Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 10 класса, которые изучают географию на углубленном
уровне и расширяет курс социально-экономической географии.
Этот курс поможет школьникам продолжить и систематизировать полученные на уроках знания по
географии. Главные принципы, на которых строится курс, научность, системность, доступность. Это
позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми понятиями и компетенциями.
Актуальность курса заключается в расширении общественных знаний по географии.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в изучении материала в
тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности и овладении умениями,
необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Учащиеся учатся собирать
информацию, работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично
излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как
единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее. Поскольку данный курс носит
синтетический характер, призван обеспечить систематизацию представлений школьников о
действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания.
Выполняя практические задания, содержащиеся в данном курсе, учащиеся выступают в роли
исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся связать свои познания
об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности – демографических,
политических, экономических и экологических.
Основная цель курса: формирование мировоззрения учащихся, системы их ориентации и
самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания. Программой
предусмотрены различные формы и методические приемы проведения занятий: лекционные,
практические (лекция, семинар, беседа, деловая игра и т. д.), а также вариантность при отборе
фактографического материала и определении темы практического занятия.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Тема 1. Введение в курс общественной географии (2 часа)
Идея общественной географии заключается в том, чтобы отразить постепенное высвобождение
человека и человеческого общества и от сил природы, и от житейских забот. Сегодня все более
главенствующими становятся для нас, людей, именно отношения внутри общества. География на
первых своих этапах развития была сосредоточена на изучении природных сил, потому что человек
зависел от их дифференциации в решающей степени. Затем настала очередь сельского хозяйства
занять место главной темы не физической географии, потому что подавляющее большинство
человечества было занято аграрным трудом. В XX веке на первый план выдвигается промышленность,
и география становится экономической. Но наступает новый век, в передовых странах доля занятых в
промышленности опускается ниже одной пятой, настает время для человечества сосредоточиться на
общественных отношениях - по крайней мере, там, где проблема пропитания уже давно решена. А это
значит, что настает время и для географии перенести свои акценты с экономики на более широкие
темы, связанные с жизнью общества как такового, а не только одной из ее ипостасей - хозяйства.
Сегодня многие ученые (за рубежом М. Кастельс, у нас В. Иноземцев) говорят о «постэкономическом»
обществе. Суть этого термина вовсе не в том, что экономика как бы отменяется, а в том, что теперь
ученый, который попытается изучать общество, сосредоточившись только на хозяйственной
деятельности, не сможет его понять. Вот почему географии пора переходить на более широкую,
нежели хозяйство, тематику.
Методы географической науки.
Практические работы:
1. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и
представление ее в графической и картографической форме.
Тема 2. Классификация и типология стан мира (3 часа)
Типология стран - сложная и осмысленная дисциплина, ее российский основатель В.В. Вольский
просто-таки заклинал не сводить ее к ранжированию. Так что правильнее было бы эту тему ввести в
раздел «Политическая карта мира». Различия стран современного мира по размерам территории,
численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы
стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Понятие о географическом регионе.
Основные варианты регионального деления мира.
Практические работы:
1. Составление классификаций стран мира по разным признакам.
РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика мира (23 часа)
Тема 1. Экологическая культура. Природа и общество (5 часов)
Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой.
Переход биосферы в ноосферу. В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание.
Экологическая культура прошлого и настоящего. Экологическая культура будущего, прогнозируемые
характеристики. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный
потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География
природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
Практические работы:
1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Тема 2. Человек на Земле (5 часов)
Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической
истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков. Человек - это Homo
sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды,
своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с
каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский. Пределы роста
человечества. Демографические пирамиды. Особенно обращает на себя внимание упражнение с
интерактивной половозрастной пирамидой России с прогнозом. Этнография и этносы. Расселение
людей по планете. Людность регионов. Распределение городов по Ципру.
Практические работы:
1. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Тема 3. Время и пространство (8 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Научно – техническая революция.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов
мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание
свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений.
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Практические работы
1. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих
банковские и другие виды международных услуг.
Тема 4. География отраслей мирового хозяйства (5 часов)
География важнейших отраслей: ТЭК, добывающая и обрабатывающая промышленность мира,
сельское хозяйство, транспорт мира. Международное географическое разделение труда.
Практические работы: 1. Работа над творческим проектом.
РАЗДЕЛ 3. Региональная характеристика мира (5 часов)
Тема 1. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной
Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного
развития; новые индустриальные страны и др. группы). Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки,
Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном
географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Практические работы:
1. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов
мира; определение их географической специфики.
РАЗДЕЛ 4. Калейдоскоп проблем (1 час)
Тема 1. Калейдоскоп проблем.
Устойчивое развитие - это гармоничное сочетание и взаимодействие частей государства, это
политический мир между ними, несмотря на различие взглядов, это их равенство, несмотря на
контрасты географической среды и исторической судьбы.
Формы и методы обучения
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного
обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его
взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и
практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию
уроков:
•
•
•
•
уроки-лекции;
уроки применения знаний на практике;
уроки самостоятельной работы;
уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами
вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
•
•
•
•
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
самостоятельная;
работа в группах;
индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений,
организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие
самостоятельности как черты личности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
•
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
• идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования
элементов географической и экологической культуры;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных
объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира для применения различных источников географической
информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного
поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
• потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических
наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем и географических особенностей их проявления;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний,
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с
использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
• координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих
географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических географических задач, применению различных методов познания
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
• владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
• формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
• уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
• выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые
для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей
их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и
форм представления;
• выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её
назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
• оценивать достоверность информации;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и
ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
• владеть различными способами общения и взаимодействия;
• аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
• сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы;
• развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных
вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
• использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
•
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
• делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
• оценивать приобретённый опыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
• оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
• использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
• признавать своё право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса географии должны отражать:
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин,
её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и
территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов в
пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы
распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади территории,
стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными формами правления и
государственного устройства, стран-лидеров по производству основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, основных международных магистралей и транспортных узлов,
стран-лидеров по запасам минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию,
эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их
проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том числе: для
определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства (объёмы ВВП,
промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства в
отдельных странах, сравнения показателей, характеризующих демографическую ситуацию,
урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием
источников географической информации, сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных
и постиндустриальных стран, регионов и стран по обеспеченности минеральными, водными,
земельными и лесными ресурсами с использованием источников географической информации, для
классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям географического положения, форме
правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам
воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России, для классификации
ландшафтов с использованием источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том числе между
глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной
деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и
технологии и возможностями человека прогнозировать опасные природные явления и противостоять
им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней
ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения, развитием отраслей
мирового хозяйства и особенностями их влияния на окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий:
применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство, политикогеографическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное
государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис,
демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения, экономически
активное население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения,
миграции населения, «климатические беженцы», расселение населения, демографическая политика,
субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые
индустриальные, нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство,
международная экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация,
международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика»,
«зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация мировой экономики и
деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать
форму фиксации результатов наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической
информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных
и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим
источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной структуры
населения отдельных стран с использованием источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных
источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.)
географическую информацию о населении мира и России, отраслевой и территориальной структуре
мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных
социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том числе:
объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом
воспроизводства населения, направления международных миграций, различия в уровнях урбанизации,
в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала на формирование
отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных
явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших
социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления, в том
числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран с использованием источников
географической информации, влияние урбанизации на окружающую среду, тенденции развития
основных отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры,
изменение климата и уровня Мирового океана для различных территорий, изменение содержания
парниковых газов в атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления
глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана.
Тематическое планирование
Форма
проведения
п/п
урока-занятия
Раздел I: Введение в курс экономической географии (5 часов)
1
Введение в курс экономической географии
лекция
2
комплексного
Методы географической науки
применения
знаний
3
Классификация и типология стран мира
практикум
4
Типология стран мира по уровню социально- лекция
экономического развития
5
Районирование мира
лекция
Общие
вопросы
региональной
географии.
Историко-географические регионы мира
Раздел II: Общая характеристика мира (23 часа)
6.
Взаимодействие общества и природы
лекция
7.
комплексного
Природные ресурсы мира
применения
знаний
8.
Ресурсообеспеченность стран мира
практикум
9.
комплексного
Природопользование и экологические проблемы
применения
знаний
10. Обобщение и систематизация знаний по теме самостоятельн
"Мировые природные ресурсы. Загрязнение и ой работы
охрана окружающей среды"
Человек на Земле (5 часов)
11. Население мира
лекция
Численность и воспроизводство населения.
Миграции населения мира
12.
комплексного
Структура населения мира
применения
знаний
13.
комплексного
Характеристика трудовых ресурсов и занятости
применения
населения по регионам мира. Миграции
знаний
14. Сравнение показателей населения стран мира: практикум
Размещение населения и формы расселения
15. Обобщающее повторение и тестирование по теме самостоятельн
"Население мира"
ой работы
Время и пространство (8 часов)
16. Современное мировое хозяйство
лекция
№
Тема
Количе
ство
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЦОР
https://resh.edu.ru/
Российская
электронная школа
https://uchi.ru/teachers/l
k/subjects/modern_geo
УЧИ.РУ
(образовательный
портал на базе
интерактивно
платформы для
обучения детей)
https://onlinetestpad.co
m/ru/tests Онлайн тест
PAD (онлайн
конструктор тестов,
опросов, кроссвордов)
https://geooge.sdamgia.ru/
образовательный
портал для
подготовки к
экзаменам и ВПР
ЯКласс https://www.ya
klass.ru/p/geografiya#p
rogram
Internetурок https://inte
rneturok.ru/subject/geo
grafy/
Инфоурок.
Видеоуроки и
презентации https://iu.r
u/video-lessons
videouroki.net
Видеоуроки по
географии
Научно-техническая революция
лекция
Влияние НТР на отраслевую структуру мирового лекция
хозяйства
19.
комплексного
Международная специализация и кооперирование применения
интеграционные зоны, крупнейшие фирмы, ТНК
знаний
20.
комплексного
Отрасли международной специализации стран и
применения
регионов мира
знаний
21.
комплексного
Воздействие НТР на мировое хозяйство
применения
знаний
22. Территориальная
структура
хозяйства
и самостоятельн
региональная политика стран мира
ой работы
23.
комплексного
Обобщающее повторение по теме "НТР и мировое
применения
хозяйство"
знаний
География отраслей мирового хозяйства (5 часов)
24.
лекция
География промышленности: ТЭК
1
1
комплексного
применения
знаний
комплексного
применения
знаний
1
комплексного
Сельское хозяйство
применения
знаний
28.
комплексного
География транспорта
применения
Виды транспорта
знаний
Раздел III: Региональная характеристика мира (5 часов)
29. География
международных
экономических лекция
отношений.
Страны Европы
30. Зарубежная Азия.
лекция
Африка
31. Страны и народы Северной и Южной Америки.
лекция
1
17.
18.
25.
Горнодобывающая
Металлургия
26.
Обрабатывающая промышленность:
Машиностроение
Химическая, лесная промышленность
Лёгкая и пищевая промышленность. Главные
страны и районы
промышленность
мира.
27.
32
33.
Россия в современном мире
Географические
России
аспекты
важнейших
Раздел IV: Калейдоскоп проблем (1 час)
34. Глобальные
проблемы
человечества.
решения.
практикум
комплексного
проблем
применения
знаний
Пути лекция
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
класс https://videouroki
.net/video/geografiya/
Тесты, опросы,
кроссворды https://app
.onlinetestpad.com
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. География 10 -11 класс: базовый и углубленный уровень, «Полярная звезда» автор:
Гладкий Ю.Н., В.В. Николина
2. Атлас по курсу «География. Экономическая и социальная география мира».
3. Контурные карты по курсу «География. Экономическая и социальная география мира».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа курса «География». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Гладких
Ю.Н.
2.Методические рекомендации к учебнику Гладких Ю.Н. «География» для 10—11 классов.
3.Текущий и итоговый контроль по курсу «География: контрольно-измерительные
материалы» к учебнику Гладких Ю.Н. «География» для 10-11 классов
общеобразовательных организаций.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo УЧИ.РУ (образовательный портал на базе
интерактивно платформы для обучения детей)
https://onlinetestpad.com/ru/tests Онлайн тест PAD (онлайн конструктор тестов, опросов,
кроссвордов)
https://geo-oge.sdamgia.ru/ образовательный портал для подготовки к экзаменам и ВПР
ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program
Internetурок https://interneturok.ru/subject/geografy/
Инфоурок. Видеоуроки и презентации https://iu.ru/video-lessons
videouroki.net Видеоуроки по географии класс https://videouroki.net/video/geografiya/
Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com