Пояснительная записка Элективный курс включает 9 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации. Семь блоков курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. В экзаменационную работу, выполняемую выпускниками средней школы, входят задания по курсу основной школы. Изученные в 6—7 классах темы понятия не всегда повторяются в старших классах, на это зачастую нет времени на уроках. По этой причине необходимо дополнительное время на их повторение и понимание с учетом знаний по общей биологии. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека, и его повторение и осмысление с позиций выпускника средней школы имеет большое значение для формирования здорового образа жизни. Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из смежных предметов — химии, физики. Повторение этих знаний в 11 классе делает их более прочными и обоснованными. Это касается также решения познавательных задач по молекулярной биологии, генетике и экологии. Элективный курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе). Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты освоения элективного курса У обучающегося будут сформированы: умение управлять своей познавательной деятельностью; осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Учащийся получит возможность для формирования: готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Метапредметные результаты освоения элективного курса Регулятивные УУД Учащийся научится: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, принеобходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления. Учащийся получит возможность научиться: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Познавательные УУД Учащийся научится: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи. Учащийся получит возможность научиться: находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Коммуникативные УУД Учащийся научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.). Учащийся получит возможность научиться: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения элективного курса Выпускник научится: Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли. Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ. Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни. Обобщать и применять знания о многообразии организмов. Выпускник получит возможность научится: Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств. Сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений. Применять биологические знания в практических ситуациях (практикоориентированное задание). Работать с текстом или рисунком. Обобщать и применять знания в новой ситуации. Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации. Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации. Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации Содержание курса 10 класс 1. ВВЕДЕНИЕ – 3 часа. Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков ЕГЭ и выполнению заданий ЕГЭ. (1 час) Вводное тестирование. Выполнение одной из демоверсий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия. 3. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ – 8 часов. Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической информации и пр. Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др. Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, вставить в текст правильные ответы из предложенных, подчеркнуть в тексте ошибки и дать правильные ответы. Практикум «Нахождение соответствия при повторении темы «Уровни организации живой материи». Уровни организации материи: молекулярный, клеточный, популяционновидовой, тканевый, экосистемный, органный, биосферный. организменный, Признаки уровней: системность, саморегуляция и др. Практическое занятие «Основные свойства живого». Рост, развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определенный химический состав. Характеристика свойств живого. Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, найти соответствие. Анализ результатов. 4. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 11 часов. Обзорная лекция «Химический состав клетки». Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке. Практикум «Нуклеиновые кислоты». Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность. Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и функциями органических веществ в клетке». Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная, сигнальная и др. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток». Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции на конкретных примерах. Практическое занятие «Клетки прокариот». Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой. Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др. Лекция «Метаболизм в клетке». Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки.Строение митохондрий. АТФ и ее роль в клетке. Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии. Промежуточное тестирование по теме. Выполнение заданий на виды деятельности: давать характеристику, определение, сравнивать, объяснять, определять логическую последовательность, выявлять причинно-следственные связи, решать задачи. Практикум «Методы изучения клетки». Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение, описание, моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии. Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме. Собеседование «Неклеточные формы жизни». Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД. Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выберите правильные ответы (один из трех, три из шести), установите последовательность, определите по рисунку, решите задачу. Анализ результатов. 4. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов. Размножение организмов. Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое. Способы размножения организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение. Общие закономерности онтогенеза. Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его значение. Развитие организмов. Развитие прямое и непрямое (с полным и не полным превращением). Влияние окружающей среды на развитие организма (зародыша). Рудименты и атавизмы. Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: определите по рисунку, установите последовательность, выберите один правильный ответ из четырех. Закономерности наследственности и изменчивости. Носители наследственной информации — нуклеиновые кислоты. Строение хромосом, расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение. Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции. Решение задач по генетике. Решение задач на моногибридное, дигибридное, признаков. анализирующее скрещивание. Другие виды наследования Составление родословной. Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения наследования признаков у человека. Изучение родословной и составление схемы генеалогического древа семьи. Решение задач. Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания группы С — решение задач по генетике и на установление причинно-следственных связей. Выбор одного правильного ответа из четырех. 5. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ – 9 часов. Основные систематические категории. Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия для видов. Характеристика царства Растения. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений. Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных. Характеристика царства Грибы. Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в жизни человека и в природе. Лишайники. Использование организмов в биотехнологии. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Направление развития биотехнологии. Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, три — из шести, дописать предложения, найти ошибки в предложенном тексте и дать правильные ответы. Включить отдельные тестовые задания из блоков 2—4. 6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ – 8 часов. Биосоциальная природа человека. Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов и систем органов человека. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы оказания первой помощи. Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки. Доврачебная помощь. Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на разные виды деятельности учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности. 7. Надорганизменные системы – 8 часов. Эволюция органического мира. Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты, кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы. Предварительное тестирование по теме. Тестирование с использованием заданий, демоверсий предыдущих лет. Анализ результатов. Рефлексия. Синтетическая Движущие силы теория эволюции: эволюции наследственная (СТЭ). Создатели изменчивость, СТЭ. борьба за существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Вид, его критерии. Популяция. Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид — единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Гипотезы возникновения жизни. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы. Подведение итогов. Повторение темы. Тестирование по теме. Тестовые задания на разные виды деятельности: называть, объяснять, описывать, давать характеристику, систематизировать, моделировать, определять логическую последовательность. 8. Экосистемы и присущие им закономерности – 9 часов. Естественные сообщества живых организмов и их компоненты – 1 час. Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Решение познавательных задач. Работа с терминами по теме. Экологические Интенсивность действия факторы. факторов. Абиотические Взаимодействие факторы факторов. среды. Пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Промежуточное тестирование по теме. Тестовые задания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ. Биосфера – живая оболочка планеты. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера. Круговорот веществ в природе. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере. Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на моделирование процессов, установление причинно-следственных связей и логической последовательности, интеграцию знаний, интерпретацию событий, прогнозирование, оценивание, практическое применение знаний. 9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование по вариантам ЕГЭ. Задания части 1 и части 2. Обсуждение выполненной работы. Анализ типичных ошибок. Рефлексия. 1. Биология. Готовимся к единому государственному экзамену / В. Б. Захаров, А. Ю. Цибулевский, Н. И. Сонин, Я. В. Скворцова. — М.: Дрофа, 2006. 2. Мамонтов С. Г. Биология. — М.: Дрофа, 2008. (Выпускной/вступительный экзамен). 3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение, 1994. 4. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1993. 5. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская линия В. В. Пасечника). — М.: Дрофа, 2008. 6. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская линия Н. И. Сонина). — М.: Дрофа, 2008. 7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004. 8. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005. 9. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2005. 10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Раздел (тема) Количество часов Примечание 10 класс 1. Многообразие организмов. 9 часов. Основные систематические 1 Характеризовать задачи науки категории. систематики. Определять понятия «таксон», «естественная система живых организмов». Объяснять роль вида в классификации организмов. Характеристика царства 1 называть основные свойства Растений. представителей царства Растений. Характеризовать их свойства и процессы жизнедеятельности. Эволюция растений. 1 понимать процессы эволюции растений и их последовательность Характеристика царства 1 называть основные признаки, свойства Животных. Беспозвоночные. и процессы жизнедеятельности Беспозвоночных животных Характеристика царства 1 называть основные признаки, свойства Животных. Позвоночные. и процессы жизнедеятельности Позвоночных животных Характеристика царства Грибов. 1 называть основные свойства и признаки представителей царства Грибов, их свойства и процессы жизнедеятельности Лишайники. 1 объяснять выделение лишайников в отдельную группу симбиотических орагнизмов, знать их строение и виды Использование организмов в 1 Характеризовать особенности биотехнологии. биотехнологии как науки и практической деятельности. Раскрывать значение биотехнологии для защиты окружающей среды. Решение тренировочных заданий 1 формирование умений выполнять по теме «Многообразие задания в формате ЕГЭ организмов». 2. Человек и его здоровье. 8 часов. Биосоциальная природа человека. 1 Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека Строение и жизнедеятельность 1 Знать сущность процессов обмена клеток, тканей, органов и систем веществ, роста, возбудимости. Уметь органов человека. Опорнораспознавать на таблицах и описывать двигательная система. основные органоиды клетки; 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. сравнивать клетки растений и животных Внутренняя среда организма 1 Знать признаки биологических человека. объектов, сущность биологи-ческих процессов. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями. Обмен веществ и превращения 1 Знать определение понятий энергии. «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии. Нервная и гуморальная регуляции 1 Знать сущность процесса регуляции деятельности человека. жизнедеятельности организма. Уметь характеризовать его механизмы. Высшая нервная деятельность. 1 Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Личная и общественная гигиена. 1 Повторить вопросы гигиены, правила Вредные привычки. Приемы первой помощи человеку в различных оказания первой помощи. ситуациях. Тренировочные задания ЕГЭ по 1 формирование умений выполнять теме «Человек и его здоровье». задания по типу ЕГЭ 3. Надорганизменные системы. 8 часов. Эволюция органического мира. 1 Объяснять понятие «эволюция». Описывать вклад различных учёных в идею развития живого мира. Раскрывать основные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка, Ч,Дарвина Решение тренировочных заданий 1 формирование умений решать задания по теме «Эволюция по типу ЕГЭ органического мира». Синтетическая теория эволюции 1 Формировать представление о (СТЭ). синтетической теории эволюции. Оценивать вклад российских и иностранных учёных в развитие СТЭ. Результаты и направления СТЭ. 1 Определять понятия «биологический прогресс, регресс». Характеризовать и оценивать значимость биологического прогресса для эволюции. Определять понятия «ароморфоз», «идиоадаптация» «общая дегенерация. Вид, его критерии. Популяция. 1 Определять понятие «вид». Характеризовать критерии вида, свойства вида как биосистемы. Определять понятие «популяция». Характеризовать популяцию как биосистему. Называть особенности группового способа жизни особей в 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. популяции. Гипотезы возникновения жизни 1 Знать ранние гипотезы происхождения на Земле. жизни. Уметь анализировать и оценивать их. Объяснять вклад ученых в формирования представлений о происхождении жизни на Земле. Биологическая эволюция, её 1 Называть и характеризовать основные начальные этапы. эволюционные преобразования организмов на разных этапах развития жизни на Земле. Выполнение заданий ЕГЭ по теме 1 формирование умений выполнять «Надорганизменные системы». задания в формате ЕГЭ 4. Экосистемы и присущие им закономерности. 9 часов. Естественные сообщества живых 1 Характеризовать особенности организмов и их компоненты. биогеоценотического уровня организации жизни, сравнивать их с особенностями биосферного уровня. Решение заданий по экологии. 1 формирование умений выполнять Работа с терминами. задания части 1 и части 2 в формате ЕГЭ Экологические факторы среды. 1 знать и уметь приводить примеры экологических факторов среды, их влияние на биоценоз Биотические факторы среды. 1 Характеризовать разные типы межвидовых отношений в биогеоценозах. Решение заданий по типу ЕГЭ на 1 формирование умений выполнять экологические факторы. задания части 1 и части 2 в формате ЕГЭ Смена биоценозов. 1 Сравнивать понятия «смена биогеоценозов» и «сукцессия». Различать и характеризовать первичные и вторичные сукцессии. Биосфера – живая оболочка 1 Характеризовать свойства и функции планеты. живого вещества биосферы на конкретных примерах. Круговорот веществ в природе. 1 Объяснять понятия «круговорот веществ», «поток энергии». Выявлять и объяснять роль организмов в биологическом круговороте веществ и потоке энергии. Тренировочное тестирование в 1 формирование умений решать задания формате ЕГЭ. в формате ЕГЭ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Раздел (тема) Анализ 3 выполненной работы 1 разбор и анализ тестовых заданий демоверсии ЕГЭ. 2. Биология – наука о живой природе. 8 часов. Общебиологические 4 1 Определение основополагающих закономерности. понятий: научное мировоззрение, научная картина мира, естественнонаучная картина мира, учёный, биология. Роль 5 биологии в формировании 1 раскрывать роль науки в научных представлений о мире. формировании современной научной картины мира, практического значения биологических знаний и профессий, связанных с биологией. Ученые, 6 внесшие вклад в развитие 1 актуализировать знания о развитии знаний о живой природе. биологии. Промежуточное 7 тестирование. 1 проверка знаний учащихся Уровни 8 организации живой материи. 9. Основные 1 свойства живого. 12. 13. 14. Примечание 11 класс 1. Введение. 3 часа. Виды 1 заданий ЕГЭ. Инструктаж по 1 инструктаж заполнению бланков. Выполнение 2 демоверсии ЕГЭ. 1 стартовое тестирование 8. 10. 11. Количество часов 1 Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. 1 Знать свойства живого. Уметь выделять особенности развития живых организмов. Тестовая 1 работа. 1 проверка усвоения тем Анализ тестовой работы. 1 работа над ошибками 3. Клетка как биологическая система. 11 часов. Химический 1 состав клетки. 1 характеризовать особенности неорганических веществ, входящих в состав живого, их критическая оценка и интерпретация. Нуклеиновые кислоты. 1 характеризовать строение и функции нуклеиновых кислот ДНК и РНК. Углеводы, белки, липиды, их 1 характеризовать особенности функции. строения и функции органических веществ клетки № п/п Раздел (тема) 15. Решение 1 задач по теме «Химический состав клетки». 1 16. Структурно-функциональная 1 организация клеток прокариот. 1 17. Структурно-функциональная 1 организация клеток эукариот. 1 18. 19. Метаболизм 1 в клетке. Решение 1 заданий на «фотосинтез» и «энергетический обмен». 1 1 20. Методы 1 изучения клетки. Клеточные технологии. 1 21. Неклеточные 2 формы жизни. 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. Количество часов Примечание формирование умений решать тестовые задания в формате ЕГЭ по теме. Характеризовать многообразие клеток в живом мире. Называть основное отличие клетки эукариот от клетки прокариот. Характеризовать многообразие клеток в живом мире. Называть основное отличие клетки эукариот от клетки прокариот. формирование умений решать тестовые задания в формате ЕГЭ по теме Определение основополагающих понятий: научный метод; методы исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение, моделирование, сравнительно-исторический метод. Аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам. Характеризовать отличительные особенности строения и размножения вирусов. Тестирование 2 по теме «Клетка как 1 выработка умений выполнять биологическая система». задания в формате ЕГЭ по теме 4. Организм как биологическая система. 12 часов. Размножение организмов. 1 Характеризовать и приводить конкретные примеры разных форм размножения у растений и животных. Общие закономерности онтогенеза. 1 Определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез». Называть периоды онтогенеза. Развитие организмов. 1 Сравнивать стадии развития организмов с полным и неполным превращением. Закономерности наследственности 1 Знать и понимать механизмы и изменчивости. наследования, называть законы наследственности Строение хромосом. 1 знать особенности строения и выполняемые функции хромосом, укладка ДНК. Развивать абстрактное мышления, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию при выполнении учебного задания № п/п Раздел (тема) 28. Независимое и сцепленное наследование. 1 29. Взаимодействие генов. 1 30. Наследственная и ненаследственная изменчивость. 1 31. Решение задач по генетике. 1 32. Составление родословной. 1 33. Решение заданий ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система». Тренировочное тестирование в формате ЕГЭ. 1 34. Количество часов 1 Примечание умение объяснить причины нарушения закономерностей наследования признаков, открытых Г.Менделем, закона сцепленного наследования и хромосомной теории наследственности Т. Моргана. Анализировать сущность явлений неполного доминирования и кодоминирования, приводить примеры. Объяснять определение групп крови в системе АВ0. формулировать определения понятий «генотипическая изменчивость», «мутационная изменчивость», «мутация», «мутагенные факторы»; «модификации» приводить примеры умение выполнять задания в формате ЕГЭ Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ развития навыка выполнения заданий в формате ЕГЭ проверка подготовленности к ЕГЭ по биологии