Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу в 10 классах разработана на основе следующих документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по информатике, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 года № 1089. 2. Программы по информатике для 10 класса (профильный уровень); автор: Семакин И. Г. , Хеннер Е.К., Шейн Т.Ю. (Методическое пособие для учителей. / М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2018). 3. Программы по информатике для 10 и 11 класса (базовый уровень); автор: Семакин И. Г. , Хеннер Е.К., Шейн Т.Ю. (Методическое пособие для учителей. / М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2018). Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности кадет, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. Д) В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся. Учебный курс «Практикум по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее. Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления обучающихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность обучающихся. Слушателями этого курса могут быть обучающиеся различного профиля обучения. Цели курса: Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах. Совершенствование математической культуры и творческих способностей кадет. Задачи курса: Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса обучающихся к предмету. Подготовка к обучению в ВУЗе. Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации. Формирование и развитие аналитического и логического мышления. 2 Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы. Место предмета в базисном учебном плане учебный курс «Практикум по информатике» рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю в течение учебного года. Описание форм и методов контроля достижения планируемых результатов. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний кадет открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания обучающихся позволяет лучше изучить кадет, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля. Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу. Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания обучающихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. 10 класс – 34 часа Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. 3 Содержание программы – 10 класс (34 часа) № Разп/п дел 1 Информационное моделирование 2. Итого Работа с текстовыми файлами Кол-во часов 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3. Итого Символьные величины 4 1 1 1 Итого Системы счисления 1 1 5 1 1 1 1 1 Итого Информационные и коммуникационные технологии 1 6 1 1 1 1 1 1 1 Итого Основы логики 7 1 1 Итого Тренинг по вариантам 1 1 4 1 Содержание Понятие модели. Типы и формы представления. Информационная модель, виды, формализация. Этапы построение компьютерной модели (системный анализ, построение математической модели, отладка, тестирования, анализ результата). Решение практической задачи. Способы ввода информации в тело программы. Структура текстового файла. Вывод информации из текстового файла. Ввод информации в текстовый файл. Алгоритм решения практической задачи с использованием текстовых файлов «Алгоритм решения квадратного уравнения». Понятие символьной величины (литер, строка). Представление в памяти компьютера, структурированные типы данных. Строковые процедуры и функции. Обработка символьных величин (копирование, удаление, вставка, сортировка, сцепление, сравнение). Решение практических задач. Позиционный принцип в системах счисления. Двоичная, 8-я, 16-я системы счисления. Переводы и связь между системами счисления. Разработка алгоритмом перевода для компьютера. Разработка алгоритма решения практической задачи и реализация его на компьютере. Повторение. Файловые системы. Обработка графической информации. Цифровое кодирование звука. Обработка информации в электронных таблицах. Базы данных. Телекоммуникационные технологии. Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии». Построение таблиц истинности логических выражений. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Преобразование логических выражений. Логические уравнения. Решение заданий базового и повышенного уровней сложности разных типов. 4 Итого Итого 1 1 1 4 34 Решение заданий высокого уровня сложности. Решение задач разного уровня сложности. Итоговая работа. 5 № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тематическое планирование (10 класс) Всего В том числе Формы часов внеурочной Теория Практика деятельности Информационное моделирование Понятие модели. Типы и 1 1 формы представления. Информационная мо1 1 дель, виды, формализация. Этапы построение компь1 1 ютерной модели (системный анализ, построение математической модели, отладка, тестирования, анализ результата). Решение практической 1 задачи. Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения 1 1 (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ 1 Работа с текстовыми файлами Способы ввода информа1 1 ции в тело программы. Структура текстового 1 1 файла. Вывод информации из 1 текстового файла. Ввод информации в текстовый файл. Алгоритм решения прак1 тической задачи с использованием текстовых файлов «Алгоритм решения квадратного уравнения». Символьные величины Понятие символьной ве1 1 личины (литер, строка). Представление в памяти 1 1 компьютера, структурированные типы данных. Строковые процедуры и 1 1 функции. Обработка символьных 1 величин (копирование, удаление, вставка, сортировка, сцепление, сравнение). Решение практических 1 задач. Системы счисления Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ 1 1 6 Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ 14. Позиционный принцип в 1 1 системах счисления. 15. Двоичная, 8-я, 16-я си1 1 стемы счисления. 16. Переводы и связь между 1 1 системами счисления. 17. Разработка алгоритмом 1 1 перевода для компьютера. 18. Разработка алгоритма ре1 1 шения практической задачи и реализация его на компьютере. 19. Повторение. 1 1 Информационные и коммуникационные технологии 20. Файловые системы. 1 1 21. Обработка графической 1 1 информации. 22. Цифровое кодирование 1 1 звука. 23. Обработка информации в 1 1 электронных таблицах. 24. Базы данных. 1 1 25. Телекоммуникационные 1 1 технологии. 26. Решение заданий по теме 1 1 «Информационные и коммуникационные технологии». Основы логики 27. Построение таблиц ис1 1 тинности логических выражений. 28. Запросы для поисковых 1 1 систем с использованием логических выражений. 29. Преобразование логиче1 1 ских выражений. 30. Логические уравнения. 1 1 Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ Лекции; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ Тренинг по вариантам 31. Решение заданий базо1 вого и повышенного уровней сложности разных типов. 32. Решение заданий высо1 кого уровня сложности. 1 1 7 Практические упражнения (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/), электронный образовательный ресурс издательства 33. Решение задач разного уровня сложности. 34. Итоговая работа. 1 1 1 1 «Просвещение» (https://media.pro sv.ru/func/) https://education. yandex.ru/lab/clas ses/1047146/librar y/informatics/the me/48268/ Итого: 34 14 20 8 Учебно-методическое обеспечение 1. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю. 2. Информатика. Базовый уровень. 10–11 классы. Компьютерный практикум Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю. / Куклина И.Д. / Аквилянов Н.А. / Мирончик Е.А. 3. Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю. 4. Цифровые образовательные ресурсы: 1. https://education.yandex.ru/lab/classes/1047146/library/informatics/theme/48268/ - Электронный ресурс «Яндекс учебник». 2. https://bosova.ru/books/740/10126/ - Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы. 3. https://bosova.ru/books/740/18410/ - Информатика. 10–11 классы. Компьютерный практикум. 9