Пояснительная записка
Данный курс «Географическая картина мира», составлен на основе разделов «География
мировых природных ресурсов», «География населения мира», «География отраслей
мирового хозяйства» изучаемых в 10-11 классах. Материал курса дополняет материалы
уроков, при этом он не повторяет основных положений, фактов, определений,
содержащихся в учебнике, и делает акцент на разностороннее развитие и практическую
часть.
В этом курсе дана характеристика мировых природных ресурсов, основных отраслей
мирового хозяйства, развитие транспорта в условиях НТР, его изменения. Несколько
уроков отведено на непроизводственную сферу, где рассматриваются новые понятия для
учащихся. Материал курса позволяет более полно рассмотреть отрасли промышленности,
заострить внимание учащихся на биотехнологиях, используемых в сельском хозяйстве,
«зеленой революции». Рассматриваются вопросы охраны окружающей среды, основные
процессы движения населения мира. Курс «Географическая картина мира» позволяет
расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные
знания. Программа данного курса предусматривает развитие у учащихся навыков работы с
научными и публицистическими текстами, навыка самостоятельного получения знаний,
реферирования, анализа информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работы с
контурной картой, картографирования социально-экономических показателей, анализа
территориальной статистики, поиска территориальной экономической статистики в СМИ и
Интернете, поиска необходимой информации в смежных науках (например, в школьных
учебниках и атласах по истории и экономике), оценки факторов размещения.
Цели и задачи курса:
• Дать характеристику географии мировых природных ресурсов;
• Раскрыть международный характер проблемы «Общество и окружающая
среда»;
• Раскрыть особенности развития современного мирового хозяйства;
• Дать характеристику основным отраслям промышленности;
• Показать развитие сельского хозяйства и влияние на него НТР;
• Охарактеризовать мировую транспортную систему и ее развитие в условиях
НТР;
• Сформировать общее представление о международных экономических
отношениях, об особенностях современной внешней торговли и об особой
роли современной международной финансовой деятельности.
Актуальность курса:
Курс актуален применяемыми организационными формами и упором на
практическое закрепление материала. Курс предусматривает максимальное
использование в процессе обучения развивающих практических заданий. Целью
каждого занятия в большинстве случаев становится самостоятельный подход
учащихся к процессу обучения как на уроках, так и дома. Продолжая закреплять
ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.
Продолжительность курса: 34 часа в год.
Содержание программы
Введение (1 час)
Традиционные и новые методы географических исследований. Этапы статистического
изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Способы
и формы получения географической информации. Геоинформационные системы.
География мировых природных ресурсов (9 часов)
Ресурсообеспеченность.
Природно-ресурсный
потенциал
разных
территорий.
Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.
Основные типы природопользования. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
Человек и природная среда. Международный характер проблемы «Общество и
окружающая среда».
География населения мира (8 часов)
Источники данных о численности населения. Динамика численности населения (гипотеза
Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Демографическая политика.
Закономерности размещения населения мира. Демографические пирамиды. География
культуры (языки, религии, историко-культурные районы мира). Влияние религий на
хозяйственную жизнь. Этносы. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Урбанизация как
мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития
страны.
География отраслей мирового хозяйства (16 часов)
Отрасли промышленности (8 часов)
Изучение основных отраслей промышленности мира. Альтернативные источники
энергии и их будущее. Определить структуру добычи минерального сырья; основные
страны-поставщики минерального сырья на мировой рынок. Объяснить изменение роли
горнодобывающей промышленности в эпоху НТР. Охарактеризовать проблемы
горнодобывающей промышленности. Роль обрабатывающей промышленности в мировом
хозяйстве. Основные страны-лидеры в обрабатывающей промышленности. Роль НИС и
ключевых стран в промышленности мира. Изменение географии черной металлургии в
мировой промышленности. Роль машиностроения в эпоху НТР, география
автомобилестроения, основные страны в мировом машиностроении. Определение
основных отраслей химической промышленности мира, основных стран мира. Развитие
химической промышленности в эпоху НТР. Изменение географии легкой
промышленности.
Сельское хозяйство мира (4 часа)
Агробизнес. Зеленая революция. Биотехнологическая революция. Аквакультура.
Марикультура. Севооборот. Характеристика центров происхождения культурных
растений. Анализ структуры растениеводства; география мирового растениеводства.
Мировое производство продовольственных культур. Страны-лидеры по размерам
валового сбора пшеницы и риса. Структура и география технических и
непродовольственных культур. Структура и главные районы животноводства. Изменение
мирового поголовья скота. География производства и потребления животноводческой
продукции. Развитие и география мирового рыболовства. Уровень развития сельского
хозяйства и его влияние на окружающую среду.
Транспорт мира (2 часа)
Динамика развития мировой транспортной сети; влияние НТР; уровень развития.
География мировых грузопотоков. Структура мирового морского флота (нефтеналивные
танкеры, сухогрузы, танкеры, пассажирские суда). Морские порты мира – универсальные,
специализированные. Динамика мировых пассажирских авиаперевозок. Крупнейшие
аэропорты мира. Контейнеризация. «Транспортные мосты». Влияние транспорта на
окружающую среду.
Международные экономические отношения (2 часа)
Формы международных экономических отношений. Основные модели
экономической стратегии: экспортноориентированная, импортозамещающая. Свободные
экономические зоны. Офшорные зоны. Внешняя торговля. Международная финансовая
деятельность. Мировые финансовые центры. ТНК. Фондовые биржи. Транснациональные
банки. Международные валютно-финансовые отношения.
Формы и методы обучения
Реализация
данной
программы
предусматривает
использование
личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного
процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе
теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает
следующую типологию уроков:
•
•
•
•
уроки-лекции;
уроки применения знаний на практике;
уроки самостоятельной работы;
уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными
формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
•
•
•
•
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
самостоятельная;
работа в группах;
индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых
отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися должны отражать готовность и
способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
• идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе
формирования элементов географической и экологической культуры;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историкокультурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
•
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных
источников географической информации в решении учебных и (или) практикоориентированных задач;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в
группе.
физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему
здоровью;
• потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области
географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем и географических
особенностей их проявления;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических
знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть
решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
• координировать и выполнять работу при решении географических задач в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих
географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических географических задач, применению
различных методов познания природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
• владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
• формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
• уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
• выбирать и использовать различные источники географической информации,
необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами
географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и
интерпретации информации различных видов и форм представления;
• выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с
учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
• оценивать достоверность информации;
•
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том
числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
• владеть различными способами общения и взаимодействия;
• аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
• сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы;
• развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
• использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
• делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
• оценивать приобретённый опыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
• оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
• использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
• саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
• признавать своё право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса географии должны отражать:
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов
и территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов в
пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы
распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади
территории, стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными
формами правления и государственного устройства, стран-лидеров по производству
основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных
международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам
минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию,
ложную урбанизацию, эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и
демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения
и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том
числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства
(объёмы ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших
отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения показателей, характеризующих
демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и
отдельных стран, с использованием источников географической информации, сравнения
структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и
стран по обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами с
использованием источников географической информации, для классификации крупнейших
стран, в том числе по особенностям географического положения, форме правления и
государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам
воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России, для
классификации ландшафтов с использованием источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том
числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана,
хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения,
между развитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать опасные
природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой
населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на
окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство,
политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство,
федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв,
демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав
населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого
развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические
беженцы», расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная
урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная
экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация, международное
географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная
энергетика», «зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация
мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические
отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
5) сформированность
умений
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим
источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной
структуры населения отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.)
географическую информацию о населении мира и России, отраслевой и территориальной
структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных
отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том
числе:
объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом
воспроизводства населения, направления международных миграций, различия в уровнях
урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала
на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших
социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и
явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран с
использованием источников географической информации, влияние урбанизации на
окружающую среду, тенденции развития основных отраслей мирового хозяйства и
изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата и уровня
Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в
атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества:
различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня
Мирового океана.
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема урока (раздел)
Количество
часов
Введение (1 час)
Традиционные и новые методы географических
1 час
исследований. Способы и формы получения
географической информации.
География мировых природных ресурсов (9 часов)
Ресурсообеспеченность.
1 час
Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
1 час
Территориальные сочетания природных ресурсов.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран
1 час
основными видами природных ресурсов.
География природных ресурсов Земли. Основные
1 час
типы природопользования.
Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
1 час
Человек и природная среда.
1 час
Международный характер проблемы «Общество и
1 час
окружающая среда».
Междисциплинарный характер проблемы «Общество
и окружающая среда».
Семинар. Доклады учащихся
1 час
География населения мира (8 часов)
Источники данных о численности населения.
1 час
Динамика численности населения (гипотеза Т.
Мальтуса, модель демографического перехода).
Демографическая политика. Закономерности
1 час
размещения населения мира. Демографические
пирамиды.
География культуры (языки, религии, историко1 час
культурные районы мира). Влияние религий на
хозяйственную жизнь.
Этносы. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
1 час
Форма
проведения
занятия
лекция
практикум
практикум
практикум
лекция
лекция
практикум
практикум
практикум
семинар
практикум
практикум
лекция
лекция
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь
1 час
урбанизации и уровня социально-экономического
развития страны.
Определение демографической ситуации и
1 час
особенностей демографической политики в разных
странах и регионах мира.
Определение степени обеспеченности крупных
1 час
регионов и стран трудовыми ресурсами.
Семинар. Доклады учащихся
1 час
География отраслей мирового хозяйства (16 часов)
Отрасли промышленности (8 часов)
Топливная промышленность мира.
1 час
Электроэнергетика.
1 час
Горнодобывающая промышленность. Черная
1 час
металлургия.
Цветная промышленность
1 час
Машиностроение мира.
1 час
Химическая промышленность.
1 час
Легкая промышленность.
1 час
Семинар. Доклады учащихся
1 час
Сельское хозяйство мира (4 часа)
Мировое сельское хозяйство. «Зеленая революция».
1 час
Центры происхождения культурных растений и
1 час
домашних животных. Растениеводство мира.
Животноводство мира.
Анализ мирового производства и потребления
1 час
зерновых культур.
Семинар. Доклады учащихся
1 час
Транспорт мира (2 часа)
Характеристика транспорта мира.
1 час
Развитие транспорта в эпоху НТР.
1 час
Международные экономические отношения (2 часа)
Международные экономические отношения.
1 час
Мировая торговля.
1 час
лекция
практикум
практикум
семинар
лекция
лекция
лекция
лекция
лекция
лекция
лекция
семинар
лекция
практикум
лекция
семинар
лекция
лекция
лекция
семинарпрактикум
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. География 10 -11 класс: базовый и углубленный уровень, «Полярная звезда» автор:
Гладкий Ю.Н., В.В. Николина
2. Атлас по курсу «География. Экономическая и социальная география мира».
3. Контурные карты по курсу «География. Экономическая и социальная география мира».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа курса «География». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Гладких Ю.Н.
2.Методические рекомендации к учебнику Гладких Ю.Н. «География» для 10—11 классов.
3.Текущий и итоговый контроль по курсу «География: контрольно-измерительные
материалы» к учебнику Гладких Ю.Н. «География» для 10-11 классов
общеобразовательных организаций.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo УЧИ.РУ (образовательный портал на базе
интерактивно платформы для обучения детей)
https://onlinetestpad.com/ru/tests Онлайн тест PAD (онлайн конструктор тестов, опросов,
кроссвордов)
https://geo-oge.sdamgia.ru/ образовательный портал для подготовки к экзаменам и ВПР
ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program
Internetурок https://interneturok.ru/subject/geografy/
Инфоурок. Видеоуроки и презентации https://iu.ru/video-lessons
videouroki.net Видеоуроки по географии класс https://videouroki.net/video/geografiya/
Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com