Пояснительная записка
Элективный курс включает 9 разделов, два из которых выполняют
контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений
учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к
аттестации. Семь блоков курса соответствуют содержанию экзаменационной
работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного
материала
учащимися.
В
экзаменационную
работу,
выполняемую
выпускниками средней школы, входят задания по курсу основной школы.
Изученные в 6—7 классах темы понятия не всегда повторяются в
старших классах, на это зачастую нет времени на уроках. По этой причине
необходимо дополнительное время на их повторение и понимание с учетом
знаний по общей биологии. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8
классе, является значимым для каждого человека, и его повторение и
осмысление с позиций выпускника средней школы имеет большое значение
для формирования здорового образа жизни.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и
жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из
смежных предметов — химии, физики. Повторение этих знаний в 11 классе
делает их более прочными и обоснованными. Это касается также решения
познавательных задач по молекулярной биологии, генетике и экологии.
Элективный курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11
классе).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У обучающегося будут сформированы:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей
его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
готовности
к
осознанному
выбору
дальнейшей
образовательной
траектории;
умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, принеобходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки;
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагать пути их преодоления. Учащийся получит возможность научиться:
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД Учащийся научится:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия
в информационных
источниках;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развернуто,
логично
и
точно
излагать
свою
точку
зрения
с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
Выпускник научится:
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной
сложности,
ориентироваться
в
программном
материале,
уметь
четко
формулировать свои мысли.
Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне
организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов. Выпускник
получит возможность научится:
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов
разных царств.
Сопоставлять
биологические
объекты,
процессы,
явления,
проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Устанавливать
последовательность
биологических
объектов,
процессов, явлений.
Применять биологические знания в практических ситуациях (практикоориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.
Решать
задачи
молекулярной
биологии
базового
уровня
и
повышенного на применение знаний в новой ситуации
Содержание курса
10 класс
1. ВВЕДЕНИЕ – 3 часа.
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению
бланков ЕГЭ и выполнению заданий ЕГЭ. (1 час)
Вводное тестирование.
Выполнение одной из демоверсий ЕГЭ за предыдущие годы.
Проверка выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
3. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ – 8 часов.
Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем,
саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи
генетической информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад
ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии
биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди,
А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн,
Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э.
Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.
Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: выбрать один
правильный ответ из четырех, вставить в текст правильные ответы из
предложенных, подчеркнуть в тексте ошибки и дать правильные ответы.
Практикум «Нахождение соответствия при повторении темы
«Уровни организации живой материи». Уровни организации материи:
молекулярный,
клеточный,
популяционновидовой,
тканевый,
экосистемный,
органный,
биосферный.
организменный,
Признаки
уровней:
системность, саморегуляция и др.
Практическое занятие «Основные свойства живого». Рост,
развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии,
саморегуляция, движение, определенный химический состав. Характеристика
свойств живого.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа:
выбрать один правильный ответ из четырех, найти соответствие. Анализ
результатов.
4. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 11 часов.
Обзорная лекция «Химический состав клетки». Элементарный
состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты». Строение, разнообразие и функции
нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение
задач на комплементарность.
Практикум «Нахождение соответствия между строением,
свойствами и функциями органических веществ в клетке». Углеводы. Белки.
Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная,
сигнальная и др.
Структурно-функциональная
организация
эукариотических
клеток». Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и
функции на конкретных примерах.
Практическое занятие «Клетки прокариот».
Особенности
строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой.
Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Лекция «Метаболизм в клетке». Понятие обмена веществ.
Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и
темновая фазы. Катаболизм, его признаки.Строение митохондрий. АТФ и ее роль
в клетке. Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения
энергии.
Промежуточное тестирование по теме. Выполнение заданий на
виды деятельности: давать характеристику, определение, сравнивать, объяснять,
определять логическую последовательность, выявлять причинно-следственные
связи, решать задачи.
Практикум «Методы изучения клетки». Микроскопирование,
центрифугирование,
воздействие
мутагенами,
наблюдение,
описание,
моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии.
Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме.
Собеседование
«Неклеточные
формы
жизни».
Вирусы,
бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и
жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выберите
правильные ответы (один из трех, три из шести), установите последовательность,
определите по рисунку, решите задачу. Анализ результатов.
4. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов.
Размножение организмов. Деление клеток: митоз, мейоз. Типы
размножения: бесполое, половое. Способы размножения организмов. Строение
половых клеток. Оплодотворение.
Общие закономерности онтогенеза. Стадии развития зародыша.
Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его значение.
Развитие организмов. Развитие прямое и непрямое (с полным и не
полным превращением). Влияние окружающей среды на развитие
организма (зародыша). Рудименты и атавизмы. Промежуточное тестирование.
Тестовые задания типа: определите по рисунку, установите последовательность,
выберите один правильный ответ из четырех.
Закономерности наследственности и изменчивости. Носители
наследственной информации — нуклеиновые кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение.
Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная
изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая,
или
модификационная)
изменчивость.
Сравнение
наследственной
и
ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции.
Решение задач по генетике. Решение задач на моногибридное,
дигибридное,
признаков.
анализирующее
скрещивание.
Другие
виды
наследования
Составление родословной. Наследование признаков, связанных с
полом. Методы изучения наследования признаков у человека. Изучение
родословной и составление схемы генеалогического древа семьи. Решение задач.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания группы С
— решение задач по генетике и на установление причинно-следственных связей.
Выбор одного правильного ответа из четырех.
5. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ – 9 часов.
Основные систематические категории. Предмет систематики.
Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны.
Двойные названия для видов.
Характеристика царства Растения. Разнообразие организмов,
особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.
Эволюция растений.
Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов,
особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.
Эволюция животных.
Характеристика
царства
Грибы.
Разнообразие
организмов.
Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в жизни человека и в
природе. Лишайники.
Использование
организмов в биотехнологии.
Биологические
основы выращивания культурных растений и домашних животных. Направление
развития биотехнологии.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа:
выбрать один правильный ответ из четырех, три — из шести, дописать
предложения, найти ошибки в предложенном тексте и дать правильные ответы.
Включить отдельные тестовые задания из блоков 2—4.
6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ – 8 часов.
Биосоциальная природа человека. Место человека в системе
органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и
различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих
(человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов и
систем органов человека. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда
организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и
гуморальная
регуляция
жизнедеятельности
организма.
Высшая
нервная
деятельность.
Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы
оказания первой помощи. Правила личной и общественной гигиены. Вредные
привычки. Доврачебная помощь.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на разные
виды деятельности
учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать,
делать выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности.
7. Надорганизменные системы – 8 часов.
Эволюция
органического
мира.
Развитие
жизни
на
Земле.
Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых.
Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты,
кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы.
Предварительное
тестирование
по
теме.
Тестирование
с
использованием заданий, демоверсий предыдущих лет. Анализ результатов.
Рефлексия.
Синтетическая
Движущие
силы
теория
эволюции:
эволюции
наследственная
(СТЭ).
Создатели
изменчивость,
СТЭ.
борьба
за
существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс,
естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление
новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции:
биологический прогресс и регресс.
Вид, его критерии. Популяция. Определение вида и популяции.
Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида.
Вид — единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность,
соотношение полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида,
единица эволюции.
Гипотезы возникновения жизни. Современные представления о
возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических
соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестирование по теме.
Тестовые задания на разные виды деятельности: называть, объяснять, описывать,
давать
характеристику,
систематизировать,
моделировать,
определять
логическую последовательность.
8. Экосистемы и присущие им закономерности – 9 часов.
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты –
1 час. Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы,
редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Решение познавательных задач. Работа с терминами по теме.
Экологические
Интенсивность
действия
факторы.
факторов.
Абиотические
Взаимодействие
факторы
факторов.
среды.
Пределы
выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая
пирамида.
Промежуточное тестирование по теме. Тестовые задания.
Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. Формирование
новых сообществ.
Биосфера – живая оболочка планеты. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие
и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера.
Круговорот веществ в природе. Круговорот воды, углерода,
фосфора, их роль в биосфере.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на
моделирование процессов, установление причинно-следственных связей и
логической последовательности, интеграцию знаний, интерпретацию событий,
прогнозирование, оценивание, практическое применение знаний.
9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тестирование по вариантам ЕГЭ. Задания части 1 и части 2.
Обсуждение выполненной работы. Анализ типичных ошибок.
Рефлексия.
1. Биология. Готовимся к единому государственному экзамену / В. Б.
Захаров, А. Ю. Цибулевский, Н. И. Сонин, Я. В. Скворцова. — М.: Дрофа, 2006.
2.
Мамонтов
С.
Г.
Биология.
—
М.:
Дрофа,
2008.
(Выпускной/вступительный экзамен).
3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение,
1994.
4. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.:
Просвещение, 1993.
5. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская
линия В. В. Пасечника). — М.: Дрофа, 2008.
6. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская
линия Н. И. Сонина). — М.: Дрофа, 2008.
7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004.
8. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005.
9. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2005.
10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003.
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Раздел (тема)
Количество
часов
Примечание
10 класс
1. Многообразие организмов. 9 часов.
Основные систематические
1
Характеризовать задачи науки
категории.
систематики.
Определять понятия «таксон»,
«естественная система живых
организмов».
Объяснять роль вида в классификации
организмов.
Характеристика царства
1
называть основные свойства
Растений.
представителей царства Растений.
Характеризовать их свойства и
процессы жизнедеятельности.
Эволюция растений.
1
понимать процессы эволюции
растений и их последовательность
Характеристика царства
1
называть основные признаки, свойства
Животных. Беспозвоночные.
и процессы жизнедеятельности
Беспозвоночных животных
Характеристика царства
1
называть основные признаки, свойства
Животных. Позвоночные.
и процессы жизнедеятельности
Позвоночных животных
Характеристика царства Грибов.
1
называть основные свойства и
признаки представителей царства
Грибов, их свойства и процессы
жизнедеятельности
Лишайники.
1
объяснять выделение лишайников в
отдельную группу симбиотических
орагнизмов, знать их строение и виды
Использование организмов в
1
Характеризовать особенности
биотехнологии.
биотехнологии как науки и
практической деятельности.
Раскрывать значение биотехнологии
для защиты окружающей среды.
Решение тренировочных заданий
1
формирование умений выполнять
по теме «Многообразие
задания в формате ЕГЭ
организмов».
2. Человек и его здоровье. 8 часов.
Биосоциальная природа человека.
1
Знать методы изучения организма
человека; о месте и роли человека в
природе.
Уметь характеризовать социальную
сущность человека
Строение и жизнедеятельность
1
Знать сущность процессов обмена
клеток, тканей, органов и систем
веществ, роста, возбудимости. Уметь
органов человека. Опорнораспознавать на таблицах и описывать
двигательная система.
основные органоиды клетки;
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
сравнивать клетки растений и
животных
Внутренняя среда организма
1
Знать признаки биологических
человека.
объектов, сущность биологи-ческих
процессов. Уметь устанавливать
взаимосвязь между строением и
функциями.
Обмен веществ и превращения
1
Знать определение понятий
энергии.
«пластический обмен»,
«энергетический обмен». Уметь
характеризовать сущность обмена
веществ и превращения энергии.
Нервная и гуморальная регуляции
1
Знать сущность процесса регуляции
деятельности человека.
жизнедеятельности организма. Уметь
характеризовать его механизмы.
Высшая нервная деятельность.
1
Знать особенности высшей нервной
деятельности, познавательные
процессы.
Личная и общественная гигиена.
1
Повторить вопросы гигиены, правила
Вредные привычки. Приемы
первой помощи человеку в различных
оказания первой помощи.
ситуациях.
Тренировочные задания ЕГЭ по
1
формирование умений выполнять
теме «Человек и его здоровье».
задания по типу ЕГЭ
3. Надорганизменные системы. 8 часов.
Эволюция органического мира.
1
Объяснять понятие «эволюция».
Описывать вклад различных учёных в
идею развития живого мира.
Раскрывать основные положения
теории эволюции Ж.-Б. Ламарка,
Ч,Дарвина
Решение тренировочных заданий
1
формирование умений решать задания
по теме «Эволюция
по типу ЕГЭ
органического мира».
Синтетическая теория эволюции
1
Формировать представление о
(СТЭ).
синтетической теории эволюции.
Оценивать вклад российских и
иностранных учёных в развитие СТЭ.
Результаты и направления СТЭ.
1
Определять понятия «биологический
прогресс, регресс».
Характеризовать и оценивать
значимость биологического прогресса
для эволюции.
Определять понятия «ароморфоз»,
«идиоадаптация» «общая дегенерация.
Вид, его критерии. Популяция.
1
Определять понятие «вид».
Характеризовать критерии вида,
свойства вида как биосистемы.
Определять понятие «популяция».
Характеризовать популяцию как
биосистему. Называть особенности
группового способа жизни особей в
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
популяции.
Гипотезы возникновения жизни
1
Знать ранние гипотезы происхождения
на Земле.
жизни. Уметь анализировать и
оценивать их. Объяснять вклад ученых
в формирования представлений о
происхождении жизни на Земле.
Биологическая эволюция, её
1
Называть и характеризовать основные
начальные этапы.
эволюционные преобразования
организмов на разных этапах развития
жизни на Земле.
Выполнение заданий ЕГЭ по теме
1
формирование умений выполнять
«Надорганизменные системы».
задания в формате ЕГЭ
4. Экосистемы и присущие им закономерности. 9 часов.
Естественные сообщества живых
1
Характеризовать особенности
организмов и их компоненты.
биогеоценотического уровня
организации жизни, сравнивать их с
особенностями биосферного уровня.
Решение заданий по экологии.
1
формирование умений выполнять
Работа с терминами.
задания части 1 и части 2 в формате
ЕГЭ
Экологические факторы среды.
1
знать и уметь приводить примеры
экологических факторов среды, их
влияние на биоценоз
Биотические факторы среды.
1
Характеризовать разные типы
межвидовых отношений в
биогеоценозах.
Решение заданий по типу ЕГЭ на
1
формирование умений выполнять
экологические факторы.
задания части 1 и части 2 в формате
ЕГЭ
Смена биоценозов.
1
Сравнивать понятия «смена
биогеоценозов» и «сукцессия».
Различать и характеризовать
первичные и вторичные сукцессии.
Биосфера – живая оболочка
1
Характеризовать свойства и функции
планеты.
живого вещества биосферы на
конкретных примерах.
Круговорот веществ в природе.
1
Объяснять понятия «круговорот
веществ», «поток энергии».
Выявлять и объяснять роль организмов
в биологическом круговороте веществ
и потоке энергии.
Тренировочное тестирование в
1
формирование умений решать задания
формате ЕГЭ.
в формате ЕГЭ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Раздел (тема)
Анализ
3
выполненной работы
1 разбор и анализ тестовых заданий
демоверсии ЕГЭ.
2. Биология – наука о живой природе. 8 часов.
Общебиологические
4
1 Определение основополагающих
закономерности.
понятий: научное мировоззрение,
научная картина мира, естественнонаучная картина мира, учёный,
биология.
Роль
5 биологии в формировании
1 раскрывать роль науки в
научных представлений о мире.
формировании современной научной
картины мира, практического
значения биологических знаний и
профессий, связанных с биологией.
Ученые,
6
внесшие вклад в развитие
1 актуализировать знания о развитии
знаний о живой природе.
биологии.
Промежуточное
7
тестирование.
1 проверка знаний учащихся
Уровни
8
организации живой
материи.
9.
Основные
1
свойства живого.
12.
13.
14.
Примечание
11 класс
1. Введение. 3 часа.
Виды
1
заданий ЕГЭ. Инструктаж по
1 инструктаж
заполнению бланков.
Выполнение
2
демоверсии ЕГЭ.
1 стартовое тестирование
8.
10.
11.
Количество
часов
1 Знать уровни организации жизни и
элементы, образующие уровень.
1 Знать свойства живого. Уметь
выделять особенности развития
живых организмов.
Тестовая
1
работа.
1
проверка усвоения тем
Анализ тестовой работы.
1
работа над ошибками
3. Клетка как биологическая система. 11 часов.
Химический
1
состав клетки.
1
характеризовать особенности
неорганических веществ, входящих в
состав живого, их критическая
оценка и интерпретация.
Нуклеиновые кислоты.
1
характеризовать строение и функции
нуклеиновых кислот ДНК и РНК.
Углеводы, белки, липиды, их
1
характеризовать особенности
функции.
строения и функции органических
веществ клетки
№
п/п
Раздел (тема)
15.
Решение
1
задач по теме
«Химический состав клетки».
1
16.
Структурно-функциональная
1
организация клеток прокариот.
1
17.
Структурно-функциональная
1
организация клеток эукариот.
1
18.
19.
Метаболизм
1
в клетке.
Решение
1
заданий на «фотосинтез»
и «энергетический обмен».
1
1
20.
Методы
1
изучения клетки.
Клеточные технологии.
1
21.
Неклеточные
2
формы жизни.
1
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Количество
часов
Примечание
формирование умений решать
тестовые задания в формате ЕГЭ по
теме.
Характеризовать многообразие
клеток в живом мире.
Называть основное отличие клетки
эукариот от клетки прокариот.
Характеризовать многообразие
клеток в живом мире.
Называть основное отличие клетки
эукариот от клетки прокариот.
формирование умений решать
тестовые задания в формате ЕГЭ по
теме
Определение основополагающих
понятий: научный метод; методы
исследования: наблюдение,
эксперимент, описание, измерение,
сравнение, моделирование,
сравнительно-исторический метод.
Аргументировать причины отнесения
вирусов к живым организмам.
Характеризовать отличительные
особенности строения и
размножения вирусов.
Тестирование
2
по теме «Клетка как
1
выработка умений выполнять
биологическая система».
задания в формате ЕГЭ по теме
4. Организм как биологическая система. 12 часов.
Размножение организмов.
1
Характеризовать и приводить
конкретные примеры разных форм
размножения у растений и животных.
Общие закономерности онтогенеза.
1
Определять понятия «онтогенез»,
«эмбриогенез».
Называть периоды онтогенеза.
Развитие организмов.
1
Сравнивать стадии развития
организмов с полным и неполным
превращением.
Закономерности наследственности
1
Знать и понимать механизмы
и изменчивости.
наследования, называть законы
наследственности
Строение хромосом.
1
знать особенности строения и
выполняемые функции хромосом,
укладка ДНК.
Развивать абстрактное мышления,
умения сравнивать и анализировать,
применять полученную информацию
при выполнении учебного задания
№
п/п
Раздел (тема)
28.
Независимое и сцепленное
наследование.
1
29.
Взаимодействие генов.
1
30.
Наследственная и
ненаследственная изменчивость.
1
31.
Решение задач по генетике.
1
32.
Составление родословной.
1
33.
Решение заданий ЕГЭ по теме
«Организм как биологическая
система».
Тренировочное тестирование в
формате ЕГЭ.
1
34.
Количество
часов
1
Примечание
умение объяснить причины
нарушения закономерностей
наследования признаков, открытых
Г.Менделем, закона сцепленного
наследования и хромосомной теории
наследственности Т. Моргана.
Анализировать сущность явлений
неполного доминирования и
кодоминирования, приводить
примеры.
Объяснять определение групп крови
в системе АВ0.
формулировать определения понятий
«генотипическая изменчивость»,
«мутационная изменчивость»,
«мутация», «мутагенные факторы»;
«модификации»
приводить примеры
умение выполнять задания в формате
ЕГЭ
Формирование умения строить
родословные и проводить на их
основе генетический анализ
развития навыка выполнения заданий
в формате ЕГЭ
проверка подготовленности к ЕГЭ по
биологии