 1 1 Форма проведения Вводный урок Вводный урок Подведение под понятие «Порядок» Подведение под понятие «Порядок». Применение - 5 6 Типы порядка Типы порядка. Применение 1 1 Групповое исследование 7 Относительность хаоса и порядка 1 Групповое исследование 8 Относительность хаоса и порядка. Применение Порядок может быть естественным и искусственным. Порядок можно изменить. Порядок и хаос относительны. 9 10 Когда порядок уменьшается, то хаос возрастает и наоборот. Порядок есть везде. 1 1 Групповое исследование 11 Критериальная оценка Критериальная оценка. Применение Порядок есть везде 1 Групповое исследование 12 Порядок есть везде. Применение 13 Функция порядка 1 2 3 4 Порядок есть везде. Групповое исследование Групповое исследование 1 1 1 - 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Толковый словарь Ожегова С.И. https://onlinedic.net/ozhegov/pag e/word25261.php -порядок https://clck.ru/vMpaW /-хаос Визуальный ряд: (фотографии, рисунки, иллюстрации, демонстрирующие состояния порядка и хаоса в разных областях) https://clck.ru/3CgA52 порядок https://clck.ru/3CgA98 -хаос Визуальный ряд- игрушкаматрешка https://clck.ru/vK47D Групповое исследование 14 Функция порядка. Применение 15 Функция порядка 16 Функция порядка. Применение 17 Функция порядка 18 Функция порядка. Применение 19 Порядок может помогать или мешать Порядок может помогать или мешать. Применение Формы порядка (классификация, иерархия, последовательность, теория, система) Формы порядка (классификация, иерархия, последовательность). Применение Система – форма порядка 20 21 22 23 24 25 Система – форма порядка. Применение Теория – форма порядка 26 Теория – форма порядка. Применение 27 Теория – форма порядка 28 Теория – форма порядка. Применение Толковый словарь Ожегова С.И. https://clck.ru/vJxSf /функция 1 Порядок выполняет определённые функции. 1 Порядок может выполнять несколько функций одновременно Порядок может помогать и мешать 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 Порядок может иметь разные формы (иерархия, классификация, последовательность) 1 Групповое исследование 1 Порядок может иметь разные формы (система) 1 Порядок может иметь разные формы (теория) Теории могут быть ложными. Теория, которая считалась истинной, впоследствии может оказаться ложной. 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 1 Групповое исследование Толковый словарь Ожегова С.И. https://clck.ru/vK47D - пример 1 https://clck.ru/vMfZn - пример 2 система: https://clck.ru/vMguH - пример 3 https://clck.ru/vMhrp - пример 4 https://clck.ru/vMk5D - пример 5 35 Роль порядка в объяснении неизвестного Роль порядка в объяснении неизвестного. Применение Роль порядка в объяснении неизвестного Роль порядка в объяснении неизвестного. Применение Использование форм порядка наукой Использование форм порядка наукой. Применение Урок решения проблем 36 Урок решения проблем 37 Порядок с точки зрения людей различных профессий. 29 30 31 32 33 34 38 39 40 41 Порядок с точки зрения людей различных профессий. Применение Порядок с точки зрения разных людей Порядок с точки зрения разных людей. Применение Хаос – ступенька к порядку в науке 42 Хаос – ступенька к порядку в науке. Применение 43 Взаимосвязь хаоса и порядка 44 Взаимосвязь хаоса и порядка. Применение Порядок помогает объяснять неизвестное 1 Групповое исследование 1 Каждая форма порядка позволяет узнать новые сведения об окружающей действительности. Наука пользуется определёнными формами порядка. 1 Разный порядок в одних и тех же вещах 1 Люди разных профессий могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах. 1 Разные люди могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах. 1 Причины, вызывающие разное видение одних и тех же вещей у различных людей. Связь хаоса и порядка 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование Визуальный ряд: https://clck.ru/vNWXD -мир профессий 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 1 Групповое исследование 45 Взаимосвязь хаоса и порядка 46 Взаимосвязь хаоса и порядка 47 Урок решения проблем 48 Урок решения проблем. Применение Возникновение нового в результате установления порядка. Индуктивное исследование Возникновение нового в результате установления порядка. Индуктивное исследование. Применение Возникновение нового в результате установления порядка. Дедуктивное исследование Возникновение нового в результате установления порядка. Дедуктивное исследование. Применение Хаос – ступенька к порядку 49 50 51 52 53 54 55 Хаос – ступенька к порядку. Применение Подведение под понятие «Эпоха» 57 Подведение под понятие «Эпоха». Применение «Лицо» эпохи 58 «Лицо» эпохи. Применение 56 Хаос и порядок взаимосвязаны. 1 Между хаосом и порядком нет грани 1 Порядок и возникновение нового 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 Установление порядка приводит к возникновению чего-то нового. Для того чтобы возник порядок, необходимо совершить какую-то работу. Хаос может быть ступенькой к порядку 1 Человек, преобразует беспорядок, создавая из него порядок. 1 Человек – сила, которая может противостоять хаосу, творя порядок. 1 Групповое исследование 1 Толковый словарь Ожегова С.И. https://clck.ru/eS6Z3 - работа История появления простых вещей https://clck.ru/SSexr 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 Групповое исследование Толковый словарь Ожегова С.И. https://clck.ru/vNrB2 -эпоха 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Влияние времени на творчество художника Влияние времени на творчество художника. Применение Порядок в разные эпохи Порядок в разные эпохи. Применение Каждая эпоха имеет свое «лицо» Каждая эпоха имеет свое «лицо». Применение Диагностическая работа Анализ заданий диагностической работы. Защита исследовательских и проектных работ Защита исследовательских и проектных работ Защита исследовательских и проектных работ «Неспокойное время» порождает у художников «беспокойные» полотна. 1 Порядок или хаос – «лицо» эпохи 1 Каждая эпоха имеет свое «лицо». 1 - 1 1 Групповое исследование 1 Групповое исследование 1 1 - Групповое исследование 1 1 Диагностическая работа Защита исследовательских и проектных работ Галерея репродукций экспрессионистов https://clck.ru/vNgyJ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/ Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под редакцией Н. Б. Шумаковой.-М.: Просвещение, 2006.-239 с. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: - мультимедийное оборудование; - уголок для размещения рабочих листов всех групп и обобщений после каждого занятия; - маркеры 4-ех цветов в каждую группу; - магниты (20-30 шт.); - аншлаги: изменение, влияние, порядок, исследование, дедуктивное исследование, индуктивное исследование, исследователь, гипотеза, вопрос, доказательство, факты; - карточки с символами областей знаний: природа, техника, искусство, наука, общество, экономика; - листы-шаблоны для всех занятий: «вопрос», «гипотеза»; - карточки: роли в группе (командир, помощник командира, организатор, редактор, хранитель времени); - тетрадь- 1 шт. (48 листов на 4 года ); - песочные часы ( в зависимости от кол-ва групп) - в каждую группу (1 мин, 5 мин) или таймер на экране; - колокольчик; - подставки с номерами групп. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: все занятия проводятся в группах по 4-5 человек.