Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Практикум по русскому языку» разработана на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями) (далее - ФГОС СОО); - приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО); - Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020"Об утверждении санитарныхправил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 300 «Перспектива» г Екатеринбурга; - Программы воспитания МАОУ СОШ № 300 «Перспектива» ; - Учебного плана МАОУ СОШ № 300 «Перспектива»на 2024-2025 учебный год; - Устава и локальных актов МАОУ СОШ № 300 «Перспектива». Цели курса: 1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ; 2. совершенствование языковой грамотности; 3. совершенствование письменной речи; 4. освоение норм русского литературного языка; 5. развитие логического мышления Задачи курса: 1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы; 2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки; 3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру; 4. развивать умение составлять алгоритм к задаче; 5. сформировать умение использовать разные виды чтения; 6. развивать умение анализировать текст; 7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать; 8. сформировать навыки составления собственного текста; 9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию; 10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации. Общая характеристика учебного курса Учебный курс «Практикум по русскому языку» использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д. Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учи- тывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ. Место учебного курса «практикум по русскому языку» в учебном плане На изучение Учебного курса «Практикум по русскому языку» в 10–11 классах основного среднего образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Содержание учебного курса. Информация о ЕГЭ. (2 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Текст и речь (7 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Орфоэпические нормы (1 час) Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь. Лексика (4 часа) Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Орфография (9 часов) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздель- ные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Синтаксис и пунктуация. (8 часов) Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Языковые нормы (6 часов) Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Коммуникативная компетенция (22 часа) Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Контроль (10 часов) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения обучающимися программы по учебному курсу «Практикум по русскому языку» на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения учебного курса по русскому языку на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для вы- ражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результа- тов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Тематическое планирование 10-11 классы №п/ п Наименование темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Информация о ЕГЭ Текст и речь Орфоэпические нормы Лексика Орфография Синтаксис и пунктуация Языковые нормы Коммуникативная компетенция Контроль Итого Количество часов 2 7 1 4 9 8 6 22 9 68 Электронные цифровые образовательные ресурсы http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru Календарное планирование 10-11 классы № Тема урока Часы Элементы содержания Электронные цифровые образовательные ресурсы 10 класс (34 часов) 1 Введение. ЕГЭ по русскому языку в 2023 году. 1 2 Информационная обработка текста. 1 3 Средства связи предложений в тексте. 1 4 Лексическое значение слова. 1 5 Орфоэпические нормы. 1 6-7 Паронимы 2 Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2023 года. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом. Интернет ресурсы для подготовки к ЕГЭ. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 1. Алгоритм к заданию 1 ЕГЭ. Морфологические средства связи (частицы, союзы, местоимения, наречия). Особенности формулировки и содержания задания 2. Алгоритм к заданию 2 ЕГЭ. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов. Толковый словарь. Словарная статья. Особенности формулировки и содержания задания 3. Алгоритм к заданию 3 ЕГЭ. Орфоэпия. Ударение. Ударный слог. Нормы ударения в русском языке. Орфоэпический словарь. Особенности формулировки и содержания задания 4. Алгоритм к заданию 4 ЕГЭ. Паронимы. Паронимические пары. Словарь паронимов. Лексические нормы: употребление http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru 8-9 Образование форм слова 2 10 Правописание корней 1 11 Правописание приставок 1 12 Правописание суффиксов различных частей речи(кроме -н-/нн-) 1 13 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 1 14- Правописание НЕ и НИ 15 с разными частями речи. 2 16- Слитное, дефисное, 17 раздельное написание 2 паронима в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. Особенности формулировки и содержания задания 5. Алгоритм к заданию 5 ЕГЭ. Морфологические нормы (образование форм слова). Особенности формулировки и содержания задания 6. Алгоритм к заданию 6 ЕГЭ. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне. . Приставки на согласную, чередование согласной. Приставки с чередующимися гласными. Приставка пре-/при. Приставка на согласную и корень на и-. Особенности формулировки и содержания задания 9. Алгоритм к заданию 9 ЕГЭ. Правописание суффиксов ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик. Особенности формулировки и содержания задания 10. Алгоритм к заданию 10 ЕГЭ. Спряжение глаголов. Причастие и его виды. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Особенности формулировки и содержания задания 11. Алгоритм к заданию 11 ЕГЭ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Особенности употребления частиц НЕ и НИ. Особенности и содержания формулировки задания 12. Алгоритм к заданию 12 ЕГЭ. Правописание частей речи слитно, раздельно и через дефис. Особенности формулировки и со- http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru 18 19 слов с разными частями речи. Правописание -Н- и НН-в различных частях речи Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в ССП. 1 1 20- Знаки препинания в 21 предложениях с обособленными членами 2 22- Знаки препинания в 23 предложениях конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 2 24 Знаки препинания в СПП 25- Знаки препинания в СП 26 с разными видами связи 1 2 держания задания 13. Алгоритм к заданию 13 ЕГЭ. Правописание суффиксов н/нн в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях. Особенности формулировки и содержания задания 14. Алгоритм к заданию 14 ЕГЭ. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Ряды однородных членов. Особенности формулировки и содержания задания 15. Алгоритм к заданию 15 ЕГЭ. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами). Однородные обособленные члены. Границы обособленных членов предложения. Особенности формулировки и содержания задания 16. Алгоритм к заданию 16 ЕГЭ. Вводное слово и конструкция. Виды вводных слов. Обращение. Границы обращения в предложении. Знаки препинания при вводных слова и обращениях. Особенности формулировки и содержания задания 17. Алгоритм к заданию 17 ЕГЭ. Сложноподчиненное предложение. Границы главного и придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Особенности формулировки и содержания задания 18. Алгоритм к заданию 18 ЕГЭ. Виды связи между частями сложного предложения. Границы простых частей внутри сложного предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения и на стыке со- http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru 27- Синтаксические и 28 грамматические нормы. 2 29- Лексические нормы. 30 2 31- Тестовые задания в 34 формате ЕГЭ. 4 № Тема урока Часы юзов. Особенности формулировки и содержания задания 19. Алгоритм к заданию 19 ЕГЭ. Типы грамматических и синтаксических ошибок. Особенности формулировки и содержания задания 7. Алгоритм к заданию 7 ЕГЭ. Виды лексических ошибок. Особенности формулировки и содержания задания 20. Алгоритм к заданию 20 ЕГЭ. Отработка задания 1-20 ЕГЭ по русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ. Элементы содержания http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru Электронные цифровые образовательные ресурсы 11 класс (34 часа) 1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 1 2 Функциональносмысловые типы речи. 1 3 Лексика русского языка. 1 Текст и его признаки. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 21. Алгоритм к заданию 21 ЕГЭ. Описание, повествование, рассуждение и их особенности. Особенности формулировки и содержания задания 22. Алгоритм к заданию 22 ЕГЭ. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы, контекстные синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Группы слов по http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru Средства связи предложений в тексте. 1 Языковые средства выразительности. 2 7 Критерии оценки задания 26 ЕГЭ. 1 8-9 Типы текстов в задании 26 ЕГЭ. 2 1011 Проблематика текста. 2 1213 Комментарии и примеры из текста. 2 1415 16 Авторская позиция. 2 1 1718 Аргументация собственного мнения. Литературный аргумент. 1920 Аргумент из жизненного опыта. 2 4 5-6 2 происхождению и употреблению. Особенности формулировки и содержания задания 23. Алгоритм к заданию 23 ЕГЭ. Синтаксические, морфологические и лексические средства связи предложений в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 24. Алгоритм к заданию 24 ЕГЭ. Лексические и синтаксические средства выразительности, тропы и стилистические фигуры. Особенности формулировки и содержания задания 25. Алгоритм к заданию 25 ЕГЭ. Обзор критериев оценки задания 26, их особенности и взаимосвязь. Работа с готовым сочинением по критериям. Художественный и публицистический текст, их особенности (проблемы, герои, позиция автора, аргументы) Критерий 1. Тема и проблема. Тематика и проблематика текстов в задании 26 ЕГЭ. Формулировка проблемы. Основная проблема текста. Критерий 2. Комментарии. Тезис и аргумент. Текстологическая и аналитическая составляющие примера из текста. Речевое оформление примера из текста. Критерий 3. Автор, рассказчик, герой. Способы выражения авторской позиции. Критерий 4. Тезис и аргумент. Речевое оформление собственной позиции. Критерий 4. Текстологическая и аналитическая составляющие литературного аргумента. База литературных аргументов. Критерий 4. Понятие о жизненном опыте. Личный опыт. Виды аргументов для критерия 4. Ба- http://www.ege.edu.ru . http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru . http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3034 Структура сочинения по заданию 26 ЕГЭ. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи. 1 1 1 Орфографические и пунктуационные ошибки. Грамматические нормы. Речевые нормы. 1 Этические нормы, фактологическая точность в фоновом материале. Алгоритм написания сочинения к заданию 26 ЕГЭ. Процедура проведения ЕГЭ по русскому языку. 1 Тест ЕГЭ (26 заданий). 5 1 1 1 1 за аргументов из жизненного опыта. Композиция сочинения по заданию 26 ЕГЭ. Ло- http://www.ege.edu.ru гика рассуждения. План сочинения. Критерий 5. Основные законы логики. Понятие . http://www.ege.edu.ru логической ошибки, виды логических ошибок. Абзац, абзацное членение текста. Критерий 6. Содержание и форма сочинения. Точность в понимании лексическое значения слова. Разнообразие грамматического строя. Средства языковой выразительности в сочинении. Критерии 7, 8. Понятие о самопроверке. Проверка правописания. Проверка знаков препинания. Критерий 9. Грамматические ошибки и их виды. Критерий 10. Речевые ошибки и их виды. Понятие о едином стиле сочинения. Критерий 11, 12. Понятие этических норм. Фактические ошибки при приведении аргументов по критерию 4. http://www.ege.edu.ru Пошаговый алгоритм написания сочинения. Проблема. Комментарий. Приме из текста. Позиция автора. Тезис и аргумент. Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку. Процедура подачи апелляции. Сроки действий результатов ЕГЭ. Пересдача ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Отработка задания 1-26 ЕГЭ по русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ. http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.ege.edu.ru Формы организации образовательного процесса. Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др. На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»). продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»). Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы: рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.) беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи») работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»). анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»). При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п. Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе. Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий). Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 1. Васильевых И.П., Иванов С.Л., Дощинский Р.А. ЕГЭ-2023. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под редакцией И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование» 2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010. 3. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2011. 4. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – 2-е изд., испр. – Москва: Интеллект-центр 5. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к сформулированной проблеме текста: подготовка к выполнению части 2 / Г.Т. Егораева. – М. : Издательство «Экзамен» 6. ЕГЭ 2023. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых задний / Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Егораева Г.Т. – М. : Издательство «Экзамен» 7. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Гурдаева Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2022. 25 тренировочных вариантов : учебнометодическое пособие / Под редакцией Н.А. Сениной 8. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. / Под редакцией Н.А. Сениной. Интернет-ресурсы. 1. http://www.ege.edu.ru 2. http://www.fipi.ru 3. http://reshuege.ru/