Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса,
которым предстоит сдача экзаменационного сочинения по литературе,
являющегося одним из этапов допуска к ЕГЭ, и написание сочинениярассуждения по русскому языку.
В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа
художественных произведений, познакомятся с теоретическим материалом,
литературоведческими терминами и принципами создания собственного
текста по законам классического сочинения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему,
формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказывать то,
что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному
творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир,
реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в
будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а понастоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь
свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку,
в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем не
реализовывал себя.
Написание
сочинения-рассуждения
(часть
2)
в
структуре
Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для
современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме проверить
и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую
грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков:
понимание содержания предложенного текста и его проблемы;
формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции
письменного
высказывания,
соблюдая
нормы
русского
языка.
Многолетний опыт подготовки выпускников к Единому государственному
экзамену показывает, что основные трудности в выполнении третьей части
работы связаны с ограничением времени на экзамене, за которое им нужно
проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое
высказывание, опираясь на авторскую позицию, выраженную, как правило, не
прямо, а опосредованно, при помощи средств языка. Также не все выпускники
хорошо знакомы с критериями оценивания части 2, которыми будут
руководствоваться проверяющие при разборе экзаменационной работы,
анализируя не работу в целом, а отдельно каждую составляющую.
Именно поэтому возникла необходимость введения данного курса при
подготовке к сочинению-рассуждению, благодаря которому обучающиеся
могли бы добиться максимально предельных результатов на итоговой
аттестации.
Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в
том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои
мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения,
позволяют подготовить учащихся к итоговому сочинению по литературе, а
также
к
сочинению-рассуждению
по
русскому
языку.
Программа элективного курса создана на основе критериев оценивания
задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2023 г.
Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерального компонента
государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего
образования по русскому языку базового и профильного уровней, а также
материалов,
опубликованных
на
сайте
ФГБНУ
«ФИПИ».
Ценность данной программы заключается в соединении доступности, глубины
и широты подачи учебного материала по литературе и русскому языку, что
поможет старшеклассникам подготовиться к написанию итогового сочинения
и сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Цель: данного элективного курса заключается в развитии
речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в
подготовке его к написанию итогового сочинения по литературе и сочинениярассуждения по русскому языку.
Задачи:
1.
Познакомить обучающихся с критериями оценивания итогового
сочинения по литературе и сочинения-рассуждения по русскому языку.
2.
Совершенствовать умение понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей.
3.
Совершенствовать
умение
конструировать
письменное
высказывание.
4.
Развивать навыки грамотного владения письменной речью.
5.
Совершенствовать умение передавать в письменной форме
индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою
оценку фактов и явлений.
6.
Формировать и развивать умения подбирать аргументы,
органично вводить их в текст.
7.
Совершенствовать умение стройно и логично излагать свои
мысли.
Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются
при выполнении практических заданий, связанных с анализом стилевых
особенностей и жанровой специфики художественных текстов и отбором
материала для написания сочинения.
В результате изучения элективного курса выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать
информацию, содержащуюся в тексте); определять его основную тему,
важнейшие мысли, позицию автора; оценивать позицию автора, на этой
основе формировать замысел собственного высказывания, определять его
основную мысль; выстраивать композицию письменного высказывания,
подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые
средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать
нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно
выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого
поведения. Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он
не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот
курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского
языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи
учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин
и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное
редактирование, культура речи.
Место предмета элективного курса «Теория и практика написания
сочинений для 11 класса» В 11 классе на элективный курс отводится 17 ч (0,5
ч. в неделю 34 рабочие недели.)
Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней
школы программы по русскому языку являются: владение всеми видами
речевой деятельности:
1) адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
3) способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
4) овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
5) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
6) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
7) умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
8) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
9) владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);
10) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации
в процессе письменного общения;
Предметными результатами освоения учащимися средней школы
программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание программы элективного курса
«Теория и практика написания сочинений по литературе и русскому
языку»
I. Введение (1 ч)
Цели и задачи элективного курса. Сочинение как вид письменной
работы по литературе и русскому языку. Требования к итоговому сочинению
по литературе. Структура сочинения. Критерии оценивания сочинения.
II. Теория и практика написания итогового сочинения по литературе. (16
ч)
Подбор материалов для аргументации по разделам:
Раздел 1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»,
Раздел 2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека»,
Раздел 3. «Природа и культура в жизни человека».
Написание и корректировка текстов сочинений.
III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)
Особенности написания сочинения-рассуждения по русскому языку.
Критерии оценивания.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Приемы
формулировки проблемы. Речевые клише для формулирования проблемы
исходного текста. Типичные ошибки при формулировании проблемы текста.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отличие
комментария от пересказа. От формулировки проблемы к комментарию. От
комментария к формулировке проблемы. Речевые клише для
комментирования проблемы исходного текста.
Что такое пример иллюстрация из прочитанного текста? Пояснение к
каждому примеру-иллюстрации. Смысловая связь между примерамииллюстрациями. Речевые клише для пояснения примеров-иллюстрации.
Речевые клише, называющие смысловую связь между примерамииллюстрациями.
Отражение позиции автора исходного текста. Языковые средства,
выражающие авторскую позицию. Как выявить позицию автора? Как
сформулировать позицию автора? Речевые клише, используемые для
выражения позиции автора. Типичные ошибки при формулировании позиции
автора.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Типы аргументов.
Способы ввода аргументов. Речевые клише для формулирования своей точки
зрения.
Заключение. Виды заключений. Типовые конструкции, используемые в
выводе.
Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность, речевая
связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи.
Орфографические ошибки. Пунктуационные ошибки. Грамматические
ошибки. Речевые ошибки. Соблюдение этических норм. Фактические ошибки.
Разбор готовых сочинений в формате ЕГЭ.
Тематическое планирование
11КЛАСС
№
Количество часов
Наименование
раздела и тем
програмы
Всего
Контрольные
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Практические
работы
Раздел 1.Введение. (1 час)
1.
Особенности
итогового сочинения
в 2025 – 2026
учебном году. Общие
требования к
сочинению.
Структура сочинения.
Критерии
оценивания
сочинения.
1
Итого по разделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
Раздел 2. Теория и практика написания итогового сочинения по литературе
(16 часов)
2.
3.
4.
Подбор материалов
для аргументации к
темам подразделов
1.1. «Внутренний мир
человека и его
личностные
качества» и 1.2.
«Отношение
человека к другому
человеку
(окружению),
нравственные
идеалы и выбор
между добром и
злом»
1
Подбор материалов
для аргументации к
темам подразделов
1.3. «Познание
человеком самого
себя» и 1.4. «Свобода
человека и её
ограничения»
1
Урок-практикум:
написание и
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
1
корректировка
текстов сочинений.
5.
Подбор материалов
для аргументации к
темам подразделов
2.1. «Семья, род;
семейные ценности и
традиции», 2.2..
«Человек и
общество», 2.3.
«Родина,
государство,
гражданская позиция
человека»
1
Урок-практикум:
написание и
корректировка
текстов сочинений.
2
Подбор материалов
для аргументации к
темам подразделов
3.1. «Природа и
человек», 3.2. «Наука
и человек», 3.3
«Искусство и
человек», 3.4 «Язык и
языковая личность»
1
8.
Урок-практикум:
написание и
корректировка
текстов сочинений.
2
10.
Анализ сочинений.
1
6.
7.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
11.
12.
13.
Разновидности
вступления к
сочинению.
1
Основная часть
сочинения.
1
Заключение. Порядок
работы над
композиционными
частями сочинения.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
14.
Урок-практикум
«Оцени сочинение по
критериям»
2
1
Итого по разделу
16
3
Общее количество
часов по программе
17
3
Литература:
1. А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич. Русский язык. Литература. Итоговое
выпускное сочинение в 11 классе. Учебно-методическое пособие под
редакцией Н.А.Сениной. Ростов-на -Дону: Легион, 2015.
2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.:
Просвещение, 2011.
3.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
4. Красовская С.И. и др. Сочинение? Легко! 10 – 11 классы: пособие для
учащихся. – М.: Просвещение, 2015.
5. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе: 10 – 11 классы:
пособие для учителей. - : Просвещение, 2015.
6. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36
вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное
образование», 2023.
7. Колчина С.Е. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ по новым критериям.Москва: Эксмо, 2019