РП ФЧ Актуальные вопросы обществознания 10-11 кл

-

-

Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы,
овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся
получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология,
политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет
обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов
на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об
обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к
сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему
содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по
предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по
модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание»,
«Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический

материал

адекватен

кодификатору

элементов

содержания

по

обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена
логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность
курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть
содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится
письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного
блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними
призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по
обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на
отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках
обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия
форму;
выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач;

-

формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых
в рамках ЕГЭ:
биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его
описания;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в
различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и
исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных
явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных
объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного
списка;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому
контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальногуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий,
ситуаций;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

-

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной
информации

по

определенной

теме

из

оригинальных,

неадаптированных

текстов

(философских, научных, правовых, политических, публицистических);
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам.
Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом,
связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат
выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
решение заданий части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней
сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная
работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения программы элективного курса «Актуальные
вопросы обществознания» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в
образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны
отражать:
1)
развитие личности обучающихся средствами курса, предлагаемого для освоения
учебного предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения,
ценностносмысловых
установок;
развитие
познавательных,
регулятивных
и

-

коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению;
2)
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
3)
развитие способности к непрерывному самообразованию, к овладению
ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному
приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному
решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и
коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4)
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать
избранное направление образования;
5)
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
1)
отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2)
отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания; определение своего места в поликультурном мире; 4)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
5)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
6)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
7)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
8)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику общественных
отношений.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать

-

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации
из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5)
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
6)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть
различные стратегии решения задач;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и
внеучебных ситуациях;
способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей
оценку;
умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование социально-политических процессов;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать
выводы);
способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно
исследовательской деятельности;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими
моделями и реальными объектами для их объяснения;

-

овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для
объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать
информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
умение анализировать явления и события социального характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах
над задачами исследовательского характера;
умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия
партнеров;
развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой,
языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по программе учебного (элективного) курса «Актуальные
вопросы обществознания» обучающийся научится по темам:
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания
и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

-

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
«Общество как сложная динамическая система»:
характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
«Экономика»:
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность разных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм
их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами
своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); - различать
и сравнивать пути достижения экономического роста.
«Социальные отношения»:
выделять критерии социальной стратификации;

-

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействия с другими людьми с
позиций толерантности.
«Политика»:
выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;

-

обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы; - устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в
политике.
«Правовое регулирование общественных отношений»:
сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ,
с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
аргументировать
важность
соблюдения норм экологического
права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема
в образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;

-

извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК, РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные
вопросы обществознания» обучающийся получит возможность научиться по темам:
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в
учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров - социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.
«Общество как сложная динамическая система»:
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных
сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции
и перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в
разных формах (текст, схема, таблица).
«Экономика»:
выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных
экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

-

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
«Социальные отношения»:
выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на
основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в
России.
«Политика»:
находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
«Правовое регулирование общественных отношений»:
действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных
задач в разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
Место курса «Право. Основы правовой культуры»
в учебном плане
На курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 68 учебных
часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе.
2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

-

«Актуальные вопросы обществознания» 10-11 класс
10 класс:
Раздел 1. Человек и общество - 10 часов
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Социализация индивида.
3. Деятельность
4. Познание мира.
5. Общество как форма жизнедеятельности людей.
6. Духовная культура общества.
7. Искусство, его основные функции.
8. Образование как социальный институт.
9. Итоговое повторение раздела «Человек и общество».
10. Резервный час.
Раздел 2. Экономика - 16 часов 11.
Экономика и экономическая наука.
12. Экономические системы.
13. Спрос и предложение.
14. Конкуренция и ее виды.
15. Экономика фирмы.
16. Роль государства в экономике.
17. Инфляция.
18. Безработица.
19. Банковская система.
20. Финансовые институты.
21. Налоги.
22. Государственный бюджет.
23. Ценные бумаги.
24-25. Итоговое повторение раздела «Экономика».
26. Резервный час.
Раздел 3. Социальные отношения - 9 часов 27.
Социальные группы.
28. Социальная стратификация.
29. Социальная мобильность.
30. Семья.
31. Социальный контроль.
32. Социальный конфликт.
33. Итоговое повторение раздела «Социальные отношения».
34. Резервный час.
11 класс:
Раздел 4. Политическая система общества - 11 часов 35.
Понятие и признаки государства.
36. Государственное устройство.

-

37. Функции государства.
38. Политический режим.
39. Демократия: ее признаки, виды.
40. Политический процесс.
41. Политические партии.
42. Политическая элита и политическое лидерство.
43-44. Итоговое повторение раздела «Политическая система».
45. Резервный час.
Раздел 5. Конституция Российской Федерации - 10 часов 46.
Конституция Российской Федерации.
47. Основы конституционного строя Российской Федерации.
48. Права и свободы человека и гражданина.
49-50. Федеративное устройство Российской Федерации.
51-52. Организация государственной власти в Российской Федерации.
53-54. Итоговое повторение раздела «Конституция Российской Федерации».
55. Резервный час.
Раздел 6. Право - 13 часов
56-57. Право, его роль в жизни общества и государства.
58. Субъекты гражданского права.
59. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты.
60. Семейное право.
61. Трудовое право.
62. Юридическая ответственность.
63. Правоохранительные органы.
64. Гражданское процессуальное право.
65. Особенности уголовного процесса.
66-67. Итоговое повторение раздела «Право».
68. Обобщающее повторение.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс:
№
Название раздела /темы
Виды деятельности обучающихся
разде
ла/
урок
Тема 1. Человек и общество
1
Человек
как
результат Осуществлять
рефлексию
познавательной
биологической
и деятельности, смысловое чтение. Анализировать
социокультурной эволюции.

Колич
ество
часов
10
1

-

общую структуру
учебного материала
2

Социализация индивида.

3

Деятельность

4-5

Познание мира.

6

Общество
как
форма
жизнедеятельности людей.

7

Духовная
культура
общества.
Искусство, его основные
функции.
Образование
как
социальный институт.
Итоговое
повторение
раздела
«Человек
и
общество».

8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема 2. Экономика
Экономика и экономическая
наука.
Экономические системы.
Спрос и предложение.

и

основные

компоненты

Устанавливать
ретроспективные
внутрипредметные связи. Анализировать роль
сознания в человеческой жизни. Осуществлять
смысловое чтение и преобразовывать текстовый
материал в схему «Структура познания». Объяснять
взаимосвязь индивидуального и общественного
познания. Осуществлять рефлексию собственного
процесса познания. Давать сравнительную оценку
роли чувственного и рационального в процессе
познания мира. Сравнивать разные виды познания,
осуществлять смысловое чтение. Устанавливать
межпредметные связи с физикой, химией,
математикой в процессе изучения уровней
научного познания. Формулировать определения
методов научного познания. Определять на
конкретных примерах ложь, истину и заблуждение.
Осуществлять смысловое чтение. Анализировать
различные толкования истины. Сравнивать
эффективность различных критериев истины.
Рассматривать свойства истины на конкретных
примерах. Устанавливать межпредметные связи с
естественными науками. Составлять сложный план
выступления на тему «Научное познание и истина»

1
1
2
1
1
1
1
1

16
Выделять
и
формулировать
характерные 1
особенности рыночных структур; выявлять
противоречия рынка; раскрывать роль и место 1
фондового рынка в рыночных структурах; 1
раскрывать возможности финансирования малых и
крупных фирм; обосновывать выбор форм бизнеса 1
Конкуренция и ее виды.
в конкретных ситуациях; различать источники 1
Экономика фирмы.
Роль
государства
в финансирования малых и крупных предприятий; 1
определять практическое назначение основных
экономике.
функций
менеджмента;
определять
место 1
Инфляция.
маркетинга
в
деятельности
организации;
применять
Безработица.
1
полученные
знания
для
выполнения
социальных
Банковская система.
1
ролей
работника
и
производителя;
оценивать
свои
Финансовые институты.
1
возможности
трудоустройства
в
условиях
рынка
Налоги.
1
труда;
раскрывать
фазы
экономического
цикла;
Государственный бюджет.
1
высказывать аргументированные суждения о
Ценные бумаги.
противоречивом влиянии процессов глобализации 1
Итоговое
повторение на различные стороны мирового хозяйства и 2
национальных
экономик;
давать
оценку
раздела «Экономика».
противоречивым последствиям экономической
глобализации;
извлекать
информацию
из
различных источников для анализа тенденций

-

общемирового
экономического
экономического развития России.

развития,

Тема
3.
Социальные
9
отношения
27
Социальные группы
Выделять причины социального неравенства в 1
истории и современном обществе; высказывать
28
Социальная стратификация обоснованное
суждение
о
факторах, 1
29
Социальная мобильность
обеспечивающих успешность самореализации 1
молодежи в современных условиях; анализировать
ситуации, связанные с различными
30
Семья
способами разрешения социальных конфликтов; 1
выражать собственное отношение к различным
способам разрешения
31
Социальный контроль.
социальных
конфликтов;
оценивать
роль 2
толерантности
в
современном
мире;
находить
и
32
анализировать социальную
33
Социальный конфликт.
информацию о тенденциях развития семьи в 1
современном обществе; выявлять существенные
параметры
34
Итоговое
повторение данных переписи населения в Российской 1
раздела
«Социальные Федерации, давать им оценку; выявлять причины и
отношения».
последствия
11 класс:
№
Название раздела /темы
Виды деятельности обучающихся
Колич
разде
ество
часов
ла/
урок
а
Тема 4. Политическая система общества
11
1-2
Понятие
и
признаки Выделять субъектов политической деятельности и
государства.
объекты политического воздействия; различать
3
Государственное устройство. политическую власть и другие виды власти; 1
устанавливать
связи
между
социальными 1
4
Функции государства.
интересами, целями и методами политической 2
5
Политический режим.
6
Демократия: ее признаки, деятельности; высказывать аргументированные 1
суждения о соотношении средств и целей в
виды.
политике; раскрывать роль и функции политической 1
7
Политический процесс.
системы;
характеризовать
государство
как 1
8
Политические партии.
центральный
институт
политической
системы;
9
Политическая
элита
и
1
обобщать
и
систематизировать
информацию
о
политическое лидерство.

-

1011

12
13
14

15
16
17

Итоговое повторение раздела сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в 2
«Политическая система».
общественном
развитии)
демократии;
характеризовать демократическую избирательную
систему;
различать
мажоритарную,
пропорциональную, смешанную избирательные
системы; устанавливать взаимосвязь правового
государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный
смысл
правового
государства;
определять
роль
политической
элиты
и
политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической
идеологии;
раскрывать
на
примерах
функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о
значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе; оценивать
роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы
политического процесса; приводить примеры
непосредственного
и
опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное
суждение о значении участия граждан в политике;
находить,
анализировать
информацию
о
формировании
правового
государства
и
гражданского общества в Российской Федерации,
выделять проблемы; выделять основные этапы
избирательной кампании; в перспективе осознанно
участвовать в избирательных кампаниях; отбирать
и систематизировать информацию СМИ о
функциях и значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку
личных качеств и деятельности политических
лидеров;
характеризовать
особенности
политического процесса в России; анализировать
основные тенденции современного политического
процесса.
Тема 5. Конституция Российской Федерации
Конституция
Российской Сравнивать правовые нормы с другими
Федерации.
социальными нормами; выделять основные
Основы конституционного элементы системы права; выстраивать иерархию
строя
Российской нормативных актов; выделять основные стадии
законотворческого процесса в Российской
Федерации.
Права и свободы человека и Федерации; различать понятия «права человека» и
«права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
гражданина.
Федеративное устройство связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией
Российской Федерации

10
2
1
1
2

-

18
19
20
21

Организация
государственной власти в
Российской Федерации.
Итоговое
повторение
раздела
«Конституция
Российской Федерации».

26

Тема 6. Право
Право, его роль в жизни
общества и государства.
Субъекты
гражданского
права.
Имущественные
и
неимущественные
права и способы их
защиты.
Семейное право.

27

Трудовое право.

22
23
24
25

32
33

Юридическая
ответственность.
Правоохранительные
органы.
Гражданское
процессуальное право.
Особенности
уголовного
процесса.
Итоговое
повторение
раздела «Право».

34

Обобщающее повторение

28
29
30
31

гражданами своих прав и свобод; обосновывать
взаимосвязь между правами и обязанностями 2
человека и гражданина, выражать собственное
отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей; действовать в
пределах правовых норм для успешного решения 2
жизненных задач в разных сферах общественных
отношений.
13
Аргументировать важность соблюдения норм
2
экологического права и характеризовать способы
защиты
экологических
прав;
раскрывать 1
содержание
гражданских
правоотношений;
применять полученные знания о нормах
гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений; 1
различать
организационно-правовые
формы
предприятий;
характеризовать
порядок
1
рассмотрения гражданских споров; давать
обоснованные
оценки
правомерного
и 1
неправомерного поведения субъектов семейного
права, применять знания основ семейного права в 1
повседневной жизни; находить и использовать в
повседневной жизни информацию о правилах 1
приема
в
образовательные
организации
профессионального и высшего образования; 1
характеризовать условия заключения, изменения и
расторжения трудового договора; иллюстрировать 1
примерами
виды
социальной
защиты
и
социального
обеспечения;
извлекать
и
анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа
(Конституция РФ, ГПК РФ, АПК, РФ, УПК РФ); 2
объяснять основные идеи международных
документов, направленных на защиту прав
человека.
1

-

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обязательная литература (УМК из федерального перечня)
1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н.
Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.;под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ; Рос. акад.
наук, Рос. акад. образования. –М. : Просвещение, 2018. – 356 с.
2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н.
Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.;под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ; Рос. акад.
наук, Рос. акад. образования. –М. : Просвещение, 2018. – 352 с.
3. Обществознание: 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений :
базовый уровень / О.Б. Соболева, В.В. Барабанов,С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин ; под общ. ред.
Г.А. Бордовского. – 2-е изд.,дораб. и доп. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 256 с.
4. Воронцов, А.В. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / А.В. Воронцов,
Г.Э. Королева, С.А. Наумов, К.С. Романов ; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – 2-е изд., испр. и
дораб. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 328 с.
5. Никитин, А.Ф. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень : учебник /А.Ф. Никитин, Г.И.
Грибанова, А.В. Скоробогатько, Д.С. Мартьянов. – М.:Дрофа, 2013. – 236 с.
6. Никитин, А.Ф. Обществознание. Базовый уровень. 10 кл. : учебник /.Ф. Никитин, Г.И.
Грибанова, Д.С. Мартьянов. – М. : Дрофа, 2013. – 191 с.Дополнительная литература
1. Боголюбов, Л.Н. Школьный словарь по обществознанию.10–11 класс. – М. : Просвещение,
2016. – 96 с.
2. Брандт, М.Ю. Обществознание. Понятия и термины. Толковый словарь ФГОС. – М. :
Экзамен, 2017. – 128 с.
3. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи
и ответы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. :
Просвещение, 2017. – 254 с
4. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практикум и диагностика :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. :
Просвещение, 2017. – 248 с.

-

5. Котова, О.А. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс /О.А. Котова, Т.Е.
Лискова. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017. – 224. с.
6. Маркин, С.А. Обществознание в схемах и таблицах : учеб. Пособие мдля
общеобразовательных организаций. – М. : Омега-Л, 2017. – 160 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru/: официальный сайт Министерства образования РФ.
2. http://www.kremlin.ru/: официальный сайт Президента РФ.
3. http://www.garant.ru/: Гарант (законодательство с комментариями).
4. http://www.consultant.ru/: Консультант-плюс (справочные правовые системы).
5. http://www.edu.ru/: Российское образование. Федеральный портал.
6. http://ismo.ioso.ru/: Институт общего среднего образования Российской академии
образования (ИОСО РАО). Сайты исследовательских лабораторий, тематические
видеоконференции.
7. http://www.hist.msu.ru/: Исторический факультет МГУ.
8. http://socionet.ru: Соционет.
9. http://fcior.edu.ru/: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
10. http://school-collection.edu.ru: коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».