Положение о средневзвешенной системе оценивания достижений обучающихся

1. Общие положения
1.1. Положение о средневзвешенной системе оценивания достижений обучающихся
(далее - Положение) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 300 «Перспектива» (далее - МАОУ СОШ №300 «Перспектива»)
разработано в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
− Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 23 мая 2025).
− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115 ( с изменениями от 4 марта 2025).
− Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от
18.06.2025).
− Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от
18.06.2025).
− Приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями
от 12.08.2022).
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования".
− Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 372.
− Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 370.
− Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 371.
− Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.09.2019 №13395 «О размещении Методических рекомендаций по повышению объективности оценки
образовательных результатов».
− Письмом Минпросвещения России от 05.06.2025 N ОК-1656/03 "О направлении
рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по использованию результатов оценочных процедур
в системе общего образования с целью повышения качества образования").
− Письмом Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №ТС-2176/04 «О материалах для
формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся».
− Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г. №556 «Об
утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения
мероприятий по оценке качества образования».
− Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 мая 2025 г. №
991“Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения
всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым
проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования, в 2025/2026 учебном году”.

2

− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
− Уставом МАОУ СОШ №300 «Перспектива».
1.2. Настоящее положение устанавливает единые требования
перевода
средневзвешенной отметки предметных результатов образовательной деятельности
обучающихся в пятибалльную отметку в МАОУ СОШ №300 «Перспектива».
1.3. Средневзвешенная система оценивания образовательных достижений
обучающихся МАОУ СОШ №300 «Перспектива» представляет собой интегральную оценку
результатов всех видов деятельности обучающихся в учебных периодах (четвертях и
полугодиях), а также её учет при выставлении итоговой отметки.
1.4. Средневзвешенная система оценивания образовательных достижений
обучающихся предполагает введение весового коэффициента к отметке при 5-балльной шкале
оценивания за все виды учебной деятельности в ходе текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся.
1.5. Средневзвешенная система оценивания вводится во всех классах и параллелях
МАОУ СОШ №300 «Перспектива» начиная со 2 класса с целью стимулирования и активизации
учебной деятельности учащихся, повышения объективности оценки их знаний, умений и
навыков, обеспечения четкого оперативного контроля за качеством учебного процесса.
1.6. Цели использования средневзвешенной системы оценивания:
− обеспечение объективности оценивания образовательных результатов обучающихся;
− реализация системно-деятельностного, уровневого и комплексного подходов к оценке
образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
− обеспечение комплексной оценки планируемых результатов освоения обучающимися
ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО;
− использование комплекса оценочных процедур для выявления динамики индивидуальных
образовательных достижений обучающихся;
− создание условий для мотивации повышения качества образовательных результатов
обучающихся;
− развитие внутренней системы оценки качества образования.
2. Функции средневзвешенной системы оценивания образовательных
достижений обучающихся при освоении основных образовательных программ
2.1. Средневзвешенная система оценивания включает учет и подсчет баллов,
полученных на протяжении всего учебного периода (четверти, полугодия, года) за различные
виды учебной работы (диагностические работы, контрольные работы, самостоятельные
работы, тесты, защиты проектов, ответы на уроке, домашние работы и т. д.).
2.2. Средневзвешенная система оценивания учитывается при определении итоговой
отметки. ФГОС устанавливает требования к образовательным результатам освоения
обучающимися основных образовательных программ. Достижение предметных и
метапредметных результатов освоения основных образовательных программ общего
образования является предметом итоговой отметки, определяемой в соответствии со
средневзвешенной системой оценивания.
2.3. Средневзвешенная система оценивания направлена на качественную подготовку
учеников, глубокое усвоение ими изучаемого материала и включает всестороннюю оценку
учебной деятельности обучающихся в учебном году.
3. Права и ответственность участников образовательного процесса при
реализации средневзвешенной системы оценивания
3

3.1. Формы контроля знаний и их количество определяются методическими
объединениями исходя из объема и содержания каждой учебной дисциплины, фиксируются в
соответствующей учебной программе и доводятся до сведения обучающихся и родителей
через электронный журнал, родительские собрания и классные часы.
3.2. Средневзвешенная система оценивания является открытой для всех участников
образовательного процесса. Информация о средневзвешенной системе оценивания доводится
до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) через сайт Школы,
родительские собрания, классные часы и т.п.
4. Правила выставления отметки при использовании средневзвешенной системы
оценивания
4.1. Средневзвешенная отметка за учебный промежуток (четверть, полугодие)
определяется с учётом весового коэффициента (К) каждого вида работы, и демонстрирует
более объективный показатель успеваемости.
4.2. Каждый вид работы (контрольная, самостоятельная работа, ответ на уроке,
проверка тетрадей, др. типы заданий) имеет свой собственный весовой коэффициент (К), что
позволяет рассчитывать средневзвешенную отметку и объективно оценить успеваемость
обучающихся (Приложение № 1).
4.3. Весовой коэффициент (К) вида учебной деятельности – это числовой
коэффициент, отражающий значимость данного вида деятельности, в т.ч. текущего контроля и
промежуточной аттестации, в сравнении с другими видами учебной деятельности.
4.4. Весовой коэффициент вида учебной деятельности направлен на повышение роли
отдельных форм текущего и промежуточного контроля, снижение роли случайных факторов
при оценивании образовательных достижений обучающихся.
4.5. Значение коэффициента (К) устанавливается по шкале от 1 до 10 баллов.
4.6. Формула для расчета средневзвешенного балла: средневзвешенный балл = (сумма
произведений отметок на вес каждой из них) : (сумма весов этих отметок).
4.7. Пример расчёта средневзвешенной отметки рассмотрен в Приложении 2.
4.8. Полученный результат переводится в 5-балльную отметку в соответствии со
шкалой перевода и доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных
представителей).
4.9. Текущая оценка достижений учитывается при определении итоговой отметки.
4.10. Выставление текущих отметок обучающимся осуществляется в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
5. Заключительные положения
5.1. Данное Положение является обязательным для исполнения всеми
педагогическими работниками школы с момента его утверждения в установленном порядке.
5.2. Настоящее Положение действует до момента разработки и принятия нового
нормативного локального акта, регламентирующего требования к выставлению текущих и
итоговых оценок.
5.3. Спорные вопросы по использованию средневзвешенной системы оценивания
рассматриваются на совещании методического объединения учителей предметной области и
на совещании заместителей директора школы.

4

Приложение 1
Тип заданий и их весовые коэффициенты
(шкала от 1 до 10)
Вид учебной работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

Анализ текста
Аудирование
Говорение
Грамматическое задание
Диагностические и тренировочные работы, в том числе ВПР
Диалогическая речь
Диктант
Доклад, сообщение
Домашняя работа
Изложение
Индивидуальный проект
Коллективный проект
Комплексная контрольная работа
Комплексный анализ текста
Контрольная работа
Контрольное списывание
Лабораторная работа
Математический диктант
Монолог/диалог
Обучающее изложение, сочинение
Орфографическая работа
Ответ на уроке (устный или письменный)
Пение
Письмо
Практическая работа
Презентация
Проверочная работа
Работа на уроке (задания базового уровня)
Работа на уроке (задания повышенного уровня)
Работа над ошибками
Работа с историческими источниками, картами, схемами, таблицами
Рабочая тетрадь (конспект)
Реферат
Самостоятельная работа
Сдача спортивных нормативов
Словарный диктант
Сочинение
Списывание
Творческая работа
Тест
Техника чтения (начальная школа)
Устный счет
Цифровое домашнее задание
Чтение наизусть, выразительное чтение, пересказ
Эссе
5

К
5
5
5
5
10
5
10
6
3
10
10
8
10
8
10
10
6
8
5
7
5
4
8
8
7
5
10
4
7
2
7
4
6
8
10
5
10
4
8
8
5
5
3
6
8

Шкала перевода баллов в традиционную (5-балльную) отметку
Баллы
меньше 1.56
1.56 - 2.55
2.56 - 3.55
3.56 - 4.55
4.56 - 5

Отметка
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»

Схема выставления годовых отметок по четвертям
I четверть
4
5
4
5
4
5
3
4
3
4
4
3
2
3
2
3
2
3

II четверть
5
4
5
4
4
5
4
3
4
3
4
3
3
2
3
2
2
3

III четверть
4
5
5
4
5
4
3
4
4
3
3
4
2
3
3
2
3
2

IV четверть
5
4
4
5
5
4
4
3
3
4
3
4
3
2
2
3
3
2

Схема выставления годовых отметок по полугодиям
I полугодие
5
4
5
4
4
3
3
2
3
2

II полугодие
5
4
4
5
3
4
3
3
2
2

6

Год
5
4
4
5
3
4
3
3
2
2

Год
5
4
5
4
5
4
4
3
4
3
3
4
3
2
3
2
3
2

Приложение 2

Расчет средневзвешенной отметки
Каждое задание, каждый вид учебной работы, выполняемой в процессе урочной и
внеурочной деятельности, имеет свой собственный «вес» (контрольная, самостоятельная
работа, ответ на уроке, проверка тетрадей – все они будут иметь разный вес), что позволяет
рассчитывать средневзвешенную отметку и тем самым более объективно оценивать
успеваемость обучающихся.
Возможные значения веса отдельных видов учебной работы – от 1 до 10. Значение 0
означает, что соответствующий столбец классного журнала не должен учитываться при расчете
средневзвешенной оценки.
Формула для расчета средневзвешенного балла
Средневзвешенный балл = (сумма произведений отметок на вес каждой из них) :
(сумма весов этих отметок).
Пример подсчета средневзвешенной оценки
Особенности подсчета:
1. «Долги» ученика (невыполненные задания с обязательной оценкой, т.е. «точки» в журнале,
причем, только те, срок выполнения которых истёк) учитываются как минимальные оценки
равные «2» и при подсчете средневзвешенного приравниваются к «двойкам».
2. Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки.
3. На результат «взвешивания» влияют только отметки и «точки» в журнале (в дневнике
ученика задания с обязательной отметкой выделены цветом).
Пример подсчета средневзвешенной оценки:
Пусть в течение четверти было 2 контрольных работы (вес каждой - 10), 2
самостоятельных работы (вес - 9), три ответа у доски (вес - 4).
Ученик получил за первую контрольную «3», вторую пропустил, за одну
самостоятельную получил «2», за вторую «4» балла. Ответы у доски «5», «4», «3».
Если выписать оценки в ряд, получим: 3, н, 2, 4, 5, 4, 3. По среднему баллу 3,5 ученик
претендует на «4».
Однако, если использовать вес оценок, получим: 3∙10 + 2∙9 + 4∙9 + 5∙4 + 4∙4 + 3∙4 = 132
балла: первое слагаемое 3∙10 - первая контрольная,
2-е, 3-е, слагаемые с весом 9 - это самостоятельные работы,
4-е, 5-е, 6-е слагаемые с весом 4 - ответ у доски.
Совокупный вес оценок (включая обязательные оценки, а не только полученные
учеником): 1∙10 + 2∙9 + 3∙4 = 40:
1∙10 - получена 1 оценка с весом 10;
2∙9 - получено 2 оценки с весом 9;
3∙4 - получено 3 оценки с весом 4.
Итоговая оценка ученика будет равняться 132/40 = 3,3.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».